Научная статья на тему 'Современные тенденции привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации (на примере Белгородской области)'

Современные тенденции привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации (на примере Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
839
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ИНОСТРАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / MIGRATION POLICY / INNOVATIVE DEVELOPMENT / HIGHLY QUALIFIED FOREIGN SPECIALIST / QUALIFICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Катаева О.В., Шапошников Виталий Леонидович

В статье проанализированы правовые нормы и правоприменительная практика в сфере привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary trends of involvement of highly qualified foreign specialists in the work in the Russian Federation (based on Belgorod region experience)

The article analyses legal norms and law-enforcement practicen the sphere of involvement of highly qualified foreign specialists to work in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации (на примере Белгородской области)»

Наука. Теория. Практика

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В российской федерации (на примере белгородской области)

contemporary trends of involvement of highly qualified foreign specialists in the work in the Russian federation (based on belgorod region

experience)

УДК 331.91(470.325)

О.В. КАТАЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: Kataeva 70@mail.ru

В.Л. ШАПОШНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: v.shaposhnikov@mail.ru

O.V. KATAEVA,

candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

V.L. SHAPOSHNIKOV,

candidate of jurisprudence , Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье проанализированы правовые нормы и правоприменительная практика в сфере привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Ключевые слова: миграционная политика, инновационное развитие, высококвалифицированный иностранный специалист, квалификационные навыки.

Abstract: the article analyses legal norms and law-enforcement practicen the sphere of involvement of highly qualified foreign specialists to work in the Russian Federation.

Keywords: migration policy, innovative development, highly qualified foreign specialist, qualification skills.

Сегодня перед Россией стоит непростая в реформировании миграционной полити-задача модернизации экономики и ее ки, ориентированной на привлечение на дальнейшего инновационного развития, в отечественный рынок труда иностранной связи с чем остро назрела необходимость рабочей силы.

32

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

Наука. Теория. Практика

До недавнего времени российское законодательство в основном было ориентировано на приток низкоквалифицированных трудовых мигрантов. В мае 2010 г. в результате внесения поправок в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» была выделена категория иностранных граждан - высококвалифицированные специалисты, которые стали самостоятельным субъектом административных, трудовых и гражданско-правовых отношений [6].

В соответствии со статьей 13.2 вышеуказанного Федерального закона высококвалифицированным специалистом признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) не ниже законодательно установленного размера.

В настоящее время эта сумма для различных категорий высококвалифицированных специалистов может быть установлена из расчета за один год (365 календарных дней) в размере не менее чем семьсот тысяч рублей, в размере не менее одного миллиона рублей, либо в размере не менее двух миллионов рублей из расчета за один год, в зависимости от вида их деятельности в Российской Федерации. При этом для иностранных высококвалифицированных специалистов, участвующих в реализации проекта «Сколково», в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» [6] требования к размеру заработной платы не учитываются.

Законодателем прямо установлен запрет на приобретение статуса высококвалифицированного специалиста некоторым категориям иностранных граждан, это касается, например, граждан, которые привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации для занятия проповеднической либо иной религиозной деятельностью, включая совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание последователей какой-либо религии. Кроме того, ограничения на привлечение к трудовой деятельности высококвалифицированных иностранных специалистов распространяются на иностранных работников, привлекаемых для торгового обслуживания покупателей в процессе розничной торговли товарами на-

родного потребления (включая фармацевтические товары) независимо от ассортимента реализуемых товаров, торговых площадей и форм обслуживания покупателей. Исключение составляют работники, осуществляющие руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли (ст. 13.2, Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Установленный законодателем значительный уровень заработной платы (вознаграждения) для высококвалифицированных иностранных специалистов подчеркивает значимость их привлечения для российской экономики, поскольку конкуренция за привлечение таких работников имеет международный масштаб.

Однако если наличие соответствующей заработной платы - это обязательное условие выдачи разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста, которое в императивном порядке должно быть зафиксировано в трудовом (гражданско-правовом) договоре, представляемом для получения разрешения на работу, то условие наличия у иностранного гражданина опыта, квалификационных навыков или достижений в определенной сфере деятельности устанавливается сегодня только работодателем (заказчиком).

Российский работодатель вправе самостоятельно оценивать квалификацию интересующего его специалиста, используя документы и сведения, подтверждающие наличие у него профессиональных знаний и навыков, сведения о результатах трудовой деятельности иностранного гражданина, включая отзывы иных работодателей и заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных, сведения, представленные организациями, профессионально занимающимися оценкой и подбором персонала, сведения о результатах интеллектуальной деятельности, автором или соавтором которых является иностранный гражданин, сведения о профессиональных наградах и других формах признания профессиональных достижений, сведения об итогах проведенных работодателем или заказчиком работ (услуг), конкурсов и др.

В целях создания благоприятных условий для иностранных высоквалифицированных специалистов отечественное законодательство предоставляет им различные льготы:

- существенное упрощение процедуры их привлечения в российскую экономику;

- увеличение сроков нахождения иност-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

33

Наука. Теория. Практика

ранных высококвалифицированных специалистов на территории Российской Федерации;

- предоставление высококвалифицированным специалистам различного рода преференций при осуществлении ими трудовой деятельности (возможность осуществления трудовой деятельности на территории двух и более субъектов Российской Федерации).

Помимо этого как самому иностранному высококвалифицированному специалисту, так и членам его семьи предоставляются дополнительные гарантии, которые не распространяются на иных иностранных работников [8]. Так, прибывшим в Российскую Федерацию высококвалифицированным специалистам и членам их семей на срок действия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) по их заявлению в письменной форме территориальным органом исполнительной власти в сфере миграции может быть оформлен вид на жительство (ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Кроме того, законодателем предусмотрены способы осуществления контроля за соблюдением работодателями и заказчиками работ (услуг), обязательств перед иностранными высококвалифицированными специалистами, например, обязанность ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его уполномоченный территориальный орган об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам.

Таким образом, государством на сегодняшний день проводится последовательная политика, направленная на привлечение в отечественную экономику иностранных высококвалифицированных специалистов, поскольку в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одна из стратегических задач государства в современных условиях - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе.

На основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, во взаимосвязи с концепцией демографического развития Белгородской области, Стратегией социально-экономического развития Белгородской области до 2025 года и другими документами стратегического планирования разработана Концепция миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года [2].

В качестве одного из основных направлений реализации вышеуказанной Концепции по созданию условий и стимулов для переселения в Белгородскую область на постоянное место жительства отдельных категорий иностранных граждан ее разработчиками определено снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы.

Белгородскую область характеризует благоприятное географическое положение, мощная транспортная инфраструктура, интенсивно развитое сельское хозяйство и высокий уровень промышленного производства. Область занимает первое место в России по производству птицы и второе - по производству свиней. Указанные факторы обусловили привлекательность региона для иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов. По состоянию на 31 декабря 2014 года 35 иностранных граждан, годовой доход которых превышает 2 млн. рублей, имеют действительные разрешения на работу в качестве высококвалифицированных специалистов. Иностранные граждане указанной категории привлекаются в качестве управленческого персонала и технических консультантов на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 20 декабря 2013 г. № 768н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются» в 2014 году УФМС России по Белгородской области выдано 383 разрешения на работу квалифицированным зарубежным специалистам, осуществляющим трудовую деятельность на территории

34

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

Наука. Теория. Практика

области. Распределение квалифицированной иностранной рабочей силы в разрезе основных отраслей экономической деятельности Белгородской области представлено следующим образом:

- обрабатывающее производство - 255;

- оптово-розничная торговля - 80;

- строительство - 48 [9].

Таким образом, на примере Белгородской области можно со всей очевидностью говорить о том, что иностранные высоковалифи-цированные специалисты вносят весомый вклад в российскую экономику, осуществляя трудовую деятельность в наиболее востребованных отраслях.

Вместе с тем до настоящего времени имеется ряд нерешенных проблем, связанных с реализацией административно-правового статуса данной категории иностранных работников на территории Российской Федерации.

Как было сказано ранее, федеральное законодательство не устанавливает специальных требований к документам, подтверждающим квалификацию иностранных работников - высококвалифицированных специалистов. Основное требование: все документы и сведения должны носить объективный характер, быть достоверными и проверяемыми [7]. Таким образом, российский работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан,

которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.

Думается, что проблема определения уровня квалификации иностранных высококвалифицированных специалистов может быть успешно решена, если законодателем будет установлено требование о предоставлении работником документа о высшем или ином профессиональном образовании, а также доказательства наличия опыта работы в заявленной сфере.

Также целый ряд вопросов, касающихся социальной защиты данной категории граждан, а также членов их семей, находящихся совместно с ними на территории Российской Федерации, на сегодняшний день законодательно не урегулирован. Так, не разрешен вопрос получения иностранными высоковали-фицированными специалистами пособий по временной нетрудоспособности, выплат при несчастных случаях на производстве и др.

Думается, что в целях поддержания и развития тенденции привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации необходимо дальнейшее совершенствование регулирования их административно-правового статуса как совокупности прав, обязанностей и ответственности в сфере государственного управления трудовой миграцией в Российской Федерации.

Литература —

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). СПС “КонсультантПлюс”.

2. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. СПС “КонсультантПлюс”.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». СПС “КонсультантПлюс”.

4. Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 02.12.2013 № 594-рп «Об утверждении Концепции миграционной политики Белгородской области на период до 2025 года». СПС “КонсультантПлюс”.

5. Приказ Минтруда России от 20.12.2013 № 768н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются».

6. Бакшеева Ю.Н. Актуальные вопросы правового регулирования привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в Российской Федерации // Миграционное право. 2013. № 4.

7. Облезова А. Нововведения российского миграционного законодательства в отношении высококвалифицированных специалистов // Кадровик.ру. 2014. № 3. СПС “КонсультантПлюс”.

8. Шибаева О. Привлечение на работу высококвалифицированных специалистов // Трудовое право. 2013. № 9. СПС “КонсультантПлюс”.

9. Аналитические материалы УФМС России по Белгородской области за 2014 год.

References

1. The constitution of the Russian Federation (accepted by national vote 12.12.1993). ConsultantPlus.

2. The concept of the state migration policy of the Russian Federation for the period till 2025. ConsultantPlus.

3. The federal law of 25.07.2002 № 115-FZ «About legal status of foreign citizens in the Russian Federation». ConsultantPlus.

4. The order of the Government of the Belgorod Region of 02.12.2013 № 594-rp «About the approval of the Concept of migration policy of the Belgorod region for the period till 2025». ConsultantPlus.

5. The order of Ministry of Labor of Russia of 20.12.2013 № 768n «About the approval of the list of professions

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

35

Наука. Теория. Практика

(specialties, positions) of foreign citizens - the qualified specialists who are finding a job by the profession (specialty) which is available for them on which quotas of implementation by foreign citizens of work in the Russian Federation don’t extend».

6. Baksheeva Yu.N. Topical issues of legal regulation of involvement of foreign highly qualified specialists to work in the Russian Federation//the Migratory right. 2013. № 4. ConsultantPlus.

7. Oblezova A. Innovations of the Russian migratory legislation concerning highly qualified specialists // Kadrovik.ru. 2014. № 3.

8. Shibaeva O. The employment of highly qualified specialists // Labor law. 2013. № 9.

9. The analytical materials Office of the Federal Migration Service of Russia across the Belgorod region for 2014.

(Статья сдана в редакцию 16.04.2015)

ФОРМА ИЛИ СОДЕРЖАНИЕ? (О КАДРОВОМ РЕЗЕРВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ)

FORM OR cONTENTs? (ON pERsONNEL REsERvE OF THE

state civil service)

УДК 316.354:351/354

С.А. ГИРИН

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: girin_73@mail.ru

S.A. GIRIN

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье проанализированы основные предпосылки, которые могут привести к формированию «формального» кадрового резерва, не отвечающего назначению и требованиям к данной кадровой технологии.

Ключевые слова: кадровый резерв, формальный подход, профессиональное развитие, государственная гражданская служба.

Abstract: In article the main preconditions which can lead to formation of the “formal” personnel reserve which isn’t answering to appointment and requirements to this personnel technology are listed and analysed.

Keywords: personnel reserve, formalistic approach, professional development, state civil service.

В настоящее время значимость кадрового резерва как элемента, влияющего на формирование кадрового состава, существенно выросла и имеет, в общем, позитивную тенденцию. О кадровом резерве сейчас говорится достаточно много и часто,

практически любая организация независимо от формы собственности и направления деятельности формирует кадровые резервы. Для государственной службы этот вопрос наиболее важен, так как кадровый резерв может существенно повысить качество

36

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.