Научная статья на тему 'Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект)'

Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7058
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ВНИМАНИЕ / РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ СОСТАВ ВНИМАНИЯ / СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / EDUCATIONAL ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ATTENTION / OF ATTENTION DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN / OPERATIONAL FOCUS OF ATTENTION / ATTENTION PROPERTIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борзенкова Ольга Александровна, Ким Елена Павловна

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) является важной задачей современной начальной школы. Данный документ содержит основные требования к результатам образовательной деятельности детей, которые обосновываются с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Внимание как базовая психическая функция способствует достижению всех предметных и метапредметных планируемых результатов. Внимание как одно из важнейших мыслительных действий (П.Я. Гальперин) необходимо при изучении любого материала; его отсутствие негативно влияет на формирование навыка самостоятельной работы, препятствует получению прочных знаний. В научной литературе указанная категория рассматривается с разных позиций: необходимое условие психологической деятельности, контроль, состояние человека, направленность, сосредоточенность деятельности на объекте и др. Авторы подчеркивают важность развития внимания в младшем школьном возрасте; в методическом аспекте внимание целесообразно рассматривать как автоматизированное умственное действие контроля, что отвечает требованиям ФГОС НОО к результатам обучения. В статье показана характеристика основных свойств внимания; прописаны педагогические условия развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Авторы рассматривают значимость педагога начальной школы к проблеме организации образовательной деятельности с учетом основных видов внимания; обосновывают особенности развития внимания у младших школьников. Цель статьи обосновать педагогические условия развития внимания младших школьников в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борзенкова Ольга Александровна, Ким Елена Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT ATTENTION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN (THEORETICAL ASPECT)

The implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education is an important task of the modern primary school. This document contains the basic requirements for the results of educational activities of children, which are justified from the standpoint of personal, metasubject and subject results. Attention as a basic mental function contributes to the achievement of all objective and metasubject planned results. Attention as one of the most important mental actions (P.Ya. Halperin) is necessary when studying any material; its absence adversely affects skill development of independent study, prevents the acquisition of solid knowledge. In the scientific literature, this category is viewed from different perspectives: a necessary condition for psychological activity, control, human condition, focus, activity focus on an object, etc. The authors emphasize the importance of attention development in the early school years; in the methodological aspect, attention should be considered as an automated mental action of control, which meets the requirements of the Federal State Educational Standard for learning outcomes. The article shows the characteristics of the basic properties of attention; pedagogical conditions for the development of attention of younger schoolchildren in educational activities have been prescribed. The authors consider the importance of a primary school teacher to the problem of organizing educational activities, taking into account the main types of attention; substantiate the features of attention development in younger schoolchildren. The purpose of the article is to justify the pedagogical conditions for the attention development of younger schoolchildren in educational activities.

Текст научной работы на тему «Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект)»

Borzenkova Olga Alexandrovna, Kim Elena Pavlovna FEATURES OF DEVELOPMENT ATTENTION ...

pedagogical sciences

UDC 373.31

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2019

Борзенкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ким Елена Павловна, студент 5 курса Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Блюхера, 25,e-mail: [email protected])

Аннотация. Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) является важной задачей современной начальной школы. Данный документ содержит основные требования к результатам образовательной деятельности детей, которые обосновываются с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов. Внимание как базовая психическая функция способствует достижению всех предметных и метапредметных планируемых результатов. Внимание как одно из важнейших мыслительных действий (П.Я. Гальперин) необходимо при изучении любого материала; его отсутствие негативно влияет на формирование навыка самостоятельной работы, препятствует получению прочных знаний. В научной литературе указанная категория рассматривается с разных позиций: необходимое условие психологической деятельности, контроль, состояние человека, направленность, сосредоточенность деятельности на объекте и др. Авторы подчеркивают важность развития внимания в младшем школьном возрасте; в методическом аспекте внимание целесообразно рассматривать как автоматизированное умственное действие контроля, что отвечает требованиям ФГОС НОО к результатам обучения. В статье показана характеристика основных свойств внимания; прописаны педагогические условия развития внимания младших школьников в учебной деятельности. Авторы рассматривают значимость педагога начальной школы к проблеме организации образовательной деятельности с учетом основных видов внимания; обосновывают особенности развития внимания у младших школьников. Цель статьи - обосновать педагогические условия развития внимания младших школьников в образовательной деятельности.

Ключевые слова: образовательная деятельность младших школьников, внимание, развитие внимания обучающихся, операционный состав внимания, свойства внимания, педагогические условия.

FEATURES OF DEVELOPMENT ATTENTION IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN (THEORETICAL ASPECT)

© 2019

Borzenkova Olga Alexandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Primary Education

Kim Elena Pavlovna, 5th year student Samara State University of Social Sciences and Education (443090, Russia, Samara, st. Bluchera, 25, e-mail: [email protected])

Abstract. The implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard of Primary General Education is an important task of the modern primary school. This document contains the basic requirements for the results of educational activities of children, which are justified from the standpoint of personal, metasubject and subject results. Attention as a basic mental function contributes to the achievement of all objective and metasubject planned results. Attention as one of the most important mental actions (P.Ya. Halperin) is necessary when studying any material; its absence adversely affects skill development of independent study, prevents the acquisition of solid knowledge. In the scientific literature, this category is viewed from different perspectives: a necessary condition for psychological activity, control, human condition, focus, activity focus on an object, etc. The authors emphasize the importance of attention development in the early school years; in the methodological aspect, attention should be considered as an automated mental action of control, which meets the requirements of the Federal State Educational Standard for learning outcomes. The article shows the characteristics of the basic properties of attention; pedagogical conditions for the development of attention of younger schoolchildren in educational activities have been prescribed. The authors consider the importance of a primary school teacher to the problem of organizing educational activities, taking into account the main types of attention; substantiate the features of attention development in younger schoolchildren. The purpose of the article is to justify the pedagogical conditions for the attention development of younger schoolchildren in educational activities.

Keywords: educational activities of younger schoolchildren, attention, of attention development of schoolchildren, operational focus of attention, attention properties, pedagogical conditions.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Основной задачей современной начальной школы является реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО). ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, которые обоснованы с позиции личностных, метапредметных и предметных результатов [1].

Одной из базовых психических функций, которая способствует достижению всех предметных и метапред-метных планируемых результатов, является внимание.

В настоящее время объем информации, который воспринимают обучающиеся, резко возрастает. Владение вниманием, выделение важного и «отсеивание второстепенного», помогает младшему школьнику ориентироваться в широком информационном поле. Следовательно, внимание является неотъемлемой частью процесса познания.

Проблемой развития внимания младших школьников в различных направлениях занимались ученые Л.С. Выготский [2], П.Я. Гальперин [3], Н.Ф. Добрынин

[4], О.Ю. Ермолаев [5], С.П. Зубова [6], С.Л. Кабыль-ницкая [3], Т.К. Комарова [7], В.А. Крутецкий [8], С.С. Левитина [9], Т.М. Матюлина [5], Т.А. Мешкова

[5], С.Л. Рубинштейн [10], И.В. Страхов [11] и др. [1217]

В своих исследованиях указанные авторы приводят разные трактовки понятия «внимание», раскрывают особенности его развития в младшем школьном возрасте, рассматривают вопросы влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников.

Анализ последних исследований публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешимых раньше частей общей проблемы.

Аспекту развития внимания посвящено множество научных исследований; данное понятие рассматривается с разных точек зрения; имеет множество значений.

8

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

педагогически науки

Борзенкова Ольга Александровна, Ким Елена Павловна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ...

Важность развития внимания в образовательной деятельности детей подтверждается исследованиями П.Я. Гальперина [3], С.П. Зубовой [6], С.С. Левитиной [9], С.Л. Кабыльницкой [3] и др. [18-22]

В трудах С.Л. Рубинштейна [10], Н.Ф. Добрынина [4], И.В. Страхова [11] и др.[5-9, 14-16, 19] детально проанализирована природа свойств внимания, их взаимосвязь; обоснована специфика проявления в деятельности, показана взаимосвязь с особенностями личности.

Несмотря на актуальность обозначенной проблемы, указанные авторы не уделяют должного значения реализации методических условий, направленные на развитие внимания младших школьников в учебной деятельности.

Поиск системы значимых дидактических средств, способствующей развитию вниманию младших школьников, особенно таких его свойств, как устойчивость, распределение, переключение, - одна из задач современной начальной школы.

Итак, внимание в исследованиях К.Д. Ушинского трактуется как «дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» [12, с.22].

Произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия - такая трактовка внимания в трудах А.М. Руденко [13, с.347].

Н.Ф. Добрынин под вниманием понимает особый вид психической деятельности, который выражается в выборе и поддержании основных процессов этой деятельности [4, с.125].

П.Я. Гальперин под вниманием подразумевает свернутое и автоматизированное действие контроля [3, с.8].

Б.Г. Ананьев рассматривает внимание как сосредоточенность сознания на объекте [14]. Предложенное определение предполагает качественную характеристику внимания; не обосновывает механизм развития внимания, который необходим для организации образовательной деятельности младших школьников.

Внимание как психическое состояние трактуется в статьях В.И. Страхова [11]. Автор замечает, что специальная организация деятельности ученика является важным условием развития внимания, однако психологические основы развития внимания он не рассматривает.

Заметим, что у младших школьников существует прямая зависимость устойчивости внимания от развития самоконтроля, но некоторые авторы (И.В. Страхов [11], Н.Ф. Талызина [15]) рассматривают внимание и самоконтроль как разные.

Таким образом, внимание в научных трудах трактуется с разных позиций: необходимое условие психологической деятельности, контроль, состояние человека, сосредоточенность деятельности на объекте.

В методике обучения целесообразно рассматривать внимание как автоматизированное умственное действие контроля, что отвечает основным требованиям ФГОС НОО [1] (в стандарте к регулятивным универсальным учебным действиям относят целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция).

Формирование целей статьи (постановка задания).

Выделим цель статьи: обосновать педагогические условия развития внимания младших школьников в образовательной деятельности.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В психолого-педагогической литературе подчеркивается значимость целенаправленного развития внимания младших школьников, тем не менее, в практической деятельности учителя начальных классов часто смещают акцент на формирование предметных знаний и умений, что способствует затруднению в развитии внимания.

Следствием невнимательности младших школьников, их неумения сосредотачивать и удерживать вни-

мание при решении учебных задач может быть пониженная успеваемость. Возможными причинами такого положения являются недостаточные знания учителей о процессе развития внимания, его закономерностях, малое количество методических разработок по развитию внимания младших школьников в образовательной деятельности.

Главная задача учителя - организовать учебный процесс с учетом основных этапов развития внимания младших школьников, что характеризует должный уровень сформированности педагогической компетентности.

Заметим, что внимание развивается не в результате применения отдельных приемов, а благодаря систематической учебно-воспитательной работе.

Сделаем акцент на основных видах внимания. Общие и отличительные признаки различных видов внимания показаны в таблице 1.

Таблица 1 - Общие и отличительные признаки различных видов внимания (источник: Л.С. Выготский [2], Е.П. Ересь [18], С.П. Зубова [6], К.Д. Ушинский [12] и

др.)

Качества внимания Непроизвольное Произвольное внимание По сл епр о изво льно е

причины о сооенносш внешних р а здр а жите л ей и внутренне состояние определенные, сознательные цели, поставленные субъектом увлеченность суоьекта выполняемым делом

цел, по ставленной цел и достижение конечного р езультата деятельности поставленная цель

волево е усилие нет присутствует ослаоеваетилиисчезает

отличие от других видов ведущий (преобладающий) вид у ■ОЙХЗШаШря нач альной школы волевоеуснлне, речь; у детей младшего школьного возраста младших школьников не сформировано

Для повышения результативности обучения важно развивать именно произвольное и послепроизвольное внимание.

В зависимости от форм учебной деятельности выделяют коллективное, групповое и индивидуальное внимание [6, с.15]. Коллективное внимание характеризует внимание отдельного ребенка в условиях коллективной организации деятельности (сосредоточение всех учеников на одном предмете). Групповое внимание - сосредоточение внимание группы в условиях работы в коллективе.

Внимание отдельного обучающегося при работе его один на один с педагогом (сосредоточение внимания на своем задании) - особенность индивидуального внимания [9].

Задача организации внимания обучающихся для педагога сопутствующая, а не основная. Такая точка зрения отражена в исследовании С.П. Зубовой [6, с.15]. На первый план выступает создание определенных условий по организации включения детей в продуктивную деятельность, переключаться в нужный момент, не отвлекаться.

Успешная организация индивидуального внимания обеспечивается тремя факторами: необходимостью обучающегося действовать; постоянной «обратной связью»; возможностью работать в соответствии со своими возможностями и особенностями [6, с.16].

В условиях коллективной организации деятельности младшего школьника важна позиция самого ребенка (обучающегося), «обратная связь» присутствует эпизодически.

Решение проблемы управления вниманием тесно связано с проблемой индивидуальных особенностей обучающихся (И.В. Страхов [11, с.27]).

Одним из необходимых условий для управления развитием внимания выступает индивидуализация деятельности обучающихся по темпу (С.П. Зубова [6, с.17]). Также необходимо и другое условие - обеспечение активной позиции каждого обучающегося в процессе образовательной деятельности.

Еще одна классификация внимания рассмотрена в трудах В.В. Богословского [16], С.П. Зубовой [6],

Borzenkova Olga Alexandrovna, Kim Elena Pavlovna pedagogical

FEATURES OF DEVELOPMENT ATTENTION ... sciences

А.Г. Ковалева [17], Т.К. Комаровой [7] и др. [18, 19, 23, 24]. Авторы рассматривают внешненаправленное и внутреннее внимание (основание - находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются мысли, переживания личности). Внешненаправленное внимание включено в перспективную деятельность человека и регулирование предметной деятельности. Внутренне внимание связано с осознанием личности своей деятельности, своего внутреннего мира.

Таким образом, внимание целесообразно понимать как умственное действие контроля, что позволяет определить его операционный состав, который показан на рисунке 1.

Для методики обучения целесообразно деление внимания на непроизвольное, произвольное и послепроиз-вольное; индивидуальное и коллективное. Для повышения эффективности обучения важно развивать именно произвольное и послепроизвольное внимание (в то время как ведущим у младших школьников является непроизвольное внимание). Главная задача педагога начальной школы - развитие произвольного внимания обучающегося и на его основе послепроизвольного внимания.

Традиционно обосновывают следующие свойства внимания: устойчивость, переключаемость, объем, концентрация и распределение [19, с. 155-158].

Рассмотрим указанные свойства подробнее.

Устойчивость внимания — это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость проходит следующие стадии [20, с. 217].

1. Первоначальное вхождение в трудовую деятельность (внимание малоустойчиво).

2. Последующее достижение сосредоточенности, а затем ее колебание, преодолеваемое путем волевого усилия (максимальная устойчивость).

3. Снижение сосредоточенности и работоспособности при усилении утомления (снижение произвольного внимания).

Переключаемость внимания заключается в запланированном переходе от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Данная характеристика внимания проявляется в скорости, с которой человек осуществляет этот переход.

Объем внимания — это количество объектов, воспринимаемых одновременно.

Концентрация характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете и объекте деятельности. Высокая концентрация внимания позволяет замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания.

Распределение внимания - это возможность рассредоточить внимание на нескольких объектах или одновременно успешно выполнять несколько действий. И.В. Страхов указывает на существование трех уровней в распределении внимания [11, с. 26].

Первый уровень - внимание распределяется между двумя видами деятельности, одна из которых выполняется на основе прочно выработанного навыка (легкий).

Второй уровень - одновременное выполнение двух видов умственного труда (средний).

Третий уровень - внимание распределяется между двумя мыслительными процессами с различным содержанием (высокий).

Е.П. Ересь выделяет еще два свойства внимания: колебание и отвлекаемость. Колебание внимания состоит в периодическом его усилении и ослаблении. А отвлекае-мость внимания - непроизвольное перемещение внимания от одного объекта к другому [18, с. 21].

У младших школьников (обучающиеся первого класса) отмечается небольшая устойчивость (30-35 минут), легкая отвлекаемость. Дети не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Но к окончанию начальной школы данное свойство совершенству-10

ется [6, с. 31-32].

Задача

I

Анализ заданной ситуации

Построение образа операции нз состава планируемого действия

Сличение построенного образа с образцом

Корректирование образа

Переход е следующей операции нз состава планируемого действия

Рис. 1. - Операционный состав внимания (источник: С.П. Зубова [6])

Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к концу обучения в начальной школе у детей почти такие же, как у взрослого человека [6, с. 32].

К 9-10 годам младшие школьники становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий или операций.

Рассмотрим педагогические условия, способствующие развитию внимания в образовательной деятельности детей [8, с. 76-77]:

- знание педагогом основных психологических закономерностей процесса усвоения учебного материала младшими школьниками (в психологии известна следующая закономерность: «Успех формирования мыслительного действия зависит от сформированности операций, входящие в его состав»);

- грамотная организация урока: педагог начальной школы обязан найти оптимальный темп учебного процесса; однообразная, монотонная работа быстро утомляет, поэтому необходимо разнообразить деятельность детей на уроке;

- создание условий для продуктивной, самостоятельной и творческой работы младших школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- соответствие заданий (или упражнений) возможностям обучающихся; грамотное их сочетание в образовательной деятельности младших школьников;

- для успешного овладения действием внимания необходимо его развивать у младших школьников в течение 15-20 занятий, уделяя на каждом занятии по 10-15 минут (П.Я. Гальперин [3], Г.В. Разумовская [24]).

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Педагог начальной школы в своей профессиональ-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 1(3)

педагогически науки

Борзенкова Ольга Александровна, Ким Елена Павловна ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ...

ной деятельности обязан реализовывать педагогические условия развития внимания младших школьников, что ведет к результативности образовательной деятельности детей.

В теоретическом плане актуальной остается проблема о взаимосвязи свойств внимания (устойчивость, переключаемость, объем, концентрация, распределение) и операций из его состава. Например, зависимость свойств внимания от сформированности операций, входящих в состав сравнения и планирования.

В методическом аспекте - обоснование дидактических возможностей развития внимания в учебной деятельности детей; например, использование средств информационно-коммуникационных технологий в развитии внимания младших школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственные образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: https:// минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 20.01.19).

2. Выготский Л.С. Психология внимания: развитие высших форм внимания в детском возрасте./Л.В. Выготский. Москва //Психология внимания: хрестоматия /ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. Изд-во 2-е, перераб. М.: АСТ: Астрель, 2008. С.671-701.

3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. М.: Издательство Московского университета, 1974. 102 с.

4. Добрынин Н.Ф. Деятельность и внимание /Н.Ф. Добрынин // Проблемы деятельности в советской психологии. Тезисы докл. к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1. М., 1977. С. 93 -137.

5. Ермолаев О.Ю., Матюлина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М. Знание, 1987. С.30-37; 69-80.

6. Зубова С.П. Формирование внимания младших школьников на уроках математики: Методическое пособие для студентов факультета начального образования / С.П. Зубова. Самара: ООО «Офорт», Самарский государственный педагогический университет, 2003. 52 с.

7. Комарова Т.К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К. Комарова. Гродно: ГрГУ, 2002. 124 с.

8. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ /В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980. 352 с.

9. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. М.: Знание, 1980. 93 с.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2005. С.418-419.

11. Страхов И.В. О психологической структуре внимания / И.В. Страхов//Вопросы психологии. Вып.УШ. Саратов, 1976. 95 с.

12. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. М.; Л.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1950. 10 т. 668 с.

13. РуденкоА.М. Психология: учебник/А.М. Руденко. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 556 с.

14. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. 2-е изд. Москва-Ленинград: Изд-во Акад.пед.наукРСФСР, 1946. 52 с.

15. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младшего школьника. М.: Просвещение, 1988. 175 с.

16. Богословский В.В. Общая психология. М.: Просвещение, 1981. 383 с.

17. Ковалев А.Г. Психология личности. Второе издание, исправленное, дополненное. М.: Просвещение, 1965. 289 с.

18. Ересь Е.П. Организация внимания в учебно-воспитательном процессе /Е.П. Ересь. Минск: Нар. асвета, 1974. 64 с.

19. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2013. 520 с.

20. Файзуллина А.Г. Особенности обучения детей дошкольного и школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 125-128.

21. Белоусова Н.А., Мальцев В.П., Семченко А.А. Адаптивный ресурс аэробного тренинга в коррекции слухового внимания у детей с обратимыми нарушениями психического развития //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 343-346.

22. Вишняков А.И., Лопина Е.В. Психологические особенности готовности к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольное образовательное учреждение // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 310-313.

23. Лысова Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учеб. пособие / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман, Я.Л. Завьялова, В.М. Ширшова. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. 398 с.

24. Разумовская Г.В. Особенности внимания младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://school2100.eom/upload/iblock/6a3/6 a3213e0fa43e96cb91916b0aeb87a49.pdf (дата обращения: 19.11.18)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.