ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
УДК 343.97
Л.Р. Рашитов
КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ И
их предупреждение
В статье анализируется структура миграционной преступности. Отдельное внимание уделяется причинам и условиям преступлений, совершаемым иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации. Автором предлагаются меры предупреждения и противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции.
Ключевые слова: миграция, преступления в сфере незаконной миграции, личность преступника-ми-гранта, причины и условия преступности мигрантов, противодействие миграционной преступности, миграционная политика.
На протяжении многих веков миграция являлась неотъемлемой частью жизни людей. С древнейших времен человечество перемещалось на новые территории с целью их освоения и повышения уровня собственного благополучия. Яркими примерами адаптации людей к условиям окружающей среды можно считать Великое переселение народов (IV - VII вв.), ознаменовавшее собой коренные изменения в социальной, политической, культурной и других областях жизни европейских государств; эпоху великих географических открытий (XV - XVII вв.), породивших миграционные потоки из Испании, Португалии, Франции, Англии и Нидерландов в Америку; колонизацию Северной Америки (XVII - XVIII вв.), обусловившую истребление коренного населения континента и, как следствие, принудительную миграцию жителей Африки. Внутренние миграционные процессы России также имели специфические черты. Миграция славянских народов проходила с разной интенсивностью, однако ее общим итогом явилось освоение обширных территорий Кавказа, Волги, Урала, Сибири и Дальнего Востока [1, с. 175].
В настоящее время в условиях глобализации происходят масштабные трансформации миграционных процессов во всем мире. Этому активно способствует ухудшение политической обстановки, вызванное деятельностью международных террористических организаций, в том числе «Исламское государство». В связи с этим миграция стала одной из серьезнейших проблем современ-
ности. Миграционные потоки достигли таких масштабов, что правительства различных стран не могут игнорировать данное явление. Не является исключением и Российская Федерация. Согласно докладу ООН от 12.01.2016 года, в России находятся свыше 11 миллионов мигрантов [2].
Наиболее распространенными причинами миграции в Россию являются:
1. экономические (обусловлены стремлением к улучшению условий жизни);
2. социальные (семейно-брачные отношения, желание воссоединиться с родными, близкими);
3. политические (военные, этнические, религиозные конфликты);
4. культурные (получение образования и изучение этнических основ других народов);
5. экологические (ухудшение экологических, климатических условий);
6. медицинские (необходимость в смене места жительства по медицинским показателям).
Увеличение миграционных потоков в Россию неизбежно приводит к росту числа иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны незаконно, что, в свою очередь, обусловливает рост преступности мигрантов: незаконная миграция является существенным фактором роста количества межнациональных и этнических конфликтов. Кроме того, миграционная преступность в начале XXI столетия стала реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации и других стран [3, с. 247-248].
Необходимо отметить существующую законо-
Рашитов Ленар Радикович, адъюнкт Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Рашитов Л.Р., 2016 Статья получена: 26.02.2016
124
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
мерность между интенсивностью миграционных потоков и ростом показателей преступности. Так, например, широкий общественный резонанс имели события, произошедшие 1 января 2016 года в городе Кёльне (Германия): в новогоднюю ночь около тысячи мигрантов, прибывших в данное государство из-за осложнения политической обстановки на Ближнем Востоке, совершили нападения на жителей города. С заявлениями о грабежах, оскорблениях и изнасилованиях в правоохранительные органы обратились 1049 человек [4].
Изучение статистических данных ГИАЦ МВД России демонстрирует, что преступность иностранных граждан в Российской Федерации носит цикличный характер, который проявляется в периодическом изменении количественных и качественных показателей (см. таблицу 1).
Несмотря на небольшой удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами
и лицами без гражданства, в общей массе зарегистрированных преступлений, становится очевидным негативное влияние данного явления на криминогенную обстановку в России. Увеличение потоков незаконных мигрантов неизбежно отражается на уровне преступности в стране и ее регионах.
Структуру и характер преступности мигрантов целесообразно рассматривать, выделяя наиболее часто совершаемые ими уголовно-наказуемые деяния (см. таблицу 2).
Значительная часть преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, относятся к категории тяжких и особо тяжких. Сложная экономическая ситуация в стране негативно сказывается на количестве общеуголовных преступлений, совершенных мигрантами (корыстные, корыстно-насильственные, насильственные преступления, связанные с незаконным завладением чужим имуществом).
Таблица 1
Состояние и динамика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Федеральных округах Российской федерации (без Кфо) за 2011-2015 гг. [5]
Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 (9 мес.)
совершено иностранными гражданами и лицами без гражданства в России 40 655 39 737 44 325 42 068 34 308
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) -7,3 - 2,3 11,6 - 5,2 3,6
в центральном федеральном округе 23 635 22 349 24 225 21 581 17 300
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) -11,7 -5,4 8,5 - 11,0 - 0,1
в северо-западном федеральном округе 3 353 3 649 4 675 5 379 4 068
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) 6,0 8,8 28,1 15,1 - 2,6
в Южном федеральном округе 1 980 2 240 2 686 2 710 2 841
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) 9,3 13,1 19.9 0,9 39.9
в приволжском федеральном округе 3 868 3 778 3 916 3 925 3 023
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) 2,3 -2,3 3,7 0,2 -1,6
в уральском федеральном округе 3 845 3 332 3 582 3 364 2 725
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) 2,6 -13,3 7,5 - 6,1 4,8
в сибирском федеральном округе 2 603 2 762 3 224 3 140 2 585
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) -11,2 6,1 16,7 -2,6 6.1
в дальневосточном федеральном округе 879 1 017 1 317 1 218 1 020
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) -14,8 15,7 29,5 -7,5 10,3
в северо-Кавказском федеральном округе 492 610 700 751 746
Динамика преступности по отношению к АППГ (%) -11,8 24,0 14,8 7,3 28.2
таблица 2
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в Рф, дела по которым направлены в суд за 2011-2015 гг. [5]
2011 2012 2013 2014 2015 (9 мес)
тяжкие и особо тяжкие 11 601 11 264 13 508 13 807 11 352
убийства и покушения на убийства ст.ст. 105, 106, 107 ук рф 495 457 532 462 358
умышленное причинение тяжкого вреда здоровью ст. 111 ук РФ 959 1 025 1 034 995 701
Экстремистской и террористической направленности 14 21 41 18
Экономической направленности 4 316 2 194 3 273 2 748 2 778
125
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
Прибывая на территорию России, мигранты вынуждены решать проблемы, связанные с поиском работы, жилья и т.д. Нередко их решение затягивается на неопределенный срок, что подталкивает их к совершению преступлений и административных правонарушений. Лица, прибывшие на территорию нашей страны, вследствие плохого знания русского языка, а также российского законодательства, вынуждены обращаться к своим соотечественникам, которые порой являются членами криминальных групп (сообществ) и вовлекают их в преступную деятельность [6, с. 17]. Необходимо учитывать, что преступления в сфере незаконной миграции обладают высоким уровнем латентности.
Миграционная преступность является сложным криминогенным явлением, противодействовать которому невозможно без детального изучения ее причинно-следственных факторов.
К их числу стоит отнести:
1. Нелегальное положение мигрантов, обусловливающих высокую криминальную активность.
2. Нередко криминогенному поведению мигрантов способствует недостаточный контроль со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Незаконное положение мигранта делает его не защищенным от преступных посягательств, т.е. такое лицо характеризуется повышенной виктимностью. Стремясь защитить себя, они нередко прибегают к противозаконным мерам (приобретают оружие, объединяются в группы, создают собственную систему безопасности).
4. Низкое правосознание и правовая культура мигрантов также выступают фактором совершения противоправных деяний [7, с. 35].
Условиями таких преступлений, по мнению ряда ученых, являются:
1. Недостаточное внимание со стороны государства к вопросу социализации и интеграции мигрантов в российское общество.
2. Мягкое уголовное и административное законодательство в от-
Диаграмма 1
Распределение иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления в 2011 - 2015 гг., по гендерному признаку [5]
я
Л
Ц
<и
$
30,00%
25,00%
20,00%
15,00%
10.00%
5,00%
0,00%
28,70%
25, 80%
17,80%
12,50% I 1 11,90% 1 |
I I
2,60% | | °,70% 0,01%
14-17 18-25 26-30 31-35 36-40 41-50 55-60 старше
лет лет лет лет лет лет лет 65
возраст на момент совершения преступления
диаграмма 2
Распределение иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления в РФ в 2011 - 2015 гг., по возрастному
признаку [5]
ношении иностранных граждан и лиц без гражданства, позволяющее правонарушителю ограничиться наказанием в виде штрафа.
3. Различный уровень правовой культуры, нравственности, этических и эстетических норм [8, с. 37].
Неотъемлемой частью криминологической характеристики является личность преступника.
Традиционно в юридической науке выделяют следующие признаки личности преступника в данной сфере:
1) социальный статус, который определяется принадлежностью лица к определенной социальной группе, а также социально-демографической характеристикой (пол, возраст, образование, семейное положение и т.д.);
2) социальные функции (роли), которые включают отдельные виды деятельности лица в системе общественных отношений;
3) нравственно-психологические признаки, которые отражают отношение лица к социальным (моральным) ценностям и выполняемым гражданским обязанностям. [9, с. 80]
Необходимо отметить, что в настоящее время подавляющее число мигрантов, прибывающих на территорию России, являются лицами мужского пола (см. диаграмму 1) [10, с. 5].
126
ТРИБУНА МОЛОДЫМ
Таблица 3
Образовательный уровень иностранных граждан и лиц без гражданства на момент совершения преступления России в 2011 - 2015 гг. [5]
уровень образования удельный вес, %
Начальное 0,5
Неполное среднее 29,8
Общее среднее 49,2
Среднее профессиональное 6,2
Среднее специальное 4,5
Высшее 9,8
Незаконные мигранты, привлекаемые к уголовной ответственности за совершение преступлений на территории Российской Федерации, в 87% случаев являлись мужчинами, тогда как женщины совершили 12% уголовно-наказуемых деяний. Однако преступность среди женщин-ми-грантов отличается высоким рецидивом и антисоциальной направленностью.
Важным элементом криминологической характеристики личности является возраст (см. диаграмму 2).
Среди незаконных мигрантов криминально активными лицами являются граждане в возрасте от 25 до 40 лет. В возрасте 55-60 лет количество совершивших преступления незначительно. Пик криминальной активности незаконных мигрантов приходится на 31-35-летний возраст.
Наряду с такими демографическими признаками, как пол и возраст, немаловажную роль играет образовательный и интеллектуальный уровень (см. таблицу 3).
Таким образом, 75 % иностранных граждан и лиц без гражданства имеют лишь общее среднее образование. Соответственно, они используются на низкоквалифицированной и низкооплачиваемой работе.
Учитывая, что преступления в сфере незаконной миграции представляют повышенную общественную опасность, такие процессы нуждаются в постоянном отслеживании и реагировании со стороны государства, что невозможно без совершенствования профилактических мер. Представляется, что такие меры будут направлены на:
- сдерживание роста незаконной миграции;
- совершенствование законодательства с целью недопущения привлечения нелегальных мигрантов к трудовой деятельности на территории РФ;
- снижение количественных показателей совершаемых незаконными мигрантами преступлений и административных правонарушений;
- минимизацию общественно-опасных последствий противоправных действий, совершенных такими лицами;
- профилактику виктимного поведения ми-
грантов.
Следует отметить, что миграционная безопасность всегда была в центре внимания органов государственной власти и местного самоуправления. Результатом скоординированной работы в этом направлении стала Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, где указаны основные приоритетные направления деятельности правоохранительных органов [11]. Для эффективного противодействия преступлениям в сфере незаконной миграции необходим целый комплекс упреждающих мер, к которым следует отнести:
• повышение эффективности международного сотрудничества в области противодействия и пресечения незаконной миграции и связанной с ней преступности (в первую очередь со странами СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭс) [12, с. 193];
•ужесточениеответственности в отношении недобросовестных работодателей за прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением установленных требований [13, с. 117];
• создание единого федерального банка данных, содержащего информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, с доступом для всех правоохранительных органов и возможностью оперативного реагирования на противоправные действия;
• при создании нормативно-правовой базы по противодействию незаконной миграции необходимо сделать акцент на устранении причин и условий, способствующих нарушению миграционного законодательства;
• привлечение институтов гражданского общества (дружинников, казачества, активных граждан) к профилактике противоправных деяний со стороны мигрантов [12, с. 214].
Реализация предложенных мер позволит сократить нелегальные миграционные потоки в Российскую Федерацию, а также существенным образом улучшить криминогенную обстановку в нашей стране.
127
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демография: учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2003. 384 с.
2. ФомченковТ. А.Россиявышлавлидерыпочислуиностранныхмигрантовидиаспор//Иш'ернет-портал«Российской газеты». 2016. 12 января. URL: http://www.rg.ru/2016/01/12/migranti-site-anons.html (дата обращения: 12.02.2016).
3. Криминология: учебник / под общ. ред. Г. А. Аванесова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 575 с.
4. Более тысячи человек сообщили о нападениях в новогоднюю ночь в Кельне // Информационное агентство России «ТАСС». 2016. 21 января. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2603626 (дата обращения: 14.02.2016).
5. Состояние преступности в России за 2010-2015 гг.: статистический сборник // МВД России, 2015. Т. 1. 95 с.
6. Тюрюканова Е. В. Трудовая миграция в Россию // Население и общество. М.: Институт демографии, 2008. С. 16-22.
7. Кутьин А. Д. Виктимология миграционных процессов в России // Профессионал. 2007. № 2 (76). С. 35-45.
8. Шалагин А. Е. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в Российской Федерации: монография / под. ред. Ф. Р. Сундурова. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 176.
9. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. М.: НОРМА, 2015. 800 с.
10. Женщины-мигранты из стран СНГ в России / под общ. ред. Е. В. Тюрюкановой. М.: МАКС Пресс, 2011. 120 с.
11. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г. // Ваше право. Миграция. 2012. № 13.
12. Антонян Ю. М., Тимошина Е. М. Причины преступности в России: монография / под общ. ред. Ю. М. Антоняна. М.: ВНИИ МВД России, 2013. 348 с.
13. Кобец П. Н. Международный опыт предупреждения преступности незаконных мигрантов // PARADIGMATA POZNANI. 2014. № 2. С. 116-118.
128