Научная статья на тему 'Социально-экономическая эффективность управления аграрной сферой в регионах Азербайджана'

Социально-экономическая эффективность управления аграрной сферой в регионах Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / АГРАРНАЯ СФЕРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКСПОРТ / РЕСУРС / ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / АГРАРНАЯ РЕФОРМА / REGION / MANAGEMENT / AGRARIAN SPHERE / ENTREPRENEURSHIP / AGRICULTURE / EXPORT / RESOURCE / POTENTIAL / DEVELOPMENT / AGRARIAN REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Амиров Имран Баламирза Оглы, Гаджиева Зулфия Эльман Кызы

В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности управления социально-экономическим развитием аграрной сферы на региональном уровне, обеспечивающие экономическое развитие страны. На основе информации Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики рассмотрены результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий по регионам. Проведен сравнительный анализ валовой продукции сельского хозяйства регионов Азербайджана по годам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Efficiency Management of the Agricultural Sector in the Regions Azerbaijan’s

The article deals with the economic efficiency of management of socio-economic development of the agricultural sector at the regional level, ensuring the economic development of the country. On the basis of information of the state Statistics Committee of the Republic of Azerbaijan the results of activity of the agricultural enterprises on regions are considered. A comparative analysis of the gross agricultural output of the regions of Azerbaijan over the years.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая эффективность управления аграрной сферой в регионах Азербайджана»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

УДК 338.431.2 ББК 65.32

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРОЙ В РЕГИОНАХ АЗЕРБАЙДЖАНА

И. Б. Амиров, З. Э. Гаджиева

Сумгаитский государственный университет, Сумгаит, Азербайджанская Республика

В статье рассмотрены вопросы экономической эффективности управления социально-экономическим развитием аграрной сферы на региональном уровне, обеспечивающие экономическое развитие страны. На основе информации Государственного Комитета Статистики Азербайджанской Республики рассмотрены результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий по регионам. Проведен сравнительный анализ валовой продукции сельского хозяйства регионов Азербайджана по годам.

Ключевые слова: регион, управление, аграрная сфера, предпринимательство, сельское хозяйство, экспорт, ресурс, потенциал, развитие, аграрная реформа.

ECONOMIC EFFICIENCY MANAGEMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE REGIONS AZERBAIJAN'S

I.B. Amirov, Z.Ye. Hajiyev

Sumgait state University, Sumgait, Republic of Azerbaijan

The article deals with the economic efficiency of management of socio-economic development of the agricultural sector at the regional level, ensuring the economic development of the country. On the basis of information of the state Statistics Committee of the Republic of Azerbaijan the results of activity of the agricultural enterprises on regions are considered. A comparative analysis of the gross agricultural output of the regions of Azerbaijan over the years.

Keywords: region, management, agrarian sphere, entrepreneurship, agriculture, export, resource, potential, development, agrarian reform.

Осуществляемые в Азербайджанской Республике реформы и успешное развитие ненефтяного сектора экономики признаны многими авторитетными международными организациями. Правительство страны, осуществляя проду-

манную стратегию, направленную на развитие ненефтяного сектора экономики, поддерживает стабильность темпа добычи нефти, не увеличивая его. Таким образом, страна старается сберечь нефть для будущих поколений и проводит работу,

направленную на ускорение темпов развития ненефтяного сектора.

Президент Азербайджана возложил на правительство страны задачу увеличения ВВП в 2 раза в ближайшие 10 лет. Этот рост должен быть обеспечен за счет ненефтяного сектора. Согласно прогнозам, в ближайшие 3 года рост ВВП в ненефтяном секторе составит в среднем 8 % в год [2].

В обновленном рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2017—2018 гг. Азербайджан занял 35-е место, улучшив позиции по сравнению с предыдущим рейтингом на два пункта. На сегодня это самый лучший показатель страны в отчете ВЭФ за последние два года.

В то же время будут продолжать осуществляться меры по усовершенствованию структуры экономики. Приоритетными направлениями будут модернизация нефтегазового сектора и нефтехимической промышленности, диверсификация и развитие ненефтяной промышленности, расширение возможностей использования альтернативных и возобновляемых источников энергии, развитие частного сектора и усиление продовольственной безопасности, расширение и развитие торгового и обслуживающего видов деятельности, усовершенствование структуры внешней торговли и инвестиций. Ставится цель — в охватываемый концепцией период довести среднегодовые реальные темпы роста ВВП по ненефтяному сектору до уровня, превышающего 7 % [2].

Основная задача, стоящая на нынешнем этапе, заключается в ускорении диверсификации экономики и сохранении высоких темпов развития ненефтяного сектора вне зависимости от уровня нефтяных доходов, повышении конкурентоспособности и расширении экспортных возможностей. В Концепции развития «Азер-байджан-2020: взгляд в будущее» за основу взята экономическая модель экспортной направленности и предусмотрено, что повышение конкурентоспособности и усовершенствование структуры экономики будут способствовать росту ненефтяного экспорта. Поощрение и расширение инновационной деятельности наряду со стремительным развитием ненефтяной промышленности создадут благоприятную почву для формирования в стране экономики, основанной на знаниях. Важными условиями для достижения поставленных целей являются полное и максимально эффективное использование всех возможностей страны, имеющихся экономических, социальных и политических ресурсов, создание условий для усиления потенциала республики. С этой точки зрения предусмотрено развитие энергетической, транспортной, транзитной и логистической ин-

фраструктуры, а также особое внимание уделено развитию регионов, формированию региональных центров развития с учетом конкурентных преимуществ каждого региона, развитие инфраструктуры и социальных услуг в городской и сельской местности.

В будущем будет улучшено обеспечение сельскохозяйственных производителей современной техникой, удобрениями, семенами и саженцами. Предусмотрено дальнейшее улучшение научного обеспечения и подготовки кадров в аграрном секторе. Будут осуществляться стимулирующие меры по интенсивному развитию различных отраслей сельского хозяйства, поддерживаться инициативы по созданию крупных зерноводческих хозяйств. С точки зрения интенсивного развития сельского хозяйства будут продолжать приниматься меры по созданию в регионах складских комплексов на основе самых современных технологий, регулированию сезонных цен, предотвращению потерь продукции, защите внутреннего рынка и повышению экспортного потенциала страны [8].

По итогам предыдущего отчетного года Азербайджанская Республика добилась стабильности и жила в условиях безопасности. В 2017 г. в экономике республики были достигнуты положительные результаты. В указанный период валовой внутренний продукт увеличился по сравнению с предыдущим годом. Самый положительный результат был достигнут в ненефтяном секторе, где он составил 2,5 %. В промышленной области ненефтяной сектор увеличился на 3,6 %, а сельское хозяйство — на 4,1 %. Валютные резервы республики увеличились на $4,5 млрд и в настоящее время составляет около $42 млрд [9].

Одним из основных ненефтяных секторов является аграрная сфера. В предыдущем году по хлопководству, шелководству, ореховодству, табаководству, чаеводству, рисоводству и цитрусоводству проводились совещания и были приняты государственные программы. Акцентирование внимания на этих отраслях приводит к созданию новых рабочих мест и увеличению экспортного потенциала. Так, в 2017 г. собрано 207 тыс. т. хлопка, а в 2016 и 2015 гг. — соответственно 89 и 35 тыс. т. То есть в течение 2 лет производство хлопка, в сфере которого трудятся 200 тысяч человек, увеличилось в 8 раз [9].

По производству шелка соответственно по годам: 2015, 2016 и 2017 заготовлено 200 килограмм, 70 тонн и 245 тонн продукции. В 2016 г. было заложено ореховых садов на 18 тысяч тонн урожая. Таким образом, площадь ореховых садов достигла 55 гектаров при целевой установке довести её до 80 тыс. т. Развитие ореховодства в увеличении экспортного потенциала национальной экономики в будущем займёт основное

место. На сегодняшний день ореховодство среди экспортируемых сельскохозяйственных культур занимает второе место. Фермеры от экспорта этого продукта получили более $100 млн Первое место занимает экспорт помидоров. На эту отрасль имеется большой спрос. В предыдущем году в различные страны были экспортированы помидоры на сумму $140 млн В настоящее время в Азербайджанской Республике более 400 гектаров занимают новые тепличные комплексы, что создает большие возможности для увеличения овощного экспорта. Необходимо отметить, что республика давно обеспечила свои внутренние потребности в овощах.

В других отраслях, таких как цитрусоводство, чаеводство и рисоводство, отмечается развитие. Большое внимание уделяется животноводству, завозятся тысячи породистых племенных животных. Среди более 40 агропарков республики преобладают животноводческие. Это позволяет рассчитывать на способность национальной экономики в ближайшее время полностью обеспечить внутренние потребности в мясной и молочной продукции. Для покупки новой сельскохозяйственной техники предусмотрено 160 млн манатов, что составляет $94,12 млн [2].

Формирование рыночных отношений в республике, ускорение социально-экономического роста способствовали развитию аграрной сферы в регионах страны, где были созданы реальные условия для развития свободной конкуренции. Развитие бизнеса, в частности аграрного предпринимательства в регионах, создает почву для эффективного использования трудовых ресурсов, природного и экономического потенциала страны. Таким образом, создаются условия для устойчивого развития экономики, повышения занятости населения, сокращения безработицы и решения других вопросов в каждом регионе. В этой связи проведение требуемых мероприятий в регионах

превращается в объективную необходимость эффективного управления аграрной сферой.

Как правило, цели регионального управления включают в себя эффективное распределение функций и полномочий между органами управления, рациональное размещение производительных сил и целенаправленную внешнюю политику. При региональном делении Азербайджанской Республики учтены вышеуказанные факторы и условия.

Процесс развития регионов объединяет 3 элемента:

— увеличение доходов населения, улучшение здоровья и увеличение уровня образования;

— формирование социальной, политической, экономической и институциональной системы на основе уважения человеческого достоинства;

— увеличение уровня свободы, в том числе экономической свободы людей [1].

В настоящее время в Азербайджанской республике определено 10 экономических районов: Абшеронский, Нахичеваниский, Гянджа-Казахский, Аранский, Шеки-Загаталский, Губа-Хач-мазский, Нагорно-Ширванский, Кяльбяджар-Лачинский, Ленкоранский, Верхне-Карабахский, которые включены в состав различных административных районов.

Как видно из табл. 1, в 2016 г. общее число предприятий составило 1592. Большая их часть, то есть 38,9 % или 619, приходится на долю предприятий сельского хозяйства Аранского экономического района республики.

При уменьшении количества сельскохозяйственных предприятий за последние 5 лет на 11,4 % в целом по регионам, увеличился объем производимой ими продукции на 55,3 % в стоимостном выражении. Этот рост в основном происходил по экономическим районам в нижеследующем порядке:

Таблица 1

Распределение сельскохозяйственных предприятий Азербайджана по регионам [9]

Экономические районы 2012 2013 2014 2015 2016

Всего по республике 1774 1669 1701 1659 1592

Город Баку 24 24 38 34 33

Абшеронский 48 41 40 45 43

Гянджа-Казахский 232 222 226 221 211

Шеки-Загаталский 150 136 127 116 109

Ленкоранский 338 341 347 335 310

Губа-Хачмазский 131 122 130 127 121

Аранский 660 609 636 621 619

Верхне-Карабахский 124 108 103 105 86

Кяльбяджар-Лачинский 6 6 5 8 6

Нагорно Ширванский 32 31 25 25 32

Всего по Нахичеванской Автономной Республике 29 29 24 22 22

— по Шеки-Загаталскому экономическому району в 2,4 раза;

— городу Баку в 2,2 раза;

— Гянджа-Казахскому экономическому району в 2,2 раза;

— Аранскому экономическому району в 2,1 раза;

— Ленкоранскому экономическому району в 2,1 раза;

— Губа-Хачмазскому экономическому району в 1,9 раза.

Наибольший объем выпуска продукции по сельскому хозяйству осуществлен по Аранскому экономическому району. Однако в течение 2016 г. доля этого экономического района в валовой продукции сельского хозяйства составила 28,8 %. Эти и другие показатели отражены в табл. 2.

Развитие хозяйствования в регионах, в особенности ускорение развития аграрного предпринимательства, создает условия для решения следующих задач:

— эффективное использование трудовых и природных ресурсов;

— рациональное использование экономического потенциала;

— достижение устойчивого развития экономики;

— увеличение занятости населения;

— снижение безработицы;

— снижение уровня бедности и т. д.

Реализация мероприятий, обеспечивающих

достижение этих целей, улучшит существующее производственное, экономическое, технико-технологическое, социальное различие в регионах и приведет к достижению регионального баланса [3].

Важным условием ускорения социально-экономического развития регионов является раз-

витие аграрного предпринимательства. Так как:

— совершенствуются и улучшаются отношения между государством и предпринимателями;

— увеличивается производство продукции, в особенности производства потребительских товаров, продолжается процесс приватизации, расширяется торговля, общественное питание, сфера услуг, продаются малые предприятия путем аукционов, конкурсов и другими путями.

— растет деятельность фермерских хозяйств [7].

При проведении аграрных реформ в регионах одним из основных вопросов является совершенствовании управления, при котором:

— в развитии экономики осуществляются меры,направленные на обеспечение государственных интересов, которые будут претворяться в жизнь соответствующими отраслями путем применения экономических методов регулирования;

— создаются органы, выполняющие научно-консультативные функции при правительстве;

— определяется стратегия регулирования рынка;

— в ходе формирования развития новых отраслей экономики и юридических лиц учредительные функции подвергаются изменениям, создается инфраструктура аграрного производства в регионах.

Осуществление региональных аграрных реформ основано на системе законодательных актов, формирующих правовую основу новой экономической политики. Основу этих актов составляют следующие принципы:

— на территории республики все экономические процессы и хозяйствующие субъекты

Таблица 2

Валовая продукция сельского хозяйства (в соответствии по фактическим ценам, тыс. ман.) [9]

Экономические районы 2012 2013 2014 2015 2016

Всего по республике 263 180 304 766 359 315 374 320 408 711

Город Баку 8420 10 542 18 667 10 732 18 851

Абшеронский 31 377 28 904 43 563 36 497 51 842

Гянджа-Казахский 11 726 25 088 26 863 20 404 25 878

Шеки-Загаталсткий 7355 11 424 14 158 18 505 17 635

Ленкоранский 7819 10 660 15 597 18 408 16 049

Губа-Хачмазский 49 592 62 869 82 319 81 961 98 059

Аранский 58 061 62 971 82 462 99 540 117 564

Верхне-Карабахский 9354 7939 8076 12 118 13 463

Кяльбяджар-Лачинский 299 188 163 114 130

Нагорно-Ширванский 4907 4128 7057 8180 5054

Всего по Нахичеванской Автономной Республике 1864 2493 1825 1406 2268

всесторонне охватываются полномочиями Азербайджанского государства с сохранением экономического суверенитета;

— для предпринимательства создается благоприятная юридическая база;

— формируется система регулирования рынка;

— с правовой точки зрения обеспечиваются меры в области социальной защиты населения;

— регулируется внешнеэкономическая деятельность, создаются благоприятные условия иностранным инвесторам для вложения в экономику республики.

Отметим, что реализован ряд государственных программ (в том числе, 2004—2008, 2009— 2013, 2014—2018 гг.), предусматривающих продолжительное развитие аграрной промышленности республики в сельской местности. За счет их реализации созданы тысячи современных и модернизированных объектов аграрной инфраструктуры в сельской местности [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К их числу можно отнести евлахское ООО «Азертохум», габалинский животноводческий комплекс, кюрдамирский животновод-ческо-молочный комплекс, агджабединский животноводческий комплекс «Агат-агро», Са-атлинский филиал «Агросервиса», холодильные склады Габалинского, Сальянского, Гейчайского, Балакендского, Масаллинского, Бейлаганского, Агджабединского, Бардинского, Билясуварского, Шабранского, Агджабединского, Сумгайытского, Гядабекского, Губинского районов. В Самухском, Хачмазском, Евлахском, Шамкирском, Савира-

бадском, Масаллинском и Абшеронском районах функционируют тепличные комплексы. В районах Агсу, Физули, Гусар, Шабран, Евлах начали действовать виноградные хозяйства [5].

Одним из важных условий успешного осуществления аграрной реформы стало проведение эффективной приватизации имущества. Для ее проведения в республике была создана требуемая нормативно-правовая база. В результате проводимой в республике приватизации 70,9 % общей стоимости собственности досталась частным хозяйствам, 22,6 % передано в собственность муниципалитетов и 6,5 % — государству. В аграрном секторе республики в области приватизации отдельных видов государственного имущества достигнуты большие успехи. Так, грузовые автомобили, тракторы, хлопкоуборочные машины, зерновые комбайны, хозяйства с крупнорогатым и мелкорогатым скотом полностью приватизированы и переданы предпринимателям [6].

Как известно, природные, человеческие и материальные ресурсы на различных территориях как количественно, так и качественно отличаются друг от друга. Для ускорения социально-экономического развития страны их точный учет и эффективное управление являются объективной необходимостью. Поэтому в принятых государственных программах по ускорению социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики учтены особенности, размеры, значение и другие характеристики каждого региона. Все эти особенности должны быть учтены в управлении аграрной сферой, в целесообразном использовании ее возможностей и ресурсов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алибеков, Н. В. Экономический механизм эффективной деятельности хозяйствующих субъектов / Н. В. Алибеков. — Баку : МВМ, 2014. — 44 с.

2. Алиев, И. Г. 2018 год для нашего государства будет успешным / И .Г. Алиев // Экономика. — 2018. — № 3 (998). — 18—24 янв. — С. 8.

3. Гаджиев, А. Н. Экономика агропромышленного комплекса / А. Н. Гаджиев. — Баку : Образование, 2006. — 35 с.

4. Джавадов, Н. А. Структурные изменения в аграрной сфере / Н. А. Джавадов. — Баку : Маариф, 2009. — 440 с.

5. Караев, И. Ш. Экономика и управление аграрной сферой : учебник / И. Ш. Караев. — Баку : Изд-во Экон. ун-та, 2011. — 52 с.

6. Касымлы, В. Экономическая модернизация / В. Касымлы. — Баку : Елм, 2014. — 14 с.

7. Махмудов, М. М. Регулирование социально-экономического развития регионов / М. М. Махмудов, И. М. Махмудов. — Баку : Изд-во Экон. унта, 2011. — 370 с.

8. Шакаралиев, А. Ш., Экономическая политика государства: реалия и перспективы / А. Ш. Шакаралиев. — Баку : Изд-во Экон. ун-та, 2009. — 417 с.

9. Статистические показатели Азербайджана. — 2017. — № 9.

СВЕДЕНИЕ ОБ АВТОРАХ

Амиров Имран Баламирза оглы — старший преподаватель кафедры организации бизнеса и менеджмента Сумгаитского государственного университета. imran_amirov@mail.ru

Гаджиева Зулфия Эльман кызы —преподаватель кафедры организации бизнеса и менеджмента Сумгаитского государственного университета. Zulfiya.haciyeva.2015@mail.ru

REFERENCES

1. Alibekov N.B. Ekonomiceskiy mexanizm effektivnoy deyatelnosti xozyaystvyusix subyektov [Economical mechanism of the efficient activities of the subjects of economy]. Baku, MBM Publ., 2014. 44 p. (In Russ.).

2. Aliev I.H. 2018 qod dlya naseqo qosudarstva budet uspesnim [2018 years will be for our country lucky]. Ekonomika [Economy], 2018, no. 3 (998), pp. 8. (In Russ.).

3. Oadjiev A.N. Ekonomika aqropromislennoqo kompleksa [Aqra economy of the Industrial Complex]. Baku, Obrazovaniya Publ., 2006. 35 p. (In Russ.).

4. Djavadov N.A. Strukturnie izmeneniya vaqrarnoy sfere [Structure changes in the agrarian area]. Baku, Maarif Publ., 2009. 440 p. (In Russ.).

5. Karayev I.S. Ekonomika I upravlenie aqrarnoy sferi [Economy and manage of the agrarian sphere]. Baku:, Economic University Publ., 2011. 52 p. (In Russ.).

6. Kasimli B. Ekonomiceskaya modernizasiya [Economical modernization]. Baku, Elm Publ., 2014. 14 p. (In Russ.).

7. Mahmudov M.M., Makhmudov, I. M. Regulirovanie social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regionov [Regulation of socio-economic development of regions]. Baku, Economic University Publ., 2011. 370 p. (In Russ.).

8. Shakaraliev A.Sh. Ehkonomicheskaya politika gosudarstva: realiya i perspektivy [Economic policy: reality and prospects]. Baku, Economic University Publ., 2009. 417 p. (In Russ.).

9. Statisticeskie pokazateli Azerbaydjana [Statistical indicators of Azerbaijan], 2017, no. 9 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.