Научная статья на тему 'Санитарное дело в СССР во время первых двух лет войны'

Санитарное дело в СССР во время первых двух лет войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Санитарное дело в СССР во время первых двух лет войны»

3. Обесцвечивание мембранных фильтров возмюжно азотной кислотой, хлорной известью с азотной кислотой и хлорной известью с кислым! •сернокислым натрием.

4. При обработке фильтра после каждого его употребления им можно пользоваться 9—10 раз.

В. С. ЧЕТВЕРИКОВ

Санитарное дело в СССР во время первых

двух лет войны

1. Санитарные кадры

НКЗдра» СССР за последние два года перед Великой отечественной войной провел ряд мероприятий по укреплению санитарных кадров в стране. Приказом наркома здравоохранения от 8.Ш.1940 было установлено, что на должность госсанинспекторов союзной республики, АССР, края, области и города могут назначаться только медицинские работники с высшим образованием. Для систематического укомплектования вакантных мест санитарных врачей и санитарных фельдшеров широко проводилась подготовка специальных санитарных, (врачебных и фельдшерских кадров на санитарных факультетах медвузов и в средних медицинских школах по специально разработанным учебным планам и программам. Преподавательские кадры медвузов и школ были укомплектованы квалифицированными преподавателями. С 1938 по 1940 г. на сани-тарно-противоэпидемическую работу было направлено 3 976 человек из числа врачей, окончивших санитарно-гигиенические и лечебные факультеты медицинских институтов, а в 1941 г. 1 500 врачей.

Несмотря на это, в последние годы рост санитарных кадров все же резко отставал от темпов роста сети санитарных учреждений и общей численности врачей по Союзу ССР. В то в>ремя как с 1936 по 1940 г. общее количество врачей увеличилось на 22 000, число санитарных врачей осталось без изменений, так как значительная часть их (самовольно или с разрешения органов здравоохранения) переходила на лечебную и административную работу. Санитарные кадры таяли.

Для борьбы с этим НКЗдрав СССР приказом № 104 от 12.111.1941 предложил наркомздравам союзных республик возвратить на санитарную и противоэпидемическую работу: а) всех врачей, окончивших санитарно-гигиенические факультеты, а также направленных по окончании медицинских институтов на санитарно-противоэпидемическую работу, и б) всех врачей, окончивших лечебные факультеты в 1939 и 1940 гг. и направленных по путевкам на санитарную и противоэпидемическую работу. Это мероприятие позволило возвратить на санитарную работу сотни врачей.

Вместе с тем районным, городским, краевым и областным отделам здравоохранения было запрещено врачей, направляемых в санитарно-противоэпидемические учреждения, переводить на другую работу без разрешения народного комиссара здравоохранения союзной республики.

Кандидатуры госсанинспекторов союзных республик, АССР и областных (краевых) здравотделов в настоящее время утверждаются народными комиссарами здравоохранения союзных республик после предварительного согласования с НКЗдравом СССР. Установлено, далее, что увольнение, назначение и перемещение госсанинспекторов района, округа и города могут производиться только по согласовании с народным комиссаром здравоохранения союзной республики. Главным государ-

ственным санитарным инспектором союзных республик было предложено персонально ознакомиться с каждым кандидатом' на должность госсанинспектора, после чего представить его на утверждение наркому здравоохранения союзной республики. В целях сохранения опытных кадров госсанинспекторов на руководящей работе бьпло проведено, начиная с марта 1942 г., бронирование госсанинспекторов. Для выдвижения санитарных работников на более ответственные должности при союзных наркомздравах создан резерв руководящих санитарных кадров. В целях повышения материального обеспечения госсанинспекторов! им разрешено совместительство в санитарно-эпидемиологических станциях и на противоэпидемической работе.

В последние годы широко проводилось через институты усовершенствования врачей повышение квалификации и специализация санитарных врачей и госсанинспекторов. Соответствующая специальная двух-трех-мескчная подготовка проводилась с отрывом от работы по планам и программам, согласованным с ВГСИ и утвержденным НКЗдравом' СССР.

Для научной разработки и обоснования разрешаемых органами госсанинспекции санитарно-гигиенических вопросов были организованы центральные, республиканские и областные научно-исследовательские институты и лаборатории по санитарным дисциплинам. Вся научно-практическая продукция этих институтов шла в помощь гоосанинспекции. Кроме того, приказом НКЗдрава СССР (№ 47, 1941 г.) в ведение госсан-инспекции была передана вся сеть санитарно-эпидемиологических станций Союза. Для укрепления их работы НКЗдравом СССР было издана новое положение о городской, межрайонной и районной санитарно-эпидемиологической станции, улучшено снабжение этих станций и выделены кадры для их укомплектования.

К каждому госсанинспектору было прикреплено по два помощника.. На местах был организован многочисленный актив общественных санитарных инспекторов из работников заводов, учреждений, домоуправлений и пр. Эта большая армия активистов (свыше 300 ООО человек) при правильном руководстве ею может обеспечить хорошее и своевременное проведение на местах массовых оэдорввительных мероприятий, обнаруживать и устранять санитарные недочеты, проверять выполнение требований госсанинспекторов.

Война поставила перед санитарной организацией Союза ряд новых серьезнейших проблем, которые можно хорошо разрешить только при наличии в центре и на местах достаточного количества квалифицированных специалистов — санитарных работников.

Во время войны вся санитарная организация переключилась в первую очередь на борьбу с эпидемическими заболеваниями. Кроме того, разрешались под углом зрения требований военного времени и другие санитарные вопросы: обслуживание эвакуированного населения, очистка населенных мест, проблема водоснабжения, санитарного контроля за общественным питанием и пищевой промышленностью, обеспечение санитарного порядка в освобожденных районах, в том числе уборка полей сражения, оборонные вопросы по медико-санитарной службе МПВО, обслуживание оборонных предприятий и др.

Со второго полугодия 1941 г. на местах образовалась огромная текучесть кадров санитарных работников, основная масса которых ушла-в ряды Красной Армии. Замещение освобождающихся врачебно-санитар-ных должностей проходит неудовлетворительно. Местные ресурсы неиспользуются полностью. Врачи-лечебники не привлекаются к санитарной работе. В конце 1941 и в начале 1942 г. укомплектование врачебно-санитарных должностей проводилось преимущественно фельдшерами, с чем, конечно, можно было мириться только как с временной мерой.

Позже места 'получили пополнение за счет выруска врачей в 1942 г. и совместителей, и к половине этого года положение на местах начало улучшаться.

Основным источником пополнения убыли санитарных кадров в СССР являются санитарные факультеты, свернутые в 1941—1942 гг. в «связи с временным переходом на сокращенные сроки обучения и восстановленные в 1942/43 учебном году. Вместо довоенных 20 санитарных факультетов в 1942—1943 гг. работало лишь 13. Это уменьшило количество студентов на 60%. Особенно снизилось число студентов на старших курсах. В ряде вузов специальные кафедры санитарных факультетов не были укомплектованы специалистами (коммунальная, пищевая и школьная гигиена). Некоторые санитарные факультеты не обеспечены учебно-вспомогательными базами (санитарно-эпидемические станции, лаборатории и т. д.). Слабо привлечены к учебной работе центральные научнр-иоследовательские гигиенические институты (им'. Обуха, им. Эрисмана и др.). В связи с этим численность санитарных кадров до сих пор еще недостаточна для полного обслуживания всех районов СССР.

Некоторые области Союза (Молотовская, Челябинская и др.) уже в 1941 г. предусмотрели при утверждении бюджета штатные должности госсанинспекторов во всех своих районах, но во многих областях РСФСР еще не все районы имеют по штату должности госсанинспекторов. Такое же положение создалось и в Казахской ССР, где в 142 районах нет по штату госсанинспекторов.

За время войны в госсанинспекцию влились из медицинских институтов молодые, неопытные врачи. Специализация и повышение квалификации их как в центре, так и на местах проводились слабо, а путевки на курсы усовершенствования в 1941 и особенно в 1942 гг. не были на местах использованы, так как райздравотделы, нуждаясь в санитарных врачах, неохотно отпускали их на деквалификацию. Произошли также значительные перемещения санитарных врачей из Белоруссии^ Украины, прифронтовых областей РСФСР на восток и в среднеазиатские республики. В Казахскую ССР прибыло 58 санврачей, в Узбекскую ,78, в Киргизскую 16 и т. д. Поэтому в 1941 —1942 гг. резко выросло количество гоосанинспекторов в среднеазиатских республиках по сравнению с мирным временем: в Киргизской с 20 до 72, в Казахской с 57 до 160, . в Туркменской с 30 до 51, в Узбекской с 56 до 196, в Таджикской с 25 до 30. Благодаря этому в значительной мере улучшилось санитарное обслуживание районов среднеазиатских республик.

Произошли также значительные изменения в составе кадров гос-санинспекторов-специалистов (коммунальных, пищевых, промышленно-еанитаоных и школьных). Так, по данным Главной госсанинспекции РСФСР, по РСФСР число госсанинспекторов-специалистов изменилось следующим образом:

На каждые 100 отраслевых госсанинспекторов в 1940 г. приходилось в 1942 «г.: коммунальных 56,8, пищевых 74,1, промышленных 86,6,.

Количество госсанилспекюрик

Год общих коммунальных пищевых промышленных школьных Всего

1940 1942 566 (38,9%.) 1245 (66.7%) 294 (23,1 »/о) 173 (9,3°/о) 263 (18,1»/.) 195 (10,4%) 209 (14,3%) 181 , (9,7%) 125 (8,6%) 73 (3,9%) 1 457 (100%) 1 857 (100о/.->

за

школьных 58,4. Уменьшился и стаж отраслевых санитарных госсанинспекторов. Снижение количества специалистов санитарных врачей отразилось на обслуживании крупных ответственных объектов; например, теперь не обслуживаются специалистами Сталинский водопровод Москвы, водопроводы г. Горького, Ростовский водопровод и др. Этот надзор в настоящее время выполняется общей санитарной сетью.

Особенно отразилась на составе специальных кадров ГСИ мобилизация их в Красную Армию. Областным госсанинспекторам и даже главным госсанинепекторам автономных республик часто приходится работать и как коммунальникам (Башкирская АССР, Коми АССР, Марийская АССР, Чкаловская, Архангельская и Рязанская области, Красноярский край и др.).

В ряде главных ГСИ союзных республик промышленных госсанинспекторов сейчас вовсе не имеется ни по штату, ни в наличии. Даже области РСФСР, как Московская, Свердловская, Ярославская и др., слабо обеспечены промышленно-санитарными кадрами. До войны в большинстве областей, краев и автономных республик РСФСР имелись школьные госсанинспектора. Во всех крупных городах были городские школьные госсанинспектора, а в Москве, Ленйнграде, Ростове, Свердловске, Новосибирске, Куйбышеве они имелись, кроме того, и в городских районах. В настоящее время количество школьных госсанинспекторов резко уменьшилось. Их функции выполнялись преимущественно санитарными врачами выпуска 1940—г1942 гг., а' между тем работа школьного госсанинспектора выросла, развернулась и стала более ответственной (обслуживание трудовых резервов, эвакуированных детских учреждений, школьников, работающих в производственных мастерских и на полях, и т. д.).

С начала 1942 г. ® связи с ухудшением санитарно-эпидемической обстановки в некоторых союзных республиках уполномоченным ГКО по проведению противоэпидемических мероприятий Г. А. Митеревым был издан ряд приказов {№ 1, 7, 11), )В которых категорически требовалось срочно укомплектовать все незамещенные должности госсанинспекторов на местах, в первую очередь в сельских районах. В связи с этим* главные ГСИ союзных республик развернули большую работу по замещению вакантных должностей госсанинспекторов. С момента издания приказа № 11 уполномоченного ГКО замещение свободных должностей госсанинспекторов по республикам значительно подвинулось вперед й число незамещенных вакансий по Союзу сократилось с 1 269 на 1.VII. 1942 до 340 на 1.У.1943. Большинство незамещенных вакансий падает на РСФСР. Слабо укомплектована госсанинспекторами и Таджикская ССР.

В 1942 г. приказом уполномоченного ГКО на местах в помощь госсанинспекции были привлечены врачи-лечебники больниц, амбулаторий и врачебных участков. Этим врачам были предоставлены права и обязанности госсанинспекторов. В ¿»вязи с этим приказом! в ряде союзных республик привлечено на санитарную работу много В'рачей-лечебников (в Калининской области 28, в Рязанской 29 и т.. д.). Конечно, данное мероприятие не может разрешить полностью всех трудностей на местах. Врачи-лечебники могут заниматься в основном лишь текущим! санитарным надзором, так как им трудно разрешать .сложные вопросы предварительного санитарного надзора, борьбы с профотравлениями, токсико-инфекциями и проводить санитарно-гигиеническую экспертизу. Необходимо провести соответствующую санитарную подготовку и инструктаж этих новых кадров и обеспечить им помощь областной ГСИ. В ряде областей и респубЛж к санитарной работе в 1942 г. привлекались стоматологи и зубные врачи; после соответствующей подготовки они были использованы как районные госсанинспектора (Чечено-Ингушская

АССР, Орджоникидзевский край и др.). Кроме того, часть мест госсанинспекторов в союзных республиках (РСФСР, Узбекская ССР и др.) была занята фельдшерами. Замещение вакантных мест госсанинопекто-ров врачами выпуска 1942 г. в большинстве союзных республик, несмотря на неоднократные указания ВГСИ, прошло неудовлетворительно: РСФСР из выпуска 2 050 врачей выделила на должности госсанинспекторов лишь 121, Грузинская ССР из выпуска 85 врачей—7, Армянская ССР из выпуска 40 врачей—.7. Хорошо укомплектовала должности госсанинспекторов только Туркменская ССР: из выпуска 30 врачей госсанинспекции дано 18. Узбекская ССР из выпуска 75 врачей дала 6 санинспекторов, Казахская из выпуска 75 человек — 7, Азербайджанская ССР из выпуска 80 врачей дала 38 санинспекторов. Особенно плохо обстояло дело в областях 'РСФСР, что объясняется недостаточным вниманием! к этому вопросу Главной гоосанинспекции РСФСР.

Несмотря на неоднократные указания НКЗдрава СССР, госсанинспектора слабо использовались на местах в порядке совместительства. Так, j? Казахской ССР совмещают только 10°Л> госсанинспекторов, в Туркменской 25°/вт в Грузинской 30%, в Киргизской 40°/о. Это объясняется большой загрузкой госсанинспекторов (ненормированный рабочий день) и частыми разъездами при проведении работы в районах, отнимающими много времени. По имеющимся данным!, рекомендованное госсанинспекторам - совместительство проводится в основном' за счет санитарно-эпидемиологических станций (РСФСР, Казахская и Киргизская ССР). Встречаются совместительства по линии противоэпидемической работы (Грузия, Армения, Казахская ССР). В Читинской области все госсанинспектора выполняют функции эпидемиологов. В ряде республик значительное количество госсанинспекторов работает по совместительству на лечебной работе (например, в Грузии—25%, в Армянской ССР—50а/о и т. д.)

Сильно отражается на работе и текучесть санитарных кадров на местах; особенно это относится к руководящим! кадрам'. В 1943 г. прежние главные госсанинспекторе остались лишь в Казахской (Корякин), Грузинской (Франгулян) и Таджикской (Ранов) республиках.

Сменность областных, краевых и республиканских госсанинспекторов была также велика: по РСФСР из 55 человек сменилось 36, в Казахской из 14 сменилось 12.

На местах бронирование руководящих работников госсанинспекций начало проводиться только с марта 1942 г. К этому времени многие областные госсанинспектора были уже мобилизованы на военную -службу. Бронирование районных госсанинспекторов на местах проводилось недостаточно энергично.В областях госсанинспекторов направляли в райвоенкоматы, оставляли же преимущественно врачей-лечебников.

Ввиду большой сменности госсанинспекторов на местах и пополнения их кадров новыми работниками значительное количество госсанинспекторов не утверждено НКЗдравами СССР и союзных республик.

Положение с укомплектованием помощников госсанинспекторов иллюстрируется следующими данными: по СССР • замещено 90% штатных должностей, причем фельдшеров среди них 57%. До сих ¡пор в ряде республик не удается на местах довести отношение числа помощников госсанинспекторов к госсанинспекторам', как 2:1. В Грузинской ССР на 169 госсанинспекторов приходится лишь 112 помощников их, в Киргизской на 75 госсанинспекторов—47 помощников. Недостаточно количество последних и в РСФСР. Часть мест занята не фельдшерами, а лицами, не имеющими медицинского образования (например, в Бухарской области — химиками). Это объясняется только недооценкой на места* важности использования фельдшеров на санитарной работе, тем более, что области сами готовят для себя средние медицинские кадры.

Основной базой санитарной и противоэпидемической работы в районе является, далее, полноденная санитарно-эпидемиологическая станция, обеспеченная кадрами, лабораториями, помещениями, оборудованием и химикалиям«. На такую станцию и должен опираться в своей деятельности районный госсанинспектор. Необходимо отметить, что до Ъих пор и на санитарно-эпидемиологических станциях мало санитарных врачей и недостаточно санитарных фельдшеров. Ввиду того что основная работа санитарно-эпидемиологических станций противоэпидемическая, основной профиль врачей этих станций — эпидемиологи.

Госсанинспекция мало использует и санитарный актив на местах — тех 300 ООО общественных санитарных инспекторов-энтузиастов, которые в 1942 и 1943 гг. провели большую работу, участвуя в реализации массовых санитарных и противоэпидемических мероприятий на местах (подворные обходы, очистка населенных мест, обслуживание эвакуированных и т. д.). Здесь еще непочатый край работы. Надо срочно обучить эти кадры, систематически инструктировать их и руководить им« на местах.

2. Санитарно-эпидемиологические учреждения

В своей работе госсанинспекция опирается на сеть санитарно-эпидемиологических учреждений на местах (санитарно-эпидемиологические станции, санитарно-гигиенические лаборатории, промышленно-санитарные станции, санитарно-гигиенические институты и гигиенические кафедры санитарных факультетов медвузов).

Основной научно-практической базой госсанинспекции является санитарно-эпидемиологическая станция. 3 1942 г. в РСФСР функционировало свыше 600 таких станций, в Азербайджанской ССР 58, в Туркменской 28, в Узбекской 132 и на водном транспорте 100. Ранее около половины этих станций в РСФСР были межрайонными. В 1942 и особенно в 1943 г. санитарно-эпидемиологические станции интенсивно развертывались в областях РСФСР; при этом межрайонные станции превращались в районные, что обеспечивало единство их руководства а более правильное и полное их использование.

Основной установкой на 1943 г. по НКЗдраву РСФСР является организация в помощь госсанинспекции санитарно-эпидемиологических станций в каждом районе. До сих пор еще в составе некоторых санитарно-эпидемиологических станций недостаточно представлена санитарная группа (санитарный врач, фельдшер) ввиду того, что станции эти ранее были главным образом эпидемиологическим учреждением. Теперь это изживается: санитарно-эпидемиологическая станция становится учреждением, которое занимается санитарной и противоэпидемической работой.

Несмотря на приказ НКЗдрава СССР, до сих пор на местах не все мелкие санитарно-эпидемиологические учреждения объединены на базе санитарно-эпидемиологической станции; имеются еще самостоятельные санитарно-гигиенические и санитарво-бактериологические лаборатории, деэпункты и т. д. Необходимо возможно скорее объединить их с санитарно-эпидемиологическими станциями.

Надо пересмотреть всю существующую сеть санитарно-эпидемиологических станций, правильно ее дислоцировать и обеспечить обслуживание ею всех наиболее важных районов. При этом необходимо учитывать потребности мест и их санитарно-эпидемиологическое состояние, обеспечить улучшение работы имеющихся станций, открыть полноценные новые станции со всеми основными их структурными частями, в первую очередь санитарно-эпидемиологическими лабораториями. При оборудовании учреждений необходимо широко использовать все мест-

ные запасы на основе данных предварительно проведенной инвентаризации санитарно-эпидемиологических учреждений и мобилизации внутренних ресурсов. Путем перераспределения их надо усилить и обеспечить ответственные участки работы.

3. Новые области и формы работы госсанинспекции

В условиях Великой отечественной войны основной задачей органов здравоохранения является предупреждение возникновения острозаразных заболеваний и недопущение заноса их в Красную Армию. Поэтому в 1942 и 1943 гг. значительное место в работе госсанинспекции занимали вопросы борьбы с эпидемическими заболеваниями и организации систематического контроля за выполнением на местах соответствующих санитарных и противоэпидемических мероприятий,

Создание местных чрезвычайных противоэпидемических комиссий, опирающихся в своей работе на государственную санитарную инспекцию и органы здравоохранения, привлекло госсанинспекцию к непосредственной противоэпидемической работе, давшей положительные результаты. В основу борьбы с эпидемиями был положен комплексный метод, в котором широко переплетались между собой санитарные и противоэпидемические мероприятия, объединяя деятельность противоэпидемической организации н госсанинспекции. В работе госсанинспек-ции появился новый раздел—борьба с эпидемическими заболеваниями. Большую помощь здесь оказали советские и партийные органы на местах.

В 1942 и 1943 гг. на санитарный и противоэпидемический фронт был брошен весь медицинский персонал, даже учащиеся медицинских вузов, а также общественные санинспектора и, что особенно важно, широкие массы населения.

Новым является бригадный метод обследования объектов, проводимый по заранее разработанным схемам и вопросникам госсанинспекцией Ленинграда для упрощения санитарного контроля и повышения его эффективности. Материалы, полученные бригадами, оказались легко сравнимыми и позволили полнее выявлять недостатки в санитарном состоянии города, районов и отдельных объектов. В итоге ускорились получение сигнализационного материала и реализация требований государственной санинспекции.

Заслуживает внимания организация в Молотовской области летних профилактических бригад для подготовки городов и населенных пунктов к борьбе с острозаразными заболеваниями. В бригады были включены студенты-медики. Последние, опираясь на медицинских работников и общественный санитарный актив на местах, провели летом 1942 г. подворный обход и массовый осмотр домовладений с обследованием населения на завшивленность, подвергли обработке старые очаги сыпного тифа, выявили лихорадящих больных и проверили подготовку банно-прачечного и дезинфекционного хозяйства к зиме. Эти же бригады проводили на местах мероприятия по профилактике желудо*чно-ки-шечных заболеваний.

В 1942 г. удалось объединить вокруг органов здравоохранения громадный санитарный актив на местах и привлечь население к санитарно-профилактической работе. В дальнейшем госсанинспектора должны обеспечить руководство этим многотысячным активом, продуктивно использовать его и тем самым содействовать санитарному благополучию тыла страны.

В 1942 г. госсанинспекция энергичнее начала осуществлять контроль и руководство в работе ведомственных и санитарных служб (утверждение планов работы, консультация, проверка работы и т. д.). Постанов-

лением СНК СССР от 29.У.1942 г. № 805/416 всем санинспектора» железнодорожного транспорта были предоставлены права государственных санитарных инспекторов, что в значительной мере подняло их авторитет и улучшило санитарное дело на железных дорогах. С 1941 г. госсанинспекция активно включилась в работу медико-санитарной службы МПВО на основе ряда инструкций и правил, изданных в 1941 и 1942 гг. При этом госсанинспекцией проводился контроль за эксплоа-тацией водопроводных и канализационных сооружений, коммунальных бань и прачечных в условиях. военного времени, за защитой пищевых продуктов от БОВ, контроль за светомаскировкой и т. д. Кроме того, контролировались оборудование и содержание убежищ и укрытий для гражданского населения в части норм! загрузки, прикрепленного контингента, радиуса обслуживания и т. д. В этой области имеется еще много недоделок.

Проф. Н. К.' ШИФРИН

Бактерицидное и инсектицидное действие торфяной подсмольной воды

Из кафедры общей гигиены Горьковского медицинского института

Подсмольная вода представляет собой водный конденсат, образующийся при термической переработке твердого топлива. Он содержит большое количество разнообразных химических соединений, которые с успехом можно использовать в качестве дезинфекционных и дезинсекционных средств. В частности, в подсмольных водах торфяных газогенераторов встречаются аммиак, жирные кислоты, крезолы, альдегиды и другие соединения. Бактерицидное и инсектицидное их действие еще не выяснено. Это побудило нас заняться изучением свойств подсмольной воды, ее особенностей, способов применения и дозировки.

Прежде всего удалось установить, что состав подсмольной воды и количества содержащихся в ней химических соединений разнятся на разных этапах производственного процесса. Наименьшей концентрацией отличаются промывные воды из скрубберов, стояков и общего стока. Наибольшая концентрация химически важных элементов встречается в подсмольной воде из коллектора сырого газа. Рядом наблюдений удалось подтвердить преимущество последней как биологически более активной жидкости.

С химической стороны жидкость эта характеризуется содержанием аммиака в пределах 148—430 м<г, жирньгх кислот 102—144 мг и фенолов 1 726—2 206 мг на 1 л. Количество взвешенных веществ в жидкости составляет 1492—1 840 мг, сухого остатка — 210 мг, прокаленного остатка — 20 мг на 1 л.

По своим физическим свойствам подсмольная вода представляет собой жидкость темнокоричневого цвета, дающую черный осадок и вызывающую небольшое изменение цвета белья при его замочке. Ряд? испытаний, проведенных с образцами различных тканей, показал, что это изменение легко устраняется при стирке. Тем! не менее мы поставили перед собой ^задачу устранения этого недостатка жидкости. Путем перегонки при температуре 98° удалось получить в большом количестве прозрачный, слегка желтоватый дестиллат, совершенно лишенный маркости (осветленная подсмольная вода).

Полученный при перегонке первый дестиллат в Количестве 10% исходной жидкости отличается наибольшой биологической активностью. Такой же активностью обладает и второй дестиллат (20°/о от первоначального объема).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.