Смуров A.M.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация. Реализация государством действенной промышленной политики с возможностью вовлечения предприятий оборонно-промышленного комплекса в процессы производства продукции гражданского назначения играет огромную роль в экономическом развитии страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Состояние предприятий оборонной сферы зависит от финансирования государственного оборонного заказа и экспорта вооружения. Наличие комплекса проблемных вопросов в системе реализации госзаказа не позволяет обеспечить достижение целей, изложенных в соответствующих планах и программах. Следовательно, идентификация, структурирование и выработка алгоритмов решения данных проблемных вопросов являются задачей, которую необходимо решать на государственном уровне в приоритетном порядке.
Ключевые слова. Военная организация, государственный оборонный заказ, оборонно-промышлен-нын комплекс, продукция военного назначения.
Smurov A.M.
PROBLEMATICAL ISSUES OF THE STATE DEFENSE ORDER IMPLEMENTATION AND POSSIBLE METHODS OF THEIR SOLUTION
Abstract. Realization of an effective industrial policy by the state with the possibility of involving defense industry enterprises in the production of civilian products plays a huge role in the economic development of the country in the medium and long term. The state of defense enterprises depends on the financing of the state defense order and the export of weapons. The presence of a complex of problematic issues in the system of realizing state contracts does not allow achieving the goals set out in the relevant plans and programs. Therefore, the identification, structuring and development of algorithms for solving these problematic issues is a task that must be solved at the state level in priority order.
Keywords. Military organization, state defense order, defense-industrial complex, military products.
Укрепление боеспособности российской армии является в последние годы одним из важнейших национальных проектов [28]. На сегодняшний день государственный оборонный заказ (ГОЗ) позволяет удовлетворить возросшие потребности военной организации государства в продукции (работах, услугах), в том числе на основе привлечения гражданских предприятий [13]. Его реализации уделяется большое внимание на всех этапах - начиная с закупки (производства) комплектующих и заканчивая утилизацией вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Безусловно, это связано с целым комплексом причин. С одной стороны, мы отмечаем внешние факторы - возрастающие угрозы и вызовы со стороны ведущих Западных стран. Данное обстоятельство делает задачу перевооружения армии и флота крайне актуальной. С другой стороны, несколько лет назад стало совершенно очевидно, что предприятия отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК) находятся в системном кризисе, выход из которого невозможен без непосредственного участия со стороны государства.
ГРНТИ 06.71.67 ©Смуров A.M., 2017
Александр Михайлович Смуров - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулёва (г. Санкт-Петербург). Контактные данные для связи с автором: 191000, Санкт-Петербург, Макарова наб., 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: a.smurow a niail.ru.
Основной целью мероприятий действующей в настоящее время Государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (ГПВ-2020) является комплексное развитие системы вооружения, исходя из потребностей нового облика Вооруженных сил и требований нормативных документов, на основе комплектных поставок новых и ремонта стоящих на вооружении образцов ВВСТ. В работе нами последовательно рассмотрены особенности реализации ГОЗ в 2015-2016 гг., идентифицированы проблемы его исполнения и спрогнозированы их возможное воздействие на эффективность соответствующих мероприятий в 2017 году.
ГОЗ представляет собой закупки для нужд Российской Федерации в целях обеспечения ее обороны и безопасности, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами [27]. Его утверждает Правительство Российской Федерации, сразу после подписания Президентом Российской Федерации закона о федеральном бюджете на очередной год [27]. Основой для формирования оборонного заказа являются: военная доктрина Российской Федерации; планы строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; государственная программа вооружения; долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности Российской Федерации; мобилизационный план экономики Российской Федерации; программы и планы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации; решение Президента Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации в области обороны и безопасности Российской Федерации.
В состав ГОЗ могут включаться [27]: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию, модернизации ВВСТ, а также утилизации и уничтожению выводимых из эксплуатации ВВСТ; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по развитию исследовательской, проектно-конструкторской и производственно-технологической базы организаций в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа, а также повышения мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации; поставки вооружения, военной и специальной техники, а также сырья, материалов и комплектующих изделий; поставки военного имущества, продовольственных и непродовольственных товаров; ремонт, модернизация ВВСТ, их сервисное обслуживание, а также утилизация выводимых из эксплуатации ВВСТ; работы по уничтожению химического оружия; работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, в том числе для утилизации выводимых из эксплуатации ВВСТ; работы по мобилизационной подготовке экономики Российской Федерации; поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации; поставки продукции для накопления материальных ценностей государственного материального резерва; иные поставки продукции в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
В настоящее время в России сложился специфический механизм обеспечения государственных оборонных нужд, представляющий собой сложное переплетение экономических и административных методов управления субъектами военно-экономических отношений. Происходящие в настоящее время трансформационные процессы направлены на создание гибкой системы управления военно-экономическими отношениями субъектов формирования, размещения и исполнения ГОЗ, позволяющей в полной мере реализовать возможности экономики страны удовлетворять потребности ВС РФ, других государственных заказчиков в оборонной продукции [6].
Полноценный рынок продукции военного назначения включает в себя: предприятия ОПК, выступающие в качестве субъектов экономической деятельности; систему социально-экономической мотивации работников ОПК; рыночную инфраструктуру ОПК; комплекс мер государственного регулированиядея-тельности предприятий ОПК на федеральном, региональном и местном уровне [6]. Поставка продукции для военных нужд и реализация ГОЗ регламентируется федеральным законом 94-ФЗ, внедрены конкурсно-контрактные основы при заключении договоров. Это требует от должностных лиц военного ве-домтсва принципиально нового мышления, новых знаний в области рыночных отношений [5].
Контроль предприятий, осуществляющий ГОЗ, выполняют Военные представительства Министерства обороны [20]. Контроль использования средств, выделяемые на выполнение оборонного заказа, обеспечивается государственным надзором в сфере ГОЗ, который имеют право проводить плановые и внеплановые проверки государственных заказчиков, головных исполнителей. Контролирую-
щие органы проверяют правильность соблюдения законодательства в области ГОЗ, а при выявлении несоответствий обращаются в суд.
Предприятия, составляющие основу ОПК, расположены в 69 субъектах Российской Федерации. Значительная часть этих предприятий является г р ад о о б р аз у ю щ и м и или находится в регионах и городах с концентрированным (моноэкономическим) расположением организаций ОПК, а также в закрытых автономных территориальных образованиях [6]. Все предприятия включены в Сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса России [23].
Выбор поставщика, способного выполнять свои обязательства в рамках ГОЗ, является не простой задачей, особенно в том случае, если у организации есть развитые кооперационные связи [10, 11, 12]. Следует отметить, что особое внимание со стороны государства к поставщикам продукции военного назначения уделяется не только в России, но и за рубежом. Так, например, в США результаты деятельности всех компаний заносятся в специальные информационные системы. Основными источниками информации о предшествующей деятельности компании являются: федеральная информационно-поисковая система о деятельности подрядных организаций PPIRS (Past Performance Informational Retrieval System); автоматизированная база данных МО США «Система ранжирования подрядных организаций на основе оценки их деятельности» CPARS (Contractor Performance Assessment Reporting System); информационная система о поставщиках для федеральных ведомств FAPIIS (Federal Awardee Performance and Integrity Information System). Государственным служащим США запрещено осуществлять государственные закупки или выдавать разрешение на их проведение без письменного подтверждения ответственных налоговых органов о наличии достаточных денежных средств для этих целей [25].
Необходимо отметить, что рост ГОЗ в РФ продолжается уже свыше 10 лет (см. рис.). И, несмотря на то, что данные по его структуре на 2016 и 2017 годы пока не раскрываются, пик загрузки предприятий отечественного ОПК, по имеющимся оценкам, приходится на 2017 год [2, 5, 7]. В условиях системного экономического кризиса государство стремится поддержать предприятия ОПК и усиливает антикризисные меры по обеспечению их устойчивой работы [6]. Всего на указанные цели государством до 2020 года выделяются значительные средства - порядка 20 триллионов рублей. Для обеспечения выполнения этой грандиозной задачи предусмотрено также выделение 3 триллионов рублей для переоснащения предприятий ОПК [28, 19].
2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400 200 0
360
290
230.3
102,3
187
84,2
77,2
63,7
60
73
942,5
11,
48,5
112
62,8
15,1>
TZJ
145
97,7
ОС
254, S
00,3
476,
22 >
07 !)
ое ;
ое
99,
17 :
252. 1
2005
2006
2007
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
□ НИОКР
□ Новые закупки
Ремонт и модернизация
Рис. ГОЗ России в интересах Вооруженных сил, млрд руб. в текущих ценах (составлено автором на основании данных МО РФ и СМИ [7, 19])
Отношение к увеличению военных расходов не может быть однозначным. С одной стороны, рост военных расходов означает снижение затрат на инфраструктуру, здравоохранение и другие сферы, контролируемые правительством. В этом смысле рост военных расходов носит негативный характер. С другой стороны, экономическое воздействие военных расходов проявляется в решении проблем занятости, характерных для современного этапа развития мировой экономики. Вооруженные силы нуждаются в ВВСТ, формировании и функционировании соответствующей логистической инфраструктуры [2, 18], наличии различных частных фирм, поддерживающих их функционирование или взаимодействующих с ними по отдельным специальным вопросам [10], а это все - дополнительные рабочие места [8]. Однако однозначно определить возможности и вектор влияния военных расходов на экономику государства нельзя без учета условий, в которых оно развивается [8]. Кстати, для сравнения с российской ситуацией укажем, что в новом бюджете США предусматривается увеличение военных расходов на 54 млрд долларов, несмотря на то, что военный бюджет этой страны до этого и так был самым большим в мире (604,5 млрд долларов). В то же время, утвержденный бюджет РФ предполагает сокращение оборонных расходов в ближайшие три года более чем на четверть [19].
Следует признать, что не всегда удается обеспечить выполнение ГОЗ в полном объеме. Так, например, в 2013 году ГОЗ был выполнен на 93%, в 2014 году - на 96,7%, в 2015 году - на 97,6%, в 2016 году - на 98% [19]. Это связано с объективными причинами, речь о которых пойдет далее. Для обеспечения своевременного исполнения ГОЗ российское военное ведомство усилило контроль за работой предприятий ОПК. Управлением военных представительств Министерства обороны Российской Федерации совместно с предприятиями (организациями) промышленности разрабатываются и реализуются планы мероприятий, направленных на безусловное выполнение в установленные сроки государственных контрактов в рамках ГОЗ. Необходимость усиления такого контроля в первую очередь определяется наличием многочисленных срывов (переносов) сроков поставки ВВСТ и их недостаточным качеством.
В частности, в 2014 году было проверено более 100 предприятий ОПК, выявлено более семи тысяч фактов нарушения законов. При этом ущерб от преступлений в сфере ОПК превысил 20 миллиардов рублей. В марте 2016 года стало известно, что за 2015 год Генеральной прокуратурой России было выявлено 18 тысяч нарушений закона в сфере ГОЗ, а по материалам прокурорских проверок были возбуждены 244 уголовных дела. Более 60 миллиардов рублей было взыскано за невыполненные работы [28].
По официальным данным Минобороны, в 2016 году ведомство не получило в установленные сроки 15 самолетов, восемь кораблей, 17 единиц средств связи и автоматизированных систем управления, три ракеты-носителя «Рокот» и один разгонный блок «Бриз», 253 ракеты различного назначения, 240 единиц бронетанкового вооружения и техники и др. Вместе с тем, можно полагать, что представленные статистические данные не в полной мере отражают криминальную ситуацию, складывающуюся в данной отрасли экономических отношений, а свидетельствуют о высоком уровне латентности преступлений в сфере ГОЗ. По данным выборочного исследования, количество преступлений, совершаемых в сфере ОПК, непрерывно увеличивается. Однако сложности и трудности правового, организационного и отраслевого характера не позволяют своевременно выявлять подготавливаемые, совершаемые и совершенные преступления [1].
Анализ свидетельствует, что одна из причин срыва поставок - низкий уровень качества изготовления комплектующих изделий и материалов, вследствие чего конечная продукция не выдерживает полигонных проверок и, в итоге, это приводит к отрицательным результатам испытаний, а также к массовым отказам в эксплуатации. Кроме срывов сроков и несоответствующего качества продукции, производимой предприятиями ОПК, к основным проблемам реализации ГОЗ можно отнести: неэффективный механизм ценообразования, отсутствие действенной системы формирования кооперации, несостоявшиеся процедуры закупок, сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ, влияние санкций и ограничений в сфере производства ВВСТ и др. Данные проблемы были нами проанализированы, определена их структура и возможные способы решения. Результаты анализа представлены в таблице.
Решение представленных проблем позволит реализовать ГПВ-2020, обеспечить военную организацию государства современными образцами ВВСТ, создать условия для дальнейшего развития
предприятий отечественного ОПК. При этом особое внимание со стороны государства уделяется возможностям разработки двойных технологий и выпуска продукции двойного (военного и гражданского) назначения, что позволит сохранить потенциал ОПК и ускорит развитие экономики в целом. Достижение данной задачи возможно не только при условии наличия современных производственных мощностей, но и научного сопровождения разработки и внедрения новых технологий.
Необходимо отметить, в Министерстве обороны организовано проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности военно-научного комплекса (ВНК). В рамках совершенствования его системы управления, научно-исследовательские организации Министерства обороны переданы в подчинение заместителей министра обороны, главнокомандующих видами и командующих родами войск Вооруженных сил. Общее руководство военно-научным комплексом возложено на Генеральный штаб Вооруженных сил. Проводится работа по формированию в МО РФ системы перспективных военных исследований, в том числе включающих освоение новых технологических заделов и разработок новейших систем вооружения и робототехнических комплексов.
Таблица
Проблемы реализации ГОЗ в современных условиях и возможные способы их решения
Проблема Содержание и причины Возможные способы решения
Срыв сроков ГОЗ Низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей; слабая организация деятельности предприятий; утрата отдельных технологий производства и нарушение кооперационных связей; недостоверная оценка головным исполнителем своих возможностей при выходе на конкурс Взыскание штрафов, размеры которых установлены в заключенных контрактах (как правило, 5% за факт срыва и 0,1% за каждый день просрочки); организация претензионной работы по всем фактам неисполнения договорных обязательств. Однако эффективность таких санкций недостаточно высока, проблема носит системный характер и её решение невозможно путем принятия краткосрочных мер
Низкое качество продукции, производимой предприятиями отечественного ОПК Износ оборудования; зависимость от иностранных комплектующих; недостаточная квалификация кадров Военно-научный комплекс и научно-исследовательские институты Минобороны России должны быть в кратчайшие сроки трансформированы под решение прикладных научных задач в интересах видов и родов войск
Недостаточная институциональная поддержка перехода на контракты полного жизненного цикла Российские производственные предприятия недостаточно полно встроены в систему поддержания жизненного цикла реализуемого изделия: в процессе производства они уделяют мало внимания характеристикам, определяющим последующее послепродажное обслуживание ВВСТ у потребителя; переход на контракты полного жизненного цикла требует проведения глубокой модернизации и технического перевооружения материально-технической и технологической основ предприятий ОПК В отношении работ по сервисному обслуживанию и ремонту техники приняты решения о выполнении технического обслуживания и текущего ремонта ВВСТ силами войсковых ремонтных органов, а трудоемкий текущий, средний, капитальный и капитальный ремонт с модернизацией - на предприятиях ОПК (идея такого подхода обоснованная, однако её реализация требует совершенствования); необходимо создать развитую сервисную сеть, оснастить сервисные центры современным диагностическим и ремонтным оборудованием, обучить специалистов по сервису (ремонту); в интересах правильной и безаварийной эксплуатации ВВСТ следует создать центры подготовки специалистов ВС РФ на базе предприятий-производителей
Продолжение таблицы
Проблема Содержание и причины Возможные способы решения
Неэффективный механизм ценообразования на продукцию военного назначения Ценообразование регламентировано рядом действующих законодательных актов, однако его механизм требует переработки, особенно если вопрос касается производства новой уникальной продукции, итоговую стоимость которой указать в контракте очень сложно; в системе ценообразования в основном регламентированы процедуры формирования и согласования цен, а методики планирования себестоимости продукции отсутствуют, что допускает вольное толкование их размера и обоснованности участниками процесса при подготовке и согласовании расчетно-калькуляционных материалов Необходимо пересмотреть сроки утверждения индексов-дефляторов, которые не обеспечивают своевременное формирование прогнозных цен, а их размер не соответствует реальным процессам, происходящим на микроуровне в сфере государственного оборонного заказа; следует организовать разработку и утверждение Правительством Российской Федерации детализированной методики планирования и калькулирования продукции (работ, услуг), поставляемой по ГОЗ с последующей разработкой соответствующих отраслевых методик
Необходимость полной детализации цепочки кооперации В настоящее время неясен механизм формирования кооперации - критерии определения нижнего звена (по действующему законодательству предприятия обязаны раскрывать всю цепочку кооперации) В связи с тем, что производственная цепочка высокотехнологичного изделия может быть очень длинной и разветвленной, исчисляться сотнями элементов, должна быть установлена разумная глубина детализации, которая может определяться, например, долей от общей цены контракта
Несостоявшиеся процедуры закупок, по результатам которых государственные контракты не заключаются К основным причинам признания процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимися относятся отсутствие заявок участников закупок и отклонение комиссиями по осуществлению закупок всех поданных заявок В целях сокращения количества несостоявшихся процедур закупок МО РФ постоянно совершенствует подходы к формированию документации о закупке, особенно в части инструкции участникам закупки по заполнению заявок, однако это не всегда приводит к положительным результатам, следовательно, работу в этом направлении необходимо осуществлять более эффективно
Сложности в реализации банковского сопровождения ГОЗ Данное нововведение позволяет отслеживать всех исполнителей, задействованных в реализации государственного контракта, выявлять «фирмы-однодневки», ничего не производящих посредников, тем самым оптимизируя затраты, повышая ответственность исполнителей, снижая риски срывов и нарушений режима секретности; в тоже время есть необходимость открытия предприятиями огромного количества счетов; отмечается отсутствие развитой банковской инфраструктуры в стране Исполнение принципов банковского сопровождения ГОЗ возможно на высоком уровне кооперации исполнителей при поставке готовых изделий для сборочного уровня исполнения ГОЗ, но не на уровне изготовления самих комплектующих, требующих огромного ассортимента материалов в небольших количествах для их производства. Необходимо внести изменения в действующую редакцию Федерального закона «О государственном оборонном заказе», предусматривающие предприятиям ОПК возможность оперативного управления оборотными средствами при сохранении контроля за их движения по банковским счетам по идентификатору государственного контракта
Недостаточная эффективность механизмов государственно-частного партнерства при разработке новых образцов ВВСТ Технология производства продукции военного назначения в полной мере не интегрируется в общепромышленную; коммерциализация продукции отечественного ОПК не всегда возможна; государство предъявляет высокие требования к частным инвесторам Следует учитывать то обстоятельство, что частный сектор никогда не сможет заменить бюджетные расходы в военной сфере; использование механизма ГЧП не должно-носить массовый характер, его осуществление возможно, например, при производстве медицинской техники, в интересах гражданской авиации и судостроения
Окончание таблицы
Проблема Содержание и причины Возможные способы решения
Влияние санкций на выполнение ГОЗ Ограничения по продаже оборудования Министерству обороны России у зарубежных производителей существовали всегда, однако их масштаб в последние годы существенным образом возрос Для успешного выполнения программы импортозамещения необходима максимальная государственная поддержка предприятий промышленности, привлекающих к её выполнению собственные средств; целесообразно сократить долю рынка для некоторых иностранных компаний, которые составляют конкуренцию отечественным производителям, тем самым создав стимулы для импортозамещения; необходимо организовать производство всего того, в чём нуждается ОПК, на территории РФ и устранить зависимость от иностранных производителей
Незаконное расходование денежных средств, выделяемых на реализацию ГОЗ Преступлениями, характерными для совершения в сфере реализации ГОЗ являются, как правило, мошенничество, присвоение и растрата, незаконное предпринимательство, преднамеренное банкротство, злоупотребление полномочиями и др. Недостаточная результативность следствия по уголовным делам дан-ной категории обусловлена тем, что в первичных материалах не во всех случаях имеются акты ревизий и полный объём документов, необходимых для их проведения; конкретные сведения о финансировании организаций в рамках ГОЗ носят закрытый характер и не предоставляются в органы внутренних дел Анализ следственной и судебной практики свидетельствует о не всегда удовлетворительном качестве расследования преступлений, совершаемых в сфере ОПК. Качество же это находится в прямой зависимости от уровня криминалистического обеспечения самого процесса расследования, в том числе и от наличия научно обоснованных рекомендаций об организационных основах их раскрытия и расследования. Необходимо предусмотреть постоянное совершенствование механизма по возмещению причиненного государству материального ущерба, в том числе признания недействительными заведомо убыточных сделок совершенных предприятиями, реализующими ГОЗ
Разработано автором на основе анализа работ Курбанова А.Х., Князьнеделина P.A., Наружного В.Е., Плотникова В.А. [4, 9, 14, 16, 17], результатов собственных исследований [9, 25] и других источников [3, 8, 19, 26-28].
В то же время, трудно однозначно утверждать, что ВНК МО РФ сегодня способен в полном объеме научно обоснованно сформулировать свои требования к перспективным образцам ВВСТ и представить их предприятиям ОПК. В последнее время нередки примеры, когда тактико-технические задания на новые образцы разрабатывали сами предприятия и учреждения ОПК. Это означает, что они предлагали производство не той продукции, которая нужна, а той, что могут. Вряд ли такой подход можно считать эффективным.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1) отечественный ОПК в последние годы выходит из затяжного постперестроечного кризиса -разрабатываются и запускаются в серию новые образцы, растет экспорт российского оружия, совершенствуется технология их производства;
2) политика, проводимая государством в рамках ГОЗ, оказывает существенное влияние на развитие отечественного ОПК. При этом одним из наиболее актуальных направлений стратегического развития оборонных предприятий является диверсификация производства, с одной стороны, с целью увеличения объёмов выпуска продукциии улучшения финансового положения, а с другой - для снижения зависимости предприятий от ГОЗ [3]. Осуществить диверсификацию производства возможно с помощью выпуска продукции двойного назначения;
3) утверждать, что система ГОЗ полностью позволила предприятиям отечественного ОПК преодолеть последствия экономических потрясений последнего десятилетия и создать условия для их пол-
ноценного функционирования и развития несколько преждевременно. Это связано с комплексом проблемных вопросов, существующих в системе ГОЗ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анников A.B. Актуальные проблемы получения первичной информации о фактах хищения бюджетных средств при реализации государственного оборонного заказа // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 2 (39). С. 45-48.
2. Бабенков В.И., Вабенков A.B. Задачи и направления совершенствования интегрированной системы материально-технического обеспечения с применением современных логистических концепций // Вооружение и экономика. 2014. № 3 (28). С. 75-80.
3. Вровко П.М., Петрук Г.В. Стратегическое управление развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса с использованием двойных технологий ресурсного подхода // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 3 (45). С. 82-97.
4. Вахрушев Ю.М., Руденко А.Е., Курбанов А.Х. Методические основы выбора исполнителей заказов на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг в интересах военной организации страны // Экономика и предпринимательство. 2013. № 7. С. 342-345.
5. Викулов С.Ф. Экономика военного строительства: эволюция взглядов на проблемы, методы, решения. М.: Изд-во «Граница», 2013.
6. Голоеецкий В.Н. Совершенствование организационно-экономического механизма государственного регулирования производства военной продукции и размещения государственного оборонного заказа // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. № 2. Том 8.
7. Ежегодный статистический сборник за 2015 год. М.: Департамент экономического анализа и прогнозирования МО РФ. 141 с.
8. Карлик А.Е. Оборонная промышленность как драйвер российской экономики // «Форсайт Россия»: новое производство для новой экономики. Том 1. М.: ИНИР, Культурная революция, 2016. С. 69-83.
9. Князънеделин P.A., Смурое A.M. Проблемы организации эффективной системы управления государственными и корпоративными закупками // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2016. № 6. С. 37-42.
10. Козин М.Н. Квалиметрическая модель оценки полезности поставщика товаров и услуг // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3. С. 38-47.
11. Козин М.Н., Курбанов Т.Х., Сафиханов A.A. Алгоритм управления отношениями военного заказчика и гражданского транспортного оператора в интересах развития системы материально-технического обеспечения военных потребителей в Арктике // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. № 21. Т. 3.1. С. 170-176.
12. Котляров И.Д. Алгоритм отбора аутсорсеров по критерию способности обеспечить целевые значения показателей, описывающих передаваемый процесс // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 10. С. 50-54.
13. Котляров И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции / Пермский военный институт войск Национальной гвардии Российской Федерации. Пермь, 2016. С. 177-181.
14. Курбанов А.Х., Князънеделин P.A. Оценка и отбор исполнителей государственного заказа // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 9. С. 130-136.
15. Курбанов А.Х., Князънеделин P.A., Плотников В.А. Государственный заказ как инструмент промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе: теория и практика. СПб.: Копи-Р Групп, 2013. 240 с.
16. Курбанов А.Х., Наружный В.Е. Перспективы реализации программы импортозамещения в интересах обо-ронно-промышленного комплекса России в современных условиях // Проблемы современной экономики. 2015. №3. С. 72-77.
17. Курбанов А.Х., Наружный В.Е., Плотников В.А. Банковское сопровождение государственного оборонного заказа: специфика и особенности выполнения // Управленческое консультирование. 2015. № 10. С. 101-109.
18. Курбанов Т.Х. Факторный анализ эволюции логистики с учётом специфики её применения в военной сфере (на примере развития складской инфраструктуры) // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 49. С. 200-209.
19. Механик А., ХазбиевА. Кроме «Калашникова» // Эксперт. 2017. № 9. С. 13-19.
20. Постановление Правительства РФ от 11.08.1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации».
21. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 г. № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу».
22. Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23.08.2006 г. № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».
23. Приказ Минпромторга РФ от 5 февраля 2013 г. № 137 «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса».
24. Свининых Е.А. Отдельные вопросы правового регулирования закупок работ и услуг в целях материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации // Право в Вооружённых силах. 2017. № 1 (234). С. 92-97.
25. Смурое A.M., Целиковских A.A. Анализ системы государственного заказа ведущих зарубежных стран // Известия PAP АН. 2017. № 1. С. 41-46.
26. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29 июня 2015 г. № 159-ФЗ.
27. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ.
28. Янин С.А. О некоторых аспектах организации расследования преступлений в сфере исполнения государственного оборонного заказа и в оборонно-промышленном комплексе России // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4 (26). С. 65-67.