Научная статья на тему 'Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона'

Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
273
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Звычайный Владислав Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона»

УДК 332.1

В.Г. Звычайный

Союз организаций «Центр содействия иммиграции в Приморский край» Владивосток. Россия

Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона

V.G. Zvychainy

Center for Immigration to the Primorsky Territory Vladivostok. Russia

Illegal migration in Primorsky Region, its influence on the socio-economic development of the region

Великий русский ученый М.В. Ломоносов писал в 1761 году: «...Полагаю самым главным делом сохранение и умножение российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей» [1].

25 марта 2019 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Заселение российского Дальнего Востока: опыт прошлого - проблемы настоящего - решения будущего» [2]. Мероприятие было организовано Международным общественным движением «Форум переселенческих организаций» в рамках проекта «Полюби соотечественника, Родина!», реализуемого по Президентскому гранту в партнерстве с Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Домом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Тревога о том, как сохранить стремительно пустеющий Дальний Восток -богатейший российский край, собрала на конференции ведущих ученых-экспертов и демографов (Институт экономики РАН, ГУ Высшая Школа экономики, МГУ, МГИМО, Институт стран СНГ), представителей заинтересованных ведомств (Администрация Президента РФ, ГУВМ МВД России, МИД России, Минвостокразвития, Федеральное агентство по делам национальностей), практикующих юристов и правозащитников. Самое непосредственное участие в мероприятии приняли «неслучайные» в теме миграции люди: правозащитник Л.И. Графова, экс-начальник ГУВМ МВД России О.Е. Кириллова и экс-заместитель руководителя ФМС России В.А. Поставнин. Возможно ли не прислушиваться к мнению таких специалистов-практиков?

Звычайный Владислав Григорьевич - председатель Союза организаций «Центр содействия иммиграции в Приморский край», экс-начальник УФМС России по Приморскому краю.

13

Участниками конференции было отмечено, что с 1991 года население ДФО уменьшилось на 2 млн человек. Механизмы сдерживания оттока качественного человеческого капитала и содействия заселению региона работают неэффективно, несмотря на предпринимаемые государством меры. Очевидно, поэтому предыдущий генеральный консул Японии во Владивостоке г-н Касаи, выступая в июне 2018 года на Международной демографической конференции на о. Русский, сравнил реализацию в России миграционной политики с водителем, который одновременно давит ногами на «газ» и на «тормоз».

По данным государственной статистики, общая миграционная убыль населения Приморского края на протяжении последних лет колеблется между четырьмя и пятью тысячами человек в год. Согласно официальному статистическому прогнозу, при сохранении в регионе неблагоприятной демографической ситуации к 2025 году Приморье недосчитается еще около 44 тысяч своих жителей.

При этом зарубежный бизнес обращает наше внимание на прямую зависимость объемов иностранных инвестиций в экономику региона от количества проживающих в нем людей (как потребителей). При нынешней численности населения Приморья в 1,9 млн человек и его постоянном уменьшении иностранные компании не могут позволить себе вкладывать в экономику нашего края большие деньги либо будут участвовать в развитии сырьевого производства, не предусматривающего создание большого количества новых рабочих мест для россиян.

Оттоку населения способствует множество причин и условий, которые подробно изложены в статье «О миграционной амнистии на Дальнем Востоке», опубликованной в информационно-аналитическом журнале «Комплексная безопасность Отечества». Работа над устранением таковых предполагает реализацию целого комплекса мер с обязательным привлечением дополнительных сил и средств уполномоченными государственными структурами. Это трудоемкая повседневная деятельность всех заинтересованных органов власти федерального и регионального уровней при координирующей роли руководства администрации Приморского края.

Будучи начальником Управления ФМС России по Приморскому краю, на себе испытавшим всю тяжесть работы в сфере региональной миграции, я солидарен с экспертным сообществом в том, что одной из главных причин оттока населения и замедления социально-экономического развития нашего региона является масштабная нелегальная миграция, сформировавшаяся на территории Приморья за последнее десятилетие. По разным независимым оценкам, в Приморском крае сегодня проживают и осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения от 40 до 60 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства. Эта армия незаконных мигрантов, питающая дешевой рабочей силой так называемую «теневую экономику», деформирует региональный рынок труда и поэтому усиливает ксенофобские настроения у коренного населения. Законопослушный бизнес переводит работников-россиян на «серые» зарплаты, не выдерживая конкуренции с теми предпринимателями, которые используют труд «нелегалов», не перечисляя за них в бюджеты налоги и сборы.

14

В.Г. Звычайный. Нелегальная миграция в Приморском крае...

Сами же нелегальные мигранты, находясь за рамками правового поля, лишены легитимной защиты в отношениях с работодателями. Невозможность реализовать иностранцами легальное пребывание и трудовую деятельность неизбежно приводит к их массовой маргинализации, формированию негативного отношения к России и к россиянам. Именно такие мигранты совершают преступления (1,2% от всех зарегистрированных в Приморском крае за 2018 год) и сами подвергаются насилию, создавая благоприятную почву для коррупции, становятся жертвами современной работорговли и объектами заинтересованности вербовщиков экстремистских и террористических организаций. А это, в конечном итоге, угрожает безопасности россиян и добавляет работы правоохранительным органам.

Вместе с тем реальность показывает, что подавляющее большинство иностранцев, по разным причинам попавших в разряд «нелегалов», за годы своего незаконного проживания в России уже фактически ассимилировались с нашим обществом. Владея русским языком еще со времен СССР, зная нашу культуру, многие из них уже успели создать здесь собственные семьи и растят детей.

Анализ деятельности ФМС-МВД в сфере миграции показывает, что главными причинами появления «нелегалов» служат не правовой нигилизм иностранцев и не отсутствие у них желания платить налоги в России, а во многом несовершенное и сложное российское миграционное законодательство, а также отсутствие благоприятных условий для качественного приема и информационного обеспечения иностранных граждан.

На поиск и депортацию нелегалов государство ежегодно тратит огромные суммы бюджетных средств. При этом масштаб незаконной миграции достиг таких размеров, что средств, выделяемых Управлению ФССП России по Приморскому краю на мероприятия по депортации мигрантов, хватает лишь на полгода. Как следствие - переполнение Центра временного содержания иностранных граждан УМВД, чреватое, в свою очередь, волнениями и побегами.

При этих обстоятельствах в целях значительной экономии государственных средств, выделяемых на правоохранительную деятельность, увеличения доходной части бюджетов всех уровней, создания условий для накопления человеческого капитала в регионе и, как следствие, успешной реализации задач Концепции государственной миграционной политики и социально-экономического развития Дальнего Востока экспертное сообщество полагает необходимым провести адресную (для определенной категории «нелегалов») локальную миграционную амнистию.

В ходе миграционной амнистии предлагается легализовать иностранных граждан, прежде всего русскоговорящих из стран бывшего СССР, законно въехавших в Россию, проживающих в Дальневосточном регионе, нарушивших сроки пребывания в стране, но не совершивших уголовно наказуемых деяний. Такого рода иностранцам-нарушителям нужно предоставить возможность, как и вновь прибывшим, подготовить и подать в уполномоченный орган пакет документов в объеме, предусмотренном для вынесения решения о выдаче патента на работу в Российской Федерации. Впоследствии данная категория

15

иностранных граждан при желании будет иметь возможность получить разрешение на временное проживание и пройти все процедуры для получения гражданства Российской Федерации.

В ноябре 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую редакцию Концепции государственной миграционной политики на период до 2025 года, в которой внешняя миграция определяется как важнейший и необходимый ресурс восполнения численности трудоспособного населения нашей страны [4]. При существующей в мире конкуренции за трудовые ресурсы нам крайне необходима инфраструктура для приема и работы с иностранными гражданами.

Эксперты уверены в том, что во Владивостоке как столице Дальнего Востока необходимо скорее решать проблему отсутствия комплексной работы с мигрантами по принципу «одного окна», переводить ее в комфортные для всех, отвечающие требованиям соответствующих регламентов помещения. Сегодня же в Приморье процветает бизнес полулегальных посреднических организаций, предлагающих за плату в бойких городских местах (во Владивостоке - это надземный переход на площади «Луговая») свою помощь в получении разрешительных документов, оформлении регистрации по месту пребывания, страховании, получении сертификата на знание русского языка. Неудивительно, что в итоге мигрант часто получает фиктивные документы и впоследствии привлекается к ответственности.

Миграция - это всегда риски для принимающего сообщества, поэтому ею необходимо заниматься всерьез - комплексно и подконтрольно. Убыль населения несет в себе риски куда большие. Несмотря на то, что Концепция российской миграционной политики указывает на необходимость привлечения мигрантов, на деле наше законодательство и особенно практика его применения все ужесточаются. Эксперты единодушны в том, что должностным лицам, наделенным властными полномочиями на местах, необходимо решительно изменить подход к управлению миграцией от контрольно-административного к социально-экономическому, прагматическому подходу (на основе гуманитарной составляющей).

В резолюции вышеуказанной научно-практической конференции отмечается: «Сегодня вызовом для России является альтернатива: стать окончательно сырьевым придатком ведущих экономик Азиатско-Тихоокеанского региона и таким образом столкнуться с реальной угрозой утраты Дальнего Востока, без которого у страны нет будущего. Либо же этот огромный регион, обеспечивая связь между Азией и Европой, становится передовой линией интеграционного взаимодействия со странами АТР, организатором международных проектов в области освоения Космоса и Мирового океана, наряду с продвижением проектов в сфере культуры. Для Дальнего Востока это должно стать государственными приоритетами Национальной программы на десятилетия вперед. Только так Россия как крупнейшая европейская держава может получить шанс «овладеть» Востоком и стать цивилизаци-онным ориентиром для значительной части населения планеты».

НКО «Центр содействия иммиграции в Приморский край» отмечает постоянный интерес представителей иностранного дипломатического корпуса к вопросу создания в нашем регионе Многофункционального миграционного центра и целесообразности проведения миграционной амнистии для «нелегалов» Приморья.

16

В.Г. Звычайный. Нелегальная миграция в Приморском крае.

В рамках народной дипломатии в качестве крайне необходимой и одной из реальных мер по улучшению миграционной ситуации в регионе предлагаем включить в резолюцию Форума предложение в адрес руководства администрации Приморского края о создании Многофункционального миграционного центра в Приморском крае для повышения качества предоставления государственных услуг в сфере миграции и профилактики нелегальной миграции в регионе.

Размещенный в столице Дальнего Востока, с филиалами в городах Артем, Уссурийск и Находка, обновленный миграционный центр не должен стать бременем для краевого бюджета, так как может быть создан на основе принципа государственно-частного партнерства. От администрации края требуется лишь определить место его расположения с учетом интересов местных жителей, гарантий вложений для привлекаемого бизнеса и планирования соответствующих организационно-технических мероприятий Управлением по вопросам миграции территориального УМВД.

Комплексное обслуживание иностранных граждан в чистых просторных помещениях приветливыми специалистами - таким должно быть лицо государства (региона), желающего привлекать международную миграцию в интересах развития собственной экономики и накопления человеческого капитала. А раздельный от россиян прием сотрудниками иностранцев и реализация на базе Миграционного центра механизмов управляемой трудовой миграции, прибывающей к нам из стран ближнего зарубежья, позволит существенно снизить уровень ксенофобских настроений коренного населения.

Эксперты Союза организаций ЦСИ имеют опыт создания и работы регионального Миграционного центра и готовы оказать любую помощь в создании такого общественно значимого объекта. Это один, но крайне необходимый шаг на пути к созданию условий для ликвидации нелегальной миграции и возможности проведения эффективной миграционной амнистии на Дальнем Востоке.

Во многих регионах России, где, как и в Приморье, идут активные миграционные процессы, указанные центры были созданы до 2015 года и успешно работают по сей день. Во Владивостоке Миграционный центр работал в 20142016 годах и был ликвидирован на местном уровне почти сразу после передачи функций и полномочий ФМС в ведение МВД. В результате Приморский край, «откатившись» назад, рискует не достичь конечных целей реализации государственной миграционной политики в установленные Президентом Российской Федерации сроки.

1. Ломоносов М.В. О сохранении и размножении российского народа [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0493/history01.php

2. Научно-практическая конференция «Заселение российского Дальнего Востока: опыт прошлого - проблемы настоящего - решения будущего» [Электронный ресурс]. URL: https://www.vestnik-migranta.ru/2019/03/1Ъгит.Ыт1прошла.

3. О миграционной амнистии на Дальнем Востоке» // Комплексная безопасность Отечества: информационно-аналитический журнал [Электронный ресурс]. URL: https://www.pckbo.com/post/ журнал-комплексная-безопасность-отечества

17

4. О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71992260/

Транслитерация

1. Lomonosov M.V. O soxranenii i razmnozhenii rossijskogo naroda [E'lektronny'j resurs]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2012/0493/history01 .php

2. Nauchno-prakticheskaya konferenciya «Zaselenie rossijskogo DaFnego Vostoka: opy't proshlogo - problemy' nastoyashhego - resheniya budushhego» [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.vestnik-migranta.ru/2019/03/forum.htmlproshla.

3. O migracionnoj amnistii na DaTnem Vostoke» // Kompleksnaya bezopasnost' Ote-chestva: informacionno-analiticheskij zhurnal [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.pckbo.com/post/ zhurnal-kompleksnaya-bezopasnost'-otechestva

4. O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019-2025 gody': Ukaz Prezidenta RF ot 31 oktyabrya 2018 g. № 622 [E'lektronny'j re-surs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71992260/

© В.Г. Звычайный, 2019

Для цитирования: Звычайный В.Г. Нелегальная миграция в Приморском крае, ее влияние на социально-экономическое развитие региона // Территория новых возможностей.

Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2019.

Т. 11, № 2. С. 13-18.

For citation: Zvychainy V.G. Illegal migration in Primorsky Krai, its influence on the socioeconomic development of the region, The Territory of New Opportunities. The Herald of

Vladivostok State University of Economics and Service, 2019, Vol. 11, № 2, pp. 13-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.