Научная статья на тему 'Роль санитарно-эпидемиологических станций в подготовке санитарно-эпидемиологических кадров'

Роль санитарно-эпидемиологических станций в подготовке санитарно-эпидемиологических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль санитарно-эпидемиологических станций в подготовке санитарно-эпидемиологических кадров»

М. УВАРОВ

Роль санитарно-эпидемиологических станций в подготовке санитарно-эпидемиологических кадров

Современная санитарно-эпидемиологическая станция, являющаяся полноценным комплексным санитарным и противоэпидемическим учреждением, наряду с выполнением разносторонних и многообразных задач в области прямой своей работы, должна активно содействовать подготовке и переподготовке санитарных и противоэпидемических кадров.

Практическая санитарно-эпидемиологическая станция, при достаточном ее оснащении и обеспечении врачами и лабораторными работниками, должна служить такой же базой для проведения практики студентами санитарно-гигиенических факультетов наших медицинских институтов, какой является амбулатория, больница или поликлиника для студентов лечебного факультета. На этой станции студент под руководством! практических санитарных врачей и эпидемиологов должен практически применять знания, полученные им на санитарно-гигиеническом факультете.

Включившись в работу станции, студент должен учиться применять статистический, лабораторный и обследовательско-исследовательский методы изыскания для разрешения чисто практических задач в увязке с жизненными запросами.

Пользуясь этими методами, сочетая их, студент ставит диагноз тем или иным явлениям, характеризующим отступление от санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, а также прогноз этих явлений, и должен учиться на этой основе самостоятельной практической работе.

Здесь же будущий санитарный врач-эпидемиолог проводит «амбулаторный прием» лиц и хозяйственников по вопросам санитарии и эпидемиологии, осуществляет «посещения на дому», т. е. выезды на места и объекты по вопросам санитарии и эпидемиологии, и привыкает проводить «неотложную и экстренную помощь» санитарного порядка в случаях, нетерпящих отлагательства, при остроинфекционных заболеваниях, при пищевых и промышленных отравлениях.

Это не должно исключать необходимость создания при кафедрах гигиены и эпидемиологии медицинских институтов санитарно-эпидемиологических, общих и специальны* станций по промышленной, пищевой,, жилищно-коммунальной санитарии. Такие станции, создаваемые при соответствующих кафедрах, необходимо обеспечить специально оборудованными лабораториями, установками и устройствами, работающими под .руководством специалистов-теоретиков и практиков в области гигиены, санитарии и эпидемиологии по аналогии с клиниками для студентов лечебных факультетов. Здесь студент будет знакомиться с положительными и отрицательными явлениями в области гигиены и эпидемиологии, имеющими как массовый характер, так и, может бьить,, эксквизитное значение при изучении тех или иных отклонений.

Эти специальные санитарные и эпидемиологические станции должны обучить студентов применению лабораторных, статистических и обследовательских методов в той или иной области гигиены и эпидемиологии, создать навыки в использовании этих методов, так же как клиника обучает студентов лечебных факультетов тем или иным методам диагностики.

В интересах увязки практики с теорией необходимо установить связь между станциями при кафедрах гигиены и эпидемиологии медицинских институтов с практическим« местными санитарно-эпидемиологическими станциями. Это, с одной стороны, выявит требования практики к преподаванию теории гигиены и эпидемиологи«, а с другой стороны, обогатит наши местные \ санитарно-эпидемиологические станции новыми достижениям« теоретического и научного порядка в области гигиены и эпидемиологии. . ' )

Опыт использования санитарно-эпидемиологических станций для практики студентов санитарно-гигиенических факультетов перед Отечественной войной был проведен на Украине. Он показал, что неправильно ориентировать проведение практики только на мощные, городские и областные санитарно-эпидемиологические станции, а необходимо широко использовать для этого обычные районные, нормально функционирующие санитарно-эпидемиологические станции, потому что большинство санитарных врачей и эпидемиологов после окончания вузов направляется на периферию.

Конечно, и студенты лечебного факультета должны иметь в числе баз для практических занятий и санитарно-эпидемиологическую станцию. При диспансерном методе работы лечебно-профилактических учреждений, при участковом характере работы врачей амбулаторий и поликлиник будущим врачам-лечебникам абсолютно необходимо ознакомиться с основами санитарно-эпидемиологической деятельности, в частности, с работой санитарно-эпидемиологических станций. С этими организациями впоследствии постоянно придется иметь дело.

Отзывы студентов, желающих быть санитарными врачами и эпидемиологами, о проведенной ими практике на санитарно-эпидемиологических станциях Украины самые положительные. Эта практика много дала им и заставила осмыслить теоретические знания, полученные ими в медицинском институте. Такая практика (проводимая в течение нескольких лет) дает возможность студенту специализироваться и более сознательно и требовательно относиться к пополнению теоретических знаний, полученных в институте. В результате учеба студентов санитарно-гигиенических факультетов станет более полной, интересной и более похожей на учебу студента лечебного факультета.

В связи с этим Всесоюзная госсанинспекция и главные госсанинспекции союзных республик совместно с Главным управлением медицинских учебных заведений НКЗдрава и союзных республик и директорами медицинских институтов должны выделить ряд областных, городских и местных санитарно-эпидемиологических станций для прохождения в них практики студентами санитарно-гигиенических факультетов.

Нарвдмздравам АССР, краевым (областным) здравотделам и их гос-санинспекциям необходимо добиться такого положения, чтобы всякая санитарно-эпидемиологи1^ская станция (или хотя бы большинство из них) могла служить базой для практики студентов. Некоторые наиболее крупные и хорошо оснащенные областные и городские санитарно-эпидемиологические станции должны, кроме того, служить базой по подготовке средних санитарных, противоэпидемических (помощники госсанинспекторов, помощники эпидемиологов, помощники санитарных врачей, дезинструкторы, дезинфекторы, бонификаторы и т. п.) и лабораторных (лаборанты, препараторы и т. п.) кадров. Такие станции должны проводить и переквалификацию или? вернее, доквалификацию средних медицинских кадров в средние санитарные и противоэпидемические кадры. В ряде областей и республик это уже проводится на базе санитарно-эпидемиологической станции, но должно проводиться повсеместно.

I 37

Нельзя мириться с таким положением, кекое создалось в 1942 г., когда по Азербайджанской, Грузинской, Таджикской ССР около 20% должностей средних санитаоных и противоэпидемических работников оказались незамещенными, а поЧ)тдельным> областям РСФСР этот процент достигал 25—45 (Мордовская АССР^' Хабаровский край, Читинская, Омская и другие области). Недоукомплектование среднего санитарного и противоэпидемического звена — вина самих мест. Оно показывает неумение использовать местные возможности но подготовке кадров. Между 'тем с привлечением опытных местных практических санитарно-эпидемиологических врачей, работников санитарных институтов, санитарно-гигиенических факультетов и институтов эпидемиологии и микробиологии на базе ряда существующих санитарно-эпидемиологических станций (областных и городских) эти кадры можно готовить на местах.

Санитарно-эпидемиологическая станция должна давать возможность своим работникамлрасти и повышать свою квалификацию. "Для этого ей следует вести санитарно-противоэпидемическую работу полнокровно, используя статистический, лабораторный и обследовательско-исследова-тельский методы, изучать ^ делать обоснованные выводы в области санитарного и эпидемического оздоровления обслуживаемого ею района. Только тогда санитарные и противоэпидемические кадры будут закрепляться.

При наиболее крупных краевых, областных и городских санитарно-эпидемиологических станциях силами высококвалифицированных практических работников, а также приглашенных специалистов из институтов и кафедр необходимо организовать циклы лекций, декадники, месячники для санитарно-эпидемиологических кадров районов. Рекомендуется, по примеру Молотовской областной санитарно-эпидемиологической станции, издание специальных бюллетеней, характеризующих недочеты и достижения в практической работе и освещающих все новое в области гигиены, санитарии и эпидемиологии.

Санитарно-эпидемиологические станции должны быть тесно связаны с соответствующими институтами и санитарно-гигиеническими факультетами. Методическое руководство со стороны этих высококвалифицированных учреждений дает возможность работникам станций выполнить работы научно-практического порядка, в том числе и для получения, ученых степеней. Санитарно-гигиеническим факультетам медицинских институтов необходимо разработать ряд научно-практических тем и задач, которые могут быть разрешены на базе санитарно-эпидемиологических станций и одновременно явятся диссертационными темами. Такие примеры (к сожалению, единичные) уже (имели место в УССР. Они должны стать массовым Явлением, и это в значительней степени Зависит от санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов. Этот способ подготовки специализированны« кадров одинаково важен и в данный момент, и в перспективе ближайших лет.

Не менее существенным является вопрос повышении санитарно-эпидемиологической квалификации среди врачей и среднего медицинского персонала местных лечебно-профилактических учреждений. Это в-значительной степени решает успех борьбы за санитарный порядок и с эпидемической заболеваемостью.

Множить, готовить эти кадры, постоянно повышать их знания, обогащать их опыт, развивать вкус к санитарно-лрофилактической работе — прямая обязанность всякой санитарно-эпидемиологической станции.

Наконец, с а ни т а рно-э пи демио лопи ч ее к а я станция должна не только выявлять и организовывать санитарньих общественных инспекторов и санитарный актив, но обучать и воспитывать их, превращая в борцов за санитарный порядЬк, за уничтожение эпидемических заболеваний.

Каждая санитарно-эпидемиологическая станция должна обучать эти кадры, подготовлять их к работе, руководить ими в повседневной их практической деятельности.

Таким образом, санитарно-эпидемиологическая станция должна быть базой:

1) для практики студентов санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов, а такж*е в известной мере и лечебных факультетов;

2) для'повышения квалификации и специализации врачей и средних санитарных и эпидемиологических кадров;

3) для подготовки новых средних санитарных и эпидемиологических кадров; ~

4) для повышения санитарно-эпидемиологической квалификации врачебных и средних медицинских ^адров местных лечебно-профилактических учреждений;

5) для подготовки и воспитания общественных санитарных инспекторов и санитарного актива.

В связи с этим санитарно-эпидемиологическим станциям должно быть уделено особое внимание наркомздравами союзных республик, руководящими органами госсанирспекции и обл(край)здравотделами в отношении обеспечения их помещениями и главное — опытными работниками. Санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов, а также специальные санитарные «'эпидемиологические институты обязаны оказывать повседневную методическую помощь санитарно-эпиде-миологическим станциям, в том числе и путем выезда отдёльных специалистов или даже бригад.

Организация, оборудование и работа санитарно-эпидемиологических станций должны служить образцом' для студентов-практикантов, для врачей и среднего медицинского персонала лечебных учреждений, подготавливаемых санитарно-эпидемиологических кадров общественных санитарных инспекторов, санитарного актива и населения.

Территория санитарно-эпидемиологической станции должна быть благоустроенной и правильно озелененной кустарниковыми и древесными насаждениями.

При дезинфекционном отделении каждой санитарно-эпидемиологической станции необходимо построить из местных стройматериалов или развернуть в одном из имеющихся зданий показательный небольшой простейший санитарный пропускник (баня, душевая), образцово содержащийся и эксплоатируемый.

При кадкой санитарно-эпидемиологической станции должны работать прост^шие дезинсекторы (вошебойки, землянки, ящики) для показа их в действии и обучения пользования ими.

Навес Лля подвижных дезкамер должен позволять развертывать последние, демонстрировать их в действии как наглядный пример.

Во дворе санитарно-эпидемиологической станции надо устроить действующий колодец, образцово-показательный для данной местности, с необходимыми разрывами от зданий и санитарных устройств и установок. Колодец должен иметь простой, но прочный, хорошо работающий насос. I *

Для сточных вод санитарного пропускника следует устроить отстойники или другие простейшие очистные сооружения с правильным спуском этих вод в водоем, овраг и т. д. На усадьбе необходимо демонстрировать способы хранения и обезвреживания мусора и отбросов, наиболее подходящие для местных условий.

В конюшне 'желательно устроить показательную хлевную, финляндского типа, уборную, а во дворе — уборную общественного пользования по типу простейшего подрклозета,, с выдвижными ящиками или с не-

проницаемым выгребом. При отсутствии канализации надо устроить при самой санитарно-эпидемиологической станции образцово действующий люфтклозет. Для мусора и отбросов должны устраиваться компосты на территории санитарно-эпидемиологической станции, простейшие биотермические камеры, рациональные мусорные ящики, навозохранилища, помойные ямы.

Все эти устройства должны быть на предусмотренных санитарными правилами расстояниях от зданий и источников водоснабжения и иметь защитную зеленую зону (кустарниковую и древесную). Неплохо организовать парник й огород, на которых следует использовать отбросы и мусор.

Жилой дом и надворные постройки санитарно-эпидемиологической станции должны быть выстроены из местных стройматериалов и являться показательными для данной местности.

Если санитарно-эпидемиологической станции не нужно иметь всех этих установок и устройств, они должны быть организованы станцией при школах (например, простейшие питьевые фонтанчики), учреждениях здравоохранения (использование отходов и отбросов, очистные сооружения), в общежитиях, на предприятиях и т. п.

Названные савитарно-технические устройства и установки, являясь элементами простейшего благоустройства, будут наглядным примером для студентов, медицинских работников лечебных учреждений, санитарного актива и населения. В этом отношении органам! здравоохранения, и в первую очередь госсанинспекции АССР, края, области, необходимо поработать как следует и сделать санитарно-эпидемиологические станции полностью удовлетворяющими своему назначению, превратив их в действительно показательные учреждения, на которых учились бы не только наши санитарные, противоэпидемические и лечебные кадры, но и все население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.