ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИЦИИ ПО ЛИНИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
THE PROBLEMATIC ASPECTS OF DETERMINING JURISDICTION IN OPERATIONAL SERVICE OF THE TRANSPORT POLICE FOR COMBATING DRUG TRAFFICKING
УДК 342.722
w
ДЕНИСОВА,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород)
С.Н. МОРОЗОВ
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
ALINA YU. DENISOVA,
Postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
SERGEY N. MOROZOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье раскрыты основные понятия обеспечения безопасности отдельных слоев общества, а также каждого отдельно взятого индивида, которые являются приоритетными субъектами по формированию целей для защиты основных прав и свобод в совокупности взаимодействия и подведомственности объектов оперативного обслуживания транспортной полиции по линии противодействия незаконному обороту наркотических средств, что во многом отражает одну из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его (государства) развитие. С учетом этого безопасность выступает необходимым условием развития общественных отношений, гарантией существования и жизни населения. В рамках статьи авторами выделяются самостоятельные понятия относительно транспортной безопасности в ее совокупном соотношении с общественной безопасностью. Одним из основных субъектов транспортной безопасности в контексте обеспечения общественной безопасности являются органы внутренних дел, в структуру которых входят подразделения полиции по контролю за оборотом наркотиков. Учитывая опыт деятельности подразделений по контролю за оборотом наркотиков органов внутренних дел на транспорте, авторы предлагают нормативно закрепить возможность реализации ими своих полномочий на иных объектах вне объектов оперативного обслуживания.
Ключевые слова: транспортная безопасность, незаконный оборот наркотических средств, национальная безопасность.
Для цитирования: Денисова А. Ю., Морозов С. Н. Проблемные аспекты определения подведомственности объектов оперативного обслуживания транспортной полиции по линии противодействия незаконному обороту наркотических средств // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 2. С. 69.
Abstract: the article reveals the basic concepts of ensuring the safety of individual layers of society, as well as each individual, who are priority subjects in the formation of goals for the protection of fundamental rights and freedoms in the aggregate of interaction and jurisdiction of the objects of operational service of the transport police in the area of combating drug trafficking, which largely reflects one of the priority functions of any state. It is from the state of security of these elements that the prosperous and promising development of the state largely depends. Taking this into consideration, security is a necessary condition for the development of social relations, a guarantee of the existence and life of the population. The article presents the independent concepts regarding transport security in its cumulative relationship with public safety. One of the main subjects of transport security in the context of ensuring public security are the internal affairs bodies, which include the police units for control over drug trafficking. Taking into account the experience of the activities of the units for controlling the traffic of drugs of the internal affairs agencies for transport, the authors propose to regulate the possibility of exercising their powers at other facilities outside the operational maintenance facilities.
Keywords: transport security, drug trafficking, national security.
For citation: Denisova A.Yu, Morozov S.N. The problematic aspects of determining jurisdiction in operational service of the transport police for combating drug trafficking // Problems of Law Enforcement Activity. 2018. № 2. P. 69.
Обеспечение безопасности общества и личности является одной из приоритетных функций любого государства. Именно от состояния защищенности указанных элементов зависит во многом благополучное и перспективное его (государства) развитие. С учетом этого безопасность выступает необходимым условием развития общественных отношений, гарантией существования и жизни населения [1].
Обеспечение безопасности невозможно без наличия соответствующих правовых и организационных мер.
Пункт 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», содержит понятие «национальной безопасности». Напомним, что это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства1.
Понятие транспортной безопасности дается в ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Транспортная безопасность - состояние защищенности объек-
1 Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
тов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Данное определение, сформулированное в названном Законе, логично вытекает из терминологии, используемой в вышеприведенных нормативных правовых актах2.
Вместе с тем не следует категорично обособлять транспортную безопасность от более широкого понятия общественной безопасности. Об этом свидетельствует содержание УК РФ и КоАП РФ: в них деяния, посягающие на транспортную безопасность, помещены в разделы, содержащие составы деяний, направленных против общественной безопасности и общественного порядка.
Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Обеспечение безопасности осуществляется государством на всех видах транспорта: автомобильном, железнодорожном, водном и воздушном [2].
Обеспечением безопасности на всех видах транспорта в рамках своей компетенции занимаются органы внутренних дел. Большая доля объема мероприятий по повседневному обеспечению безопасности на транспорте ложится на МВД России.
2 Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транс-
портной безопасности» // Парламентская газета. 2007. № 25.
В настоящее время разграничение подведомственности объектов оперативного обслуживания между транспортной полицией и иными подразделениями органов внутренних дел осуществляется на основании Приказа МВД России от 28 марта 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания»3.
Как видно из названия Приказа, он должен быть направлен на организацию эффективного взаимодействия в противодействии преступным проявлениям, в том числе в отношении незаконного оборота наркотических средств на объектах транспортной безопасности.
В правоприменительной практике при реализации полномочий в данном направлении могут возникать трудности объективного характера. Их суть заключается в том, что сотрудники подразделений по контролю за оборотом наркотиков МВД России не могут в своей деятельности выходить за пределы объектов оперативного обслуживания, что существенно снижает эффективность и в целом качество их деятельности. Данный факт отражается непосредственно в нормативных правовых документах, регламентирующих деятельность вышеназванных под-
3 Приказ МВД России от 28.04.2014 № 381 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о централизованном учете персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного дела», «Положением о централизованном учете персональных данных гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в органы внутренних дел Российской Федерации») // Российская газета. 2014. № 175.
разделений МВД России на транспорте. Также подтверждение этому можно найти в анализе практической деятельности, что обнаруживается при выявлении следующих обстоятельств:
1) среди множества этапов и процедур незаконного оборота наркотических средств от производителя к конечному потребителю только один процедурный момент проходит через транспортную инфраструктуру;
2) в момент организации незаконного оборота наркотических средств следует обращать внимание на тот факт, что лица, находясь на объектах транспорта, зачастую железнодорожного, находятся в состоянии мобильности, что в целом усложняет процедуру пресечения противоправных действий4.
Как мы видим, в Приказе МВД России от 28 апреля 2015 г. № 381 «Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания» есть определенные элементы экстерриториальности. В частности сотрудниками подразделений ЭБиПК в своей деятельности разрешено выполнять свои профессиональные задачи за пределами объектов оперативного обслуживания.
На основании вышесказанного считаем необходимым организовать на законодательном уровне аналогичный порядок для деятельности подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.
4 Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 (ред. от 30.12.2011) «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений») [Электронный ресурс]. - Доступ из СПС «Консультант Плюс».
Литература
1. Притула В.Н., Зайцев А.Н., Геворкян С.К. Транспортная безопасность // Транспортное право. 2013. № 2. С. 13-16.
2. Юридическая энциклопедия / отв. ред. Б.Н. Топорнин. - Москва, 2001.
3. Шаров М.И. Актуальные вопросы противодействия незаконному обороту аналогов наркотических средств и психотропных веществ (теория и практика) / Противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в современной России: уголовно-правовой и криминологический аспекты всероссийская научно-практическая конференция / под общей редакцией И.И. Батыршина. - Москва: Научно-исследовательский центр ФСКН России, 2015. С. 191-194.
4. Дорофеев И.Н., Пестов Н.Н. Факторы, обусловливающие специфику деятельности органов внутренних дел на транспорте в современных условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 74-78.
5. Фомин В.В. Некоторые особенности расследования уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотических средств на железнодорожном транспорте / Борьба с преступностью: теория и практика: материалы II Международной научно-практической конференции. - Могилев, 2014. С. 164-166.
6. Бондаренко А.Е., Пилявец С.В. Методика расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств на воздушном и железнодорожном транспорте. - Калининград: Калининградский юридический ин-т, 2009. 26 с.
7. Тарчоков Б.А., Гаврюшкин Ю.Б., Кодзоков А.Х. Взаимодействие правоохранительных органов в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ // Евразийский юридический журнал. 2018. № 2 (117). С. 280-281.
8. Юдин П.А. Актуальные проблемы уголовно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров // Общество и право. 2017. № 2 (60). С. 79-82.
9. Поздняков А.П., Чувашова Е.Н. Деятельность территориальных органов МВД России на транспорте по борьбе с незаконным оборотом наркотиков / Актуальные вопросы деятельности линейных подразделений территориальных органов МВД России на транспорте: материалы конференции. 2017. С. 108-115.
10. Руденко А.С., Егорова Т.И. Некоторый международный опыт противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков // Вестник Владимирского юридического института. 2016. № 2 (39). С. 89-92.
= References =
1. Pritula V.N., Zajcev A.N., Gevorkyan S.K. Transportnaya bezopasnost' // Transportnoe pravo. 2013. № 2. S. 13-16.
2. Yuridicheskaya ehnciklopediya / otv. red. B.N. Topornin. - Moskva, 2001.
3. Sharov M.I. Aktual'nye voprosy protivodejstviya nezakonnomu oborotu analogov narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv (teoriya i praktika) / Protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv, ih analogov i prekursorov v sovremennoj Rossii: ugolovno-pravovoj i kriminologicheskij aspekty vserossijskaya nauchno-prakticheskaya konferenciya / pod obshchej redakciej I.I. Batyrshina. - Moskva: Nauchno-issledovatel'skij centr FSKN Rossii, 2015. S. 191-194.
4. Dorofeev I.N., Pestov N.N. Faktory, obuslovlivayushchie specifiku deyatel'nosti organov vnutrennih del na transporte v sovremennyh usloviyah // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2017. № 74-78.
5. Fomin V.V. Nekotorye osobennosti rassledovaniya ugolovnyh del, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv na zheleznodorozhnom transporte / Bor'ba s prestupnost'yu: teoriya i praktika: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Mogilev, 2014. S. 164-166.
6. Bondarenko A.E., Pilyavec S.V. Metodika rassledovaniya prestuplenij v sfere nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv na vozdushnom i zheleznodorozhnom transporte. - Kaliningrad: Kaliningradskij yuridicheskij in-t, 2009. 26 s.
7. Tarchokov B.A., Gavryushkin Yu.B., Kodzokov A.H. Vzaimodejstvie pravoohranitel'nyh organov v sfere protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. № 2 (117). S. 280-281.
8. Yudin P.A. Aktual'nye problemy ugolovno-pravovogo protivodejstviya nezakonnomu oborotu narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih prekursorov // Obshchestvo i pravo. 2017. № 2 (60). S. 79-82.
9. Pozdnyakov A.P., Chuvashova E.N. Deyatel'nost' territorial'nyh organov MVD Rossii na transporte po bor'be s nezakonnym oborotom narkotikov / Aktual'nye voprosy deyatel'nosti linejnyh podrazdelenij territorial'nyh organov MVD Rossii na transporte: materialy konferencii. 2017. S. 108-115.
10. Rudenko A.S., Egorova T.I. Nekotoryj mezhdunarodnyj opyt protivodejstviya prestupnosti v sfere nezakonnogo oborota narkotikov // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2016. № 2 (39). S. 89-92.
(статья сдана в редакцию 02.06.2018)