Научная статья на тему 'Содержание и структура обучающего эксперимента по формированию внимания школьников в процессе усвоения языка'

Содержание и структура обучающего эксперимента по формированию внимания школьников в процессе усвоения языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / КРИТЕРИИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ / ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА / ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ / PERSONAL / META-SUBJECT / SUBJECT RESULTS / ATTENTION / MEMORY / ASCERTAINING / EXPERIMENT / CRITERIA / DEVELOPMENT OF ATTENTION / STAGES OF EXPERIMENT / RESEARCH TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямалетдинова А.М., Маркелова Н.А.

Статья посвящается актуальной психолого-педагогической и лингводидактической проблеме формированию личности обучающегося, в частности, внимания, как основного структурного компонента познавательного процесса. В ней раскрывается содержание и структура экспериментального исследования: этапы и направления лингводидактического и психологического исследования; показатели констатирующих срезов, отражающихся в таблицах; содержание психологических методик, лингводидактического материала ( задания, упражнения); критерии определения уровня развития внимания. Для получения объективных результатов эксперименты проводились в городской и сельской школах. В статье отражаются итоги обучающего эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content and structure of the teaching experiment on the formation of the attention of schoolchildren in the process of mastering the language

The article devoted to the actual psychological-pedagogical and linguodidactic problem, the formation of the learner's personality, in particular, attention, as the main structural component of the cognitive process. It reveals the content and structure of experimental research: the stages and directions of linguodidactic and psychological study; the indicators of the ascertaining sections reflected in the tables; the content of psychological techniques, linguodidactic material (tasks, exercises); criteria for determining the level of development of attention. To obtain objective results, experiments were conducted in urban and rural schools. It involved 300 schoolchildren of the 5th grade of the Sharansky Secondary School No. 2 of the Sharansky District, the Republic of Bashkortostan (100 schoolchildren) and the Gymnasium No. 3 in Ufa (200 schoolchildren). The study included two ascertaining and one forming experiment. The results of the teaching experiment are reflected in the article.

Текст научной работы на тему «Содержание и структура обучающего эксперимента по формированию внимания школьников в процессе усвоения языка»

УДК 372.8

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ОБУЧАЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВНИМАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА

© А. М. Ямалетдинова, Н. А. Маркелова*

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (909) 351 15 64.

*Email: dream_girl3101@mail.ru

Статья посвящается актуальной психолого-педагогической и лингводидактической проблеме - формированию личности обучающегося, в частности, внимания, как основного структурного компонента познавательного процесса. В ней раскрывается содержание и структура экспериментального исследования: этапы и направления лингводидактического и психологического исследования; показатели констатирующих срезов, отражающихся в таблицах; содержание психологических методик, лингводидактического материала ( задания, упражнения); критерии определения уровня развития внимания. Для получения объективных результатов эксперименты проводились в городской и сельской школах. В статье отражаются итоги обучающего эксперимента.

Ключевые слова: личностные, метапредметные, предметные результаты, внимание, память, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, критерии уровня развития внимания, этапы эксперимента, задачи исследования.

Школа играет исключительно важную роль в системе общего образования. Школа - это звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Определить современные требования к школе, обеспечить качественное образование - основная задача федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413» [15].

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные цели образования. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу началь-

ного обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредмет-ных и предметных результатов [15].

Раскроем понятия, которые отражают личностные, метапредметные, предметные результаты.

• Личностные результаты предполагают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

• Метапредметные результаты предполагают освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметных понятий.

• Предметные результаты предполагают освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Современное образование - это путь модернизации и инновационного развития. Важнейшими качествами личности школьника становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи. Именно школа фактически является важным элементом в этом

процессе. Главные задачи современной школы -раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства школе сегодня. Предметные цели курса русского языка максимально приближаются к жизненным потребностям старшеклассника, отражают жизненные ориентиры учащихся и дают им возможность научиться различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; дают возможность овладеть секретами эффективного общения, научиться осознанному отбору и организации языковых средств с целью достижения коммуникативного совершенства. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени общего образования, обеспечивающим его результативность, являются ориентировка школьников в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования универсальных учебных действий. Реализация программы формирования универсальных учебных действий в школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, к примеру, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Русский язык в школе является одним из главных предметов, на его изучение выделяется наибольшее количество часов.

Полноценный урок русского языка ориентирован на развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций учащихся, на формирование познавательного интереса в процессе обучения. Нужно раскрывать особенности формирования мыслительных процессов учащихся на основе реализации развивающего обучения при максимальном использовании предметно-содержательного контекста учебной программы и подборе дидактического материала. В условиях изменения содержания образования все большее значение приобретает активизация познавательной деятельности учащихся, в качестве основного механизма

которой признается развитие мышления, обеспечивающего целостный, гибкий, системный подход к изучению объектов окружающего мира. Очевидным становится переход от учебной деятельности, основанной на усвоении конкретных предметных знаний, умений и навыков, к овладению каждым учащимся с учетом его психофизиологического развития навыками логического и образного мышления. Навыки обеспечивают формирование умений грамотно излагать свою речь, логически строить высказывание, приводить аргументы для подтверждения своих мыслей, уметь сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и применять полученные навыки в новой ситуации.

Важную роль в развитии познавательных процессов, в т.ч. внимания, играет потенциал русского языка, как школьного предмета. Внимание - процесс, который пронизывает все другие интеллектуальные и познавательные способности: ощущение, восприятие, мышление, память, логика. Оно обеспечивает эффективное функционирование этих процессов [5, с. 279].

Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание - это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Психология внимания - одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались Н. Н. Ланге, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожцев и многие другие. Н. Н. Ланге определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия», П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, и Н. Ф. Добрынин. К. Д. Ушинский отмечал огромную роль внимания в психической деятельности: «...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [13, с. 230].

Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая дея-

тельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, удерживать внимание при решении учебных задач. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л. С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, - писал Л. С. Выготский, -мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [3, с. 352].

Проблема внимания в психолого-педагогической литературе нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Действительно, проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Для определения познавательных, интеллектуальных способностей школьника, в т.ч. внимания, мы провели собственное эмпирическое исследование (срез) по формированию интеллектуальных способностей (познавательных способностей): внимание, память, интеллект, логика, мышление, восприятие школьников в процессе изучения русского языка, который в психологии разрабатывался такими учеными, как Н. А. Бернштейн (1896-1966), Б. Г. Ананьев (1907-1972), Р. С. Немов, П. Я. Гальперин.

В эксперименте участвовало 300 школьников 5-х классов Шаранской средней школы №2 Шаранского района Республики Башкортостан (100 школьников) и МБОУ Ордена Дружбы народов гимназии №3 имени М. Горького г. Уфы (200 школьников). Исследование включало 2 констатирующих и 1 формирующий эксперимент. Констатирующие эксперименты проводились: первый (К1) в 2011-2012 г.; второй (К2) в 2013-2014 г.

Раскроем содержание констатирующего эксперимента.

Задачи исследования

1. На основе анализа психолого-педагогических источников подобрать надежные тесты для осуществления диагностических мероприятий.

2. Выявить диагностическим путем уровень развития произвольного внимания у детей школьного возраста.

3. Разработать, внедрить и апробировать кор-рекционную развивающую программу по развитию произвольного внимания.

4. Проанализировать полученные результаты.

В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие этапы:

1. Аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития внимания у школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом.

2. Диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития произвольного внимания, а также проводилась первичная диагностика (констатирующий эксперимент).

3. Подготовка и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялось составление коррекционной развивающей программы, ее внедрение в образовательный процесс.

4. Анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов.

5. Заключительный этап включал в себя оформление результатов проведенного исследования.

По итогам первого констатирующего эксперимента мы получили низкие показатели уровня развития внимания школьников Шаранской средней школе №2 и МБОУ гимназии №3 г.Уфы. Нами была проанализирована психологическая литература и был проведен формирующий эксперимент. Разработаны специальные упражнения и задания для повышения уровня познавательных (интеллектуальных) способностей учащихся гимназии №3 г. Уфы и в средней Шаранской школе №2 (рис. 1). По вертикали - процент выполненных заданий из расчета 5 видов теста - 100%, по горизонтали -количество детей.

Рис. 1. К1.

Работа велась в двух направлениях:

1. Использование специальных упражнений на уроках русского языка, тренирующих основные свойства внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.

2. Использование упражнений на уроках русского языка, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова или выражения - дети схватывают этот смысл и, довольствуясь им, «пренебрегают частностями». В связи с этим главная задача таких занятий - преодоление этого глобального восприятия, попытка научить воспринимать содержание с учетом элементов на фоне смысла целого.

Приведем примеры упражнений и приемов, которые мы использовали на уроках русского языка. Они направлены на концентрацию внимания: корректурные задания, задания по методике Мюн-стерберга, упражнения на формирование внимательности, тренировку и переключение внимания у школьников; задания, направленные на увеличение уровня распределения внимания.

1. Задание на выявление недостатка внимания при обнаружении ошибок в тексте. Примеры текстов, предлагаемых детям с целью обнаружения ошибок:

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

2. Словарный диктант с комментированием каждого слова и повторением правил.

3. Упражнения на тренировку и распределение внимания - «Найди слова».

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т.д.).

5. Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР.

6. Упражнение «Следи за своей речью».

В двадцатые годы прошлого столетия была очень популярна такая игра на внимание. Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете 100 рублей, что хотите, то купите, «да» и «нет» не говорите, черное и белое не покупать». И начинает задавать каверзные вопросы, пытаясь «вырвать» у отвечающего запрещенные слова.

- Вы хотите купить черное платье?

- Я хочу купить зеленое платье.

- А разве зеленое вам к лицу?

- Мне просто нравится зеленый бархат.

- Это будет бальное платье?

- Бальное.

- Ваше зеленое платье должно быть длинным?

- Да (!).

Проигрыш. Надо было, например, сказать «Разумеется».

7. Упражнение на формирование внимательности у учеников.

Подобное упражнение можно провести на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные - двумя, затем по команде «Внимание!» - наоборот, существительные - двумя, а прилагательные - одной.

Например:

В январе мороз трескучий

и валится снег сыпучий, В феврале у нас в оконце

Засверкало ярче солнце. Стаял рыхлый снег в апреле, птички звонкие там пели.

8. Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, красный кружок. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Повторный констатирующий эксперимент на развитие внимания у школьников мы провели в 2012 г., результаты повторного констатирующего эксперимента (К2) были выше предыдущего в гимназии №3 г. Уфы и в Шаранской средней школе №2 (рис. 2).

■ Уфа

■Шаран

Количество детей

Рис. 2. К2.

Критериями, по которым мы определяли уровень развития внимания, были тесты. Всего было предложено 5 видов тестов (100%) на различные виды внимания:

1 - на развитие внимания. Авторы В. Конецкая, П. Я. Гальперин.

Методика « Да и нет» была предназначена для исследования произвольного внимания на формирующем этапе эксперимента « Развитие произвольного внимания школьников». Ход выполнения задания, учитель на уроке русского языка обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова « да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить «да» и «нет».

2 - интеллект и творческая способность. Автор Н. П. Рыжих. Ход выполнения данного эксперимента, тест состоящий из 50 вопросов. Тест предназначен для определения интеллектуальных, творческих способностей, способностей к обучению и познавательной деятельности.

3 - оценка логического мышления; логического мышления (из энциклопедии школьного психолога). Ход выполнения данного исследования, тест помогающий выяснить, насколько развито логическое мышление. Предлагается 18 логических задач, каждая задача состоит из двух логических посылок. Буквы в них находятся в определенных численных взаимоотношениях между собой. Опираясь на эти логические предпосылки, решите, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой. На задания отводится 5 минут, оценка производится по количеству правильных ответов.

4 - избирательность внимания (из энциклопедии школьного психолога). Избирательность внимания обеспечивает успешную настройку при наличии помех на восприятии информации при постановке сознательной цели. В предложенном наборе букв есть слова, задача - как можно быстрее считывать текст, подчеркнуть эти слова. Пример: «рюксбюсрадостьуфрнк». Постарайтесь обнаружить замаскированное слово «радость».

5 - определение активного словарного запаса. Автор Р. С. Немов. В данном эксперименте ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется и анализируется. Отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития речи.

Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании. Были изучены следующие виды нарушений внимания у младших школьников: отвлекаемость (внутренняя и внешняя), рассеянность (мнимая и подлинная), инертность. Были диагностированы следующие свойства внимания: продуктивность и устойчивость, переключаемость, объем внимания, распределение внимания, уровень развития произвольного внимания. Коррекционная работа по развитию произвольного внимания школьников на уроках русского языка, эффективна лишь в случае, если используется значительный спектр методов: наблюдение, психологический эксперимент, изучение опыта, анализ документации, изучение детских работ, изучение литературных источников, показателями данной работы являются эксперименты, проводимые в гимназии и средней школе. Каждый из указанных методов обретает действенность в совмещении с другими, так как их использование носит комплексный характер.

Сравнивая результаты диагностики, можно сделать вывод, что после проведения игр, уровень развития основных свойств внимания значительно увеличился у школьников в гимназии, а средней школе остался на том же уровне, следовательно, на уроках русского языка необходимо использовать различные способы концентрировать внимание школьников.

Рис. 3. Результаты К1 и К2.

В заключение хотелось бы отметить, что в современной школе пока не в полной мере обеспечивается развитие произвольного внимания школьников. Процесс развития внимания должен пронизывать все этапы развития личности ребенка.

Вся проделанная работа позволяет сделать следующие выводы:

1. школьники еще не могут самостоятельно развивать произвольное внимание, им необходима помощь взрослых;

2. помощь взрослых должна быть целенаправленной и включать в себя разнообразные формы и методы, в т.ч. и игры;

3. благоприятную почву для этого создает наличие программы, разработанной на основе наблюдений за детьми, и проведенных экспресс-диагностик;

4. ведя наблюдения за детьми, можно получить точную картину возможностей каждого, и это сделает работу по развитию детей более эффективной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические особенности

контекстного обучения. М.: Знание, 1987. С. 370.

2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность,

концепт: становление антропоцентрической парадигмы в

10.

11.

12.

13.

14.

15.

языкознании // Филологические науки . М.: МИОО, 2001 №1. С. 64-72.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. С. 352.

Зимняя И. А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального обра-зования( идеализированная модель) // Проблемы качества образования. М.: Уфа, 2005. С. 346.

Зинченкова О. Большой психологический словарь. М.: АСТ-Москва, 2008. С. 250.

Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 188. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. С. 456.

Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств. М.: Генезис, 2007. С. 120. Нойнера Г., Бабанского Ю. К.Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1984. С. 278.

Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т. 3. Кн. 2. М.: АН СССР, 1952. С. 28.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педаго-гика,1989. С. 488.

Смолкин А. М. Методы активного обучения. М.: Знание, 1991. С. 30.

Сластенина М. Н. Дидактика средней школы. М. : Просвещение, 1982. С. 303.

Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: Академия педагогических наук, 1948. С. 120.

Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru

Поступила в редакцию 20.06.2017 г.

CONTENT AND STRUCTURE OF THE TEACHING EXPERIMENT ON THE FORMATION OF THE ATTENTION OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING THE LANGUAGE

© A. M. Yamaletdinova, N. A. Markelova*

Bashkir State University 32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (909) 351 15 64.

*Email: dream_girl3101@mail.ru

The article devoted to the actual psychological-pedagogical and linguodidactic problem, the formation of the learner's personality, in particular, attention, as the main structural component of the cognitive process. It reveals the content and structure of experimental research: the stages and directions of linguodidactic and psychological study; the indicators of the ascertaining sections reflected in the tables; the content of psychological techniques, linguodidactic material (tasks, exercises); criteria for determining the level of development of attention. To obtain objective results, experiments were conducted in urban and rural schools. It involved 300 schoolchildren of the 5th grade of the Sharansky Secondary School No. 2 of the Sharansky District, the Republic of Bashkortostan (100 schoolchildren) and the Gymnasium No. 3 in Ufa (200 schoolchildren). The study included two ascertaining and one forming experiment. The results of the teaching experiment are reflected in the article.

Keywords: personal, meta-subject, subject results, attention, memory, ascertaining, experiment, criteria, development of attention, stages of experiment, research tasks.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Verbitskii A. A. Psikhologo-pedagogicheskie osobennosti kontekstnogo obucheniya [Psychological and pedagogical specificity of contextual learning]. Moscow: Znanie, 1987. Pp. 370.

2. Vorkachev S. G. Filologicheskie nauki . Moscow: MIOO, 2001 No. 1. Pp. 64-72.

3. Vygot-skii L. S. Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow: Labirint, 2005. Pp. 352.

4. Zimnyaya I. A. Problemy kachestva obrazovaniya. Moscow: Ufa, 2005. Pp. 346.

5. Zinchenkova O. Bol'shoi psikhologicheskii slovar' [Comprehensive psychological dictionary]. Moscow: AST-Moskva, 2008. Pp. 250.

6. Karaulov Yu. N. Yazyk i lichnost'. Moscow: Nauka, 1989. Pp. 188.

7. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Personality]. Moscow: Politizdat, 1975. Pp. 456.

8. Lepeshova E. M. Razvitie lichnosti shkol'nika. Rabota so slovarem psikhologicheskikh kachestv [The development of a student personality. Work with a dictionary of psychological traits]. Moscow: Genezis, 2007. Pp. 120.

9. Noinera G., Babanskogo Yu. K.Optimizatsiya protsessa obucheniya [Optimization of the learning process]. Moscow: Pedagogika, 1984. Pp. 278.

10. Pavlov I. P. Polnoe sobranie sochinenii. Vol. 3. Kn. 2 [Complete works. Vol. 3. Part 2]. Moscow: AN SSSR, 1952. Pp. 28.

11. Rubinshtein S. L. Osnovy obshchei psikhologii [Basics of general psychology]. Moscow: Pedagogika,1989. Pp. 488.

12. Smolkin A. M. Metody aktivnogo obucheniya [Methods of active learning]. Moscow: Znanie, 1991. Pp. 30.

13. Slastenina M. N. Didaktika srednei shkoly [Didactics of secondary school]. Moscow: Prosveshchenie, 1982. Pp. 303.

14. Ushinskii, K. D. Chelovek kak predmet vospitaniya. Opyt pedagogicheskoi antropologii [Human as a subject of education. Study on pedagogical anthropology]. Moscow: Akademiya pedagogicheskikh nauk, 1948. Pp. 120.

15. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart. URL: http://standart.edu.ru

Received 20.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.