Научная статья на тему 'Военная продукция: понятие, роль и классификация'

Военная продукция: понятие, роль и классификация Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
77
Поделиться
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРОДУКЦИЯ ОБОРОННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ПРОДУКЦИЯ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ / ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / MILITARY PRODUCTS / DEFENSE PRODUCTS / STATE DEFENSE ORDER / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гункин Евгений Михайлович

Статья посвящена раскрытию на основе логики понятия военная продукция (далее ВП), включающего в себя продукцию оборонного назначения (далее ПОН) и продукцию военного назначения (далее ПВН). В статье так же рассматривается её состав и классификация, а так же основные этапы жизненного цикла с замысла и до утилизации. Рассмотрена роль и место ВП в экономической системе государства и на мировом рынке. Произведён анализ мирового рынка вооружений. Исследование проведено на основе открытых источников информации.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гункин Евгений Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

MILITARY PRODUCTION: CONCEPT, ROLE AND CLASSIFICATION

The article is devoted to the disclosure on the basis of the logic of the concept of military products, including defense products and military products. The article also discusses its composition and classification, as well as the main stages of the life cycle from design to disposal. The role and place of the EAP in the economic system of the state and in the world market are considered. The analysis of the world arms market is made. The study was conducted on the basis of open sources of information.

Текст научной работы на тему «Военная продукция: понятие, роль и классификация»

5. Коровкина Н.И., Хлынин Э.В., Чачина Е.Б. Повышение эффективности PR-деятельности на предприятии //Известия Тульского государственного университета. Экономика. Управление. Финансы. Сб. докладов. VIII Всероссийская научно-практическая конференция. Тула: Изд-во Тул-ГУ, 2006. С. 351-354.

Коровкина Наталья Ивановна, канд. техн. наук, доцент кафедры, korovkina-n-i@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEATURES OF EVALUATION OF COMMUNICATIVE AND ECONOMIC EFFICIENCY

OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

N.I. Korovkina

The features of the evaluation of the communicative and economic efficiency of advertising industrial enterprise.

Key words: efficiency, advertising efficiency, zabyvaemo, industrial enterprise.

KorovkinaNatalja Ivanovna, candidate of technical sciences, associate professor of chair of Finance and management, korovkina-n-i@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 338.23

ВОЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Е.М. Гункин

Статья посвящена раскрытию на основе логики понятия военная продукция (далее - ВП), включающего в себя продукцию оборонного назначения (далее - ПОН) и продукцию военного назначения (далее - ПВН). В статье так же рассматривается её состав и классификация, а так же основные этапы жизненного цикла с замысла и до утилизации. Рассмотрена роль и место ВП в экономической системе государства и на мировом рынке. Произведён анализ мирового рынка вооружений. Исследование проведено на основе открытых источников информации.

Ключевые слова: военная продукция, продукция оборонного назначения, продукция военного назначения, государственный оборонный заказ, оборонно-промышленный комплекс.

Довольно часто в технической, экономической и специальной литературе употребляется термин «военная продукция». Целью настоящего исследования является более детально раскрыть данное понятие, рассмотреть составляющие ВП и выполнить её классификацию.

Актуальность рассмотрения понятия ВП, а так же необходимость определения критериев отнесения выпускаемой различными отраслями

экономики РФ продукции к ВП обусловлена тем, что её выпуск и оборот регламентирован отдельными разделами законодательства, наиболее существенными с экономической точки зрения можно отнести следующие: Постановлением Правительства №1465 от 2 декабря 2017 г. установлен предельный размер рентабельности для ВП поставляемой по ГОЗ в размере: для привнесённых затрат - 1 %, для собственных - 20 %. Постановление Правительства РФ №47 от 19 января 1998 г. обязывает хозяйствующих субъекты, исполняющие ГОЗ, вести раздельный учёт в рамках каждого контракта (договора). Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заданий ГОЗ по поставке ВП значительно жёстче чем при поставках обычной продукции, поэтому предприятия и организации работающие на этом рынке должны учитывать планируемые издержки и возможные риски.

В соответствии с действующим законодательством РФ (в частности Постановлением Правительства от 11.08.1995 г. «О военных представительствах МО РФ» к ВП в общем случае относится: вооружение и военная техника (далее ВВТ), имущество, научно-техническая продукция (далее -НТП), работы проводимые в обеспечении обороны государства, то есть его вооруженной защиты от внешних посягательств.

В привычном понимании ВП это прежде всего вооружение и военная техника, то есть средства выполнения боевых задач, военно-техническое имущество и материальные средства для различных видов обеспечения воинских формирований, эта категория составляет основную массу ВП. Так же ней относят и НТП, то есть завершённые результаты исследований, разработок и испытаний, воплощённые в конструкторскую документацию, опытные образцы, макеты, программное обеспечение и научно-технические отчёты, в результате проведения аванпроектов, НИР и ОКР.

Аванпроект представляет собой комплекс исследований, проводимых с целью обоснования целесообразности, сроков и возможности, то есть перспектив создания образца соответствующего технического уровня.

НИР - это научная работа, целью которой является проведение экспериментов и исследований, получение новых знаний и проверка гипотез. НИР классифицируют как прикладные, фундаментальные и поисковые. Основным результатом выполнения является научный отчёт.

ОКР проводят с целью разработки комплекта конструкторской документации, создания по ней опытного образца изделия и проведения цикла испытаний. Результатом выполнения ОКР является конструкторская, технологическая и программная документация, которая в дальнейшем передаётся на производственные предприятия для серийного изготовления продукции. К ВП относят в том числе работы и услуги по обеспечению боевой и повседневной деятельности войск. Классификация и состав ВП приведены на рисунке 1.

ВП - это продукция, как правило высокотехнологичная, выпускаемая предприятиями ОПК, которая в объёмном выражении в РФ в среднем составляет около 3 % ВВП.

Если же рассматривать объём выделяемых ассигнований на закупку военной продукции в процентном соотношении, то по данным Центра анализа стратегий и технологий, доля НТП составляет примерно 15 %, закупки ВВТ, ВТИ и материальных средств - 65 % и на работы и услуги выделяется 20 % от общего объёма.

С.Ф. Викулов и Е.Ю. Хрусталёв отмечают, что на сегодняшний день уровень расходов по статье «Национальная оборона» для обеспечения обороноспособности Российской Федерации на качественно высоком уровне, с учётом современных угроз и её специфики должен составлять не менее 4,5 % ВВП [1].

Динамика расходов выглядит следующим образом: 2013 г. - 2,47 %, 2014 г. - 3,04 %, 2015 г. - 3,72 %, 2016 г. - 4,41 % и 2017 г. - 3,08 % от ВВП, вывод напрашивается сам собой - выделяемых средств по данной статье на сегодняшний день явно не достаточно. Для сравнения в СССР расходы на закупку ВП (по данным официальной статистики) составляли не менее 8 %, а по оценке независимых экспертов не менее одной пятой ВВП [2]. В период 1941-1945 годов военная продукция занимала порядка 70 % всей выпускаемой советской промышленностью продукции.

Рис. 1. Классификация и состав военной продукции

Если рассматривать жизненный цикл ВП с момента замысла ее разработки, то основными исходным документом в РФ, определяющим необходимость разработки того или иного направления обеспечения обороноспособности и определяющим приоритеты стратегического планирования является Стратегия национальной безопасности, основополагающий документ, устанавливающий направления внутренней и внешней политики, меры по укреплению безопасности государства, приоритеты и перспективы развития страны, в том числе в области разработки новейших образцов ВП [3]. На основании определённых стратегических направлений, государственной программой развития вооружений определяются объёмы ассигнований на закупку ВП, её номенклатура и количество на среднесрочную перспективу (5-10 лет). В настоящее время реализуется ГПВ-2020, ведётся разработка программы ГПВ-2025.

Органом осуществляющим организацию, координацию и контроль работ ФОИВ по реализации военно-технической политики и вопросов обеспечения обороны является Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ.

Основные количественные и стоимостные параметры, а так же сроки разработки и поставки ВП определяются государственными контрактами (далее - ГК) между ФОИВ и предприятиями ОПК на поставку, разработку ВП или проведение работ, оказание услуг. Качественные параметры: тактико-технические и эксплуатационные характеристики, этапы и порядок выполнения задаются в тактико-технических заданиях и технических требованиях на разработку и модернизацию ВП.

Проведение работ в процессе эксплуатации ВП (не гарантийный ремонт, сервисное обслуживание, обучение расчётов и т.д.) и утилизация так же определяются ГК.

Концептуальные основы обеспечения обороноспособности государства: Стратегия национальной безопасности и Государственная программа вооружения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходные данные, определяющие основные параметры разработки ВП (номенклатура, сроки: стоимость, состав, ТТХ) Контракты н тактико-технические задания на разработку

Проведение НИОКР и испытаний (аванпроекты, НИР, ОКР)

Комплекты конструкторской, технологической и програмной документации

\/

Серийное производство и поставка ВВТ, ВТИ и материальных средств

Контракты на поставку

\/

Эксплуатация (сервисное обслуживание, средний и капитальный ремонт, модернизация)

ч>

Снятие с вооружения и утилизация

Рис. 2. Типовой жизненный цикл ВП от замысла до утилизации

Безусловно, для разработки и производства ВП отвечающей современным угрозам государство должно обладать определёнными ресурсами и компетенциями в данной области. Возможности создания ВП зависят от потенциала и различных факторов. Схематично они изображены на рисунке 2. Ведь только страны с развитой экономикой и наукой, имеющие потенциал для производства ВП и высокий уровень НТП могут создать поистине востребованный, высококачественный продукт. Подтверждением этому является ситуация на мировом рынке вооружений, где как мы можем наблюдать, представлены практически все страны «большой двадцатки» (О 20) и отрадно, что РФ занимает пусть не первое, но второе место после США. Страны мировые лидеры по экспорту вооружений (десятка крупнейших) представлены на рис. 3 [4].

с инновации

V,

военно-политический потенциал

\

научно-

техническии

потенциал

ч

Л технологии >

Ч Р

Возможности создания ВП

с ■ч

экономический

потенциал

ч У

производственные мощности

с кадры N

\ 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

материальные ресурсы

Рис.3. Потенциалы и факторы влияющие на возможности создания ВП

Поставка ВП за рубеж - важное направлений внешней политики любого государства. Одной из существенных особенностей экспорта ВП Российской Федерацией является жесткое государственное регулирование поставок. Для этих целей в нашей стране создана специальное ведомство -Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, основной задачей которой является разработка и реализация политики в сфере международного военно-технического сотрудничества. Экспортирование ВП

возможно только на основе межправительственных соглашений, то есть компании не вправе самостоятельно заключать договора с иностранными заказчиками. В РФ непосредственно поставки инозаказчикам осуществляются государственной корпорацией «Рособоронэкспорт», которая выполняет функции государственного посредника. Подобная практика применяется во всем мире. Это обусловлено прежде всего спецификой ВП и мировой геополитической ситуацией, сотрудничество в военно-технической сфере ведётся как правило либо с дружественными режимами, либо с нейтральными.

Если же рассматривать структуру экспортируемых вооружений в процентном отношении, то она выглядит следующим образом: авиационная техника - 45 %, корабли - 15 %, ракеты и боеприпасы - 13 %, бронетехника и автомобили - 10 %, электронная компонентная база - 6 %, двигатели - 5 %, системы противоздушной обороны - 4 %, артиллерия - 1 %, морское вооружение - 1 % от общего объёма [4].

12 000 10 484 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

Основной

1 279 1 214

Основной

# ¿Г > # ^ #

Рис. 4. Страны мировые лидеры по экспорту вооружений (данные представлены по состоянию на 2015 год в млрд. долл. США)

Наряду с рассмотренным выше «белым» рынком ВП, действует теневой, так называемый «серый», то есть полулегальный рынок на котором совершаются сделки в обход межправительственных соглашений и эмбарго, через посредников в основном для поддержки определённых политических режимов в том случае когда официальное военно-техническое сотрудничество между странами ограниченно. «Чёрный» рынок вооружений

- это криминальный бизнес, который действует наряду с официальным и несмотря на то что его объёмы не сопоставимы с легальным рынком, негативные последствия и вред его существования огромны, борьбу с ним ведут правоохранительные органы многих стран совместно с Интерполом.

Если же рассматривать отечественную ВП в сравнении с иностранной, то российская при сопоставимом качестве имеет ряд неоспоримых преимуществ: она проще в освоении и эксплуатации а так же дешевле иностранных аналогов на 20-40 % [2]. Этим и объясняется популярность российской ВП во всем мире.

Так же необходимо отметить, что порядок разработки, производства, ремонта, модернизации и утилизации ВП строго регламентирован соответствующим разделом законодательства РФ, а так же определёнными группами Государственных и отраслевых стандартов в части касающейся ВП. Порядок обращения и эксплуатации ВП регламентируется ведомственными документами ФОИВ: приказами, директивами, инструкциями, наставлениями и прочими.

Таким образом ПОН и ПВН, это слагаемые ВП, то есть это продукт научной и производственной деятельности предприятий ОПК, с той разницей, что ПОН предназначена для внутреннего потребления и выполняется за счёт средств государственного бюджета, а ПВН предназначена для поставок на экспорт иностранным заказчикам и выполняется за счёт бюджета иностранных государств или в порядке оказания военно-технической помощи.

«Si vis pacem, para bellum» (в переводе с лат. — «Хочешь мира — готовься к войне») — выражение не потеряло своей актуальности и по сей день. К великому сожалению вооружённые конфликты не прекращаются на нашей планете и история становления и развития нашего государства подтверждает непреложную истину - только обладая мощным ОПК и хорошо оснащёнными, подготовленными вооружёнными силами можно обеспечить достойную защиту своих интересов и обеспечить паритет РФ с ведущими мировыми державами.

Список литературы

1. Викулов С.Ф., Хрусталёв Е.Ю. Методология оценки оборонного и военно-экономического потенциалов государства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. №29. URL: https://cyberleninka.ru

/article/n/metodologiya-otsenki-oboronnogo-i-voenno-ekonomicheskogo-potentsialov-gosudarstva (дата обращения: 21.07.2018).

2. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Оборонно-промышленный комплекс России как основа инновационного развития экономики страны // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2009. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/ n/oboronno-promyshlennyy-kompleks-rossii-kak-osnova-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-strany (дата обращения: 11.07.2018).

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-плюс». Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 27.07.2018).

4. Ежегодник Стокгольмского института исследования проблем мира: 2016. М.: ИМЭМО РАН, 2017. 656 с.

5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. http://government.ru/govworks/37/events/ (дата обращения: 29.07.2018).

6. Официальный сайт федерального казначейства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. http://roskazna.ru/(дата обращения: 25.07.2018).

Гункин Евгений Михайлович, аспирант кафедры «Финансы и менеджмент», 9202748610@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

MILITARY PRODUCTION: CONCEPT, ROLE AND CLASSIFICATION

E.M. Gunkin

The article is devoted to the disclosure on the basis of the logic of the concept of military products, including defense products and military products. The article also discusses its composition and classification, as well as the main stages of the life cycle from design to disposal. The role and place of the EAP in the economic system of the state and in the world market are considered. The analysis of the world arms market is made. The study was conducted on the basis of open sources of information.

Key words: military products, defense products, military products, state defense order, military-industrial complex.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gunkin Eugene Mikhailovich, post-graduate student of chair «Finance and management», 9202748610@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University