Научная статья на тему 'К вопросу о положениях для санитарно-эпидемиологической станции области, края, АССР'

К вопросу о положениях для санитарно-эпидемиологической станции области, края, АССР Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о положениях для санитарно-эпидемиологической станции области, края, АССР»

Для углубленной работы саратовской санитарной организации, весьма мощной в численном отношении, в настоящее время создаются, таким образом, прекрасные возможности.

Оздоровительные мероприятия, намеченные по плану пятилетки, не исчерпываются изложенным. Мы не коснулись мероприятий по борьбе, с хроническими инфекциями (туберкулез, малярия, сифилис), а также мероприятий по охране здоровья детей. Эти вопросы требуют особого, рассмотрения.

И. Я. МОРЕЙН"С

К вопросу о положениях для санитарно-эпидемиологической станции области,

края, АССР1

Из Института организации здравоохранения и истории медицины Академии медицинских наук СССР

В журнале «Гигиена и санитария» № 1 опубликована в порядке обсуждения статья M. М. Уварова о санитарно-эпидемиологической станции области, края и АССР.

Вопрос, безусловно, актуальный. Областные санитарно-эпидемиологические станции организованы во всех союзных республиках с областным делением, между тем большинство их не соответствует понятию комплексного санитарно-эпидемиологического учреждения с соответствующей структурой и организационными формами работы. Необходимо определить профиль этого руководящего санитарно-эпидемиологического учреждения, установить его структуру и штаты. Этим вопросам в настоящее время следует уделить серьезнейшее внимание.

Нельзя не согласиться с указанными в этой статье задачами станции. Они в основном соответствуют роли и месту этого учреждения в санитарной организации, но некоторые из них вызывают недоумение tf возражения.

Автор расширяет в своем проекте функции областных станций в области подготовки кадров и неправильно выдвигает эту работу как основной раздел деятельности станции. Вряд ли нужно возложить на станции функции по подготовке помощников санитарных врачей, помощников эпидемиологов, так как в настоящее время восстановлены школы санитарных фельдшеров, которые и должны готовить эти кадры; то же самое касается и подготовки лаборантов, также требующих специального образования. Работа областных и краевых станций по подготовке дезинфекторов, вакцинаторов и общественного санитарного актива и по повышению квалификации средних санитарных кадров (помощников санитарных врачей, помощников эпидемиологов и др.), конечно, очень актуальна, но оснозной работой станции является ее санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая деятельность. Надо обеспечить правильную постановку этой работы и оснастить станцию надлежащим оборудованием, toi да она может и должна служить учебной базой для проведения практикума студентами медицинских институтов и учащимися фельдшерских школ по вопросам санитарной и противоэпидемической работы. Студент медицинского института должен найти на станции четкую и рациональную систему санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы, все необходимые структурные элементы, ор-

1 В порядке дискуссии. Редакция.

А

ганически увязанные между собой, надлежащее оснащение лабораторий, дезпункта и прочим современным оборудованием, практическое применение последних достижений науки и техники.

Под руководством областной станции он должен научиться правильным формам и методам работы на селе, используя базу и районных станций, отвечающих своему назначению, а по городской работе — используя базу также городских станций.

Одновременно станция призвана систематически заниматься повышением квалификации средних санитарных и эпидемиологических кадров. В отдельных случаях, в зависимости от своей оснащенности и эрудиции руководящих кадров, станция должна предоставлять «рабочие места» по отдельным вопросам гигиены и эпидемиологии и методам лабораторных исследований районным санитарным врачам, эпидемиологам и лабораторным работникам.

Задачи лаборатории определены нечетко: по автору, лаборатория должна быть «хорошей» и «обеспечить необходимыми лабораторными исследованиями». Этого недостаточно. Работа лаборатории должна быть тесно связана с деятельностью санитарно-эпидемиологического отдела, она должна делать химические, бактериологические, серологические и токсикологические исследования в области пищевой, промышленной и жилищно-коммунальной гигиены, эпидемиологии и диагностики инфекционных заболеваний. В работу лаборатории областной станции входит методическое руководство лабораториями районных и городских станций, знание кадров районных лабораторий и забота о повышении их квалификации. Неясно определены также функции сантех-бюро. Сантехбюро необходимо заниматься, по нашему мнению, вопросами санитарно-технического порядка и вопросами техники в области санитарного дела. По этим вопросам оно обязано участвовать в санитарно-гигиенической работе станции и призвано консультировать госсанинспекции, периферические санитарно-эпидемиологические станции и работников здравоохранения.

Тов. Уваров почему-то не упоминает о гигиене питания и школьной санитарии, в области которых задачи станции также актуальны. Речь идет о работе по организации гигиенически рационального питания населения, витаминизации питания, гигиенической- рационализации производства пищевых продуктов и приготовления пищи, по внедрению санитарного режима на пищевых объектах, профилактике и изучению пищевых отравлений и пищевых инфекций и т. д. Ответственные задачи стоят перед областной, краевой и республиканской станцией в области школьной санитарии и инструктивно-методического руководства работой школьных врачей; в частности, необходимо участие станции в разработке вопросов благоустройства и санитарного режима школ, личной гигиены и правильной посадки школьников, санитарного воспитания и физического развития школьников, гигиены педагогического процесса и др.

Не освещена также такая важная задача станции края, области и АССР, как связь ее работы с областными и краевыми лечебно-профилактическими учреждениями. Санитарно-гигиеническая и противоэпидемическая деятельность областной, краевой и республиканской станции должна быть тесно связана с лечебно-профилактической деятельностью областного туберкулезного* венерологического, онкологического диспансеров и других лечебно-профилактических учреждений областного, краевого и республиканского значения.

Ничего не упомянуто также о научной работе станций. Само собой разумеется, что значительная часть республиканских, краевых и областных станций может вести научную работу по изучению ряда вопросов краевого значения в области гигиены и эпидемиологии, по научному обобщению опыта санитарной и противоэпидемической работы. Такую

задачу необходимо поставить перед республиканскими, краевыми и областными станциями в первую очередь.

Нуждается в серьезных изменениях и предлагаемая структура санитарно-эпидемиологических станций края, области, АССР в свете тех задач, какие перед ними поставлены. Санитарно-эпидемиологическая станция не является механическим объединением разрозненных сани-тарио-эпидемических учреждений в одном помещении под одним общим административным руководством, и нельзя полагать, что такое объединение обеспечит необходимую комплексность и методически правильное построение работы санитарного врача. Станция является оперативным научно-практическим комплексным учреждением, где санитарный врач любой специальности разрабатывает и оперативно осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия 'на основе изучения санитарного состояния населения и обслуживаемых объектов, как это правильно указано в задачах станции. Санитарный врач должен пользоваться в организации санитарно-оздоровительной работы также санитарно-статистическими методами и методами лабораторного исследования. Метод лабораторного исследования не отделим от практической работы санитарного врача. Без знания этих методов, без участия в работе лаборатории немыслима серьезная работа санитарного врача организационного порядка, серьезное пользование лабораторным исследованием. А предложенная автором структура, которая предусматривает санитарно-эпидемиологический отдел и лабораторию как совершенно самостоятельные структурные части, отрывает лабораторию от санитарного врача.

Не приемлема также предложенная структура «санитарно-эпидемио-логического оперативного отдела». Для реализации поставленных задач было бы целесообразно разделить его на два отдела — санитарно-гигиенической и эпидемиологической, включив в каждый из них соответствующую лабораторию. Соответственно,этому надо изменить структуру и санэпидбюро. Лаборатория — неотъемлемая часть соответствующего санитарного и эпидемиологического отдела. Неправильно также структурно оторваны санитарный транспорт и передвижные дезуста-новки от отдела дезинфекции и санобработки и выделены в самостоятельную единицу «отделение сантрансгТорта и подвижных установок». Если к подвижным установкам относятся также передвижные лаборатории, н5 следует отрывать их от лаборатории.

В соответствии с необходимыми изменениями в структуре областной, краевой и республиканской станций надо внести соответствующие поправки в общем числе и распределении штатных единиц. Приведенные автором наименование и число штатных единиц не объяснены.

Областные, краевые и республиканские станции являются руководящими санитарно-эпидемиологическими учреждениями, которые должны служить примером правильной постановки работы, руководить и направлять работу станций области и особенно серьезную роль сыграть в санитарно-гигиенической и противоэпидемической работе на селе, помогать госсанинспекции и районным станциям в этой работе, содействовать организации, оснащению и правильной постановке работы районных станций. Необходимо поэтому, чтобы наименование санитарно-эпидемиологической станции области, края, АССР могла получить только та станция, которая соответствует утвержденным положениям.

Правильно поставлен ввпрос о постоянном методическом руководстве республиканского научно-исследовательского института деятельностью краевых и областных станций.

Большая и ответственная роль санитарно-эпидемиологической станции области, края и АССР в санитарной организации требует серьезно продуманных положений и большой настойчизой борьбы за ее организационное укрепление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.