ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВНИМАНИЕ КАК ОСОБЫЙ ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Купцова О.В. Email: [email protected]
Купцова Ольга Валерьевна — магистр, психологический факультет,
Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, г. Самара
Аннотация: внимание - это самое загадочное явление психики человека. В современной психологии нет общепринятого понимания этого процесса, существует большое количество теорий, описывающих этот феномен по-своему. Данная статья резюмирует сложившиеся представления о внимании как процессе. Автор затрагивает важнейшие вопросы, которые касаются сложностей изучения данного психического процесса и которые не позволяют раскрыть причину возникновения ошибок внимания. В статье описаны основные виды и свойства внимания, которые помогают лучше понять природу этого психического явления. Ключевые слова: внимание, психический процесс, направленность, свойства внимания, виды внимания.
ATTENTION AS A SPECIAL MENTAL PROCESS Kuptsova O.V.
Kuptsova Olga Valer'evna - Magister, PSYCHOLOGY PERSONALITY DEPARTMENT, SAMARA NATIONAL RESEARCH UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN S.P. KOROLEV, SAMARA
Abstract: attention is the most mysterious phenomenon of the human psyche. In modern psychology there is no generally accepted understanding of this process, there are a large number of theories that describe this phenomenon differently. This article sums up the prevailing ideas about attention as a process. The author addresses crucial issues that relate to difficulties of studying this mental process, and which do not reveal the cause of the error attention. The article describes the basic types and properties of attention that help to better understand the content of mental phenomen. Keywords: attention, mental process, focus, properties attention, kinds of attention.
УДК 159.952
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность направленная на объект познавательной деятельности [7].
Внимание - это один из самых необычных познавательных процессов человеческой психики, так как он неразрывно связан с остальными: с ощущениями, восприятием, памятью. Поэтому вниманием часто называют избирательную устремленность сознания для совершения выполняемой работы [5]. Внимание - это явление человеческой психики, многообразно себя проявляющее, оно влияет на эффективность работы органов чувств, на фиксирование информации в нашем мозге и на ее воспроизведение, на мышление, на работу наших мышц и т.д.
У данного психического процесса существует ряд характерных только для него черт. Во-первых, это размытость границ внимания как самостоятельного явления. Изначально, кажется, что внимание никогда не проявляется обособленно от других процессов человеческой психики, а иногда практически полностью сливается с ними. Сложно представить, как можно быть просто внимательным, не совершая при этом каких-либо действий. Во-вторых, это смутность проявлений процесса внимания. До сих пор не понятно, какие маркеры могут свидетельствовать об эффективности этого психического процесса человека. Это столь затруднительно, потому что проявление внимания как процесса замаскировано в элементах самого поведения, в этом случае оно является средством для осуществления этих действий.
Если говорить о свойствах внимания, то согласно мнению С.Л. Рубинштейна [7], можно выделить пять основных характеристик данного явления:
1) концентрация внимания отвечает за уровень сосредоточенности на объекте и, как правило, зависит от сложности задания;
2) объем внимания определяется числом одновременно удерживаемых в сознании объектов
3) переключение способствует перенаправлению внимания с одного объекта на другой;
4) устойчивость проявляет себя в возможности длительного удержания внимания на объекте, не прибегая к описанному выше свойству;
5) распределение делает возможным выполнение нескольких дел одновременно с приемлемым уровнем эффективности.
Внимание является эволюционно очень важным процессом человеческой психики, именно благодаря нему человек может заметить опасность даже в момент самого интенсивного сосредоточения. Удивительно, что оно также способно различать важную для нас информацию среди общего шума и помех, несмотря на громкость происходящего вокруг, даже если мы заняты другим делом. Такая поразительная способность психики человека чаще всего иллюстрируется на примере вечеринки, описанном У. Джемсом [6]: когда в общем гуле гостей, разговаривая с очень интересным собеседником, мы способны услышать свое имя в неприятном разговоре посторонних людей, стоящих вдали. Наше внимание переключается на то, что содержит наиболее важную и актуальную на данный момент для нас информацию, этот процесс называют «феномен вечеринки с коктейлем».
Селективный характер деятельности психики человека вне зависимости от преднамеренности выбора можно назвать направленностью. В данное понятие также стоит включить сохранение в сознании данного действия на какой-то отрезок времени. Для совершения процесса внимания недостаточно просто переключиться, необходимо зафиксировать объект сосредоточенности и сохранить в памяти. Чаще всего сложнее всего именно удержать выбор в сознании на нужное время, чем перенаправить внимание.
Внимание также включает в себя такое понятие как сосредоточенность (углубленность). Оно прямо пропорционально проявляется при выполнении заданий различной сложности, чем сложнее задача, тем интенсивнее будет протекать процесс внимания.
Сосредоточенность также тесно связана с механизмом отвлечения во время выполнения основной деятельности, благодаря ней мы можем без труда читать книгу в общественном транспорте, работать на компьютере в людном месте. В момент полного сосредоточения остальные события мы практически не замечаем, все происходящее становится неотчетливым, остается на границе осознаваемого, т.к. в центре внимания находится определенный предмет деятельности. Внимание, обращенное на объект, помимо фиксации постоянно осуществляет процесс сравнения цели и настоящего результата, выполняя при этом функции регуляции и контроля.
Не всегда внимание направлено на внешнюю деятельность существует особый вид этого психического процесса - интеллектуальное внимание [4], обращенное внутрь сознания человека, на определенные мысли и образы, и оно, конечно, отличается от сенсорного. При предельном интеллектуальном внимании может проявляться профессорская рассеянность, которая выражается в полном игнорировании окружающего мира, хорошим примером данного явления станет герой стихотворения С.Я. Маршака - рассеянный с улицы Бассейной. Такое разделение на интеллектуальное и сенсорное внимание применял У. Джеймс [8], относя их к проявлениям как произвольного, так и непроизвольного внимания. В его же работах не включен в классификацию, но описан еще один вид этого психического процесса - моторный, он проявляется в тех случаях, когда повышенная сосредоточенность направлена на исполнение физических действий, например, у канатоходца в момент хождения по тросу.
Подробнее остановимся на описании на двух основных уровнях внимания - произвольном и непроизвольном. Непроизвольное основывается на рефлексивном сигнале, который, поступая в мозг человека, на неосознаваемом уровне руководит переключением внимания. Данный вид внимания удерживается и протекает вне зависимости от желания человека, и является одной из первых с эволюционной точки зрения форм внимания. Можно сказать, что непроизвольное внимание напрямую является продуктом интереса человека.
Произвольное внимание напротив выражается в сознательной направленности и регулируемости, в которой субъект сам выбирает предмет сосредоточения. Данный вид психического процесса человека не совершается стихийно, он может быть устремлён на объект, не привлекающий интерес. Опосредованный характер является первым признаком произвольного внимания. Во-вторых, этот уровень внимания человека является активным, но нужно отметить, что, как и непроизвольное, оно включает в себя как пассивность, так и активность. И, в-третьих, произвольное внимание характеризуется тем, что является волевым процессом, именно ведущая роль сознания является ключевой в определении данного вида внимания.
Однако не нужно противопоставлять эти уровни внимания, так как произвольное внимание проистекает из непроизвольного. А в свою очередь, произвольное может переходить в непроизвольную форму: например, когда мы преднамеренно обращаем внимание на
непривлекательный объект, который через какое-то время становится нам интересным. В течение выполнения одной деятельности возможно многократное переключение с одного уровня внимания на другой, этот факт обязательно нужно учитывать при теоретическом описании протекания процесса сосредоточения.
В реальной трудовой деятельности человека произвольное и непроизвольное внимание едино и взаимопереходяще, хотя при абстрактном описании создается ощущение их противопоставленности. На основе этого рассуждения ряд ученых выделяют третий вид внимания человека - послепроизвольное, ввел этот термин отечественный психолог
H.Ф. Добрынин [2]. Оно характеризуется тем, что происходит из произвольного внимания, однако возникает интерес в выполняемой деятельности. По мнению ученых, это не переход к первичной форме внимания, а новая разновидность произвольного внимания, т.к. для выполнения действий не требуется большого количества усилий, а сознательность осуществления определенной работы остается прежней.
Нужно сказать, что на протяжении всей истории изучения внимания всегда возникало огромное количество мнений относительно его природы. Даже на сегодняшний день до сих пор нет точного мнения, является ли внимание самостоятельным психическим процессом или оно выступает частью других, помогая им лучше выполнять свои функции.
Также является нерешенным вопрос, к какой ветке психических процессов отнести внимание - является оно познавательным или все-таки волевым, проявляющим себя в любой деятельности человека, в том числе и познавательной.
В рядах психологических феноменов внимание занимает особенное место. Оно входит во многие другие психические процессы, являясь при этом их элементом, его очень сложно выделить как самостоятельный акт, и изучать его без задействования других процессов практически невозможно. Утопична мысль вычленения единицы внимания, выделения его «материи», потому как оно основывается на протекании остальных психологических явлений.
На сегодняшний день уже обнаружены некоторые проявления функциональных ошибок внимания как процесса (слепота по невниманию, слепота к изменениям). И существует огромное количество исследований как в России [3], так и за рубежом [1]. Однако спорное отношение к самому психическому процессу, создают еще большие сложности при изучении этих феноменов.
Список литературы
I. Mack A., Clarke J. Gist perception requires attention // Visual Cognition, 2012. Vol. 20. P. 300-327.
2. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания // Советская педагогика, 1938. № 8. С. 136.
3. Купцова О.В. Современные российские исследования феномена слепоты по невниманию // Современные инновации, 2017: Материалы научной конференции. Москва: Проблемы науки, 2017. С. 78.
4. Немов Р.С. Психология. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Кн. 1: Общие основы психологии. 688 с.
5. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. М., 2000.
6. СолсоР. Когнитивная психология: 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 589 с.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989.
8. Фаликман М.В. Внимание // Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. М.: ACADEMA, 2006. Т. 3. 476 с.