Научная статья на тему 'Этноконфессиональная карта Адыгеи - проблемы и перспективы'

Этноконфессиональная карта Адыгеи - проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРИРОСТ / ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ / КОНТРПРОПАГАНДИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Азашиков Геннадий Хасанбиевич, Азашикова, Гонежук Артур Асланович

Статья посвящена изучению этноконфессиональной ситуации в РА и возможных проявлений экстремизма в преддверии подготовки и проведения 22-х зимних Олимпийских игр и 11 Паралимписких зимних игр в городе Сочи. Роль правоохранительных органов в профилактике и предупреждении фактов экстремизма, распространения экстремистской литературы, печатной продукции, через интернет. Изучение миграционных потоков, выявление незаконных мигрантов. Взаимодействие с общественными организациями и этническими диаспорами действующими на территории РА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная карта Адыгеи - проблемы и перспективы»

УДК 351

Азашиков Геннадий Хасанбиевич

доктор философских наук, профессор кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления. Майкопский государственный технологический университет [email protected]

Азашикова Фатима Яхьявна

кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления. Майкопский государственный технологический университет [email protected]

Гонежук Артур Асланович

аспирант кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления. Майкопский государственный технологический университет [email protected]

Gennady H. Azashikov

Doctor of Philosophy,

Professor of department of the constitutional construction and public and municipal administration. Maykop state technological university [email protected]

Fatima Ya. Azashikova

Candidate of Historical Sciences,

Associate Professor

of the constitutional construction

and public and municipal administration.

Maykop state technological university

[email protected]

Artur A. Gonezhuk

Graduate Student of department of the constitutional construction and public and municipal administration. Maykop state technological university [email protected]

Этноконфессиональная карта адыгеи - проблемы и перспективы

The ethnoconfessional map

of adygea - a problem and prospect

Аннотация. Статья посвящена изучению этно-конфессиональной ситуации в РА и возможных проявлений экстремизма в преддверии подготовки и проведения 22-х зимних Олимпийских игр и 11 Паралимписких зимних игр в городе Сочи. Роль правоохранительных органов в профилактике и предупреждении фактов экстремизма, распространения экстремистской литературы, печатной продукции, через интернет. Изучение миграционных потоков, выявление незаконных мигрантов. Взаимодействие с общественными организациями и этническими диаспорами действующими на территории РА.

Ключевые слова: межэтнические конфликты, терроризм, экстремизм, миграционный прирост, этнический состав населения, контрпропагандистская деятельность, межнациональные отношения, культура толерантности. ■ ■ ■ I

В наше время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных

Annotation. Article is devoted to studying of an ethnoconfessional situation in RA and possible manifestations of extremism in anticipation of preparation and holding 22 winter Olympic Games and 11 paralimpiskikh of winter games in the city of Sochi. A role of law enforcement agencies in prevention and the prevention of the facts of extremism, distribution of extremist literature, printed materials, on the Internet. Studying of migration flows, identification of illegal migrants. Interaction with the public organizations and ethnic diasporas operating in the territory of RA.

Keywords: interethnic conflicts, terrorism, extremism, migratory gain, ethnic structure of the population, counterpropaganda activity, international relations, culture of tolerance.

обществ и всего сообщества в целом. Эти факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, и на этой почве начинают появляться различные оппозиционные группы, пытающиеся добиться желаемого для них результата через экстремизм и терроризм. [1]

Проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как терроризм, так и экстремизм, имеют самую опасную форму проявления преступности, вследствие которой наступают тяжкие последствия, которые создают опасность гибели человека, препятствия, сопутствующие развитию общества и государства, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий. Как отметил В.В. Путин в ноябре 2015 г.: «Россия выступала и будет выступать последовательным борцом с радикальными идеологиями пытающимися пошатнуть государство» [2].

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» № 114-ФЗ от 25.07.2002 г.

Прокуратурой республики в 2013 г. проведен был анализ деятельности органов государственной власти Республики Адыгея в сфере информационно-пропагандистского противодействия проявлениям экстремистской деятельности, в том числе направленной на дискредитацию государственной политики Российской Федерации на Северном Кавказе и срыв XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-ралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Перемены, произошедшие на тот момент в России в ходе политических и экономических преобразований, значительно повлияли на миграционные и демографические процессы в Республике Адыгея.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея численность ее постоянного населения на 01.12.2013 составляла 445 тыс. человек (на 01.12.2012 - 442,9 тыс. человек).

В целом миграционная ситуация в республике в 2013 г. и в последние 10 лет характеризовалась миграционным приростом населения.

Республика Адыгея известна сложным этническим составом населения. На территории республики проживает более 108 представителей разных национальностей. Этническую основу формируют русские и адыги.

Республика традиционно является регионом предпочтительного оседания мигрантов. Более устойчивая политическая обстановка, чем в соседних кавказских республиках, благоприятные природно-климатические условия, толерантные межнациональные отношения способствуют притоку в республику населения извне.

Все большее влияние на социально-экономическую обстановку в республике оказывает временная миграция с разнообразием ее форм, масштабы которой стали существенно превышать объемы постоянной миграции.

Структура пребывающих на территорию республики иностранных граждан и лиц без граждан-

ства по своей гражданской принадлежности сложилась и практически не меняется на протяжении ряда лет. Наибольшую часть въехавших в 2013 г. в Республику Адыгея или 84 % составляли граждане бывших союзных республик СССР.

Наибольшую часть въехавших в 2013 г. на территорию республики, в порядке, требующем получения визы, составляли граждане Сирии. Так, на учет по месту пребывания было поставлено 786 ее граждан, из которых 730 являлись этническими черкесами, что составило 86 % от общего числа иностранных граждан, прибывших в визовом режиме.

Изменение численности населения многочисленных национальностей в Республике Адыгея по данным переписей характеризуется следующими показателями:

Тыс. человек В % к указавшим национальную принадлежность

1989 2002 2010 1989 2002 2010

Все население

в том числе: 432,0 447,1 440,0 - - -

- указавшие

национальную

принадлеж-

ность, из них: 432,0 445,3 425,4 100 100 100

Русские 293,6 288,3 270,7 68,0 64,7 63,6

Адыги 95,4 108,1 107,0 22,1 24,3 25,2

Армяне 10,5 15,3 15,6 2,4 3,4 3,7

Украинцы 13,7 9,1 5,9 3,2 2,0 1,4

Курды 0,3 3,6 4,5 0,1 0,8 1,1

Изменения в национальном составе населения обусловлены действием трех факторов. Первый фактор связан с различием в естественном воспроизводстве групп населения. Второй фактор -с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков и других факторов. Третий фактор - это внешняя миграция.

В 2010 г. насчитывалось 5 наиболее многочисленных национальностей, численность которых превышала 4 тыс. человек, в 2002 г. и 1989 г. таких национальностей было 4. В период 2002-2010 гг. в группу наиболее многочисленных национальностей вошли курды. В этот же период в группу национальностей, численность которых превышает 2 тыс. человек, вошли черкесы, численность которых увеличилась в 4 раза, и цыгане (на 28 %). Начиная с 2002 г. численность 2 национальностей превышает 100 тыс. человек, в 1989 г. численность адыгов составляла 95 439 человек. Русское население является наиболее многочисленным (270,7 тыс. человек) и составляет 63,6 % от общей численности населения, адыгов (107,0 тыс. человек) соответственно 25,2 %. По сравнению с 1989 г. численность русских сократилась на 22,9 тыс. человек, а адыгов увеличилась на 11,6 тыс. человек.

Третье место по численности населения в республике, начиная с 2002 г., занимают армяне. Их численность увеличилась с 10,5 тыс. человек в 1989 г. до 15,6 тыс. человек в 2010 г. Численность населения украинской национальности стоит на четвертом месте, она уменьшилась с 13,7 тыс. человек в

1989 г. до 5,9 тыс. человек в 2010 г. В период 19892010 гг. увеличилось число курдов в 15 раз. До 2002 г. увеличилась численность татар, а в 2002-2010 гг. численность татар уменьшилась на 300 человек (или 10,3 %) и составила 2,6 тыс. человек. Такая же тенденция изменения численности населения характерна для немцев (сокращение в межпереписной период на 400 человек или 33,3 %), белорусов - на 600 человек (31,6 %), греков - на 300 человек (17,6 %)

Представительства религиозных иностранных организаций, занимающихся культовой и религиозной деятельностью, запрещенной ст. 13 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в республике не выявлены.

Зарегистрированы и действуют 282 общественных объединения и 82 религиозных организации, принадлежащих 13 конфессиям. В сфере межконфессиональных отношений превалируют представители православной конфессии.

В целом этноконфессиональная ситуация в республике характеризуется как удовлетворительная.

В тоже время в 2013 г. проверкой деятельности ОФМС России по Республике Адыгея (далее -ОФМС) и его территориальных пунктов по вопросам противодействия терроризму и экстремистской деятельности было установлено, что работа ОФМС не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям и не в полном объеме выполняла указания ФМС России «По недопущению проникновения в миграционных потоках с территории республик Грузия, Южная Осетия, Абхазия членов бандгрупп и их пособников для усиления ресурсной базы бандформирований в Северокавказском регионе» от 25.08.2009; «О задачах ФМС России по содействию интеграции иностранных мигрантов в российское общество» от 03.09.2010.

Планы работы ОФМС составлялись без учета состояния законности и правопорядка, не соответствовали реальным угрозам и сложившейся оперативной обстановке в сферах незаконной миграции и противодействия терроризму и экстремизму.

Кроме того, в 2013 г. признавалась ненадлежащей работа МВД и территориальных подразделений ОФМС России по Республике Адыгея в сфере миграционного учета, нормализации межнациональных отношений в республике, в связи с чем, 25.09.2013, по инициативе прокуратуры республики состоялось межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов Республики Адыгея, на котором были рассмотрены вопросы взаимодействия правоохранительных органов Республики Адыгея по противодействию незаконной миграции, в том числе при выявлении и расследовании преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ.

К числу общих и специфичных для региона причин и факторов, способствовавших экстремистским проявлениям, были отнесены:

- близость республики к регионам со сложной оперативной обстановкой, в которых проявляют

активность незаконные вооруженные формиро-в ания;

- распространение в Интернете, преимущественно в социальных сетях, информационных материалов экстремистской направленности, в том числе в преддверии подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

- тенденции радикализации, наблюдающиеся в мусульманских общинах Северо-Кавказского региона.

Безусловно, в сфере межнациональных отношений республики присутствовали и проблемы, идентичные общероссийским. Это и увеличение численности отдельных миграционных групп (речь идет о притоке мигрантов курдской национальности, создающих замкнутые этнические общности), и вопросы социально-культурной адаптации соотечественников, прибывавших из зон вооруженных конфликтов - Сирии и Украины. Многие аспекты миграционной политики требовали и требуют существенной доработки с учетом потребностей в трудовых ресурсах, социальных особенностей населения и его отношения к мигрантам. В их числе необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, направленного на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции и связанным с ней явлениям.

В целях формирования негативного отношения населения к идеологии терроризма, органами государственной власти республики, прокуратурой и правоохранительными органами на системной основе осуществляется работа в рамках соглашений о взаимодействии и информационном обмене с действующими на территории республики общественными организациями и этническими диаспорами. С использованием возможности влияния наиболее уважаемых лиц среди представителей этнических диаспор и общественных организаций осуществляется контрпропагандистская деятельность по дискредитации лиц, в отношении которых поступает информация о попытке оказания деструктивного влияния на межнациональные отношения. Осуществляется оперативное регулирование возникающих признаков возможных конфликтов с целью пресечения дальнейших провокаций и вовлечения в них большого числа участников.

Проводится соответствующая пропагандистская работа со школьниками, студентами, представителями религиозных и общественных организаций, национальных диаспор. На постоянной основе проводятся социологические опросы общественного мнения.

Для решения задачи противодействия и предупреждения экстремизма необходим системный подход в направлении устранения существующих объективных и субъективных предпосылок экстремизма. В рамках миграционной политики необходимо осуществить комплекс мер по бесконфликтному включению приезжих в принимающее общество,

возможно, через создание специального подразделения в рамках ФМС. Более активное распространение культуры толерантности, взаимного

Литература:

1. Противодействие экстремизму. URL : http:// gov.spb.ru

2. Заседание Совета безопасности, посвященное обсуждению первостепенной проблеме «Стратегия противодействия экстремизму на ближайшие 10 лет». М. : «Новости дня» 21.11.2015.

3. Вехов И.В. Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля : дис... канд. социол, наук. СПб., 2011. 243 с. URL : http://www.dissercat.com

уважения и терпимости к межкультурным и межнациональным различиям должно стать задачей образовательной политики. [3]

Literature:

1. Counteraction to extremism. URL : http:// gov.spb.ru

2. The meeting of the Security council devoted to discussion a major problem «Strategy of counteraction to extremism for the next 10 years». M. : «Daily news» 21.11.2015.

3. Vekhov I.V. Ekstremizm in modern Russia: mechanism of reproduction and measure of social control : yew ... edging. Soc., sciences. SPb., 2011. 243 p. uRl : http://www.dissercat.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.