Научная статья на тему 'Формирование внимания младших школьников в системе современного лингвистического образования'

Формирование внимания младших школьников в системе современного лингвистического образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1379
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / ВНУТРЕННЕЕ ВНИМАНИЕ / ВНЕШНЕЕ ВНИМАНИЕ / СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ / ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА / ATTENTION / INTERNAL ATTENTION / EXTERNAL ATTENTION / FOCUSED ATTENTION / ATTENTION CAPACITY / DIVISION OF ATTENTION / LINGUISTIC EDUCATION / RUSSIAN LANGUAGE LESSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Маркелова Н.А.

Статья посвящается актуальной психолого-педагогической и лингводидактической проблеме формированию личности обучающегося, в частности, внимания как основного структурного компонента познавательного процесса. Важнейшей особенностью усвоения языка является формирование навыков доказательства выводов. Умение найти аргументы играет решающую роль в умственном развитии младших школьников. Поэтому проблемные задачи, направленные на формирование внимания, могут быть специально использованы учителем для обучения умению доказывать, поскольку осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развернутой системы самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений. Все это, безусловно, способствует развитию их языкового мышления. Активизация познавательной деятельности младших школьников реализуется в дидактике в двух направлениях. Одно связано со стимулированием положительной мотивации учения, другое с выбором активных методов обучения. Внимание непосредственно пронизывает все этапы учебного процесса, и его дефицит следует восполнять целенаправленной работой. В статье раскрывается содержание и структура внимания, а также анализируется процесс его формирования у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Маркелова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of attention of junior schoolchildren in the system of modern language education

The article is concerned with the actual psycho-pedagogical and didactic issue, the personality of a student, in particular, his attention as the main structural component of the cognitive process. The most important feature of language acquisition is to develop the skills to prove conclusions. The ability to search and justify arguments play a crucial role in mental development of younger students. Therefore, problem tasks aimed at formation and development of attention can be specially used by the teacher to form the ability to prove, since the implementation of the search activities requires from pupils to have a developed system of independent reasoning and argumentation of assumptions. All of the aforesaid contributes to the development of their language thinking. Activation of cognitive activity of junior schoolchildren is implemented in didactics in two directions. The first is associated with the stimulation of positive motivation of learning, the second deals with a selection of active learning methods. Attention directly permeates all stages of the educational process, the lack of which should be filled in purposeful work. In the article, the content and structure of the concept of attention are revealed together with the process of forming the attention of younger students.

Текст научной работы на тему «Формирование внимания младших школьников в системе современного лингвистического образования»

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© А. М. Ямалетдинова, Н. А. Маркелова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.:+7 (917) 752 75 55.

*Email: dream_girl3101@mail.ru

Статья посвящается актуальной психолого-педагогической и лингводидактической проблеме - формированию личности обучающегося, в частности, внимания как основного структурного компонента познавательного процесса. Важнейшей особенностью усвоения языка является формирование навыков доказательства выводов. Умение найти аргументы играет решающую роль в умственном развитии младших школьников. Поэтому проблемные задачи, направленные на формирование внимания, могут быть специально использованы учителем для обучения умению доказывать, поскольку осуществление поисковой деятельности требует от учащихся развернутой системы самостоятельных рассуждений, обоснования выдвинутых положений. Все это, безусловно, способствует развитию их языкового мышления.

Активизация познавательной деятельности младших школьников реализуется в дидактике в двух направлениях. Одно связано со стимулированием положительной мотивации учения, другое - с выбором активных методов обучения. Внимание непосредственно пронизывает все этапы учебного процесса, и его дефицит следует восполнять целенаправленной работой. В статье раскрывается содержание и структура внимания, а также анализируется процесс его формирования у младших школьников.

Ключевые слова: внимание, внутреннее внимание, внешнее внимание, сосредоточенность внимания, объем внимания, распределение внимания, лингвистическое образование, урок русского языка.

Русский язык в общеобразовательной подготовке подрастающего поколения имеет стратегическое значение: от уровня владения языком зависят успехи в учебе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам. Уровень владения языком в значительной мере определяет адаптацию человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную активность, стремление к совершенствованию своего духовного начала.

Сегодня особую значимость приобретает нравственный аспект изучения русского языка. Формирование у ребенка ценностного отношения к языку должно стать одной из важнейших задач школьного лингвистического образования. Учить детей любить слово, понимать его, уметь пользоваться им, уметь отличать от другого, исконно русское от заимствованного, книжное от разговорного - цель уроков русского языка. Лингвистическое образование - это в первую очередь усвоение науки о языке, исследование структуры конкретных языков и человеческого языка в целом, изучение того, каким образом язык влияет на наше повседневное общение и в какой степени он определяет наше восприятие окружающего мира.

Речь идет вот о чем. Новорожденный младенец не может общаться с окружающими его взрослыми при помощи языка. Однако уже в возрасте пяти-шести лет ребенок произносит целые предложения, шутит, задает вопросы и так далее. Он становится полноценным носителем языка. В первые годы жизни малыш усваивает огромное количество информации по крайней мере об одном языке, не

прилагая к этому никаких специальных усилий. А вот если в более зрелом возрасте вы изучали иностранный язык, то наверняка убедились, насколько это трудно [1, с. 80].

Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное лингвистическое образование в первую очередь связано с развивающей и воспитательной функциями, с личностно -ориентированными технологиями обучения русскому языку младших школьников. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых способностей ученика, формирования языковой компетенции. Учителя должны формировать языковую личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью.

Отличительной чертой нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. В программу по русскому языку в настоящее время введены понятия «коммуникативная компетенция», «языковая компетенция», «лингвистическая компетенция», «культуроведческая компетенция». Для того чтобы учащиеся в полном объеме могли овладеть вышеперечисленными компетенциями, целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи детей надо начинать с первых дней пребывания в школе. Это позволит обеспечить преемственность в обучении русскому языку при переходе из начальной школы в среднюю, из средней в старшую.

О. И. Горбич отмечала, что современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения и выбору конкретных технологий и методик. В качестве специальных целей преподавания русского языка в школе в Федеральном компоненте государственного стандарта выделяются языковая, коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетенции [6, с. 188].

Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно является и предметом изучения и средством обучения. Основная задача обучения - свободное владение русским литературным языком, т.е. подчиняющимся нормам не только в устной, но и в письменной форме.

Главная функция русского языка в школе -обучающая. Процесс обучения складывается из:

1) изучения основ науки о языке и речи (теории);

2) обучения умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).

Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику. Однако школьный курс представляет адаптированную учебную дисциплину, т.е. приспособлен к уровню интеллектуального развития школьников. Основное ее содержание - общепризнанные в лингвистике понятия, поэтому только в 70-е гг. ХХ в. в школьный курс были включены такие разделы, как лексика, словообразование, учение о словосочетании. Не менее важной функцией русского языка является развивающая, т.к. его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления, а также с развитием речи. От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом. Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом. По мнению К. Д. Ушинского: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения» [18, с. 190].

В усвоении русского языка возникают трудности: очень много орфографических и пунктуационных правил; обширный материал; трудности грамматики; трудности ОГЭ, ЕГЭ.

В настоящее время методика обучения русскому языку выдвигает новые важные идеи, обеспечивающие вариативность обучения, создающие новые стимулы для учащихся. Внедряемые в преподавание методики должны активизировать, формировать внимание младших школьников в системе лингвистического образования, поскольку в постоянно поддерживаемом внимании - залог успеха учебной деятельности. Остановимся на избирательной направленности восприятия на тот или иной объект, т.е. внимании.

Во время бодрствования человек постоянно что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что воздействует на человека. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. При необходимости привлечь внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом.

Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно: предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир [8, с. 250].

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Для выполнения качественного действия, первостепенным является внимание. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

У школьника, как бы талантлив или способен он ни был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью.

Психология внимания - одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожцев и многие другие. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых.

Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой - внимание - это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.

Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция. Однако сегодня оно все чаще начинает рассматриваться учеными едва ли не как главная, принципиально важная для жизни и деятельности человека способность, без которой невозможно как его физическое выживание, так и достижение высот творческой деятельности. «Наличие у человека высших форм внимания, -пишет С. Л. Рубинштейн, - в конечном счете, означает, что он как личность выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя ей и получает возможность, мысленно включая наличную ситуацию в различные контексты, ее преобразовывать, выделяя в ней в качестве существенного то один, то другой момент. Внимание в этих высших

своих формах характеризует своеобразие человеческого предметного сознания» [15, с. 488].

Без внимания как умения активно сосредоточиться на чем-то одном, главном, отбросив все случайное, в данный момент ненужное, жизнь невозможна.

Знание психологии внимания важно для решения многих практических задач, встающих перед педагогом, воспитателем. Оно может быть полезно для: решения тактических задач, возникающих в процессе учебной деятельности, на уроке (сфокусировать внимание на определенном объекте, переключить внимание с одного на другое и т.п.); выстраивания стратегической программы педагогической, воспитательной работы, включающей в качестве необходимой составляющей деятельность, направленную на развитие внимания учащихся (концентрации, способности к переключению и т.п.). Организации образовательной среды, в частности ее материальной части: оформление школы, классного кабинета, специфика используемых наглядных пособий. Развития умения видеть те, связанные с особенностями внимания, проблемы - возрастные и индивидуальные, которые могут лежать в основе трудностей в поведении, усвоении учебного материала детьми разных возрастов, и делать из этого правильные педагогические и воспитательные выводы. Организации занятий, направленных на развитие внимания детей; ведения грамотной консультативной работы с родителями по разъяснению возрастных особенностей внимания детей, особенностей внимания конкретных детей и организации правильной родительской помощи своему ребенку. Своевременного выявления детей с синдромом дефицита внимания и обеспечения правильного отношения к таким детям, как в школе, так и в семье.

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями. И у школьни-

ка, и у студента, как бы талантливы или способны они ни были, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание их недостаточно развито, и они часто бывают невнимательными или рассеянными на занятиях. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы.

Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее - на собственные мысли, чувства и переживания. Физиологическую основу внимания составляют ориентировочно-исследовательские рефлексы, которые вызываются новыми раздражителями или неожиданными изменениями обстановки. И. П. Павлов назвал их рефлексами «что такое?». Он писал: «Ежеминутно всякий новый раздражитель, падающий на нас, вызывает соответствующее движение с нашей стороны, чтобы лучше, полнее осведомиться относительно этого раздражителя. Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникшим звукам, усиленно втягиваем коснувшийся нас запах и, если новый предмет поблизости от нас, стараемся осязать его и вообще стремимся охватить или захватить всякое новое явление или предмет соответствующими органами чувств» [14, с. 28].

К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «... внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [19, с. 230].

Различают пять основных свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизволь-ном. Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности - это концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Например, ребенок выполняет интересное упражнение по русскому языку. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать - он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания. Устойчивость и колебания внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устой-

чивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе, что это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать.

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо. Устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени.

Распределение внимания. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, и жизнь постоянно требует этого. Например, школьник на уроке распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей очень различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо. Например, каждый урок русского языка начинаю с минутки чистописания, которая не только развивает и корректирует каллиграфические навыки, но и развивает внимание у детей. В основе таких минуток лежит прием нахождения среди спрятанных букв определенной буквы для чистописания. Минутки чистописания с такими заданиями

позволяют развивать произвольную память, учат концентрировать внимание на определенном предмете, распределению внимания.

Переключение внимания. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Переключение внимания - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека - одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие -медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя - способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки».

Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться на долгое время. Внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Такое внимание особенно характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни. Но рассеянность может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, на одной дея-

тельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые люди совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л. С. Выготский, - мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [5, с. 352].

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего мира. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания -ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемостью внимания -ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш ребенок сделал домашнее задание по русскому языку, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий (лингвистических) на другой (математических). Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию. Подобные недостатки не могут быть устранены фрагментарно включаемыми «упражнениями на внимание» в процессе занятий с ребенком и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специально организованной работы.

Современное лингвистическое образование не ограничивается только языковым компонентом и включает в себя широкий профиль речеведческих, социальных, литературных, общекультурных, исторических, личностно-ценностных аспектов. Важ-

ное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка, задачи которого, состоят в том, чтобы научить детей правильно грамотно читать, говорить, писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг, уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание младших школьников, приобщить их к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей. Все это невозможно без формирования внимания на уроках русского языка в современном лингвистическом образовании. Современная лингвистика отличается тем, что ее внимание обращено не столько к системе языка, сколько к человеку, овладевающему этой системой языка и реализующему ее в своей деятельности. Содержание современных программ и современных учебников по русскому языку ориентировано на развитие личности ребенка, посредством формирования внимания. Однако будучи частью национальной культуры, язык обладает самостоятельной ценностью, овладение языком организованного таким образом, что этот процесс становится личностно значимым. Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка, в сознании ребенка в процессе овладения системой родного языка возникают образы, что свидетельствует о становлении младшего школьника как языковой личности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алтабаева Е. В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку. М.: Начальная школа, 2005.

10.

11. 12. 13.

14

15

16

17

18 19

Вербицкий А. А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. М.: Знание, 2004. С. 370. Воровщиков С. Г., Орлова Е. В., Каюда Г. П., Гладик Н. В. Как развивать логическое мышление младших школьников. М.: 5 за знание, 2009. С. 280.

Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая лич-ность,концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. М.: МИОО, 2001. №1. С. 64-72.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. С. 352. Горбич О. И. Диалог в преподавании русского языка. М.: ФЛИНТА, 2013. С. 188.

Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель) // Проблемы качества образования. М.: Уфа, 2005. С. 346.

Зинченкова О. Большой психологический словарь. М.: АСТ-Москва, 2008. С. 250.

Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 188. Кусова М. Л. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников. М.: ФЛИНТА, 2011. С. 272.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 456.

Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств. М.: Генезис, 2007. С. 120. Нойнера Г., Бабанского Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1984. С. 278. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. М.: АН СССР, 1952. С 28.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. С. 488.

Смолкин А. М. Методы активного обучения. М.: Знание, 1991. С. 30.

Сластенина М. Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 2004. С. 303.

Ушинский К. Д. Родное слово. СПб.: Год первый, 1913. Ушинский, К. Д.. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Академия педагогических наук, 1948. С. 120.

Поступила в редакцию 22.02.2017 г.

226

oh^onorh^ h hckycctbobeflehhe

FORMATION OF ATTENTION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN THE SYSTEM OF MODERN LANGUAGE EDUCATION

© A. M. Yamaletdinova, N. A. Markelova*

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (917) 752 75 55.

*Email: dream_girl3101@mail.ru

The article is concerned with the actual psycho-pedagogical and didactic issue, the personality of a student, in particular, his attention as the main structural component of the cognitive process. The most important feature of language acquisition is to develop the skills to prove conclusions. The ability to search and justify arguments play a crucial role in mental development of younger students. Therefore, problem tasks aimed at formation and development of attention can be specially used by the teacher to form the ability to prove, since the implementation of the search activities requires from pupils to have a developed system of independent reasoning and argumentation of assumptions. All of the aforesaid contributes to the development of their language thinking. Activation of cognitive activity of junior schoolchildren is implemented in didactics in two directions. The first is associated with the stimulation of positive motivation of learning, the second deals with a selection of active learning methods. Attention directly permeates all stages of the educational process, the lack of which should be filled in purposeful work. In the article, the content and structure of the concept of attention are revealed together with the process of forming the attention of younger students.

Keywords: attention, internal attention, external attention, focused attention, attention capacity, division of attention, linguistic education, Russian language lesson.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Altabaeva E. V. Stanovlenie mladshego shkol'nika kak yazykovoi lichnosti v protsesse obucheniya russkomu yazyku [Formation of a junior pupil as a linguistic personality in the process of learning the Russian language]. Moscow: Nachal'naya shkola, 2005.

2. Verbitskii A. A. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti kontekstnogo obucheniya [Psychological and pedagogical features of contextual learning]. Moscow: Znanie, 2004. Pp. 370.

3. Vorovshchikov S. G., Orlova E. V., Kayuda G. P., Gladik N. V. Kak razvivat' logicheskoe myshlenie mladshikh shkol'nikov [How to develop the logic thinking of junior schoolchildren]. Moscow: 5 za znanie, 2009. Pp. 280.

4. Vorkachev S. G. Filologicheskie nauki. Moscow: MIOO, 2001. No. 1. Pp. 64-72.

5. Vygot-skii L. S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow: Labirint, 2005. Pp. 352.

6. Gorbich O. I. Dialog v prepodavanii russkogo yazyka [Dialogue in teaching the Russian language]. Moscow: FLINTA, 2013. Pp. 188.

7. Zimnyaya I. A. Problemy kachestva obrazovaniya. Moscow: Ufa, 2005. Pp. 346.

8. Zinchenkova O. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Large psychological dictionary]. Moscow: AST-Moskva, 2008. Pp. 250.

9. Karaulov Yu. N. Yazyk i lichnost'. Moscow: Nauka, 1989. Pp. 188.

10. Kusova M. L. Teoreticheskie osnovy i metodika filologicheskogo obrazovaniya mladshikh shkol'nikov [Theoretical bases and methodology of philological education of junior schoolchildren]. Moscow: FLINTA, 2011. Pp. 272.

11. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 1975. Pp. 456.

12. Lepeshova E. M. Razvitie lichnosti shkol'nika. Rabota so slovarem psikhologicheskikh kachestv [The development of the student personality. Work with a dictionary of psychological qualities]. Moscow: Genezis, 2007. Pp. 120.

13. Noinera G., Babanskogo Yu. K. Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of teaching process]. Moscow: Pedagogika, 1984. Pp. 278.

14. Pavlov I. P. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 3. Kn. 2 [Complete works. Vol. 3. T. 2]. Moscow: AN SSSR, 1952. Pp. 28.

15. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of general psychology]. Moscow: Pedagogika, 1989. Pp. 488.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Smolkin A. M. Metody aktivnogo obucheniya [Methods of active learning]. Moscow: Znanie, 1991. Pp. 30.

17. Slastenina M. N. Didaktika srednei shkoly [Didactics of secondary school]. Moscow: Prosveshchenie, 2004. Pp. 303.

18. Ushinskii K. D. Rodnoe slovo [The native speech]. Saint Petersburg: God pervyi, 1913.

19. Ushinskii, K. D.. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoi antropologii [Human as a subject of upbringing. A study on pedagogical anthropology]. Moscow: Akademiya pedagogicheskikh nauk, 1948. Pp. 120.

Received 22.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.