© В.Д. Самойлов, 2018 УДК 342 ББК 67
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Василий Дмитриевич Самойлов,
доктор педагогических наук, профессор права СНС ВИ (УНО) ВАШ ВС РФ E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Изложены актуальные аспекты государственно-правового обеспечения миграционной безопасности современной России в связи с необходимостью государственно-правового регулирования процесса противодействия нелегальной миграции на территорию страны.
Ключевые слова: миграционная безопасность, нелегальная миграция, миграция, государственная миграционная политика, государственно-правовое обеспечение, миграционные процессы.
Для цитирования: Самойлов В.Д. Государственно-правовые аспекты миграционной безопасности России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):31-4.
STATE-LEGAL ASPECTS OF MIGRATION TO RUSSIA'S SECURITY
Vasiliy D. Samoylov,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of law SNA VI (UNO) VAGSH THE ARMED FORCES
Abstract. In the article actual aspects of state-legal support for the migration security of modern Russia. This is due to the need for state-legal regulation of the process of counteracting illegal migration on the territory of the country.
Keywords: security, migration, illegal migration, migration, state migration policy, state-legal support of migration processes.
Как показал анализ ряда исследований, государственно-правовые основы обеспечения миграционной безопасности России определяются усилением влияния миграционных процессов на эффективность демографических и социально-экономических изменений, связанных с увеличением потребностей страны в трудовых ресурсах [6, с. 205—247]. При этом организационные основы обеспечения миграционной безопасности [5, с. 372—378] связаны с распределением властных полномочий для противодействия угрозам безопасности в социальной, экономической, пограничной и иных сферах между федеральными органами исполнительной власти (МВД России, ФСБ России, Минтруда России и др.) и их территориальными органами.
Под миграционной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз в сфере миграции. Семь из восьми миграционных процессов в России обусловлены необходимостью пересечения рубежа госграницы, поэтому угрозы миграционной безопасности неразрывны с угрозами территориальной целостности государства и с пограничной сферой [5, с. 90—95].
В свою очередь, угрозы безопасности России в пограничной сфере обусловлены активизацией деятельности трансграничной организованной преступности, зарубежных террористических организаций. При этом задачи органов государственного управления в пограничной сфере со-
ставляют: пресечение деятельности транснациональной оргпреступности, нелегальной миграции [3; 4]; обеспечение на территории России личной безопасности, конституционных прав и свобод гражданина и человека [2, ст. 6, 27, 62; 3; 4].
Вместе с тем, наличие нерешенных проблем в сфере миграции существенно влияет на эффективность реализуемой миграционной политики, формирование миграционных намерений российских и иностранных граждан, перспективы социально-экономического и демографического развития России. Хотя внешняя политика России направлена на защиту законных прав и интересов российских граждан за рубежом, в том числе с применением мер политического, экономического и иного характера [6, с. 231—233].
Подчеркнем отсутствие в сфере миграции концептуального документа, отражающего взгляды руководства страны на управление миграционными процессами. Явно неудачная Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 1 марта 2003 г. № 256-р), в январе 2006 г. завершила свою историческую миссию. Поэтому правовые основы обеспечения миграционной безопасности определены на проектной основе Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, в разработке которой автор принимал непосредственное участие в качестве заместителя руководителя Межведомственной рабочей группы при МВД России, но которая, по нашему мнению, требует и современной трактовки, и ее утверждения Президентом РФ.
Цель государственной миграционной политики России — обеспечить эффективное управление миграционными процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, безопасности государства, геополитических интересов, прав и свобод человека и гражданина.
Отсюда в качестве приоритетных направлений государственной миграционной политики России могут быть следующие, основные: • разработка и реализация мер по привлечению
в страну квалифицированных иностранных работников и снижению уровня эмиграции путем
повышения миграционной привлекательности России;
• содействие добровольному переселению соотечественников в Россию;
• формирование гармоничной системы расселения на основе обеспечения миграционной привлекательности регионов страны с учетом демографической ситуации, потребностях в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития, создания благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения;
• эффективное противодействие нелегальной миграции в системе борьбы с организованной преступностью и терроризмом на международном и внутригосударственном уровнях.
Основу государственной миграционной политики России могут составить следующие, научно обоснованные [5; 6], принципы:
• учет интересов личности, семьи, общества и государства, индивидуальный подход к решению проблем различных категорий мигрантов, реализация конституционных прав человека на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства [2, ст. 27];
• обеспечение безопасности России и защита ее интересов;
• приоритетное использование национальных трудовых ресурсов;
• привлечение в регионы, испытывающие отток людей, на постоянное место жительства трудящихся-мигрантов на основе профессионально-квалификационных критериев их отбора;
• обеспечение в российском законодательстве общепризнанных прав и свобод мигрантов, включая их защиту от насилия, ксенофобии, дискриминации и вовлечения в преступную деятельность, на основе принципа равенства всех перед законом и судом;
• взаимоуважение и добрососедство местных жителей и мигрантов;
• взаимодействие органов государственного управления и органов местного самоуправления с общественными организациями и учреждениями, выступающими в поддержку мигрантов.
Таблица
Основные задачи государственной миграционной политики России
В сфере законодательства
Обеспечение интересов России при разработке, заключении, участии в международных договорах и их реализации в сфере миграции, включая обеспечение защиты прав и свобод россиян за рубежом Совершенствование законодательного регулирования въезда, выезда, транзитного проезда и пребывания иностранцев на территории России, включая их трудовую деятельность
Развитие международного сотрудничества для внедрения системы раннего предупреждения / предотвращения экстренной массовой миграции Совершенствование международно-правовой базы в области медицинского, социального и пенсионного страхования мигрантов и членов их семей
В социально-экономической сфере
Оказание государственной поддержки и содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа Совершенствование социального и экономического регулирования процесса расселения людей на территории страны
Разработка региональных балансов трудовых ресурсов, демографических и миграционных процессов; создание эффективной системы миграционного учета Формирование механизмов предотвращения этноконфессиональных конфликтов и толерантных взаимоотношений
В области информатизации
Усовершенствование государственной информационной системы миграционного учета, а также паспортно-визовых документов, содержащих электронные носители информации Обеспечение оперативного информирования российских и иностранных граждан о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными гарантиями в регионах
В области внешней трудовой миграции
Создание благоприятных условий для возвращения высококвалифицированных российских специалистов Реализация Государственной программы «Соотечественники» в интересах развития российских регионов
Упрощение процедуры выдачи разрешений на привлечение и использование иностранных работников и разрешений на работу Легализация или урегулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, продолжительное время пребывающих на территории России
В области иммиграции и реадмиссии
Заключение реадмиссионных соглашений о приеме, возврате и транзите лиц, нелегально находящихся на территории России Организационно-правовое упорядочение процедур административного выдворения и депортации иностранцев и апатридов
Создание межведомственной системы миграционного контроля, унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного и пограничного контроля, АСУ Принятие мер для противодействия транснациональной организованной преступности, терроризму, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми
Разработка совместно с органами власти субъектов РФ мер социально-экономического и административно-правового характера для предупреждения нелегальной миграции, незаконного привлечения и использования труда иностранных работников, выявления нарушений правил въезда и пребывания иностранцев на территории России [7, с. 147—154].
В таблице представлены основные задачи государственной миграционной политики России, связанных с обеспечением защищенности личности, семьи, общества и государства [6, с. 224— 226].
Несомненно, должно быть обеспечено поддержание высокого уровня государственной (не национальной) безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, чтобы создать благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала людей [5, с. 353—354].
Как показали результаты анализа, основные показатели реализации задач миграционной безопасности с 2008 г. до настоящего времени, составили: а) снижение уровня нелегальной занятости с 35 до 5—10%; б) повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 до 70—85%; в) снижение уровня безработицы с 6 до 2—3%; г) связанные с выполнением мероприятий Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. [6, с. 246—248].
Выводы: миграционной безопасности России присущи организационно-правовые аспекты, определяющие ее сущность, содержание, виды и особенности государственно-правового регулирования. Для надежной защиты личности, семьи, общества и государства от внешних и внутренних угроз в сфере миграции разработаны и реализуются нормативные правовые акты: Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г. др. Однако для реализации государственных интересов России в сфере миграции, обеспечения ее миграционной безопасности требуется обоснованный, адаптированный к проблемам обеспечения конституционной, экономической, экологической, демографической, продовольственной и других видов без-
опасности, концептуально-политический правовой акт.
Литература
1. Герасимов С.А. Реадмиссия: конституционно-правовые основы возвращения незаконных иммигрантов в государства их происхождения: конституционно-правовые основы возвращения незаконных иммигрантов в государства их происхождения: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 4.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Краснов А.Ю. Государственная политика противодействия незаконной миграции: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. М.: РАГС, 2010.
4. Лянной В.А. Правовые и организационные основы деятельности правоохранительных органов государств—членов Европейского союза по противодействию нелегальной миграции: Ав-тореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: АУ МВД РФ, 2011.
5. Самойлов В.Д.Миграциология. Конституционно-правовые основы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013— 2017.
6. Самойлов В.Д. Государственно-правовое регулирование социально-экономических и политических процессов: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2013—2017.
7. Шевченко К.Д., Земсков Ю.В., Коро-беев В.А., Демиденко Д.П. Миграционная безопасность России (административные процедуры): учебное пособие / Под общ. ред. В.Я. Кикотя, А.В. Земсковой. М.: АЭБ МВД России, 2008.
8. Панов А.И. Куда ведут нас глобализм и антиглобализм? (политологический анализ) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2015. № 3.