PSYCHOLOGICAL SCIENCES
Particular attention to younger students and the development of voluntary attention Okoneshnikova A. , Chapogir L. (Russian Federation) Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания Оконешникова А. В.1, Чапогир Л. С.2 (Российская Федерация)
1Оконешникова Алина Васильевна / Okoneshnikova Alina - кандидат педагогических наук,
доцент,
кафедра начального образования;
2Чапогир Лидия Степановна /Chapogir Lidya - студент НОТ-13,
Педагогический институт,
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация: в статье написано о внимании младших школьников, и как развивать их произвольное внимание с помощью ряда упражнений.
Abstract: in an article written about the arbitrary attention junior high school students and its development through a number of exercises.
Ключевые слова: внимание, произвольное внимание, развитие произвольного
внимания.
Keywords: attention, voluntary attention, development of voluntary heed.
Многие исследователи изучают природу и методику развития внимания. А. М. Руденко понимает под вниманием произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия [4, с. 347].
В психологии выделяется несколько подходов, объясняющих феномен внимания. В соответствии с ними, по мнению автора, трактуется:
- как результат эмоции (Т. Рибо): считается, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими;
- как ограничение сознания (И. Герберт и У. Гамильтон): более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в подсознание, а то, что остается в сознании, и привлекает наше внимание;
- как проявление установки (Д. Н. Узнадзе): установка выделяет определенный образ из всего из многообразия окружающий объектов;
- как один из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности человека (П. Я. Гальперин) [4, с. 346-347].
А. М. Руденко рассмотрел виды и свойства внимания, составил таблицу [4, с. 349], из которой следует, что из уровней психической активности большое значение имеют произвольное и послепроизвольное внимание. Первое «является результатом сознательного сосредоточения на определенной информации, требует волевых усилий и, как правило, утомляет через 20 минут». А второе «вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами». Оно является самым эффективным и длительным [4, с. 349].
Известно, что серьезные сдвиги в развитии внимания происходят после поступления детей в школу, т. к. новые условия жизни и деятельности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требования, чем в дошкольном детстве. С 1-го класса школьник целый рабочий день живет в условиях довольно жесткого
108
регламента, выбор его занятий определяет учитель, иным становится отношение окружающих к качественным показателям действий ребенка. Во внимании младшего школьника еще много черт детскости, оно легко отвлекается. По наблюдениям Н. П. Анисимовой, только на одном уроке в 1-м классе учитель совершает с учениками до 15-17 переходов от одного вида занятий к другим [2, с. 13].
Безусловно, необходимо развитие произвольного внимания детей. Для этого А. М. Руденко со ссылкой на Р. С. Немова рекомендует:
- стараться в любой обстановке замечать все наиболее характерное, типичное;
- если обстановка знакома, целесообразно постараться заметить все, что в ней изменилось с момента последнего пребывания;
- читая, стараться одновременно охватывать вниманием как можно большую часть текста, читать как можно быстрее, одновременно улавливая смысл прочитанного;
- стараться выполнять сразу несколько дел. Подобная работа хорошо развивает внимание;
- выполнять специальные упражнения, направленные на развитие концентрации и распределение внимания [4, с. 350-351].
Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Волевое регулирование внимания развито слабо.
Значительно лучше обстоит дело с непроизвольным вниманием, т. к. дети любопытны и любознательны. Но и непроизвольное внимание непродолжительно. Учителя должны развивать произвольное внимание. Безусловно, сам процесс обучения способствует его развитию, его устойчивости. По мере того как расширяется поле деятельности школьника, появляются новые предметы. Во время учебной деятельности, которая становится для него основной, ребенок приучается к систематическому труду. Но при этом нужно развивать как непроизвольное, так и произвольное внимание.
Условием поддержания внимания является разнообразие учебного материала, последовательность его раскрытия и увлекательное изложение. Необходимо пробуждать интерес к изучаемому предмету: это может быть необычное начало, приглашение на урок сказочного персонажа, игровое действие, сама игра, которая помогает разнообразить материал.
Учитель может выработать произвольное внимание детей четкой организацией урока. Известны опорные сигналы В. Ф. Шаталова и опорные схемы С. Н. Лысенковой. Известен также прием, когда учителя пишут план на доске или пользуются готовой схемой, что организует внимание, облегчает синтез полученных знаний. На состояние внимания влияет темп и режим труда. Поможет и использование индивидуальных заданий, коммментирование ответов, рассуждение при решении задач, при выполнении сложных грамматических заданий, участие в конкурсах.
Средством обострения интереса к привычному, обыденному является прием «остранения». Н. П. Анисимова в качестве примера приводит повесть В. Брагина «В стране дремучих трав». Герой изобретает вещество, уменьшающее человека до размеров муравья. Изменившийся угол зрения позволяет ему по-новому увидеть, казалось бы, хорошо известный мир живых существ и растений, постоянно окружающих человека [2, с. 19-23].
Н. П. Анисимова упоминает виды рассеянности детей. Она обращает внимание на их ученую рассеянность, которая проистекает от увлечения их данной темой [2, с. 24]. Это свойство ребенка педагог должен использовать для перевода непроизвольного внимания в произвольное.
109
Для развития внимания нужны упражнения. Коррекционные приемы и упражнения можно найти в психологической литературе, например, в книге Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога» [3]. Приведем некоторые упражнения из этой книги, доступные для учащихся начальных классов, которые мы рекомендуем использовать.
«Кто быстрее?»
Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например: «о» или «е». Успешность выполнения текста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес [3, с. 321].
«Наблюдательность»
Это задание труднее. Ребенок должен описать по памяти школьный двор, путь из дома в школу - все, что он видел сотни раз [3, с. 321]. Сложность задания в том, что описание проверить будет трудно: ребенок может приезжать в школу в автобусе или в личном транспорте.
«Зеркало»
Выбирается водящий, а все остальные дети исполняют роль зеркала. Водящий глядит на одного человека - «свое зеркало» и начинает делать перед ним разнообразные движения. «Зеркало» повторяет все движения в зеркальном отражении. Например, если водящий поднял правую руку, «зеркало» поднимает левую и т. д. Как только «зеркало» ошиблось, все кричат: «Зеркало разбилось!» Тогда водящий выбирает себе новое «зеркало». Побеждает самое прочное «зеркало» [1, с. 190].
«Внимательный трамвай»
Дети встают в круг. Все они пассажиры трамвая. Трамвай спрашивает у всех по очереди, куда они едут. Затем дети выстраиваются в цепочку за «внимательным трамваем». Трамвай начинает медленно двигаться, делая остановки, на которых пассажиры выходят после объявления остановки и кому выходить. Если объявляется не та остановка и не для того пассажира, ребенок остается. Игра проигрывается несколько раз, чтобы все дети побывали в роли трамвая. Побеждает тот трамвай, в котором не остается ни одного пассажира к концу рейса [1, с. 194].
«Предметы на одну букву»
Дети делятся на две и более групп. На доске пишется какая-либо буква, например, «Р». Каждая группа в течение одной-двух минут должна найти и записать все предметы в комнате на букву «Р». Затем группы поочередно называют все эти предметы. Побеждает группа, нашедшая больше предметов на заданную букву [1, с. 195].
«Кто стучится в дверь ко мне»
Одному из детей завязывают глаза и сажают спиной к остальным. Все по одному подходят к сидящему и стучат по спинке его стула. Сидящий спрашивает: «Кто стучится в дверь ко мне?». Стучавший, изменив голос, отвечает: «Это я». Сидящий должен отгадать, кто пришел в гости. Сидящий имеет право на три попытки. Если он не отгадает, его место занимает стучавший. Побеждает ни разу не ошибшийся [1, с. 196].
Таким образом, изучение психологической литературы и подбор серии упражнений позволит выработать пути развития внимания у младших школьников.
В заключение следует сказать, что развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейшим приобретений личности на данном этапе ее развития. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в тесном взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
110
Литература
1. Лопатина А. А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. 3-е изд. М.: Амрита-Русь, 3005. 320 с. (Серия «Образование и творчество»).
2. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 142 с.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.
4. Руденко А. М. Психология: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 556 с.
111