Научная статья на тему 'Криминологический анализ некоторых аспектов миграционных процессов и преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа (по материалам республики Дагестан)'

Криминологический анализ некоторых аспектов миграционных процессов и преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа (по материалам республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
520
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАНЕЦ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНОЛОГИЯ / МIGRATION / THE FOREIGNER / CRIMINALITY / A CRIMINOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Магомедов Эльдар Балабекович

Интеграция России в мировое сообщество сопровождается значительным притоком мигрантов на ее территорию. По масштабам миграции Россия занимает второе место в мире после США. По экспертным оценкам количество нелегальных мигрантов в России варьируется до 15 млн. человек, из которых около 90% граждане СНГ. При этом на территории Южного федерального округа, по некоторым оценкам, концентрируется до 300 тысяч нелегальных мигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF MIGRATORY PROCESSES AND CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS IN REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT (ON REPUBLIC DAGESTAN MATERIALS)

Integration of Russia into the world community is accompanied by considerable inflow of mi-grants on its territory. On scales migra-tsii Russia takes the second place in the world after the USA. By expert estimations the quantity of nelegal th migrants in Russia varies to 15 million che-lovek, from which about 90 % citizens of the CIS. Thus in territory of Southern federal district, by some estimations, concentrates to 300 thousand illegal migrants

Текст научной работы на тему «Криминологический анализ некоторых аспектов миграционных процессов и преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа (по материалам республики Дагестан)»

6.5. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ В РЕСПУБЛИКАХ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА (ПО МАТЕРИАЛАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Магомедов Эльдар Балабекович, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российской правовой академии, Министерства юстиции России Контакты автоDа:[email protected]

Аннотация. Интеграция России в мировое сообщество сопровождается значительным притоком мигрантов на ее территорию. По масштабам миграции Россия занимает второе место в мире после США. По экспертным оценкам количество нелегальных мигрантов в России варьируется до 15 млн. человек, из которых около 90% граждане СНГ. При этом на территории Южного федерального округа, по некоторым оценкам, концентрируется до 300 тысяч нелегальных мигрантов

Ключевые слова: миграция, иностранец, преступность, криминология

THE CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF SOME ASPECTS OF MIGRATORY PROCESSES AND CRIMINALITY OF MIGRANTS-FOREIGNERS IN REPUBLICS OF THE NORTH CAUCASIAN FEDERAL DISTRICT (ON REPUBLIC DAGESTAN MATERIALS)

Magomedov Eldar Balabekovich, the competitor of chair of criminal law and criminology of the Russian legal academy, the Ministry of Justice of Russia

Annotation: Integration of Russia into the world community is accompanied by considerable inflow of mi-grants on its territory. On scales migra-tsii Russia takes the second place in the world after the USA. By expert estimations the quantity of nelegal th migrants in Russia varies to 15 million che-lovek, from which about 90 % citizens of the CIS. Thus in territory of Southern federal district, by some estimations, concentrates to 300 thousand illegal migrants Keywords: мigration, the foreigner, criminality, a criminology

Интеграция России в мировое сообщество сопровождается значительным притоком мигрантов на ее территорию. По масштабам миграции Россия занимает второе место в мире после США1.По экспертным оценкам количество нелегальных мигрантов в России

1 См. А.Н. Сухаренко. Административно-правовые средства борьбы с лидерами транснациональных преступных формирований // Миграционное право. - 2010. - № 1.

варьируется до 15 млн. человек, из которых около 90%2 граждане СНГ. При этом на территории Южного федерального округа, по некоторым оценкам, концентрируется до 300 тысяч нелегальных мигрантов3

Исследователями отмечается существующая неравномерность в современных миграционных процессах, связанная с повышенной концентрацией мигрантов в отдельных регионах Российской Федерации и с аккумуляцией их в городской местности. Помимо неравномерности миграционные процессы в отдельных регионах имеют определенную специфику. Так, в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов они сопровождаются при одновременном естественном приросте населения. В частности, численность населения в Южном федеральном округе увеличилась более чем на 6 % за счет Дагестана, Чечни, Краснодарского края, Ставрополья и Ростовской области.4 При этом наряду с внутренней миграцией наблюдается рост объемов миграции из-за рубежа, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку, поскольку преступность иностранцев в этом регионе отличается значительным темпом прироста, и составляла 9,9%5 в 2002-2006 годах. Неслучайно криминологами делается акцент на взаимосвязи миграции населения и сопутствующей ей миграционной преступности, которая отнесена к сложным по своей природе, многообразным по формам и последствиям социальным процессам.6 В сложившейся ситуации очевидно, что одной из тенденций миграционной политики должен быть учет региональной специфики миграционной ситуации.7

Разделение Южного федерального округа и образование в 2010 году Северо-Кавказского округа8 еще более актуализирует региональный аспект исследования миграционных процессов и преступности мигрантов. Актуальность исследования определяется также тем, что в республиках Северо-Кавказского федерального округа, в особенности в Дагестане, Ингушетии и Чечне, на фоне дестабилизации обстановки, вызванной активизацией террористического бандподполья, наблюдается прямо противоположная тенденция, связанная с увеличивающимся притоком в данные республики мигрантов из-за рубежа. Это обстоятельство свидетельствует о том, что указанные республики, несмотря на сложную обстановку не теряют миграционной привлекательности. Наиболее ярко выражены перечисленные процессы в Республике Дагестан, которая в силу своего геополитического положения является самым южным регионом Российской Федерации.

Так, по данным Управления Федеральной миграционной службы по Республике Дагестан в 2009 году

2 См. Андреев Г.В. Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов // Право и безопасность. - 2007. - № 1-2.

3 Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола. -2003. - С. 86.

4 См. Сапронов Ю.В. Миграционная ситуация в Южном федеральном округе и ее влияние на региональную безопасность // Влияние миграционных процессов на региональную безопасность: Сб. науч. тр. - М.: ВНИИ МВД России. - 2004. - С. 85.

5 См. Кобец П.Н. Характеристика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в Федеральных округах России (2002-2006 г.г.) // миграционное право. - 2007. - № 5.

6 См. В.В. Собольников, С.А. Нагаев. Проблемы миграционной безопасности России и совершенствование миграционной политики // Российская юстиция. - 2009. - № 11.

7 См. Федосеева Н.Н., Филимонова Е.В. Становление и основные проблемы миграционного права в Российской Федерации // Миграционное право. - 2010. - № 2.

8 внесением изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (в ред. Указа Президента РФ от 19.01. 2010 г. № 82) образован Северо-Кавказский федеральный орган.

иностранным гражданам и лицам без гражданства оформлено 1194 разрешений на временное проживание в республике, что на 20,2 % больше чем в 2008 году (952). В этом же году 173 иностранцам оформлен вид на жительство, что на 30,6 % больше чем в 2008 г. (120). Поставлено на миграционный учет 37 тысяч 632 иностранных граждан и лиц без гражданства против 26 тысяч 119 в 2008. Таким образом, прирост официально пребывающих (проживающих) в республике иностранных граждан и лиц без гражданства в 2009 году составил 44%. При этом следует учесть, в том числе и при расчете коэффициента преступности иностранцев, что по экспертным оценкам в Республике Дагестан сконцентрировано от 3 до 5 тысяч незаконных мигрантов. Поэтому неслучайно в криминологической литературе справедливо отмечается, что нелегальная иммиграция способствует повышению уровня криминализации российского принимающего общества9 и в полной мере контролируется транснациональными преступными группами, которые занимаются вербовкой, доставкой (перевозкой), легализацией мигран-тов10. Вышеперечисленные обстоятельства указывают на противоречивость миграционных процессов в республике учитывая, что естественный прирост населения составил 15,4%, а рост численности трудовых ресурсов значительно опережает количество создаваемых рабочих мест. Данные обстоятельства, на наш взгляд, имеют важный криминогенный фактор, в том числе преступности мигрантов-иностранцев.

Важно отметить, что увеличение иммиграционного притока, на наш взгляд, способствует росту правонарушений. Административные деликты иностранных граждан и лиц без гражданства в нашей стране с каждым годом приобретают все более «болезненный» ха-рактер.11 В частности, в 2009 году иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 4658 административных правонарушений, что на 14% больше чем в 2008 (4004). Более того, в Российской Федерации в настоящее время в целом наблюдается устойчивый рост количества иностранных граждан совершивших административные правонарушения два и более раз. Так, по данным ФМС России в 2007 году за совершение двух и более административных правонарушений было привлечено к ответственности 56 тысяч иностранцев, а в 2008 году уже 91 тыс.

В этой связи, ученые справедливо отмечают, что миграционная политика России на современном этапе отличается скромными достижениями и обилием проблем.12

Проводимый криминологами анализ преступности свидетельствует о том, что динамика, региональная распространенность и интенсивность преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в России приобретают все более угрожающий характер. Неблагоприятные изменения количественных показателей данной преступности сопровождается опасной качественной трансформацией 3 Обозначенные проблемы не обходят и республики Северо-Кавказского федерального округа.

9 См. Чертков А.Н. Юридическая ответственность как механизм противодействия незаконной миграции в Российскую Федерацию // Право и политика. - 2006. - № 10.

10 См. Звягинцев В.В., Е.Ю. Довгополов. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о криминологической характеристике// Миграционное право. - 2009.

- № 2.

11 См. Симонова Е.А. Понятие, признаки и роль административно-правовых средств в области предупреждения административных деликтов иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Миграционное право. - 2009. - № 4.

12 См. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России// Право и политика. -2010. - № 6.

13 См. Кобец П.Н. Характеристика преступности иностранных

граждан и лиц без гражданства в федеральных округах России

(2002-2006 г.г.) // Миграционное право. - 2007. - № 5.

В частности, в Дагестане в структуре преступности мигрантов-иностранцев в 2001-2010 годах произошла заметная трансформация от превалирования корыстных преступлений против собственности (в 2001-2005 годах), преступлений против порядка управления, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, подделкой и использованием поддельных документов ст.ст. 322, 324 и 327 УК РФ (в 2006-2007 годах более 80% в структуре), до доминирования тяжких и особо тяжки преступлений (с

2008 года по настоящее время). При этом прирост преступности мигрантов-иностранцев за 10 месяцев 2010 года по отношению к 2009 году в целом составил +38,9%.

Качественное ухудшение структуры и динамики преступности мигрантов-иностранцев в республике во многом объясняется охватившим страну финансовоэкономическим кризисом, вызвавшим резкий приток потерявших работу мигрантов-иностранцев (в основном граждан Вьетнама, КНР, Сирии и Турции) из регионов Центрального федерального округа в СевероКавказские республики. Необходимо также отметить, что кризис в стране резко изменил миграционные потоки в Дагестане. Так, если до 2005 года в республике превалировал миграционный поток из южных закавказских республик Азербайджана, Армении и Грузии, то в настоящее время прослеживается поток мигрантов из Казахстана, республик Средней Азии (Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана), восточноазиатский (КНР, КНДР и Вьетнам), а также западный поток -граждан Белоруссии, Молдовы и Украины. Рост указанных миграционных потоков существенно усугубляет сложную криминальную обстановку в республике. Ухудшение структуры миграционной преступности иностранцев проявляется в резком увеличении количества совершаемых ими тяжких и особо тяжких преступлений. К примеру, если в 2006-2007 годах превалировали преступления средней тяжести (более 80 %), то с 2008 года наблюдается значительный прирост удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений с 17% в 2008 г. до 26% за 10 месяцев 2010 года, что свидетельствует о возрастающей общественной опасности совершаемых ими деяний.

Таблица 1

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Дагестан, по которым материалы и уголовные дела направлены в суд либо разрешены в отчетном периоде 4

2008 г. 2009 г. за 10 мес. 2010 г.

118 96 100

в том числе тяжких и особо тяжких преступлений

20 19 26

(17%) (19,8%) (26%)

Прирост особо тяжких преступлений произошел за счет совершенных мигрантами-иностранцами убийств (ст. 105 УК РФ) - 3 факта; посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ) - 2; совершения террористического акта в составе группы лиц по предварительному сговору (ч.2 ст. 205 УК РФ), зарегистрированного в 2008 году, а также сопутствующего акту терроризма преступления, связанного с незаконным приобретением оружия (ч.2 ст. 222 УК РФ). Таким образом, совершение мигрантами-иностранцами перечисленных составов преступлений (за исключением трех убийств по ст. 105 УК РФ) свидетельствует об активизации участия иностранцев в террористическом бандподполье на территории республики.

Также необходимо отметить, что в категории тяжких преступлений, совершенных мигрантами-иностран-цами с 2008 года по настоящее время превалируют преступления: против здоровья населения - 40, в том

14 Данные ИЦ при МВД по РД.

числе незаконный сбыт наркотиков (ст.228.1. УК РФ) -39 и один факт незаконного оборота сильнодействующих ядовитых веществ, совершенных организованной группой (ч.3 ст. 234 УК РФ); корыстно-насильственные преступления против собственности, совершенные группой лиц по предварительному сговору - 6, в том числе грабежей (ст. 161 ч.2 УК РФ) - 5 и одно квалифицированное вымогательство (ч.2 ст. 163 УК РФ); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) - 5; против половой неприкосновенности -

3, в том числе изнасилований (ст. 131 УК РФ) - 2 и одно насильственное действие сексуального характера (ст. 132 УК РФ); против общественной безопасности -

2, связанные с незаконным оборотом оружия, совершенных группой лиц по предварительному сговору (ч.2 ст. 222 УК РФ; один факт похищения человека (ч.2 ст. 126 УК РФ), совершенное в составе группы лиц по предварительному сговору.

По отношению к 2007 году в 2,5 раза возросло количество контрабандных преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами предусмотренных ст. 188 УК РФ, что указывает на возросшую активность и влияние «этнических» организованных преступных формирований, имеющих связи с диаспорой, криминальными группировками, чиновниками в ближнем и дальнем зарубежье, а также коррумпированной частью российского государственного аппарата15. При этом исследователями отмечено, что наибольшее количество организованных групп международной ориентации выявлено в Северо-Кавказском, Северо-Западном, Центральном и Уральском экономических регионах России16.

Таблица 2

Иностранные граждане и лица без гражданства, привлеченные в Республике Дагестан к уголовной ответственности по ст. 188 УК РФ Контрабанда

2007 2008 2009 За 10 мес. 2010 г.

4 6 6 9

Количество экологических преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов - рыб осетровой породы (ст. 256 УК РФ) возросло на 75% по отношению к 2008 году.

Рост корыстных преступлений против собственности - краж (ст. 158 УК РФ) составил 240% по отношению к

2009 году.

_________________________________________Таблица 3

Иностранные граждане и лица без гражданства, привлеченные в Республике Дагестан к уголовной ответственности по ст. 256УК РФ Незаконная добыча _______(вылов) водных биологических ресурсов__________

2008

4

2009

5

10 мес. 2010 г.

9

Таблица 4

15 См. Мусаелян М.Ф. Транснациональная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат. - 2010. - № 9.

16 См. Там же.

маргинальной части иностранцев в общих иммиграционных потоках, несклонных к соблюдению требований законодательства Российской Федерации, что приводит к агрессии по отношению к представителям правопорядка и их законным требованиям.

По отношению к 2007 году в республике в три раза увеличилось количество совершаемых мигрантами-иностранцами преступлений против жизни и здоровья. Так, в 2007-2008 годах в республике не было зарегистрировано ни одного факта совершения мигрантами-иностранцами убийств, в 2009 году зарегистрирован только один факт, а за 9 месяцев 2010 года уже зарегистрировано 2 убийства. Одновременно возросло количество совершаемых мигрантами-иностранцами преступлений против здоровья (ст. 111-119 УК РФ), в частности, если в 2008 году был зарегистрирован лишь один факт умышленного причинения средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ), то в 2009 году - 5, в том числе 4 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ) и одни случай угрозы убийством или причинения тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК РФ). При этом следует отметить латентный фактор рассматриваемых преступлений. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в республике регистрируются лишь деяния, совершенные мигрантами-иностранцами, повлекшие тяжкие последствия причинения вреда здоровью, т.е. преступления, которые невозможно скрыть и устранить последствия без врачебного вмешательства. Кроме того, анализ уголовных дел, возбужденных в республике по данным фактам показывает, что в большинстве случаев жертвами подобных преступлений становятся их же соотечественники. Данное обстоятельство выступает существенным фактором латентности и в том числе преступности мигрантов-иностранцев, поскольку этнические коллективы отмечаются замкнутым образом жизни. Практически половина трудовых мигрантов-строителей в Российской Федерации не имеет никаких контактов с местным населением17.

В 2006-2007 годах Республика Дагестан занимала ведущее место по распространенности преступлений в виде незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации среди субъектов Российской Федерации,18 однако анализ преступности ми-грантов-иностранцев в последующий период показывает на значительное снижение ее динамики. Аналогичная ситуация прослеживается с преступностью мигрантов-иностранцев, связанных с подделкой и использованием ими поддельных документов (ст. 327 УК РФ).

_________________________________________Таблица 5

Иностранные граждане и лица без гражданства, привлеченные в Республике Дагестан к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ Кража

2008 2009 10 мес. 2010 г.

8 5 12

Иностранные граждане и лица без гражданства, привлеченные в Республике Дагестан к уголовной ответственности по ст. 322 УК РФ Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации

2008

49

2009

36

10 мес. 2010 г.

25

Особую тревогу, на наш взгляд, должен вызывать всплеск преступлений против представителей власти (ст.ст. 317-319 УК РФ), совершаемых мигрантами-иностранцами. Так, с 2008 года по настоящее время зарегистрировано 5 таких преступлений, в том числе по ст. 317 УК РФ Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа - 2, одно применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и два факта оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ). Это свидетельствует об увеличении

Вместе с тем данным видам преступлений, как и преступности мигрантов в целом, также свойственен высокий латентный фактор, так как количество иностранцев, прибывающих в Российскую Федерацию по поддельным документам, с просроченными или недействительными паспортами, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации19.

См. Голюк Н.С., Ким Е.Р. К вопросу о механизме криминоло-

гического обеспечения миграционной политики // миграционное право. - 2009. - № 4.

18 См. Идаятов Р.И. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - один из факторов совершения преступлений террористического характера // Российский следователь. - 2007. - № 18.

19 См. В.В. Звягинцев, Е.Ю. Довгополов. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о

Следует отметить прирост в процентном соотношении групповых преступлений, совершенных мигрантами - иностранцами. Удельный вес групповых преступлений совершенных мигрантами-иностранцами в 2009 году был равен 20,4% от общего числа зарегистрированных преступлений, а в 1 квартале 2010 года -26,3%. Так, из 20 преступлений, совершенных мигрантами - иностранцами в 2009 году в группе: тяжких и особо тяжких преступлений - 12; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков - 7 и одно изнасилование. В свою очередь из 5 преступлений, совершенных мигрантами-иностранцами в группе в 1 квартале 2010 года зарегистрировано 3 тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе 2 убийства и покушения на убийство.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что в отличие от других регионов Российской Федерации20 в Дагестане отмечается незначительный удельный вес преступности нелегальных мигрантов-иностранцев. В 2009 году доля от общего числа зарегистрированных преступлений составляла 3%, а в 1 квартале 2010 года - 5,3%. Из этого следует вывод о том, что в республике незаконность пребывания иностранцев не рассматривается как главный фактор преступности. Однако следует учитывать латентность рассматриваемого аспекта, поскольку, как отмечается в юридической литературе, содержащиеся в форме 795 сведений о преступлениях, совершенных иностранными гражданами, прибывшими в страну нелегально, практически ничего не дают в плане понимания криминальной активности незаконных мигрантов. Из данных этой формы вытекает, что только 2,3% преступлений совершены иностранцами, прибывшими нелегально. При этом по 70% преступлений не установлены цели приезда в Россию совершивших их лиц21. Сложившаяся ситуация, по нашему мнению, диктует необходимость прямого указания органам предварительного расследования фиксировать наличие или отсутствие у выявленных лиц, совершивших преступление, обвиняемых и потерпевших законных оснований пребывания на территории, где было совершено преступление. Это вытекает из смысла ст. 1б6 УПК РФ и реальной криминальной обстановки в стране. Данные о наличии либо отсутствии законных оснований на пребывание у обвиняемых либо потерпевших в местности, где было совершено преступление, на наш взгляд, должны быть отражены в протоколе следственного действия отдельным пунктом. Без этого обстоятельства содержащаяся в статистических сведениях информация крайне редко фиксируемая в ходе

криминологической характеристике// Миграционное право. - 2009.

- № 2.

20 См. Иллюк А.А. Криминологические аспекты противодействия преступности незаконных мигрантов в Российской Федерации с учетом международных миграционных процессов: опыт и проблемы. Автореферат дис. кандидата юридических наук. - М. -2007; Чертков А.Н. Юридическая ответственность как механизм противодействия незаконной миграции в Российскую Федерацию // Право и политика. - 2006. - № 10; Звягинцев В.В., Довгополов Е.Ю. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к к вопросу о криминологической характеристике// Миграционное право. - 2009. - № 2; Прокофьев Д.А. Использование результатов криминологических исследований по проблемам противодействия незаконной миграции // Миграционное право. - 2009. - № 4;

21 См. Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и ме-

тодика ее анализа // Миграционное право. - 2009. - № 1.

проведения предварительного расследования не отражает реальной криминологической характеристики.

Основной объем иностранных преступлений в республике совершается гражданами стран СНГ. В 2009 году удельный вес этих преступлений от общего числа зарегистрированных преступлений составлял 88,7%, а за 9 месяцев 2010 года - 94,8%.

Таблица 7

Среди граждан стран СНГ больше всего преступлений в Дагестане совершается гражданами Азербайджана - 62,24% в 2009 году и 68,7% за 9 мес. 2010. При этом тяжких и особо тяжких преступлений в 2009 году ими совершено 13, т.е. более 68% от общего числа зарегистрированных преступлений указанной категории. Качественно увеличилась преступность граждан Кыргызстана - 3,3%. В частности, в 2010 году зарегистрировано посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов (ст. 317 УК РФ), совершенное гражданином данной страны. Отмечено двукратное снижение преступности граждан Грузии с 12 (13,8%) в 2009 г. до 6 за 9 месяцев 2010 года (6,6%). При этом в большинстве своем, совершенные ими преступления связанные с посягательством на установленный порядок управления незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации и подделка документов (ст.ст. 322,327 УК РФ). За 9 месяцев 2010 года с 2 до 6% увеличилась преступность граждан Узбекистана, с 1 до 5% преступность граждан Украины. Отмечается стабильно устойчивая корыстная и корыстно-насильственная преступность граждан Таджикистана. Начиная с 2008 года по настоящее время ими совершено 6 преступлений, из которых - 5 корыстные и корыстно-насильственные. Преступность граждан Белоруссии представлена в незначительном количестве - 1,2%.

Сложившаяся ситуация со всей очевидностью свидетельствует о том, что российское законодательство и государственные институты иммиграционного контроля в большинстве своем оказались не в состоянии упорядочить как общий миграционный поток, так и поток мигрантов с территорий бывших советских республик, что подтверждается не снижающейся динамикой преступности мигрантов-иностранцев. Указанные негативные явления продолжают сохранять устойчивую тенденцию во многом из-за того, что принимаемые меры зачастую не учитывают региональные специфики и неадекватны существующим реалиям. Исследователями отмечается нездоровый дисбаланс миграционных потоков, концентрация мигрантов в регионах, где их пребывание противоречит экономическим, демографическим, социальным и геополитическим интересам Российской Федерации.22В настоящее время юридической литературе отмечается насущная необходимость принятия в России Миграционного кодек-са23, направленного на урегулирование противоречий в миграционных правоотношениях. В тоже время ученые понимают, что данная идея не найдет своего практического воплощения из-за того, что миграционное право скорее не самостоятельная отрасль права,

22 См. Голюк Н.С., Ким Е.Р. К вопросу о механизме криминологического обеспечения миграционной политики // Миграционное право. - 2009. - № 4.

23 См. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. -2010. - № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

___________________________________________Таблица 6

Иностранные граждане и лица без гражданства, привлеченные в Республике Дагестан к уголовной ответственности по ст. 327 УК РФ Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных _________наград, штампов, печатей, бланков___________

2008 2009 10 мес. 2010 г.

1б 19 4

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Дагестан

2008 2009 9 мес. 2010 всего

118 98 9б В том числе, гражданами государств-участников СНГ

100 87 91 В процентном соотношении:

84,7% 88,7% 94,8%

а» ... формирующийся институт, находящийся в стадии становления24 Таким образом, анализ миграционных процессов и преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северо-Кавказского федерального округа на примере Республики Дагестан позволяет сделать ряд криминологически значимых выводов:

1. Республики Северо-Кавказского федерального округа, несмотря на сложные демографические процессы, проблемы с безработицей, обострение криминогенной обстановки не теряют миграционной привлекательности у мигрантов-иностранцев. Несбалансированный приток мигрантов-иностранцев и отсутствие региональных программ анти-криминальной миграционной политики в рассматриваемых республиках обостряет и без того сложную криминальную обстановку.

2. При расчете коэффициента преступности мигран-тов-иностранцев целесообразно включать данные о численности нелегальных мигрантов-иностранцев. Проблема расчета специального коэффициента преступности иностранцев связана с тем, что значительная часть их пребывает в республиках СевероКавказского федерального округа нелегально и их точная численность не известна. В свою очередь, экспертные оценки их численности дают возможность вывести специальные расчетные коэффициенты их преступности и позволяют дополнить криминологическую характеристику преступности иностранцев.

3. Принимаемые государством меры административного воздействия не дают ожидаемого результата, и многие иностранные граждане избегают легализации своего правового статуса в государстве пребывания. При этом действующим уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность лишь в отношении лиц, организующих незаконное пребывание (ст. 322.1. УК РФ). В связи с этим полагаем необоснованным декриминализацию уголовного наказания за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через ее территорию (ст. 197.1. УК РСФСР).

4. В структуре преступности мигрантов-иностранцев в 2001-2010 годах наблюдается заметная трансформация от превалирования корыстных преступлений против собственности (в 2001-2005 годах), преступлений против порядка управления, связанных с незаконным пересечением Государственной границы Российской Федерации, подделкой и использованием поддельных документов ст.ст. 322, 324 и 327 УК РФ (в 2006-2007 годах более 80% в структуре), до доминирования тяжких и особо тяжких преступлений (с 2008 года по настоящее время). При этом прирост преступности ми-грантов-иностранцев за 10 месяцев 2010 года по отношению к 2009 в целом составил +38,9%.

В этой связи в свете порождаемых миграцией из-за рубежа проблем важной задачей является ее декриминализация, т.е. создание условий, при которых преступность иностранцев минимизируется либо перестает быть острой криминальной проблемой как для страны в целом, так для ее регионов.

Разработка комплекса мер по декриминализации пребывания иностранцев в России требует научного изучения их преступности.

Список литературы:

1. Андреев Г.В. Незаконная миграция как критерий уровня взаимодействия правоохранительных органов // Право и безопасность. - 2007. - №1-2.

2. Голюк Н.С., Ким Е.Р. К вопросу о механизме криминологического обеспечения миграционной политики // Миграционное право . - 2009. - № 4.

3. Звягинцев В.В., Довгополов Е.Ю. Незаконная миграция как вид транснациональной преступной деятельности: к вопросу о криминологической характеристике // Миграционное право. -2009. - № 2.

4. Идаятов Р.И. Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации - один из факторов соверше-

24 См. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М. - 2008. - С. 5-9.

ния преступлений террористического характера // Российский следователь. - 2007. - № 18.

5. Кобец П.Н. Характеристика преступности иностранных граждан и лиц без гражданства в федеральных округах России (2002-2006 г.г.) // Миграционное право. - 2007. - № 5.

6. Корчагин А.Г., Сонин В.В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. - 2010. -

7. Литвинов А.А. Преступность незаконных мигрантов и методика ее анализа // Миграционное право. - 2009. - № 1.

8. Мусаелян М.Ф. Транснациональная преступность как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Адвокат.

- 2010. - № 9.

9. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола. -2003. - С. 86.

10. Сапронов Ю.В. Миграционная ситуация в Южном федеральном округе и ее влияние на региональную безопасность: Сб. науч. тр. - М.: ВНИИ МВД России. - 2004. - С. 85.

11. Симонова Е.А. Понятие, признаки и роль административноправовых средств в области предупреждения административных деликтов иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Миграционное право. - 2009. - № 4.

12. Собольников В.В., Нагаев С.А. Проблемы миграционной безопасности России и совершенствование миграционной политики //Российская юстиция. - 2009. - № 11.

13. Сухаренко А.Н. Административно-правовые средства борьбы с лидерами транснациональных преступных формирований // Миграционное право. - 2010. - №1.

14. Федосеева Н.Н., Филимонова Е.В. Становление и основные проблемы миграционного права в Российской Федерации // Миграционное право. - 2010. - № 2.

15. Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика. - М. - 2008. -С. 5-9.

16. Чертков А.Н. Юридическая ответственность как механизм противодействия незаконной миграции в Российскую Федерацию // Право и политика. - 2006. - № 10.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Магомедова Э.Б. «Криминологический анализ некоторых аспектов миграционных процессов и преступности мигрантов-иностранцев в республиках Северокавказского федерального округа (по материалам республики Дагестан)»

Северокавказские республики, как известно, отличаются, можно сказать, воинствующей нестабильностью, проявляющейся не только в боевых действиях на территории республик, но и в формировании экстремистских группировок, ареал действий которых простирается на всю территорию Российской Федерации. Существенную роль в этой нестабильности принадлежит республике Дагестан, которая отличается, с одной стороны, высокой степенью демографического прироста, а с другой - столь же высокой степенью миграционных процессов, которые не всегда позитивно влияют на стабильное существование региона. Дело в том, что мигранты загнаны в неблагоприятные условия, единственный выход из которых -криминал. Таким выходом чаще всего и пользуются переселенцы, повышая криминальный потенциал республики.

Как и в России в целом, так и в республике Дагестан, отсутствует внятная программа антикриминальной миграционной политики, что существенно сказывается на профилактических мерах пресечения преступного поведения переселенцев. Кроме того, латентность миграционных процессов, обусловленных, в частности, нелегальной миграцией, не даёт возможность правоохранительным органам составить удобоваримые планы воздействия на миграционный криминал. Несовершенство российского законодательства и уголовного законодательства в части регулирования миграционных процессов, усугубляет положение, создавая непреодолимые препоны в эффективном решении вопросов миграционной политики.

В статье Магомедова Э.Б. сделаны акценты на поставленных животрепещущих вопросах и предложены варианты их решения. Статья отличается известной новизной, связанной с миграционной мимикрией, присущей республике Дагестан. Приводятся интересные данные, которые собраны эмпирическим путём и отсутствующие в официальных документах и хрониках. Представляется, что рецензируемая статья даст необходимый импульс для разработки эффективных мер по предупреждения криминализации миграционных процессов не только в республике Дагестан, но и в северокавказском регионе в целом.

Заслуженный юрист РФ

д.ю.н., профессор Н.Г.Иванов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.