Hajiyeva Nushaba Aslanovna, Doctor of Philosophy in Economics Associate Professor of Marketing Azerbaijan Technological University, E-mail: [email protected] Ismayilov V. A., Assistant Professor of the Department 'Administrative Administration", Ph. D. Azerbaijan Technological University
MECHANISMS AND INSTRUMENTS OF DEVELOPMENT OF NON-OIL SEKTOR OF INDUSTRIES IN AZERBAIJAN
Abstract: In the article it is indicated that for the sustainable development of non-oil industries it is necessary to accelerate structural reforms, diversify the national economy, improve the effectiveness of economic regulation mechanisms. For the accelerated development and diversification of the non-oil industry, it is proposed first of all to modernize the most important production capacities of the industry and use clusters in various industries.
Keywords: non-oil sector, mechanism, regulation, entrepreneurship, innovations, investments, modernization.
Гаджиева Нушаба Аслановна, доцент кафедры «Маркетинга», к. э.н., Азербайджанский Технологический Университет,
город Гянджа, E-mail: [email protected] Исмаилов В. А.,
Доцент кафедры «Админстративноеуправление», к. э.н.
Азербайджанский Технологический Университет
МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ НЕНЕФТЯНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Аннотация: В статье отмечается, что для устойчивого развития ненефтяных отраслей промышленности необходимо ускорение структурных реформ, диверсификация национальной экономики, повышение эффективности механизмов регулирования экономики. Для форсированного развития и диверсификации ненефтяной промышленности предлагается в первую очередь осуществление модернизации важнейших производственных мощностей индустрии и использование кластеров в разных отраслях промышленности.
Ключевые слова: ненефтяной сектор, механизм, регулирование, предпринимательство, инновации, инвестиции, модернизация.
Отказ от «сырьевой» модели развития объективно обуславливает модернизацию экономики Азербайджана и переход к инновационному развитию. Активная реализация «Концепции развития Азербаджан-2020: взгляд в будущее», форсированного индустриально-инновационного развития страны, в рамках которого планируется внедрение крупных инвестиционных проектов в сфере высокого передела сырьевых ресурсов и инфраструктуры, а также ненефтяных отраслей, положительно скажется на темпах роста промышленности, приведет к индустриальному и инвестиционному прорыву
Экономическая политика достижения устойчивого развития отраслей ненефтяного сектора промышленности осуществляется азербайджанским государством посредством использования находящегося в его распоряжении пакета инструментов и комплекса механизмов и рычагов, воздействующих на экономические процессы и поведение агентов хозяйственной деятельности. Она проводится в жизнь посредством законов, указов главы государства, нормативных актов правительства, государственных целевых программ, текущих оперативных распоряжений и решений государственных органов.
Механизм совершенствования финансово-кредитной систем оказывает влияние на многие экономические и социальные показатели предприятий и организаций отраслей промышленности республики. Кредитная политика банковской системы в значительной мере определяет уровень инвестиционный деятельности.
Механизм управления затратами на производство и реализацию продукции, работ и услуг направлен на улучшение финансовых показателей предприятий, что в конечном итоге определяет величину поступлений в бюджет в виде налогов.
Другой важнейший рычаг, особо актуальный в современных условиях республики - механизм инновационной деятельности - направлен на создание и внедрение новых высокопроизводитель-
ных машин и оборудования, прогрессивных технологий, позволяющих организовать производство наукоемкой продукции, что способствует также улучшению финансового положения предприятий, отраслей и республики в целом.
Одним из важных механизмов, обеспечивающих реализацию политики диверсификации экономики, является механизм государственно -частного партнерства [6].
В республике активизируется работа по улучшению бизнес - климата путем оптимизации системы контрольно-разрешительной практики. С целью стимулирования инвестиций в социально значимые секторы экономики совершенствуется механизм государственно-частного партнерства на основе внесения изменений в законодательство.
Развитию бизнеса в Азербайджане способствовало создание Национального фонда поддержки предпринимательства при Министерстве экономического развития (НФПП).
С целью ускорения диверсификации отраслевой структуры со стороны НФПП принимаются следующие меры: оказывается содействие в привлечении зарубежных инвестиций путем предоставления налоговых льгот; разрабатываются рекомендации по соовершенствованию налоговой системы; внедряются программы по регулированию деятельности малого и среднего предпринимательства; создаются индустриальные зоны (бизнес-городки и бизнес-инкубаторы), технопарки.
Развитию ненефтяного сектора способствуют и такие инструменты, как нормативные рычаги и правовая поддержка. В стране формируется правовая база для реализации промышленной политики и соответствующие программы о приватизации государственной собственности, нормативно-правовые документы, регулирующие антимонопольную деятельность и защиту прав потребителей. Важные законодательные акты разработаны для финансово-инвестиционной сферы. В их числе - законы о Национальном
Банке, банках, рынке ценных бумаг, защите иностранных инвестиций и бюджетной системе. Для развития предпринимательской деятельности решающее значение имел также целый ряд законов об ее регулировании и утверждении, соответствующие государственные программы. Все это в совокупности дало синергетический эффект для развития малого и среднего бизнеса, способствовало созданию благоприятной деловой среды в стране [1; 2; 3; 4].
Уместно, на наш взгляд, привести еще один убедительный факт: число принятых законов, непосредственно регулирующих предпринимательскую деятельность, превышает 150, не считая 10 основополагающих кодексов напр. [2; 5].
Принят ряд законов, создающих условия для развития предпринимательства: «О предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О земельной реформе», «Об антимонопольной деятельности. «О товарной бирже», «О ценных бумагах», «Закон о борьбе с коррупцией», и т. д.
- Развитие не нефтяного сектора экономики обусловлено также умелым использованием такого действенного рычага как налоговая политика. Новый этап развития налоговой системы начался с приказа Президента Азербайджана от 12 сентября 2005 г. об утверждении «Государственный программы улучшения налогового администрирования в Азербайджанской Республике на 2005-2007 гг. ». За прошедшее время в рамках осуществления Госпрограммы удачно введена Автоматизированная Налоговая Информационная система (AVIS), единый депозитный счет по НДС, система электронных деклараций, установка компьютерных терминалов в регионах, расширена зона охвата телефонной информационной службы.
В соответствии с распоряжением Президента Азербайджанской Республики «О мерах по обеспечению организации деятельности субъектов предпринимательской деятельности по принципу
«Одного окна» функция регистрации юридических и физических лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, была передана от Министерства юстиции Министерству по налогам Азербайджана. Это нововведение послужило упрощению механизма регистрации компаний и усилило государственную поддержку предпринимательства в Азербайджане.
Проведению в налоговой системе новых качественных изменений с 2009 г. служит «Стратегический план совершенствования налогового законодательства и администрирования на 2009-2012 гг. ».
Государственный бюджет также активно участвует в процессе льготного кредитования предпринимательской деятельности, особенно в сфере не нефтяной промышленности и сельского хозяйства. Из средств Национального фонда поддержки предпринимательства, созданного за счет бюджетных ресурсов, за период его функционирования вплоть до 01.07.2014 г. было профинансировано чуть менее 22 тыс. инвестиционных проектов на сумму свыше 1,3 млрд. манат. Одним из основных условий выдачи этих кредитов является наличие в проектах самых современных технологий производства, переработки и услуг, а также посреднических объектов, обеспечивающих эффективное продвижение товаров на потребительские рынки.
Созданию благоприятных условий для предпринимательства во многом способствует правильно выбранный налоговый режим. Необходимость сокращения зависимости государственных доходов от нефтяного сектора предопределили соответствующие изменения в политике налогообложения и налогового администрирования. Этому во многом способствовало принятие в 2000 г. Налогового Кодекса и последующие меры в данной области, что позволило осуществлять переток нефтяных доходов в не нефтяной сектор экономики.
Концептуальной основной законодательство изменения налогообложения являлось
расширение прав налогоплательщиков, минимизация налоговых льгот, предотвращение случаев уклонения от налогов и эффективный контроль.
С целью развития н нефтяного сектора в 2006 г. ставка налога на прибыль была снижена с 24% до 22%, а в 2010 г. - до 20%. Одновременно в 2010 г. максимальная шкала подоходного налога была снижена на 5% и определилась на уровне 30%. Существенно возрос и максимальный уровень дохода, облагаемый 14%-ной ставкой: в 2006 г. он увеличился с 600 манат до 1000 манат, в 2008 г. - до 2000 манат и в 2013 г. - до 2500 манат. С целью выравнивания налоговой нагрузки и стимулирования экономической деятельности для занимающихся предпринимательством физических лиц, подоходный налог был снижен с 35% до 20% и доведен до ставки налога на прибыль для юридических лиц.
В 2009 году сроком на 3 года банки и страховые компании были освобождены от уплаты налога на прибыль в части средств, направленных на формирование уставного капитала. Это способствовало укреплению за последние годы платежеспособности этих организаций и росту уровня их капитализации. Наряду с этим, начиная с 2010 г. от Подоходного налога освобождены доходы по процентам депозитов физических лиц.
Наряду с этим, с начала 2013 г. в Налоговом кодексе вступили в силу внесенные изменение по улучшению предпринимательской среды, стимулирующие инвестиционную деятельность в не нефтяном секторе экономики. К ним относятся положения по применению электронного аудита; статьи договора между предпринимателями и налоговыми органами; освобождение юридических и физических лиц на 7 лет, а их управляющих компаний и операторов - бессрочно от налога на прибыль, подоходного налога, налога на добавленную стоимость и землю. Продолжилась 15-летняя практика освобождения производителей сельскохозяйственной продукции от всех налоговых выплат, за исключением земельного и дорожного налогов.
На всем протяжении рассматриваемого периода и вплоть до 2014 г. производители сельхозпродукции были освобождены от уплаты налогов, кроме налогов на землю и транспортные средства.
В налоговой системе Азербайджана сделан кардинальный шаг в направлении применения современных ИКТ. На их базе усовершенствована система налогового администрирования и облегчена система регистрации субъектов предпринимательской деятельности, открыто множество налоговых терминалов для оказания услуг налогоплательщикам. Это также явилось существенным подспорьем для развертывания предпринимательской деятельности в ненефтяном секторе.
Серьезным положительным изменениям в отраслях ненефтяного сектора способствуют эффективно используемые финансовые механизмы государственного регулирования, а также рычаги бюджетно-денежной политики.
Основными событиями на финансовых рынках Азербайджана стали развитие ипотечного кредитования, рекордный уровень объемов золотовалютных резервов страны, начавшийся приток «нефтедолларов», активизировались интеграционные проекты банковского сообщества республики с международными финансовыми институтами, вводятся прогрессивные бизнес-модели. Новые банковские технологии, различные виды кредитования являются главными факторами роста.
Поддержанию позитивных технологий к росту промышленного производства в 20002013 гг. способствовало также действие таких основных факторов, как продолжение процессов импортозамещения в обрабатывающих отраслях. Расширение инвестиционного спроса и потребительского спроса населения, а также улучшение бюджетного финансирования государственных заказов, что в значительной степени предопределило прирост продукции машиностроения и металлообработки.
На 01.01.2014 г. в республике было зарегистрировано более 2,5 тыс. предприятий и производств по выпуску промышленной продукции, выполнению работ и услуг промышленного характера, что на 6,7% больше, чем на ту же дату 2003 г. крупные и средние предприятия составляют 9% от общего числа.
Достижение стратегических целей и задач устойчивого развития регионов Азербайджана, особенно отсталых в экономическом отношении, во многом зависит от системы механизмов государственного регулирования и поддержки, и, в частности, механизма государственного программирования [7,70].
Вследствие выполнения Государственной программы социально-экономического развития регионов, охватывавшей 2004-2008 гг. общий объем государственных инвестиций, сосредоточенных на развитие регионов, составил 8,5 млрд. долл. США, Объем инвестиций в ненефтяной сектор за этот период вырос в 6,2 раза и его удельный вес в структуре совместных инвестиций увеличился от 26,8% в 2003 г. до 69% в 2008 г. рост объема государственных инвестиций способ-ствовпоал повышению в несколько раз объемов регионального строительства. Была построена инфраструктура транспортных коммуникаций, объектов связи. В 2006 г. были проведены новые газовые линии длиной в 250 км. Проводится работа и в социальной сфере, что способствует сокращению миграции населения из районов в крупные города (главным образом в Баку).
В 2009 г. Указом Президента была утверждена «Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2009-2013 годах». Эта программа была разработана как продолжение мероприятий по социально-экономическому развитию регионов в 2003-2008 гг. Вместе с тем, в новой Госпрограмме вместе с прогрессом регионов страны предусмотрены также мероприятия по социально-экономическому развитию г. Баку
и окружающих его районов. В 2009 г. в целях социально-экономического развития было направлено 9,25 млрд. долл. США, в т. ч. На развитие регионов - 3,63 млрд. долл. США.
Для улучшения социально-экономической ситуации в регионах создаются предприятия машиностроительной, пищевой, легкой промышленности, которые по своим технологическим параметрам отвечают мировым стандартам.
В настоящее время наряду с Баку и Сумгаитом функционируют технопарки в Гяндже и Мингяче-вире. Продолжается строительство промышленных центров в Ширване и Нахчыване.
Начал функционировать судостроительный завод вБаку, производят продукцию новые цементные заводы в Гарадаге, Газахе, Нахчыване, алюминиевый производственный комплекс в Гяндже, Дашкесане, завод по переработке золотой руды в Гедабеке.
Создание Азербайджанского комплекса по производству стали, модернизация нефтехимической промышленности в Сумгаите и начало работ по строительству карбамидного завода, создает дополнительные возможности в плане диверсификации ненефтяной промышленности.
В 2011 г. введены в эксплуатацию: завод тяжелого машиностроения в Сумгаитском технопарке, швейное предприятие, новый участок легковых автомобилей, участок по производству черепичной кровли в промышленном комплексе «Джахан» в Нахичевани, тракторный завод в Гяндже, завод металлоконструкций в Гарадаге, завод электронного оборудования в Мингячевире, солнечных панелей в Сумгаите, предприятие по сборке холодильников в Нахчыване, мебельная фабрика и завод в Абшероне, керамических плит в Гаджикабуле.
На развитие экономики за 2000-2013 гг. и за счет всех финансовых источников направлено инветиций на сумму 12,8 млрд. ман., из которых на долю регионов приходится более 6 млрд. ман.
Строительство водоочистных установок в 156 населенных пунктах 18 районов вдоль
берегов рек Кура и Араз в рамках усовершенствования обеспечения населения качественной водой улучшило водоснабжение более 300 тысяч человек. Был сдан в эксплуатацию водопровод Огуз-Габала-Баку.
Сейчас регионы дают до 30% продукции промышленности. Некоторые регионы превратились в центры производства электроэнергии, продовольственной безопасности.
Абшеронский экономический район, составляющий 4,1% территории пока еще дает 90% промышленной продукции.
Промышленное производство в стране размещено неравномерно. Так, в 2003-м году 74,5%, в 2005-м - 83,2%, в 2008-м году 93,9%, а в 2013 г. 91,9% промышленного производства страны пришлось на долю г. Баку. Это обусловлено тем обстоятельством, что производство нефти и газа сосредоточено в основном в г. Баку. Анализ региональный структуры осуществляемых инвестиционных вложений и прогнозы нефтедобычи показывают, что в перспективе доля г. Баку в производстве промышленной продукции возрастет еще больше.
На Баку падает 64% инвестиций в основной капитал в республике. По числу вновь создаваемых предприятий не нефтяной промышленности Баку сохраняет свое преимущество.
В 2013 г. 67% новых предприятий начало свою деятельность в Баку и Абшероне, 12,7% Аране, 5,7% Гяндже - Газахе. Из 50,1 млрд. долл. товаров, произведенных в Азербайджане и 2011 г., 39,5 млрд. долл., или почти 79%, было произведено в Баку. Остальные регионы Азербайджана произвели товары общей стоимостью всего в 10,6 млрд. долл. (21%).
Поэтому должны быть приняты меры по рассредоточению и пропорциональному размещению не нефтяной промышленности по территории республики.
Помимо проблемы нерационального размещения по территории республики, существует ряд других проблем, которые осложняют устой-
чивое развитие не нефтяных отраслей промышленности.
Серьезной проблемой отечественной промышленности является высокая степень износа технического и технологического оборудования. Степень износа основных фондов на конец 2013 г. в обрабатывающих производствах составила - 53,7%.
Серьезные ограничения на осуществление реконструкции и рост промышленного производства в ближайшие годы будет накладывать неудовлетворительные состояние основного производственного капитала, в силу морального устаревания которого отечественная промышленность лишилась значительной части своей материально-производственной базы, необходимой для дальнейшего экономического роста.
Рост выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной и наукоемкой продукции, как одной из главных задач развития не нефтяных отраслей промышленности, требует наличия кадров высокой квалификации. В настоящее время в промышленности ощущается дефицит квалифицированной рабочей силы и специалистов различного профиля.
В целом все проблемы, существующие сегодня в развитии промышленности можно представить как:
• высокий уровень физического и морального износа оборудования и недостаточность собственных средств на обновление и модернизацию, высокие процентные ставки;
• низкий уровень конкурентоспособности промышленной продукции;
• низкий уровень выпуска инновационной продукции;
• низкий уровень инвестиционной привлекательности предприятий;
• невысокая эффективность системы по подготовке, переподготовке и закреплению кадров в соответствие с требуемой профессионально-квалификационной структурой;
• недостаточные темпы реформирования промышленности, включая институциональные преобразования;
• диспропорции в уровне оплаты труда между производственными и непроизводственными секторами экономики;
• высокий уровень ресурсоемкости выпускаемой продукции;
• неэффективный маркетинг и менеджмент;
• неразвитость инфраструктуры товарных рынков;
• высокая налоговая нагрузка.
На наш взгляд, важнейшей проблемой, тормозящей динамичный рост не только не нефтяного сектора но и всей экономики республики, является невысокий уровень инновационной активности.
В настоящее время производство и применение новых знаний, технологий и пр. становится основным источником роста экономики и главным конкурентом преимуществом страны на мировом рынке. Экономический рост развитых стран на 70% определяется развитием человеческого потенциала и на 30% - производственным капиталом и природным ресурсами. Вместе с тем, несмотря на необходимость реализации активной инновационной деятельности, обновление продукции промышленными предприятиями Азербайджана осуществляется неравномерно. Продукция отечественной промышленности не в состоянии конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Подтверждением этого являются низкие показатели, характеризующие обновление производимой в стране промышленной продукции.
Причинами, замедляющими переход на путь инновационного развития не нефтяных отраслей промышленности Азербайджана, являются следующие:
• Многие механизмы стимулирования развития инноваций еще не работают в полную силу;
• Не окончен процесс приватизации;
• Слабо развита кредитно-финансовая система;
• Не развиты фондовые рынки;
• Не созданы механизмы перераспределения финансовых потоков из сырьевых в высокотехнологические отрасли. Наиболее высокая инновационная активность сохраняется на предприятиях химической и нефтехимической промышленности (81% предприятий). Меньшие масштабы инновационной деятельности по-прежнему характерны для отраслей, ориентированных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка.
Среди факторов, препятствующих инновациями в промышленности, главное место, по нашему мнению, принадлежит экономическим. Основные трудности связаны с недостатком собственных денежных средств и слабой финансовой поддержкой со стороны государства. Финансовые проблемы в сочетании с высокой стоимостью нововведений; длительными сроками их окупаемости, низким платежеспособным спросом на новую продукцию существенно сдерживают инновационную активность. Несформирован-ность многих элементов национальной инновационной системы, а именно рынка технологий, инфраструктуры, правового; и информационного обеспечения, создают серьезные затруднения для развития инновационного потенциала.
С 1997 г. начали создаваться элементы азербайджанской национальной инновационной системы, задачей которой является переход к экономике знаний. За последние годы были разработаны проекты: «Концепция Национальной Инновационной Системы Азербайджанской Республики»; «Программа развития и формирования Национальный Инновационный Системы Азербайджанской Республики», «Концепции Инновационной политики Азербайджанской Республики», закон «О Государственной Поддержке и Регулированию Инновационный Деятельности в Азербайджанской Республике», «Государственная Программа по реализации Национальной Стратегии развития науки в Азербайджанской Республике в 2009-2015 гг. ».
Эти программные документы регулируют правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, обеспечивают условия формирования и реализации государственной инновационной политики.
Для поддержки инноваций действуют финансовые структуры: «Фонд развития науки», «Фонд ИКТ» при Министерстве связи и высоких технологий, Научный фонд ГНКАР, Турецкое Агентство по Развитию и Координации «ТИЗД» и др.
Экономические реформы способствовали расширению участия Азербайджана в региональном сотрудничестве и активизации совместных проектах в сфере ненефтяных отраслей промышленности: пищевой промышленности, машиностроении, энергетики, строительства, легкой промышленности, нефтехимии, в реализации кластерных инициатив. Кластеры, по нашему мнению, являются инструментом, оказывающим наиболее значительное влияние на эффективность текущих производственных процессов и во многом предопределяющим уровень развития ненефтяной экономики в средне- и долгосрочном периоде. При этом наличие в составе кластера конкурирующих предприятий основных и вспомогательных отраслей, посреднических и научно - исследовательских организаций, институтов развитой инфраструктуры, а также потребителей конечных товаров и услуг обеспечивает конкурентоспособность экономики республики.
С использованием инновационных кластеров и форсированием процессов модернизации и реконструкции производственных мощностей крупных индустриальных предприятий страны можно производить значительное число конкурентоспособный промышленной продукции для экспорта и увеличить привлечение инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития не нефтяного сектора [8, 536].
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что пока еще кластерная политика в Азербайджане находится на стадии формирования.
В промышленной политике Азербайджана в контексте модернизации и применения кластеров на наш взгляд, необходимо учитывать в первую очередь, конкурентные преимущества азербайджанской экономики [9].
На современном этапе важнейшими конкурентными преимуществами азербайджанской экономики являются следующие:
• Огромные запасы природных ресурсов, особенно углеводородного сырья;
• Достаточно высокий уровень образования населения (почти половина трудового активного населения имеет техническое или высшее образование, остальное население в основном имеет среднее образование, высок уровень квалификации ученых, инженеров, врачей, учителей и т. д.);
• Наличие современной инфраструктуры, включающей развитую дорожную сеть, основные ирригационные системы, значительные мощности по выработке электроэнергии, кабельные телекоммуникации и пр.
В настоящее время стратегическими приоритетами для вложения инвестиций в Азербайджан является расширение и обновление н нефтяных отраслей промышленности, инвестиции в пищевую промышленность; создание высокоэффективный инфраструктуры, в частности в энергетике, телекоммуникационных услугах, в системах водо- и газоснабжения.
Правительство придает особое значение развитию ненефтяного сектора с привлечением иностранного капитала. Иностранные инвестиции рассматриваются как средство ввоза современных технологий, повышения конкурентоспособности экономики Азербайджана.
Согласно оценкам ЦБА, общий объем иностранных инвестиций, привлеченных в азербайджанскую экономику в 2013 г. составил 8,3 млрд. манат. Отметим, что инвестиции в последнее время вкладываются не только в нефтегазовый сектор. Крупные инвестиции вкладываются зарубежными компаниями в строительство гостиничных
комплексов, инфраструктуру, где возврат вложенных средств рассчитан на 10-15 лет, что, безусловно, свидетельствует о доверии предпринимательских кругов к инвестиционному климату в Азербайджане.
Отметим, что из вложенных в основной капитал средств 73,0% сосредоточены на развитии ненефтяного сектора страны. Доля ненефтяного сектора в ВВП Азербайджана увеличилась к концу 2013 г. на 9,5%, что соответствует основной задаче - развивать ненефтяной сектор, обеспечить диверсификацию экономики страны.
В целях содействия по привлечению иностранных инвестиций в Азербайджан был принят закон «Об особых экономических зонах» и указ Президента Азербайджанской Республики «О применении закона «О специальных экономических зонах», призванные содействовать привлечению инвестиций в реализацию проектов в ненефтяной сектор экономики, широкому внедрению инновационных технологий. На основе указанных нормативных актов предполагается путем создания специальных экономических зон (СЭЗ) и технопарков повысить уровень активности предпринимательства, научно-технических разработок, инновационных элементов хозяйствования и других составляющих, призванных способствовать повышению эффективности экономики Азербайджана. Законом предполагается смягчение режима налогообложения для резидентов, занимающихся предпринимательской деятельностью в юрисдикции СЭЗ. Налог на прибыль предположительно должен составить 2% от оборота (средств, полученных от реализации товаров и услуг). Также предусматривается взимание налога на добавленную стоимость по нулевой ставке и освобождение от таможенных пошлин. По акцизным товарам, поставляемым участниками СЭЗ, будут производиться таможенные выплаты в соответствии с национальным законодательством.
Необходимо отметить, что в конце 2015 года падение цен на нефть оказало сильное влияние
на страны-экспортеры нефти, в число которых входит и наша страна. Азербайджан предпринял определенные шаги в решении, в результате возникших проблем, так как резкая девальвация сказалась на макроэкономических показателях страны.
Государственный бюджет на 2016 год был пересмотрен, потому что этого он был согласован из расчета 50$ за баррель нефти. При пересмотре параметров госбюджета, цена на нефть была взята в 25$ за баррель. В результате, доходы госбюджета были утверждены на уровне 14 млрд. 566 млн. манат, расходы - 16 млрд. 264 млн. манат, дефицит - 1 млрд. 698 млн. манат. Бюджетные доходы от ненефтяного сектора составили 7 млрд. 597 млн. манат. Таким образом, поступления от ненефтяного сектора обеспечили в 2016 году 45,2% доходов скорректированного госбюджета Азербайджана.
1 марта 2016 года вступил в силу Указ Президента Азербайджанской Республики о дополнительных мерах по поощрению экспорта ненефтяной продукции, произведенной в Азербайджане. Предприниматели будут заинтересованы в экспорте на иностранные рынки отечественную ненефтяную продукцию. В настоящее время в Парламенте Азербайджана обсуждается законопроект «Об антидемпинговых, компенсационных и защитных мерах». Данный закон поможет защитить отечественных производителей от недобросовестной конкуренции демпинга и субсидированного импорта в Азербайджан.
Президентом Азербайджана И. Алиевым неоднократно отмечалось, что в период до 20202030 гг. экономический рост страны будет формироваться за счет ненефтяного сектора.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, что для устойчивого развития ненефтяных отраслей промышленности необходимо ускорение структурных реформ, диверсификация национальной экономики, повышение эффективности механизмов регулирования экономики. В результате модернизации важнейших
производственных мощностей индустрии и ис- получит дополнительные инновационные стимулы
пользования кластеров в разных отраслях промыш- по форсированному развитию и диверсификации
ленности, республика уже в ближайшем будущем ненефтяной промышленности.
Список литературы:
1. Предпринимательство в Азербайджане. Министерство Экономического Развития Азербайджана, - Баку. - 2004. - 150 с.
2. Закон Азербайджанской Республики» О предпринимательстве» - 1995.
3. Закон Азербайджанской Республики» О расширении промышленного производства» - 1967.
4. Закон Азербайджанской Республики «Об аудиторской деятельности».
5. Закон Азербайджанской Республики» О рекламе».
6. Араз О. Н., Сулейманов Е. Экономика Азербайджана, Типография» Восток-Запад», Баку. - 2010. -316 с.
7. Ага-заде Р. В. Реализация механизмов развития ненефтяного сектора. Инвестиции: практика и опыт (научно-практический журнал)., № 5, - Киев. - 2014. - С. 70-77.
8. Ага-заде Р. В. Проблемы инновационного развития ненефтяных отраслей промышленности Азербайджана: в коллективной монографии «Инновационно-инвестиционное развитие современной экономики» / Под редакцией Коростелевой М. Н., Подкопаева О. А.-Самара: ООО» Офорт», -2014. - 536 с.
9. Рустамов Э. Экономическая модернизация Азербайджана: вызовы и решения, - М.: Экон-Ин-форм, - 2010. - 209 с.