СЪЕЗДЫ И СОВЕЩАНИЯ
А. М. АШКИНАДЗЕ и доц. И. Я. БЫЧКОВ (Москва)
IV пленум санитарно-эпидемиологического совета НКЗдрава СССР
(2—4.XII.1940 г.)
В докладе главного госсанинспектора СССР А. Я. Кузнецова уделено значительное внимание состоянию кадров госсанинспекции. На 1.1.1940 г. насчитывалось 5 612 госсанинспекторов. Сопоставление этих цифр с данными о выпусках врачей, кончающих санитарные факультеты, показывает, что за последние годы ряд врачей ушел с санитарной работы. Очередной задачей является создание всех необходимых условий для закрепления на санитарной работе квалифицированных, любящих свое дело санитарных кадров. Среди госсанинспекторов имеется определенное число лиц без высшего медицинского образования, что совершенно нетерпимо.
Докладчик констатировал, что приказ НКЗдрава СССР от 8.III. 1940 г. о порядке утверждения госсанинспекторов и эпидемиологов, имеющий большое значение в смысле укрепления авторитета и служебного положения госсанинспекторов, в большинстве республик до сих пор не выполнен.
Для лучшей постановки санитарного надзора и разгрузки санитарных инспекторов от функций повседневного мелкого текущего надзора в 1941 г. намечено увеличить количество помощников госсанинспекторов с таким расчетом, чтобы на одного госсанинспектора приходилось два помощника.
Особенно серьезное внимание докладчик и весь пленум уделили вопросам поднятия квалификации госсанинспекторов. В 1941 г. намечено провести через институты усовершенствования врачей 820 госсанинспекторов и прикомандировать для усовершенствования к областным санитарным институтам 300 человек. Помимо того, намечено провести через курсы повышения квалификации, организуемые в республиканских и областных центрах, 1 000 помощников санинспекторов или примерно 12°/о их количества.
Одной из важнейших задач органов госсанинспекции в 1941 г. является организационное укрепление и развитие сети санитарно-эпидемиологических станций как основной опорной базы госсанинспекции в ее практической работе.
По плану 1941 г. принимаются на бюджет 1 718 городских и 777 сельских санитарных станций, т. е. на 16% больше, чем в 1940 г. Наступающий год должен стать переломным в отношении организационного и финансового укрепления санитарно-эпидемиологических станций, передаваемых в общую систему госсанинспекции.
В 1941 г. на содержание сети госсанинспекторов и санитарно-эпидемиологических станций будет отпущено несколько более 236 млн. рублей.
В оперативной работе госсанинспекции особое значение имеет контроль за выполнением постановления ЦИК и СНК СССР от 17.V. 1937 г. «О санитарной охране водопроводов и источников водоснаб-
жения». Вследствие недостаточной настойчивости госсанинспекции в реализации этого закона строительство очистных сооружений проходит чрезвычайно неудовлетворительно по ряду промышленных наркоматов. Законодательство об очистке сточных вод нередко нарушают даже лечебные учреждения. С недопустимым либерализмом, проявляемым органами госсанинспекции к нарушителям санитарного законодательства, в 1941 г. необходимо покончить.
Не совсем благополучно обстоит дело также с учреждением охранно-санитарных зон водопровода.
Первоочередной задачей органов госсанинспекции является далее разработка плана мероприятий по рациональной очистке городов. Образцом здесь может служить постановление СНК РСФСР от 31.X. 1940 г. об очистке г. Москвы, разработанное на базе солидных научных предпосылок.
Хорошо себя зарекомендовала система коммунальной очистки. Во всяком случае 1940 г. показал, что санитарное состояние тех городов, которые не могли правильно организовать коммунальной очистки или отказались от нее, резко ухудшилось. В плане очистки большое значение имеет устройство полей ассенизации и правильная организация сливных стоков.
Ближайшей задачей органов госсанинспекции (совместно с милицией) является полная ликвидация городских свалок в соответствии с указаниями правительства РСФСР, данными еще 31.111.1940 г.
Необходимо добиться, наконец, освобождения госсанинспекторов от функций надзора за так называемой туалетной санитарией; этот надзор надо передать органам милиции, как это и предусмотрено положением о рабоче-крестьянской милиции, утвержденным СНК СССР 25.УЛ931 г. Надо также укрепить систему общественных санитарных уполномоченных.
Органы госсанинспекции на селе должны в первую очередь заняться вопросами водоснабжения и строительства бань. Их долг — включиться в проходящее теперь с огромным подъемом во всей стране строительство колхозных водоемов и обеспечить соблюдение необходимых гигиенических требований в процессе этого строительства.
В области пищевой санитарии докладчиком затронуты были следующие вопросы: боенское дело, снабжение городов молоком, предупреждение пищевых отравлений, улучшение санитарного состояния молочных кухонь и борьба за санитарную доброкачественность пищевых продуктов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.VII.1940 г. и в связи с этим пересмотр ряда нормативов, содержащихся в действующих санитарных правилах и инструкциях.
В заключение докладчик остановился на работе госсанинспекции в 1941 г. в области промышленной санитарии. В области промышлен-но-санитарного надзора слабым местом является неупорядоченность учета и регистрации профессиональных отравлений и заболеваний (Грузинская, Армянская, Казахская, Азербайджанская республики). Недостаточен санитарный контроль за предприятиями химической, горнорудной и угольной промышленности.
Начальник управления противоэпидемических учреждений т. Рогозин отметил, что в 1940 г. удалось добиться снижения показателей заболеваемости по ряду инфекций, в том числе по сыпному тифу, малярии, скарлатине, кори и др. Вместе с тем в результате недостаточного проведения в отдельных республиках и краях противоэпидемической и общесанитарной работы статистические показатели по некоторым инфекциям (брюшной тиф, дифтерия) остались на прежнем уровне, а по некоторым (дизентерия, токсическая диспепсия) да-
же повысились. План профилактических прививок все еще не выполняется по отдельным краям и республикам (Киргизская и Таджикская республики).
В 1941 г. на противоэпидемическую работу (в том числе и на противомалярийную) будет отпущено свыше 300 млн. рублей. Огромное внимание, уделяемое противоэпидемической борьбе центральными и местными правительственными и партийными органами, требует от работников противоэпидемической организации исключительно серьезного отношения к своим обязанностям. Необходимо более широкое привлечение лечебной сети к проведению профилактических мероприятий по борьбе с инфекционными заболеваниями. Особое внимание следует обратить на раннюю диагностику этих заболеваний (в особенности дизентерии), выявление и санацию хроников-бациллоносителей ¡по желудочно-кишечным болезням и своевременную дезинфекцию эпидемических очагов.
В докладе начальника управления сельских лечебных учреждений т. Барана была подчеркнута ответственная роль, которую должны играть в оздоровлении условий быта и труда в социалистическом секторе села медицинские работники сельских врачебных участков. Достигнутые уже успехи в укреплении сельских врачебных участков дают возможность предъявить к ним достаточно высокие требования по линии санитарной и противоэпидемической работы при условии, конечно, систематического руководства ими со стороны районной санитарной инспекции. А это в свою очередь выдвигает задачу комплектования сельских районов квалифицированными госсанинспекторами. Большое значение имеет систематическое использование сельским врачебным участком данных демографической и санитарной статистики, а также составление плана противоэпидемических и санитарных мероприятий на участке.
Главный госсанинспектор Грузинской ССР т. Франгулян, начальник противоэпидемического управления той же республики т. Бежа-нов, и. о. главного санинспектора Армянской ССР т. Папазян, эпидемиолог НКЗдрава Азербайджанской ССР т. Сафаров обрисовали в своих докладах состояние кадров противоэпидемических и санитарных организаций соответствующих союзных республик и работу этих организаций в 1940 г. Во всех трех закавказских республиках следует отметить значительный рост кадров и санитарных учреждений, а также снижение инфекционных заболеваний и улучшение санитарного состояния. Расширена сеть городских канализаций, в сельских местностях развернуто массовое движение за строительство бань, колодцев и уборных, достигнуто снижение пищевых отравлений.
Наряду с этими достижениями б работе санитарных и противоэпидемических организаций закавказских республик имеется и ряд недостатков, которые были вскрыты докладчиками.
Развернувшиеся по докладам прения показали, какая огромная работа проделана в стране по поднятию санитарной культуры. Отпускаемые советским правительством громадные средства на санитарные и противоэпидемические мероприятия сказываются на ежегодном снижении инфекционной заболеваемости. Органы госсанинснекции во многих республиках принимают активное участие в развертывании народного движения за строительство новых водоемов, колодцев.
Вместе с тем борьба с желудочно-кишечными заболеваниями на местах проводится недостаточно планомерно и организованно. Поликлиники, здравпункты, детские консультации не уделили должного внимания работе в очагах, своевременной диагностике и госпитализации больных. Все еще слабо привлекается к санитарно-просвети-тельной деятельности общественность. Органы милиции на местах самоустранились от надзора за состоянием туалетной санитарии, и
госсанинспекции поневоле приходится выполнять не свойственные -ей функции, нередко в ущерб своей работе по государственному санитарному контролю. Поэтому, как указывалось в прениях, необходимо добиться того, чтобы за санитарным состоянием городов в первую очередь следили органы милиции.
Несмотря на то, что очистка городов во многом решает успех работы по борьбе с желудочно-кишечными заболеваниями, некоторые горсоветы, хозяйственные организации и тресты очистки, ссылаясь на объективные причины, не обеспечивают своевременного вывоза мусора и нечистот. В ряде городов не упорядочены поля орошения, сливные станции и места общественных свалок.
Большую помощь могут оказать госсанинспекции научно-гигиенические общества, которые не всегда привлекаются к разрешению практических задач здравоохранения.
Опыт вовлечения медицинских работников сельских врачебных участков в санитарно-профилактическую работу надо широко использовать и на здравпунктах промышленных предприятий. Необходимо усилить внимание местных органов госсанинспекции в области надзора за промышленностью и укрепить кадры промышленных санитарных инспекторов. НКЗдрав СССР должен в кратчайший срок разрешить давно назревший вопрос — сосредоточить все дело промышленного санитарного законодательства и промсаннадзора только в системе органов здравоохранения.
Во всей многогранной работе госсанинспектора и эпидемиолога надо широко использовать лабораторные методы исследования. Коренным образом следует улучшить техническое оснащение санитарно-эпидемиологических станций и развернуть в них лаборатории по всем отраслям санитарного надзора, для чего необходимо включить в план медицинской промышленности изготовление соответствующей аппаратуры. Кроме того, санинспекторы должны быть снабжены портативной аппаратурой для углубленных исследований на месте.
Госсанинспектор, осуществляя функции государственного контроля, одновременно должен быть и организатором санитарно-профилак-тических мероприятий.
Большое внимание в выступлениях уделялось вопросам подготовки и усовершенствования санитарных врачей и освоения ими военных дисциплин. Надо прикрепить к санитарным факультетам в качестве учебно-производственных баз определенные санитарные станции (своеобразные «санитарные клиники»), чтобы студенты могли изучать на деле организацию санитарной работы, практически овладевать методами санитарной деятельности. Необходимо также значительное усиление преподавания профилактических дисциплин (гигиены труда с клиникой профзаболеваний, эпидемиологии и инфекционных заболеваний) на лечебном факультете.
На заключительном заседании Совета с большой речью выступил нарком здравоохранения СССР Г. А. Митерев. Он указал, что полная реализация установленного НКЗдравом СССР порядка утверждения госсанинспекторов и эпидемиологов даст им возможность работать более твердо и уверенно, «не приглядываясь, нравится ли их работа в части нажима на хозяйственников местным органам». Далее, указав на определенный количественный и качественный рост санитарной организации, т. Митерев отметил еще продолжающуюся неправильную расстановку сил. Некоторые города имеют уже достаточно крепкую санитарную организацию (например, в Москве насчитывается более 250 санитарных врачей), бесспорно способную выполнять любые задачи, но в районе санитарных врачей совершенно недостаточно, поэтому в плане 1941 г. обращается особое внимание на обеспечение санитарными врачами районов.
Соглашаясь с толкованием роли санитарных станций как своеобразной «клинической базы» госсанинспекции, т. Митерев считает необходимым их широкое развитие и укрепление.
Санитарный врач, работающий на санстанции, непрерывно учится у жизни, а не превращается в «чиновника с пером и карандашом».
Подтверждая необходимость поднятия авторитета госсанинспекции, т. Митерев подчеркнул, что это неразрывно связано с усилением оперативности в ее работе и проявлением большей настойчивости и твердости в решении практических вопросов. Прав у госсанинспекции больше чем достаточно, надо лишь хорошо их использовать.
Исключительно большое значение имеет тесная увязка в работе госсанинспекции и противоэпидемической организации. Крайне важна санитарная и противоэпидемическая деятельность сельского участкового врача. Если районные санинспекторы сумеют организовать как следует санитарную работу сельского врачебного участка, то это явится острым оружием в борьбе с инфекционной заболеваемостью в районе.
Санитарно-эпидемиологическим советом приняты конкретные деловые резолюции по всем вопросам, обсуждавшимся на пленуме.