Научная статья на тему 'О некоторых вопросах повышения эффективности организационно-управленческих мер органами внутренних дел в сфере миграции, направленных на обеспечение экономической безопасности региона'

О некоторых вопросах повышения эффективности организационно-управленческих мер органами внутренних дел в сфере миграции, направленных на обеспечение экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВЫЗОВЫ И ИСТОЧНИКИ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ / КОМПЛЕКС МЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ребров Алексей Андреевич, Иванов Петр Иванович

В настоящей статье авторами рассматриваются отдельные вопросы, связанные с незаконной миграцией и мерами по ее преодолению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ребров Алексей Андреевич, Иванов Петр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах повышения эффективности организационно-управленческих мер органами внутренних дел в сфере миграции, направленных на обеспечение экономической безопасности региона»

УУДК 343.973

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10125

Ребров Алексей Андреевич Aleksej A. Rebrov

кандидат юридических наук, начальник

Управление по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области (390000, Рязань, ул. Ленина, 59)

сandidate of sciences (law), chief

Management on questions of migration of Department of the Ministry of internal affairs of Russia on the Ryazan area (59 Lenin st., Ryazan, Russian Federation, 390000)

E-mail: a091082@yandex.ru

Иванов Петр Иванович Peter I. Ivanov

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, 8)

doctor of sciences (law), professor, deserved lawyer of Russian Federation, main research worker of research center

Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia (8 Z. and A. Kosmodemyanskiy st., Moscow, Russian Federation, 125171)

О некоторых вопросах повышения эффективности организационно-управленческих мер органами внутренних дел в сфере миграции, направленных на обеспечение экономической безопасности региона

About some questions of increase of efficiency of organizationally-administrative measures by the organs of the internal affairs in the field of migration, sent to providing of economic security of region

В настоящей статье авторами рассматриваются In the real article authors are examine the separate отдельные вопросы, связанные с незаконной мигра- questions related to illegal migration and measures on

цией и мерами по ее преодолению. her overcoming.

Ключевые слова: экономическая безопасность, Keywords: economic security, calls and sources of вызовы и источники угроз национальной безопасно- threats of national safety, illegal migration, territorial or-

сти, незаконная миграция, территориальные органы gans of the Ministry of internal Affairs of Russia, complex

МВД России, комплекс мер. of measures.

Стратегия экономической безопасности Рос- безопасность как состояние защищенности на-

сийской Федерации на период до 2030 года, ут- циональной экономики от внешних и внутренних

вержденная Указом Президента РФ от 13 мая угроз, при котором обеспечивается экономиче-

2017 года № 208, определяет экономическую ский суверенитет страны, единство ее экономи-

© Ребров А.А., Иванов П.И., 2019

ческого пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации. К числу основных вызовов и угроз экономической безопасности данная Стратегия относит также высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики, недостаточность трудовых ресурсов.

В настоящей статье нами предпринята попытка рассмотреть отдельные вопросы, связанные с незаконной миграцией и мерах по ее преодолению.

Территориальными органами МВД России накоплен определенный опыт по противодействию незаконной миграции и легализации доходов, полученных от организации и содействия незаконной миграции. Они принимали самое активное участие в осуществлении мероприятий в рамках исполнения Плана Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств по реализации Программы сотрудничества государств -участников СНГ в противодействии незаконной миграции на 2012-2014 годы.

В результате проведения только I этапа совместных мероприятий было выявлено 296 преступлений в миграционной сфере, возбуждено 192 уголовных дела, раскрыто 154 преступления, к уголовной ответственности привлечено 472 лица. Кроме того, было выявлено 12 883 нарушения миграционного законодательства, к административной ответственности привлечено 13 161 лицо, за нарушение миграционного законодательства задержано 5 243 лица, выдворен 2 041 мигрант, ликвидировано 14 каналов незаконной миграции. Помимо этого была выявлена и пресечена деятельность 20 организованных групп, задержаны 10 лиц, находящихся в межгосударственном розыске.

Изъято 144 бланка миграционных карт, 145 паспортов иностранных граждан, 124 уведомления о постановке на учет иностранных граждан с оттисками печатей «Почта России», 37 клише почтовых штемпелей, печатей, штампов и дата-штампов о пересечении государственных границ, один сертификат об уровне владения русским языком как иностранным, оргтехника, денежные средства в размере 203 тыс. рублей, мобильные телефоны, пластиковые банковские карты, 52 единицы нарезного огнестрельного оружия.

Следует отметить, что в настоящее время одним из источников угроз национальной безопасности признана экстремистская деятель-

ность. Так, государственная политика в сфере противодействия экстремизму, предусмотренная в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28 ноября 2014 года (далее - Стратегия), государственную миграционную политику относит к числу основных ее направлений. Миграционная политика ориентирована на последовательное решение, в частности, следующих задач: совершенствование миграционной политики государства в части, касающейся привлечения иностранных работников и определения потребности в иностранной рабочей силе; пресечение криминальных и коррупционных механизмов в процессе реализации миграционной политики и оперативное реагирование на выявленные факты нарушений в этой области; совершенствование мер по противодействию организаций незаконной миграции и незаконному осуществлению трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства; развитие двустороннего взаимодействия с иностранными государствами, в том числе по вопросам подготовки иностранных граждан к временному проживанию в Российской Федерации; совершенствование механизмов депортации, выдворения и реад-миссии иностранных граждан, нарушивших российское законодательство, а также механизма установления запрета на въезд таких граждан в Российскую Федерацию. К числу задач Стратегия относит также усиление пограничного контроля и создание информационных систем учета иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным; совершенствование программ социальной и культурной интеграции мигрантов в российское общество и их адаптации к условиям жизни в нем с привлечением к реализации и финансированию таких программ работодателей, получающих квоты на привлечение иностранной рабочей силы.

Названные задачи решались и в истекшем году в рамках реализации Межведомственного плана совместных мероприятий по противодействию незаконной миграции на 2015-2017 годы. Большая работа ведется по выполнению Программы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств по противодействию незаконной миграции на 2015-2019 годы.

Только в 2017 году в результате проведения оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций было выявлено более

126 тыс. нарушений миграционного законодательства. За пределы Российской Федерации в административном порядке было выдворено свыше 19 тысяч иностранных граждан. В сфере организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) удалось пресечь 1,2 тыс. преступлений.

Экономическая безопасность региона как составная часть экономической безопасности России заключается в возможности и способности его экономики последовательно, этап за этапом повышать качество жизни населения на уровне общепринятых стандартов, противодействовать воздействию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и не истощительном использовании природных факторов, поддерживать социально-экономическую и общественно-политическую устойчивость региона. Экономическую безопасность региона рассматривают также как состояние защищенности экономики региона, характеризующее стабильность, устойчивость и поступательность ее развития [1].

Соглашаясь с указанной точкой зрения, сделаем вывод, что экономическую безопасность региона можно определить как такое состояние защищенности жизненно важных интересов, социально-экономических отношений экономической системы региона, при котором она способна оказывать эффективное противодействие всем видам критического характера. Для данной категории типично функционирование экономики, которое выражается в способности формировать и поддерживать оптимальные условия жизни населения, обеспечивать стабильное развитие регионального хозяйства, а также вовремя реагировать на возникшие негативные условия.

На сегодняшний день исследование влияния миграционных процессов на экономическую безопасность ее регионов является достаточно актуальным вопросом, который требует особого внимания.

Как отмечено в Концепции миграционной политики РФ на 2019-2025 годы в 2012-2017 годах миграционный приток в Российскую Федерацию компенсировал естественную убыль населения и стал источником дополнительных трудовых ресурсов для национальной экономики. Среднегодовая численность трудящихся-мигрантов составила около 3 млн. человек (3-4% от среднегодовой численности всех трудовых ресурсов) [2]. Это, посмеем предположить, и является ключевым моментом, который служит предпосылкой для появления угроз экономической без-

опасности любого региона в виде нелегальной миграции с использованием любых из форм ее проявления, когда работодатель старается привлечь высококвалифицированного специалиста за низкий уровень заработной платы.

В указанных условиях формирования экономической безопасности региона на современном этапе развития нельзя не согласиться с точкой зрения автора о необходимости проведения мероприятий, которые, на наш взгляд, способны оказать влияние на профилактику нелегальной миграции в регионах:

- формирование условий для функционирования Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

- создание эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики региона;

- создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации;

- создание механизма привлечения иностранных работников на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками;

- определение стратегических ориентиров желательного для региона развития миграционных процессов;

- повышение эффективности иммиграционного контроля;

- совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия незаконной миграции;

- усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации [3].

С уверенностью можно утверждать, что во многих регионах России с учетом проблем демографического и социально-экономического характера вопросы урегулирования незаконных миграционных потоков так и остаются не решенными. Предусмотренные Концепцией государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы меры по нивелированию угроз национальной безопасности государства, связанных с привлечением и применением труда зарубежной рабочей силы, а также максимальной защищенности, комфортности и благополу-

чию населения России, реализуются не в полном объеме.

Выделим две группы угроз экономической безопасности региона: внутренние и внешние.

К внутренним угрозам отнесем угрозы, формирующиеся в реальном секторе экономики (спад производства, уменьшение основных фондов, потеря рынков сбыта, сокращение инвестиционной и инновационной деятельности), угрозы социальной сферы (увеличение безработицы, снижение уровня жизни населения), производственные и энергетические угрозы (преобладание импортной продукции на рынке, уменьшение производства энергии, увеличение затрат на производство продукции).

Так, например, высокая изношенность основных производственных фондов предприятий региона, которая проявляется в слабой конкурентоспособности на региональном и федеральном уровнях, невозможности действенной конъюнктурной диверсификации производства оборудования, и высокая стоимость произведенной продукции, которая объясняется значительными затратами на амортизацию оборудования. Также низкая степень бюджетной поддержки экономического развития регионов (как из федерального бюджета, так и из средств региональных бюджетов), выражающаяся в невозможности реализации бюджетных проектов развития производства и региональной инфраструктуры, высоком уровне разворовываемости бюджетных средств на разных уровнях административного управления [4].

Внешние угрозы включают в себя валютно-финансовые (отток валютных средств, рост внешнего долга), экономические (потери внешних рынков, криминализация экономики) и внешнеэкономические угрозы (территориальный сепаратизм, политическая нестабильность). Например, увеличивающаяся степень зависимости региональных экономических систем от зарубежного капитала, от импорта продуктов питания и оборудования, находящая свое проявление в уменьшении регионального производства, гипертрофированном и несоответствующем доходам населения росте сферы услуг, прежде всего, компаний индустрии развлечений, вокруг которых аккумулируется криминальный актив, а также в причинении вреда здоровью населения, употребляющего низкокачественные и генетически модифицированные продукты питания.

К внешним угрозам также можно отнести формирование тенденции регионального экономического и социально-политического сепаратизма,

проявляющегося в увеличении межнациональной, межконфессиональной и межэтнической напряженности, способной приводить к сложным конфликтам. В связи с этим можно отметить более чем оправданным включение в систему оценки территориальных органов МВД России на региональном уровне в целом и подразделений по вопросам миграции в частности критерия по выполнению требований Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [5].

В комплексе проводимых подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне мероприятий, образующих систему экономической безопасности региона, основное значение должно принадлежать предупреждению потенциальных и реальных угроз. Также необходимо оценивать и прогнозировать воздействие всех предполагаемых угроз, а также экономических и других воздействий на них.

Рост экономической безопасности региона выступает важным условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз, поэтому применяется система управления экономической безопасности региона, сформированная на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона, которая дает возможность не только предупредить угрозы экономической безопасности региона, но и значительно улучшить социально-экономическую ситуацию в регионе [6].

В связи с этим отметим, что в приоритетном порядке должна быть создана система адаптации и интеграции иностранных граждан, в ходе которой созданы условия для беспрепятственной реализации прав мигрантов, социальной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории субъекта, оформление разрешительных документов в максимально короткий срок, определены механизмы формирования рабочих мест для мигрантов.

Отметим, что функции по осуществлению мер, направленных на адаптацию иностранных граждан, переданы из органов внутренних дел в Федеральное агентство по делам национальностей, а на региональном уровне указанная функция возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому здесь необходимо плодотворно работать уже сейчас по созданию благоприятного мигра-

ционного климата. Вместе с тем, отметим, что к вопросу адаптации необходимо подходить под другим углом, ранее эта деятельность сводилась к работе с представителями диаспор, они сопровождали своих соотечественников, в том числе оказывали им содействие при сдаче документов, на современном этапе необходимо работать с каждым иностранным гражданином индивидуально, никакого посредничества, осложняющего криминогенную обстановку в сфере миграции, быть не должно.

На наш взгляд, в данном направлении органам внутренних дел на региональном уровне необходимо работать с правительством субъекта Российской Федерации в целях создания в муниципальных образованиях советов по гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации мигрантов.

Опыт работы указанных советов имеется в ряде регионов. Так, например, в настоящее время советы по вопросам гармонизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации мигрантов созданы во всех муниципальных образованиях Рязанской области по инициативе УМВД России по Рязанской области в соответствии с распоряжением губернатора Рязанской области [7].

В состав указанных советов вошли главы администраций муниципальных образований (их заместители), представители национальных общественных организаций (диаспор), руководители территориальных органов МВД России на районном уровне, консультанты центров социального обслуживания населения, специалисты управлений образования и молодежной политики, представители средств массовой информации, иные заинтересованные лица. В рамках указанных советов ведется работа по укреплению межнационального и межконфессионального согласия, социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов. Отметим, что в рамках работы советов перед представителями диаспор ставятся задачи по работе в сфере занятости мигрантов, формированию резерва рабочих мест для указанной категории граждан, исключая прямые контакты с представителями подразделений по вопросам миграции. В связи с указанными задачами

подбор кандидатов для участия в советах от представителей диаспор осуществляется из числа руководителей хозяйствующих субъектов, фактически способных выполнять указанные задачи.

В рамках работы вышеуказанных советов осуществляется работа по профилактике нелегальной миграции, совершения административных правонарушений в сфере миграции. Более того, главы администраций вовлечены в работу с мигрантами и, как следствие, проводят дополнительную работу по профилактике правонарушений в сфере миграции. Так, только в 2018 году подготовлено и организовано размещение 11 баннеров на рекламных щитах, расположенных возле въездных автодорог в Рязанской области, о необходимости соблюдения миграционного законодательства.

Полагаем, что обеспечение эффективной деятельности органов внутренних дел на региональном уровне и обеспечение экономической безопасности региона невозможно без этапа прогнозирования возможных угроз в связи со складывающейся обстановкой в сфере миграции, а также планированием указанной деятельности.

К сожалению, такая управленческая мера, как прогнозирование деятельности органов внутренних дел в сфере миграции, применяется на современном этапе не всегда. На наш взгляд, в настоящее время функция прогнозирования по указанному направлению служебной деятельности на региональном уровне должна применяться с учетом современных методов прогнозирования, а сами прогнозы должны подготавливаться с использованием представителей научной общественности.

Такая практика, например, используется в Рязанской области. Так, для того чтобы заблаговременно реагировать на возможные отклонения в сфере миграции и принимать своевременные управленческие решения, Управлением по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области с привлечением сотрудников Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя разработаны прогнозы в сфере миграции Рязанской области на 2017 год и 2018 год, в которых проведен анализ динамики основных показателей в сфере миграции Рязанской области и прогноз тенденции ее развития в целях своевременного реагирования на возможные отклонения и определения направлений воздействия на оздоровление миграционной ситуации. Например, в прогнозе

на 2018 год в этих целях проведен анализ динамики основных параметров по линии служебной деятельности подразделений по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области за 2016-2017 годы, а также приведен анализ статистических данных по направлениям, приоритетно влияющим на выработку управленческих решений в сфере миграции за 5 лет (2013-2017 гг.), и спрогнозированы тенденции их развития на территории Рязанской области на 2018 год.

Отметим, что прогноз сформирован на основании вновь разработанной информационной модели, которая поставляется в виде файла «header.bas», при этом методика расчета строится на математической зависимости статистических данных в сфере миграции. Указанная модель, учитывая пессимистический или оптимистический сценарий, формирует выводы по степени зависимости событий и явлений в сфере миграции: «нет зависимости», «умеренная зависимость», «сильная зависимость», «очень сильная зависимость». С учетом этих выводов возможно наиболее эффективное планирование в указанной сфере.

Деятельность подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне имеет свои особенности. На наш взгляд, применение стандартных методик планирования самой деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне должного эффекта на современном этапе не дает.

Полагаем целесообразным на современном этапе развития подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне применять совместные с территориальными органами ФСБ России планы по декриминализации сферы миграции на региональном уровне, в рамках которых планировать проведение мероприятий с привлечением оперативных подразделений как ФСБ, так и органов внутренних дел (прежде всего, это подразделения ЭБ и ПК, УР, ЦПЭ), а также планировать деятельность подразделений по охране общественного порядка по линии противодействия нелегальной миграции.

Такая практика используется в Рязанской области. Следует отметить, что в рамках утвержденного плана проведения профилактических мероприятий по декриминализации сферы миграции на территории Рязанской области УВМ УМВД России по Рязанской области проводится анализ сферы миграции,

на основании которого устанавливается перечень хозяйствующих субъектов, не имеющих намерений заключения с иностранными гражданами договоров на осуществление трудовой деятельности, информация направляется в заинтересованные подразделения УМВД России по Рязанской области (УЭБиПК, ЦПЭ, УУР), а также УФСБ России по Рязанской области.

Отметим, что в ходе проведения совместных мероприятий в 2017 и 2018 годах пресечена деятельность ряда этнических организованных преступных групп, участники которых организовывали незаконное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации путем приискания лиц, нуждавшихся в данных услугах, их фиктивной постановки на миграционный учет по месту пребывания по адресам различных подконтрольных фигурантам юридических лиц с целью обеспечения дальнейшего получения иностранными гражданами разрешительных документов, позволяющих пребывать на территории Российской Федерации. По данным фактам возбуждены уголовные дела по пункту «а» части 2 статьи 322.1 УК РФ «Организация незаконной миграции» [8].

Кроме того, благодаря своевременному проведению профилактической работы с привлечением оперативных подразделений по пресечению фактов использования фиктивных браков для легализации иностранных граждан удалось провести мероприятия по пресечению этнической преступной группы, участники которой в период с февраля по ноябрь 2017 года проводили работу по подбору иностранных граждан, желающих узаконить свое пребывание на территории России, и помогали им в организации заключения фиктивных браков с гражданами Российской Федерации на территории Рязанской области. В последующем указанные иностранные граждане обращались в подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России иных субъектов Российской Федерации для получения без учета квоты разрешения на временное проживание, вида на жительство и приема гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. По данному факту возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 322.1 УК РФ. Предоставление подложных документов по фиктивным бракам в подразделения по вопросам миграции УМВД России по Рязанской области не допущено.

Одной из мер повышения эффективности деятельности подразделений по вопросам миграции в борьбе с нелегальной миграцией как

угрозой экономической безопасности региона, безусловно, является совершенствование механизмов внутреннего и внешнего взаимодействия.

На наш взгляд, подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне в целях пресечения угроз нелегальной миграции, должны осуществлять взаимодействие с профильными министерствами правительства субъекта Российской Федерации (образования, здравоохранения, труда, занятости, социальной защиты населения), а также УФСБ, прокуратурой, УФССП, УФСИН России по субъекту Российской Федерации.

Так, особое значение имеет взаимодействие подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне с министерствами здравоохранения и образования. Так, указанные министерства должны взаимодействовать по вопросам правового информирования должностных лиц государственных и муниципальных образований, организаций (учреждений) по вопросам исполнения требований миграционного законодательства в части соблюдения сроков уведомления подразделений по вопросам миграции о пребывании (проживании) иностранных граждан на объектах медицинских или образовательных организаций (учреждений), прохождении (прекращении) обучения, о заключении (расторжении) трудового договора.

Кроме того, профильным министерством в сфере труда и занятости населения совместно с территориальными органами МВД России на региональном уровне должны приниматься меры по выявлению недостоверных сведений, представляемых участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом путем проведения на постоянной основе разъяснительной работы по вопросам трудоустройства с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими принять участие в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22 июня 2006 года № 637. При этом следует отметить, что только благодаря совместной работе по указанному направлению служебной деятельности в первом полугодии 2018 года количество поступивших заявлений об участии в государственной программе в Российской Федерации уменьшилось на 23,6% и составило 34,4 тыс.

заявлений. Давать оценку указанным цифрам можно по-разному, на наш взгляд, необходимо уделять внимание качественному подходу в этом вопросе, должна быть выработана система взаимодействия органов внутренних дел с профильным министерством правительства субъекта Российской Федерации в целях проведения разъяснительной работы с иностранными гражданами еще на стадии подачи документов в подразделения по вопросам миграции.

Особо следует обратить внимание на взаимодействие подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном уровне в сфере контроля за использованием бюджетных средств, выделенных в рамках государственных программ по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - государственная программа). Полагаем целесообразным к указанной деятельности привлекать подразделения ЭБиПК, а также контрольно-ревизионные подразделения органов внутренних дел.

В рамках указанного взаимодействия должна производиться оценка экономности и результативности использования бюджетных средств, выделенных в рамках государственных программ, правомерности оплаты проезда участникам государственной программы и (или) членам их семей железнодорожным, воздушным, внутренним, водным, морским, а также автомобильным транспортом при условии использования регулярных маршрутов пассажирских перевозок; правомерность выплаты компенсации расходов на провоз личного имущества участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на проезд к будущему месту проживания [9]; правомерность выплаты компенсации расходов на уплату государственных пошлин [10]; контроль за выплатами пособий на обустройство участникам государственной программы [11]. При этом полагаем целесообразным использование внеплановых камеральных аудиторских проверок контрольно-ревизионными подразделениями территориальных органов МВД России на региональном уровне в целях своевременного реагирования на возникающие угрозы экономической безопасности.

Как показывает анализ, особое внимание необходимо уделять контролю за оплатой проезда в части исполнения требований об оплате документов (билетов) только на рейсы россий-

ских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к таким местам следования. Этим вопросам необходимо уделять особое внимание на стадии приема документов сотрудниками подразделений по вопросам миграции и принятии решений по ним.

При этом сотрудниками подразделений ЭБиПК должны проверяться факты хищений денежных средств, совершаемых путем мошеннических действий, со стороны участников государственной программы, а также неуполномоченных юридических лиц и организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам при получении участниками государственной программы компенсационных выплат. Особое внимание здесь необходимо обращать на фактическое осуществление трудовой деятельности участника государственной программы, применяя при этом способы и методы документирования в рамках оперативно-разыскной деятельности.

Кроме того, полагаем целесообразным проведение анализа отрицательных решений о выдаче свидетельства участника государственной программы в связи с отсутствием подтверждения факта осуществления трудовой деятельности участником государственной программы, указанные материалы должны подвергаться анализу оперативными подразделениями в целях выявления каналов нелегальной миграции.

В статье мы указали лишь некоторые меры организационно-управленческого характера в сфере миграции, принимаемые органами внутренних дел, которые могут способствовать росту миграционной привлекательности региона, ускорению модернизации экономики за счет обеспечения притока инвесторов и предпринимателей, а также привлечения высококвалифицированных кадров из числа иностранной рабочей силы, создавая условия для обеспечения экономической безопасности любого из регионов Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным можно с уверенностью сделать вывод о том, что обеспечение экономической безопасности региона невозможно без влияния на миграционные процессы, а само принятие мер должно носить комплексный характер, включая механизмы внутреннего взаимодействия правоохранительного блока, а также внешнего взаимодействия с органами исполнительной власти региона Российской Федерации.

Примечания

1. Бояркин Г.Л. Трудовая миграция и экономический потенциал региона // Человек и труд. 2003. № 2. С. 25-27.

2. Концепция государственной миграционной политики на 2019-2025 годы, утверждена Президентом РФ 31 октября 2018 г. Доступ из СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 09.01.2019).

3. Смирнова В.А. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 4. С. 92-97.

4. Амирова Д.Р, Храмова А.И. Регулирование миграционных процессов как фактор обеспечения национальной безопасности страны // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 889-893.

5. Об изучении и оценке деятельности территориального органа МВД России на региональном уровне в сфере миграции: распоряжение МВД России от 31 августа 2018 г. № 1/10094.

6. Дубонос С.М., Ковалев А.А., Сороколет Д.А., Алпатиков В.В. Незаконная миграция как угроза национальной безопасности РФ и странам СНГ // Молодой ученый. 2016. № 13. С. 628-630.

7. Распоряжение Губернатора Рязанской области Н.В. Любимова от 3 мая 2018 г. № 153-рг

8. URL: https://62.мвд.рф/news/item/14264310 (дата обращения: 18.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Об утверждении правил выплат участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания: постановление Правительства РФ от 10 марта 2007 г. № 150 (ред. от 11.04.2018). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2019).

10. Об утверждении правил выплаты участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 715 (ред. от 15.06.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2019).

11. О порядке осуществления выплат пособия на обустройство участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей: постановление Правительства РФ от 27 марта 2013 г № 270 (ред. от 27.07.2017). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 09.01.2019).

References

1. Boyarkin G.L. Labour migration and economic potential of district. Man and labour, 2003, no. 2, pp. 25-27. (In Russ.)

2. The concept of the state migration policy for 20192025, approved by the President of the Russian Federation 31.10.2018. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 09.01.2019). (In Russ.)

3. Smirnova V.A. Illegal migration as threat of national safety. Announcer of economic security, 2009, no. 4, pp. 92-97. (In Russ.)

4. Amirova D.R., Khramova A.I. Adjusting of migratory processes as factor of providing of national safety of country. Modern scientific researches and innovations, 2016, no. 6 (62), pp. 889-893. (In Russ.)

5. About a study and estimation of activity of territorial organ of МВД of Russia at regional level in the field of migration: disposing of МВД of Russia from 31.08.2018 no. 1/10094. (In Russ.)

6. Dubonos S.M., Kovalev A.A., Sorokolet D.A., Alpa-tikov V.V. Illegal migration as threat of national safety to Russian Federation and countries the CIS. Young scientist, 2016, no. 13, pp. 628-630. (In Russ.)

7. Order of Governor of the Ryazan area N. In. Lyubi-mov from 03.05.2018 no. 153-рг. (In Russ.)

8. URL: https7/62.M^^/news/item/14264310 (accessed 18.12.2018). (In Russ.)

9. About claim of rules of payments to the participants of the government program on rendering assistance to voluntarily migration in Russian Federation of compatriots resident abroad, indemnifications of charges on a move to the future place of residence: decision of Government Russian Federation from 10.03.2007 no. 150 (ed. from

11.04.2018). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 09.01.2019). (In Russ.)

10. About claim of rules of payment to the participants of the government program on rendering assistance to voluntarily migration in Russian Federation of compatriots resident abroad, and to the members of their families due to facilities of federal budget of charges on the inpayment of state duty for processing of documents qualificatory legal status of migrants on territory of Russian Federation: decision of Government Russian Federation from 25.09.2008 no. 715 (ed. from 15.06.2016). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed

09.01.2019). (In Russ.)

11. About the order of realization of payments of manual on arrangement to the participants of the government program on rendering assistance to voluntarily migration in Russian Federation of compatriots resident abroad, and to the members of their families : Decision of Government Russian FEDERATION from 27.03.2013 № 270 (ed. from 27.07.2017). Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 09.01.2019). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.