УДК 34 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10063
ББК 67
@ ЕЮ. Зинченко, В.М. Исаков, Е.Н. Хазов, 2020 Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
ВЛИЯНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ МИГРАЦИИ НА СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ
Елена Юрьевна Зинченко,
кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: elena9998863@yandex.ru Владимир Маркович Исаков, доктор юридических наук, профессор; старший научный сотрудник Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
E-mail: ivm45@mail.ru. Евгений Николаевич Хазов, доктор юридических наук, профессор. профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы миграции как основного фактора, влияющего на состояние преступности на территории современной России.
Ключевые слова: миграционные процессы, миграция, незаконная миграция, преступность, организованная преступность, этническая преступность, криминальная обстановка.
IMPACT OF INTERNAL AND EXTERNAL MIGRATION ON THE STATE OF CRIME IN RUSSIA
Elena Yurievna Zinchenko,
candidate of law, Professor, Professor of the Department of constitutional and municipal law Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: elena9998863@yandex.ru Vladimir Markovich Isakov, doctor of law, Professor; senior researcher at the Moscow regional branch Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, E-mail: ivm45@mail.ru. Evgeny Nikolaevich Khazov, doctor of law, Professor, Professor of the Department of constitutional and municipal law Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: evg.hazow@yandex.ru
Abstract. the article deals with current issues of migration as the main factor affecting the state of crime in modern Russia. Keywords: migration processes, migration, illegal migration, crime, organized crime, ethnic crime, criminal situation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Хазов Е.Н. Влияние внутренней и внешней миграции на состояние преступности в России. Криминологический журнал. 2020(4):11-7
Миграционные процессы в Российской Федерации в минувшее десятилетие определялись влиянием ряда отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Развал Советского Союза в переломный период жизни страны положил начало глубоким системным изменениям, которые охватили все сферы общественно-политической и экономической жизни России [1]. Незаконная миграция существенно обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановку в России, негативно воздействует на межнациональные этнические отношения. Миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одним из факторов, влияющих на состояние преступности в России. Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или переселение [2].
Появлению этнической преступности в России и, в частности, в Московском регионе, созданию однородных преступных группировок по национальному признаку способствовала массовая миграция населения, в основном из республик Средней Азии и Закавказья. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционных принципов: свободы передвижения, развития рыночных отношений [3] и вхождение в международный рынок труда[4].
Складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политической, экономической, поскольку речь идет о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселенности территории России, а значит территориальной целостности и безопасности государства [5].
Миграционные процессы имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую и экономическую обстановку в стране. Негативное воздействие заключается в нарастающих потоках незаконной иммиграции (в том числе трудовой) и избыточной их концентрации на территории Московского региона, сопутствующий этому явлению неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной
ситуации и т.п.
Почти треть нелегальных мигрантов предпочитает зарабатывать на строительстве и ремонте (хотя в основном приезжие предпочитают заниматься торговлей — таким ремеслом живут 40% гастарбайтеров). При этом большая их часть занята на строительных работах в частном секторе, как правило, без оформления договоров и трудовых соглашений. На основании вышеизложенного можно констатировать, что наблюдаемый сегодня рост неконтролируемых миграционных потоков обусловлен с одной стороны повышением темпов экономического развития России и недостаточной трудовой мобильностью коренного населения, с другой, — несовершенством действующей законодательной базы, отсутствием надлежаще организованного контроля за въездом, пребыванием и выездом из страны иностранных граждан, а также востребованностью в «нелегальной» рабочей силе российских строительных организаций и фирм [6].
Из-за неуправляемой и неконтролируемой миграции происходит заселение отдельных регионов России, в первую очередь, столичного региона, неквалифицированной, зачастую с криминогенными тенденциями рабочей силой (особенности из Украины, стран Средней Азии и Закавказья).
Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ в УК РФ введена ст. 3221, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции [7] Статья 3221. Организация незаконной миграции.
1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
2. Те же деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, — наказы-
ваются лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Предварительное расследование по ст. 322 статье в соответствии со ст. 151 УПК Российской Федерации [8] производится дознанием (ч. 1 ст. 3221 УК РФ) и органами предварительного следствия (ч. 2 ст. 3321 УК РФ).
Незаконная миграция включает в себя: а) нелегальную миграцию — въезд на территорию России и выезд с территории России иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации; б) криминальную миграцию — въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства с целью осуществления преступной деятельностью [9].
Криминальная миграция по своему содержанию связана с различными видами преступной экономической деятельности, в том числе наркобизнесом и нелегальной внешнеэкономической деятельностью, а также с совершением общеуголовных преступлений как видом промысла. Для обоснованного возбуждения уголовного дела в отношении организатора незаконного пребывания мигрантов на территории Российской Федерации, факт незаконности их пребывания должен быть подтвержден привлечением к административной или уголовной ответственности мигранта.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства за январь — декабрь 2019 года на территории Российской Федерации совершено 34,9 тыс. преступлений, что на 9,5% меньше, чем за январь — декабрь 2018 года, в том числе гражданами государств-участников СНГ — 31,0 тыс. преступлений (-9,7%), их удельный вес составил 88,8%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства выросло на 6,3% и составило 16,8 тыс. преступлений [10].
Ответственность за данное деяние дифференцирована, повышенная наказуемость по ч. 2 ст. 3221 УК РФ следует, если деяние совершено:
а) организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, с распределением ролей и заранее сформированным умыслом на организацию незаконного въезда, пребывания, транзита другим лицом;
б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, т.е. организация неза-
конного въезда, пребывания, транзита другого лица, с целью совершения последним преступлений [11].
Организация незаконной миграции за январь — декабрь 2019 года на территории Российской Федерации зарегистрировано всего 963 преступлений (АППГ-4,4) раскрыто преступлений 677 + 7,1; фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ всего 7443 (АППГ-0,7) раскрыто преступлений 7373 +2,3; фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации всего 43035 (АППГ + 11) раскрыто преступлений 40902 + 15,2[12].
Российских граждан, как показывают опросы, очень волнует проблема миграции. Миграционные процессы оказывают влияние на различные стороны общественной жизни, и необходимо ее правовое регулирование.
В соответствии Всеобщей декларацией прав человека, каждый гражданин имеет право покидать любую страну и возвращаться в любую страну, а также право на труд [13].
Историческое прошлое свидетельствует, что ни одно цивилизованное общество не может эффективно функционировать без налаженной системы предупреждения преступлений. Социологи утверждают, что Швейцария — одна из самых безопасных стран в мире (население составляет около 8 млн. человек), но это не значит, что преступности там вовсе нет. Она есть. Главными ее «поставщиками» являются нелегальные мигранты. Они совершают до 70% всех правонарушений[14].
Осложнение криминогенной обстановки на территории Московского региона во многом связано с многочисленными нарушениями иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а также таможенного, уголовного и налогового законодательства. Существующая система мер по противодействию массовой незаконной миграции в России неадекватна сложившемуся положению[15].
По данным ООН, после США, Россия является второй в мире страной по привлекательности для мигрантов. В поисках лучшей жизни к нам едут жители бывших советских республик, Восточной и Юго-Восточной Азии. Третья часть всех пребывающих, как правило, находится в Московском регио-
не. Число прибывающих в Россию за январь-август 2020 года мигрантов остается достаточно большим: оформлено приглашений иностранным гражданам и лицам без гражданства 89 116 чел.; оформлено виз иностранным гражданам и лицам без гражданства 132 372 чел.; количество фактов постановки на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства 6.707.629 чел.; оформлено разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, всего 33. 911 чел., в том числе высококвалифицированным специалистам 10. 455 чел.; оформлено разрешений на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) 81 854 чел.; оформлено видов на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства (первично) 156 330 чел[16].
Незаконная миграция — это явление, которое в современном мире приобретает все более многочисленные и сложные формы, начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая торговлей людьми в контексте роста транснациональной организованной преступности. Проблема нелегальных мигрантов в последнее время очень остро стоит по всей России. Они приезжают в Россию за деньгами. Не сумев найти заработок и жилье законным способом, они становятся нелегалами. Именно нелегальная миграция является питательной средой для развития криминала [17].
Статистический учет ведется только от числа уже раскрытых преступлений, а анализ фабул многих нераскрытых преступлений показывает, что потерпевшие в более чем 75% случаев в качестве примет преступников указывают на этнические черты — кавказскую или азиатскую внешность, исключая при этом славянские народы (Украина, Белоруссия) [18].
Реальный уровень криминала среди мигрантов в г. Москве значительно выше и может достигать 60-70% от общего числа совершенных противоправных деяний. По статистическим данным за январь-август 2020 года: направлено представлений о не разрешении иностранным гражданам и лицам без гражданства въезда в Российскую Федерацию 131 958 чел (АППГ — 171 116 чел) [19].
Основным фактором, детерминирующим организованную этническую преступность, следует считать незаконную (нелегальную) миграцию. Наибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуются крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные территории. При-
было с января по декабрь 2019 года и поставлены на миграционный учет по г. Москве: 4 485 874 ; по Московской области 1 716 586 человек[20].
В связи с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе с января 2015 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии вводится свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы[21]. Вместе с тем, возрастет миграция населения, возникнут предпосылки для создания более изощренных криминальных схем в экономике, миграции, организованной преступности, кибер-преступности и т.д. [22].
Чем интенсивнее иммиграционные процессы в нелегальных формах (незаконная миграция), тем выше уровень преступности. Значительное развитие международного сотрудничества со странами Средней Азии, наличие общих границ с Российской Федерацией, концентрация транспортных путей, экономического пространства обуславливают развитие миграции из этих государств. Основные направления въезда незаконных мигрантов в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы.
Необходимо отметить, что в этнической структуре незаконной миграции на территории Российской Федерации подавляющее большинство составляют выходцы из стран СНГ, остальные — это граждане азиатских регионов и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая и Вьетнама. Есть проблема незаконной миграции на российско-казахстанской границе, оценить ее масштабы невозможно по различным причинам[23].
Особо стоит вопрос незаконной миграции из Китая в Россию: это Дальний Восток, Сибирь, При-уралье и Приволжье. Массовое проникновение незаконных мигрантов из Китая на территорию России началось в декабре 1992 г. после подписание межправительственного соглашения о порядке безвизового обмена между РФ и КНР, где упростилась процедура въезда в Россию[24].
Значительное число мигрантов из Китая, как правило, специализируются на браконьерстве, незаконной вырубке леса, незаконном обороте наркотических средств, уничтожении водных биоресурсов, контрабандной торговле товарами[25].
Привлечение мигрантов к сотрудничеству с органами внутренних дел поможет эффективнее бороться именно с этнической преступностью, а также в случаях возникновения межнациональных
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
конфликтных ситуаций[26]. Проблемы в ОВД — 7. как языковые, так и культурные[27]. Практика привлечения мигрантов к сотрудничеству и работы в правоохранительных органах результативна в США и ряде Европейских стран — Германии, Франции и других [28]. 8.
Таким образом, миграция в целом и нелегальная миграция в частности, являются одним из основных факторов, влияющих на состояние преступности в современной России, образуя новые предпосылки для организованной преступности. Для противо- 9. действия организованной преступности необходимо дальнейшее совершенствование деятельности всем правоохранительным органам России по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности и благополучия населения Российской Федерации [29]. Иностранным гражданам и мигрантам, совершив- 10. шим преступления на территории Российской Федерации, необходимо запретить въезд в Российскую Федерацию. Развития потенциала международных связей между правоохранительными службами раз- 11.
личных стран мира. Информационно-коммуникационное обеспечение деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
12.
Литература
1. Богданов А.В., Егоров С.А., Хазов Е.Н. Ми- 13. грационные процессы и их роль глобализации общества. Международный журнал конституционного и государственного права. 2020. № 1. С. 12-19 14.
2. Воробьев В.Ф., Забавка В.И., Дурнев В.С. и др. Глоссарий по учебной дисциплине «конституционное право» Москва, 2020.
3. Конституция Российской Федерации (ред. 15. от 14.03.2020) //. http://www.pravo.dov.ru.
4. Гасанов К.К., Эриашвили Н.Д., Ахмедов
Р.М. и др. Трудовое право. Москва, 2019. 16.
5. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. . В сборнике: Войска национальной гвардии 17. в системе обеспечения государственной и общественной безопасности. 2019. С. 75-80.
6. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В. 18. и др. Криминальная среда как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты) Москва, 2014.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996, №25, ст. 2954. 11йр:// www.pravo.dov.ru.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001, № 174-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации.24.12.2001, №52 (ч.1), ст. 4921. http://www.pravo.dov.ru. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Роль, место и значение оперативно-розыскной деятельности по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 142-145.
Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года https://xn--b1aew.xn--p1ai/ reports/item/19412450. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 4-е. / Под ред. Г. А. Исакова. М.: Проспект, 2012 // СПС «Консультант Плюс». Состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года. https://мвд.рф.
Всеобщая декларация прав человека. ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948) «Российская газета», № 67, 05.04. 1995.
Зинченко Е.Ю., Егоров С.А., Патрикеев В.Е. и др. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие в таблицах и схемах (особенная часть) / Москва, 2017. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Правовой статус иностранных граждан, признанных носителями русского языка. Москва, 2019. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — август 2020 года. https://мвд.рф.
Богданов А.В., Хазов Е.Н. Организованная преступность и коррупция в России. Криминологический журнал. 2020. № 2. С. 91-100. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И. и др. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
19. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — август 2020 года. https://мвд.рф.
20. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2019 года с распределением по регионам. https://мвд.рф.
21. Договор о Евразийском экономическом союзе. (подписан в г. Астане 29.05.2014) Договор ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10. 2014, № 279-ФЗ. Ыйр://«™«. pravo.dov.ru.
22. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Киберпреступность и дистанционное мошенничество как одна из угроз современному обществу. Криминологический журнал. 2020. № 1. С. 15-20.
23. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы в России: современное состояние и перспективы их развития. Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 41-46.
24. Дурнев В.С., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Кикоть-Глуходедова Т.В. и др. Конституционное право зарубежных стран. Москва, 2017.
25. Макошин П.В., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как основной источник организованной этнической преступности. Криминологический журнал. 2019. № 3. С. 16-21.
26. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №7, ст.900, http://www.pravo.dov.ru.
27. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретические и правовые основы понятия «носитель языка — представитель языковой общности. Актуальные проблемы административного права и процесса. 2020. № 3. С. 56-60.
28. Фролов М. Имиджмейкер для мигранта // Газета МВД России «Щит и Меч». 2013. № 30(1430). 14 авг. С. 8.
29. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Кивич Ю.В., Комахин Б.Н., Померлян А.Н., Санин В.Е., Хазов Е.Н., Яткевич О.Г. Правоохранительные органы (административно-правовые основы в определениях и схемах). учебно-наглядное пособие для курсантов и слу-
шателей очной и заочной формы обучения системы МВД России, войск национальной гвардии России, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность / Новосибирск, 2020.
References
1. Bogdanov A.V., Egorov S.A., Khazov E.N. Migration processes and their role in the globalization of society. International Journal of Constitutional and State Law. 2020. No. 1. P. 12-19
2. Vorobiev V.F., Zabavka V.I., Durnev V.S. et al. Glossary for the discipline "constitutional law" Moscow, 2020.
3. Constitution of the Russian Federation (as amended on 03/14/2020) //. http://www.pravo. dov.ru.
4. Hasanov K.K., Eriashvili N.D., Akhmedov R.M. and others. Labor law. Moscow, 2019.
5. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Theoretical and legal aspects of ensuring the state and public security of Russia. ... In the collection: National Guard troops in the system of ensuring state and public security. 2019.S. 75-80.
6. Abakumov O.B., Bogdanov A.V., Vorontsov A.V. and others. Criminal environment as an object of operational-search activity (theoretical and applied aspects) Moscow, 2014.
7. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 31.07.2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. June 17, 1996, No. 25, Art. 2954. http://www.pravo.dov.ru.
8. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001, No. 174-FZ (as amended on July 31, 2020) // Collected Legislation of the Russian Federation. December 24, 2001, No. 52 (part 1), Art. 4921. http: //www.pravo.dov.ru.
9. Bogdanov A.V., Khazov E.N. The role, place and significance of operational-search activities to counter organized crime in the field of illegal migration on the territory of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2014. No. 5. S. 142145.
10. A brief description of the state of crime in the Russian Federation in January — December
2019 https: //xn--b1aew.xn--p1ai/reports/ item/19412450.
11. Article-by-article commentary to the Criminal Code of the Russian Federation. Ed. 4th. / Ed. G.A. Isakov. M .: Prospect, 2012 // SPS "Consultant Plus".
12. The state of crime in the Russian Federation in January — December 2019. https: //mv.d.rf.
13. Universal Declaration of Human Rights. (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948) "Rossiyskaya Gazeta", No. 67, 05.04. 1995.
14. Zinchenko E.Yu., Egorov S.A., Patrikeev V.E. and other Constitutional law of foreign countries. Tutorial in tables and diagrams (special part) / Moscow, 2017.
15. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Legal status of foreign citizens recognized as native speakers of the Russian language. Moscow, 2019.
16. Summary of key performance indicators on the migration situation in the Russian Federation for January — August 2020. https: //mv.d.rf.
17. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Organized Crime and Corruption in Russia. Criminological journal. 2020. No. 2. S. 91-100.
18. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I. and other Islamic extremism: essence, ideology, organization and tactics of their activities. Khabarovsk, 2018.
19. Summary of key performance indicators on the migration situation in the Russian Federation for January — August 2020. https: //mv.d.rf.
20. Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation for January — December 2019 with distribution by regions. https: //mv.d.rf.
21. Treaty on the Eurasian Economic Union. (signed in Astana on May 29, 2014) The Treaty was ratified by the Federal Law of the Russian Federation dated 03.10. 2014, No. 279-FZ. http://www.pravo.dov.ru.
22. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Cybercrime and remote fraud as one of the threats to modern society. Criminological journal. 2020. No. 1. P. 15-20.
23. Bogdanov A.V., Khazov E.N. Migration processes in Russia: current state and prospects for their development. Criminological journal. 2019.No. 3.P. 41-46.
24. Durnev V.S., Egorov S.A., Zinchenko E.Yu., Kikot-Glukhodedova T.V. and other Constitutional law of foreign countries. Moscow, 2017.
25. Makoshin P.V., Bogdanov A.V., Khazov E.N. Illegal migration as the main source of organized ethnic crime. Criminological journal. 2019.No. 3.P. 16-21.
26. Federal Law of the Russian Federation of February 7, 2011 No. 3-FZ (as amended on February 6, 2020) "On the Police" // Collected Legislation of the Russian Federation. 2011, No. 7, Article 900, http://www.pravo.dov.ru.
27. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Theoretical and legal foundations of the concept "native speaker — a representative of a linguistic community. Actual problems of administrative law and process. 2020. No. 3. S. 56-60.
28. Frolov M. Image maker for a migrant // Newspaper of the Ministry of Internal Affairs of Russia "Shield and Sword". 2013. No. 30 (1430). Aug 14 P. 8.
29. Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Kivich Yu.V., Komakhin B.N., Pomerlyan A.N., Sanin V.E., Khazov E.N., Yatkevich O.G. Law enforcement authorities (administrative and legal framework in definitions and schemes). educational and visual aid for cadets and students of full-time and part-time training of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, troops of the Russian National Guard, studying in the direction of law enforcement / Novosibirsk, 2020.