Научная статья на тему 'Проблема противодействия незаконной миграции на объектах транспорта'

Проблема противодействия незаконной миграции на объектах транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / MIGRATION PROCESSES / INTERNAL AFFAIRS BODIES / TRAFFIC FLOWS / TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Ряпухина И.А.

Статья посвящена рассмотрению проблемы противодействия незаконной миграции на объектах транспорта, а также анализу факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел по недопущению использования транспортного комплекса мигрантами в противоправных целях. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественной системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации в части обеспечения защиты от незаконной миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Катаева О.В., Ряпухина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COUNTERING ILLEGAL MIGRATION AT TRANSPORT FACILITIE

This article focuses on problems of combating illegal migration at transport facilities, as well as analysis of factors that affect the effectiveness of the activities of internal affairs bodies in preventing the use of the transport complex by migrants for illegal purposes. The studies conclude that need further improve the domestic system of transport security in the Russian Federation in terms of providing protection against illegal migration.

Текст научной работы на тему «Проблема противодействия незаконной миграции на объектах транспорта»

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ

НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА

THE PROBLEM OF COUNTERING ILLEGAL MIGRATION AT

TRANSPORT FACILITIE

УДК 342.722

'Vr

О.В. КАТАЕВА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) okataeva2@mvd.ru

OLGA V. KATAEVA,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

И.А. РЯПУХИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) 3609150@mail.ru

IRINA A. RIAPUKHINA,

candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы противодействия незаконной миграции на объектах транспорта, а также анализу факторов, оказывающих влияние на эффективность деятельности органов внутренних дел по недопущению использования транспортного комплекса мигрантами в противоправных целях. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования отечественной системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации в части обеспечения защиты от незаконной миграции.

Ключевые слова: миграционные процессы, органы внутренних дел, транспортные потоки, транспортная безопасность, незаконная миграция.

Abstract: this article focuses on problems of combating illegal migration at transport facilities, as well as analysis of factors that affect the effectiveness of the activities of internal affairs bodies in preventing the use of the transport complex by migrants for illegal purposes. The studies conclude that need further improve the domestic system of transport security in the Russian Federation in terms of providing protection against illegal migration.

Keywords: migration processes, internal affairs bodies, traffic flows, transport security.

Современная миграционная проблематика Российской Федерации, по мнению отечественных ученых, - это, в первую очередь, проблема регулирования потоков внешней миграции, с одной стороны, и недостаточное внимание к роли транспорта в протекании миграционных процессов - с другой [1].

Территориальные масштабы нашей страны, богатые природные ресурсы, обеспечивающие

промышленный потенциал государства [2], всегда обусловливали ее миграционную привлекательность. Уникальное географическое положение России1, значительная протяженность с запада на

1 Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный документ]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

восток открывают для мигрантов возможности использования сети международных транспортных коридоров [3]. Российские железные дороги, являясь составляющей евразийской железнодорожной сети, непосредственно связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии2. Также через порты осуществляется взаимодействие с транспортными системами Северной Америки [4].

По железнодорожным, воздушным, морским (речным), автомобильным и иным путям сообщения, пересекающим самую протяженную в мире границу Российской Федерации, перемещается значительное количество людей, товаров и грузов, этими же путями попадают в Россию и иммигранты [5], существенную часть которых представляют незаконные мигранты.

Таким образом, миграционные процессы непосредственно связаны с транспортными потоками, поэтому при осуществлении государственного регулирования транспортной деятельности [6, с. 20-23] особое внимание должно быть уделено вопросам противодействия незаконной миграции на объектах транспорта. Сегодня эта проблема вызывает серьезную тревогу и привлекает пристальное внимание не только специалистов, но и широкой общественности, поскольку незаконная миграция приняла широкие масштабы и затрагивает интересы практически всех слоев общества [7].

Для Российской Федерации обеспечение безопасности объектов транспорта от незаконной миграции является проблемой гораздо более важной, чем для других государств. Как отмечалось ранее, на ее остроту влияют значительные размеры территории, географическое положение государства как транзитера между Европой и Азией, а также наличие различных видов транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного) [8]. Именно поэтому в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации особо отмечается обострение угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми и другими проявлениями транснациональной организованной преступности3.

Безусловно, использование транспортного комплекса в целях незаконной миграции обуслов-

2 Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий по реализации в 2008 - 2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года») [Электронный документ]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный документ]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс.

лено множеством социальных, экономических, политических и иных факторов, вынуждающих людей покидать свои страны в поисках «лучшей жизни». Их влияние бывает настолько велико, что превосходит страх перед привлечением к юридической ответственности за правонарушения в миграционной сфере. В дальнейшем эти незаконные мигранты, однажды преступив закон, легко вовлекаются в противоправную деятельность.

Сегодня в транспортной структуре нашего государства основным видом транспорта является железнодорожный, поскольку большая часть нагрузки по перевозке людей и грузов приходится именно на него. Являясь стратегически важным объектом государственного значения, железнодорожный транспорт в России неоднократно становился местом совершения преступлений с наибольшей общественной опасностью: подрыв поезда «Невский экспресс» 27 ноября 2009 года, двойной террористический акт в Московском метрополитене 29 марта 2010 года, теракт в аэропорту Домодедово 24 января 2011 года и три теракта на объектах транспортной инфраструктуры в г. Волгограде в 2013 году [9].

В условиях приграничных регионов, где процессы миграции наиболее активны, транспортную безопасность обеспечивают Пограничная служба ФСБ России, органы внутренних дел, а также Федеральная таможенная служба, иные правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

Необходимо отметить, что в настоящее время после передачи функций упраздненной федеральной миграционной службы в МВД России задача противодействия незаконной миграции возложена непосредственно на Главное управление по вопросам миграции МВД России, которое выполняет функции головного подразделения ведомства в сфере обеспечения разработки и реализации во взаимодействии с иными структурными подразделениями, территориальными органами МВД России, иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции. В том числе органы внутренних дел, обеспечивая безопасность населения на транспорте во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляют защиту пассажиров и объектов транспортной инфраструктуры от незаконных мигрантов.

Так, в 2016 году сотрудниками УВМ УМВД России по Белгородской области совместно с ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям, органами прокуратуры и местной власти, другими заинтересованными службами и ведомствами проведены 12 оперативно-профилактических мероприятий, в числе которых

«Нелегальный мигрант», «Регион-магистраль», «Нелегал-2016» и др. [10].

Для решения задачи обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте и в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» проводится комплекс мероприятий, направленных на укрепление защищенности объектов транспортной инфраструктуры. На транспортных предприятиях (железнодорожные вокзалы, станции) проводится комплексная оценка уязвимости объектов, позволяющая определить степень защищенности от угрозы совершения терактов. Устанавливается досмотровое и инженерно-техническое оборудование, система видеонаблюдения в залах ожидания и на прилегающих к вокзальным комплексам территориях.

В целях выявления лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций и прибывающих на территорию Российской Федерации под видом трудовых мигрантов, сотрудниками полиции на территории вокзальных комплексов систематически проводятся оперативно-профилактические мероприятия, в ходе которых выявляются и проверяются на причастность к деятельности экстремистских и террористических организаций граждане из стран Средней Азии [11].

Вместе с тем в обеспечении безопасности объектов транспорта от незаконной миграции сегодня имеется ряд существенных проблем, одна из которых - сохраняющаяся «прозрачность» границ России с Казахстаном и Украиной, охрана внешних рубежей которых весьма относительна, а укрепление и оборудование требует значительных материальных и финансовых средств. До настоящего времени не завершен процесс демаркации, отсутствует обустроенная в инженерном отношении линия государственной границы со стороны как России, так и сопредельных государств [12].

Приграничное положение Белгородской области является фактором, способствующим осложнению оперативной обстановки на территории региона: незаконные мигранты пытаются пересечь государственную границу Российской Федерации, провезти различные товары и продукцию (валюту, оружие, раритетные предметы, наркотические средства и т.п.), совершают иные правонарушения. За 2016 год на территории Белгородской области иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 394 преступления, наибольшее число из которых совершено гражданами Украины (213), Таджикистана (28), Азербайджана (24), лицами без гражданства (51) [10].

Находясь на территории Российской Федерации нелегально, иностранцы с преступными намерениями зачастую находятся вне поля зрения

правоохранительных органов, поэтому в отношении этих лиц не проводится профилактическая работа. Сегодня необходимо создать эффективные механизмы по недопущению незаконных мигрантов в страну, а также по выявлению иностранных граждан, незаконно пребывающих на территории государства. В связи с этим актуальную проблему представляет борьба с использованием незаконными мигрантами в целях легализации своего пребывания на территории страны миграционных карт с поддельными дата-штампами.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 4134 миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в Российской Федерации.

Получение миграционной карты является важнейшим шагом при въезде в Россию. Без этого документа впоследствии нельзя будет оформить документы для легального проживания в стране, патент на занятие трудовой деятельностью. Бланки миграционной карты выдаются иностранным гражданам при въезде в Российскую Федерацию бесплатно должностными лицами органов иммиграционного (пограничного) контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию. Поскольку бланки миграционных карт не являются документами строгой отчетности, хотя в образце миграционной карты предусмотрен ее номер, существует реальная возможность незаконно приобрести их у недобросовестных сотрудников, впоследствии проставив поддельный дата-штамп. Регулярное появление на территории Белгородской области миграционных карт с поддельными дата-штампами отмечено в качестве серьезной проблемы в Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года5.

В целях недопущения подобного рода нарушений необходимо принять неотложные меры, которые позволили бы обеспечить строгий учет и контроль за выдачей бланков миграционных карт и искоренить имеющиеся факты фальсификации данных документов.

Представляется, что при принятии должных правовых и организационных мер, определенной

4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 413 «О миграционной карте» [Электронный документ]. Доступ из СПС КонсульатнтПлюс.

5 Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 2 декабря 2013 г. № 594-рп «Об утверждении Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года».

части правонарушений на транспорте, в том числе незаконной миграции, можно будет избежать [13]. В этих целях, например, видится целесообразным разработка Федерального закона «О противодействии незаконной миграции», который бы предусматривал комплекс мер по предупреждению нарушений миграционного законодательства [14], в том числе по недопущению использования транспортного комплекса незаконными мигрантами.

В целом современные проблемы обеспечения транспортной безопасности трудно переоценить. В

настоящее время руководство МВД России ставит перед территориальными органами МВД России на транспорте ряд перспективных задач, касающихся повышения эффективности противодействия правонарушениям на объектах транспорта [15]. При этом необходимо подчеркнуть, что качественное выполнение задач по обеспечению безопасности на объектах транспорта, защиты их от угроз совершения актов незаконного вмешательства во многом зависит от принятия эффективных мер по противодействию незаконной миграции.

Литература

1. Кожевникова Н.И. Миграционные процессы в координатах железнодорожной сети России: настоящее и будущее // Миграционное право. 2014. № 1.

2. Воробьев С.М. Философско-правовое понимание процесса дискредитации государства // Культура: управление, экономика, право. 2016. № 2.

3. Рубцова М.В. Проблемы конкуренции на рынке транспортных услуг // Транспортное право. 2016. № 3.

4. Гридчин А.А., Сильвестр П., Липперт У. Незаконная миграция морским путем в Европу / Нелегальная миграция из России в страны Евросоюза: сборник статей. ГУК МВД России. Международная организация по миграции. Центр изучения проблем этнических меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев. - Ростов-на-Дону, 2о0з.

5. Ульянич А.М. Пограничный и таможенный контроль на границах Российского государства как инструмент противодействия незаконной миграции: исторический опыт // Миграционное право. 2011. № 4.

6. Соловьева Т.Л. Некоторые аспекты государственного регулирования деятельности на транспорте // Транспортное право. 2013. № 1. С. 20-23.

7. ДудинГ.Е., Калинина С.В. Операция «Нелегальный мигрант» // Миграционное право. 2013. № 2.

8. Целуйко А.В. К вопросу о подготовке квалифицированных сотрудников транспортной полиции к действиям в условиях проведения массовых спортивных мероприятий // Транспортное право. 2013. № 2.

9. Требенок А.А. К вопросу о специфике обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте в приграничных регионах Российской Федерации (на примере Брянской области) // Транспортное право. 2014. № 3.

10. Аналитические материалы УВМ УМВД России по Белгородской области за 2016 год.

11. Макренкова К.Г. Обеспечение общественной безопасности на объектах транспорта управлением на транспорте МВД России по Центральному федеральному округу // Транспортное право. 2015. № 4.

12. Дятлов Е.М. Современные угрозы государству и их влияние на пограничную деятельность // За права военнослужащих. 2010. [Электронный документ]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

13. Степаненко Ю.В. Интерпретационные риски в правовом обеспечении транспортной безопасности // Современный юрист. 2015. № 3.

14. Капинус О.С. Противодействие незаконной миграции как угрозе национальной безопасности России // Миграционное право. 2016. № 1.

15. http://presidentputin.ru/30-01-2015-podvedeny-itogi-raboty-glavnogo-upravleniya-na-transporte-mvd-rossii-v-2014-godu-.html

= References =

1. Kozhevnikova N.I. Migracionye procese v koordinatakh zheleznodorozhnoy seti Rosii: nastoiashchee i budushchee [Migration processes in the coordinates of the railway network in Russia: the present and the future]. (in Rus.) Migracionoe pravo. 2014. № 1.

2. Vorobev S.M. Philosophsko-pravovoe ponimanie procesa diskreditacii gosudarstva [Philosophical and legal aspects of the process of discrediting the state]. (in Rus.) Kultura: upravlenie, ekonomika, pravo. 2016. № 2.

3. Rubcova M.V. Problemy konkurencii na pynke transportnykh uslug [Problems of competition in the transport services market]. (in Rus.) Transportnoe pravo. 2016. № 3.

4. Gridchin A.A., Cilvestr P., Lippert U. Nezakonaia migracia morskim putem v Evropu [Illegal migration to Europe by sea]. (in Rus.) Nelegalnaia migraciia iy Rosii v strany Evrosoyuza. Collection of paper. Main Directorate of Personnel of the Ministry of the Interior. International Organization for Migration. Center for the Study of Ethnic Minorities, Refugees, Forced Migrants. - Rostov-na-Donu, 2003.

5. Ulyanich A.M. Pogranichnii i tamozhenii kontrol na granicakh Rosiiskogo gosudarstva kak instrument protivodeistviia neyakonoi migracii: istoricheskii opyt [Border and customs control at the borders of the Russian state as a tool for countering illegal migration: historical experience]. (in Rus.) Migracionoe pravo. 2011. №. 4.

6. Solov'eva T.L. Nekotorye aspekty gosudarstvennogo regulirovanija dejatel'nosti na transporte // Transportnoe pravo. 2013. № 1. S. 20-23.

7. Dudin G.E., Kalinina S.V. Operacija «Nelegal'nyj migrant» // Migracionnoe pravo. 2013. № 2.

8. Celujko A.V. K voprosu o podgotovke kvalificirovannyh sotrudnikov transportnoj policii k dejstvijam v uslovijah provedenija massovyh sportivnyh meroprijatij // Transportnoe pravo. 2013. № 2.

9. Trebenok A.A. K voprosu o specifike obespechenija bezopasnosti na zheleznodorozhnom transporte v prigranichnyh regionah Rossijskoj Federacii (na primere Brjanskoj oblasti) // Transportnoe pravo. 2014. № 3.

10. Analiticheskie materialy UVM UMVD Rossii po Belgorodskoj oblasti za 2016 god.

11. Makrenkova K.G. Obespechenie obshhestvennoj bezopasnosti na ob#ektah transporta upravleniem na transporte MVD Rossii po Central'nomu federal'nomu okrugu // Transportnoe pravo. 2015. № 4.

12. Djatlov E.M. Sovremennye ugrozy gosudarstvu i ih vlijanie na pogranichnuju dejatel'nost' // Za prava voennosluzhashhih. 2010. [Jelektronnyj dokument]. Dostup iz SPS Konsul'tantPljus.

13. Stepanenko Ju.V. Interpretacionnye riski v pravovom obespechenii transportnoj bezopasnosti // Sovremennyj jurist. 2015. № 3.

14. Kapinus O.S. Protivodejstvie nezakonnoj migracii kak ugroze nacional'noj bezopasnosti Rossii // Migracionnoe pravo. 2016. № 1.

15. http://presidentputin.ru/30-01-2015-podvedeny-itogi-raboty-glavnogo-upravleniya-na-transporte-mvd-rossii-v-2014-godu-.html

(статья сдана в редакцию 28.11.2016) Проблемы правоохранительной деятельности 2'17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.