Научная статья на тему 'Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью'

Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1505
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова О. И., Гурьянова М. А.

В статье анализируется эффективность программы развития произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью. Приводятся результаты, полученные при расчете с помощью Т-критерия Стьюдента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

УДК 376.4

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

© 2019 О. И. Суслова1, М. А. Гурьянова2

1канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики e-mail: imaeva20012000 @ yandex. ru

2обучающаяся 1 курса, направление 44.04.01. Педагогическое образование. Направленность (профиль) Инклюзивное образование e-mail: mar. gurianowa @ mail. ru

Россия, г. Саратов СГУ имени Н.Г. Чернышевского г. Ростов-на-Дону, ЮФУакадемии педагогики и психологии

В статье анализируется эффективность программы развития произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью. Приводятся результаты, полученные при расчете с помощью Т-критерия Стьюдента.

Ключевые слова: произвольность, учебная деятельность, младшие школьники, умственная отсталость, коррекционная программа.

Неотъемлемой частью успешной учебной деятельности является развитие произвольности - способности человека подчинять свои действия определенным правилам.

В период младшего школьного возраста развитие произвольности выдвигается в центр психического развития: формируется произвольный характер памяти, внимания, мышления ребенка; возникает способность действовать организованно, в соответствии со стоящими перед ним задачами.

При умственной отсталости произвольность памяти, внимания и мышления формируется с задержкой. Отмеча.тся трудности произвольной регуляции собственной деятельности, что препятствует успешному обучению в школе. Отмечается, что умственно отсталые дети младшего школьного возраста обладают низким уровнем развития произвольности познавательных процессов, что негативно отражается на учебной деятельности. Развитие произвольности у детей данной категории способствует успешному усвоению ими учебного материала, а также позволит сделать процесс обучения этой категории детей более эффективным, повысить их успеваемость.

Целью нашего исследования было выявление уровня сформированности произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью после реализации разработанной программы развития произвольности учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:

- подбор психодиагностического комплекса методик, позволяющего выявить уровень развития произвольности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

- экспериментальное изучение уровня развития произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью и сравнение полученных результатов с результатами их сверстников с сохранным интеллектом;

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

- разработка и реализация программы развития произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью;

- качественно-количественный анализ результатов сравнительного изучения произвольности учебной деятельности младших школьников с умственной отсталостью на начальном этапе с результатами, полученными после реализации разработанной программы развития произвольности.

Экспериментальное исследование уровня развития произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста проводилось на базе Муниципального образовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Саратова и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Школа-интернат № 5 для обучающихся по адаптивным образовательным программам г. Саратова».

В исследовании принимали участие 2 группы детей младшего школьного возраста 9-10 лет: 1 группа - дети с умственной отсталостью в количестве 12 человек; 2 группа - дети с сохранным интеллектом в количестве 12 человек.

Экспериментальное исследование проводилось с использованием методик «Треугольники» О.Г. Филимоновой, «Графический диктант» и «Запрещенные слова» Д.Б. Эльконина.

Экспериментальное исследование проводилось с каждым из учеников индивидуально.

Полученные на констатирующем этапе эксперимента результаты исследования показывают, что уровень развития произвольности младших школьников с умственной отсталостью значительно ниже уровня развития произвольности их нормально развивающихся сверстников, что убедительно доказывает необходимость развития произвольности у них.

Цель программы: развитие произвольности учебной деятельности умственно отсталых младших школьников.

Задачи программы:

1. Развитие произвольного внимания, произвольной памяти.

2. Развитие умения выполнять задания по вербальной инструкции.

3. Формирование умения действовать по вербальному правилу в речевом плане.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста с умственной

отсталостью, которые имеют проблемы с освоением учебной программы в связи с низким уровнем развития произвольности психических процессов. Также данная программа может быть эффективной для детей с задержкой психического развития и детей, не имеющих отклонений в развитии, но имеющих проблемы с произвольной регуляцией действий.

Программа составлена с опорой на следующие принципы:

1. Принцип единства диагностики и коррекции, отражающий целостность процесса психологической помощи в развитии ребенка как особую сферу деятельности практической психологии.

2. Деятельностный принцип коррекции основан на разработанной в трудах А.Н. Леонтьева и Д.Б. Эльконина теории психического развития ребенка, центральный момент которой - положение о роли деятельности в развитии психики ребенка. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка согласует, с одной стороны, требования соответствия процесса психического и личностного развития ребенка установленным нормам и признание уникальности

Суслова О. И. Гурьянова М. А. Развитие произвольности учебной деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

процесса развития отдельной личности - с другой стороны.

4. Принцип комплексности методов психологического воздействия отмечает необходимость использования всего многообразия методов и приемов психологии.

5. Принцип повышения сложности - каждое приведенное в программе задание должно проходить этапы от простого к сложному.

В программе внимание уделяется развитию произвольности психических процессов, умения действовать по словесной инструкции, развитию способности действовать по словесному плану в речи. Разработанная программа основана на методах игровой терапии. Программа предполагает 16 занятий. Длительность каждого занятия составляет 30-35 минут. Занятия проводятся в группе по 8-12 человек, 2 раза в неделю.

Программа состоит из 3 блоков, каждый из которых включает в себя задания из нескольких разделов:

1. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности. Задачи: развивать уверенность в себе и своих возможностях; повысить познавательные интересы учащихся.

2. Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельности. Задачи: развивать умение действовать по наглядному образцу и умение действовать согласно словесной инструкции взрослого; способствовать формированию внутреннего плана действий.

3. Развитие произвольности познавательных процессов. Задачи: способствовать развитию произвольного восприятия, внимания, памяти, мышления.

В общую структуру занятий входят: ритуал приветствия, игры и упражнения на активизацию внимания, игры и упражнения, направленные на развитие произвольности психических процессов, ритуал прощания, рефлексия.

Критерии оценки эффективности программы:

- повышение уровня развития произвольности познавательных процессов учащихся;

- повышение интереса и активности учеников на уроке;

- уменьшение помощи, оказываемой преподавателем ученикам при выполнении задания;

- повышение успеваемости учеников (косвенный показатель).

Для проверки эффективности предложенной программы сравним результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Согласно полученным результатам по методике «Треугольники» О.Г. Филимоновой, уровень развития произвольности повысился у 5 респондентов с умственной отсталостью. В результате проведения эксперимента у 3 испытуемых, имеющих на констатирующем этапе эксперимента средний уровень развития произвольности, на контрольном этапе эксперимента был выявлен высокий уровень развития произвольности памяти и внимания. Уровень развития произвольности повысился с низкого уровня до среднего у 2 испытуемых. Результаты 7 респондентов не изменились.

Полученные результаты показывают, что развивающие занятия способствовали повышению уровня развития произвольности внимания и памяти у некоторых умственно отсталых младших школьников.

Полученные данные методики «Запрещенные слова» Д.Б. Эльконина позволяют сделать вывод, что уровень развития произвольности повысился у 3 учеников с умственной отсталостью. У 2 испытуемых, имеющих на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень развития произвольности в общении, на контрольном этапе был выявлен средний уровень. Высокий уровень отмечается у 1 испытуемого, у

Раздел 3. СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

которого ранее был выявлен средний уровень развития произвольности в общении со взрослым. Показатели 9 испытуемых остались на прежнем уровне.

Результаты применения методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина показали, что на контрольном этапе эксперимента высокий уровень развития произвольности как умения слушать и максимально точно выполнять задание по вербальной инструкции взрослого выявлен у 2 испытуемых с умственной отсталостью. Выше среднего уровень развития произвольности как умения целенаправленно действовать по вербальной инструкции взрослого наблюдается у 4 респондентов. Средний уровень развития произвольности выявлен у 5 детей. Произвольность 1 ученика с умственной отсталостью находится на низком уровне.

Сравнительный анализ результатов, полученных с помощью методики «Графический диктант» Д.Б. Эльконина на констатирующем и контрольном этапе эксперимента, позволил сделать вывод, что уровень развития произвольности как умения удерживать и выполнять вербальную инструкцию взрослого, а также умение выполнять задание по наглядному образцу повысился у 5 респондентов с умственной отсталостью. У одного испытуемого с умственной отсталостью на контрольном этапе эксперимента выявлен высокий уровень развития произвольности, в то время как на констатирующем этапе был выявлен уровень «выше среднего». У 2 учеников младших классов с умственной отсталостью уровень развития произвольности как умения максимально точно выполнять вербальные инструкции взрослого повысился с «ниже среднего» до «среднего». Лишь у 2 испытуемых, у которых на констатирующем этапе был выявлен средний уровень развития произвольности, на контрольном этапе отмечается уровень выше среднего. Показатели у 7 школьников не изменились.

Для проверки гипотезы был использован Т-критерий Стьюдента. Полученное эмпирическое значение t (6,5) находится в зоне значимости.

Таким образом, разработанная программа позволяет повысить уровень развития произвольности учебной деятельности у некоторых младших школьников с умственной отсталостью. Необходима дальнейшая систематическая работа по развитию произвольности учебной деятельности у младших школьников с умственной отсталостью.

Библиографический список

Григорьевская И.В. Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №1. С. 354-358.

Селиванова Ю.В. Преодоление недостатков внимания младших школьников с нарушением интеллекта // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013. № 11. С. 44-50.

Суслова О.И., Гурьянова М.А. Особенности произвольности в учебной деятельности умственно отсталых младших школьников // Дыльновские чтения: материалы V Междунар. науч.-практич. конф. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 358-61.

Суслова О.И., Гурьянова М.А. Особенности произвольности учебной деятельности младших школьников с ОВЗ // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления: материалы VI Междунар. науч. конф. / отв. ред. С.Г. Ивченков. Саратов, 2018. С. 286-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.