Научная статья на тему 'Формирование программы послепродажного обслуживания продукции военного назначения'

Формирование программы послепродажного обслуживания продукции военного назначения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1255
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / SERVICE / DEFENCE PRODUCTS / LIFE CYCLE / GUARANTEE MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акиншин Руслан Николаевич, Молоденков Дмитрий Александрович, Анкудинов Константин Александрович

Дан анализ процесса формирования программы послепродажного обслуживания продукции военного назначения. Разработана методика прогноза уровня исправности парка вооружения и военной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акиншин Руслан Николаевич, Молоденков Дмитрий Александрович, Анкудинов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF DEFENCE PRODUCT AFTER-SALE SERVICE PROGRAM RN

The analysis of defence product after-sale service program formation is given. The methods for forecasting a good working order level of arms and military equipment park are worked out.

Текст научной работы на тему «Формирование программы послепродажного обслуживания продукции военного назначения»

УДК 005.591.43:338

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Р.Н. Акиншин, Д.А. Молоденков, К.А. Анкудинов

Дан анализ процесса формирования программы послепродажного обслуживания продукции военного назначения. Разработана методика прогноза уровня исправности парка вооружения и военной техники.

Ключевые слова. Конкурентоспособность продукции военного назначения, жизненный цикл, эффективность гарантийного обслуживания.

В основу формирования эффективной сервисной системы технического обслуживания и ремонта (ТОиР) продукции военного назначения (ПВН) положен кластерный принцип [1-3].

В состав каждого кластера входит группа предприятий и организаций функционально обеспечивающих управление жизненного цикла вооружения и военной техники (ЖЦ ВВТ):

- интегрированное серийное конструкторское бюро (КБ) завода-из-готовителя, как держатель всего пакета конструкторской, технологической, ремонтной и эксплуатационной документации по номенклатуре продукции завода (структурное подразделение);

- серийный завод-изготовитель, работающий на производство и реализацию ВВТ, обеспечение соответствия типовой конструкции серийных экземпляров на ЖЦ;

- головной центр ТОиР завода-изготовителя, работающий как интегрированная «ведущая» организация по предоставлению эксплуатантам сервисных услуг по ТОиР по обеспечению исправности и соответствия типовой конструкции выпущенной заводом военной техники, находящейся на гарантийном и послегарантийном этапах эксплуатации;

- головной склад материально-технических изделий завода-изготовителя по обеспечению ТМЦ завода-изготовителя и головного центра ТОиР;

- головной центр по подготовке персонала производственных кластеров и эксплуатантов в системе «производство - эксплуатация» изделий по номенклатуре военной техники завода-изготовителя;

- полигонный комплекс.

Послепродажное техническое обслуживание (ППТО) продукции военного назначения (ПВН) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на поддержание вооружения и военной техники в работоспособном и исправном состоянии в течение всего срока эксплуатации.

Перечень мероприятий формируется в соответствии с эксплуатационной и ремонтно-технической документацией конкретного образца, разработанной организацией-разработчиком и производителем ПВН, и информации

от эксплуатантов о техническом состоянии техники и потребности в материально-технических средствах для ремонта и восстановления образцов ПВН и их подсистем.

Функции военно-технического сопровождения ППТО возлагаются на государственного посредника, а также, в части касающейся, на Минобороны России и ряд предприятий промышленности, получивших в установленном порядке право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении ПВН.

Основными направлениями деятельности уполномоченных организаций по послепродажному техническому обслуживанию являются: гарантийное послепродажное техническое обслуживание; послегарантийное техническое обслуживание, ремонт и восстановление образцов ПВН и их подсистем; модернизация ранее поставленной ПВН; доработка ПВН по бюллетеням поставщика; поставки ЗИП, комплектующих изделий и расходных материалов, технологического оборудования и документации; продление ресурсов и сроков эксплуатации образцов ПВН и их основных агрегатов; организация обучения, подготовки и переподготовки эксплуатирующего и инженерно-технического персонала заказчика.

Организационный механизм взаимоотношений между производителем и ремонтными структурами при гарантийном сопровождении ВВТ определяется как стратегический инструмент управления отношениями с потребителями продукции ОПК, интегрированный в продукцию в виде комплекса услуг, связанных с проектированием, производством, сбытом и способами экономически выгодного использования в течение гарантийного срока, диктуемого интересами потребителя.

При этом основными мерами в области совершенствования технической эксплуатации и послепродажного сопровождения ВВТ являются:

- перевод ПВН на преимущественное обслуживание и ремонт по техническому состоянию;

- повышение качества технического обслуживания и ремонта ПВН на основе совершенствования систем сертификации предприятий, осуществляющих эти работы, и лицензирование их деятельности;

- реструктуризация ремонтной сети страны, обеспечение рациональной загрузки производственных мощностей серийных заводов и специализированных ремонтных предприятий;

- совершенствование системы формирования заказов и поставок запасных частей;

- унификации средств обслуживания техники гражданского и военного назначения».

Необходимо создание сервисной системы технического обслуживания и ремонта оборонной промышленности по кластерному типу:

- при конструкторских бюро - базовые центры ТОиР;

- при заводах-изготовителях - головные центры ТОиР, которые приняли на себя роль «ведущих» ремонтных заводов.

Сформировать прямые, без посредников, отношения между эксплуатантами и заводами-изготовителями и их головными сервисными Центрами ТОиР за пределами гарантийных ресурсов.

В основу формирования эффективной сервисной системы ТОиР оборонной промышленности должен быть положен кластерный принцип.

Необходимо продолжить создание на базе имущественного комплекса оборонной промышленности системы территориальных научно-производственных кластеров, функционально и технологически обеспечивающих реализацию ответственности ОПК перед заказчиком, в части разработки, производства, испытаний, ремонта и утилизации ВВТ на ЖЦ на принципах «ОДНОГО ОКНА».

Функциональными задачами, решаемых головным сервисным центром ТОиР оборонной промышленности (сервисный центр ТОиР серийного завода) являются:

- управление надёжностью, исправностью, модернизацией, соответствием типовой конструкции ВВТ завода изготовителя на гарантийном и послегарантийном периоде эксплуатации (производство, ремонт, модернизация, испытания, техническое обслуживание, утилизация);

- выполнение работ по обеспечению соответствия ВВТ типовой конструкции;

- организация взаимодействия с головным разработчиком по вопросам технической эксплуатации и авторского сопровождения выпускаемой военной техники;

- участие в управлении интегрированными информационными ресурсами информационных центров ОКБ и информационного центра серийного завода по функциональному блоку головного сервисного центра ТОиР серийного завода по номенклатуре ВВТ завода, находящихся в производстве и эксплуатации;

- организация материально-технического обеспечения сервисного ТОиР ВВТ выпуска завода, (в т.ч. ремонтно-монтажным инструментом и спецоборудованием) в гарантийный и послегарантийный периоды;

- работа с заводами-изготовителями комплектующих изделий по вопросам обеспечения соответствия комплектующих изделий (КИ) типовой конструкции, организации ремонта КИ, в т.ч. досрочно снятых КИ, обеспечения кондиционными КИ, управления надёжностью, безопасностью и ресурсами КИ на ВВТ выпуска завода- изготовителя;

- поддержание постоянного контакта с эксплуатантами с целью сбора, учёта, анализа данных по эксплуатации ВВТ;

- формирование рекомендаций в отношении сроков и объемов периодических и контрольно-восстановительных работ по техническому обслуживанию и ремонту, проводимых в технических центрах «Оборонсервиса» и Региональных сервисных центрах TОиP;

- планирование, организация и выполнение КБР и ремонта в условиях головного сервисного центра по мере отработки межремонтных (меж-этапных) ресурсов BBT выпуска завода с выполнением доработок и установкой КИ с ресурсами, достаточными для эксплуатации BBT для отработки очередного межремонтного ресурса;

- планирование и организация выполнения периодических форм регламентного обслуживания на региональных сервисных центрах TОиP;

- проведение работ совместно с эксплуатантами по планированию, организации и осуществлению оперативных видов технического обслуживания;

- создание сети региональных сервисных центров технического обслуживания и ремонта (ГОиР) по выпускаемой заводом номенклатуре BBT с организацией системы контроля за наличием у региональных сервисных центров лицензий, сертификатов, лицензионных договоров и иных разрешительных документов на права ремонта и технического обслуживания, пользования лицензионной документацией;

- организация работ по обучению персонала.

По мере роста объёмов выпуска отечественной военной техники предусматривалась модернизация и введение в контур обеспечения исправности BBT ремонтных заводов и формирование на их базе широкопрофильных региональных сервисных центров TОиP оборонной промышленности для BBT.

Для гарантированного обеспечения исправности парка BBT целесообразно создание в рамках вертикально-интегрированных структур единой системы управления исправностью на всём жизненном цикле военной техники, повышение фондоотдачи основных фондов, и повышение эффективности вложения средств по Гособоронзаказу.

B Минпромторге России вопросы создания эффективных сервисных систем TОиP, позволят сформировать эффективную низкозатратную сервисную систему TОиP и перейти на схему продаж радиолокационной техники «товар + услуга по исправности военной техники на жизненном цикле от изготовителя с роялти (периодическая компенсация, как правило, денежная, за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и других видов собственности, при производстве которых как раз и использовались данные патенты) разработчику на гарантийном и послегарантийном периодах эксплуатации».

Завод-изготовитель BBT несёт ответственность за соответствие серийного образца типовой конструкции, включая комплектующие изделия, на жизненном цикле.

Проблема лежит в контуре государственного регулирования оборонной промышленности Минпромторгом России в части обеспечения разработчиком и изготовителем безопасной и экономичной эксплуатации радиолокационной техники за пределами гарантийных ресурсов.

Для обеспечения единого подхода к организации и повышению эффективности ППТО ПВН целесообразна разработка программы послепродажного обслуживания, взаимоувязанной между заинтересованными предприятиями промышленности и согласованной с другими участниками программы, которая может включать шесть разделов:

I. Цели программы.

II. Участники программы и решаемые задачи.

III. Состояние рынка ПВН предприятия.

IV. Средства обеспечения ППТО на территории заказчика.

V. Организация оперативной поставки заказчикам запасных частей и комплектующих изделий.

VI. Основные мероприятия программы.

Типовая программа разрабатывается на долгосрочный период (как правило, 10 лет), который определяется, прежде всего, сроком эксплуатации (жизненного цикла) образцов ПВН на территории заказчика.

Этап формализации управленческих решений ППО, имеющих характер предметно-ориентированных управленческих стратегий, требует первоначальной локализации соответствующих управленческих задач. Такую локализацию целесообразно проводить в разрезе разграничителей стратегии, в том числе видов ППО, субъектов ППО, условий договоров поставок и используемых для их описания характеристик. Ограничимся общим представлением стратегии ППО в разрезе видов обслуживания и соответствующих им субстратегий, в результате чего стратегическое управленческое решение

- маркетинговая стратегия для /-ого временного сечения (дискретного момента времени) - облекается в форму итогового вектора вида:

Параметры управления зададим обобщенно вектором Ь (*), Уt е{^*2,...,Т}

Обозначенное множество показателей обусловливает первую подсистему ограничений, транслирующих недопустимые состояния объекта управления, определенные на этапе содержательной постановки управленческой задачи:

А (% *)-*2^.^ *Т }•

^2(%*)-МУ* G{tbt2,...,Т}•

$ (*)- е{*ь Ь^.^ *т }

R3 (t) -0;Vt е{ьt2,—>tT} где М - максимально допустимый уровень стоимости владения ВВТ для заказчика.

Аналогичным образом требует формализации вторая подсистема ограничений, накладываемых собственно на саму стратегию, и вытекающих из недопустимых управленческих воздействий, определенных на этапе содержательной постановки управленческой задачи

SM (0е $М0П (0, Vt e{tb *2,-, tT },

S Д0П (t)

где M ' ' - область(множество) допустимых стратегий.

В качестве базового индикатора принадлежности стратегии S Д0П (t)

М ' ' к области допустимых маркетинговых стратегий может быть принят коэффициент готовности K2 (t), который определяется как для единицы ВВТ, так и для всего парка ВВТ данного вида [5], и который должен быть

K2 min (t)

не меньше заданного заказчиком уровня 2min v >, при этом в зависимости от принятой расчетной модели, под готовностью ВВТ понимается: конструктивная готовность, определяемая как отношение пробега ВВТ к сумме пробега ВВТ и продолжительности нахождения ВВТ на неплановом обслуживании; достижимая готовность, определяемая как отношение пробега ВВТ к сумме пробега и продолжительности нахождения ВВТ на техническом обслуживании (ТО) за рассматриваемое время ее эксплуатации; эксплуатационная готовность, определяемая как отношение суммы пробега ВВТ и продолжительности простоя ВВТ в готовом к эксплуатации состоянии к сумме пробега ВВТ и продолжительности нахождения ВВТ на ТО и в ожидании ТО из-за организационных причин.

Множество критериев эффективности разумно отождествить с множеством показателей состояния, в результате чего управленческая задача формализуется в виде:

R1 {*0’t,L(t)}^max Vte{ti,t2,...,tT}.

SM (t) Vt e{t1,t2,-,T} •

R2L(t)}^min Vt Е{ьt2,...,*T} •

, •>

SMW Vt e{t1,t2,-,tT} •

Rn{t,L(t)}^max Vtt2,...,tT}•

, •>

SM (t) Vt e{t1,t2,-,T} •

>3

R3 ^,L(t)}^max Vtt2,...,T}•

SM (* ) Vt е {t1? *T }

, ,

при условии того, что:

R1{t0,t,Lс*)}-0 Vte{t1,t2,...,tT} •

, •>

R2 {*0,*,L(*)} - M Vt е{*1»t2,•••,T} •

, •>

R3n{*,L (t)} > 0 Vt е {*1 t2,—,tT} •

, •>

r3 {*,L (*)}> 0 Vt е{*1,*2,...,T} •

, •>

SM (t)e SM0n(t) Vt G{t1,t2,...,tT}

Необходимым условием разрешимости формализованной управленческой задачи является реализация следующих действий: замена значений критериев эффективности их математическими ожиданиями; скаляризация задачи векторной оптимизации посредством перевода всех компонент критерия за исключением одной в ограничения.

С учетом проведенной ранее декомпозиции управленческой задачи в

R

качестве такого критерия правомерно рассматривать показатель 1 либо показатель R, при этом ограничиваясь предположением о приоритетности целей поставщика, остановимся на первом варианте:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R1 {to,t,L(t)} ^max Vt е {*1,*2,...,tT} .

, •>

SM (*) Vt e{t1,*2,...,T} •

R1 {*o,*,L(*)}- 0 Vt е {tl,h^.^*t} •

, •>

r2 {*o,t,L (*)}< M Vt е{*1,*2,...,*т} •

, •>

Rn ^,L(t)}>0 Vtе{*1t2,...,tT}•

, •>

R3{t, L (t )}> 0 Vt е{t1, t2,..., T } •

, •>

SM (*)е SM0n (*), Vt e{t1, t2,...,tT }.

Реализация программных мероприятий по закупке и ремонту ВВТ требует определенных затрат финансовых и материальных ресурсов.

Эти затраты включают в себя:

- стоимость закупки устаревших и современных образцов ВВТ с учетом их морального и физического износа, а также ценовой инфляции Сз (t) •

- стоимость эксплуатации ВВТ в войсках, включая затраты на их содержание, проведение контрольно-технических смотров и проверок, регламентных работ

сэ •

- стоимость ремонта образцов ВВТ Ср ().

Исходя из теории и практики технико-экономического анализа ВВТ [4, 5], примем следующие допущения относительно технико-экономических параметров ВВТ:

- годовая стоимость эксплуатации образцов ВВТ остается неизмен-

~ С = const

ной в пределах программного периода Э ;

С (г)

- текущая стоимость образца

пропорциональна остатку ре-

сурса

С (г, t ) = С3

Л

1

г

гТР У

= С

1

tCC

где tcc - установленный срок службы ВВТ, Гтр - пределы установленного

гТР

г ■

■t

технического ресурса, Сс ;

- инфляционные изменения цен учитываются дефлятором

d (t ) = (1 + E )t

где E - нормативный уровень годовой инфляции.

О

I-

.0

I—

U

О

§

X

о

I—

U

о;

го

ш

U

о

Продолжительность программного периода

Динамика относительных затрат на техническое обеспечение парка ВВТ по годам программного периода

С учетом этих допущений стоимость технического обеспечения парка ВВТ в ходе реализации программных мероприятий определяется выражением

Сто (T )=Z(i + E )t =

t=i

= Сз!

+ Ni(t)(i - Kui(t))СР1 + CЭ1 + СЗ2 +N2 (t) (1 - KU 2 (t) )СР 2 + СЭ2 t = 1, T

гСС 2

N2 (t)

+

Здесь toC1 - средний остаток срока службы устаревших образцов ВВТ на начало программного периода.

На рисунке показан график изменения затрат на техническое обеспечение парка ВВТ по годам программного периода с учетом инфляции при следующих исходных данных:

С32 = 2,5 СР2 = о,з СР2 = 0,i

С

З1

С

З1

С

З 2

E = 6%

Предлагаемая методика позволяет получать прогнозные оценки уровня исправности парка ВВТ, степени его обновления современными образцами, а также потребные затраты на техническое обеспечение парка ВВТ по годам программного периода.

i

Список литературы

1. Е.А. Старожук, Д.А. Молоденков, Е.З. Тужиков. Методики формирования конструкции изделий ВВТ и расчета стоимости производства с учетом затрат на гарантийное обслуживание // Стратегическая стабильность. 2013. № 3 (64). С. 28-34.

2. Е.А. Старожук, Р.Н. Акиншин, Е.З. Тужиков. Обоснование системы показателей, характеризующих конкурентоспособность образцов ВВТ // Стратегическая стабильность. 2013. №3 (64). С. 22-28.

3. Байхельт Ф., Франкен П. Надежность и техническое обслуживание. Математический подход / Перевод с немецкого. М.: Радио и связь, 1988.

4. Дедков В.К., Северцев Н.А. Основные вопросы эксплуатации сложных систем. М.: Высшая школа, 1976.

5. Буренок В.М., Косенко А.А., Лавринов Г.А. Техническое оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации: организационные, экономические и методологические аспекты. М.: Издательский дом «Граница», 2007.

Акиншин Руслан Николаевич, д.т.н., профессор кафедры, Россия, г. Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации.

Молоденков Дмитрий Александрович, аспирант, Россия, г. Москва, Московский институт управления и права.

Анкудинов Константин Александрович, д.т.н., доцент, доцент кафедры, Россия, г. Тула, Тульский филиал Финансового университета при Правительстве РФ.

FORMATION OF DEFENCE PRODUCT AFTER-SALE SERVICE PROGRAM R.N. Akinshin, D.A. Molodenkov, K.A. Ankudinov

The analysis of defence product after-sale service program formation is given. The methods for forecasting a good working order level of arms and military equipment park are worked out.

Key words: service, defence products, life cycle, guarantee maintenance.

Akinshin Ruslan Nikolaevich, doctor of technical Sciences, Professor of the Department, Russia, Moscow, Moscow state technical University of civil aviation.

Molodenkov Dmitry Aleksandrovich, post-graduate student, Russia, Moscow, Mos-cow-Russian Institute of management and law.

Ankudinov Konstantin Aleksandrovich, doctor of technical Sciences, associate Professor, associate Professor of Department, Russia, Tula, Tula branch of the Finance Academy under the Government of the Russian Federation.

УДК [331.101+338.4]:005.336.3

КАЧЕСТВО ТРУДА КАК ОСНОВА СОЗДАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Г.М. Тарасова

Статья посвящена вопросам взаимосвязи качества труда и качества продукции. Рассматриваются признаки качества труда и факторы его формирующие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: качество труда, качество продукции, сложность труда, отношение работников к труду.

Проблема повышения качества является одной из важнейших задач развития экономики любой страны. Высокая конкурентоспособность продукции и, зависящая от её качества, расширяет рынки сбыта, приносит предприятиям прибыль и ведет к росту производителей.

Как выражение степени развития потребительной стоимости, качество конкретной продукции зависит от качества того труда, который непосредственно создает эту продукцию. Оно зависит от качества средств и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.