Научная статья на тему 'Эксплуатация авиатехники по состоянию технологии разработки и внедрения'

Эксплуатация авиатехники по состоянию технологии разработки и внедрения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
186
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Далецкий Станислав Владимирович, Далецкий Евгений Станиславович

Рассмотрены маршрутные технологии организации и внедрения работ по разработке и внедрению методов эксплуатации по техническому состоянию изделий авиатехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTENANCE OF AERONAUTICAL PRODUCT IN ACORDANCE WITH CONDITION. TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION

Consideration of "rout technologies" developing and implementation methods for aeronautical products maintenance "in accordance with condition".

Текст научной работы на тему «Эксплуатация авиатехники по состоянию технологии разработки и внедрения»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика и прочность, поддержание летной годности ВС

УДК 629.7.017.083.2

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАТЕХНИКИ ПО СОСТОЯНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ

С.В. ДАЛЕЦКИЙ, С.С. ДАЛЕЦКИЙ

Рассмотрены маршрутные технологии организации и внедрения работ по разработке и внедрению методов эксплуатации по техническому состоянию изделий авиатехники.

Технологии эксплуатации АТ по техническому состоянию определяют порядок обоснования, внедрения и организации работ по переводу АТ на ТЭС.

Новые типы ВС и большинство их КИ должны эксплуатироваться по техническому состоянию с разработкой соответствующей доказательной документации, обосновывающей безотказность и эффективность применения методов ТЭС к элементам конструкции ВС и КИ.

Работы по обеспечению ТЭС агрегатов и конструкции новых типов ВС, их систем и КИ выполняются Разработчиком ВС и Разработчиками КИ в соответствии с этапами и сроками разработки и испытаний ВС с использованием методик ГосНИИ ГА, ЛИИ и ЦАГИ, допущенных к применению в установленном порядке.

Для обоснования методов ТЭС для типа ВС, его систем, изделий и оборудования, а также для обоснования состава работ по ТОиР для типа ВС в целом, Разработчиком ВС в соответствии с требованиями действующих документов выполняется комплекс работ, в том числе:

а) расчетное и экспериментальное определение долговечности конструкции ВС;

б) анализ надежности и отказобезопасности функциональных систем и конструкции ВС;

в) оценка контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности конструкции ВС, его систем и оборудования;

г) формирование Минимального перечня оборудования для типа ВС, обеспечивающего полеты ВС этого типа с отдельными допустимыми отказами (Типового минимального перечня оборудования - ММЕЬ);

д) формирование перечня изделий и элементов конструкции ВС с указанием методов их эксплуатации;

е) формирование перечня применяемых средств контроля.

Результаты работ оформляются в виде технического акта, являющегося составной частью Заключения об установлении начального назначенного ресурса ВС, если такой ресурс устанавливается (в этом случае аналогичные работы должны проводиться и при очередных увеличениях назначенного ресурса ВС).

Внедрение ТЭС для серийных КИ с отменой установленных им ресурсов при их применении на вновь разрабатываемом типе ВС производится бюллетенями на основании Решения Разработчика ВС. Если бюллетень не оформляется, то перевод комплектующих изделий на ТЭС производится Решением специально уполномоченного государственного органа в области гражданской авиации (Государственного органа управления воздушного транспорта - далее по тексту ГОУ ВТ), подготавливаемым Разработчиком ВС, ГосНИИ ГА и ЛИИ (при выборе метода ТЭП для комплектующего изделия данное Решение может, по усмотрению Разработчика ВС, согласовываться и с Разработчиком комплектующего изделия). Оформление Решений и бюллетеней производится в соответствии с действующими правилами. В формуляры и паспорта комплектующих изделий вносится запись "Изделие эксплуатируется по техническому состоянию. Ресурсы (указать какие именно) отменены. Основание - бюллетень (Решение) № ....".

Прекращение эксплуатации серийных КИ по техническому состоянию с установлением им соответствующих ресурсов (сроков службы) производится бюллетенями или Решениями ГОУ ВТ в указанном выше порядке.

Работы по переводу КИ на ТЭС для типов ВС, уже находящихся в эксплуатации, выполняются Разработчиком ВС с участием, при необходимости, Разработчиков и Изготовителей КИ, НИИ гражданской авиации и авиационной промышленности в соответствии с Решением, согласованным с участниками работ и утвержденным Разработчиком ВС и ГОУ ВТ.

Решение определяет ответственного исполнителя, соисполнителей, организацию и сроки выполнения работ, источники финансирования, а также порядок формирования и распределения полученных в результате внедрения методов ТЭС для КИ средств между участниками работ.

Конкретное распределение работ по внедрению методов ТЭС для КИ на эксплуатируемом типе ВС устанавливается ответственным исполнителем по согласованию с соисполнителями при заключении договоров на выполнение работ.

Для обоснования возможности и целесообразности перевода КИ на ТЭС для эксплуатируемых типов ВС на ТЭС выполняется комплекс работ с разработкой: изменений эксплуатационной (ремонтной) документации;

перечня агрегатов и КИ с указанием методов их эксплуатации, значениями контролируемых параметров и контрольных уровней надежности;

рекомендаций по корректировке состава средств контроля при ТОиР АТ; заключения о целесообразности и порядке перевода агрегатов ВС и КИ на ТЭС.

При наличии для рассматриваемого типа ВС назначенных ресурсов (сроков службы) результаты работ оформляют в виде технического акта, являющегося составной частью Заключения об очередном увеличении назначенного ресурса ВС. В случае принятия Решения о целесообразности перевода КИ на ТЭС в промежутке между плановыми сроками увеличения назначенного ресурса типа ВС, а также при индивидуальном увеличении назначенного ресурса ВС в целом, такой перевод КИ на ТЭС рассматривается как изменение условий отработки назначенного ресурса, оформляемое самостоятельным Заключением, в соответствии с указанными выше положениями. Если решение о переводе на ТЭС не касается конструкции планера, шасси, систем штурвального управления и изменения конфигурации, то документ о переводе на ТЭС оформляется самостоятельным Заключением, утверждаемым Разработчиком ВС и ГОУ ВТ при согласовании с участниками работ.

Эксплуатация ВС в целом при эксплуатации комплектующих изделий по ТЭС производится в соответствии с требованиями эксплуатационной (ремонтной) документации ВС, доработанной согласно выполненным обоснованиям, утвержденной, введенной в действие и поставляемой Эксплуатанту в установленном порядке.

ТЭС для КИ и элементов конструкции новых типов ВС обеспечивается согласованными взаимными (в том числе гарантийными) обязательствами лица, осуществляющего поставку ВС (Изготовителя и/или Разработчика - далее по тексту Поставщика) и Эксплуатанта, предусматривающими в рамках договоров поставки:

гарантийное обслуживание ВС в период действия гарантийных обязательств; обеспечение эксплуатационных и ремонтных организаций запасными частями, средствами наземного обслуживания (СНО), контроля и специальной оснасткой, эксплуатационной и ремонтной документацией;

оказание технической помощи эксплуатационным и ремонтным организациям в послегарантийный период эксплуатации АТ, включая вопросы восстановления летной годности АТ после отказов из-за конструктивно-производственных недостатков; другие, необходимые для ТЭС, сервисные услуги.

ТЭС элементов конструкции ВС и их КИ производится, как правило, по действующей типовой эксплуатационной документации ВС с изменениями и дополнениями, определенными в доказательной документации по переводу АТ на ТЭС.

В целях обеспечения контроля летной годности ВС и управления процессом технической эксплуатации КИ по ТЭС Эксплуатанты совместно с Разработчиком и Изготовителем ВС с привлечением, при необходимости, НИИ отрасли выполняют систематический анализ технического состояния ВС при эксплуатации КИ по ТЭС путем совместной оценки статистической информации о техническом состоянии и надежности парка ВС.

Научно-техническое сопровождение ТЭС АТ осуществляется Разработчиком ВС и Гос-НИИ ГА с участием, при необходимости, ЛИИ, других головных НИИ авиационной промышленности и Разработчиков КИ и предусматривает разработку:

методических и нормативных документов по технико-экономическому обоснованию внедрения ТЭС, выбору переводимых на ТЭС КИ и элементов конструкции, выбору предельных состояний и назначению рациональных режимов ТОиР КИ и агрегатов ВС;

рекомендаций по обеспечению необходимого уровня контролепригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности, живучести конструкции, систем и оборудования эксплуатируемых и вновь создаваемых типов ВС на основе анализа отечественного и зарубежного опыта эксплуатации АТ по состоянию.

Плановое восстановление ресурсных характеристик и технического состояния агрегатов ВС и КИ, эксплуатируемых по состоянию, выполняется при проведении плановых КВР (взамен планового капитального или среднего ремонта) ВС в целом.

КВР могут выполняться как в условиях эксплуатационного предприятия (в том числе поэтапно), так и в условиях специализированных предприятий (авиаремонтных заводов, центров ТОиР или заводов-изготовителей ВС). Условия выполнения КВР для типа ВС в целом определяются в Решении о внедрении ТЭС.

Объем КВР, выполняемых на ВС, состоит из постоянной и переменной частей. Постоянная часть объема КВР может зависеть от наработки ВС с начала эксплуатации и включает в себя:

контроль технического состояния планера в соответствии с Заключением об установлении назначенного ресурса ВС, эксплуатационной и ремонтной документацией;

контроль технического состояния КИ, эксплуатируемых методами ТЭС, а также КИ, эксплуатируемых по ресурсу, если они выработали менее 80% установленных им ресурсов;

замену или капитальный ремонт элементов конструкции планера и КИ, если они не могут быть заменены при оперативном или периодическом ТО и выработали более 80% установленных им ресурсов.

Переменная часть объема КВР включает восстановительные работы, необходимость и объем которых устанавливается по результатам контроля технического состояния агрегатов ВС и КИ, выполняемого при поступлении ВС на КВР, а также включает доработки конструкции и систем ВС в соответствии с действующими бюллетенями.

Перечень работ, составляющих постоянную часть объема КВР, формирует Разработчик ВС на основе результатов работ по установлению ресурсов ВС (заключение по МОС 25.571) и обоснованию перевода КИ на ТЭС, с учетом опыта эксплуатации и исследований технического состояния ВС. Технологию выполнения работ КВР разрабатывает Изготовитель ВС (или, по согласованию, Исполнитель КВР) в порядке, принятом для ремонтной документации ВС.

Исполнитель КВР несет ответственность в отношении полноты и качества выполнения постоянной части объема КВР, а также - контроля технического состояния КИ эксплуатирующих по ТЭС и устранения выявленных недостатков, в соответствии с действующим законодательством, требованиями эксплуатационной и ремонтной документации на АТ. В случае передачи Эксплуатантом выполнения КВР другой организации по ТОиР (имеющей сертификат на выполнение этих видов работ), Исполнитель КВР осуществляет следующие виды работ:

а) по перечню обязательных работ, установленных в эксплуатационной (ремонтной) документации, согласно договору на КВР;

б) дополнительные работы:

по устранению недостатков, выявленных в процессе приемки ВС на ТОиР и включенных в согласованный документ (акт) Эксплуатанта и Исполнителя КВР;

выполняемые по желанию Эксплуатанта доработки по сервисным бюллетеням и устранение недостатков, выявленных Эксплуатантом в процессе эксплуатации ВС.

Дополнительные работы, указанные в подпункте б), выполняются на основании документа (акта), составленного Исполнителем КВР и Эксплуатантом по документации Изготовителя ВС или Разработчика ВС (если таких работ нет в действующей ремонтной документации). Причины выявленных недостатков и ответственность Исполнителя КВР в отношении их устранения определяются совместно Эксплуатантом, Исполнителем КВР и Изготовителем ВС в установленном законодательством порядке.

Поставщик ВС по договору с Эксплуатантом (Исполнителем ТО):

обеспечивает Эксплуатанта обязательными СНО и средствами контроля (КПА) в течение всего периода эксплуатации ВС или указывает обязательных поставщиков этих СНО и КПА;

обеспечивает устранение отказов и повреждений в гарантийный период эксплуатации ВС и содействует в установленном порядке устранению отказов и повреждений ВС и КИ проявившихся в послегарантийный период эксплуатации ВС;

производит разработку, корректировку и поставку документации для выполнения КВР для ВС в целом.

Выполнение этих работ Поставщиком регулируется согласованными взаимными обязательствами Поставщика и Эксплуатанта на основе Технических условий и договоров поставки ВС.

При выполнении КВР, его Исполнитель делает запись в формуляр ВС, аналогичную записи при выполнении периодического ТО со штампом (печатью) предприятия-исполнителя КВР.

Плановое восстановление технического состояния (в том числе, долговечности) КИ, эксплуатируемых методами ТЭС, выполняется при проведении КВР ВС в целом по действующей документации на проведение КВР данного типа ВС.

Неплановое восстановление технического состояния КИ, эксплуатируемых методами ТЭС и снятых с борта ВС из-за отказа (при ТЭО) или достижения предотказного состояния (при ТЭП), выполняется:

эксплуатантом - по действующей эксплуатационной документации на ВС (с учетом изменений, обусловленных переводом данного типа КИ на ТЭС);

специализированным предприятием (авиаремонтным заводом, центром ТОиР или за-водом-изготовителем КИ) - по действующей ремонтной документации на КИ (с учетом изменений, обусловленных переводом данного типа КИ на ТЭС на данном типе ВС).

В случае невозможности самостоятельного восстановления КИ Эксплуатантом по действующей документации, или по желанию Эксплуатанта, восстановление КИ, эксплуатируемых по состоянию, выполняется на специализированном предприятии на договорной основе при следующих условиях:

а) при досрочном снятии КИ с ВС (до отработки ранее установленных данному экземпляру КИ изготовителем КИ ресурсов и сроков службы) ремонт выполняется по действующей ремонтной документации;

б) при снятии КИ с ВС, после эксплуатации сверх ранее установленных изготовителем КИ ресурсов и сроков службы (до перевода КИ на ТЭС), ремонт выполняется по действующей ремонтной документации с изменениями и дополнениями к ней, обусловленными переводом данного типа КИ на данном типе ВС на ТЭС. При этом объем ремонта каждого экземпляра данного типа КИ устанавливается с учетом фактического технического состояния данного экземпляра КИ так, чтобы исполнитель ремонта мог подтвердить послеремонтный уровень долговечности

данного КИ, который должен быть не хуже, чем при ресурсной эксплуатации данного типа КИ на данном типе ВС.

Исполнитель ремонта КИ устанавливает ресурсы КИ, эксплуатируемых по состоянию, после непланового ремонта в том же порядке и на тех же уровнях, что и при ресурсной эксплуатации данного типа КИ на данном типе ВС, при условии эксплуатации КИ по ранее действовавшей (до перевода КИ на ТЭС) эксплуатационной документации с изменениями к ней, обусловленными переводом КИ на ТЭС. В случае, если КИ эксплуатировалось после перевода на ТЭС по вновь разработанной эксплуатационной документации Разработчика ВС с исключением, полностью или частично, профилактических работ, предусмотренных Разработчиком КИ для поддержания технического состояния КИ в эксплуатации, Исполнитель ремонта КИ в формуляре (паспорте) изделия делает запись: "Выполнен ремонт по действующей технологии. Изделие соответствует Техническим условиям № ... ", которая скрепляется печатью Исполнителя ремонта, т.е. межремонтные (до 1-го ремонта) ресурсы КИ в этом случае не устанавливаются.

Организация работ по переводу АТ на ТЭС в общем случае распределяется между участниками следующим образом.

Специально уполномоченный орган в области гражданской авиации (ГОУВТ):

а) согласовывает Решение о проведении работ по переводу КИ на ТЭС на эксплуатируемых типах ВС;

б) утверждает совместные Решения о введении ТЭС для КИ на эксплуатируемых типах ВС и о введении в действие изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию;

в) утверждает совместные Решения о введении в эксплуатацию новых типов ВС с применением ТЭС;

г) согласовывает заключение (акт) о возможности применения ТЭС на новых и эксплуатируемых типах ВС и изделий;

д) утверждает совместные Решения об отмене ресурсов КИ при переводе на ТЭС или об установлении ресурсов КИ при прекращении ТЭС на новых и эксплуатируемых типах ВС и изделиях.

Заказчик (лицо, финансирующее разработку и внедрение ТЭС):

а) финансирует работы по обоснованию и применению ТЭС для КИ на новых и эксплуатируемых типах ВС и изделиях;

б) контролирует выполнение работ по обоснованию и введению в действие методов ТЭС для КИ, утверждает соответствующие документы по этапам проведения работ;

в) утверждает план работ по обоснованию и переводу КИ на ТЭС;

г) согласовывает совместные Решения о введении в действие эксплуатации по состоянию КИ и введение в действие соответствующих изменений эксплуатационной и ремонтной документации;

д) согласовывает совместные Решения об отмене соответствующих ресурсов АТ при переводе на ТЭС или о восстановлении этих ресурсов при прекращении ТЭС.

Ответственный исполнитель работ по переводу КИ на ТЭС для типа ВС:

а) разрабатывает планы работ по переводу КИ на ТЭС;

б) координирует выполнение этапов работ соисполнителей;

в) обеспечивает выполнение собственных объемов работ;

г) разрабатывает проекты Решений по введению ТЭС для КИ в действие;

д) обеспечивает эксплуатационную проверку методов ТЭС для КИ на типах ВС.

Ответственным исполнителем работ по переводу КИ на ТЭС может быть Разработчик ВС,

Изготовитель, НИИ авиационной промышленности или гражданской авиации, либо другое лицо, имеющее право на проведение таких работ и уполномоченное Заказчиком.

Разработчик ВС:

а) осуществляет проектирование систем и агрегатов ВС с учетом установленных требований по применению ТЭС;

б) формирует требования по применению ТЭС на КИ;

в) согласовывает (утверждает, если он является Заказчиком) Решения о проведении работ по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС и о внедрении ТЭС;

г) обеспечивает проведение работ по применению ТЭС на новых типах ВС;

д) выполняет работы, возложенные на Разработчика согласованными планами работ по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС;

е) обеспечивает Изготовителя необходимой документацией для внесения изменений в конструкцию ВС и его эксплуатационную (ремонтную) документацию при переводе агрегатов ВС и КИ на ТЭС;

ж) организует проведение испытаний новых типов ВС с применением ТЭС или участвует в эксплуатационной проверке применения ТЭС на эксплуатируемых типах ВС;

и) утверждает совместные Решения об отмене ресурсов агрегатов ВС и КИ при внедрении ТЭС или о восстановлении соответствующих ресурсов при прекращении ТЭС;

к) разрабатывает изменения в эксплуатационную документацию ВС и согласовывает изменения ремонтной документации при переводе агрегатов ВС и КИ на ТЭС;

л) осуществляет авторский надзор в отношении условий и особенностей эксплуатации ВС при эксплуатации агрегатов ВС и КИ по ТЭС;

м) участвует в работах по формированию перечней агрегатов ВС и КИ, переводимых на ТЭС, и формированию объемов КВР данного типа ВС;

н) разрабатывает меры по устранению недостатков ВС и обеспечению эксплуатации агрегатов ВС и КИ по ТЭС.

Разработчик КИ обеспечивает выполнение работ по переводу КИ на ТЭС аналогично функциям Разработчика ВС и в соответствии с планом работ по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС, для типа ВС на котором установлен данный тип КИ.

Изготовитель (Поставщик) ВС:

а) осуществляет гарантийное и послегарантийное обслуживание и материально-техническое обеспечение эксплуатации ВС в соответствии с ТУ и договорами поставки;

б) участвует в эксплуатационной проверке ТЭС совместно с Разработчиком, Эксплуатантом и другими участниками работ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) разрабатывает изменения ремонтной документации, обеспечивает издание и корректировку эксплуатационной и ремонтной документации в соответствии с действующими общими правилами и согласованными условиями перевода агрегатов ВС и КИ на ТЭС;

г) разрабатывает и оформляет бюллетени по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС, изменению ресурсов, документации и условий эксплуатации ВС, согласовывает аналогичные бюллетени на КИ;

д) выполняет в установленном порядке доработки ВС по бюллетеням, устраняет производственные недостатки, выявленные в процессе эксплуатации;

е) собирает и обобщает информацию о надежности и техническом состоянии ВС в процессе эксплуатации;

ж) обеспечивает Эксплуатанта и Исполнителя КВР запасными частями, инструментом и оборудованием в соответствии с ТУ и договорами поставки;

з) осуществляет авторское сопровождение эксплуатации ВС;

и) участвует в работах по обоснованию и переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС в соответствии с согласованным планом работ.

Изготовитель (Поставщик) КИ обеспечивает проведение работ по переводу КИ на ТЭС аналогично функциям Изготовителя ВС в соответствии с положениями ТУ и договоров поставки КИ и согласованным планом работ по переводу КИ на ТЭС на данном типе ВС.

Эксплуатант:

а) осуществляет летную и техническую эксплуатацию ВС в соответствии с действующей эксплуатационной и ремонтной документацией;

б) собирает и обрабатывает информацию о надежности, техническом состоянии ВС и условиях эксплуатации и передает эту информацию в порядке, определенном действующими положениями, ТУ, договорами поставки и условиями перевода ВС на ТЭС;

в) направляет на исследование отказавшие изделия в соответствии с ТУ, договорами поставки или на основе прямых договоров с исполнителями работ по исследованию причин отказов и повреждений АТ при ТЭС;

г) принимает участие в работах по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС в соответствии с согласованным планом работ и осуществляет финансирование, если работы по переводу КИ на ТЭС проводятся по инициативе Эксплуатантов;

д) направляет участникам работ по установлению ресурсов, контролю безопасности полетов и обоснованию ТЭС, предложения по: переводу на ТЭС агрегатов ВС и КИ, совершенствованию конструкции ВС, устранению недостатков КИ, изменению условий эксплуатации ВС и КИ, корректировке эксплуатационной и ремонтной документации.

Исполнитель КВР:

а) выполняет ТО, ремонт, доработки и замену элементов конструкции ВС и комплектующих изделий по действующей документации на ВС и КИ;

б) проводит исследования технического состояния ВС в соответствии с перечнем обязательных работ КВР;

в) собирает, обрабатывает и передает информацию о техническом состоянии ВС при КВР в порядке, установленном ТУ, договорами поставки или условиями перевода агрегатов ВС и КИ на ТЭС;

г) проводит исследования отказавших отремонтированных КИ, если им устанавливалась послеремонтная гарантия, и других КИ в соответствии с условиями КВР;

д) направляет участникам работ по установлению ресурсов, контролю безопасности полетов и обоснованию ТЭС, предложения по: переводу на ТЭС агрегатов ВС и КИ, по совершенствованию конструкции ВС, устранению недостатков КИ, изменению условий эксплуатации ВС и КИ, корректировке эксплуатационной и ремонтной документации;

е) участвует в работах по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС в соответствии с согласованными планами работ.

НИИ авиационной промышленности:

а) разрабатывают нормативные и методические документы по проектированию, изготовлению, испытаниям (включая сертификацию) и эксплуатации агрегатов ВС и КИ по состоянию, проводят экспертизу требований к ВС и материалов по их выполнению Разработчиком;

б) разрабатывают руководящие документы по расчетам, испытаниям и исследованиям, связанным с выполнением заданных требований по безопасности, надежности и экономичности эксплуатации новых типов ВС и совершенствованию конструкции и документации ВС, находящихся в эксплуатации;

в) проводят экспертизу материалов по обоснованию перевода агрегатов ВС и КИ на ТЭС на их соответствие требованиям нормативных и методических документов по обеспечению безопасности и надежности эксплуатации ВС;

г) проводят работы по обоснованию перевода агрегатов ВС и КИ на ТЭС в соответствии с согласованными планами работ;

д) принимают участие в эксплуатационной проверке методов ТЭС на типе ВС, исследовании условий эксплуатации ВС и КИ, в том числе условий нагружения и режимов работы агрегатов ВС, систем, комплектующих изделий и оборудования ВС.

НИИ гражданской авиации:

а) разрабатывают и согласовывают требования по применению методов ТЭС на новых типах ВС;

б) разрабатывают и согласовывают нормативные и методические документы по применению методов ТЭС на ВС гражданской авиации;

в) разрабатывают руководящие документы по испытаниям и исследованиям в обеспечение применения ТЭС, связанные с выполнением заданных требований по безопасности, надежности и экономичности эксплуатации новых типов ВС и совершенствованию конструкции и документации ВС, находящихся в эксплуатации, при переводе их КИ на ТЭС;

г) разрабатывают и согласовывают Решения и планы работ в отношении перевода на ТЭС КИ для конкретных типов ВС и КИ, согласовывают соответствующие Решения на выпуск бюллетеней;

д) участвуют в испытаниях новой АТ и проводят эксплуатационную проверку методов ТЭС для КИ на эксплуатируемых типах ВС;

е) изучают условия эксплуатации и техническое состояние ВС в процессе эксплуатации КИ по ТЭС в соответствии с согласованными программами и планами работ;

ж) участвуют в работах по переводу агрегатов ВС и КИ на ТЭС в соответствии с согласованными планами работ;

з) проводят исследования отказавших изделий в соответствии со своими полномочиями;

и) проводят оценку и контроль уровня надежности агрегатов ВС и КИ, эксплуатируемых методами ТЭС, с обобщением, анализом и разработкой мероприятий по повышению надежности, безопасности и эффективности эксплуатации ВС.

MAINTENANCE OF AERONAUTICAL PRODUCT IN ACORDANCE WITH CONDITION.

TECHNOLOGIES OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION.

Daletskiy S.V., Daletskiy S.S.

Consideration of “rout technologies” developing and implementation methods for aeronautical products maintenance “in accordance with condition”.

Сведения об авторах

Далецкий Станислав Владимирович, 1944 г.р., окончил МАИ (1969), доктор технических наук, начальник отдела ГосНИИ ГА, заслуженный работник транспорта РФ, почётный авиастроитель РФ, академик Российской академии транспорта и Российской академии проблем качества, эксперт Госстандарта РФ и Межгосударственного авиационного комитета, автор более 100 научных работ, область научных интересов - разработка, испытания и техническая эксплуатация воздушного транспорта.

Далецкий Станислав Станиславович, 1970 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), инженер ГосНИИ ГА, область научных интересов-техническая эксплуатация воздушного транспорта и совершенствование эксплуатационной документации воздушных судов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.