Научная статья на тему 'Деятельность территориальных органов ФМС России по обеспечению безопасности на территории регионов (на примере УФМС России по Белгородской области)'

Деятельность территориальных органов ФМС России по обеспечению безопасности на территории регионов (на примере УФМС России по Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4166
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / МИГРАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА / FEDERAL MIGRATION SERVICE / MIGRATION POLICY / BORDER REGION / MIGRATION SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Зайцева О.А.

Статья посвящена анализу положительного опыта деятельности УФМС России по Белгородской области по реализации целей Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of territorial bodies of the FMS of Russia on region safety (by the example of the FMS of Russia of Belgorod region)

The article is devoted to the analysis of the positive experience of the Department FMS of Russia of Belgorod region in implementing the objectives of the concept of migration policy of Belgorod region for the period up to 2025 in the sphere of national security of the Russian Federation, maximum protection, comfort and well-being of the region’s population.

Текст научной работы на тему «Деятельность территориальных органов ФМС России по обеспечению безопасности на территории регионов (на примере УФМС России по Белгородской области)»

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФМС РОССИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ регионов (на примере уфмс РОССИИ по белгородской области)

activities of territorial bodies of the fms of Russia on region safety (by the example of the fms of Russia of belgorod region)

УДК 325:34

О.В. КАТАЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: Kataeva 70@mail.ru

О.А. ЗАЙЦЕВА

(УФМС России по Белгородской области) e-mail:

O.V. KATAEVA, O.A. ZAITSEVA

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior (the Federal Migrati°n Service Department °f

of the Russian Federation) Belg°rocl Region)

Аннотация: статья посвящена анализу положительного опыта деятельности УФМС России по Белгородской области по реализации целей Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения области.

Ключевые слова: Федеральная миграционная служба, миграционная политика, приграничный регион, миграционная обстановка.

Abstract: : the article is devoted to the analysis of the positive experience of the Department FMS of Russia of Belgorod region in implementing the objectives of the concept of migration policy of Belgorod region for the period up to 2025 in the sphere of national security of the Russian Federation, maximum protection, comfort and well-being of the region’s population.

Keywords: federal migration service, migration policy, border region, migration situation.

Как отмечается отечественными учеными, в последнее время наметились положительные тенденции в части совершенствования структуры сил и содержания

средств обеспечения миграционной безопасности [10]. В 2004 году основным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, реализующим

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

94

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

миграционную политику, стала Федеральная миграционная служба, в результате чего появились новые пути регулирования миграционных процессов в России. В последующие годы был принят ряд нормативных правовых актов, направленных на совершенствование административно-правового статуса Федеральной миграционной службы, и с 2012 года ФМС России подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации [1].

На сегодняшний день Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции [2].

Необходимо отметить, что выработка и реализация государственной политики в сфере миграции занимает приоритетное место среди задач ФМС России и напрямую соотносится с проблемой обеспечения национальной безопасности государства, поскольку особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации неразрывно связаны с угрозами ее национальной безопасности [7]. При этом организационно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности Российской Федерации в рамках перспективного развития страны в значительной мере определяются усилением влияния миграционных процессов на эффективность социально-экономических преобразований и демографических изменений, связанных с увеличением потребностей страны в трудовых ресурсах [9]. В связи с этим Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечал: «...очевидно, что нам надо на порядок повысить качество миграционной политики государства. И мы будем решать эту задачу» [8].

В июне 2012 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Российской Федерации в сфере миграции. В данной Концепции определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации. Реализа-

ция ее положений должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов [3]. Особо необходимо отметить, что в качестве одной из основных целей государственной миграционной политики Российской Федерации разработчиками указаны обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации.

Наиболее важное значение имеет регулирование миграционных процессов на территории приграничных регионов Российской Федерации, одним из которых является Белгородская область. Задача выработки стратегии миграционной политики во взаимосвязи с перспективами экономического, социального и демографического развития региона обусловила необходимость принятия и разработки Концепции миграционной политики Белгородской области до 2025 года [4]. Данная Концепция призвана служить ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении вопросов миграционной политики, направленных на реализацию мер по регулированию миграции на территории региона, и представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования миграционных процессов [6].

В качестве целей миграционной политики Белгородской области заявлены:

обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения области;

увеличение численности постоянного населения Белгородской области, удовлетворение потребностей демографического развития региона;

содействие обеспечению потребности экономики области в притоке квалифицированных рабочих кадров, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей.

Сложившаяся практика деятельности УФМС России по Белгородской области направлена на реализацию Концепции миграционной политики Белгородской области до 2025 года, а также целей и задач обеспечения безопасности на территории региона. Конструктивное сотрудничество с аппаратами Губернатора области, полномочного представителя Президента Российской Фе-

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

95

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

дерации в ЦФО, Правительством, Советом безопасности области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти создало необходимые организационные, правовые, информационные и материально-технические условия для реализации в Белгородской области государственной миграционной политики.

Принципы взаимодействия определены 129 соглашениями, протоколами, договорами, планами о сотрудничестве, в том числе с региональными УМВД, УФСБ, ПУ ФСБ, УФССП, УФСКН, органами местного самоуправления, управлениями ЗАГС, занятости населения, налоговой службы, почтовой связи, государственной инспекцией труда, избирательной комиссией, военным комиссариатом, Белгородским юридическим институтом МВД Российской Федерации, МФЦ и иными заинтересованными субъектами [5, с. 14].

Основные аспекты вышеупомянутых Соглашений предусматривают взаимный обмен информацией, взаимодействие при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий, проведение мониторингов, оказание государственных услуг, обеспечение деятельности территориальных подразделений УФМС России по Белгородской области, иные направления служебной деятельности, требующие консолидации совместных усилий.

В результате на территории области не допущено резкого обострения ситуации на региональном рынке труда, проявлений ксенофобии и мигрантофобии, всплеска экстремистских проявлений в отношении иностранцев.

На эффективность деятельности УФМС России по Белгородской области по стабилизации миграционной обстановки и обеспечению безопасности региона существенное влияние оказывает поддержка со стороны Правительства и органов местного самоуправления. Уровни и система взаимодействия с ними многогранны. В их числе еженедельные доклады о миграционной обстановке на совещании при губернаторе области, ежемесячное участие в работе заседаний правительства области, Совета безопасности, межведомственной миграционной комиссии при губернаторе области.

На заседаниях межведомственной комиссии миграционного контроля при Губернаторе Белгородской области рассматриваются вопросы, связанные с мониторингом миграционной ситуации в области, способами повышения эффективности деятельности территориальных органов федеральных

органов исполнительной власти области по исполнению законодательства об административных правонарушениях на территории Белгородской области, принятием мер по обеспечению правопорядка при пребывании иностранных граждан и лиц без гражданства на территории области, профилактики правонарушений и расследовании преступлений, совершённых иностранными гражданами, и другие.

Также руководством УФМС России по Белгородской области внедрены в практику выездные оперативные совещания, которые проводятся в муниципальных образованиях области с приглашением руководителей взаимодействующих структур. Это позволяет решать локальные проблемы непосредственно на местах.

В Белгородской области разработан и успешно апробирован на практике Регламент взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по контролю за соблюдением миграционного законодательства иностранными гражданами на территории Белгородской области. В рамках исполнения вышеуказанного Регламента проводится мониторинг информационных массивов, который позволяет получать сведения о фактах возможного незаконного пребывания иностранных граждан, а оперативное информирование (ежедневно информация предоставляется в УМВД России по Белгородской области, еженедельно - в его территориальные органы) способствует профилактике нарушений данной категорией иностранцев российского законодательства.

Взаимодействие с органами внутренних дел определено рядом планирующих документов. Утвержден совместный с УМВД России по Белгородской области план проведения профилактических мероприятий, в том числе и с УГИБДД.

В рамках сотрудничества предусмотрено участие в работе заседаний коллегии и оперативных совещаний, проведение оперативно-профилактических операций и рейдов, оказание методической помощи органам внутренних дел, предоставление сведений о потенциальных нарушителях миграционного законодательства из информационных учетов УФМС России по Белгородской области. Своевременный взаимный обмен информацией позволяет сконцентрировать усилия на профилактике правонарушений, в результате чего осложнения миграционной ситуации в

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

96

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

области не допущено.

Также немаловажное значение для обеспечения безопасности на территории региона имеет налаженное взаимодействие УФМС России по Белгородской области с пограничным управлением, которое строится на основе Плана совместной деятельности, где определены цели и основные направления взаимодействия, алгоритм совместных действий, утверждена схема взаимодействия по порядку передачи заполненных миграционных карт подразделениями пограничного контроля ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям подразделениям иммиграционного контроля УФМС России по Белгородской области. Создана совместная межведомственная рабочая группа, на заседаниях которой рассматриваются возникающие проблемные вопросы, вырабатываются формы и методы взаимодействия служб.

Кроме того, УФМС России по Белгородской области налажено тесное сотрудничество с управлением по труду и занятости населения, Государственной инспекцией труда и органами прокуратуры. Прежде всего, это детальный анализ состояния регионального рынка труда и выработка адекватных мер реагирования на недопущение эскалации негативных социальных проявлений.

Вопросы, возникающие в ходе реализации миграционного законодательства, рассматриваются на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов при прокуроре области. Налажен тесный контакт с органами прокуратуры в сфере исполнения административного законодательства, организации проверок хозяйствующих субъектов.

В рамках мероприятий по стабилизации миграционной и социально-экономической ситуации Управлением Федеральной миграционной службы по Белгородской области налажено конструктивное сотрудничество с представителями наиболее значимых общественных и религиозных организаций и диаспор,зарегистрированных на территории области. Проводятся встречи с представителями общественной организации «Союз армян», общественно-политической организации - партии «Истинные патриоты России», в состав которых вошли, в основном, выходцы из республик Северного Кавказа и Закавказья, региональной общественной организации «Украинское содружество», общественных организаций беженцев и вынужденных переселенцев «Вера» и «Надежда».

На встречах с представителями диаспор

обсуждается мониторинг движения мигрантов, цели их прибытия, осуществляется прогнозирование тенденций и регулирование миграционного притока непосредственно в стране исхода иностранцев, разъясняются нормы уголовной и административной ответственности за совершение правонарушений и иных противоправных действий, рекомендуется проводить разъяснительную работу с членами организаций в целях недопущения совершения правонарушений.

Кроме того, с лидерами национальнорелигиозных диаспор налажен конструктивный диалог в сфере совместного мониторинга проблемных вопросов пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами. Руководители Белгородской регионально-национальной культурной автономии евреев, региональной женской общественной организации переселенцев «Вера» включены в состав постоянно действующего Общественно-консультативного совета при УФМС России по Белгородской области.

Значительную роль в системе обеспечения безопасности на территории региона играет то, что национальным диаспорам оказывается консультативная помощь по вопросам применения российского законодательства. Достигнуты договоренности о размещении в представительствах диаспор информационных стендов с необходимыми разъяснительными и агитационными материалами, а также о предоставлении диаспорами в случае необходимости услуг переводчиков, помощи по оформлению иностранным гражданам документов в консульских службах посольств иностранных государств для пребывания в Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, проездных документов иностранным гражданам, подлежащим административному выдворению.

Иностранным гражданам, входящим в состав диаспор, в доступной форме разъясняются правила пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также порядок обращения в территориальные органы исполнительной власти в случае нарушения законных трудовых прав (с указанием необходимых адресов и контактных телефонов).

Принимаемые меры способствуют повышению правовой грамотности мигрантов, укреплению межконфессионального понимания, предотвращению возможных социальных и этнических конфликтов на территории области. Работа УФМС России

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

97

Теоретические и прикладные аспекты противодействия преступности органами внутренних дел

по Белгородской области и других заинтересованных ведомств направлена на развитие всестороннего сотрудничества с национально-религиозными и общественными объединениями как одного из важнейших факторов стабильности в многонациональном и многоконфессиональном российском обществе.

Таким образом, можно сказать о том, что эффективность государственного контроля за процессами миграции при выполнении задачи оптимизации миграционных потоков,

в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития субъектов Российской Федерации, напрямую соотносится с обеспечением их безопасности. Сегодня общее состояние защищенности регионов во многом зависит от целенаправленной деятельности ФМС России и ее территориальных подразделений, во взаимодействии с иными социальными институтами по контролю за миграционной обстановкой и принятию мер по адекватному реагированию на ее изменения.

Литература —

1. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

2. Постановление Правительства РФ от 13.07.2012 № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

3. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации) [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

4. Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 02.12.2013 № 594-рп «Об утверждении Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

5. Аналитические материалы УФМС России по Белгородской области за 2013 год. - Белгород. 2014. 45 с.

6. КонсультантПлюс: новое в законодательстве Белгородской области. Обзор документов, введенных в информационный банк [Электронный ресурс] // СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

7. Красинский В.В. Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Современное право. 2013. № 2. СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

8. Путин В.В. Беречь единство // Российская газета. 2012. 23 января.

9. Степанов А.В. Миграционная безопасность Российской Федерации на современном этапе: содержание, проблемы, предложения [Электронный ресурс] // Административное право и процесс. 2013. № 3. СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

10. Фирсов И.В. Международная трудовая миграция и ее влияние на обеспечение экономической безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] // Миграционное право. 2012. № 1. СПС “КонсультантПлюс”. (Дата обращения: 23.10.2014).

11. Амельчаков И.Ф., Озеров И.Н, Крамской И.С., Катаева О.В., Трошев Д.Б., Зайцева О.А. Право на свободу передвижения в Российской Федерации. - Белгород: Бел ЮИ МВД России, 2013. 135 с.

References

1. The Decree of the RF President of may 21, 2012 № 636 “On the structure of the Federal bodies of Executive power”. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

2. The Regulation of the RF Government, 13.07.2012 № 711 “On issues of the Federal migration service”. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

3. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (appr. by the President of the Russian Federation). SPS ConsultantPlus. (Retrieved: 26.10.2014).

4. The order of the government of Belgorod region, 02.12.2013 No 594-RP “On the approval of the Concept of migration policy of Belgorod region for the period up to 2025”. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

5. Analytical materials of the Depatment of the FMS of Russia of Belgorod region, 2013. - Belgorod. 2014. 45 р.

6. ConsultantPlus: new items in the legislation Belgorod region. Review of the documents introduced in to the information Bank. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

7. Krasinski V.V. The imperfection of the migration legislation and threats to the national security of the Russian Federation // Modern Law. 2013. № 2. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

8. Putin V.V. Protect the unity // Russian newspaper. 2012, January 23.

9. Stepanov A.V. Migration security of the Russian Federation at the present stage: content, problems, suggestions // Administrative Law and Process. 2013. № 3. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014).

10. Firsov I.V International labour migration and its impact on the economic security of the Russian Federation. Migration Law. 2012. № 1. SPS “ConsultantPlus”. (Retrieved: 26.10.2014)

11. Amelchakov I.F., I. Ozerov I.N., Kramskoy I.S., Kataeva O.W., Troshev D. B, Zaitseva OA. The Right to freedom of movement in the Russian Federation. - Belgorod: Belgorod law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013. 135 Р.

(Статья сдана в редакцию 08.10.2014)

Проблемы правоохранительной деятельности 4’14

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.