Научная статья на тему 'Экономическая модель оценки конкурентоспособности продукции военного назначения в течение гарантийного срока'

Экономическая модель оценки конкурентоспособности продукции военного назначения в течение гарантийного срока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SERVICE / DEFENSE PRODUCTS / LIFE CYCLE / GUARANTEE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старожук Евгений Александрович, Молоденков Дмитрий Александрович, Анкудинов Константин Александрович

Дан анализ показателей конкурентоспособности продукции военного назначения. Разработана модель формирования программы послепродажного сопровождения продукции военного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Старожук Евгений Александрович, Молоденков Дмитрий Александрович, Анкудинов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL MODEL FOR ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF MILITARY ASSIGNMENT PRODUCT DURING WARRANTLY PERIOD

The analysis of military assignment product’s quality indexes is given. A pattern of forming the program for after-sales escorting of military assignment product is developed.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель оценки конкурентоспособности продукции военного назначения в течение гарантийного срока»

УДК 005.591.43:338

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ТЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА

Е.А. Старожук, Д.А. Молоденков, К.А. Анкудинов

Дан анализ показателей конкурентоспособности продукции военного назначения. Разработана модель формирования программы послепродажного сопровождения продукции военного назначения.

Ключевые слова: конкурентоспособность продукции военного назначения, жизненный цикл, эффективность гарантийного обслуживания.

Общая проблема конкурентоспособности продукции предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) сводится, по сути, к двум более частным, но тесно взаимосвязанным проблемам [1-3]:

- к обеспечению качества (надежности, ремонтопригодности, сохраняемости и.т.д.) продукции военного назначения (ПВН), превосходящего качество продукции потенциальных конкурентов;

- к снижению стоимости жизненного цикла («цены потребления») СЖц (в том числе минимизации «затрат на владение» - затрат на послепродажных стадиях ЖЦ) изделий (1)

СЖЦ = ('и + (:УЧ + ССОЭ + СЭКСП + СТОиР + СУТИЛ =

тж , ч

= СИ+УЧ+Т,3; 1 + 0,0\Е '

1=1 , (1) где СИ - стоимость изделия, включающая цену продажи, затраты на транспортировку и развертывание на месте использования по назначению, СУЧ -затраты на обучение персонала (обслуживающего и ремонтного), включающие стоимость специального обучающего оборудования и учебнометодической документации, приведенные к одному изделию, Си+УЧ = Си + Суч ~ затраты на приобретение (уже включены в цену

продажи), СсОЭ - затраты на средства обслуживания и эксплуатации, включающие стоимость обслуживания элементов инфраструктуры - зданий, сооружений, коммуникаций, оборудования и т.д., приведенные к одному изделию, СЭКСП - затраты на эксплуатацию, включающие затраты на содержание персонала, энергоносители, расходные материалы, эксплуатационную документацию и т.д., СТОиР - затраты на техническое обслуживание и ремонты (ТОиР) всех видов, включающие затраты, связанные с использованием трудовых ресурсов, запасных частей, расходных материалов, энергоносителей, ремонтной документации и т.д., СУТИЛ - затраты на утилизацию изделия, включающие затраты на транспортировку, на трудовые

ресурсы, энергоносители и пр., за вычетом остаточной стоимости деталей и материалов, остающихся для последующего полезного использования,

31 - совокупные издержки функционирования изделия ВВТ в году эксплуатации t, руб.; Е - ставка дисконтирования, %; ТЖ - продолжительность жизненного цикла оборудования (включает фазы проектирования, производства, продажи, эксплуатации и ликвидации/утилизации), лет.

Отказы, вызывающие необходимость гарантийного обслуживания, носят вероятностный характер и соответственно исследование их влияния на затраты, связанные с послепродажным обслуживанием, позволяет определить долю затрат в виде будущих обязательств производителя ВВТ по устранению неисправностей продукции предприятий ОПК. Основной характеристикой в этом случае выступает вероятность безотказной работы (ВБР) техники, т.е. некоторого изделия, произведенного предприятием ОПК, P(t) в некоторый момент времени t, т.е. вероятность того, что в момент времени t изделие будет находиться в работоспособном состоянии.

Выбор научно обоснованного варианта обеспечения надежности ПВН исключает предъявление завышенных требований к безотказности комплектующих и, как следствие, увеличение затрат на программу производства и обслуживание изделий у потребителя.

В подавляющем большинстве случаев, для военной техники, ВБР хорошо аппроксимируется экспоненциальным законом

Р t = exp -Xt

где параметр X -интенсивность отказов изделия ВВТ, определяется, как правило, экспериментально и представляет собой величину, обратную среднему значению времени безотказной работы - Т [час] изделия.

При различных отношениях интенсивностей потоков отказов X 2/ X требуются различные дополнительные затраты на повышение безотказности оборудования, т.к. при этом меняются фактические значения роста стоимости комплектующих £ и затраты на повышение надежности оцениваемые величиной a/K, где К - величина учитывающая изменение интенсивности отказов, а - величина учитывающая изменение затрат на ремонт.

Стоимость изделия (в случае ремонтного предприятия это стоимость первичного ремонта) можно оценить по формуле

С = А-Ра 5

где параметр а > 0 связан с критерием влияния вложенных средств на безотказность изделия, А - параметр, характеризующий расходы при очень высокой ВБР Р.

Поскольку надежность изделия закладывается на этапе изготовления то стоимость повышения надежности на этом этапе равна Сизг = а\Ра , при а > 0, где а\ = const - параметр характеризующий, в общем случае,

нелинейный характер роста стоимости изделия по мере повышения его безотказности Р.

Оценка расходов при гарантийном обслуживании на этапе эксплуатации, проводится по формуле ( ¡ар = ВР - Р, где параметр Р > О связан с критерием влияния вложенных средств на безотказность изделия при помощи равенства Р = Р и характеризует снижение стоимости ремонта изделия по мере роста его безотказности, В - параметр, характеризующий расходы, при очень высокой ВБР.

В самом общем случае стоимость изделия С зависит от уровня его надежности Р(1:) и определяется выражением

у Р(ЭПТ = а+Р ——

1 _ , при ЭТОМ, 1 а ,

где Р0пт - оптимальное значение ВБР в интервале Рф < Ропт -1, где Рф -фактическое значение ВБР, которое не должно превышать допустимый уровень РдОП, b - параметр, характеризующий расходы на безотказность изделия в процессе его эксплуатации.

Таким образом, система показателей для оценки эффективности проведения послепродажного обслуживания изделий ВВТ, включает: P(t) Ъ >1

- ВБР; ъ - параметр, характеризующий рост стоимости комплектующих, с повышенными требованиями приемки, tr - время гарантийных обязательств предприятия-изготовителя, Ко - доля материально технического обеспечения (МТО) по отношению к стоимости изделия, a/K - стоимость повышения безотказности изделия, Qs - стоимость повышения безотказности, на программу производства и обслуживания изделий у потребителя,

Qs Р - суммарные затраты в течение гарантийного срока.

Стремление предприятия-изготовителя или ремонтного предприятия (РП) повысить ВБР изделия с фактического уровня Рф до оптимального уровня Ропт обеспечивает минимум затрат Qs-Qsmin на программу производства и обслуживания изделий у потребителя. Затраты на повышение безотказности изделия в конечном итоге с учетом сокращения объема обслуживания отказавших у потребителя изделий окупаются экономией общих затрат в размере

а ß

где ( 'Xmin й]

Г ¿р^ a+ß + b Гьр>|

ка\а;

a+ß

Если же отказаться от затрат средств на повышение безотказности изделий, то фактические затраты будут превышать минимальные ф > С^ min

Особенностью формирования программы послепродажного технического обслуживания (ППТО) ПВН является то, что единственной альтернативой замене отказавшего изделия новым в обслуживании потребителя является гарантийный ремонт отказавших у потребителя изделий.

Общие или суммарные затраты на изготовления и эксплуатацию ПВН составят (2)

('l = СИЗГ + СТОиР = СИЗГ + С3+СД £2)

где СиЗГ, СтОир - стоимости изготовления и ремонта отказавших у по-

требителя изделий соответственно, Сз - заработная плата ремонтников

~ Сд

изделий; Д - стоимость запасных деталей.

Задачу выбора рациональной программы производства и обслуживания изделий у потребителя можно сформулировать следующим образом:

^ min РПОП — Р t — Р(1ПТ п

, при ограничении дип Ulil . Данная модель со-

знательно ограничена указанными слагаемыми, поскольку дополнительные слагаемые, такие как Сс°Э , Сушл: и т.д., изменят лишь количественную сторону решения, но не отразятся на качественной его стороне.

Изначально предполагается, что один и тот же уровень безотказности ПВН может быть достигнут дублированием отдельных устройств ВВТ или путем повышения безотказности нерезервированного устройства без его дублирования. Результат сравнения общих расходов зависит от стоимости повышения безотказности изделия и от начального уровня его ВБР.

В модели формирования программы послепродажного обслуживания изделий ВВТ (рисунок) особую роль приобретает ремонт ВВТ, качество и глубина которого, а, следовательно, и стоимость, могут определяться самим эксплуатационным предприятием-заказчиком.

В этой модели, для управления конкурентоспособностью ПВН, введены три контура (системы) управления: СМК - система менеджмента качества, СМР - система менеджмента ресурсов, ИЛП - информационнологистическая поддержка.

Общим ядром этих контуров является процесс создания ПВН оцениваемый показателем качества ПВН - Q, который определяется надежно-P t

стью или , ремонтопригодностью, сохраняемостью и показателем затрат L 5 который определяет ИЛИ ^.

Поиск путей повышения безотказности изделия с минимально возможными затратами предстает в виде решающего фактора, обеспечиваю-

щего не только снижение общих затрат на программу создания и обслуживания изделий, но и на возможность работы по оптимальной экономической программе с минимумом затрат при достаточно высоких значениях уровня безотказности изделий.

В модели эта функция отображена в блоке согласования надежности ПВН и затрат на ее послепродажное обслуживание.

Модель формирования программы послепродажного обслуживания ПВН

Поскольку с ростом времени эксплуатации число отказавших изделий п I растет, то вероятность безотказной работы р t = N-п t /N

со временем уменьшается. Предприятие ОПК, отвоевывая конкурентоспособность своих изделий на рынке, стремится к повышению безотказной их работы, что влечет за собой увеличение затрат. Поиск путей повышения безотказности изделий с минимальными затратами средств - изначальное и главное звено в программе производства и реализации продукции. Категория безотказности изделий является единственной категорией оценки риска предприятия-изготовителя на рынке при выдаче гарантий на свою продукцию.

Поскольку, время выступает в экономических моделях в роли гарантийного срока tr, выдаваемого предприятием, могут быть проведены

P t t

оценки величины Г для любых значений гарантийных сроков ‘Г и

принято решение исходя из требований рынка и стоимости ремонта или замены изделий, которые могут отказать. Эти оценки формируются в блоке оптимизации периода гарантийного обслуживания ПВН.

Оценка суммарных затрат на изготовление и эксплуатацию обору-

С Р

дования - должен предшествовать анализ путей повышения безотказной работы конкретного изделия с учетом особенностей его эксплуатации и схемно-технических решений. При этом, безусловно предпочтение отдается методам и средствам, обеспечивающим минимальные затраты на повышение безотказности работы изделия, что соответствует минимуму

С Р

суммарных затрат 1 в течение гарантийного срока. Такие оценки формируются в блоках расчета экономических затрат на гарантийное обслуживание и затрат на применение образца ВВТ, при выборе оптимального уровня его надежности.

При повышении гарантийного срока и повышении уровня ВБР ПВН, вступают в силу две конкурирующие стороны: расходы на повышение безотказности и связанное с этим снижение расходов на обслуживание у потребителя отказавших изделий, которые в совокупности приводят к оптимальной процедуре, предполагающей снижение общих суммарных затрат предприятия-изготовителя.

Снижение затрат на повышение безотказной работы ПВН в послепродажный период, не только снижает расходы средств предприятия-изготовителя по оптимальной стоимостной программе, но и обеспечивает ему возможность работы по этой программе, так как при низкой стоимости

P

повышения безотказной работы изделий величина оПТ, как правило, оказывается в области недопустимо низких значений, что означает значительный процент выхода из строя изделий у потребителей.

При формировании программы послепродажного обслуживания ПВН основным объектом управления являются процессы эксплуатации, ТОиР, а также процессы создания ПВН, связанные с обеспечением ее надежности, ремонтопригодности и эксплуатационной технологичности.

Поэтому методика формирования экономически обоснованной программы послепродажного обслуживания изделия ВВТ (рисунок) включает следующие взаимосвязанные этапы.

1 этап - определение ограничений на согласование заданного уровня надежности изделия ВВТ и необходимого уровня затрат производителя через систему показателей для оценки эффективности проведения послепродажного обслуживания изделий ВВТ по критерию

С <С <С

£ — ^ПРОД ~ ^РЫН

С С

где спрод - средняя цена продажи продукции ОПК, Срын - средняя стоимость продукции ОПК на рынке;

2 этап - оценка экономического риска при выдаче гарантий на

ПВН;

3 этап - анализ и определение зависимости гарантии на отремонтированную ПВН, от числа возможных ее отказов, за установленное время;

4 этап - определение путей повышения надежности изделий ВВТ с учетом эксплуатационных и схемно-технических особенностей:

4.1. выбор главных факторов, влияющих на конкурентоспособность продукции предприятий ОПК, показывающих, как вложенные средства влияют на безотказность изделия и обоснование критерия, по которому можно сравнивать вводимые в производство новые технологии и выбирать пути повышения безотказности изделий, обеспечивающих, максимальное значение критерия для оценки эффективности создания продукции;

4.2. обоснование путей максимизации ВБР при оптимальном значении суммарных затрат;

5 этап - оптимизация периода гарантийного обслуживания ПВН;

6 этап - оценка экономии затрат в процессе эксплуатации ВВТ (боевого применения) за счет обеспечения требуемого уровня надежности.

На этом этапе методика позволяет проводить расчет минимального

С С

значения суммарных затрат на производство П, эксплуатацию э и применение образца ВВТ, соответствующего оптимальному значению надежности Р(ОПТ ^ .

Список литературы

1. Е.А. Старожук, Д.А. Молоденков, Е.З. Тужиков. Методики формирования конструкции изделий ВВТ и расчета стоимости производства с учетом затрат на гарантийное обслуживание // Стратегическая стабильность. 2013. № 3 (64). С. 28-34.

2. Е.А. Старожук, Р.Н. Акиншин, Е.З. Тужиков. Обоснование системы показателей, характеризующих конкурентоспособность образцов ВВТ // Стратегическая стабильность. 2013. №3 (64). С. 22-28.

3. Ю.И. Мамон, Д.А. Молоденков, А.С. Хаустов. Управление системой менеджмента качества оборонно-промышленного комплекса России // V международная научно-практическая конференция «Эффективное государственное управление как необходимое условие гармоничного социо-эколого-экономического развития России». 2012. Тульский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». С. 106-122.

Старожук Евгений Александрович, канд. экон. наук, проректор по экономике и инновациям, Россия, г. Москва, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,

Молоденков Дмитрий Александрович, аспирант, Россия, г. Москва, Московский институт управления и права,

Анкудинов Константин Александрович, д-р техн. наук, доцент, доцент кафедры, Россия, г. Тула, Тульский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ECONOMICAL MODEL FOR ESTIMATION OF COMPETITIVENESS OF MILITARY ASSIGNMENT PRODUCT DURING WARRANTLY PERIOD

E.A. Starozhuk, D.A. Molodenkov, K.A. Ankudinov

The analysis of military assignment product’s quality indexes is given. A pattern of forming the program for after-sales escorting of military assignment product is developed.

Key words: service, defense products, life cycle, guarantee maintenance.

Starozhuk Evgeny Alexandrovich, candidate of economic Sciences, Vice-rector for economy and innovation, Russia, Moscow, Moscow state technical University University them. AD Bauman,

Molodenkov Dmitry Aleksandrovich, post-graduate student, Russia, Moscow, Mos-cow-Russian Institute of management and law,

Ankudinov Konstantin Aleksandrovich, doctor of technical Sciences, associate Professor, associate Professor of Department, Russia, Tula, Tula branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.