Государственная политика Азербайджана в инновационной
сфере
В статье рассматриваются основные направления в государственной инновационной политике, прямое и косвенное регулирование инновационных процессов, включая на общегосударственном, региональном, отраслевом и местном уровнях. Дан анализ деятельности промышленных предприятий Азербайджана в инновационной сфере, врезульта-те чего даны соответствующие предложения по совершенствованию работы в этом направлении.
Ключевые слова: госпрограмма, бизнес, регион, инновации, ИКТ, технопарк, конкурентоспособность, инфраструктура, рейтинг.
Р. М. Джабиев,
д. э. н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики Национальной академии наук Азербайджанской Республики
e-mail: [email protected]
со
о
CN
оо
J <
со О
В условиях реформирования азербайджанской экономики важное значение имеет переход страны на инновационный путь развития. В этой связи, главной задачей, на мой взгляд является понимание сути данной проблемы среди политиков, т. е. отношение государства к инновационной сфере. В этом плане функции государства по регулированию инновационной деятельности в Азербайджане находится пока в стадии формирования. Поэтому на любом уровне хозяйствования для успешного решения задач инновационною развития важно опираться на хорошо продуманную инновационную политику, являющуюся элементом государственного регулирования.
Необходимо отметить, что государственная инновационная политика выражает отношение органов государственной власти к инновационной деятельности и ее результатам. По своей сути государственная инновационная политика является неотъемлемой частью социально-экономической политики государства, целью которой является создание правовых, социально-экономических и организационных условий, обеспечивающих перевод хозяйственных систем на рельсы инновационного развития, повышение технологического уровня и конкурентоспособности производства, обеспечение выхода инновационной продукции на внутренние и внешние рынки, замещение импортной продукции на внутреннем рынке и перевод на этой основе промышленного производства в стадию устойчивого экономического роста.
Важнейшей задачей государственной политики является определение приоритетов развития в научно-технической и инновационной сфере, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Предстоит определить конкретные организационные и экономические механизмы развития этих приоритетных направлений в обеспечении благоприятных правовых, экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности.
Необходимо отметить, что национальная инновационная политика зарубежных стран, в частности США, в принципе, не отличается от нашего понимания. Государственная политика США в области инновационного развития направлена на решение следующих задач:
• создание благоприятных условий, способствующих активизации деятельности частного сектора в области инноваций, повышение его конкурентоспособности на мировом рынке;
• стимулирование инновационных разработок и коммерциализация результатов научных исследований;
• создание инфраструктуры, необходимой для поддержки конкурентоспособности;
• интеграция оборонных и гражданских НИОКР;
• формирование квалифицированной рабочей силы.
Однако разница между национальной инновационной политики США и нашей состоит в том, что США обладают мощной научно-технической базой включая высококвалифицированные кадры, в результате чего в Америке и других странах удается внедрять в хозяйственную практику основной объем научных исследований и разработок: в странах ЕС — 65%, Японии — 70%, США — 75% [1]. В странах Запада на долю новых или усовершенствованных технологий, оборудования и других продуктов, содержащих новые знания или решения, приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта. Они концентрируют у себя более 90% мирового научного потенциала и контролируют 80% глобального рынка высоких технологий, объем которого оценивается в $2,5-3 трлн, что превосходит рынок сырьевых и энергетических ресурсов предполагается, что через 15 лет он достигнет $4 трлн [2]. Прибыль, получаемая от реализации наукоемкой продукции, огромна. Ежегодно объемы экспорта наукоемкой продукции приносят США около $700 млрд, Германии — $530 млрд, Японии — $400 млрд [3].
Сильная сторона современного потенциала США основана на практической реализации инновационного процесса. Это проявляется в том, что американская наука, производство и маркетинг уже «оседлали» важнейшие точки роста перспективных потребностей в мировом развитии.
Поскольку производимая в США высокотехнологичная продукция и услуги во многих случаях носят системообразующий и уникальный характер, американские фирмы извлекают повышенную выгоду с каждой стадии расширения спроса не только в локальных продуктовых циклах, но и в глобальном процессе коренного перелома в характере производства и образе жизни.
Наиболее впечатляющих результатов в инновационной сфере удалось добиться Китаю. За относительно короткий срок, с 1996 по 2009 гг. страна увеличила ежегодные вложения в исследования и разработки в 13,4 раза до $154 млрд, что позволило ей выйти по данному показателю на второе место в мире, уступая лишь традиционному лидеру — США. Доля затрат на исследования и разработки в ВВП Китая возросла за это время с 0,5 до 1,7%, а к 2020 г. ее планируется довести до 2,5%. Характерная черта современной китайской экономики — зависимость ее от внешнего рынка. По объему экспорта КНР занимает первое место в мире. Экспорт дает 80% валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На внешний рынок вывозится 20% валовой продукции промышленности и сельского хозяйства. Номенклатура экспорта насчитывает 50 тыс. наименований. КНР поддерживает торгово-экономические отношения со 182 странами и районами мира, с 80 из них подписаны межправительственные торговые соглашения и протоколы. Основными торговыми партнерами Китая являются развитые капиталистические страны, на которые приходится более половины внешнеторгового оборота [4]. Даже в условиях кризиса 2008-2009 гг. государственные программы финансирования науки в развитых странах — США, Японии, Германии, Франции, Швеции, Великобритании, а также в Китае не сокращались. Поэтому опыт развитых стран мира подтверждает, что в условиях глобальной конкуренции на мировом рынке выигрывает не только тот, кто имеет перспективные научные заделы, но и тот, кто имеет эффективную национальную инновационную систему, но и прежде всего, развитую инфраструктуру.
Понимая важность данной проблемы, за последние годы в Азербайджане приняты ряд нормативно-правовых актов по дальнейшему преобразованию азербайджанской экономики на инновационной основе. Так, приняты Законы Азербайджанской Республики «О науке», «Об авторских правах», «О стандартизации», «О патенте», «О товарных знаках и географических показателях», Указы Президента Азербайджанской Республики «О создании особых экономических зон», «О промышленных городках», «О создании парка высоких технологий». Кроме того, утверждены 18 госпрограмм, в которых в той или иной мере отражены вопросы организации научно-технической и инновационной деятельности и ее финансового обеспечения в республике.
Утвержденная распоряжением Президента Азербайджана И. Алиевым от 4 мая 2009 г. Национальная стратегия развития науки в Азербайджане и госпрограмма по ее реализации в 2009-2015 гг., которые призваны обеспечить повышение роли науки в развитии экономики страны, усовершенствовании системы управления в области науки и техники, модернизацию научно-технической инфраструктуры, интеграцию образования, науки и производства, повышение эффективности научных исследований и инновационной политики. Важной составной частью госпрограммы является поддержка приоритетных инновационных проектов, формирование современных технологических укладов в отраслях экономики и на этой основе расширение рынков сбыта конкурентоспособной отечественной продукции.
Кроме того, Указом Президента Азербайджанской Республики от 21 октября 2009 г. создан Фонд развития науки при президенте страны, который успешно функционирует. Основной целью фонда является целевое финансирование в виде грантов фундаментальных и инновационных научно-исследовательских программ и проектов, а также участие в формировании и осуществлении единой государственной политики, связанной с развитием науки. В 2011 г. выделено из государственного бюджета для Фонда развития науки примерно 7 млн манатов1 (6,4 млн евро). Кроме того, созданы специальные фонды поддержки науки при таких крупных организациях, как Государственная нефтяная компания, ОАО «Азерэнержи», Министерство связи и информационных технологий. В республике с 2003 г. учрежден Фонд «Азпромо» при Министерстве экономического развития, который на начальном этапе занимался вопросами поощрения инвестиций. В августе 2005 г. функции Фонда были расширены, который стал также заниматься вопросами поощрения экспорта.
Указанные выше законы и законодательные акты, указы и распоряжения Президента Азербайджана И. Алиева способствовали дальнейшему продвижению экономики страны на инновационной основе. При этом, в первую очередь, это отразилось на деятельности предприятий и компаний ненефтяного сектора экономики. Так, в предпринимательском секторе к предприятиям, выпускающим конкурентоспособную продукцию можно отнести компании и фирмы по переработке фруктов и овощей, животноводческие комплексы, мясокомбинаты, молокозаводы, хлебопекарни и др. Инвестиции, вложенные в эти производства финансируются на льготных условиях (до 7%) Национальным фондом поддержки предпринимательству при Министерстве экономического развития Азербайджана. В 2011 г. Фонд профинансировал выдачу льготных кредитов за счет бюджета на сумму 125 млн манатов.
Среди предприятий машиностроительного комплекса можно отметить работу отдельных предприятий нефтяного машиностроения, в числе которых Бакинский завод нефтепромыслового машиностроения, Бакинский, Забратский и Сураханский машиностроительные заводы. Эти заводы получили сертификаты
со
о
оо
<
со О
1 Манат — национальная валюта Азербайджана. $1 равен 0,8 маната.
со
о
CN
оо
J <
со
о
международных стандартов Американского нефтяного института (API) — мирового законодателя в области производства нефтепромыслового оборудования. Они заслужили ставить клеймо на важнейших изделиях семи наименований, выпускаемых в 23 типоразмерах. Все четыре предприятий включены в ежегодники, издаваемые этим институтом, в результате чего их узнают в странах, где добывается нефть и газ. На сегодняшний день удельный вес продукции, произведенной по стандартам API составляет 7-8% в общем объеме реализованной продукции. Большим спросом у заказчиков пользуется фонтанная арматура, колонные головки, превенторы, задвижки, манифольды, редуктора к станкам-качалкам, глубинные скважинные насосы, буровые вышки и др. Потребителями продукции нефтяного машиностроения являются, в основном, Государственная нефтяная компания Азербайджана и ее структуры, а также Россия, Казахстан, Туркменистан и др.
В настоящее время, по-прежнему, функционирует прославленный Азербайджанский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения (АЗИНМАШ). Из работ, выполненных институтом в последние годы следует отметить разработку буровой установки «Азинмаш-80», который предназначен для бурения скважин глубиной до 2000 м и ремонта действующих скважин глубиной до 600 м, насосных установок, используемых для цементирования, промывки и глушении скважин. Институтом в сотрудничестве с Экологическим департаментом ГНКА разработаны новые виды оборудования, предназначенные обеспечить защиту окружающей среды и очистку промысловых территорий от загрязнения.
Сегодня среди ненефтяных отраслей самые высокие темпы роста демонстрирует сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В этой связи Президент Азербайджана И. Алиев определил сектор ИКТ самым приоритетным после нефтяного сектора экономики, объем которого приблизился к $1,5 млрд, что составляет 3,5% ВВП страны.
В соответствии с государственной программой по развитию связи и информационных технологий в Азербайджанской Республике на 2010-2012 гг., утвержденной Президентом Азербайджана И. Алиевым основной задачей отрасли ИКТ является выполнение задач национальной стратегии в этой области, обеспечение перехода к информационному обществу, построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, путем применения информационно-коммуникационных технологий. Реализация данной госпрограммы предусматривается по четырем основным направлениям, Это развитие телекоммуникационной и почтовой инфраструктуры и услуг, внедрение информационно-коммуникационных технологий и развитие электронных услуг в государственных и местных органах самоуправления, создание условий к переходу к информационному обществу, а также усиление экспортного и конкурентоспособного потенциала ИКТ.
Нужно отметить, что в течение последних лет в сфере связи и информационных технологий реализован ряд значимых работ. Так, была завершена полная электронизация телекоммуникационной сети
регионов, в результате чего в самых отдаленных жилых пунктах страны установлены и сданы в эксплуатацию современные электронные АТС. В 2010 г. число мобильных абонентов в стране выросло на 1342880, составив 9100000 абонентов, тем самым был завершен проект «100 мобильных пользователей на 100 человек». Также завершено строительство фибероптиче-ской магистрали Сиязян-Дявячи-Губа-Самух, целью которой является повышение устойчивости системы международной связи Азербайджана и расширение пропускной способности оптической сети страны.
Успешно завершился проект «Развитие финансовых услуг», реализуемый в республике при поддержке Всемирного банка, в результате которого в почтовых отделениях страны началось предоставление новых банковско-финансовых услуг.
Продолжается реализация госпрограммы «Электронный Азербайджан», которая основана на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служит повышению эффективности государственного управления и снижению издержек. Так, внедрение электронного документооборота позволяет обеспечить сокращение трудозатрат и времени на обработку и подготовку документов, принятие управленческих решений, повышает уровень исполнительской дисциплины и упрощает механизм ее контроля, обеспечивает оперативность предоставления услуг населению, ускоряет взаимодействие с подведомственными и другими организациями. Кроме того были сделаны значимые шаги по выводу на орбиту первого национального телекоммуникационного спутника Азербайджана.
Но всем этим не ограничивается работа по освоению и внедрению новых разработок и технологий в хозяйственную практику республики. В целях обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики, расширения сфер информационных и коммуникационных технологий, основанных на современных научных и технологических достижениях, проведение научных исследований и создание современных комплексов по разработке новых информационных технологий в соответствие с Указом Президента Азербайджанской Республики от 5 ноября 2012 г. в городе Сумгайыте создан Парк высоких технологий.
Недавно созданный в Азербайджане Сумгайыт-ский технопарк (СТП), общей площадью 130 га будет включать в себя 30 заводов и цехов, занимающихся производством продукции, ориентированной на экспорт. В настоящее время в технопарке действуют 10 заводов, где работают около 3 тыс. человек. На предприятиях технопарка производится электротехническое оборудование, счетчики, солнечные коллекторы, трансформаторы, оборудование высокого напряжения, гидротурбины, насосы, электромоторы и др. Потребителями этой продукции пока являются местные предприятия и компании. В дальнейшем предполагается экспортировать эту продукцию в Россию, Украину, Казахстан, Белоруссию, Грузию и другие страны.
В числе недавно запущенных на СТП производств значится и рассчитанный на выпуск 50 тыс. т продукции в год завод тяжелого машиностроения. Предприятие
специализируется на изготовлении металлоконструкций и различных изделий для электростанций, сборке опор для высоковольтных линий электропередачи, а также текущем ремонте габаритного энергооборудования. Недавно в СТП заработали цеха центра точной обработки, ориентированные на изготовление деталей машин и механизмов, различных заготовок, а также точной обработки рабочих частей оборудования специального назначения. Здесь производится высокоточная обработка частей гидротурбин и валов различного размера, редукторов, а также установок для альтернативной энергетики. В апреле 2012 г. в Сумгайыте было введено в строй новое высокотехнологичное предприятие — «Азгюнтех», ориентированное на выпуск солнечных модулей и LED ламп. На начальном этапе здесь будет ежегодно изготавливаться 120 тыс. оснащенных 60 фотоэлементами солнечных панелей мощностью от 42 до 250 Вт, а в будущем их производство возрастет до 240 тыс. единиц в год. Примечательно, что завод солнечных батарей и LED ламп станет первым объектом нового — третьего по счету Сумгайытского парка высоких технологий. В ближайшие годы здесь планируется запустить 15 заводов, производящих оптические линзы, стекло- и базальтовые волокна, аккумуляторы высокой емкости и т. д.
Продолжаются меры по созданию индустриальных парков в Сумгайыте, Балаханы, а также в Гяндже и Карадаге. Основная цель подобных индустриальных парков с современной инфраструктурой заключается в привлечении в страну инвестиций, высоких технологий, стимулировании инновативных проектов и, как результат, ускорении развития ненефтяного сектора экономики.
Нужно отметить, что международные финансовые организации в последние годы дают весьма высокую оценку Азербайджанской экономики. Так, Всемирный экономический форум (ВЭФ) при подсчете индекса конкурентоспособности для каждой страны использует 12 основных показателей: качество институтов, инфраструктуру, макроэкономическую стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональную подготовку, эффективность товарного рынка, эффективность рынка труда, развитие финансового рынка, технологический уровень, объем внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. В рейтинге конкурентоспособности мировых экономик на 2012-2013 гг., составляемом ежегодно Всемирным экономическим форумом, Азербайджан вошел в число 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира и стал 46-м среди 144 стран. По сравнению с 2011 г. Азербайджан улучшил свои позиции на 9 пунктов, что является еще одним показателем успешно проводимой экономической политики. Наибольший рост по сравнению с 2011 г. у Азербайджана был зафиксирован по показателю эффективности товарного рынка — на 19 позиций. По показателю инновационного потенциала Азербайджан поднялся в рейтинге на 14 ступеней, технологическому уровню — 13 ступеней, качеству институтов — 5 ступеней. По показателю макроэкономической стабильности Азербайджан находится в первой двадцатке (на 18-м месте).
По индексу конкурентоспособности Азербайджан уже четвертый год является лидером на пространстве СНГ, далее следует Казахстан, Россия, Украина и т. д. Начиная с 2005 г. среди стран СНГ, кроме Азербайджана улучшили свои позиции только Украина, Казахстан, Россия и Таджикистан. Так, Азербайджан поднялся на 23 позиции, Украина — на 11, Казахстан — на 10, Россия — на 8, Таджикистан — на 4.
Индекс конкурентоспособности Азербайджана вырос за год с 4,3 до 4,41. ВЭФ международные рейтинговые агентства и другие международные институты дают положительную оценку процессам, происходящим в экономике Азербайджана. Для зарубежных инвесторов это означает, что ситуация в Азербайджане хорошая и здесь можно построить свой бизнес.
Однако, несмотря на заметные сдвиги в инновационной сфере, как показала практика, всего этого оказалось недостаточным для инновационной активности промышленных предприятий. За последние 10-15 лет многие предприятия машиностроения, металлургической промышленности, станкостроения, приборостроения, электротехнической и химической промышленности, которые формировали инновационную среду сегодня не функционируют, или работают не в полную мощность, В результате чего резко снизилась инновационная активность предприятий и сократились объемы наукоемкой продукции, определяющих технический и технологический уровень. Если в начале 1990-х гг. количество промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение новых или усовершенствованных видов продукции и технологических процессов составляло около 70%, то в 2010 г. 1-2% от общего числа промышленных предприятий. Если в 2005 г. продукция, подвергшаяся значительным изменениям или вновь внедренная в промышленности республики составляла 8531 тыс. манат в общем объеме промышленной продукции, то в 2010 г. она снизилась и составила в сумме 4384 тыс. манат. Налицо наше технико-технологическое отставание от передовых стран.
В то же время частный бизнес не спешит «раскошелиться» на финансирование инновационных разработок и их практическое внедрение. Он вкладывает средства в инновации лишь постольку, поскольку это необходимо для выживания в жесткой конкурентной среде. Поэтому необходимо создать механизм «принуждения к инновациям», который заставил бы применять эти нововведения. В современной экономической среде — неконкурентной и пронизанной коррупцией — сделать это можно лишь проявив волю к жесткому государственному регулированию. Государство должно установить такие «правила игры», при которых в ближайшее время работать без новых технологий в Азербайджане станет труднее.
В сложившихся условиях, на мой взгляд, можно было бы использовать имеющийся положительный опыт Венгрии, где все коммерческие предприятия, не имеющие научных подразделений отчисляют процент от прибыли в фонд развития науки страны.
Несмотря на то, что в республике приняты ряд законодательных и нормативных актов в инновационной сфере, однако до сих пор не приняты законы
со
о
CN
оо
J <
со О
со
о
CN
оо
J <
со
о
«Об инновациях», «Об инновационной деятельности предприятий», «О науке и государственной научно-технической политике», являющиеся основными документами в инновационном развитии. Нет законов, нет и исполнения. Не до конца проведена работа по формированию нормативно-правовой базы инновационной инфраструктуры, бизнес инкубаторов, инновационных центров, технопарков, технополисов, инжиниринговых, лизинговых и других организаций. Также остались нерешенными вопросы укрепления инновационного потенциала на региональном уровне. И не случайно, в республике удельный вес затрат на науку длительный период времени остается на уровне 0,2 в ВВП. Очевидно, должно пройти еще немало времени, прежде чем задача формирования благоприятного инновационного климата в нашей стране может быть решена в полном объеме, необходимом для радикального оздоровления экономики.
Для решения вышеуказанных вопросов нами были проведены исследования на многих промышленных предприятиях республики, которые показали, что основной причиной их низкой инновационной активности являются:
1. Несовершенство законодательной базы по обеспечению инновационного процесса.
2. Разрушение воспроизводственного процесса.
3. Изношенность и моральное старение основных фондов.
4. Слабая роль амортизационного фонда в техническом перевооружении и модернизации предприятии.
5. Негативные последствия переоценок основных фондов и деноминация национальной валюты.
6. Недостаток собственных средств промышленных предприятий.
7. Негативные последствия приватизации госсобственности.
8. Нарастающая переориентация промышленных предприятии на импортную технологию.
9. Неразвитость инновационной инфраструктуры.
10. Отсутствие общенациональной информационной системы.
11. Отсутствие координирующей структуры по всей цепочке инновационного процесса.
12. Слабая интеграция с различными странами в инновационной сфере2.
Поэтому для решения вышеуказанных вопросов, на мой взгляд необходимо:
• разработать более эффективные законодательные положения по регулированию инновационной деятельности в Азербайджане;
• провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных инновационных законодательных актов и использовать их при проведении нормот-ворческой работы;
• обеспечить благоприятные экономические и финансовые условия для активизации инновационной деятельности;
2 Более подробно эти 12 пунктов рассмотрены в [5].
• использовать и совершенствовать производственно-технологический потенциал для перехода на более высокие технологии;
• обеспечить приоритетность государственной поддержки наукоемких технологий;
• создать благоприятные условия для ученых и научных коллективов, способных обеспечить масштабное освоение прогрессивных технологий и наукоемких производств;
• расширить практику подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства на уровне международных требований, нацелив их деятельность на коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• создать благоприятные условия для инновационного развития в регионах Азербайджана;
• дальше совершенствовать налоговое законодательство и механизмы его применения с целью создания выгодных условий для инновационного развития;
• использовать опыт ведущих стран по созданию и совершенствованию инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Таким образом, подводя итоги вышеизложенному следует отметить, что успех научной и инновационной реформы в Азербайджане в значительной степени зависит от того, насколько нынешним политическим деятелям удастся сбалансировать требования современности и сильные традиции научного и технологического прошлого страны. Для этого в республике сохранен значительный научно-технологический потенциал, который позволяет формировать и реализовать национальную инновационную политику в ходе реформирования экономики на инновационной основе.
Список использованных источников 1. И. Дежина, Б. Салтыков. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 2 Экономика и жизнь, 29 сентября, 2000.
3. Б. З. Мильнер. Управление знаниями в современной экономике. М.: Изд-во ИЭ РАН, 2008.
4. А. В. Попов. Проблемы во взаимоотношениях Китая со странами БРИКС//Международная экономика, № 12, 2012.
5. Р. М. Джабиев. Проблемы модернизации производства на инновационной основе в промышленности Азербайджана// Общество и экономика, № 2, 2012.
The state policy of Azerbaijan in the sphere of innovation R. M. Djabiev, Doctor of Economics, professor, Chief Researcher of the Institute of Economics of the National Academy of Sciences of the Republic of Azerbaijan.
The article deals with the main directions of the State innovation policy, direct and indirect regulation of innovation processes, including at the national, regional, sectorial and local levels. And was given the analysis of industrial enterprises of Azerbaijan in the sphere of innovations, which provides relevant suggestions on improving work in this direction.
Keywords: government program, business, region, innovation, ICT, technology park, competitiveness, infrastructure, rating.