Научная статья на тему 'Состояние, динамика и тенденции преступности мигрантов-иностранцев в национальных регионах Северо-Кавказского федерального округа'

Состояние, динамика и тенденции преступности мигрантов-иностранцев в национальных регионах Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ / МИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ILLEGAL MIGRATION / REGIONAL CRIMINALITY / CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS / THE MIGRATORY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Э. Б.

В статье проводится анализ проблем состояния и тенденций развития преступности мигрантов-иностранцев в национальных регионах Северо-кавказского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION, DYNAMICS AND TENDENCIES OF CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS IN NATIONAL REGIONS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

In article the analysis of problems of a condition and tendencies of development of criminality of migrants-foreigners in national regions of North Caucasian federal district is carried out.

Текст научной работы на тему «Состояние, динамика и тенденции преступности мигрантов-иностранцев в национальных регионах Северо-Кавказского федерального округа»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ А,

Актуальные проблемы уголовного права ^^

СОСТОЯНИЕ, ДИНАМИКА И ТЕНДЕНЦИИ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕГИОНАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Э.Б. МАГОМЕДОВ,

соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии Министерства юстиции России

E-mail: drmagomedof1982@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право Научный руководитель: заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор Н.Г. Иванов

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент А. А. Пирмагомедов

Аннотация. В статье проводится анализ проблем состояния и тенденций развития преступности мигрантов-иностранцев в национальных регионах Северо-кавказского федерального округа.

Ключевые слова: незаконная миграция, региональная преступность, преступность мигрантов-иностранцев, миграционное законодательство.

CONDITION, DYNAMICS AND TENDENCIES OF CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS IN NATIONAL REGIONS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT

E.B. MAGOMEDOV,

the competitor of chair of criminal law and criminology of the Russian legal academy of the Ministry of Justice of Russia

Annotation. In article the analysis of problems of a condition and tendencies of development of criminality of migrants-foreigners in national regions of North Caucasian federal district is carried out.

Keywords: illegal migration, regional criminality, criminality of migrants-foreigners, the migratory legislation.

Разделение Южного федерального округа и образование Северо-Кавказского федерального округа (см. Указ Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») актуализирует необходимость проведения криминологических исследований преступности, в том числе миграционной в ее регионах в силу специфики. Не случайно некоторые авторы, исследовавшие миграционные процессы и преступность в южных регионах России, отмечали существенные отличия национальных республик от других субъ-

ектов Федерации. Так, Е.А. Назарова исключила из предмета исследования национальные республики Южного федерального округа, так как наблюдаемые там тенденции значительно отличаются от ситуации в иных субъектах Федерации этого федерального округа, что требует отдельного изучения1.

По мнению отдельных ученых-криминологов специфика присуща и другими регионам Северного Кавказа. В частности, Ю.Ю. Бышевский отмечал, что Ставропольский край, относящийся к «русскоязычному поясу» Северо-Кавказского региона, обладает специфическими, присущими

1 Назарова Е.А. Особенности миграционных процессов в Южных регионах России // Социс. 2006. № 6. С. 73.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

только ему особенностями, отличающими его от других субъектов в плане проявления негативных последствий миграции2.

Исследования миграционных процессов и преступности мигрантов в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов проводились до 2006 г.3, в то время как учеными и специалистами-практиками признается стремительная изменчивость миграционных процессов и как следствие — миграционного законодательства. Сказанное целиком и полностью относится к последнему пятилетию. Так, развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере реализации контрольных полномочий ФМС России, после принятия Конституции РФ осуществляется в три этапа, каждый из которых имеет специфику по своему содержанию: первый этап — с 1993 по 1999 г., второй — с 2000 по 2005 г., третий — с начала 2006 г. по настоящее время. При этом существенные изменения миграционного законодательства произошли в 2006 — начале 2007 г.4. Исследования, проводившиеся в начале нового века, не дают полного представления о рассматриваемой проблеме. Кроме того, в них не затрагивались аспекты преступности мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия — Алания и Чеченская Республика) и влияние их на картину миграционной преступности в этом национальном регионе.

Социологическими и криминологическими исследованиями показано, что одной из наиболее опасных сторон расширения миграционных процессов из-за рубежа явилась высокая криминаль-

ная активность мигрантов-иностранцев. При этом криминологами доказано, что вклад мигрантов в преступность регионов различен5.

Для объективного углубленного анализа преступности мигрантов-иностранцев в Северо-Кавказском федеральном округе необходимо прежде всего охарактеризовать его географические и социально-экономические параметры.

В Северо-Кавказский федеральный округ6 входят:

♦ Республика Дагестан, площадь — 50,3 тыс. кв. км, население — 2737,3 тыс. человек;

♦ Республика Северная Осетия—Алания, площадь — 7,971 тыс. кв. км, население — 700,86 тыс. человек;

♦ Кабардино-Балкарская Республика, площадь— 12,5 тыс. кв. км, население — 893,1 тыс. человек;

2 БышевскийЮ.Ю. Миграция как криминологическая проблема и ее специфика на Северном Кавказе: автореф. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 5.

3 Бышевский Ю.Ю. Указ. соч.; Вьюнов Ю.И. Влияние миграционных процессов на преступность в Южном федеральном округе: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Цориева Е.С. Криминологические проблемы, связанные с вынужденной миграцией населения: По материалам Республики Северной Осетии — Алания: автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2003.

4 Основы миграционной политики: учеб.-метод. пособие // под ред. И.Н. Барцица, В.К. Егорова, К.О. Ромодановского, М.Л. Тюркина. М., 2010. С. 213.

5 Агафонова Г.Л. Миграция на Северном Кавказе: причины, направления и механизмы влияния на социальную структуру: автореф. ... канд. истор. наук. Пятигорск, 2007; Криминология // под ред. А.И. Долговой; 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 928; Чертков А.Н. Юридическая ответственность как механизм противодействия незаконной миграции в Российскую Федерацию // Право и политика. 2006. № 10.

6 Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа. Центр СевероКавказском федерального округа — г. Пятигорск. Площадь территории — 172 360 кв. км, составляет 1% территории России. Население — 9300 тыс. человек. Количество субъектов Федерации — семь.

Таблица 1

Сведения о пребывании и осуществлении трудовой деятельностимигрантами-иностранцами в ряде субъектов Федерации в Северо-Кавказском федеральном округев первом полугодии 2011 г.

Данные о постановке на миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства

Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

20 719 (+ 9%) (за АППГ — 19 009) 6600 (+ 63,7%) (за АППГ — 4031) 5653 (+ 20,6%) (за АППГ — 4686) 3527 (+ 41,1%) (за АППГ — 2499)

Оформлено разрешений на работу и патентов

1938 (за АППГ — 23) 2167 (за АППГ — 375) 1808 (за АППГ — 72) 246 (за АППГ — 251)

Удельный вес оформивших разрешения на работу и патенты от общего иностранных граждан и лиц без гражданства состоящих на миграционном учете

9,4% 32,8% 32% 7%

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

♦ Чеченская Республика, площадь — 16,1 тыс. кв. км, население — 1238,5 тыс. человек;

♦ Республика Ингушетия, площадь — 3,6 тыс. кв. км, население — 516,59 тыс. человек;

♦ Карачаево-Черкесская Республика, площадь — 14,3 тыс. кв. км, население — 427,2 тыс. человек;

♦ Ставропольский край, площадь — 66 160 кв. км, население — 2711 тыс. человек7.

Из субъектов Северо-Кавказского федерального округа выход к морю имеет лишь Дагестан, протяженность береговой линии Каспийского моря по ее территории составляет 540 кв. км8.

Исследования миграционных процессов в национальных республиках указывают на их активизацию, связанную с превалированием удельного веса въезжающих и пребывающих в них иностранных граждан и лиц без гражданства над выезжающими (табл. 1). Миграционная активность иностранцев происходит на фоне одновременного оттока коренного населения.

Данные в табл. 1 показывают различные в количестве иностранных граждан и лиц без гражданства, состоящих на миграционном учете по месту пребывания (жительства) и оформившими разрешения на работу и патенты для легального осуществления трудовой деятельности. Разница данных о постановке на миграционный учет и осуществляющих легальную трудовую деятельность позволяет утверждать, что большая часть мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа работают нелегально в теневом и криминальном секторах экономики. Об этом свидетельствует также выявленные в ходе специальных проверок многочисленные административные правонарушения в сфе-

ре миграции. Так, в 2010 г. по ст. 18.10, 18.15 КоАП в Дагестане составлено 5396 протоколов об административных правонарушениях, что на 16% больше аналогичного периода прошлого года (4658), в Карачаево-Черкессии — 1420 протоколов (за АППГ — 1096), в Кабардино-Балкарии — 2351 протокол (за АППГ—2045), в Чечне — 1164 (за АППГ— 791). Аналогичная ситуация и в других субъектах Северо-Кавказского федерального округа.

Анализ преступности мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа показывает стабильную динамику роста. Так, в Дагестане преступность мигрантов-иностранцев с 2005 г. возросла в 3 раза — с 54 зарегистрированных преступлений в 2005 г. до 161 преступления в 2010 г.9. В первом полугодии 2011 г. показатель преступности мигрантов-иностранцев превысил показатели других субъектов округа (табл. 2).

Сравнительный анализ данных о преступности мигрантов-иностранцев на примере Карачаево-Черкессии показал доминирование в ее структуре преступности лиц без гражданства, в то время как в других регионах Северо-Кавказского федерального округа этотпоказатель представлен в незначительных количествах.

Соотношение динамики въезда и пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в национальных республиках Северо-

7 Данные взяты с карты, подготовленной ООО «Институт проектирования культуры». Армавир, 2010. Лицензия рег. № СКГ 01528 К от 06.03.2006.

8 Оценка миграционной ситуации и результатов деятельности УФМС России по Республике Дагестан за 2010 год. Махачкала, 2010. С. 4.

9 Данные ИЦ при МВД по Республике Дагестан.

Таблица 2

Сведения о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории субъектов Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, в первом полугодии 2011 г.

Ставропольский край Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

37 64 (за АППГ — 41) + 56,1% 8 (за АППГ — 14) 23 (за АППГ — 12) 4 (АППГ — 0)

в том числе гражданами стран СНГ 57 (за АППГ — 39) + 46,2% 8 3 (за АППГ — 2) 4

лицами без гражданства 3 0 20 (за АППГ — 10) 0

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

Таблица 3

Количество преступлений, совершенныхиностранными гражданами и лицами без гражданства в 2010 г., по которым материалы и уголовные дела направлены в суд,

либо разрешены в отчетном периоде10

Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Кара чаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

161 (в 2009 г. — 98) + 64,2 % 23 (в 2009 г. — 9) 2,5 раз 35 (в 2009 г. — 9) 3,9 раз 11 (в 2009 г. — 4) 2,7 раз

в том числе тяжких и особо тяжких преступлений

26 (16,1%) за АППГ —19 7 (30,4%) 1 (2,9%) 2 (18,2%)

Кавказского федерального округа с их преступностью вскрывает криминологически значимую специфику, заключающуюся в том, что интенсивность миграционных процессов не всегда определяет миграционную преступность. Так, в первом полугодии 2011 г. в Карачаево-Черкессии было поставлено на миграционный учет 5653 иностранцев, а в Кабардино-Балкарии — 6600, что на 16,8% больше. Однако в Кабардино-Балкарии иностранными гражданами совершено всего восемь преступлений, тогда как в Карачаево-Черкессии — 23.

Более того, на примере анализа статистических данных, изложенных в табл. 3 о преступности мигрантов-иностранцев в регионах России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, можно сделать криминологически значимый вывод о том, что преступность мигрантов-иностранцев в конкретном регионе не всегда связана с площадью ее территории и численностью населения. Так, Ставропольский край является самым крупным по площади субъектом Северо-Кавказского федерального округа — 66 160 кв. км. В первом полугодии 2011 г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории края совершено 37 преступлений, что почти в 2 раза меньше, чем в Дагестане, территория которой — 50,3 тыс. кв. км. Численность населения в этих субъектах Федерации практически равное: 2711 тыс. и 2737 тыс. человек соответственно.

Качественные ухудшения показателей преступности мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа ярко прослеживаются в Дагестане. В частности, в ее структуре наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений (табл. 3).

Преступность мигрантов-иностранцев в Дагестане в значительной мере определяет уровень их преступности в Северо-Кавказском федеральном округе, поскольку треть совершенных ими преступлений в округе и более половины совершенных на территории национальных республик округа приходится на Дагестан. Более того, преступность мигрантов-иностранцев в Дагестане представляет собой специфическое криминальное явление, связанное с тем, что миграционная преступность склонна к перманентному росту, и это проявляется несмотря на искажения в статистическом учете и высокую латентность. Так, преступность мигрантов-иностранцев в Дагестане за десять лет (с 2001 по 2010 г.) возросла более чем в 2,5 раза, тогда как на территории других национальных республик и Ставропольского края происходит ее снижение.

Фактором увеличения латентной преступности мигрантов-иностранцев в России станет освобождение иностранных граждан и лиц без гражданства от ответственности за нарушение правил миграционного учета (ст. 24 ч. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Это фактически освобождает иностранцев от обязанности вставать на миграционный учет по месту пребывания (жительства), что приведет к увеличению их неучтенной категории, поскольку в таком случае компетентные органы будут располагать лишь информацией о въезде в Россию и выезде из нее иностранцев. Более того, компетентным орга-

10 Данные ИЦ при МВД по Республикам Дагестан, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Чеченской.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

нам будет сложно осуществлять сбор доказательной базы о нарушении правил миграционного учета принимающей стороной в связи с неоднозначностью сложившейся судебной практики (см. определение ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № ВАС-5417/11). С криминологической точки зрения нововведение в законодательство создаст дополнительные затруднения для оперативных и следственных органов в раскрытии и расследовании преступлений, поскольку криминалистами всегда отмечалась значительная сложность в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных нелегальными мигрантами11.

Компаративный анализ статистических данных о преступности мигрантов-иностранцев в регионах России, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, позволяет сделать вывод, о том что вклад иностранных граждан и лиц без гражданства в преступность регионов округа различен (табл. 4).

В 2010 г. в регионах Северо-Кавказского федерального округа наиболее тяжкие преступления совершены гражданами Киргизии и Иордании (ч. 1 ст. 208 УК — организация незаконного воору-

женного формирования, ст. 317-посягательство

на жизнь сотрудника правоохранительного органа и связанное с ним незаконное изготовление и оборот оружия — ст. 222 и 223). В Дагестане отмечен всплеск совершения преступлений гражданами Туркменистана, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и сильнодействующих или ядовитых веществ (ст. 228 и 234). Преступность граждан Азербайджана и Грузии характерна лишь для Дагестана. При этом почти во всех республиках Северного Кавказа отмечается тенденция роста преступности граждан Узбекистана.

В то же время в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа наблюдается рост зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан. Так, в Кабардино-Балкарии в 2010 г. в отношении их совершено в 2,3 раза больше преступлений, чем в 2009 г. Причем тяжкие и особо тяжкие преступления в структуре этих преступлений составили 31%. В Карачаево-Черкессии совершено всего два преступления в отношении иностранцев, но оба

Криминология // под ред. А.И. Долговой. С. 928.

Таблица 4

Совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства преступлений в 2010 г.

Гражданство лиц, совершивших преступление Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Кара чаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

Всего 161 23 35 11

Граждане стран СНГ, в том числе 156 22 7 8

Азербайджана 123 2 0 7

Армении 0 4 1

Грузии 13 1 0

Казахстана 0 0 2

Кыргызстана 3 0 0

Таджикистана 3 0 0 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туркменистана 2 0 0

Узбекистана 9 10 3

Украины 3 5 1

Лица без гражданства 2 0 28 0

Граждане стран Дальнего зарубежья, в том числе 3 1 0 3

Иордании 0 1 0 3

Пакистана 1 0 0

Румынии 1 0 0

Вьетнама 1 0 0

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

относятся к категории тяжких. В Чечне из восьми таких преступлений шесть относятся к категории тяжких и особо тяжких (табл. 5).

Актуальным направлением развития современной отечественной криминологии является исследование региональных особенностей миграционной преступности, а в его рамках — преступности мигрантов-иностранцев. Преступность мигрантов-иностранцев в Дагестане в значительной мере определяет состояние их преступности в Северо-Кавказском федеральном округе, поскольку треть совершенных ими преступлений в федеральном округе и более половины совершенных на территории национальных республик округа приходится на Дагестан.

Качественные ухудшения показателей преступности мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа ярко прослеживаются в Дагестане, в частности в ее структуре наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений.

Разница в данных о постановке на миграционный учет и осуществления легальной трудовой деятельности позволяет утверждать, что большая часть мигрантов-иностранцев в национальных республиках Северо-Кавказского федерального округа устраивается на работу нелегально и занята в теневом и криминальном секторах экономики. Интенсивность миграционных процессов не всегда определяет миграционную преступность в регионах.

Сведения о преступлениях, совершенных в отношении иностранных граждан

и лиц без гражданства в 2010 г.

Таблица 5

Гражданство потерпевших Республика Дагестан Кабардино-Балкарская Республика Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

Всего, в том числе граждан (поданные) 6 (за АППГ — 5) 16 (за АППГ — 7) 2 (за АППГ — 2) 8 (за АППГ — 3)

Азербайджана 5 (ст. 158 УК — 4, ст. 127 — 1) 1 (ст. 161 УК) 1 (ч. 1 ст. 161 УК)

Вьетнама 1 (ч. 2 ст. 162 УК)

Германии 1 (ст. 111 УК)

Израиля 1 (ст. 158 УК)

Иордании 1 (ст. 158 УК)

Казахстана 6 (ст. 105, 126, 158, 286 УК)

Мальдивских островов 1 (ст. 158 УК)

Молдовы 2 (ст. 158, 162 УК)

Турции 2 (ст. 158, 166 УК)

Узбекистана 1 (ст. 112 УК) 3 (ст. 115 УК)

Украины 2 (ст. 158, 162 УК) 1 (ст. 111 УК)

Южной Кореи 3 (ст. 131 УК)

В том числе совершено тяжких и особо тяжких преступлений 0 5 (31%) 2 (100%) 6 (75%)

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

Преступность мигрантов-иностранцев в конкретном регионе не всегда связана с площадью территории и численностью его населения.

Преступность мигрантов-иностранцев в Северо-Кавказском федеральном округе имеет ряд особенностей, связанных с социальным статусом преступников, их гражданством, территориальным распределением. Наивысшую криминальную активность проявляют мигранты из Азербайджана, Грузии, Узбекистана и Вьетнама. Больше всего преступлений совершается иностранными гражданами из экономически неблагополучных стран Ближнего зарубежья с безвизовым режимом. Для этнической преступности мигрантов-иностранцев характерна криминальная специализация. Так, граждане Азербайджана и Вьетнама в большей части совершают преступления в сфере экономической деятельности (незаконное предпринимательство, неуплата налогов), корыстные преступления против собственности (кражи, мошенничества), а граждане Узбекистана — преступления, связанные со сбытом сильнодействующих наркотических средств синтетического происхождения. Особо следует отметить главенствующую роль иностранцев из Дальнего зарубежья (Иордании) в организации и финансировании на территории Дагестана террористической деятельности.

Преступность мигрантов-иностранцев в Северо-Кавказском федеральном округе по динамике и структуре заметно отличается от преступности мигрантов россиян и местных жителей. Это дает основание считать методически обоснованным раздельное изучение преступности иностранцев и преступности мигрантов россиян как самостоятельных явлений в преступности.

Внутренний причинный комплекс преступности иностранцев обладает рядом специфических черт. Основу его составляет противоречие между относительно высокой возможностью осесть в республиках Северо-Кавказского федерального округа на длительное время при узости легального рынка труда, что ведет к увеличению избыточного уровня незаконных мигрантов и ориентации их на криминальные способы самообеспечения. Это противоречие формируется, с одной стороны, безвизовым режимом въезда из сопредельных стран, большой протяженностью открытых государственных границ, наличием этнически родственных

для мигрантов диаспор и общин. Это обстоятельство благоприятствует въезду иностранцев и оседанию их в республиках. С другой — при узости легального рынка труда относительно широкий рынок нелегального труда вовлекает незаконных мигрантов в преступную деятельность этнических диаспор и общин, состоящих из выходцев из сопредельных государств. Кроме того, низкий уровень учета и контроля над пребыванием иностранцев, разрыв между усилиями, предпринимаемыми в борьбе с терроризмом, и усилиями, направленными на противодействие общеуголовной и экономической преступности, способствуют преступности иностранцев.

Высокий уровень криминальных, в том числе террористических, угроз в Дагестане и других республиках Северного Кавказа проявляется в том, что в миграционных потоках снижается доля законопослушных иностранцев и, наоборот, увеличивается доля тех, кого привлекает возможность совершать корыстные преступления в сложной социальной обстановке.

Несмотря на то что национальные республики, входящие в Северо-Кавказский Федеральный округ, относились до недавнего времени к регионам с низким уровнем преступности, мигранты-иностранцы обладают в них повышенной виктим-ностью, связанной с замкнутостью жизни их этнических коллективов, сообществ и диаспор на территории республик при относительном высоком уровне криминализации их внутренней жизни. В результате этого мигранты-иностранцы в основном становятся жертвами преступлений, совершенных соотечественниками, а обособленность и высокий уровень внутренней конспирации сообществ повышают латентность преступлений, совершенных в среде мигрантов-иностранцев. Это также способствует росту криминального насилия в этой среде.

Предупреждение преступности мигрантов-иностранцев в России должно строиться на развитии социально-экономических мер, но в сочетании с правовыми и специально-криминологическими мерами. Важными социально-экономическими мерами предупреждения преступности иностранцев являются следующие:

♦ учреждение в субъектах Федерации СевероКавказского федерального округа центров временного размещения мигрантов-иностранцев;

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы уголовного права

♦ выплата всем легальным субъектам миграции адаптационных единовременных денежных пособий;

♦ введение в отношении мигрантов-иностранцев на первоначальном этапе пребывания в регионах режима налоговых льгот в целях поощрения их предпринимательской деятельности;

♦ задействование механизма компактного расселения иммигрантов в местах, определяемых правительством субъекта Федерации, а также муниципальными образованиями.

В числе правовых мер предупреждения преступности мигрантов-иностранцев целесообразно:

♦ выработать государственные региональные программы антикриминальной миграционной политики в субъектах Северо-Кавказского федерального округа;

♦ учредить на территории Дагестана представительства (консульства) Республики Азербайджан;

♦ создать на территориях субъектов Федера-

ции Северо-Кавказского федерального округа специальные учреждения для содержания по решению суда иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы России. В настоящее время среди субъектов Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, такой закон принят лишь в Дагестане (Закон от 26 мая 2011 г.).

Из числа специально-криминологических мер предупреждения преступности необходимо:

♦ внедрить в пунктах пропуска государственной границы программу «Иммигрант», предусматривающую сверку документов въезжающих на территорию России иностранных граждан с досье специальных органов на террористов и разыскиваемых лиц;

♦ создать Единую межведомственную базу данных по выдворенным и депортированным с территории России иностранным гражданам.

ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ОСОБО ЦЕННЫЙ ОБЪЕКТ ОХРАНЫ

Р.Б. ОСОКИН,

докторант факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

E-mail: osokinr@mail.ru

Аннотация. Раскрываются проблемы уголовно-правового понимания общественной нравственности. Ключевые слова: общественная нравственность, мораль, противодействие преступлениям против общественной нравственности, объект уголовно-правовой охраны.

PUBLIC MORALS AS ESPECIALLY VALUABLE OBJECT OF PROTECTION

R.B. OSOKIN,

the doctoral candidate of faculty of preparation of scientific and scientific and pedagogical shots of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer

Annotation. Problems of criminally-legal understanding of public morals reveal.

Keywords: public morals, morals, counteraction to crimes against public morals, object criminally-right protection.

В России издавна первостепенную роль в народной жизни играли не столько законы, сколько такие нравственные, духовные, религиозные и иные ценности и социальные регулятор, как совесть, честь, долг, порядочность, гражданское чувство, оказывав-

шие и оказывающие мощное определяющее воздействие на поведение людей [1, с. 35]. Однако в условиях переходного развития современного государства незащищенными оказались формируемые в течение столетий нравственные устои общества. На

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.