Научная статья на тему 'Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории Российской Федерации'

Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1384
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ILLEGAL MIGRATION / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / ПРЕСТУПЛЕНИЯ МИГРАНТОВ / CRIMES COMMITTED BY MIGRANTS / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ / COUNTERACTING ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капинус Оксана Сергеевна

Незаконная миграция относится к главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности России на долгосрочную перспективу. В сложившихся условиях противодействие незаконной миграции становится одной из важнейших задач в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, решение которой требует комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение противодействия незаконной миграции, не разработана и методологическая основа такой деятельности. Автором предлагается концепция противодействия незаконной миграции, включающая в себя предупреждение данного явления, борьбу с миграционными преступлениями, минимизацию или ликвидацию последствий незаконной миграции. Незаконная миграция представляет собой закономерный результат сложной многоуровневой детерминации, поэтому предупреждение незаконной миграции включает в себя деятельность государственных органов по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих данному противоправному явлению. Одним из факторов, обусловливающих незаконную миграцию, выступает несовершенство законодательства, регламентирующего миграционные отношения, отсутствие его кодификации. Следовательно, необходимо разработать федеральный закон о противодействии незаконной миграции. Автором рассмотрена деятельность государственных органов в данной сфере, изучены ее недостатки и предложены пути и средства совершенствования их работы. В борьбе с миграционной преступностью важная роль принадлежит прокуратуре. В рамках минимизации последствий незаконной миграции автором предложен комплекс мер, направленных на социальную адаптацию мигрантов, устранение негативных социально-экономических факторов, способствующих превращению трудовых мигрантов в нелегальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research and methodological approaches to the work of public authorities aimed at counteracting illegal migration in the Russian Federation

Illegal migration is one of the long-term strategic risks and threats to Russian national security. In present conditions, counteracting illegal migration has become one of the key tasks for the work of law enforcement and other governmental agencies, which requires a complex approach aimed at the identification and elimination of circumstances facilitating this negative phenomenon. At the same time, the legislation of the Russian Federation lacks a definition of illegal migration counteraction. Besides, the methodological basis of such work has not been developed. The author presents a concept of illegal migration counteraction that includes illegal migration prevention, fighting migration crimes, minimization or elimination of illegal migrations consequences. Illegal migration is a logical result of complex multi-level determination. That is why, to prevent illegal migration, public authorities should identify and eliminate the conditions contributing to this illegal phenomenon. One of the determining factors of illegal migration is the flaws in legislation regulating migration relations as well as the absence of its codification. Consequently, the author believes it is necessary to develop a Federal Law on counteracting illegal migration. The author has analyzed the work of public authorities in this sphere, examined the drawbacks in their work and describes the ways and means of improving their operations. Public prosecutors office plays an important part in fighting migration crimes. The author presents a complex of measures to minimize the consequences of illegal migration aimed at social integration of migrants and the elimination of negative social and economic factors that contribute to the transformation of labor migrants into illegal ones.

Текст научной работы на тему «Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории Российской Федерации»

ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ ПРЕСТУПЛЕНИЙ COUNTERACTION TO CERTAIN TYPES OF CRIME

УДК 343.9.018.3

DOI 10.17150/1996-7756.2015.9(4)704-711

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О.С. Капинус

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Незаконная миграция относится к главным стратегическим рискам и угрозам национальной безопасности России на долгосрочную перспективу. В сложившихся условиях противодействие незаконной миграции становится одной из важнейших задач в деятельности правоохранительных и иных государственных органов, решение которой требует комплексного подхода, направленного на выявление и устранение обстоятельств, способствующих данному негативному явлению. Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение противодействия незаконной миграции, не разработана и методологическая основа такой деятельности. Автором предлагается концепция противодействия незаконной миграции, включающая в себя предупреждение данного явления, борьбу с миграционными преступлениями, минимизацию или ликвидацию последствий незаконной миграции. Незаконная миграция представляет собой закономерный результат сложной многоуровневой детерминации, поэтому предупреждение незаконной миграции включает в себя деятельность государственных органов по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих данному противоправному явлению. Одним из факторов, обусловливающих незаконную миграцию, выступает несовершенство законодательства, регламентирующего миграционные отношения, отсутствие его кодификации. Следовательно, необходимо разработать федеральный закон о противодействии незаконной миграции. Автором рассмотрена деятельность государственных органов в данной сфере, изучены ее недостатки и предложены пути и средства совершенствования их работы. В борьбе с миграционной преступностью важная роль принадлежит прокуратуре. В рамках минимизации последствий незаконной миграции автором предложен комплекс мер, направленных на социальную адаптацию мигрантов, устранение негативных социально-экономических факторов, способствующих превращению трудовых мигрантов в нелегальных.

Информация о статье

Дата поступления 3 февраля 2015 г.

Дата принятия в печать 14 октября 2015 г.

Дата онлайн-размещения 28 декабря 2015 г.

Ключевые слова Незаконная миграция; органы государственной власти; преступления мигрантов; противодействие незаконной миграции

RESEARCH AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE WORK OF PUBLIC AUTHORITIES AIMED AT COUNTERACTING ILLEGAL MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Oksana S. Kapinus

The Academy of Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Moscow, the Russian Federation

Article info

Received 2015, February 3

Accepted 2015, October 14

Available online 2015, December 28

Keywords

Illegal migration; public authorities; crimes committed by migrants; counteracting illegal migration

Abstract. Illegal migration is one of the long-term strategic risks and threats to Russian national security. In present conditions, counteracting illegal migration has become one of the key tasks for the work of law enforcement and other governmental agencies, which requires a complex approach aimed at the identification and elimination of circumstances facilitating this negative phenomenon. At the same time, the legislation of the Russian Federation lacks a definition of illegal migration counteraction. Besides, the methodological basis of such work has not been developed. The author presents a concept of illegal migration counteraction that includes illegal migration prevention, fighting migration crimes, minimization or elimination of illegal migration's consequences. Illegal migration is a logical result of complex multi-level determination. That is why, to prevent illegal migration, public authorities should identify and eliminate the conditions contributing to this illegal phenomenon. One of the determining factors of illegal migration is the flaws in legislation regulating migration relations as well as the absence of its codification. Consequently, the author believes it is necessary to

ISSN 1996-7756

develop a Federal Law on counteracting illegal migration. The author has analyzed the work of public authorities in this sphere, examined the drawbacks in their work and describes the ways and means of improving their operations. Public prosecutor's office plays an important part in fighting migration crimes. The author presents a complex of measures to minimize the consequences of illegal migration aimed at social integration of migrants and the elimination of negative social and economic factors that contribute to the transformation of labor migrants into illegal ones.

Российская Федерация является активным участником миграционных процессов, что обусловлено растущей привлекательностью нашей страны для трудовых мигрантов, особенно из государств — участников СНГ. Очевидно, что иностранная миграция способствует дальнейшему развитию экономики страны, с одной стороны, с другой — несет дополнительные риски дестабилизации социально-экономической обстановки и общественного порядка, роста этнической преступности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывается на усиление угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией (п. 10).

На сегодняшний день эти угрозы приобретают особое значение в условиях активизации деятельности на территории Российской Федерации таких международных террористических организаций, как «Исламское государство», «Имарат Кавказ», экстремистских организаций «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия».

Незаконная миграция продолжает оставаться фактором, способствующим возникновению межнациональной и межконфессиональной напряженности, распространению экстремизма, который в последнее время приобретает насильственный характер [1]. В одном из своих выступлений директор ФСБ России А.В. Бортников заметил: «Пройдя в лагерях психологическую обработку и террористическую подготовку и получив боевой опыт в «горячих точках», бандиты, используя незаконную миграцию, расползаются по намеченным регионам. Их цель — создание законспирированных ячеек, вербовка боевиков, подрыв внутренней безопасности и территориальной целостности стран оседания» [2].

К последствиям незаконной миграции также относится развитие рынка нелегальной иностранной рабочей силы и теневого сектора экономики за счет использования труда нелегальных мигрантов; девальвация собственных производительных сил и деградация технологического развития производств в связи с пере-

избытком дешевой иностранной рабочей силы; интенсивное укрупнение существующих и появление новых этнических диаспор; возникновение мест компактного проживания и жизнедеятельности иностранных мигрантов [3].

Высокий уровень угроз, связанных с незаконной миграцией, общественно опасная специфика внешних и внутренних факторов, ей способствующих, диктуют необходимость выработки методологии ее оценки и изучения, формирования целостной системы противостояния данному противоправному явлению. Исходя из этого противодействие незаконной миграции становится одним из важнейших направлений деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных, а также приоритетным предметом научных исследований.

Необходимо отметить, что российское законодательство не дает определения противодействия незаконной миграции. В связи с этим предлагается рассматривать противодействие незаконной миграции как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а также физических и юридических лиц:

- по предупреждению незаконной миграции, устранению причин и условий, способствующих ей, т.е. профилактика незаконной миграции;

- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с миграцией, т.е. борьба с незаконной миграцией;

- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений незаконной миграции.

Противодействие незаконной миграции должно осуществляться комплексно, непрерывно и подкрепляться соответствующей обеспечивающей системой информационно-аналитических, организационно-правовых, материально-технических, финансово-экономических и институциональных мер. Остановимся на наиболее актуальных проблемах противодействия данному противоправному явлению.

Одним из основных факторов, способствующих незаконной миграции, выступает несо-

вершенство действующей системы управления миграционными процессами, которые в значительной степени носят стихийный характер. О неблагоприятном состоянии законности в этой сфере свидетельствует большое количество выявляемых нарушений миграционного законодательства. Так, только органами Федеральной миграционной службы России в 2014 г. по соответствующим фактам составлено более 2,3 млн протоколов об административных правонарушениях. Прокурорами за этот период выявлено почти 60 тыс. нарушений законов в сфере миграции.

Несмотря на принимаемые меры, в стране ежегодно, по различным оценкам, осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения от 3 до 5 млн иностранных граждан [4]. Нельзя не отметить, что данные из различных источников о масштабах нелегальной миграции в России, в том числе в г. Москве, весьма отличаются друг от друга. Разночтения в количестве нелегалов объясняются разными подходами к определению понятия нелегальных мигрантов, поскольку нередко происходит смешение двух категорий: лиц, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, и лиц, прибывших законно, но работающих без соответствующего разрешения. Так, большинство гастарбайтеров из Молдавии, Таджикистана, Украины приехали законно, но незаконно трудятся. В то же время такие представители иностранных государств, как вьетнамцы и афганцы, остаются в России, въехав по туристической визе.

Представляется, что для оценки нелегальной миграции необходимо исходить из ее определения, изложенного в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Это перемещение в Российскую Федерацию иностранных граждан с нарушением законодательства Российской Федерации, регламентирующего въезд, пребывание (проживание) таких граждан на территории Российской Федерации и (или) осуществление ими трудовой деятельности [5]. Для эффективного противодействия незаконной миграции необходимо усовершенствовать существующую систему мониторинга миграции населения, информационно-аналитическую работу в этой сфере. Прежде всего, требуется улучшить обмен информацией, обеспечив оперативный доступ правоохранительных и контрольно-надзорных органов к базам учета миграционных потоков. Нужен по-

стоянный мониторинг, охватывающий все сферы, где активно используется труд мигрантов. Это сферы строительства, промышленности, торговли, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, а также объекты агропромышленного комплекса, градообразующие предприятия. С учетом современных вызовов и угроз следует контролировать ситуацию с исполнением миграционного законодательства на закрытых и особо важных государственных объектах, предприятиях естественных монополий.

Как уже отмечалось, нарушениям миграционного законодательства способствует его несовершенство. Среди недостатков миграционного законодательства следует отметить отсутствие его кодификации, нестабильность, низкую эффективность [6]. Миграционные процессы в нашей стране регламентируют более 240 нормативных правовых актов, которые часто подвергаются изменениям. Так, в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ с 2003 г. изменения вносились 76 раз. На этом фоне в миграционное законодательство внесены изменения, упрощающие порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан, прибывающих в Россию без получения виз, а также правила осуществления ими трудовой деятельности. Однако привлечение иностранцев к труду на основе патентов осложняется необходимостью получения для их оформления значительного количества документов и высокой для иностранцев из ближнего зарубежья стоимостью процедур получения этих документов. Наличие правовых пробелов, противоречий и отсутствие единообразной практики применения нормативных правовых актов в миграционной сфере приводят к переходу трудовых мигрантов на нелегальное положение.

Одним из вариантов решения указанной проблемы может стать принятие закона об иммиграции, на системной основе регламентирующего миграционные процессы, включая внешнюю трудовую миграцию. Анализ зарубежного опыта показывает, что многие государства идут именно по этому пути: иммиграционные законы приняты в Великобритании [7], Канаде [8], ФРГ [9], ряде стран СНГ (Казахстане [10], Кыргызстане1, Таджикистане и др.).

1 Kyrgyzstan: Extended Migration Profile // Building Migration Partnerships (BMP). 2011. P. 33.

В целях противодействия непосредственно незаконной миграции с учетом общественной опасности данного явления возможно принятие Федерального закона «О противодействии незаконной миграции», предусматривающего разработку комплекса мер по предупреждению нарушений миграционного законодательства, закрепление полномочий субъектов профилактической деятельности в рассматриваемой сфере, создание механизма взаимодействия государственных и муниципальных органов, участие в этом процессе институтов гражданского общества [11].

Одним из очевидных негативных обстоятельств, способствующих нелегальной миграции, являются упущения в деятельности государственных органов по предупреждению, выявлению и устранению нарушений миграционного законодательства. Допускаемые органами государственной власти просчеты в отдельных случаях способствуют увеличению количества нелегальных мигрантов, их криминализации.

Так, Федеральной миграционной службой по-прежнему не в полном объеме реализуются меры по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, не обеспечивается надлежащим образом федеральный государственный контроль за проживанием, временным пребыванием иностранных граждан1. Без должного внимания остаются факты нахождения в Российской Федерации иностранных граждан, сроки действия разрешений на временное пребывание которых истекли. Не всегда своевременно аннулируются патенты, разрешения на работу и временное проживание у иностранных граждан, нарушивших законодательство о миграции. Прокурорами выявлялись факты: 1) необоснованного освобождения органами ФМС России работодателей от административной ответственности за нарушение миграционного законодательства; 2) невнесения подразделениями службы сведений в единые банки данных; 3) незаконной выдачи ими разрешительных документов.

Вследствие отдельных упущений в работе, отсутствия порой должного взаимодействия получает распространение коммерческая дея-

1 О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение, выявление и пресечение незаконной миграции: информ. письмо Генер. прокуратуры РФ от 27 нояб. 2014 г. № 74/1-15-14.

тельность с незаконным использованием труда мигрантов, что выявляется в ходе проверок, организованных по инициативе прокуроров [12]. Так, на территории г. Москвы в 2014 г. органами прокуратуры выявлено свыше 1,4 тыс. пребывавших на нелегальном положении иностранных граждан.

Имеют место случаи ненадлежащего исполнения функций по выявлению и пресечению незаконной деятельности иностранных граждан органами внутренних дел, ими не всегда ведутся паспорта на закрепленные административные участки и жилые дома, не осуществляется сбор информации о проживании иностранных граждан.

Уставы ряда муниципальных образований не предусматривали обязанность местных властей создавать условия для укрепления межнационального согласия, адаптации мигрантов, а также новое основание для отставки главы муниципального образования — в связи с допущением межнациональных конфликтов.

Устранение указанных недостатков в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления будет способствовать повышению эффективности противодействия нелегальной миграции.

Результативность противодействия незаконной миграции зависит не только от надлежащей реализации государственными органами своих функций, но и от их совместной согласованной работы [13]. Одним из эффективных способов предупреждения преступлений мигрантов-иностранцев является совместное проведение государственными органами профилактических мероприятий и специальных операций, направленных на выявление мест незаконной концентрации иностранных граждан, а также пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц, транснациональных преступных групп, действующих в сфере незаконной миграции.

В этой связи повышается значимость координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с миграционной преступностью, которую осуществляет прокуратура Российской Федерации [14]. В рамках реализации указанной функции прокуратурой совместно с правоохранительными органами проводится значительная работа: 1) осуществляется анализ состояния, структуры, динамики и тенденций преступности

мигрантов-иностранцев; 2) изучается практика предупреждения и пресечения преступлений, совершаемых мигрантами-иностранцами; 3) разрабатываются предложения по предупреждению таких преступлений; 4) готовятся и направляются органам государственной власти и местного самоуправления информационные материалы; 5) проводятся координационные и межведомственные совещания по вопросам противодействия миграционной преступности и др.

Так, по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации, посвященное вопросам противодействия незаконной миграции [15]. На совещании обсуждались вопросы состояния и организации работы правоохранительных органов РФ по выявлению, пресечению, расследованию и профилактике правонарушений и преступлений, связанных с незаконной миграцией, в том числе при использовании миграционного ресурса в экономической деятельности, а также преступлений, совершаемых на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства. По результатам координационного совещания дана оценка эффективности деятельности правоохранительных органов в данном направлении и выработаны меры по ее активизации.

Совместная работа, безусловно, приносит свои плоды. За последние 15 лет структура преступности мигрантов-иностранцев значительно изменилась. Существенно снизилось количество особо тяжких, тяжких преступлений, преступлений средней тяжести, преобладающими в структуре преступности стали преступления небольшой тяжести. Указанные изменения в первую очередь связаны с совершенствованием миграционной политики, внедрением практики депортации и административного выдворения нарушителей законов. Рост количества преступлений небольшой тяжести обусловлен выявлением преступлений, связанных с нарушением миграционного законодательства, что играет превентивную роль по отношению к более тяжким категориям преступлений [16].

Тем не менее общее количество преступлений, совершаемых мигрантами-иностранцами, остается значительным: в 2014 г. их выявлено свыше 45 тыс. При этом преступность мигрантов-иностранцев носит очаговый характер, кон-

центрируясь на экономически развитых территориях. Так, в г. Москве каждый пятый из числа лиц, совершивших преступление, — иностранец. Таким образом, борьба с преступлениями, связанными с нелегальной миграцией, требует дифференцированного подхода и должна базироваться на миграционной политике, учитывающей территориальные различия миграции иностранцев.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка в своем выступлении на вышеупомянутом координационном совещании отметил, что «есть претензии к работе следователей и дознавателей. Некачественное проведение доследственных проверок, неполнота расследования приводят к принятию незаконных процессуальных решений. За два с половиной года прокурорами выявлено свыше 400 фактов сокрытия органами дознания преступлений, совершенных иностранными гражданами, лицами без гражданства»1.

Говоря о перспективах противодействия незаконной миграции, необходимо обеспечить высокое качество расследования миграционных преступлений и реализацию принципа неотвратимости наказания в отношении не только самих нелегальных мигрантов, но и должностных и иных лиц, способствующих незаконному нахождению иностранных граждан на территории России [17]. Организация незаконной миграции лицами, наделенными властными полномочиями, представляет повышенную общественную опасность [18]. Вместе с тем такой квалифицирующий признак, как совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения, в ст. 3221 «Организация незаконной миграции» Уголовного кодекса Российской Федерации не предусмотрен [19].

Важным направлением борьбы с преступностью, связанной с незаконной миграцией, является международное сотрудничество, которое обеспечивает согласованные действия стран по регулированию миграционных потоков и противодействию незаконной миграции [20]. Выстраиваемые в рамках Евразийского экономического союза партнерские отношения создают благо-

1 В Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось Координационное совещание руководителей правоохранительных органов, посвященное вопросам противодействия незаконной миграции. URL: http:// genproc.gov.ru/smi/news/news_events/news-252347.

приятные условия для прибытия на российскую территорию мигрантов из других стран — участниц союза, в том числе с целью транзита. Таким образом, ситуация с незаконной миграцией в Российской Федерации во многом зависит от обеспечения безопасности периферийной границы союза, согласованности усилий в этом направлении с нашими партнерами и особенно с новыми государствами-членами.

Другим актуальным направлением предупреждения незаконной миграции является повышение внимания к обустройству Государственной границы Российской Федерации, в том числе к техническому оснащению современными средствами контроля и организации надлежащей работы пунктов пропуска. Надежная охрана внешних рубежей страны — это и значимый аргумент в снижении активности деятельности трансграничных преступных групп, специализирующихся на организации наркотрафика, контрабанде товаров и грузов, водных биологических ресурсов, культурных ценностей [21]. Между тем прокурорами вскрываются многочисленные нарушения в сфере охраны и обустройства границы. Только прокурорами Дальневосточной транспортной прокуратуры в 2014 г. выявлено 466 соответствующих нарушений, которые устранены мерами прокурорского реагирования.

Также надлежит обеспечить высокий уровень исполнения требований законодательства в ходе процесса миграции граждан Украины на территорию Российской Федерации, в том числе при определении правового статуса украинских беженцев в целях исключения фактов его придания радикально настроенным лицам и гражданам, склонным к совершению противоправных действий.

Минимизация и ликвидация последствий проявлений незаконной миграции включают в себя деятельность государственных органов по укреплению межнационального и межконфессионального согласия и по профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов, по противодействию социальной изоляции мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов. Значимым направлением профилактики правонарушений по-прежнему остается обеспечение социальных прав мигрантов-иностранцев, в первую очередь на оплату труда, выведение ее из теневого оборота [22]. В этой связи обоснованным представляется предложение обязать работодателя, привлекающего

иностранную рабочую силу, оформить каждому сотруднику (в том числе мигранту) банковскую карту и перечислять на нее заработную плату.

Актуальным направлением противодействия незаконной миграции должна быть деятельность по снижению маргинализации мигрантов и их отчужденности в отношениях с местным населением. Мигранты-иностранцы зачастую не обеспечиваются медицинскими услугами, живут в антисанитарных условиях, имеют низкий уровень доходов. В результате среди них возникают и расширяются группы, переходящие на нелегальное положение и готовые на любые, в том числе антиобщественные способы обеспечения своих потребностей [23].

Негативную роль играют и периодические экономические кризисы, в результате которых многие мигранты-иностранцы теряют работу в России и вынуждены искать любые иные источники доходов. В периоды спада в российской экономике происходит отток трудовых мигрантов. Однако в большей степени выезжают иностранцы, утратившие рабочее место из-за сокращения. В меньшей степени выезжают ранее неработавшие незаконные мигранты, каким-либо образом приспособившиеся выживать в маргинальной среде или же обеспечивающие себя криминальными способами [24]. Криминальная активность таких мигрантов-иностранцев, особенно корыстная и корыстно-насильственная, в такие периоды не снижается. Во избежание этого важно обеспечить организованный набор за рубежом, перемещение, интеграцию и адаптацию трудовых мигрантов-иностранцев.

Необходимой, на наш взгляд, мерой общего предупреждения нелегальной миграции является сокращение потребности российской экономики в низкоквалифицированной иностранной рабочей силе и переориентирование экономики страны на внутренние трудовые ресурсы [25].

Изучение указанных проблем требует глубокой теоретической проработки, в связи с чем целесообразно проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области противодействия незаконной миграции с определением авторитетной организации, способной координировать указанные исследования. Представляется, что вклад научного сообщества в решение обозначенных проблем будет способствовать развитию всей системы противодействия нелегальной миграции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Козлов В.Ф. Организация незаконной миграции: уголовно-правовая и криминалистическая характеристика / В.Ф. Козлов, Н.П. Фролкин. — М. : Юрлитинформ, 2011. — 160 с.

2. Егоров И. Цель террористов — Европа [Электронный ресурс] / И. Егоров. — Режим доступа : http://www. rg.ru/2015/07/29/ekstremizm-site.html.

3. Никитенко И.В. Миграционная безопасность России (криминологический аспект) / И.В. Никитенко. — М. : Изд. дом Шумиловой И.И., 2013. — 350 с.

4. Степанов А.В. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направления противодействия / А.В. Степанов // Административное право и процесс. — 2013. — № 8. — С. 20-23.

5. Трыканова С.А. Актуальность совершенствования организационно-правовых условий межведомственного взаимодействия правоохранительных органов РФ с органами государственной и муниципальной власти РФ в борьбе с нелегальной миграцией / С.А. Трыканова // Миграционное право. — 2015. — № 2. — С. 22-24.

6. Айрапетян С.В. Административно-правовые проблемы незаконной миграции / С.В. Айрапетян // Административное право и процесс. — 2013. — № 8. — С. 75-77.

7. Gower M. Immigration and asylum: changes made by the Coalition Government 2010-2015 / Melanie Gower. — House of Commons Library, SN/HA/5829, 24 March 2015. — P. 10.

8. Dicker N. Filling the protection gap: current trends in complementary protection in Canada, Mexico and Australia [Electronic resource] / Nicole Dicker, Joanna Mansfield // Research Paper № 238. — 2012. — P. 5. — Mode of access : www.unhcr.org.

9. Constant A.F. Germany's Immigration Policy and Labor Shortages. Report prepared for the International Organization for Migration (IOM) / Amelie F. Constant, Bienvenue N. Tien // IZA Research Report No. 41. — Bonn, 2011. — 39 p.

10. Ibraeva A. The Problems of Combating Illegal Migration: Experience of Kazakhstan / Alua Ibraeva, Saltanat Yessetova, Soledad Dusebalieva // International Conference on Management, Humanity and Economics (ICMHE'2012). August 11-12, 2012, Phuket (Thailand). — P. 99-100.

11. Козлов В.Ф. Консолидация национального законодательства в сфере противодействия незаконной миграции / В.Ф. Козлов, А.С. Лукьянов // Российская юстиция. — 2015. — № 3. — С. 22-25.

12. Вощинский М.В. Организация работы по противодействию нелегальной миграции / М.В. Вощинский, Д.В. Романов // Законность. — 2013. — № 10. — С. 43-47.

13. Долгова А.И. Здоровье нации и национальная безопасность как криминологическая проблема / А.И. Долгова // Безопасность и здоровье нации. — М. : Рос. криминол. ассоц., 1996. — С. 3-12.

14. Трухин А.С. Координирующая роль прокурора в противодействии незаконной миграции, экстремизму и правонарушениям в сфере федеральной безопасности / А.С. Трухин, Д.Г. Ковыльченко // Законность. — 2014. — № 1. — С. 25-27.

15. Музыченко П.Б. Проблемы реализации государственной уголовной политики на примере уголовной ответственности иностранных граждан в Российской Федерации / П.Б. Музыченко // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2015. — № 3. — С. 3-6.

16. Капинус О.С. Противодействие преступности мигрантов-иностранцев в Российской Федерации / О.С. Капинус // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2014. — № 5. — С. 68-73.

17. Попов И.А. Совершенствование правового и организационного обеспечения противодействия незаконной миграции / И.А. Попов, О.И. Попова // Миграционное право. — 2013. — № 2. — С. 12-19.

18. Филиппов П. Организация незаконной миграции: практика применения ст. 322.1 УК РФ и новеллы законодательства / П. Филиппов // Уголовное право. — 2014. — № 3. — С. 83-92.

19. Соколов Д.А. Криминологическая характеристика организации незаконной миграции : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Д.А. Соколов. — М., 2013. — 226 с.

20. Сухаренко А.Н. Законодательное обеспечение противодействия незаконной миграции в России / А.Н. Сухаренко // Юридический мир. — 2013. — № 5. — С. 4-6.

21. Носатов В. Незаконная миграция в России: взгляд с государственной границы / В. Носатов // Проблема незаконной миграции в России: реалии и поиск решений (по итогам социологического обследования). — М. : Гендальф, 2004. — 520 с.

22. Севрюгин М.А. Основные проблемы противодействия нелегальной миграции в России / М.А. Севрюгин // Административное право и процесс. — 2014. — № 6. — С. 75-77.

23. Преступность мигрантов-иностранцев и ее предупреждение / Г.В. Антонов-Романовский, Г.Ф. Коимшиди, Д.К. Чирков, А.А. Литвинов. — М. : Юрлитинформ, 2013. — 204 с.

24. Богомолова К.И. Преступность, связанная с иностранцами / К.И. Богомолова. — М. : Юрлитинформ, 2013. — 184 с.

25. Прудников А.С. Нелегальная миграция и административно-правовая ответственность за отдельные правонарушения в сфере миграции / А.С. Прудников, С.А. Акимова // Lex russica (Русский закон). — 2013. — № 9. — С. 953-960.

REFERENCES

1. Kozlov V.F., Frolkin N.P. Organizatsiya nezakonnoi migratsii: ugolovno-pravovaya i kriminalisticheskaya kharakteristika [Organization of illegal migration: criminal law and criminalistic characteristics]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2011. 160 p.

2. Egorov I. Tsel'terroristov — Evropa [Terrorist goal — Europe]. Available at: http://www.rg.ru/2015/07/29/ekstremizm-site. html. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nikitenko I.V. Migratsionnaya bezopasnost' Rossii (kriminologicheskii aspekt) [Migration safety of Russia (criminological aspect)]. Moscow, Shumilova I.I Publ., 2013. 350 p.

4. Stepanov A.V. Legal immigration as a threat to the national security of the Russian Federation: the concept, content and opposite reaction. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2013, no. 8, pp. 20-23. (In Russian).

5. Trykanova S.A. Topicality of improvement of organizational-law conditions of interdepartmental interaction of law-enforcement agencies of the RF with agencies of state and municipal power of the RF in fighting illegal migration. Migratsionnoe pravo = Migration Law, 2015, no. 2, pp. 22-24. (In Russian).

6. Airapetyan S.V. Administrative-law problems of illegal migration. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2013, no. 8, pp. 75-77. (In Russian).

7. Gower Melanie. Immigration and asylum: changes made by the Coalition Government 2010-2015. Standard Note: SN/ HA/5829, Home Affairs Section GB, 24 March 2015, p. 10.

8. Dicker Nicole, Mansfield Joanna. Filling the protection gap: current trends in complementary protection in Canada, Mexico and Australia. Research Paper № 238, 2012, P. 5. Available at: www.unhcr.org.

9. Constant Amelie F., Tien Bienvenue N. Germany's Immigration Policy and Labor Shortages. Report prepared for the International Organization for Migration (IOM). IZA Research Report No. 41. Bonn, 2011. 39 p.

10. Ibraeva Alua, Yessetova Saltanat, Dusebalieva Soledad. The Problems of Combating Illegal Migration: Experience of Kazakhstan. International Conference on Management, Humanity and Economics (ICMHE'2012), August 11-12, 2012, Phuket (Thailand), pp. 99-100.

11. Kozlov V.F., Lukyanov A.S. Consolidation of national legislation in the sphere of combating illegal migration. Rossiiskaya yustitsiya = Russian Justice, 2015, no. 3, pp. 22-25. (In Russian).

12. Voshchinskii M.V., Romanov D.V. Organization of Work on Combating Illegal Migration. Zakonnost' = Legality, 2013, no. 10, pp. 43-47. (In Russian).

13. Dolgova A.I. Health of the nation and national security as a criminological problem. Bezopasnost' izdorov'e natsii [Security and health of the nation]. Moscow, Russian Association for Criminology Publ., 1996, pp. 3-12. (In Russian).

14. Trukhin A.S., Kovyl'chenko D.G. The coordinating role of the public prosecutor in combating illegal migration, extremism and offences in the sphere of federal security. Zakonnost' = Legality, 2014, no. 1, pp. 25-27. (In Russian).

15. Muzychenko P.B. Problems of realization of state criminal policy as exemplified by criminal responsibility of foreign citizens in the Russian Federation. Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaya yustitsiya = International Criminal Law and International Justice, 2015, no. 3, pp. 3-6. (In Russian).

16. Kapinus O.S. Countering crime of foreign migrants in the Russian Federation Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the R. F. Prosecutor General's Office, 2014, no. 5, pp. 68. (In Russian).

17. Popov I.A., Popova O.I. Improvement of legal and organizational ensuring of counteraction of illegal migration. Migratsionnoe pravo = Migration Law, 2013, no. 2, pp. 12-19. (In Russian).

18. Filippov P. Organization of Illegal Migration: Practice of Application of Article 3221 of the Criminal Code of the Russian Federation and Novelties of Legislation. Ugolovnoe parvo = Criminal law, 2014, no. 3, pp. 83-92. (In Russian).

19. Sokolov D.A. Kriminologicheskaya kharakteristika organizatsii nezakonnoi migratsii. Avtoref. Kand. Diss. [Criminological characteristics of organizing illegal migration. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2013. 520 p.

20. Sukharenko A.N. Legislation ensuring counteraction of illegal migration in Russia. Yuridicheskiy mir = Juridical World, 2013, no. 5, pp. 4-6. (In Russian).

21. Nosatov V. Illegal migration in Russia: a view from the state border. Problema nezakonnoi migratsii v Rossii: realii i poisk reshenii (po itogam sotsiologicheskogo obsledovaniya) [The issue of illegal migration in Russia: actual situation and a search for solutions (based on a sociological survey results)]. Moscow, Gendal'f Publ., 2004. 520 p.

22. Sevryugin M.A. Key issues of counteracting illegal migration in Russia. Administrativnoe pravo i protsess = Administrative law and process, 2014, no. 6, pp. 75-77. (In Russian).

23. Antonov-Romanovskii G.V., Koimshidi G.F., Chirkov D.K., Litvinov A.A. Prestupnost' migrantov-inostrantsev i ee predu-prezhdenie [Crimes committed by foreign migrants and their prevention]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2013. 204 p.

24. Bogomolova K.I. Prestupnost', svyazannaya s inostrantsami [Crimes connected with foreigners]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2013. 184 p.

25. Prudnikov A.S., Akimova S.A. Illegal migration and administrative law responsibility for some violations in the sphere of migration. Lex russica (RusskiiZakon), 2013, no. 9, pp. 953-960. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Капинус Оксана Сергеевна — ректор Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, г. Москва, Российская Федерация; e-mail: niigp@msk.rsnet.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Капинус О.С. Научно-методологические подходы к деятельности органов государственной власти по противодействию незаконной миграции на территории Российской Федерации / О.С. Капинус // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9, № 4. — С. 704-711. — DOI : 10.17150/1996-7756.2015.9(4)704-711.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Kapinus, Oksana S. — Rector, the Academy of Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Moscow, the Russian Federation; e-mail: niigp@msk.rsnet.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Kapinus O.S. Research and methodological approaches to the work of public authorities aimed at counteracting illegal migration in the Russian Federation. Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law, 2015, vol. 9, no. 4, pp. 704-711. DOI: 10.17150/1996-7756.2015.9(4).704-711. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.