Научная статья на тему 'О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них в Санкт-Петербурге'

О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПНОСТИ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / МИГРАЦИЯ / CRIME PREVENTION / FOREIGN NATIONALS / MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич

Рассматриваются направления профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении них в Санкт-Петербурге. Даны конкретные рекомендации ряду органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андрейцо Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About measures on prevention of crimes by foreign citizens, as well as against them in St. Petersburg

Discusses the ways of prevention of crimes committed by foreign nationals and against them in St. Petersburg. Provided specific recommendations to a number of public authorities.

Текст научной работы на тему «О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них в Санкт-Петербурге»

Конституционное право, административное право и административная деятельность

УДК 343.9 С. Ю. Андрейцо*

О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них в Санкт-Петербурге

Рассматриваются направления профилактики преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении них в Санкт-Петербурге. Даны конкретные рекомендации ряду органов государственной власти.

Ключевые слова: профилактика преступности, иностранные граждане, миграция.

S.Y.Andreitco*. About measures on prevention of crimes by foreign citizens, as well as against them in St. Petersburg. Discusses the ways of prevention of crimes committed by foreign nationals and against them in St. Petersburg. Provided specific recommendations to a number of public authorities.

Keywords: crime prevention, foreign nationals, migration

Профилактика преступлений остается в числе приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Одним из направлений профилактики является профилактика преступлений со стороны иностранных граждан, а также в отношении них. Стоит отметить весьма полярные и зачастую, к сожалению, весьма поверхностные и дилетантские мнения по проблемам преступности иностранных граждан. Более криминогенной является нелегальная миграция. Так, она названа официальной угрозой безопасности. Именно нелегальная миграция отмечается в Концепции национальной безопасности в Российской Федерации [2], она создает условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма «.. .Ежегодно в стране от 3 до 5 миллионов иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения.» [1], гласит Концепция.

Обращаясь к данным статистики по рассматриваемому субъекту, отметим что в 2014 г. в Санкт-Петербурге сохранялась тенденция роста уровня преступности иностранных граждан. К концу отчётного периода было зарегистрировано 3000 преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, что составило 4,3 % от общего числа преступлений, зарегистрированных в Санкт-Петербурге. Рост числа преступлений, предусмотренных ст. 327 УК РФ (1870; + 439), связанных с использованием поддельных миграционных документов, в т.ч. повлиял на увеличение преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Количество преступлений, совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, в 2014 г. превысило показатели аналогичного периода 2013 г. на 6,4 %. По итогам 2014 г. по количеству преступлений, совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, на 100 тыс. жителей, Санкт-Петербург занял 5 место (59,67 сл.) среди всех регионов России.

В общей структуре преступности мигрантов по сравнению с 2013 г. на 8,3 п.п. сократилась доля тяжких и особо тяжких преступлений (2014 г. - 21,9 %, 2013 г. - 30,2 %), абсолютное количество преступлений данной категории сократилось на 22,8 % или 194 ед. к АППГ и составило 657 случаев. Кроме того, за 12 месяцев 2014 г. выявлен 991 иностранец, использовавший заведомо подложный документ, что составляет 30,4 % от всех выявленных иностранных граждан, совершивших преступления.

* Андрейцо, Сергей Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Andreitco, Sergey Yuryevich, Phd, associate professor of St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: 198206, Russia, St-Petersburg, Pilot Pilutov str., 1. E-mail: [email protected].

© Андрейцо С.Ю., 2016

Конституционное право, административное право

На долю граждан государств - участников СНГ приходится 92,7 % от всего числа преступлений, совершенных в Санкт-Петербурге иностранными гражданами и лицами без гражданства. Почти половина из них (48,3 %) совершены гражданами Республики Узбекистан. Гражданами республики Таджикистан совершено 13,7 % преступлений, на долю граждан Республики Беларусь приходится 6,6 % зарегистрированных преступлений, граждан Украины - 8,0 %, граждан Молдовы - 5,2 %.

По сравнению с 2013 г. в структуре преступности мигрантов зафиксировано небольшое увеличение доли преступлений, совершенных гражданами Узбекистана и Таджикистана, а также небольшое сокращение доли преступлений, совершенных гражданами Украины.

Также необходимо отметить, что каждое семнадцатое совершенное иностранцами преступление совершено в отношении таких же иностранцев, а из всех совершенных в отношении иностранцев преступлений это уже каждое пятое. В данной преступности преобладают корыстные и корыстно-насильственные преступления, а также преступления против личности.

По итогам 2014 г. по количеству преступлений, совершённых иностранными гражданами и лицами без гражданства, на 100 тыс. жителей, Санкт-Петербург занял 5 место (59,67 сл.) среди всех регионов России.

В общей структуре преступности мигрантов по сравнению с 2013 г. на 8,3 п.п. сократилась доля тяжких и особо тяжких преступлений (2014 г. - 21,9 %, 2013 г. - 30,2 %), абсолютное количество преступлений данной категории сократилось на 22,8 %, или 194 ед., к АППГ и составило 657 случаев.

Наибольший удельный вес среди данной категории преступлений имеют посягательства на здоровье населения и общественную нравственность (25,9 %), разбои (18,9 %) и грабежи (14,2 %).

Значимых изменений в структуре тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по сравнению с 2013 г., не произошло. Наблюдается увеличение доли разбоев (+4,3 п.п.), но при этом их абсолютное количество не изменилось (124 ед.), а также сокращения доли других преступлений (-5,8 п.п.).

Между тем, 10,3 % преступлений, совершённых иностранцами, являются преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (364).

За 2014 г. на территории Санкт-Петербурга в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства совершено 763 преступления, что на 7,9 % больше, чем за 2013 г.

По итогам 2014 г. по количеству преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, на 100 тыс. жителей Санкт-Петербург занимает 10 место (15,18 сл.), Москва - 1 место (27,50 сл.), Ленинградская область - 21 место (8,97 сл.).

По данным ИЦ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, иностранные граждане за 12 месяцев 2015 г. совершили 4076 (+473) преступлений на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, из них 92,6 % совершено гражданами государств - участников СНГ. В отношении иностранных граждан совершено 916 (- 2) преступлений.

Однако данные статистики не дают полной и объективной картины. Неоднократно отмечалось, что множество преступлений, совершенных иностранными гражданами, и особенно в отношении них, непосредственно высоколатентны в силу того, что мигранты не обращаются в правоохранительные органы из-за нарушения каких-либо правил регистрации, занимаясь нелегальной деятельностью и т.д., а также не доверяя правоохранительным органам. Главная опасность подобных преступлений заключается в том, что в условиях этносоциальной напряжённости в регионе даже отдельное правонарушение может повлечь за собой массовые беспорядки, межнациональные конфликты. Объективные трудности, переживаемые страной, и субъективные политические просчёты формируют рост социального недовольства, разрушающая энергия которого может быть направлена на поиск «врага-инородца». В кризисной ситуации такое социальное недовольство легко переродится в национальное противостояние. В 2015 г. УФМС совместно с правоохранительными органами проводились целевые оперативно-профилактические мероприятия «Нелегальный мигрант», «Жилой сектор», «Нелегал-2015». Выдворены в административном порядке за пределы Российской Федерации 1263 иностранных гражданина.

В 2015 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России проведено исследование криминогенной обстановки (состояния преступности) в Санкт-Петербурге с выявлением основных причин и факторов, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в Санкт-Петербурге, по прогнозированию состояния преступности в Санкт-Петербурге на 2015 г. и период 2016-2017 гг., включающая аналитическое исследование криминогенной обстановки (состояния преступности) в Санкт-Петербурге с выявлением основных причин и факторов, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений в Санкт-Петербурге, проведённое на основе актуальных данных правоохранительных органов за 2011-2014 гг. по следующим направлениям. Основой для подготовки материалов послужили статистические данные, представленные ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [3].

Один из разделов указанного исследования был посвящен преступлениям и правонарушениям, совершаемым иностранными гражданами, а также в отношении них.

На основании материалов указанного исследования автором статьи предлагались меры, направленные на предупреждение преступлений со стороны иностранных граждан и в отношении них, разделенные по органам государственной власти Санкт-Петербурга, а также территориальным органам федеральных органов государственной власти. В основу данных автором рекомендаций легли собственные работы, исследования, проведенные в Санкт-Петербургском университете МВД

Андрейцо С.Ю. О мерах по предупреждению преступлений со стороны иностранных граждан.

России, иных образовательных организациях, материалы работы общественно-консультативных советов при органах власти.

Ниже приведём основные рекомендации исследования в сфере предупреждения преступлений и правонарушений, совершаемых иностранными гражданами, а также в отношении них.

В связи с угрозой стихийных массовых беспорядков на национальной почве, которые могут быть вызваны резонансными преступлениями со стороны иностранных граждан и в отношении них, необходима проработка совместно органами государственной власти соответствующего субъекта, ГУ МВД, УФМС предполагаемого комплекса мер в случае массовых выступлений после совершения резонансных преступлений со стороны иностранных граждан и в отношении них с целью недопущения дестабилизации обстановки.

Требуется принятие межведомственного плана действий, включающего порядок:

- взаимодействия со СМИ;

- реализации оперативной информации в отношении различных групп экстремистской направленности;

- вовлечения возможных участников переговоров (общественные деятели, представители диаспор, религиозных объединений);

- отработки блокирования отдельных участков возникновения массовых беспорядков, задержание зачинщиков;

- меры по защите граждан, объектов городской инфраструктуры, собственности в зоне беспорядков.

На основе разработанного провести межведомственное учение с отработкой различных вводных на базе ГУ МВД, университета МВД России, при участии иных органов государственной власти.

Отсутствие у большинства иностранных граждан возможности иметь доступ к значительной части социальных услуг делает все усилия по адаптации, интеграции иностранных граждан в принимающее сообщество малоэффективными.

В рамках профилактики деятельность органов государственной власти включает проведение следующих мероприятий.

1. Участие в деятельности межведомственных рабочих групп по борьбе с проявления экстремисткой деятельности.

2. Взаимообмен информацией с иными субъектами профилактики экстремизма (прокуратурой, администрацией района, ОВД района).

3. Организация и проведение занятий со школьниками, студентами, на которых необходимо проводить разъяснительную работу, говоря о России как о многонациональном государстве и необходимости толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий (лекции, вечера вопросов и ответов, консультации, показ учебных фильмов и т.д.).

4. Организация и проведение занятий с детьми дошкольного возраста, на которых необходимо проводить разъяснительную работу, говоря о России как о многонациональном государстве и необходимости толерантного поведения к людям других национальностей и религиозных конфессий (игры, викторины и т. д.).

5. Организация и проведение пропагандистских и агитационных мероприятий (разработка и распространение памяток, листовок, пособий) среди населения муниципального образования.

6. Распространение учебно-наглядных пособий, видеофильмов и других дидактических материалов по тематике толерантности.

7. Информирование в установленном законом порядке полиции и прокуратуры о выявлении материалов экстремистского характера.

Необходимо активизировать участие в комплексе профилактических мер гражданского общества, некоммерческого сектора, диаспор и землячеств. В этой связи необходимо объединить усилия общественно-консультативных советов и групп по проблемам миграции. Необходимо участие комитета в предоставлении грантов общественным организациям, решающим проблемы миграции. Необходимо регулярно проводить антидискриминационный мониторинг СМИ и публичных выступлений должностных лиц.

Требуется расширить практику информирования мигрантов, прибывающих в Россию о порядке трудоустройства, поиска жилья. Помимо имеющегося опыта информирования в аэропорту Пулково, необходимо расширение программ информирования на вокзалах, требуется увеличить тираж распространяемых материалов, а также обеспечить перевод на иностранные языки.

Необходимо увеличение численности сотрудников Управления федеральной миграционной службы России. Обусловливается это возросшей нагрузкой, связанной с массовым притоком граждан Украины, высокой нагрузкой на имеющихся сотрудников.

Актуальной задачей является увеличение количества мест в специализированных учреждениях для временного содержания иностранных граждан, т.к. имеющихся явно недостаточно. Незначительное число мест может привести к ограничению числа привлеченных к административной ответственности, выдворяемых, т.к. цифра может быть искусственно привязана к наполняемости учреждений.

Нужно выработать меры по совершенствованию процедуры депортации указанной категории граждан, которым обвинительным приговором суда назначено наказание в виде штрафа.

Необходимо проработать вопрос о возможности применения в судебной практике решений об отмене (неприменении) дополнительного наказания в виде штрафа по приговору суда иностранному

Конституционное право, административное право

гражданину, подлежащему выдворению или депортации за пределы Российской Федерации, при отсутствии у него финансовых возможностей, по инициативе органов прокуратуры.

Нередки случаи, когда подлежащий депортации по освобождению из мест лишения свободы иностранный гражданин имеет неоплаченный штраф, наложенный судом, в связи с чем судебными приставами накладывается запрет на выезд из Российской Федерации до уплаты штрафа. В сложившейся ситуации исполнить решение о его депортации не представляется возможным.

При этом выплатить необходимую для прекращения исполнительного производства сумму иностранный гражданин зачастую не может ввиду отсутствия денежных средств. Разрешительные документы на право осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации таким иностранным гражданам не выдаются в связи с наличием оснований для отказа, предусмотренных законом (если иностранный гражданин осуждён вступившим в законную силу приговором суда за совершение преступления; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления на территории Российской Федерации).

Таким образом, данная категория лиц после освобождения из мест лишения свободы остается на территории Российской Федерации без средств к существованию в случае отсутствия возможности финансовой помощи от родственников, что приводит к осуществлению ими рабочей деятельности незаконно либо совершения преступлений с целью финансового обогащения.

Необходимо сформировать, совместно с органами Прокуратуры, единый реестр мест массового проживания, учёбы и работы иностранных граждан, деятельности организаций, оказывающих посреднические услуги.

Можно продолжить выезды для проверок расселённых и аварийных домов на предмет проживания в них нелегальных мигрантов. В течение года положительно зарекомендовала себя практика проведения подобных мероприятий во взаимодействии с УФМС СПб и ЛО и иными органами государственной власти.

Необходимо наладить более эффективное взаимодействие участковых уполномоченных полиции с ТСЖ и управляющими компаниями для выявления мест компактного незаконно проживания иностранных граждан, однако в подобно рода мероприятиях необходимо исключить дискриминационные проверки исключительно по признакам гражданства или этнической принадлежности.

Важна активизация оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление организаторов нелегальной миграции, а также в отношении юридических лиц, оказывающих незаконные посреднические услуги.

Необходимо совершенствовать механизмы межведомственного обмена информацией в сфере миграционного учёта, данных по организаторам нелегальной миграции, лидерам и участникам организованных преступных сообществ и групп.

В целях совершенствования межведомственного обмена информацией нужно подготовить и согласовать регламенты межведомственного обмена информацией.

Требуется усилить борьбу с коррупционными проявлениями. Проведение специальных профилактических антикоррупционных мероприятий. Обратить внимание на факты противоправного поведения сотрудников при проверках документов у иностранных граждан.

В связи с высокой латентностью преступлений в отношении иностранных граждан проработать вопрос о совершенствовании деятельности по выявлению преступлений в отношении иностранных граждан. Необходимо решение проблем о гарантиях прав потерпевших, свидетелей из числа иностранных граждан.

Также необходимо:

- проработать комплекс мер по противодействию торговле людьми на территории Санкт-Петербурга;

- минимизировать «язык вражды» в документах и деятельности Управления (термины «нелегал», «гастарбайтер» в названиях полицейских операций, отчётных документах и т.п.);

- противодействовать избирательному, дискриминационному подходу в отношении иностранных с выраженной неславянской внешности;

- обратить внимание на недопустимость отождествления бытовых и межнациональных конфликтов;

- решение вопроса об оплате услуг переводчиков, присутствие которых обязательно с момента составления протоколов об административных правонарушениях в отношении мигрантов в УМВД и УФМС. Необходимо привлечение на контрактной основе переводчиков, дежурящих 24 часа, по крайней мере, по 3-4 языкам, наиболее часто употребляемым иностранными гражданами.

- проведение комплексных проверок коммерческих организаций, оказывающих мигрантам услуги и уличённых в подделке документов и т.д. [3].

Обсуждая проблемы миграции, граждане чаще всего поднимают вопросы конкуренции на рынке труда так называемой этнической преступности и культурных различий, якобы угрожающих «национальной идентичности коренного населения». При этом нередко мигрантов оценивают как «нахлебников», как «чужих», стремящихся нарушить устоявшуюся систему, воспользоваться местными ресурсами и лишить работы россиян. Указанные стереотипы обусловливают высокий уровень нарушений прав иностранных граждан и одновременно редкие случаи обращения за защитой в государственные институты. При высоком уровне нарушений прав иностранных граждан

Грищенко Т.А., Андрейцо С.Ю., Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге.

(по экспертным оценкам) следует отметить, что они нечасто обращаются за защитой в органы государственной власти. По упомянутым выше экспертным оценкам, в Санкт-Петербурге около 10 % населения являются иностранными гражданами. По результатам проведенного в 2014 г. по заказу Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге исследования проблем миграционной политики, основными причинами незначительного количества обращений в государственные институты за защитой своих прав являются: низкая информированность иностранных граждан о существующих механизмах защиты своих прав, их неверие в эффективность защиты своих прав, отсутствие времени, нарушения миграционного законодательства с их стороны, опасения быть выдворенными при обращении за защитой к государственным институтам.

Беспокойство экспертов вызывает факт, что далеко не всегда удается привлечь к ответственности организаторов нелегальной миграции и торговли людьми: процессуальные нормы, позволяющие признавать трудовых мигрантов жертвами торговли людьми, отсутствуют, а участие вынужденно попавших в нелегальное положение мигрантов в судебных разбирательствах в качестве свидетелей затруднено, поскольку более мягкого наказания иностранных граждан за нелегальное пребывание в Санкт-Петербурге, чем штраф, сопровождающийся выдворением, не предусмотрено.

Проблемы предупреждения преступлений, совершаемых иностранными гражданами и в отношении иностранных граждан, продолжают оставаться актуальным направлением научных исследований.

Список литературы

1. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin. ru/news/15635 (дата обращения 13.05.2016).

2. Концепция национальной безопасности в Российской Федерации // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www.kremlin.ru/acts/19653 (дата обращения 21.05.2016).

3. Состояние преступности в Санкт-Петербурге. Криминологический мониторинг и прогноз : научно-практическое пособие / под общ. ред. Л.П. Богданова и В.А. Кудина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015.

УДК 342.724

Т.А. Грищенко*, С.Ю. Андрейцо**

Реализация миграционной политики в Санкт-Петербурге в контексте обеспечения национальной безопасности

В контексте обеспечения национальной безопасности рассматриваются различные аспекты реализации миграционной политики в Санкт-Петербурге. Поднимаются проблемы связанные с вынужденной, трудовой, нелегальной миграцией в Санкт-Петербурге.

Ключевые слова: национальная безопасность, миграция, миграционная политика.

T.A. Grishchenko*, S.Y. Andreitco**. The implementation of migration policy in St. Petersburg in the context of national security. In the context of national security considers various aspects of implementation of migration policy in St. Petersburg. Raises the problems associated with forced labour, and illegal migration in St. Petersburg.

Keywords: national security, migration, migration policy.

Миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах [4, с.28].

Нелегальная миграция названа официальной угрозой безопасности. Именно нелегальная миграция отмечается в Концепции национальной безопасности в Российской Федерации [2], именно она создает условия для формирования террористических организаций, политического и

* Грищенко, Тарас Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры организации работы полиции Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

** Андрейцо, Сергей Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: 198206, Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Grishchenko, Taras Alexeyevich, candidate of legal Sciences, associate professor of St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: 198206 Russia, St-Petersburg, Pilutov-street, 1. E-mail: [email protected].

Andreitco, Sergei Yurievich, candidate of legal Sciences, associate professor of St. Petersburg University of MIA of Russia. Address: 198206 Russia, St-Petersburg, Pilutov-street, 1. E-mail: [email protected].

© Грищенко Т.А., Андрейцо С.Ю., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.