Научная статья на тему 'Прения (Заседание 23 декабря 1938 г.)'

Прения (Заседание 23 декабря 1938 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
26
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прения (Заседание 23 декабря 1938 г.)»

Партия и правительство делают все возможное, чтобы добиться резкого снижения инфекционной заболеваемости в нашей стране ,и ставят вопрос о полной ликвидации оспы и сыпного тифа. Это — задачи вполне разрешимые. Все зависит только от нашей работы, от нашего честного отношения к труду, от умения поставить соревнование между районами по показателям санитарного благополучия, от настойчивого и правильного проведения приотивоэпидемических мероприятий. Дело нашей чести —оправдать доверие партии и правительства.

ПРЕНИЯ

ЗАСЕДАНИЕ 23 ДЕКАБРЯ 1938 г.

Тов. Драгун (Украинский протозойный институт) выражает недоумение по поводу того, что т. Елкин в своем докладе не касался роли санитарного врача, не упоминал его, а говорил только о госсанинспекторе. Ни в" проекте Положения, ни в других материалах санитарный врач как движущая фигур,а не упоминается. Между тем в области санитарного дела имеется ряд специальностей: врачи — пищевики, коммунальники, эпидемиологи и др. А во всех проектах акцент сделан на госсанинспекторе. Т. Драгун интересуется, будет ли распространено это Положение в одинаковой мере на все союзные республики, или они сохранят свою структуру в том виде, в каком она ныне действует.

Касаясь вопроса о подготовке кадров санитарных работников, т. Драгун указывает, что он не разделяет точки зрения т. Елкина об удлинении до 6 лет срока обучения санитарного врача. В этом, по его мнению, нет никакой необходимости, ибо новые программы для вузов вполне обеспечивают подготовку санитарного врача в течение 5 лет. Однако, по его мнению, необходимо уделить большее внимание практической стороне дела, т. е., чтобы санитарный врач вышел из вуза достаточно вооруженным в практическом: отношении,

С другой стороны, ;в связи с тем, что на врача сельского участка предполагается возложить функции не только лечебные, но и санитарно-эпидемиологические, т. Драгун высказывается за дополнительную подготовку врача в этой области.

Далее заострил вопрос об организационном построении санитарной сети в районах и указал на необходимость усиления внимания пр о тивом аля р и йн о й борьбе.

Тов. Тимофеев (Ленинград) считает, что планы Всесоюзной госсанинспекции и Противоэпидемического управления НКЗдрава СССР на 1939 г. недостаточно конкретны.

«Каждый план,—говорит он,—должен отражать (какие-то обязательства в части сроков и исполнителей, а также конкретные задачи, преследуемые постановкой их. В представленных планах .имеется ряд пунктов, грешащих в этом отношении».

Критикуя с этой точки: зрения пп. 17, 27 и 50 плана Всесоюзной госсанинспекции, т. Тимофеев останавливается на вопросах снабжения детским молоком, убоя подозрительного скота, укупорки молочных и безалкогольных напитков, контроля за выпускам .новых токсических веществ, а также на вопросах санитарного надзора за состоянием лечебно-профилактических учреждений.

Затем т. Тимофеев' подчеркивает особую важность оборонной! работы и указывает, что этому разделу Всесоюзная госсанинспекция должна посвятить отдельный, хорошо составленный план.

Отмечая, что ряд ведомств издает без визы Гоесаинспекции различные санитарные правила и положения, оратор заявляет, что необходимо добиться того, чтобы впредь это не ¡имело места. Ни один наркомат без согласования с Госсанинспекцией не должен вводить санитарных правил или санитарных минимумов в своей системе.

Вофос повышения ¡квалификации (помощников гоееаиинспекто'-ров, по мнению т.^.Тимофеева, является весьма важным: не только для Ленинграда, но й дл;я: (веет Союза. Нужно создать специальные учебные заведения по повышению квалификации санитарных фельдшеров —■ помощников госсанинспекторов.

Что касается удлинения до 6 лет срока обучения санитарного врача, то т. Тимофеев приветствует этот проект и указывает, что санитарные врачи должны быть более подкованы, нежели любой врач, ибо им по роду своей работы приходится проверять и своих коллег-врачей, и инженеров, и химиков, и других специалистов.

Тов. К у с ь к о в (Молотово) поставил перед Советом ряд важных санитарных вопросов: о влиянии стоков целлюлезно-бумажного комбината на рыб водоема, об эффективном методе очистки воздуха от серной кислоты и сажи и других вредных отходов и газов, о санитарном надзоре за состоянием колхозных рынков и за продажей мяса. В отношении санитарного надзора за продажей мяса на колхозных рынках оппонент считает необходимым включить в план пункт о том, что (всю работу по контролю за рынками и мясоубой-ными пунктами надо вести соответствующим органом совместно с санитарным надзором, который должен быть ответственен за постановку этого дела. ,

Далее т. Куськов отмечает, что постановление правительства об охране источников водоснабжения от 17.У.1937 ,г. выполняется очень медленно. И здесь Госсанинспекция не проявила нужной стойкости. До сих пор не разработана охранная санитарная зона для Пермского водозабора. Необходимо, чтобы в тех случаях, когда местный санитарный инспектор не в силах преодолеть упорство хозяйственников, приходили бы ему на помощь Республиканская и Всесоюзная Госсанинспекции. Несмотря на то, что систематически два раза в месяц сообщалось об этом в^ Москву, на мест, однако, никто не приехал.

Тов. Куськов сообщает о недопустимой задержке в Москве проекта санпропускника, предназначенного к строительству в Моло-тове. В результате, несмотря на то, что были отпущены необходимые ассигнования, строительство его не было осуществлено. Необходимо, по мнению оппонента, разработать типовой проект дезпункта, который .мог бы быть использован на местах.

Плохо, по 'Словам т. Куськова, обстоит дело-и с дезоборудованием, качество которого оставляет желать лучшего: «Купил,—говорит он,— 5 гидропультов, но их использовать не пришлось: все текут! Эпидемическое управление НКЗдрава до сих пор мало уделяло внимания производству дезоборудоваеия. Надо организовать специальное предприятие по изготовлению дезоборудования и снабжать периферию доброкачественной продукцией».

Тов. См орт о некий (Москва) отмечает, что> в плане Всесоюзной госсанинспекции и в докладе т. Елкин,а ,не 'было указано, во-пер-вых, что является специфическим и что составляет самое главное в работе Всесоюзной госсанинспекции в 1939 г., во-вторых, совершенно не освещен вопрос о взаимоотношениях Всесоюзной госсанинспекции с санитарными службами—вопрос волнующий, особенно в части промышленной, пищевой и коммунальной санитарии. Правда, в проекте

Положения о Всесоюзной госсанинспекции сказано о правах контроля Госсанинспекции над ведомственными службами, но этот проект еще когда-то будет утвержден, а план 1930 г.—-это дело ближайших дней. В-третьих, о значении помощников госсанинспектора: говорят о двух помощниках на врача, на госсанинспектора, но в финансовом отношении это никак не обеспечено. Но параллельно' НКЗдрав РСФСР с двух сокращает до одного помощника и на Г930 г. вместо 100 дает лишь 50 человек. Как же это понимать?

Далее т. Сморгонский говорит о необходимости приближения санитарного актива к делу помощи санитарной организации и ставит вопрос о том, какие новые формы привлечения здравактива надо применить, ибо требования населения растут и с теми мерками, с которыми раньше подходили к здравактиву, теперь подходить нельзя, о необходимости организации санитарной статистики при госсанинспекцияк уже в 1939 г., о том, что план работы Всесоюзной госсанинспекции должен отражать особенности отдельных частей СССР, а также о том, как будет осуществляться руководство Всесоюзной госсанинспекцией ниже стоящими санитарными инспекциями.

Тов. Сморгонский критикует разделы плана, касающиеся разработки санитарных правил по пищевой гигиене и жилищной санитарии, и указывает, что таковые уже имеются и в Москве, и в Ленинграде, и в других городах РСФСР, и на Украине. По его мнению, нужно ставить вопрос не об их разработке, а о проведении в жизнь.

Не используются также, по его мнению, разработанные простейшие методы исследований, в частности, метод исследования воды на коли-титр, разработанный Рублевской станцией, и метод определения количества вредных газов в воздухе рабочих помещений.

Касаясь борьбы с пищевыми отравлениями, т. Сморгонский отмечает, что в учреждениях общественного питания их не было<, а они имели место в лечебных учреждениях: в больницах им. Кащенко и 5-й Советской, а также в некоторых санаториях. Это говорит об отсутствии должного- внимания санитарного надзора к учреждениям лечебно-профилактической сети.

Тов. А р х и п о В' (Горьковский институт гигиены труда) в своем выступлении подчеркивает необходимость уделения большого внимания санитарному обслуживанию предприятий оборонной промышленности и останавливается на вопросе борьбы с профессиональными отравлениями. Вопрос о периодическом .медосмотре, который значится в плане Всесоюзной гоесаиинспекции, необходимо, по мнению оратора, разрешить в возможно короткий срок, .с тем чтобы места смогли планомерно проводить это важнейшее мероприятие. Но решение этого вопроса — дело Совнаркома, А сейчас достаточно решения НКЗдрава, чтобы местные органы занялись этим вопросом.

Говоря об оздоровительных мероприятиях, т. Архипов заявляет, что формулировка плана—»«надо организовать контроль»—не совсем правильна: нужно не только контролировать целый ряд предприятий, но 'и внедрять определенные оздоровительные мероприятия в жизнь, в частности, по линии .санитарии и гигиены. Поэтому органы. Госсанинспекции должны быть наделены правами распоряжаться средствами на проведение соответствующих мероприятий.

Тов. Архипов ' затем отмечает, что органы Госсанинспекции мало используют мероприятия, разработанные соответствующими научными институтами. По словам оратора, профсоюзы на основе материалов институтов разрабатывают и устанавливают нормы, профпитания и другие вопросы, различные главки разрабатывают конкретные планы и т. д., а НКЗдрав РСФСР материалами институтов совсем мало пользуется. Горьковский институт гигиены труда, в частности, посылает

свои- работы во Всесоюзную госсаеинепекцию. В них содержится значительный материал, который можно широко внедрять в работу органов Госсанинспекции.

Касаясь вопросов очистки сточных вод, т. Архипов говорит, что этот .актуальный вопрос должен фигурировать не только в разделе коммунальной гигиены, но и в разделе промышленной ¡гигиены, так как гигиенисты, работающие в области промышленности, знают технологию режима ,и могут дать весьма ценные указания. Так же должен быть поставлен вопрос и в отношении атмосферного воздуха.

В заключение своего выступления т. Архипов приветствует организацию С а нит ар н о - э пидем ич еекого совета НКЗдрава СССР и заявляет, что такая форма привлечения санитарного актива к обсуждению работы НКЗдрава весьма полезна.

Тов. Баран (Сталино) большое внимание уделяет вопросу разделения Всесоюзной госсанинспекции на две самостоятельные организации, входящие в систему НКЗдрава СССР. Хотя подобное мероприятие на Украине себя оправдало, все же оратор считает такое разделение слишком поспешным. По его словам, низовые практические работники и изредка руководящие работники центра неправильно понимают это постановление и извращают его. В Донецкой области, например, когда обсуждалось это постановление с целью быстрее его реализовать, нашлись товарищи, настаивавшие на том, что можно разделить все, начиная от сельского участка и кончая центром.

— Тов. Елкин,—говорит оратор, — дал правильную установку, что низовые ячейки трогать нельзя.

Высказываясь за создание по образу и подобию Санитарно-эпидемического совета НКЗдрава СССР санэпидсоветов при нарком-здрав ах союзных и автономных республик, а также облздравах, т. Баран останавливается на вопросе подготовки и переподготовки кадров.

— До сих пор, — заявляет он, — Медико-аналитический институт подготовлял не плохие кадры. Враги народа разрушили его. Тов. Елкин сомневается, есть ли там: база. База, там есть н ее нужно превратить в то, что было раньше: готовить не только химиков, но и биологов. Этими кадрами мы сможем насыщать соответствующие санитарные станции.

Касаясь приема на санитарные факультеты, т. Баран указывает, что в прошлом году наблюдалось такое явление: когда на все другие факультеты студенты не выдерживали, их отдавали на санитарно-гигиенический факультет в виде наказания и в виде одолжения санитарной организации. •

Далее оппонент касается вопросов материальной оснащенности, закона о санитарных зонах водопровода, о санитарных мероприятиях по укреплению обороноспособности нашей страны и подчеркивает необходимость ¡включения в план специального раздела о ме-роприятих по борьбе с лодырями, прогульщиками и рвачами.

Тов. Слоев {зав. районной больницей Кировской области) заострил внимание на ряде вопросов санитарной работы на селе и, в частности, санпрооветработы.

•—'Враги народа,—'Говорит он, — свели санпросветработу на-нет. В Перми, например, был прекрасный ¡областной дом -санитарного просвещения. Сейчас он уничтожен. Дома санитарной культуры1 — основные очагй нашей профилактической работы. Но наряду с ними нужно организовать санитарные автомобили, санповозки, вооруженные узкопленочным кино, алоскопом, дать им санитарного

фельдшера и шофера и пустить в районы области. За лето машина объедет вею область и сделает не маленькое дело.

— НКЗдрав,— продолжает оратор,—выпускает много неудачных красочных плакатов для колхозного села и по школьной гигиене. В них надписи сделаны таким мелким шрифтом, что с трудом можно прочесть, К тому же цена их высока.

Затем т. Слоев отмечает необходимость урегулирования вопроса об отпуске средств финансовыми органами. По» его словам, облфин-отдел вычеркнул всю сумму, которая требовалась на санитарное просвещение, на дезустановки и аппаратуру. Вычеркнуты были даже дополнительные 15% на помсанврача и 50% на компенсацию за командировки оспопрививателей. В то же время аппарат пом-санврачей, дезинфекторов и оспопрививателей находится (даже в сельских местностях) в скверных условиях, получая всего 100 руб.

Тов. Слоев выдвигает вопрос об упорядочении сельскохозяйственного строительства, о том, чтобы дома колхозников -строились по определенному типу с соблюдением санитарных правил.

Т-ов. Холодовский (Куйбышев) отмечает как недочет то, что материалы к заседанию Совета не были заблаговременно разосланы членам Совета для изучения, и высказывает пожелание о том, чтобы к следующему заседанию Совета весь материал был предварительно послан на места.

Оратор считает целесообразным передать проект Положения о Всесоюзной госсанинспекции на рассмотрение всей санитарной организации, ограничив представление -сведений определенным коротким сроком.

Касаясь вопроса о кадрах сельских санитарных врачей, оппонент указывает, что разрыв в оплате лечебника и санитарного работника на селе создает прямую угрозу тому, что будут потеряны -оставшиеся кадры. Целый ряд санитарных врачей, окончивших Куйбышевский мединститут, в настоящее время находится на лечебной работе и не хочет вернуться на санитарную работу. Необходимо' НКЗдраву заняться этим вопросом и сказать свое слово.

Переходя к плану, т. Холодовский отмечает, что в нем- не нашел отражения ряд вопросов, связанных, с ликвидацией последствий вредительства, в частности, ни слова не сказано о мельничном- деле, о вопросе -металлической сетки и опилков. С другой стороны, в плане не сказано ничего о борьбе с злоупотреблениями в столовых, т. е. О' хищениях продуктов, идущих в котел, о контроле над строительством, о новом типе жилища в -связи с массовым переселением колхозников. Последний вопрос имеет особо актуальное значение и он должен быть разрешен на научной основе: К этой работе должны быть привлечены соответствующие институты и; квалифицированные силы Москвы;.

Анализируя эпидемиологический раздел плана, т. Холодовский отмечает кед-остаточную обоснованность расчета коек и указывает на существующий разрыв финансирования всех профилактических мероприятий .с материальными возможностями.

Проф. Маш ков-скип (Москва) в своем выступлении касается вопросов борьбы с малярией и указывает, что в плане противоэпидемических мероприятий даны .основные методы., указаны применяемые медикаменты, гидротехника и отмечены вопро-сы кадров. Но в плане не нашли своего отражения конкретные, первоочередные объекты- по каждой республике, краю, на которые должна быть направлена вся сумма мероприятий-.

Такие объекты, как Сочи и тому подобные, должны быть особо ■отмечены. Все мероприятия должны быть сугубо конкретно про-ра-

ботаны с учетом использования сил, кадров. К этому делу должны быть привлечены органы Санинспекции, так как эти учреждения, облеченные известными правами, могут проводить по линии коммунальной санитарии мероприятия, эффективные и для борьбы с малярией (строительство новых колхозов, переселение и т. п.).

В борьбе с малярией кадры имеют громаднейшее значение, необходимо правильно поставить вопросы преподавания малярии в медицинских вузах, особенно на медицинских факультетах южных республик. В заключение проф. Машковекий подчеркивает, что1 научная тематика Тропического института вполне актуальна, но ее действенность будет целиком зависеть от того, поскольку результаты научных работ будут претворяться в жизнь лечебными и санитарными врачами.

Тов. Франгулян (Грузия!) отмечает огромную политическую значимость Санитарно-эпидемического ' совета- и "указывает, что-основные линии докладов направлены на ликвидацию последствий вредительства. Основные задачи противоэпидемической борьбы намечены правильно, но не все вопросы охвачены планом, в частности, вопрос об осушении Колхидской низменности, работа в которой до сих пор проводилась без должного согласования о органами Госсанинспекции. В таком же положении находятся районы цитрусовых растений и чайных плантаций.

Переходя к вопросу о- кадрах, т. Франгулян отмечает известное неблагополучие в этом вопросе, указывая на отсутствие в Грузии санитарно-профилактического факультета. Против 6-летнего срока обучения т. Франгулян от своего имени и работников Грузии возражает, считая. 5-летний срок вполне достаточным при правильной организации учебы.

Отмечая недостаточность санитарной работы в пограничных районах, т. Франгулян считает, что ;по наиболее важным противоэпидемическим мероприятиям, препятствующим проникновению инфекции, необходимо рассчитывать на помощь со стороны НКЗдрава СССР.

Отмечая своевременность и необходимость издания Санитарного кодекса, т. Франгулян приводит цифры заболеваемости и перечисляет профилактические мероприятия.

Приветствуя усиление снабжения дезсредствами и дезаппаратами, т. Франгулян просит направить в' Грузию главным образом легкие портативные душевые установки.

Тов. К л юз.к о (Украина), указывая на правильно и конкретно составленные планы работ Госсанинспекции и Противоэпидемического управления, считает необходимым внести в них коррективы, в особенности по линии подготовки санитарных работников и участковых врачей.

Даже наличные санитарные кадры надолго задерживаются: в районах (ввиду недостаточного количества санитарных баз и хоро- » ших жилищ). Правда, в 1938 г. правительство Украины отпустило около миллиона рублей на ремонт санитарных станций и саеитарно-бактериологических лабораторий, а НКЗдрав Украины издал приказ о возвращении санитарных работников, перешедших на лечебную работу.

Тов. Клюзко считает необходимым при распределении выпускников в первую очередь обеспечить санитарными кадрами пограничные районы.

Отмечая недостаток кадров для санитарно-гигиенических лабораторий, т. Клюзко считает необходимым восстановить Одесский ме-дико-аналитический институт, закрытый НКЗдравами СССР и УССР.

Сыпной тиф должен и может быть на Украине ликвидирован. Для этого все предпосылки налицо, но необходимо., помимо строи-

тельстеа бань, увеличить еще и количество дезинфекционных камер, Тов. Клюзко при этом отмечает, что дезинфекционных камер в УССР больше, чем в других республиках, и все же настаивает на увеличении количества отпускаемых для НКЗдрава УССР дезкамер.

Далее т. Клюзко указывает на необходимость ознакомления участковых врачей с еанитарио-эпидемической работой, а также с диагностикой 1И: клиникой паразитарных тифов и других инфекций.

Тов. Гуслиц (Украина) в своем выступлении указывает, что разделение Госсанинспекции и Противоэпидемического' управления необходимо было проводить не только приказом, а предварительным совещанием руководящих работников. Но и разделенные, эти два управления наркомздравов будут иметь общие комплексные задачи. Ликвидация очагов сыпного тифа и снижение желудочно-кишечных заболеваний является задачей для Госсанинспекции и Эпидемического управления, а эффективность мероприятий обеспечивается объединенными усилиями этих организаций. Снижение желудочно-кишечных заболеваний обусловливается правильно поставленной очисткой городов в населенных мест и рядом противоэпидемических мероприятий. Следовательно, многие вопросы необходимо ставить как комплексные, единые для Гоесанинепекции и Эпидемического управлении. ,

Недостатком работы НКЗдрава СССР т. Гуслиц считает чрезвычайно малое общение руководящих работников аппарата с низовыми работниками. Приводит несколько примеров обогащения опытом при общении работников НКЗдрава УССР с санитарными раб-отни-ками на местах. Особенно подчеркивает т. Гуслиц неясность положения с руководством санитарно-эпидемических станций, этих комплексных учреждений при разделе Госсанинспекции и Эпидемического управления. Кто будет стоять во- главе санитарных станций?

Далее т. Гуслиц' отмечает, что в плане работ не нашел достаточного отражения такой важный вопрос, как обслуживание пограничных районов.

Переходя к вопросу о санитарных кадрах, т. Гуслиц считает правильным, чтобы, санитарные врачи, подобно лечебным:, защищали диссертации, ведя: научные работы на базе санитарных станций, -при наличии обеспечения руководства разработкой цаучных тем и: консультации со стороны научных институтов.

Что касается подготовки кадров, т. Гуслиц отмечает явное неблагополучие о организацией кафедр на санитарно-гигиенических факультетах. Самые худшие кафедры отдаются санитарно-гигиеническим факультетам1, и практическим работникам пришлось притти на помощь в деле подготовки санитарных кадров. В порядке опыта была создана учебная санитарная станция в Киеве; кроме того, предусматривается организация таких же станций в Одессе и Харькове. Эти станции должны быть для санитарной организации такими же базами, д<ак и клиника.

В качестве базы для подготовки санитарных командиров — руководящих работников, т. Гуслиц предлагает создать интернатуру при санитарно-гигиенических институтах.

Останавливаясь на роли и значении санитарных станций, т. Гуслиц подчеркивает, что основным звеном санитарной работы является—на данном этапе—; межрайонная санитарная станция, так как значительная часть районов не имеет санитарных врачей.

Переходя к вопросу борьбы с корью, т. Гуслиц отмечает плохую работу коревых станций, ориентирующихся на приобретение сыворотки за деньги, а местные учреждения ничего не делают, чтобы использовать материнскую кровь.

В отношении санитарно-проеветительной работы т. Гуслиц указывает, что, помимо того, что нужен методический центр, необходимо еще усилить работниками санитарно-прооветительные отделы в наркомздравах союзных республик.

В заключение т. Гуслиц предлагает организовать Санитарно-эпидемические советы при наркомздравах союзных республик.

Тов. Никонов (Горький) отмечает, что для разработки плана противоэпидемической работы на 1939 ,г. необходимо было иметь четкие установки. Настоящий пленум Санитарно-эпидемического совета не только дает установки, но и конкретные планы работы, причем не только для республик, но и для отдельных краев и областей.

Переходя к плану противоэпидемических мероприятий, т. Никонов отмечает ряд недостатков. План не комплексный, он не охватывает другие управления НКЗдрава (внебольничная помощь, управление помощи детям и др.), а также наркоматы, от которых нередко зависит эффективность проводимых мероприятий, (НКЗем, НКСовхо-эов и т. п.).

Остановившись на ликвидации очагов сыпного тифа, т. Никонов предлагает борьбу с бытовой завшивленностью вести не только через сельские врачебные участки, но привлекать к этому делу и противоэпидемические организации. В борьбе с сыпным тифом ограничиться санитарной обработкой только очагов заболевания недостаточно. 1

Необходимо решить вопрос, кто будет заниматься колхозными банями. Ими никто по-настоящему не занимается.

Также необходимо отметить совершенно недопустимый порядок в снабжении населения мылом в Горьковекой области.

Говоря о борьбе с остро-кишечными инфекциями, т. Никонов отмечает, что в плане недостаточно подчеркнут вопрос борьбы с бациллоносительством. Имеющиеся на местах инструкции устарели и требуют пересмотра. Точно так же недостаточно выпячен в плане вопрос о- борьбе с мухами, в то' время как без борьбы с мухами нельзя говорить о стопроцентном разрешении вопроса.

Попутно т. Никонов отмечает неудовлетворительное состояние предприятий по сбору молока и ¡масла на селе и молочных ферм, молочных заводов и маслоделок. *

Тов. Никонову как областному эпидемиологу пришлось закрыть два завода, что обеспечило срочное выполнение всех его предписаний.

Переходя к вопросу о натуральной оспе, т. Никонов отмечает, что этот вопрос в Горьковекой области привлекает такое же внимание, как и сыпной тиф. Необходимо лишь притти на помощь кадрам оспопрививателей, получающих небольшой оклад и вынужденных совершать большие пешие переходы и не обеспеченных спецодеждой.

Далее т. Никонов обращает внимание на неправильный учет инфекционных коек на местах, вследствие чего получается неправильная информация о количестве инфекционных коек в- наркомздравах. Кроме того, противоэпидемический план не учитывает бараков на селе на одну инфекцию, так же как и не учитывает так называемых смешанных инфекций, а в крупных же больницах нет боксов.

Остановившись на скарлатине, т. Никонов указывает на необходимость четких указаний целесообразности и эффективности про-тивоскарлатинозных прививок.

В заключение т. Никонов, говоря о дифтерии, отмечает, что НКЗдраву необходимо учесть перебои в снабжении лечебной сывороткой и предотвратить возможность подобных повторений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.