2019'1
безопасность на транспорте
ПРОФИЛАКТИКА НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ НА ТРАНСПОРТЕ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
PREVENTION OF ILLEGAL MIGRATION BY THE TERRITORIAL BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN TRANSPORT: A PRACTICAL ASPECT
УДК 342.9
С.н. морозов
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
Е.С. АнохинА
(ОМВД России по Шебекинскому району
и г. Шебекино, Россия, Шебекино)
SERGEJ N. MOROzOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
ELENA S. ANOHINA
(Ministry of Internal Affairs of Russia for Shebekino District and the town of Shebekino, Shebekino, Russia)
Аннотация: статья посвящена анализу отдельных проблемных аспектов противодействия незаконной миграции на объектах оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте в контексте противодействия незаконной миграции как социальному явлению. Авторами предпринимается попытка увязать причины и следствия незаконной миграции с отдельными выявляемыми на объектах транспорта фактами нарушения миграционного законодательства, так как перемещение населения в процессе миграции, в том числе и незаконной, осуществляется через объекты транспорта и транспортной инфраструктуры, при этом основная часть общего пассажиропотока распределяется между автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным (морским и речным) транспортом. Территориальные органы МВД России на транспорте, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность на объектах транспортного комплекса, в системе субъектов противодействия незаконной миграции обладают определенной спецификой, так как выявляемые на объектах оперативного обслуживания факты нарушения миграционного законодательства могут свидетельствовать об уровне незаконной миграции в стране в целом. На основе проведенного анализа авторы приходят к выводу о необходимости совершенствования профилактики незаконной миграции территориальными органами МВД России на транспорте путем выявления и устранения ее причин, условий, которые возникают вследствие ненадлежащего выполнения своих обязанностей субъектами профилактики.
ключевые слова: миграция, незаконная миграция, иностранные граждане, миграционное законодательство, профилактика.
Для цитирования: Морозов С.Н., Анохина Е.С. Профилактика незаконной миграции территориальными органами МВД России на транспорте: практический аспект // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2019. № 1. С. 70-73.
Abstract: the article is devoted to the analysis of certain problematic aspects of countering illegal migration at the operational service facilities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport in the context of combating illegal migration as a social phenomenon. The authors attempt to link the causes and consequences of illegal migration with certain facts detected at transport facilities that violate migration legislation, since population movements during migration, including illegal migration, are carried out through transport facilities and transport infrastructure, while the main part of the total passenger traffic is distributed between road, rail, air and water (sea and river) transport. Territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport, protecting public order and ensuring public safety at the facilities of the transport complex, in the system of subjects opposing illegal migration have certain specific features, as the facts of violation of migration legislation revealed at operational facilities indicate the level of illegal migration
безопасность
натранспорте
2019'1
in a country whole Based on the analysis, the authors come to the conclusion that it is necessary to improve the prevention of illegal migration by the territorial bodies of the Ministry of Interior of Russia in transport, by identifying and eliminating the causes of conditions that arise as a result of improper performance of their duties by the subjects of prevention.
Keywords: migration, illegal migration, foreign citizens, migration legislation, prevention.
For citation: Morozov S.N., Anohina E.S. Prevention of illegal migration by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport: a practical aspect // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2019. № 1. P. 70-73.
Современная миграционная политика государства требует от правоохранительной системы незамедлительного повышения результативности работы по пресечению незаконной миграции. По мнению автора тематического словаря Т.Н. Юдиной, «миграция - это процесс перемещения населения через внутригосударственные границы административно-территориальных образований и государственные границы, который обусловлен изменением места жительства, трудоустройства, учебы, гражданства или иными причинами» [5, с. 230].
Большинство исследователей процессов миграции отмечают, что миграционные процессы в России в большинстве случаев связаны с трудоустройством, при этом речь не идет о высококвалифицированной рабочей силе, в основном самыми распространенными сферам деятельности трудовых мигрантов являются: строительство (по большей части невысококвалифицированные специалисты) - 32%, торговля и обрабатывающее производство - 14%, домашнее хозяйство - 11%, предоставление различных услуг - 9% [1, с. 100].
Основная проблема миграционной политики заключается в том, что наряду с официальными миграционными процессами, контролируемыми государством, осуществляется незаконная миграция, которая наносит ущерб нормальному функционированию экономических отношений и в целом оказывает негативное влияние на криминогенную обстановку в государстве. При этом ущерб, причиняемый общественным отношениям в результате незаконной миграции, измерить или оценить весьма проблематично, в основном из-за латентности данных правонарушений, единой методики определения такого ущерба не существует, все расчетные показатели по большей части носят гипотетический характер [2, с. 19].
С 2016 года функции упраздненной Федеральной миграционной службы переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации, противодействие незаконной миграции как основная задача возложена на Главное управление по вопросам миграции МВД России, которое выполняет функции головного подразделения ведомства в сфере обеспечения разработки и
реализации во взаимодействии с иными структурными подразделениями, территориальными органами МВД России, иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции. В числе субъектов взаимодействия необходимо отдельно отметить территориальные органы МВД России на транспорте, которые во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти осуществляют охрану общественного порядка и обеспечивают общественную безопасность на объектах оперативного обслуживания.
Перемещение населения в процессе миграции, в том числе и незаконной, так или иначе, осуществляется посредством объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, в числе которых общий пассажиропоток распределяется между автомобильным, железнодорожным, воздушным и водным (морским и речным) транспортом. Объекты железнодорожного, морского и водного транспорта находятся в оперативном обслуживании территориальных органов МВД России на транспорте, соответственно, и признаки незаконной миграции выявляются их сотрудниками. Следует отметить, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» на указанных объектах на систематической основе осуществляется комплекс мероприятий, направленных на укрепление защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Транспортные средства и объекты транспортной инфраструктуры проходят комплексную оценку уязвимости объектов, позволяющую определить степень их защищенности от угрозы совершения актов незаконного вмешательства. Устанавливается досмотровое и инженерно-техническое оборудование, система видеонаблюдения в залах ожидания и на прилегающих к транспортным комплексам территориях1, осуществляется проверка документов и при необходимости идентификация физических лиц, следующих либо
1 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2019'1
безопасность
на транспорте
находящихся на объекте транспортного комплекса2. Следует отметить, что наряду с данными мероприятиями на транспортных средствах и иных объектах транспортной инфраструктуры организуются и проводятся оперативно-профилактические мероприятия, цель которых заключается в выявлении и проверке причастности иностранных граждан к деятельности экстремистских и террористических организаций [4].
Проводимые на объектах оперативного обслуживания территориальных органов МВД России на транспорте мероприятия создают надежную преграду в том числе и незаконной миграции, но, к сожалению, в масштабах государства эта деятельность до сих пор не носит комплексного характера, так как потенциально открытым для процессов незаконной миграции остается автомобильный транспорт, на котором и сегодня проблематичной к реализации остается задача учета пассажиропотока. Если лица, пользующиеся услугами железнодорожного, водного и воздушного транспорта, вносятся и впоследствии могут быть идентифицированы по соответствующим базам интегрированных банков данных [3, с. 54], то на автомобильном транспорте такой учет носит скорее случайный, чем системный характер.
Несмотря на существующие проблемы, один из серьезных ресурсов повышения эффективности миграционного законодательства кроется в потенциале территориальных органов МВД России на транспорте. Для его обоснования рассмотрим отдельные аспекты административной практики территориальных органов МВД России на транспорте. Так, например, в международном аэропорту Внуково сотрудниками патрульно-постовой службы полиции периодически выявляются факты административных правонарушений, предусмотренных ст. 18.8 КоАП РФ. К примеру, гражданин Республики Узбекистан М. 31 октября 2018 года выявлен сотрудниками отдельной роты патрульно-постовой службы полиции ЛО МВД России в аэропорту Внуково на территории оперативного обслуживания. М. прибыл в Российскую Федерацию 5 апреля 2017 года в безвизовом порядке, проживал до момента выявления, по истечении срока временного пребывания 3 июля 2017 года уклонился от выезда из Российской Федерации3. По одному такому факту становит-
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2014 г. № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 47. От. 6565.
3 https://na-zapade-mos.ru/1012863-dejatelnost-linejnogo-otdela-mvd-rossii-v-aehroportu-vnukovo-za-6-mesjacev
ся очевидно, что иностранный гражданин более года находился на территории страны нелегально. Указанный период нелегального нахождения иностранного гражданина в ходе производства по делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежит проверке. Должностное лицо, в производстве которого находятся материалы проверки, опрашивает иностранного гражданина о его поведении в указанный период, о событиях и происшествиях, которые с ним происходили, направляет соответствующие запросы о получении сведений, которые необходимы для всестороннего исследования и оценки обстоятельств совершенного административного правонарушения. По нашему мнению, указанных мероприятий, с одной стороны, достаточно для разрешения конкретного дела об административном правонарушении, с другой стороны, недостаточно для результативного противодействия незаконной миграции в целом. Сведения, которые сообщает правоохранительным органам иностранный гражданин, могут быть им искажены и не всегда могут быть проверены, но даже правдивые сведения свидетельствуют о том, что иностранный гражданин столь длительный период находился на территории государства и о его поведении правоохранительной системе ничего не известно. Необходимо учитывать, что в указанный период времени иностранный гражданин мог как сам являться потенциальным правонарушителем, так и в отношении него могли быть совершены преступные посягательства, а он, соответственно, будет бояться заявить о них, дабы не подвергнуться наказанию.
Уже сам по себе такой факт свидетельствует об отсутствии какого-либо контроля со стороны должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, и вот почему:
- такой иностранный гражданин фактически где-то проживал, но не попал в поле зрения участкового уполномоченного административного участка;
- он мог осуществлять трудовую деятельность, в том числе предпринимательскую и не попал в поле зрения ни Государственной инспекции труда, ни Федеральной налоговой службы, а также сотрудников отдела по вопросам миграции территориального органа МВД России. К примеру, 25-летний уроженец Средней Азии при осуществлении проверки водителей маршрутных такси в г. Воронеже предъявил сотрудникам полиции уведомление о прибытии иностранного гражданина, которое вызвало у полицейских сомнения. В итоге выяснилось, что водитель уклонялся от выезда из Российской Федерации, срок его пре-
безопасность
натранспорте
2019 ' 1
бывания истек еще в начале ноября 2018 года, работа по перевозке пассажиров осуществлялась им без какого-либо разрешения4;
- на присутствие такого гражданина никак не отреагировали должностные лица органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.
Таким образом, сам факт выявления правонарушения в сфере миграции свидетельствует об отсутствии надлежащей профилактики со стороны остальных субъектов [4]. С учетом того, что выявление таких правонарушений на объектах оперативного обслуживания транспортной полиции носит далеко не единичный характер и в целом ежегодно вскрывается множество аналогичных административных правонарушений, полагаем, что по каждому такому факту или группе фактов необходимо внесение представлений субъектам профилактики об устранении причин и условий,
4 https://news.mail.ru/incident/36249791/=1.
способствовавших совершению таких правонарушений, и недопущении их впоследствии.
Таким образом, единственным наиболее приемлемым способом противодействия незаконной миграции как социальному явлению является ее профилактика, реализация которой возможна через более эффективное использование потенциала транспортной полиции. Систематическое выявление правонарушений в области миграционного законодательства на объектах оперативного обслуживания транспортной полиции нельзя считать неприемлемым, так как при наличии надлежащей профилактики со стороны остальных субъектов такие факты должны носить единичный характер, а на объектах оперативного обслуживания транспортной полиции лица, нарушившие миграционное законодательство, должны появляться только лишь в случае их административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии.
Литература
1. Акимова С.А. Правовое регулирование трудовой миграции. - Москва: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. 184 с.
2. Демчук С.Д. Миграционная политика и борьба с незаконной и криминальной миграцией // Государство и право. 2010. № 8. С. 16-23.
3. Лемайкина С.В., Петрищева Е.Н. Применение ПТК «Розыск-Магистраль» для решения оперативных задач органов внутренних дел // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2018. № 4-2 (4). С. 52-57.
4. Макренкова К.Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Транспортное право. 2015. № 4. С. 20-25.
5. Юдина Т.Н. Миграция. Словарь основных терминов. - Москва: РГСУ, Академический Проект, 2013. 480 с.
6. Капинус О.С. Противодействие незаконной миграции как угроза национальной безопасности России // Миграционное право. 2016. № 1. С. 29-33.
7. Лампадова С.С. О соотношении отдельных норм права при осуществлении территориальными органами МВД России государственного контроля в сфере миграции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (75). С. 44-48.
8. Куракин А.В., Акимова С.А. Деятельность органов государственной власти по предупреждению незаконной миграции // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 4. С. 160-163.
9. Соловьева Т.Л. Некоторые аспекты государственного регулирования деятельности на транспорте // Транспортное право. 2013. № 1. С. 20-23.
10. Степаненко Ю.В. Интерпретационные риски в правовом обеспечении транспортной безопасности // Современный юрист. 2015. № 3. С. 8-20.
References
1. Akimova S.A. Pravovoe regulirovanie trudovoi migratsii. - Moskva: Yuniti-Dana, Zakon i pravo, 2010. 184 с.
2. Demchuk S.D. Migratsionnaya politika i bor'ba s nezakonnoi i kriminal'noi migratsiei // Gosudarstvo i pravo. 2010. № 8. S. 16-23.
3. Lemaikina S.V., Petrishcheva E.N. Primenenie PTK «Rozysk-Magistral'» dlya resheniya operativnykh zadach organov vnutrennikh del // Obshchestvennaya bezopasnost', zakonnost' i pravoporyadok v III tysyacheletii. 2018. № 4-2 (4). S. 52-57.
4. Makrenkova K.G. Obespechenie obshchestvennoi bezopasnosti na ob»ektakh transporta upravleniem na transporte MVD Rossii po Tsentral'nomu federal'nomu okrugu // Transportnoe pravo. 2015. № 4. S. 20-25.
5. Yudina T.N. Migratsiya. Slovar' osnovnykh terminov. - Moskva: RGSU, Akademicheskii Proekt, 2013. 480 c.
6. Kapinus O.S. Protivodeistvie nezakonnoi migratsii kak ugroza natsional'noi bezopasnosti Rossii // Migratsionnoe pravo. 2016. № 1. S. 29-33.
7. Lampadova S.S. O sootnoshenii otdel'nykh norm prava pri osushchestvlenii territorial'nymi organami MVD Rossii gosudarstvennogo kontrolya v sfere migratsii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 3 (75). S. 44-48.
8. Kurakin A.V., Akimova S.A. Deyatel'nost' organov gosudarstvennoi vlasti po preduprezhdeniyu nezakonnoi migratsii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. № 4. S. 160-163.
9. Solov'eva T.L. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti na transporte // Transportnoe pravo. 2013. № 1. S. 20-23.
10. Stepanenko Yu.V. Interpretatsionnye riski v pravovom obespechenii transportnoi bezopasnosti // Sovremennyi yurist. 2015. № 3. S. 8-20.
(статья сдана в редакцию 31.01.2019)