ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
1 2 Рязанова Н.А. , Лобанова А.В.
1Рязанова Наталья Александровна - студент;
2Лобанова Анна Вячеславовна - кандидат психологических наук, направление: специальное (дефектологическое) образование, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,
г. Тула
Аннотация: проблема развития внимания учащихся с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества является одной из наиболее актуальных в настоящее время. Младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости в условиях современного информационного общества имеют ряд специфических характеристик внимания: малая устойчивость, трудности при распределении, низкий объем внимания, замедленная переключаемость, низкий уровень сосредоточенности, слабость целенаправленного внимания, преобладание непроизвольного внимания. Несмотря на значительные нарушения свойств внимания, у умственно отсталых младших школьников оно тоже развивается. Для этого требуются специальные приемы и организованная коррекционная работа, направленная на преодоление недостатков внимания. Ключевые слова: умственная отсталость, особенности внимания.
Современное общество представляет собой мир информационных технологий, вошедших в жизнь людей совсем недавно, но при этом очень стремительно.
Технологии сбора, обработки, хранения, воспроизведения информации окружают нас во всех сферах деятельности, существенно облегчая, и значительно влияя на развитие человека, в первую очередь, на развитие высших психических функций. Из всех психических функций внимание в этом случае представляет собой самую чувствительную функцию. Особенно подвержены данному влиянию дети с нарушением интеллекта (умственная отсталость).
Таким образом, проблема развития внимания учащихся с умственной отсталостью в условиях современного информационного общества является одной из наиболее актуальных в настоящее время.
Умственная отсталость представляет собой состояние, обусловленное врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3-х лет) недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта [5, с. 97].
Вопросы развития внимания у умственно отсталых детей рассматривались довольно широко. И отечественные, и зарубежные исследователи всегда уделяли много времени данной проблеме. К числу ученых, занимавшихся ее изучением можно отнести: Л.В. Занков, Ж.И. Шиф, Е.Д. Хомская, Э.С. Мандрусова, С.В. Лияпинь, П.Я. Гальперин, И.Л. Баскакова С.Д. Забрамная и многие другие авторы.
В своих работах указанные авторы отметили, что у умственно отсталых детей внимание отличается своеобразием, кроме того, они описывают вероятные пути и методы, которые позволят корректировать внимание.
Типичными являются нарушения его концентрации, переключения, распределения и снижение объема. Несмотря на значительные нарушения свойств внимания, у умственно отсталых младших школьников оно тоже развивается. Для этого требуются
специальные приемы и организованная коррекционная работа, направленная на преодоление недостатков внимания.
Исследование внимания проводилось на базе ГОУ ТО «Ефремовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». Эмпирическая выборка включала в себя шестерых учеников 2 класса с диагнозом умственная отсталость лёгкой степени, в возрасте 8-9 лет, из них 3 мальчика, 3 девочки. Небольшое количество эмпирической выборки объясняется сложностью нарушения.
Исследование внимания младших школьников с умственной отсталостью легкой степени реализовано в несколько этапов: анализ специальной психолого-педагогической литературы, планирование и реализация эмпирического исследования, анализ результатов исследования, формулирование выводов.
В ходе анализа специальной психолого-педагогической литературы определено, что в литературе существует множество определений сущности внимания, которые и в современное время толкуются по-разному и во многом отличаются друг от друга. Остается констатировать, что вопрос о природе внимания до сих пор является остро обсуждаемым в современной психологии.
В данном исследовании использовано определение внимания С.Л. Рубинштейна: «Внимание - это динамическая черта протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную взаимосвязь психической деятельности с определенным объектом, на котором она сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на какой-нибудь объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, нацеленная на объект» [3, с. 417].
Установлено, что младшие школьники с легкой степенью умственной отсталости в условиях современного информационного общества имеют ряд специфических характеристик внимания: малая устойчивость, трудности при распределении, низкий объем внимания, замедленная переключаемость, низкий уровень сосредоточенности, слабость целенаправленного внимания, преобладание непроизвольного внимания.
На втором этапе с целью исследования особенностей внимания младших школьников с легкой степенью умственной отсталости использовалась диагностическая программа, включающая в себя методики: «Найди и вычеркни» [1, с. 73-83], «Запомни и расставь точки» [2, а 73-83], Методика Пьерона-Рузера [4, с. 4], «Корректурная проба Бурдона» [1, с. 34-50].
Основанием для разработки диагностической программ послужили выводы, сформулированные на основе анализа специальной психолого -педагогической литературы.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы: для младших школьников с умственной отсталостью характерен недостаточный объём внимания, что проявляется в удержании в поле зрения малого количества объектов. Выявлена низкая концентрация и устойчивость внимания, что приводит к повышенной отвлекаемости. Наблюдаются значительные затруднения при выполнении заданий, связанных с необходимостью переключения и распределения внимания. Эмпирически установлено, что преимущественным типом внимания является непроизвольное, при этом произвольное внимание значительно отстаёт в развитии.
Выделенные особенности свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью подтолкнули к выводу о необходимости специальной организации внимания у этих детей. Можно предположить, что развитие свойств внимания у младших школьников с умственной отсталостью будет эффективна в условиях поэтапной систематической коррекционной работы.
Целью экспериментального обучения стала разработка способов и приемов формирования основных свойств внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Разработан план психокоррекционных занятий. При их составлении учитывалось то, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, и есть только одно средство его развития - сама деятельность. Развитие свойств внимания необходимо осуществлять в процессе деятельности, доступной для детей. Поэтому основным методом работы является игра и различные игровые задания. Основной их направленностью стали развитие произвольного и непроизвольного внимания и увеличение его объема, повышение переключаемости и устойчивости.
Упражнения и игры направленные на развитие наблюдательности позволят повысить концентрацию внимания ребенка за счёт формирования интереса к изучаемым явлениям, предметам.
Использование приёмов сравнения, сопоставления явлений и предметов способствуют не только повышению концентрации внимания, но и закладывает основы для развития такого свойства, как переключаемость внимания.
В ходе работы можно использовать повторение движений, прохождение лабиринтов, зашумлённые изображения, сравнения и другие способы и приёмы.
Все занятия состоят из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный. В каждое занятие включено 4-6 игр и упражнений игрового типа, основной целью которых является развитие свойств внимания.
Игры и задания предлагались с постепенным нарастанием их сложности. Каждый вид игры использовался в различных вариантах. На подготовительном этапе использовались задания небольшого объема, которые не требовали распределения внимания и сохранения задания в памяти. На последующих занятиях использовались задания, направленные на развитие свойств внимания с постепенным увеличением объема материала.
В процессе занятий использовалось речевое общение с детьми. Это способствовало развитию внимания к действиям и речи других детей, а также расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи.
Такая система коррекционного воздействия позволила не только развивать свойства внимания, но и оказать положительное воздействие на развитие всей психической деятельности младших школьников.
Таким образом, выводы, сделанные на основе теоретического анализа специальной психолого-педагогической литературы, подтверждены результатами эмпирического исследования.
Список литературы
1. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии 2-е издание / Е.Е. Данилова. М.: Академия, 2009. 173 с.
2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В. 3 кн. 4-е изд. / Р.С. Немов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 631 с.
3. Рибо Т.А. Психология внимания / Т.А. Рибо. М.: Либриком, 2011. 98 с.
4. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АЙРИС дидактика, 2007. 46 с.
5. Тиганов А.С. Патология психического развития / А.С. Тиганов. СПб.: Питер, 2008. 413 с.