Раздел 4. Криминологическая наука
СЕРЫЙ Ф.Г.,
кандидат экономических наук, доцент,
[email protected] Ученый совет; Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, Поварская, 25
КОЗЫРЕВ Н.В., [email protected] Управление по работе с обращениями граждан и организаций; Федеральная миграционная служба, 109240, г. Москва, Верхняя Радищевская, 4/1
SERYI F.G.,
Candidate of Economic Sciences, associate professor, [email protected] Academic council;
All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
KOZYREV N.V, [email protected]
The department of work with citizens and organizations; Federal Migration Service, Verkhnyaya Radishchevskaya St. 4/1, Moscow, 109240, Russian Federation
О НЕОБХОДИМОСТИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МИГРАНТОВ
Реферат. Формулируются основные проблемы криминологического мониторинга криминальной активности несовершеннолетних мигрантов. Подчеркиваются динамика миграционных процессов в России, неблагоприятные тенденции преступности в сфере миграции. Особую тревогу вызывает то, что в тени такого масштабного явления, как незаконная миграция, остается малозаметной, но для ближайшей перспективы имеющей колоссальное значение проблема преступности несовершеннолетних мигрантов. Исследование вопроса показало, что в России практически отсутствует инструментарий для криминологического мониторинга рассматриваемого явления: не ведется специальный учет преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами, отсутствуют данные о структуре, динамике, тенденциях преступности несовершеннолетних мигрантов. Обосновывается, что дети нелегальных мигрантов и несовершеннолетние, нелегально прибывшие в Россию без родственников, должны стать объектом повышенного внимания специалистов. Общим признаком, объединяющим всех несовершеннолетних мигрантов (легальных и нелегальных), является их повышенная уязвимость, обусловленная их возрастом и миграционным статусом. Степень уязвимости несовершеннолетнего зависит от статуса мигранта, прибывшего в страну на законных основаниях либо же нелегально. Преступность несовершеннолетних мигрантов — сложное социально-правовое явление, характеризующееся совокупностью преступлений несовершеннолетних мигрантов на территории временного пребывания за определенный период времени. Проведение криминологического мониторинга позволит, с одной стороны, восполнить существующие пробелы в научном знании об объекте исследования, выявить соответствующие проблемы законодательной и правоприменительной практики, а с другой стороны — наметить пути совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы, оптимизировать миграционную обстановку в стране и, наконец, с учетом передового отечественного и зарубежного опыта повысить эффективность противодействия преступности несовершеннолетних мигрантов.
Ключевые слова: криминологический мониторинг, преступность несовершеннолетних, дети-мигранты, незаконная миграция.
ON THE NEED FOR CRIMINOLOGICAL MONITORING OF JUVENILE MIGRANTS DELINQUENCY
Abstract. The main problems of criminological monitoring of migrant minors' criminal activities are stated. The dynamics of migration processes in Russia, adverse trends of crime in migration sphere are underlined. Of particular concern is the fact that the problem of juvenile migrants delinquency, having immense importance for the nearest prospects, remains inconspicuous in the shadow of such large-scale phenomenon as illegal migration. The study showed that actually there're no tools for criminological
monitoring of the analyzed phenomenon in Russia: there's no special recording of crimes committed by juvenile migrants, there're no data about the structure, dynamics, trends in juvenile migrants criminality. It's proved that the illegal migrants' children and minors who illegally arrived in Russia without relatives deserve special attention. The common feature of all juvenile migrants (legal and illegal) is their increased vulnerability caused by age and migration status. The vulnerability degree of a minor depends on the status of a migrant entering the country legally or illegally. Juvenile migrants delinquency is a complex social and legal phenomenon, characterized by aggregate of crimes committed by migrant minors on the territory of temporary stay for a certain period of time. Criminological monitoring will allow to fill gaps in scientific knowledge concerning the research object, to reveal the related problems of legislation and law enforcement practice, to identify the ways of improving this sphere's legal regulation, to optimize the migration situation in the country and, eventually, to increase the effectiveness of combating juvenile migrants crime, taking into account the advanced domestic and foreign experience.
Keywords: criminological monitoring, juvenile delinquency, migrant children, illegal migration.
Проблема миграции продолжает оставаться одной из самых актуальных в нашей стране. Она оказывает существенное влияние на различные сферы жизнедеятельности Российского государства и в то же время предопределяет ряд негативных последствий, к числу которых можно отнести рост нелегальной миграции и обусловленные ею неблагоприятные тенденции преступности.
О неблагополучии в рассматриваемой сфере свидетельствуют прежде всего данные об увеличении количества преступлений, совершенных мигрантами. Согласно информации ГИАЦ МВД России, в 2013 году иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации было совершено 47 тыс. преступлений, что на 10,2 % больше, чем в 2012 году, их удельный вес составил 85,8 %, в 2014 году - 44,4 тыс. преступлений, что на 5,4 % меньше, чем в 2013 году, однако их удельный вес возрос до 86,4 %*.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в тени такого достаточно масштабного явления, как незаконная миграция, остается малозаметной, но в ближайшей перспективе имеющей колоссальное значение такая проблема, как преступность несовершеннолетних мигрантов.
Предпринятая авторами попытка установить общее количество несовершеннолетних лиц-мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации, статистику преступлений, совершенных ими, как и данные о детях-мигрантах, ставших жертвами преступлений, показала, что такие сведения существенно отличаются у различных экспертов, носят фрагментарный характер, фактически не систематизированы в рамках
* Состояние преступности в России за январь — декабрь 2014 года. М.: ГИАЦ МВД России, 2014.
взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (ФМС, МВД), иных органов государственной власти и местного самоуправления.
Вместе с тем актуальность рассматриваемого круга вопросов не вызывает сомнений у специалистов, о чем свидетельствует повышенное внимание к данной проблеме в последние годы ученых и практиков.
Так, сотрудники правоохранительных органов признают, что «значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности приобретают все большую актуальность» [1].
Об актуальности и необходимости разрешения поставленных проблем свидетельствуют и данные, озвученные в сентябре 2013 года на 17-й ежегодной конференции Европейской сети детских омбудсменов (Е1\ЮС), посвященной детям-мигрантам: согласно данным МВД России по несовершеннолетним мигрантам-правонарушителям, количество доставленных за совершение правонарушений в органы внутренних дел несовершеннолетних, являющихся жителями государств — участников СНГ, в 2012 году увеличилось на 23,8 % (в 2012 г. — 8 347, в 2011 г. — 6 740). В целом за 5 лет в полицию за совершение правонарушений доставлено 49 547 подростков-мигрантов из стран ближнего зарубежья. При этом Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П. Астахов подчеркнул, что представленные «цифры свидетельствуют о том, что если не заниматься этими вопросами на должном профессиональном, межведомственном уровне, то проблема скоро примет острейший характер для России» [2].
Более скрупулезное исследование данного вопроса показало также, что в нашей стране практически нет инструментария для криминологического мониторинга рассматриваемого явления: не ведется специальный учет преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами, отсутствует общая статистика лиц - несовершеннолетних мигрантов, совершивших преступления, не говоря уже о таких более информативных показателях, как структура, динамика, тенденции преступности несовершеннолетних мигрантов, социально-правовые характеристики последних.
Под криминологическим мониторингом понимается «система социально-статистического наблюдения, позволяющая устанавливать показатели преступности, выявлять ее причины и условия, прогнозировать их развитие в будущем, принимать адекватные государственные и общественные меры по предупреждению преступности и устанавливать их эффективность. Цель криминологического мониторинга - установление показателей и оценки эффективности деятельности правоохранительных органов по ее предупреждению» [3, с. 11].
Очевидно, что отсутствие первичной статистики по делам данной категории, столь явные пробелы, касающиеся криминологически значимых сведений о преступлениях несовершеннолетних мигрантов, не позволяют специалистам дать объективную оценку данному негативному явлению, проанализировать в необходимом объеме состояние и тенденции преступности несовершеннолетних мигрантов, осуществить криминологический мониторинг, по итогам которого представить прогноз развития ситуации и выработать приоритетные направления противодействия рассматриваемому виду преступности.
Криминологам хорошо известна закономерность: неблагоприятные тенденции преступности несовершеннолетних сегодня предопределяют еще более негативные качественные характеристики преступности в будущем - уже взрослых и, следовательно, более опытных преступников. В связи с этим не замечать, игнорировать преступность несовершеннолетних мигрантов в настоящее время - значит упустить возможность для своевременного реагирования на новую угрозу обществу.
Таким образом, проведение криминологического мониторинга диктуется острой необходимостью, с одной стороны, изучить, исследовать преступность несовершеннолетних мигрантов как проблему, имеющую теоретическое и прикладное значение, с другой - повысить эффективность действий органов правопорядка, способствовать снижению уровня и динамики преступности несовершеннолетних и, следовательно, минимизировать неблагоприятные последствия преступности в целом в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Прежде всего, рассмотрим, что включает в себя понятие «преступность несовершеннолетних мигрантов». Следует ли понимать под преступностью несовершеннолетних мигрантов совокупность всех преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами на территории нашей страны, или общее количество всех преступлений в сфере миграции, совершенных несовершеннолетними? Как видно, при исследовании данного вопроса выражение «несовершеннолетние мигранты» является ключевым.
Преступность несовершеннолетних мигрантов - это сложное социально-правовое явление, заслуживающее отдельного специального исследования. В рамках данной работы отметим, что в самом общем виде мы понимаем под ней совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними мигрантами на территории временного пребывания за определенный период времени.
В связи с этим необходимо уточнить, какая категория несовершеннолетних мигрантов-правонарушителей должна быть объектом криминологического исследования в рамках указанной проблематики.
В целом в России можно выделить несколько групп несовершеннолетних мигрантов: 1) несовершеннолетние дети нелегальных мигрантов; 2) несовершеннолетние, нелегально прибывшие в нашу страну без родителей, родственников, находящиеся на территории Российской Федерации незаконно; 3) несовершеннолетние дети законно прибывших в страну мигрантов; 4) несовершеннолетние, самостоятельно (без родителей, родственников) находящиеся в стране на законных основаниях (обучение, работа в сфере культуры и искусства). Как представляется, объектом
повышенного внимания в первую очередь должны стать представители первых двух групп детей-мигрантов, хотя бы потому, что представители других групп находятся в стране на законных основаниях и, следовательно, поддаются определенному учету и социально-правовому контролю.
По официальным данным, численность трудовых мигрантов в нашей стране достигает 2,5 млн человек, а по различным оценкам экспертов, в России проживает не менее 5-10 млн нелегальных мигрантов, большая часть которых задействована в теневой экономике [4, с. 132].
Результаты социологического опроса Центра миграционных исследований свидетельствуют о том, что в поисках работы мигрируют вместе с детьми в возрасте до 16 лет в целом около трети мигрантов, в среднем это 15-16 % трудовых мигрантов, прибывших в Россию. 28,2 % опрошенных женщин-мигрантов ответили, что дети до 16 лет приехали вместе с ними [5, с. 118].
В то же время считаем необходимым обратить внимание на то, что для всех рассматриваемых категорий несовершеннолетних мигрантов характерно наличие и общих признаков, и различий. Прежде всего, общий признак, объединяющий всех несовершеннолетних мигрантов, находящихся в стране как нелегально, так и законно, - их повышенная уязвимость в силу возраста и миграционного статуса. При этом степень уязвимости несовершеннолетнего находится в зависимости от статуса мигранта, прибывшего в страну на законных основаниях или нелегально.
Следует особо подчеркнуть роль родителей-мигрантов, прибывших, проживающих и работающих в стране нелегально, поскольку они, как правило, не только сами имеют «проблемы с законом», но и создают предпосылки и способствуют формированию незаконного (внеправового) статуса своих несовершеннолетних детей.
По данным ФМС России, в 2013 году было выявлено 444 614 нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, в том числе нарушений режима пребывания - 214 032; нарушений порядка осуществления трудовой деятельности - 96 059 фактов. В ходе проведения мероприятия «Нелегальный мигрант» количество выявленных в 2013 году правонарушений по сравнению с 2012 годом
возросло более, чем на 27 %. Кроме того, в 2013 году по сравнению с 2012 годом «зафиксирован двукратный рост количества направленных в органы внутренних дел материалов, по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ, - 2 375 (+130,1 %), возбуждено 809 (+99,9 %) уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 160 (+16,8 %) лиц»*.
Приведенные данные позволяют говорить о том, что создавшаяся внештатная, неурегулированная, находящаяся «вне закона», а потому стрессовая для несовершеннолетнего ситуация сама по себе представляется мощным криминогенно заряженным фактором, обрекающим детей мигрантов «решать свои проблемы» внеправовыми, зачастую незаконными способами.
В связи с этим не вызывает сомнения то, что несовершеннолетние мигранты-нелегалы, в силу влияния на них создавшейся ситуации и другой группы факторов условно криминогенного характера (безработица их или их родителей, отсутствие средств к существованию, бытовая неустроенность, отсутствие медицинской помощи, социальной и правовой поддержки), отличаются повышенной криминальной активностью.
Так, результаты исследования преступности несовершеннолетних в Италии показали, что с конца 90-х годов прошлого столетия преступления, в основном насильственного характера, чаще совершают несовершеннолетние мигранты - выходцы из стран бывшей Югославии, лица цыганского и румынского происхождения, а также подростки из Марокко и Албании, причем многие из них не достигли возраста уголовной ответственности за такие деяния (14 лет), а потому не преследуются законом. Этим и объясняется количественный разрыв в показателях регистрируемых преступлений и количества судебных расследований в отношении несовершеннолетних [6].
Но и укоренившиеся благодаря находящимся в стране на законных основаниях родителям-мигрантам дети, представители так называемой второй волны, также характеризуются повышенной уязвимостью и склонностью к противоправному поведению.
* Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2013 год и плановый период 2014-2016 гг. М., 2014. С. 10-11.
Исследования американских социологов, базирующиеся на официальных статистических данных, показали, что второе поколение мигрантов намного опаснее для общества, чем первое. Так, были исследованы две категории 16-летних подростков: первая - это иммигранты, прибывшие в США, вторая - дети мигрантов (мигранты второй волны), родившиеся в Америке. Согласно статистике, 17 % подростков из первой группы совершили хотя бы одно правонарушение в течение последнего года, показатели второй группы были существенно выше - 25 %. При этом повышенную криминальную активность второго поколения иммигрантов специалисты объясняют обратной стороной ассимиляции - дети приезжих не защищены культурными традициями, как их родители. Например, если в окружении подростка-мигранта второго поколения оказывается участник молодежной банды, то вероятность того, что этот подросток также совершит преступление, составляет 23 % [7].
Аналогичной точки зрения придерживаются немецкие специалисты, которые в ходе исследования преступности несовершеннолетних обращают внимание на то, что «часто зачинщиками или виновниками являются молодые иностранцы или дети мигрантов... Выдворение молодых преступников не решит проблему, которую нельзя экспортировать, так же, как и сложившееся сознание преступника. Готовность сегодняшней молодежи к насилию и преступлениям - это результат выпадения из общественно-социальной среды по многим причинам: бедность, плохое образование, безработица, отсутствие перспективы, неблагополучные семьи» [8].
Проведенное исследование позволяет нам полагать, что ответ на вопрос о том, несовершеннолетние мигранты какой волны - первой или второй (рожденные от мигрантов уже в России) - более подвержены риску криминального поведения, в настоящее время не может быть однозначно разрешен в силу объективных причин. Во-первых, миграционные процессы в России начались и усилились позже, чем в США и других странах, и в нашей стране дети мигрантов в основном малолетние или не достигшие возраста уголовной ответственности (14 лет), во-вторых, как мы отмечали выше, несовершеннолетние
дети-мигранты практически «выпали» из правового и социального поля зрения, и даже специалисты затрудняются представить более-менее точные сведения об общем количестве несовершеннолетних мигрантов в России.
Вместе с тем анализ статистических данных, иллюстрирующих, наряду с увеличением численности незаконных мигрантов, усиление негативных тенденций преступности мигрантов и криминальной активности несовершеннолетних, а также оценки специалистов позволяют нам прогнозировать рост количества преступлений, совершенных не только мигрантами, но и их детьми.
Так, несмотря на небольшие колебания, вызванные усилением миграционного режима и контроля, экономическим кризисом, вооруженными конфликтами в приграничных государствах, население России продолжает активно пополняться за счет прибывших граждан соседних государств. Значительная, если не большая часть прибывших иностранных граждан, оседает в столичном регионе и других крупных городах России, в связи с чем негативные процессы, связанные с преступностью мигрантов, протекают в них более интенсивно.
Как отметил руководитель Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве В. Яковенко, в столице отмечен резкий всплеск преступлений, совершенных мигрантами, всего иностранными гражданами и лицами без гражданства в 2013 году совершено 11,5 тыс. преступлений, то есть более 30 ежедневно, это более чем на треть (36,2 %) больше, чем в 2012 году, зафиксирован рост особо тяжких преступлений (грабежей, убийств, изнасилований). При этом В. Яковенко подчеркнул, что реальный уровень преступности среди мигрантов в Москве значительно выше, чем он обозначен в статистике (поскольку статистический учет этих преступлений ведется только от числа уже раскрытых), и может достигать 60-70 % [9]. В Санкт-Петербурге, по данным начальника городского управления Следственного комитета Российской Федерации А. Лавренко, мигранты совершают каждое шестое убийство, каждое шестое причинение тяжкого вреда, повлекшее смерть, и каждое третье изнасилование, более двух третей заказных убийств также совершаются мигрантами [7].
Как мы отмечали, от 15 до 30 % мигрантов прибывают в страну с детьми, большая часть из которых вынужденно остается в «тени». Кроме того, не подвергая сомнению приведенные выше результаты зарубежных исследований, позволим предположить, что в отличие от детей, родившихся в нашей стране от мигрантов, дети-мигранты первой волны, их образ жизни, различные ее сферы (досуг, социально-бытовые условия, поведение), на наш взгляд, в большей степени скрыты рамками узкой национальной (этнической) общины, находятся вне поля официальной статистики. Вполне возможно, что их противоправное поведение и преступления, которые они совершают, в большей степени остаются латентными. Дети-мигранты второй волны, родившиеся в стране от мигрантов, а также давно проживающие, укоренившиеся мигранты в результате длительного процесса натурализации и активизации их социальной жизни становятся более доступными, «заметными» для общества, а потому и легче поддаются социальному контролю, учету, в том числе и в случае их противоправного поведения.
Таким образом, учитывая специфику работы с мигрантами, особенно нелегальными, в нашей стране, а также проблемы правоприменительной практики, в частности трудоемкость процесса выявления и расследования преступлений, совершенных мигрантами-детьми, не имеющими документов, постоянного места жительства, можно резюмировать, что большая часть преступлений, совершенных мигрантами в России, остается латентной.
В рамках предупредительно-профилактической работы с различными категориями несовершеннолетних мигрантов должны учитываться специфические, характерные для определенной группы детей-мигрантов признаки: законность или нелегальность миграционного статуса, срок пребывания в миграционном статусе, возраст несовершеннолетнего, наличие родителей (семьи), степень адаптации и этнокультурной мимикрии несовершеннолетнего мигранта в новой социокультурной среде и др. Кроме того, необходимо подчеркнуть: высокая степень незащищенности, уязвимости детей-мигрантов, обусловленная их возрастом и миграционным статусом, с одной стороны, предопределя-
ет их повышенную противоправную активность, «подпитывает» этническую преступность, с другой - также повышает риск их виктимизации. Именно несовершеннолетние мигранты чаще всего пополняют ряды жертв противоправной сексуальной эксплуатации, порноиндустрии, рабского труда, попрошайничества.
Очевидно, что все мигранты, а дети-мигранты в первую очередь, нуждаются в повышенном внимании не только со стороны общественных и религиозных организаций, но и органов государственной власти и местного самоуправления, в получении в рамках специально разработанных программ в процессе социализации и адаптации адресной правовой помощи и социальной поддержки.
Несмотря на различные инициативы по выдворению всех мигрантов за пределы Российской Федерации, необходимо понимать, что миграция - объективно существующая реальность как в нашей стране, так и во всем мире, несущая в себе не только отрицательный заряд. При правильно организованном цивилизованном подходе к ее регулированию, грамотно выстроенной миграционной политике она повышает миграционную и инвестиционную привлекательность России, способствует эффективному перераспределению рабочих сил в экономике страны, снижению себестоимости производства, повышению культурной интеграции народов, поддержанию социально-демографического баланса народонаселения, усилению геополитической мощи государства.
Вышеизложенное свидетельствует также о необходимости более глубокого комплексного исследования преступности несовершеннолетних мигрантов, проведения систематического криминологического мониторинга рассматриваемой группы посягательств, необходимости учета не только абсолютных показателей рассматриваемых преступлений и лиц, их совершивших, но и изучения качественных (внутренних) характеристик данного социально негативного явления, определяющих состояние, тенденции и причины преступности несовершеннолетних мигрантов.
Представляется, что осуществление данных мероприятий позволит, с одной стороны, восполнить существующие пробелы научных знаний об объекте исследова-
ния, установить проблемы законодательной и правоприменительной практики, с другой - наметить пути совершенствования нормативно-правового регулирования данной сферы, оптимизировать миграци-
онную обстановку в стране и в конечном итоге с учетом передового отечественного и зарубежного опыта повысить эффективность противодействия преступности несовершеннолетних мигрантов.
Список литературы
1. Брижак З.И., Волочай С.Н. Характеристика преступлений несовершеннолетних и ее значение для повышения эффективности расследования [Электронный ресурс] // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. N 1. URL: http://www.journal-nio.com/index. php?option=com_content&view=article&id=707&Itemid=82 (дата обращения: 1 окт. 2014 г.).
2. Детям мигрантов, не платящих налоги, могут запретить ходить в детсад [Электронный ресурс] // Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: сайт. URL: http://www.rfdeti.ru/ (дата обращения: 5 окт. 2014 г.).
3. Сартаева Н.А. Криминологический мониторинг: введение в теорию и методологию: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Караганда, 2008.
4. Бабаев М.М., Коваленко В.И. Теоретические и прикладные проблемы предупреждения сексуальной эксплуатации женщин и детей: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2012. 160 с.
5. Флоринская Ю.Ф. Миграция семей с детьми в Россию: проблемы интеграции (по материалам социологических опросов Центра миграционных исследований) // Проблемы прогнозирования. 2012. N 4. С. 118-126.
6. Головина М. Преступность несовершеннолетних в Италии [Электронный ресурс] // Неволя: альманах. 2007. N 12 // URL: http://Index.org.ru (дата обращения: 29 сент. 2014 г).
7. Полунин А. Мигрант повышенной опасности. Дети приезжих более криминальны, чем их родители [Электронный ресурс] // СвободнаяПресса: федеральный вып. 2013. 22 окт. URL: http://svpressa.ru/society/ article/76216/ (дата обращения: 9 окт. 2014 г.).
8. Навара И. Молодежная преступность берет начало в среде мигрантов [Электронный ресурс] // Neue Zeiten. 2010. N 6 (108). URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2010/06/21/molodezhnaya-prestupnost-beret-nachalo-v-srede-migrantov/ (дата обращения: 13 окт. 2014 г.).
9. Козлова Н. Главный следователь Москвы: на счету мигрантов - 10 тысяч преступлений в год // Рос. газ. 2014. 11 февр.
References
1. Brizhak Z.I., Volochay S.N. Kharakteristika prestupleniy nesovershennoletnikh i ee znachenie dlya povysheniya effektivnosti rassledovaniya [Characteristics of juvenile crimes and its importance for improving the efficiency of investigation]. Nauka i obrazovanie: khozyaystvo i ekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie - Science and Education: Agriculture and economics; entrepreneurship; law and management. 2011, no. 1. Available at: http://www. journal-nio.com/index.php?option=com_content&view=article&id=707&Itemid=82 (Accessed 1 October 2014).
2. Detyam migrantov, ne platyashchikh nalogi, mogut zapretit' khodit' v detsad [Children of migrants, not paying taxes, can inhibit walk in kindergarten]. Upolnomochennyy pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po pravam rebenka: sayt. [Authorized under the President of the Russian Federation on the Rights of the Child: the site]. Available at: http:// www.rfdeti.ru/ (Accessed 5 October 2014).
3. Sartaeva N.A. Kriminologicheskiy monitoring: vvedenie v teoriyu i metodologiyu. Avtoref. Dokt. Diss. [Criminological monitoring: introduction to the theory and methodology. Autoabstract Doct. Diss.]. Karaganda, 2008.
4. Babaev M.M., Kovalenko V.I. Teoreticheskie i prikladnye problemy preduprezhdeniya seksual'noy ekspluatatsii zhenshchin i detey [Theoretical and applied problems of the prevention of sexual exploitation of women and children]. Moscow, All-Russian Scientific Research Institute of the Russian Interior Ministry, 2012. 160 p.
5. Florinskaya Yu.F. Migratsiya semey s det'mi v Rossiyu: problemy integratsii (po materialam sotsiologicheskikh oprosov Tsentra migratsionnykh issledovaniy) [Migration offamilies with children in Russia: problems of integration (based on opinion polls of the Center for Migration Studies)]. Problemy prognozirovaniya - Problems of Forecasting, 2012, no. 4, pp. 118-126.
6. Golovina M. Prestupnost' nesovershennoletnikh v Italii [Juvenile delinquency in Italy]. Nevolya: al'manakh - Bondage: almanac, 2007, no. 12. Available at: http://Index.org.ru (Accessed 29 September 2014).
7. Polunin A. Migrantpovyshennoy opasnosti. Detipriezzhikh boleekriminal'ny, chem ikh roditeli [Migrant increased danger. Children of immigrants more criminal than their parents]. SvobodnayaPressa: federal'nyy vyp. - Free Press: Federal edition, 2013, 22 October. Available at: http://svpressa.ru/society/article/76216/ (Accessed 9 October 2014).
8. Navara I. Molodezhnaya prestupnost' beret nachalo v srede migrantov [Youth crime originates among migrants]. Neue Zeiten, 2010, no. 6 (108). Available at: http://neuezeiten.rusverlag.de/2010/06/21/molodezhnaya-prestupnost-beret-nachalo-v-srede-migrantov/ (Accessed 13 October 2014).
9. Kozlova N. Glavnyy sledovatel' Moskvy: na schetu migrantov - 10 tysyach prestupleniy v god [The chief investigator of Moscow: on account of migrants - 10 000 crimes per year]. Rossiyskaya gazeta - The Russian newspaper, 2014, 11 February.