ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АЗЕРБАЙДЖАНА
Окончание. Начало в №7
Рауф Джабиев,
главный научный сотрудник Института экономики НАН Азербайджана, главный научный сотрудник НИИ экономики сельского хозяйства Азербайджана, доктор экономических наук, профессор
В период существования СССР Азербайджаном был накоплен солидный научно-технический потенциал. Более 70% оборудования для бурения, текущего и капитального ремонта скважин и добычи нефти и газа для всех нефтедобывающих регионов государства производилось в нашей республике. Продукция экспортировалась еще в 35 стран мира.
Распад Советского Союза и устоявшихся хозяйственных связей привел к разрушению единого научно-технического и технологического пространства. В 1990-е годы воспроизводственный цикл создания и внедрения инноваций оказался разорванным, исчезло очень важное связующее звено между разработчиками и потребителями. Были ликвидированы многие отрасли обрабатывающей промышленности, которые выпускали высококачественную продукцию для внутрен-
них нужд и на экспорт. Среди них тяжелое машиностроение, станкостроение, радиоэлектроника, легкая и медицинская промышленность, фармацевтика.
Кроме того, в процессе приватизации было разрушено большинство научно-технических комплексов, строившихся по принципу «институт - экспериментальный завод». НИИ оставались государственными учреждениями, а опытные производства переходили в частную собственность. Попытки создать новую систему (учредить фонды, возродить элементы предшествующей системы или скопировать западные образцы) ни к чему не привели. Резко снизилась инновационная активность: если в начале 1990-х разработками и нововведениями занималось около 70% промышленных предприятий, то в 2016 г.-всего 5-10%.
Инновационная деятельность -наиболее сложная, противоречивая и высокорисковая сфера ры-
ОПЫТ СТРАН СНГ
ночной экономики. Но все великие державы стали таковыми благодаря тому, что активно внедряли прогрессивную технику и технологии. Каждая успешная компания применяет свою собственную стратегию, однако их объединяет общая основа: использование как новых технологий, так и новых методов работы. Конкурентные преимущества можно удержать только с помощью постоянных улучшений [1]. Именно лидерство в сфере науки и техники позволяет таким государствам, как Америка, Япония, Германия, Франция, Китай, Израиль, завоевывать новые рынки и сохранять за собой передовые позиции. В США, например, на один доллар, вложенный в НИОКР, приходилось 9 долларов роста ВВП. В Германии почти 100% прироста этого макроэкономического показателя обеспечивалось за счет использования результатов научных исследований и инноваций [2].
После обретения Азербайджаном независимости (18 октября 1992 г.) начался новый этап истории страны. С 1996 г. наблюдается устойчивый рост: за 1996-2017 гг. ВВП увеличился в 4,4 раза; промышленное производство - в 8,2; инвестиции в основной капитал - в 6,5; среднемесячная зарплата - в 3,3; экспорт - в 20,5, импорт -в 8,9 раза [3].
Одна из основных задач социально-экономической политики государства - создание условий, обеспечивающих повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, выход инновационной продукции на внутренние и внешние рынки, импор-тозамещение и развитие на этой основе ненефтяного сектора. Распоряжением от 16.03.2016 г. главой
государства утверждены Главные направления Стратегической дорожной карты по национальной экономике, в том числе по секторам: нефтяная, газовая и химическая промышленность, производство и переработка агропродукции, выпуск потребительских товаров на уровне малого и среднего бизнеса, тяжелая промышленность и машиностроение, туризм,логистика и торговля, рынок жилья и его строительство, профессиональное образование и обучение, телекоммуникационные и информационные технологии, коммунальные услуги, финансы. Документ включает в себя план мероприятий на 20162020 гг., рассматриваются дальнейшие перспективы. Много внимания уделяется промышленным, агро-и технопаркам. Прочную основу для устойчивого развития ненефтяного сектора создают Парк высоких технологий в Сумгаите, Бала-ханский, Мингячевирский, Гара-дагский и Пираллахинский промышленные парки.
Так, в Сумгаитском технопарке на основе современных технологий производится широкий ассортимент продукции в сфере машиностроения, налажен выпуск кабелей, трансформаторов, оборудования высокого напряжения, гидротурбин, водяных насосов, электрических двигателей, труб и др. А в ООО «Сумгаит химический промышленный парк» с участием 10 резидентов в 2017 г. сданы в эксплуатацию пять предприятий. На 2019 г. запланирован запуск металлургического комплекса (пять заводов, 1200 рабочих мест). Этот проект стоимостью 1,225 млрд евро будет реализован за счет частных инвестиций и коммерческих банков под государственную гарантию.
Комплекс позволит Азербайджану ежегодно экономить около 500 млн долл. на импорте стальной продукции, полностью удовлетворить внутренние потребности и наладить экспорт. В ближайшие годы в Сумгаите планируется огранизо-вать бизнес-инкубаторы, промпар-ки и центры, в которых заработает три десятка заводов. Часть новых мощностей также будет задействована в тяжелой промышленности.
История флагмана нефтяного машиностроения ОАО «Азнефте-химмаш» началась в 1935 г., когда на базе объединения предприятий по ремонту и производству нефтяного оборудования и инструментов был создан Всесоюзный нефтема-шиностроительный трест «Азнеф-темаш», позднее преобразованный во Всесоюзное промышленное объединение (ВПО) «Союзнефтемаш», а затем в Госкомпанию «Азнефте-маш». С марта 2001 г. она получила статус ОАО. Сейчас это комплекс, состоящий из 14 дочерних акционерных обществ: 10 заводов и 4 научно-исследовательских и проектных институтов с персоналом более 500 человек. Здесь разрабатывают и производят конкурентоспособное буровое, нефтегазовое и геологоразведочное оборудование, инструменты и запасные части к ним: в номенклатуру входит более 127 наименований (свыше 623 типоразмеров). Восемь заводов выпускают 11 видов (47 типоразмеров) бурового и нефтегазового оборудования по сертификации API. Налажен экспорт в Польшу, Прибалтику, Вьетнам, Россию, Беларусь, Украину, Грузию, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и другие страны; выполняются заказы иностранных нефтяных фирм, работающих в Азербайджане.
Отрасль промышленности
Добывающая
67,4
78,9
69,8
2005 г.
Обрабатывающая 25,9 15,9 22,9
Доля наукоемкой продукции по отраслям:
химическая 2,4 0,45 1,2
металлургическая 2,0 0,5 1,0
производство машин и оборудования, а также готовых металлоизделий 1,9 0,5 0,4
производство компьютеров и другого электронного оборудования 0,09 0,2 0,3
производство электрического оборудования 0,2 0,3 0,3
производство машин и оборудования 0,4 0,6 0,5
производство автомобилей и прицепов 0,06 0,01 0,5
Таблица 1. Отраслевая структура промышленного производства в Азербайджане, % [4]
В республике функционируют также предприятия по выпуску, сборке и ремонту машин и оборудования и изготовлению металлоизделий. В целом в машиностроительной отрасли в 2016 г. работало 139 предприятий, в том числе 96 малых, 43 средних и крупных. В 2005-2016 гг. в структуре промышленности в Азербайджане значительно больший удельный вес приходился на добывающую отрасль; в обрабатывающей нау-коемкость редко превышала 1% (табл. 1, 2).
В 2016 г. инвестиции, направленные в основной производственный капитал, по сравнению с 2005 г. выросли в целом в 2 раза (с 4176 млн манат до 9950 млн, в добывающей промышленности - в 2,4 раза. А в обрабатывающих отраслях, за незначительным исключением, наблюдалось снижение финансирования с 11,9 до 8,4%. В частности, в химической - от 0,03% в 2005 г. до 0,1% в 2016 г., в металлургической - от 0,5 до 0,1%, в производстве машин, оборудования и готовых металлоизделий: от 3,48 до 1,1%.
Основной источник финансирования инновационных предприятий - собственные средства. Так, их удельный вес в общих затратах на технологические инновации в наукоемких отраслях за последние 15 лет оставался высокими: в обрабатывающей промышленности - 50,8%, в производстве, сборке и ремонте машин и оборудования -100%. При этом расходы на технологические инновации в 2016 г. по сравнению с 2005 г. уменьшились более чем на 50%; бюджетные средства в 2005-2015 гг. не использовались (табл. 3).
Снижение вложений в новые технологии связано и с тем, что большая часть денег, как правило, уходит на пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредиты, различные взносы в бюджет, отчисления в социальные фонды, производственные, бытовые и коммунальные расходы. До половины объема амортизационного фонда предприятий также используется на потребление или покрытие недостатка оборотных средств. В результате воспроизводство подавляющей части общественного продук-
Показатель Продукция, подвергшаяся „ ' Продукция, подвергшаяся значительным изменениям усовершенствованию или вновь внедренная
2005 г. | 2010 г. | 2016 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2016 г.
Вся промышленность 8531 1 4384 1 35 747 1 189,4 2029 1 540,9
В том числе:
добывающая - - 129,6 - - -
обрабатывающая 8531 4384 35617 189,4 2029 540,9
химическая 5915 - 522,4 - 311,4 -
металлургическая - - 500 - - -
производство машин и оборудования, готовых металлоизделий 95,6 1788 9113 - - -
производство компьютеров и другого электронного оборудования - - - - - -
производство электрического оборудования - - - - - -
производство машин и оборудования 2520 1262 174,9 189,4 - 524,8
Таблица 2. Объем инновационной продукции по уровню новизны и видам экономической деятельности, тыс. манат [6]
ОПЫТ СТРАН СНГ
та происходит на устаревшей технологической основе, не позволяющей обеспечить конкурентоспособность. Темпы модернизации низкие, фондоотдача в машиностроении в 20052016 гг. ниже одного маната на манат вложенных средств. Инновационная активность предприятий в стране пока на уровне 3-5%. В наукоемких отраслях республики удельный вес импортных технологий составляет более 70%. При этом новые они только по дате выпуска, а по технико-технологическим параметрам - 10-15-летней давности. Бытует мнение о том, что западные инновационные компании - экспортеры технологий не хотят продавать новейшие технологии в страны СНГ, потому что не уверены в сохранности своих авторских прав. Для экспертизы импортируемого оборудования целесообразно на крупных предприятиях создать конструкторские бюро рационализации и изобретательства (БРИЗ) по примеру существовавших в СССР.
В сложившейся ситуации невозможно обеспечить переход ненефтяных наукоемких отраслей к ускоренному расширенному инновационному воспроизводству. Совершенно очевидна необходимость структурных и региональных изменений. Реформирование следует осуществлять на основе опережающего развития экономики знаний, которая обеспечит прогресс во всех звеньях народного хозяйства.
Оживить инновационную активность в Азербайджане могло бы участие частного капитала в финансировании НИОКР и обеспечение на этой основе более тесной связи университетов и научно-исследовательских организаций с промышленностью и коммерческими фирмами, усиление ориентации на ры-
ночный спрос, использование долевого участия в финансировании науки (в том числе с привлечением иностранных инвесторов, грантов и др.).
Мировой опыт свидетельствует о том, что национальная инновационная система эффективна и приносит высокие доходы только при наличии активного пред-
принимательства. МСП - основная движущая сила в сфере нововведений. Так, в развитых странах удельный вес во внутренних расходах малого бизнеса на НИОКР вырос с 60,1% в 2005 г. до почти 70% в 2010 г. [5]. С помощью малых фирм корпорации обеспечивают расширение ассортимента, минимизируют затраты на разработку и внедре-
Показатель
Промышленность, всего
2005 г. 2010 г. 2015 г.
53273 8139 27929
За счет собственных средств предприятий 4060 3584 14287
бюджета 43026 - -
внебюджетных фондов 1619 - -
прочие средства 4569 4555 1834
Обрабатывающая промышленность 8573 8128 27744
За счет собственных средств предприятий 2384 3573 14102
бюджета 0,2 - -
внебюджетных фондов 1619 - -
прочие средства 4569 4555 1834,0
Производство нефтепродуктов - 1635 -
За счет собственных средств предприятий - 1635 -
бюджета - - -
Химическая промышленность 38,8 177,6 180,7
За счет собственных средств предприятий 38,8 - 180,7
прочие средства - 177,6 -
Производство компьютеров и другого электронного оборудования 0,2 - -
За счет собственных средств предприятий - - -
бюджета 0,2 - -
прочие средства - - -
Производство электрического оборудования 3,4 - -
За счет собственных средств предприятий 3,4 - -
Производство машин и оборудования 57,2 0,7 8228,0
За счет собственных средств предприятий 57,2 0,7 8202,0
прочие средства - - -
Сборка и ремонт машин и оборудования 7,3 9,7 3230
За счет собственных средств предприятий 7,3 9,7 3230
Производство машин, оборудования и готовых металлических изделий - 947,5 -
За счет собственных средств предприятий - 497,5 -
прочие средства - 450,0 -
Производство автомобилей и прицепов - 1 000 -
За счет собственных средств предприятий - 1 000 -
Таблица 3. Затраты на технологические инновации в наукоемких отраслях промышленности Азербайджана, тыс. манат [4]
ние выпускаемой продукции. Сложилось своеобразное разделение труда: малые предприятия берут на себя риск, концентрируя внимание на первой фазе концепции и выпуска, оставляя крупным (в силу производственных, финансовых возможностей и других обстоятельств) выгоды серийного выпуска и коммерциализации продукта. Вклад малых предприятий в ВВП доходит до 50-60%.
Роль государства в управлении экономикой в Азербайджане сокращается, в промышленности доля государственного сектора составляет 23,6%, негосударственного - 76,4%, то есть потенциал страны концентрируется в бизнес-среде. В 2015 г. из 2583 предприятий малых было 1241 (48%), средних и крупных -1342 (52%). Однако такого разделения труда между ними, как на Западе, у нас пока нет.
Как показывают исследования, активизация инновационной деятельности требует учета большого количества неопределенностей в связи с осуществлением поиска, проведением исследований, разработок, испытаний, а также государственного управления и координации действий всех ее субъектов, интеграции всех заинтересованных структур в реализации инноваций, привлечения инвестиций, создания условий, способствующих поступательному прогрессу и внедрению достижений науки и техники в экономику страны.
При ограниченности инвестиционных ресурсов надо опираться на приоритетные научно-технические направления, практиковать государственные заказы на конкурсной основе. Для реставрации перспективных предприятий, повышения их конкурентоспособно-
сти необходимо от купли-продажи средств производства перейти к отношениям лизинга, отстроить общереспубликанскую сеть крупных, средних и мелких центров проката оборудования, научных приборов и вычислительной техники.
С целью повышения эффективности инновационных разработок следует вывести из-под налогообложения средства, направляемые на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение производства, а также на ввод новых мощностей. Льготы по налогам должны быть введены для наиболее приоритетных сфер экономики, для научных организаций, малых и средних наукоемких предприятий. Чем длиннее технологическая цепочка и выше глубина переработки, тем больше сложностей у бизнеса и с возмещением НДС - получается, что невыгодно заниматься изготовлением инновационной продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.
Переориентацию научных исследований и экспериментальных разработок необходимо начинать с концентрации усилий и средств на проектах, имеющих первостепенное государственное значение [6]. Например, с предприятий нефтяного машиностроения: здесь есть и опыт, и высококвалифицированные кадры, и средства.
Проблема еще и в том, что в республике нет органа, который отвечал бы за науку в целом. Госкомитет по науке и технике упразднен, замены ему пока нет. Между тем в нескольких странах СНГ функционируют подобные структуры, причем разных форм собственности.
Экономика Азербайджана по структуре, размещению производительных сил,кооперацион-
ным связям, технологиям, стандартам и техническим условиям, принципам организации производства и подготовки кадров тесно связана с СНГ, в частности с Россией, Беларусью, Казахстаном. Поэтому существует объективная необходимость совместного решения многих вопросов путем объединения финансовых, материальных, трудовых, производственных и других ресурсов. Основание для этого есть. Еще 3 ноября 1995 г. в целях активизации межгосударственной инновационной деятельности было подписано Соглашение о создании общего технологического пространства государств - участников СНГ.
Таким образом, успех отраслей и предприятий ненефтяного сектора экономики в инновационной сфере в значительной степени зависит от понимания ведущей роли научно-технического прогресса, который в ходе реформирования экономики позволит создать и развить национальную инновационную систему. СИ
ЛИТЕРАТУРА
1. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер; пер. с англ.- М., 2005.
2. Трифилова А. А. Управление инновационным развитием предприятия.- М., 2003.
3. Статистические показатели Азербайджана / Госкомстат Республики Азербайджан, 2018.
4. Промышленность Азербайджана / Госкомстат Республики Азербайджан, 2017.
5. Джабиев Р. М. Проблемы модернизации производства на инновационной основе в промышленности Азербайджана // Общество и экономика, 2012, № 2.
6. Указ Президента Азербайджанской Республики ИльхамаАлиева от 06.12.2016 г. «Об утверждении Стратегических дорожных карт по национальной экономике и основным секторам экономи-ки»//Бакинский рабочий.2016. 7 декабря.