Научная статья на тему 'Этническая преступность как один из факторов, криминализирующих миграционную среду и частично стимулирующих экстремистскую деятельность'

Этническая преступность как один из факторов, криминализирующих миграционную среду и частично стимулирующих экстремистскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ И МЕР ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ХАРАКТЕРА ПО БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ / КРИМИНАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЭКСТРЕМИЗМ / OPERATIONAL-SEARCH MEASURES / FIGHT AGAINST EXTREMISM / CRIMINAL MIGRATION / ETHNIC CRIME / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поздняков А. Н.

Актуальность проблемы: экстремизм, связанный с миграцией и порожденной ею этнической преступностью, в настоящее время стал криминологической реальностью, в значительной степени осложняющей оперативную обстановку во многих регионах Российской Федерации. Реакция отечественного социума на криминальную деятельность мигрантов представителей отдельных этнических диаспор, контролируемая до настоящего времени совместными усилиями правоохранительных органов, тем не менее должна быть проанализирована, и общество должно получить адекватный ответ в виде усовершенствованных норм отечественного законодательства, в виде дополнений и изменений в межгосударственные договоры и соглашения, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности. Постановка проблемы: как социальное явление этническая преступность на генетическом уровне, связанная с миграцией, имеет ряд признаков, вызывающих отрицательную ответную реакцию коренного населения, включая выступления экстремистского характера. Представляется, что основным ее признаком является криминальный характер, продуцируемый негативными факторами, связанными с экономической, территориальной, культурной и религиозной экспансией, осуществляемой в России мигрантами представителями различных этнических диаспор. В связи с этим борьба правоохранительных органов с этнической преступностью, продуцирующей преступления экстремистской направленности, приобретает особую значимость. Цель исследования: определение основных направлений по совершенствованию отечественного законодательства с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, реализующих задачи оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с экстремизмом, криминальной миграцией и этнической преступностью. Методы исследования: материалистическая диалектика, статистический метод, логико-юридический метод и метод факторного анализа. Результаты и ключевые выводы: в рамках проведенного исследования установлено, что оперативная обстановка в сфере борьбы с экстремизмом находится в прямой зависимости от процессов, происходящих в миграционной среде на территории большинства стран Европы и в Российской Федерации, характеризующихся устойчивой негативной тенденцией. Ряд криминальных аспектов имеют схожие признаки. В связи с этим представляется необходимым выработка консолидированных усилий мирового криминологического сообщества по контролю над происходящими в этой среде процессами. Прежде всего, это постоянный мониторинг и оперативный научный анализ криминальных явлений и следующие за этим конкретные рекомендации и предложения для правоохранительных органов заинтересованных государств, которые позволят осуществлять реальный контроль за развитием негативных последствий, связанных с проявлением экстремизма, вызванных криминальными действиями так называемых трудовых мигрантов членов различных этнических диаспор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic crime as one of the factors criminalizing the migration environment and partially stimulating extremist activity

The urgency of the problem: extremism associated with migration and ethnic crime generated by it has now become a criminological reality, which greatly complicates the operational situation in many regions of the Russian Federation. The reaction of the domestic society to the criminal activities of migrants-representatives of certain ethnic diasporas, controlled so far by the joint efforts of law enforcement agencies, however, should be analyzed and society should receive an adequate response in the form of improved norms of domestic legislation, in the form of additions and amendments to interstate treaties and agreements regulating legal relations in the field of law enforcement. Statement of the problem: as a social phenomenon, ethnic crime at the genetic level associated with migration has a number of features that cause a negative response of the indigenous population, including extremist speeches. It seems that its main feature is the criminal nature produced by negative factors related to the economic, territorial, cultural and religious expansion carried out in Russia by migrants representatives of various ethnic diasporas. In this regard, the fight of law enforcement agencies against ethnic crime, which produces extremist crimes, is of particular importance. The purpose of the study: to determine the main directions for improving domestic legislation in order to improve the efficiency of law enforcement agencies that implement the tasks of operational and investigative activities in the fight against extremism, criminal migration and ethnic crime. Research methods: materialistic dialectics, statistical method, logical-legal method and factor analysis method. Results and key conclusions: the study found that the operational situation in the fight against extremism is directly dependent on the processes taking place in the migration environment in most European countries and in the Russian Federation, and characterized by a stable negative trend. A number of criminal aspects have similar characteristics. In this regard, it seems necessary to develop consolidated efforts of the world criminological community to control the processes taking place in this environment. First of all, it is a constant monitoring and operational scientific analysis of criminal phenomena and the following specific recommendations and proposals for the law enforcement agencies of the States concerned, which will allow real control over the development of negative consequences associated with the manifestation of extremism caused by the criminal actions of the so-called “labor” migrants-members of various ethnic diasporas.

Текст научной работы на тему «Этническая преступность как один из факторов, криминализирующих миграционную среду и частично стимулирующих экстремистскую деятельность»

170

А. Н. ПОЗДНЯКОВ,

доцент кафедры организации оперативно-разыскной деятельности, кандидат юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: Sonino51@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.

УДК 314:343.342.3

Дата поступления статьи: 17 июня 2019 г. Дата принятия статьи в печать: 12 сентября 2019 г.

A. N. POZDNYAKOV,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor at the Department of the Operative Investigative Activity Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125993, Moscow, Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh st., 8 E-mail: Sonino51@ mail.ru

Scientific specialty: 12.00.12 — Criminalistics; Forensic Work;

Operative Investigative Activity.

Этническая преступность как один из факторов, криминализирующих миграционную среду и частично стимулирующих экстремистскую деятельность

Ethnic crime as one of the factors criminalizing the migration environment and partially stimulating extremist activity

Аннотация

Актуальность проблемы: экстремизм, связанный с миграцией и порожденной ею этнической преступностью, в настоящее время стал криминологической реальностью, в значительной степени осложняющей оперативную обстановку во многих регионах Российской Федерации. Реакция отечественного социума на криминальную деятельность мигрантов - представителей отдельных этнических диаспор, контролируемая до настоящего времени совместными усилиями правоохранительных органов, тем не менее должна быть проанализирована, и общество должно получить адекватный ответ в виде усовершенствованных норм отечественного законодательства, в виде дополнений и изменений в межгосударственные договоры и соглашения, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности.

Постановка проблемы: как социальное явление этническая преступность на генетическом уровне, связанная с миграцией, имеет ряд признаков, вызывающих отрицательную ответную реакцию коренного населения, включая выступления экстремистского характера. Представляется, что основным ее признаком является криминальный характер, продуцируемый негативными факто-

Annotation

The urgency of the problem: extremism associated with migration and ethnic crime generated by it has now become a criminological reality, which greatly complicates the operational situation in many regions of the Russian Federation. The reaction of the domestic society to the criminal activities of migrants-representatives of certain ethnic diasporas, controlled so far by the joint efforts of law enforcement agencies, however, should be analyzed and society should receive an adequate response in the form of improved norms of domestic legislation, in the form of additions and amendments to interstate treaties and agreements regulating legal relations in the field of law enforcement.

Statement of the problem: as a social phenomenon, ethnic crime at the genetic level associated with migration has a number of features that cause a negative response of the indigenous population, including extremist speeches. It seems that its main feature is the criminal nature produced by negative factors related to the economic, territorial, cultural and religious expansion carried out in Russia by migrants - representatives of various ethnic diasporas. In this regard, the fight of

рами, связанными с экономической, территориальной, культурной и религиозной экспансией, осуществляемой в России мигрантами - представителями различных этнических диаспор. В связи с этим борьба правоохранительных органов с этнической преступностью, продуцирующей преступления экстремистской направленности, приобретает особую значимость.

Цель исследования: определение основных направлений по совершенствованию отечественного законодательства с целью повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, реализующих задачи оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с экстремизмом, криминальной миграцией и этнической преступностью.

Методы исследования: материалистическая диалектика, статистический метод, логико-юридический метод и метод факторного анализа.

Результаты и ключевые выводы: в рамках проведенного исследования установлено, что оперативная обстановка в сфере борьбы с экстремизмом находится в прямой зависимости от процессов, происходящих в миграционной среде на территории большинства стран Европы и в Российской Федерации, характеризующихся устойчивой негативной тенденцией. Ряд криминальных аспектов имеют схожие признаки. В связи с этим представляется необходимым выработка консолидированных усилий мирового криминологического сообщества по контролю над происходящими в этой среде процессами. Прежде всего, это постоянный мониторинг и оперативный научный анализ криминальных явлений и следующие за этим конкретные рекомендации и предложения для правоохранительных органов заинтересованных государств, которые позволят осуществлять реальный контроль за развитием негативных последствий, связанных с проявлением экстремизма, вызванных криминальными действиями так называемых трудовых мигрантов -членов различных этнических диаспор.

law enforcement agencies against ethnic crime, which produces extremist crimes, is of particular importance.

The purpose of the study: to determine the main directions for improving domestic legislation in order to improve the efficiency of law enforcement agencies that implement the tasks of operational and investigative activities in the fight against extremism, criminal migration and ethnic crime.

Research methods: materialistic dialectics, statistical method, logical-legal method and factor analysis method.

Results and key conclusions: the study found that the operational situation in the fight against extremism is directly dependent on the processes taking place in the migration environment in most European countries and in the Russian Federation, and characterized by a stable negative trend. A number of criminal aspects have similar characteristics. In this regard, it seems necessary to develop consolidated efforts of the world criminological community to control the processes taking place in this environment. First of all, it is a constant monitoring and operational scientific analysis of criminal phenomena and the following specific recommendations and proposals for the law enforcement agencies of the States concerned, which will allow real control over the development of negative consequences associated with the manifestation of extremism caused by the criminal actions of the so - called "labor" migrants-members of various ethnic diasporas.

Ключевые слова: совершенствование правовой основы и мер оперативно-розыскного характера по борьбе с экстремизмом; криминальная миграция; этническая преступность, экстремизм.

Key words: operational-search measures; fight against extremism; criminal migration; ethnic crime, extremism.

«

Э

кстремизм», «миграция»1, «этническая преступность»2 — термины, до не-

1 Принимая во внимание некоторые положительные аспекты миграционных процессов, в данной статье мы рассматриваем преимущественно негативную составляющую миграции.

2 В нормативном плане это понятие не закреплено. С нашей точки зрения этническая преступность - это социальное явление

и связанная с этническим фактором криминологическая реальность, выражающаяся в совершении преступлений преимущественно корыстного характера представителями одного этноса на территории другого на профессиональной основе и, как правило, в составе групп различной степени организованности и преступных сообществ,

давнего времени не употреблявшиеся в таком сочетании. В настоящее время эта цепочка, связанная с этническим фактором, стала кри-

имеющих связи в стране пребывания и за рубежом (указанное определение в полной мере корреспондируется с приказом МВД России 2016 г. «О мерах по организации оперативного контроля за состоянием борьбы с преступными сообществами (преступными организациями), действующими на территории Российской Федерации»). Этническая преступность возникает на определенном этапе развития государства и зависит от целого ряда факторов преимущественно социально-экономического характера. В рамках обозначенной темы мы исследуем только ее негативные последствия.

172

минологическои реальностью, в значительной степени осложняющей оперативную обстановку во многих регионах Российской Федерации. Порожденная миграцией этническая преступность предстала социальным явлением. Ее субъектами являются: иностранные граждане и лица без гражданства, иностранные граждане, получившие российское гражданство, и граждане России, постоянно или временно проживающие в регионах страны, нетрадиционных для расселения своего этноса. Как социальное явление оно имеет ряд признаков, вызывающих отрицательную ответную реакцию коренного населения. Представляется, что основным признаком является криминальный характер, продуцируемый негативными факторами, связанными с экономической [11, с. 322]3, территориальной, культурной и религиозной экспансией, осуществляемой в России представителями различных этнических диаспор. В связи с этим борьба с этнической преступностью приобретает особую значимость. Не случайно на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент В. В. Путин обратил внимание общественности на тот факт, что современная этническая преступность из криминальной проблемы переросла в проблему государственной безопасности и призвал относиться к ней с учетом этих обстоятельств [3].

Да, этническая преступность — это социальное явление, и отечественный социум реагирует на нее по-разному, как правило, по двум направлениям: чаще в виде ответных действий, зачастую подпадающих под конкретную статью уголовного или административного кодекса, в которых перечислены признаки преступлений или правонарушений экстремистского характера, реже — в виде политических демаршей местного населения, отказавшим в поддержке на выборах кандидатам, проводящих политику по замещению мигрантами рабочих мест, занятых ранее местным населением, хотя и этот аспект чреват выступлениями с экстремистскими лозунгами, так как, по данным Всемирного банка, «увеличение числа иностранных работников в какой-либо стране на 0,5 % уменьшает заработную плату по стране на 1 %» [10, с. 172].

В связи с этим нам приходится говорить о националистическом, религиозном или политическом экстремизме. И если первые три можно попытаться предупредить или спрофилакти-ровать с применением в том числе методов оперативно-розыскной деятельности, то все чаще с выходящим на политическую сцену стихийным экстремизмом, спровоцированным быто-

выми конфликтами или отдельными резонансными преступлениями, совершаемыми представителями так называемой трудовой миграции4 в отношении коренного населения, правоохранительным органам оперативно справиться невозможно. Именно этот вид экстремизма уже в своем дальнейшем развитии превращается в националистический, религиозный и используется в пропагандистской деятельности различных политических партий. В подтверждение этому можно привести целый ряд примеров, последний из которых произошел в Якутске, где похищение и изнасилование мигрантом из Киргизии местной женщины вызвало массовые выступления местных жителей по сути с националистическими лозунгами [1]. Этот пример является также ярким подтверждением статистических данных, согласно которым просматривается тенденция к увеличению количества преступлений категории тяжких и особо тяжких, к совершению которых причастны мигранты — представители различных этнических диаспор — начиная с 2016 г. Согласно статистике их более 60 % [16]. Причем по отдельным видам преступлений, например сексуального характера, представители среднеазиатских республик почти десять лет занимают лидирующие позиции. Это именно то преступление, которое вызвало массовые выступления местного населения в Якутске с националистическими лозунгами, которые издание «News.Ykt.Ru» назвало «антимигрантскими», а председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев открыто назвал причину происшедшего: «Зачастую привлечение иностранных трудовых мигрантов обусловлено отнюдь не нехваткой рабочих рук, а желанием руководителей малого и среднего бизнеса сэкономить на зарплате и социальных пакетах для

3 Современная этническая преступность - это не только преступность общеуголовная, это сплав многоаспектной общеуголовной и «беловоротничковой» (экономической) преступности с политической, террористической, экстремистской и иной деятельностью.

4 С нашей точки зрения, причины внешней миграции (в зависимости от заказа, их можно оценивать и с положительной, и с отрицательной стороны) следующие: высокий уровень контактности большинства участков российских границ, совокупность условий, благоприятствующих трансграничному сообщению, развитию взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей с сопредельными странами; наличие на территории Российской Федерации регионов, имеющих сходные с рядом зарубежных стран, прежде всего приграничных, геоклиматические условия и этнокультурные традиции населения при более высоком уровне (потенциале) социально-экономического развития; относительно благоприятная визовая политика, реализуемая Российской Федерацией: действующий безвизовый и упрощенный порядок въезда на ее территорию для граждан и лиц без гражданства из большинства государств - участников СНГ и некоторых других зарубежных стран; исторически сложившаяся социокультурная близость населения Российской Федерации и государств, ранее входивших в состав бывшего СССР, отсутствие серьезных проблем у выходцев из этих стран в адаптации к российской языковой и социальной среде; сложная социально-политическая обстановка и экономические проблемы (высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда и т. д.) в ряде стран, ранее входивших в состав бывшего СССР; большая потребность в использовании иностранной рабочей силы в ряде отраслей Российской Федерации из-за естественной убыли собственного трудоспособного населения.

работников. При этом одновременно в органах службы занятости состоят на учете безработные жители республики, ищущие работу в этой же сфере. Борьба с незаконным предпринимательством и незаконной миграцией провоцирует национальные конфликты и обостряет криминогенную обстановку» [1].

Прогнозируя возможные тяжкие последствия развития конфликтов такого рода, ряд ученых, уже на начальной стадии их возникновения, предлагает введение режима ЧП (чрезвычайного положения), который предполагает иной правовой режим работы правоохранительных структур [13, с. 58-59].

С другой стороны, следует согласиться с некоторыми учеными, которые считают, что «причинный комплекс этнической преступности — это совокупность обстоятельств, не привносимых в общество откуда-то извне, а коренящихся в нем самом (включая историю его развития), в реально существующих общественных отношениях» [9, с. 229]. Как известно, общественные отношения во многом формируются на основе конкретных экономических факторов.

Именно экономические факторы вкупе с несовершенством отдельных нормативных правовых актов, регулирующих миграционные процессы, явились причиной того, что в Россию в массовом порядке под видом трудовых мигрантов въезжают участники боевых действий и представители непримиримой оппозиции ряда стран, входивших ранее в состав Советского Союза в качестве республик [15]. При этом следует отметить, что большинство правящих режимов стран Средней Азии и Закавказья стимулируют миграционные процессы. Не секрет, что руководство этих, теперь уже независимых государств, не препятствуя их выезду в другие страны, тем самым решает для себя две взаимосвязанные задачи: сброс потенциально криминогенного электората и вопросы экономического характера — заработанные ими в той же России деньги свободным потоком текут в бюджеты этих стран с последующей конвертацией в национальные валюты.

Из анализа миграционных процессов и лиц, в них участвующих, цели их въезда следует однозначный вывод — ни о какой трудовой миграции в данном случае речи быть не может. Все это дает основание говорить о «криминальной миграции» как о социальном, относительно массовом, общественно опасном явлении, проявляющемся в незаконном перемещении в рамках национальных границ государства группы лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, круг интересов которых и источники дохода находятся в сферах, регулируемых уголовным законодательством страны пребывания. При этом следует отметить, что вместе с та-

кого рода мигрантами перемещаются и криминальные технологии [14]5.

Основываясь на неблагополучном прогнозе в сфере демографии и ожидаемом дефиците рабочей силы, Россия вынуждена демонстрировать относительно «мягкую» миграционную политику и не брать на вооружение более «жесткие» положения других государств, например США, где мигрантов заранее представляют «потенциальными членами уже действующих в стране организованных преступных структур» [5, с. 73]. Однако не учитывать опыт зарубежных государств в этой сфере правоохранительной деятельности не стоит. Например, в странах Западной Европы население, выступающее ранее за мультикультурализм, отрицающий интеграцию через ассимиляцию, и возводившее в абсолют «право меньшинства на отличие», на фоне резкого всплеска криминальной активности мигрантов пришло к неутешительному выводу — это их право явно недостаточно уравновешено гражданскими, поведенческими и культурными обязанностями мигрантского меньшинства по отношению к коренному населению и принимающему обществу в целом. Ответные реакции коренного населения с антими-грантскими, националистическими и откровенно расистскими лозунгами рода стали обычным явлением. В Германии родился термин «кири-офобия», означающий враждебное отношение мигрантов к представителям принявшего их народа. С точки зрения западных криминологов, это связано с тем, что:

— прибывшие в их страны мигранты не желают социализироваться6. Не вписываясь в западное цивилизованное общество, они тем не менее стремятся навязать ему свои архаичные стереотипы поведения;

— они не желают реализовывать себя в новом обществе и в качестве дешевой рабочей силы. В настоящее время в большинстве своем они являются своего рода социальными иждивенцами и представителями этнической составляющей

5 Криминологи делят незаконных мигрантов на четыре группы: 1) мигранты, прибывающие различными путями в государства СНГ и рассчитывающие на получение статуса беженца; 2) иностранные граждане, обучавшиеся в учебных заведениях бывшего СССР, либо работавшие по контрактам и не пожелавшие вернуться на родину (в основном граждане Афганистана, Ирака, Вьетнама, Северной Кореи, Эфиопии и т. д.); 3) «трудовые мигранты», проникающие в страны СНГ незаконно или с нарушением паспортно-визовых правил, по экономическим причинам не подпадающие под статус беженца; 4) «транзитные беженцы» из стран Азии и Африки, прибывающие в СНГ по частным приглашениям, туристическим визам или на учебу, пытающиеся любым способами через государства СНГ выехать в европейские государства и Северную Америку.

6 Террористические акты, проведенные в 2017 г. в России, ряде стран Европы и в США, дают основания утверждать, что и уже социализированные мигранты могут представлять собой серьезную угрозу для общественного порядка и должны находиться под постоянным контролем правоохранительных органов.

174

местных криминальных объединений. С практической точки зрения их вклад в западную экономику минимален. В связи с этим они являются обузой для государственного бюджета.

Проведя соответствующий анализ, западные криминологи вынуждены констатировать, что мигранты образовали в странах-реципиентах этнические анклавы, которые в настоящее время представляют волонтеров в различного рода криминальные объединения, формируют криминальную экономику, участвуют в террористической и экстремистской деятельности. Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого столетия все это уже приводило к обострению межэтнических конфликтов в западноевропейских странах и в России [4, с. 29] .

Ученые оказались правы, но несмотря на толерантность, как основной принцип европейской политики в отношении мигрантов, обострение ситуации по аналогичным причинам уж имеет определенную цикличность: 2005-2008 гг. и далее; с 2016 г. и по настоящее время7. Канцлер Германии Меркель высказалась на этот счет вполне определенно: «В ответ на полученные социальные преференции мы не получили от них того положительного эффекта, который ожидали. И в этой связи социальная политика нуждается в пересмотре» [15]. Эксперты расходятся в оценках последствий для Европы толерантности такого рода, а фантасты, в меньшей степени заан-гажированные политическими и экономическими установками, прогнозируют увидеть Европу к 2050 г. исламской [7]. Причем социум Евросоюза отреагировал на такую толерантность вполне предсказуемым политическим демаршем — резко возросло количество сформировавшихся на националистических позициях многочисленных политических партий, основной тезис которых — ограничение или, в зависимости от страны, полный запрет на въезд мигрантов из других регионов мира.

В принципе, практически всякая миграция криминогенна, о чем свидетельствуют соответствующие исследования [14, с. 77]8. С определенной долей условности этническая миграция сегодня и для России, и для Европы - это новый тип колонизации. Отсюда вытекает не-

7 Например, электронная версия монографии Т. Мюррея под названием «Реальна ли Этническая Преступность?», в которой он на основании данных Департамента полиции и судебной статистики доказывает факт повышенной криминальной активности представителей этнических диаспор в сравнении с коренным населением Канады, продержалась в Интернете всего двое суток и была удалена // Мюррей Т. Реальна ли Этническая Преступность? URL: http //canadafreepress.com/index.php/article/1697 (дата обращения: 20.11.2015).

8 В отдельных случаях криминальную миграцию следует рас-

сматривать как неизбежный спутник экспансивной геополитики, осуществляемой различными странами в отношении России.

отвратимость роста социальной напряженности и межэтнических конфликтов.

Особую опасность у правоохранительных органов этих стран вызывают этнические анклавы, сформировавшиеся в пригородах Парижа, Берлина и других городах Европы, которые живут по своим законам и понятиям. По мнению криминологов, «Германия допустила ошибку, позволив беженцам создавать свои кварталы. Это первый шаг к изоляции: арабские гетто во Франции и Бельгии стали центром создания групп радикальных исламистов» [6] .

На эту проблему, применительно к российским реалиям, обращает внимание криминолог А. И. Долгова, которая подчеркивает, что в ряде российских регионов создаются «замкнутые» анклавы лиц разных национальностей, в том числе плохо владеющих или даже невладеющих русским языком, находящихся в системе не только специфического «традиционного» и религиозного контроля, но и через их посредство контроля криминального [15, с. 83]9. За десять лет количество официальных мигрантов в Российскую Федерацию выросло в четыре раза. В настоящее время в России (по подсчетам различных источников) находится от 15 до 20 млн мигрантов - иностранных граждан (в их числе легальные, которых меньшинство, и нелегальные), которых, с учетом заявленной цели въезда, лишь условно можно отнести к категории «трудовых мигрантов» [2].

Не безынтересен в связи с этим прогноз по миграции эксперта в этой области Жанны Зайончковской — директора по науке Центра миграционных исследований. По ее мнению, основными мигрантами для большей части России в настоящее время являются уроженцы Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Миграционные потоки из государств Закавказья практически прекратились - все, кто хотел покинуть свои страны, уже сделали это, поэтому прирастать Россия, прежде всего Дальний Восток, будет китайцами. С точки зрения Зайончковской, политикам придется сделать выбор: либо Россия резко увеличивает прием иммигрантов, в том числе китайцев, либо она фактически потеряет часть территории страны и в будущем может существенно ослабить национальную экономику [8].

Подводя итог вышеизложенному, следует подчеркнуть, что реакция отечественного социума на криминальную деятельность представителей отдельных этнических диаспор, контролируемая до настоящего времени совмест-

9 В Мэрии Москвы, например, составили «Карту потенциальных конфликтных районов». По данным властей, в столице проживают представители более сотни национальных диаспор. Некоторые из них селятся компактно - вокруг рынков, в университетских общежитиях и в домах, предназначенных к сносу.

ными усилиями правоохранительных органов, тем не менее должна быть проанализирована, и общество должно получить адекватный ответ в виде усовершенствованных норм отечественного законодательства, в виде дополнений и изменений в межгосударственные договоры и соглашения, регулирующие правоотношения в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности. Это связано с тем, что обстановка в миграционной среде на территории большинства стран Европы и в Российской Федерации характеризуется устойчивой негативной тенденцией. Причем ряд криминальных аспектов имеют схожие признаки. В связи с этим представляется необходимым выработка консолидированных усилий мирового криминологического сообщества по контролю над происходящими в этой среде процессами. Прежде всего, это постоянный мониторинг и оперативный научный анализ криминальных явлений и следующие за этим конкретные рекомендации и предложения для правоохранительных органов заинтересованных государств, которые позволят осуществлять реальный контроль за развитием негативных последствий в той или иной правоохраняемой сфере общественной жизни. Если же абстрагироваться от рассматриваемой в данной статье чисто полицейской проблематики, то с учетом всех обстоятельств, вызванных миграционными процессами, следует говорить о необходимости комплексного реагирования государства (принимающего мигрантов), на внесение своевременных корректив в положения экономической и социальной политики, на корректировку национальных культурно-идеологических установок и ждать ответной

реакции на это коренного населения. В рамках частично рассмотренной в данной статье полицейской проблематики представляется необходимым разработка новых и корректировка действующих нормативных правовых актов, положения которых будут способствовать повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности:

а) актов, призванных декриминализовать ми-грантскую среду и осуществлять эффективный контроль за проходящими в ней процессами;

б) актов, касающихся подрыва экономических основ этнической преступности и необходимых для пресечения вхождения этнического криминалитета в реальные секторы экономики;

в) актов распорядительного характера, необходимых для осуществления эффективного ведомственного, межведомственного и международного взаимодействия, включающего вопросы взаимовыгодного информационного обмена между правоохранительными органами заинтересованных государств;

г) актов распорядительного характера, утверждающих инструкции по применению в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в борьбе с этническим криминалитетом норм международных конвенций, ратифицированных Российской Федерацией или имплементирован-ных в отечественное законодательство;

д) актов распорядительно-тактического характера, необходимых для повышения эффективности оперативной проверки криминально активных мигрантов — членов этнических диаспор, подозреваемых в причастности к преступной деятельности.

Список литературы:

References:

1. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47627169 (дата обращения: 14.05.2019).

2. URL: Previous Entry | Next Entry. Jun. 14th, 2014 at 6:45 PM (дата обращения: 14.05.2019).

3. URL: http://www. isras.ru index.php?page_ id=2655(дата обращения: 14.05.2019).

4. Анищенко В. Н, Мацкевич Р. С. Информационное противоборство органов внутренних дел с организованной преступностью и терроризмом: монография. М., 2013.

5. Винниченко Н. А, Захарцев С. И., Рохлин. В. И. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельности. СПб., 2004.

6. Георгий Зотов. Салям алейкум, Берлин-стан // АиФ. 2018. № 19.

7. Елена Чудинова. Мечеть Парижской Богоматери: 2048 год. М., 2015.

1. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47627169.

2. URL: Previous Entry. Next Entry. Jun. 14th, 2014 at 6:45 PM.

3. URL: http://www. isras.ru index.php?page_ id=2655

4. Anishchenko V. N, Mackevich R.. S. Informaci-onnoe protivoborstvo organov vnutrennih del s organizovannoj prestupnost'yu i terrorizmom: monografiya. M., 2013.

5. Vinnichenko N. A, Zaharcev S. I., Rohlin V. I. Pra-vovaya reglamentaciya ispol'zovaniya rezul'tatov operativno-rozysknoj deyatel'nosti. S-Peterburg, 2004.

6. Georgij Zotov. Salyam alejkum, Berlinstan // AiF. 2018. № 19.

7. Elena CHudinova. Mechet' Parizhskoj Bogo-materi: 2048 god. M. 2015.

8. Zajonchkovskaya ZHanna. Oni nuzhny dlya rosta ekonomiki // AiF. 2008. № 19.

8. Зайончковская Жанна. Они нужны для роста экономики // АиФ. 2008. № 19.

9. Зюков А. М. Криминологическая характеристика преступлений, совершаемых представителями разных этнических групп: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

10. Иванников И. А. Исторические и этнические факторы преступности // Преступность, организованная преступность и вопросы безопасности. М., 2010.

11. Клейменов М. П. Криминология. М., 2009.

12. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. Особенности подготовки (обучения) слушателей Академии управления МВД России к действиям в особых условиях // Труды Академии МВД России. 2015. № 2 (34).

13. Мюррей Т. Реальна ли Этническая Преступность?: монография. URL: http // canadafreepress.com/index.php/article/1697 (дата обращения: 14.05.2019).

14. Пахомов Э. С. Социальный механизм связи миграции и преступности. М., 1979.

15. Поздняков А. Н. Миграция и этническая преступность: причинно-следственные связи: монография. М., 2018.

16. Состояние преступности в Российской Федерации за 2016—2018 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Zyukov A. M. Kriminologicheskaya harakteristi-ka prestuplenij, sovershaemyh predstavitelyami raznyh etnicheskih grupp: diss. ... kand. yurid. nauk. Ryazan'. 2005.

10. Ivannikov I. A. Istoricheskie i etnicheskie faktory prestupnosti // Prestupnost', organizovannaya prestupnost' i voprosy bezopasnosti. M., 2010.

11. Klejmenov M. P. Kriminologiya. M., 2009.

12. Knyazhev V. B, Majdykov A. F. Osobennosti podgotovki (obucheniya) slushatelej Akademii upravleniya MVD Rossii k dejstviyam v oso-byh usloviyah // Trudy Akademii MVD Rossii. 2015. № 2 (34).

13. Myurrej T. Real'na li Etnicheskaya Prestupnost'? [Elektronnyj resurs]: URL: http //can-adafreepress. com/index.php / article/1697 (data obrashcheniya 20.11.2015).

14. Pahomov E. S. Social'nyj mekhanizm svyazi mi-gracii i prestupnosti. M., 1979.

15. Pozdnyakov A. N. Migraciya i etnicheskaya prestupnost': prichinno-sledstvennye svyazi: monografiya. M., 2018.

16. Sostoyanie prestupnosti v Rossijskoj Federacii za 2016-2018 gg.

Для цитирования:

For citation:

Поздняков А. Н. Этническая преступность как один из факторов, криминализирующих миграционную среду и частично стимулирующих экстремистскую деятельность // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51). С. 170-176.

Pozdnyakov A. N. Ethnic crime as one of the factors criminalizing the migration environment and partially stimulating extremist activity // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 3 (51). P. 170-176.

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.