Научная статья на тему 'Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России'

Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
959
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ILLEGAL MIGRATION / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ORGANIZED CRIME / КРИМИНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATION PROCESSES / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Хазов Евгений Николаевич

Рассмотрены актуальные вопросы незаконной миграции как основного фактора по созданию и деятельности организованной преступности на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Illegal migration as one of the reasons for the establishment and operation of organized crime on the territory of modern russia

The article deals with topical issues of illegal migration as the main factor in the creation and activities of organized crime on the territory of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России»

УДК 342 ББК 67.301

незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной

преступности на территории

современной россии

анатолий васильевич богданов,

кандидат юридических наук, доцент кафедры ОРД Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя;

евгений николаевич хазов

доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Конституционного и муниципального права Московского Университета

МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс

E-mail: evg.hazow@yandex.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке нииОн

Аннотация. Рассмотрены актуальные вопросы незаконной миграции как основного фактора по созданию и деятельности организованной преступности на территории Российской Федерации.

Ключевые слова: незаконная миграция, организованная преступность, криминальная миграция, миграционные процессы.

Annotation. the article deals with topical issues of illegal migration as the main factor in the creation and activities of organized crime on the territory of the Russian Federation.

Keywords: illegal migration, organized crime, illegal migration, migration processes.

Незаконная миграция существенно обостряет социальную, демографическую и криминогенную обстановку в России, негативно воздействует на межнациональные этнические отношения. Миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одним из факторов, влияющих на состояние преступности в России. Понятие «миграция» имеет латинские корни и в переводе означает перемещение или переселение.1 Миграционные процессы в Российской Федерации в минувшее десятилетие определялись влиянием ряда отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Развал Советского Союза в переломный период жизни страны положил начало глубоким системным изменениям, которые охватили все сферы общественно-политической и экономической жизни России. Появлению этнической преступности в России и, в частности, в

Московском регионе, созданию однородных преступных группировок по национальному признаку способствовала массовая миграция населения, в основном из республик Средней Азии и Закавказья. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционных принципов: свободы передвижения, развития рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.2

Складывающаяся миграционная ситуация непосредственно затрагивает вопросы безопасности государства, в том числе политической, экономической, поскольку речь идет о необходимости обеспечения экономической освоенности, заселенности территории России, а значит территориальной целостности и безопасности государства.

Миграционные процессы имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую и экономическую обстановку в г. Москве. Негативное воздействие заключается в нарастающих потоках незаконной иммиграции (в том числе трудо-

вой) и избыточной их концентрации на территории Московского региона, сопутствующий этому явлению неконтролируемый рынок товаров и услуг, наркобизнес, осложнение криминогенной ситуации и т.п.

Почти треть нелегальных мигрантов предпочитает зарабатывать на строительстве и ремонте (хотя в основном приезжие предпочитают заниматься торговлей — таким ремеслом живут 40% гастарбайтеров). При этом большая их часть занята на строительных работах в частном секторе, как правило, без оформления договоров и трудовых соглашений.3

На основании вышеизложенного можно констатировать, что наблюдаемый сегодня рост неконтролируемых миграционных потоков обусловлен с одной стороны повышением темпов экономического развития России и недостаточной трудовой мобильностью коренного населения, с другой, — несовершенством действующей законодательной базы, отсутствием надлежаще организованного контроля за въездом, пребыванием и выездом из страны иностранных граждан, а также востребованностью в «нелегальной» рабочей силе российских строительных организаций и фирм.

Из-за неуправляемой и неконтролируемой миграции происходит заселение отдельных регионов России, в первую очередь, столичного региона, неквалифицированной, зачастую с криминогенными тенденциями рабочей силой (особенности из Украины, стран Средней Азии и Закавказья).

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. №2 187-ФЗ в УК РФ введена ст. 3221, предусматривающая ответственность за организацию незаконной миграции.4

Статья 3221. Организация незаконной миграции.

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного г. или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с ограничением свободы на срок до одного г. или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, — наказываются лише-

нием свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Предварительное расследование по ст. 322 статье в соответствии со ст. 151 УПК Российской Федерации5 производится дознанием (ч. 1 ст. 3221 УК РФ) и органами предварительного следствия (ч. 2 ст. 3321 УК РФ).

Незаконная миграция включает в себя:

а) нелегальную миграцию — въезд на территорию России и выезд с территории России иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации;

б) криминальную миграцию — въезд на территорию России иностранных граждан и лиц без гражданства с целью осуществления преступной деятельностью.

Криминальная миграция по своему содержанию связана с различными видами преступной экономической деятельности, в том числе наркобизнесом и нелегальной внешнеэкономической деятельностью, а также с совершением общеуголовных преступлений как видом промысла.

Для обоснованного возбуждения уголовного дела в отношении организатора незаконного пребывания мигрантов на территории Российской Федерации, факт незаконности их пребывания должен быть подтвержден привлечением к административной ответственности мигранта.

Количество выявленных административных правонарушений за восемь месяцев 2014 г. по г. Москве: составило всего 97555,(АППГ -121298, — 19,6%); по линии ИК 43857, (АППГ -69989, — 37,3%); по линии паспортной работы 53698, (АППГ — 51309, 4,7%). 6

Ответственность за данное деяние дифференцирована, повышенная наказуемость по ч. 2 ст. 3221 УК РФ следует, если деяние совершено:

а) организованной группой, т.е. устойчивой группой лиц, с распределением ролей и заранее сформированным умыслом на организацию незаконного въезда, пребывания, транзита другим лицом;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, т.е. организация незаконного въезда, пребывания, транзита другого лица, с целью совершения последним преступлений.7

Количество материалов направленных ТО для возбуждения уголовных дел за восемь месяцев 2014 г. по г. Москве: 678 дел (АППГ -938, -27,7%); по статье 322.1 УК РФ 223 (АППГ -594, -62,5%); по статье 327 УК РФ 188 (АППГ -344, — 45,3%). Количество материалов направленных ТО для возбуждения уголовных

дел за восемь месяцев 2014 г. по г. Москве: по статье 322.2 УК РФ 43; по статье 322.3 УК РФ 220.8

Российских граждан, как показывают опросы, очень волнует проблема миграции. Миграционные процессы оказывают влияние на различные стороны общественной жизни, и необходимо ее правовое регулирование. Эффективное противодействие нелегальной миграции должно быть важнейшей составной частью формирования общей миграционной политики.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, каждый гражданин имеет право покидать любую страну и возвращаться в любую страну, а также право на труд.9

Историческое прошлое свидетельствует, что ни одно цивилизованное общество не может эффективно функционировать без налаженной системы предупреждения преступлений.

Социологи утверждают, что Швейцария — одна из самых безопасных стран в мире (население составляет около 8 млн. человек), но это не значит, что преступности там вовсе нет. Она есть. Главными ее «поставщиками» являются нелегальные мигранты. Они совершают до 70% всех правонарушений.10

Осложнение криминогенной обстановки на территории г. Москвы и Московской области во многом связано с многочисленными нарушениями иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, а также таможенного, уголовного и налогового законодательства. Существующая система мер по противодействию массовой незаконной миграции в России неадекватна сложившемуся положению. Нелегальная миграция и торговля людьми уже равно стали вызовом безопасности не только отдельных стран, но и Америки и Европы в целом.

По данным ООН за 2013 г., после США, Россия является второй в мире страной по привлекательности для мигрантов. В поисках лучшей жизни к нам едут жители бывших советских республик, Восточной и Юго-Восточной Азии. Третья часть всех пребывающих, как правило, находится в Московском регионе. Число ежегодно прибывающих в Россию мигрантов увеличилось со 119 тыс. человек в 2004 г. до 482 тыс. — в 2013 г.

Незаконная миграция — это явление, которое в современном мире приобретает все более многочисленные и сложные формы, начиная от незаконной трудовой миграции и заканчивая торговлей людьми в контексте роста транснациональной организованной преступности.

Проблема нелегальных мигрантов в последнее вре-

мя очень остро стоит по всей России. Они приезжают в Россию за деньгами. Не сумев найти заработок и жилье законным способом, они становятся нелегалами.

Именно нелегальная миграция является питательной средой для развития криминала.

Статистика о состоянии преступности среди мигрантов тоже не отражает существующих реалий. По оценке ФМС России, ежегодно в стране от 3 до 5 млн. иностранных граждан трудятся без официального разрешения. Всего же, по статистическим данным, в г. Москве на долю иностранцев ежедневно приходится более 30 преступлений, что на треть больше, чем было зарегистрировано в 2012 г. Число особо тяжких преступлений, совершенных иностранцами в г. Москве, возросло наполовину. Если в 2012 г. на счету мигрантов было каждое восьмое убийство, то сейчас — каждое пятое.11

Статистический учет ведется только от числа уже раскрытых преступлений, а анализ фабул многих нераскрытых преступлений показывает, что потерпевшие в более чем 75% случаев в качестве примет преступников указывают на этнические черты — кавказскую или азиатскую внешность, исключая при этом славянские народы (Украина, Белоруссия).

В пресс-релизе ООН фигурирует цифра 11 миллионов человек, посетивших Российскую Федерацию в

2013 г. Эксперты уверенно заявляют о проживании 1520 миллионов мигрантов на территории нашей страны.

Реальный уровень криминала среди мигрантов в г. Москве значительно выше и может достигать 60-70% от общего числа совершенных противоправных деяний. По статистическим данным за восемь месяцев

2014 г. по г. Москве: депортировано 110 человек, направлено представлений о закрытии виз 107619 человек (АППГ -23751, 353,1%).12

Основным фактором, детерминирующим организованную этническую преступность, следует считать незаконную (нелегальную) миграцию.

Наибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуются крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные территории.

В связи с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе с января 2015 г. на территории России, Казахстана и Белоруссии вводится свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.13 Вместе с тем, возрастет миграция населения, возникнут предпосылки для создания более изощренных криминальных схем в экономике, миграции, организованной преступности, киберпреступности и т.д.

Чем интенсивнее иммиграционные процессы в нелегальных формах (незаконная миграция), тем выше уровень преступности.

Значительное развитие международного сотрудничества со странами Средней Азии, наличие общих границ с Российской Федерацией, концентрация транспортных путей, экономического пространства обуславливают развитие миграции из этих государств.

Основные направления въезда незаконных мигрантов в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы.

Необходимо отметить, что в этнической структуре незаконной миграции на территории Российской Федерации подавляющее большинство составляют выходцы из стран СНГ, остальные — это граждане азиатских регионов и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая и Вьетнама.

Есть проблема незаконной миграции на российско-казахстанской границе, оценить ее масштабы невозможно по различным причинам. Особо стоит вопрос незаконной миграции из Китая в Россию: это Дальний Восток, Сибирь, Приуралье и Приволжье. Массовое проникновение незаконных мигрантов из Китая на территорию России началось в декабре 1992 г. после подписание межправительственного соглашения о порядке безвизового обмена между РФ и КНР, где упростилась процедура въезда в Россию.

Значительное число мигрантов из Китая, как правило, специализируются на браконьерстве, незаконной вырубке леса, незаконном обороте наркотических средств, уничтожении водных биоресурсов, контрабандной торговле товарами.

Привлечение мигрантов к сотрудничеству с органами внутренних дел поможет эффективнее бороться именно с этнической преступностью, а также в случаях возникновения межнациональных конфликтных ситуаций.14 Проблемы в ОВД — как языковые, так и культурные. Практика привлечения мигрантов к сотрудничеству и работы в правоохранительных органах результативна в США и ряде Европейских стран — Германии, Франции и других.15

Таким образом, миграция в целом и нелегальная миграция в частности, являются одним из основных факторов, влияющих на состояние преступности в современной России, образуя новые предпосылки для организованной преступности. Для противодействия организованной преступности необходимо дальнейшее совершенствование деятельности всем правоохрани-

тельным органам России по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности и благополучия населения Российской Федерации. Развития потенциала международных связей между правоохранительными службами различных стран мира. Информационно-коммуникационное обеспечение деятельности правоохранительных органов Российской Федерации. Иностранным гражданам и мигрантам, совершившим преступления на территории Российской Федерации, необходимо запретить въезд в Российскую Федерацию.

1 Комлев Н.Г.Словарь иностранных слов. М., 2006. С. 307.

2 Конституция Российской Федерации (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.08.2014, №31, ст. 4398. http://www.pravo.dov.ru.

3 Нелегальная Родина // Газета МВД России «Щит и Меч». 2014. № 36(1436). 25 сент. С. 8.

4 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.1996, №25, ст. 2954. http://www.pravo. dov.ru.

5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001, № 174-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации.24.12.2001, №52 ( ч.1), ст. 4921. http://www.pravo.dov.ru.

6 Статистическая информация УФМС по г. Москве за восемь месяцев 2014 г. http://www fmsmoscow.ru

7 Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Изд. 4-е. / Под ред. Г.А. Исакова. М.: Проспект, 2012 // СПС «Консультант Плюс».

8 Статистическая информация УФМС по г. Москве за восемь месяцев 2014 г. http://www fmsmoscow.ru

9 Всеобщая декларация прав человека. ( принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12. 1948) «Российская газета», № 67, 05.04. 1995.

10 Статистическая информация УФМС по г. Москве за восемь месяцев 2014 г. http://www fmsmoscow.ru. Нелегальная Родина // Газета МВД России «Щит и Меч». 2014. № 36(1436). 25 сент. С. 8.

11 Нелегальная Родина // Газета МВД России «Щит и Меч». 2014. № 36(1436). 25 сент. С. 8. Статистическая информация УФМС по г. Москве за восемь месяцев 2014 г. http://www fmsmoscow.ru

12 Статистическая информация УФМС по г. Москве за восемь месяцев 2014 г. http://www fmsmoscow.ru

13 Договор о Евразийском экономическом союзе. (подписан в г. Астане 29.05.2014) Договор ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10. 2014, № 279-ФЗ. http://www.pravo.dov.ru.

14 Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "О полиции"// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №7, ст.900, http:// www.pravo.dov.ru

15 Фролов М. Имиджмейкер для мигранта // Газета МВД России «Щит и Меч». 2013. № 30(1430). 14 авг. С. 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.