УДК 343.57
О правовых основах противодействия незаконному обороту наркотиков в России
Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: kmn8@mail.ru
Обухова Татьяна Валерьевна, старший следователь СУ УМВД России по г. Екатеринбургу
e-mail: tv_obukhova@mail.ru
В статье анализируются вопросы реализации политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков в России как социально негативному явлению. Проводится систематизация имеющихся нормативных актов в области обеспечения безопасности и противодействия незаконному обороту наркотиков. Предлагается авторская позиция по совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: безопасность; преступление; наркотики; оборот наркотиков; противодействие незаконному обороту наркотиков.
On the legal basis for counteracting illegal drug trafficking in Russia
Kosarev Maksim Nikolaevich,
Аssistant professor of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Сandidate of Law, Аssistant professor
Obukhova Tatyana Valeryevna,
Senior Investigator Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Yekaterinburg
The article analyzes the implementation of the policy in the sphere of combating illicit drug trafficking in Russia as a social and negative phenomenon. Systematization of existing normative acts in the field of ensuring security and countering illicit drug trafficking is carried out. The author's position is proposed to improve the legislation in this area.
Key words: security; crime; drugs; drug trafficking; countering drug trafficking.
Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества1, способствующий распространению такого заболевания, как наркомания, выступает социально негативным явлением, представляющим одну из угроз для современного общества. Общественная опасность его очень высока и присуща всем странам мира. Как справедливо отмечается исследователями, «в XX в. незаконный оборот наркотиков приобрел крайне опасные масштабы, в него вовлечена большая часть государств, составляющих мировое сообщество, а сеть нелегальной транспортировки не-
1 Далее - наркотики.
законно выращенных, кустарно изготовленных или промышленным способом произведенных наркотических средств и психоактивных веществ опутала своей паутиной практически всю планету»2. При этом данная тенденция продолжает только усиливаться в начале XXI в. за счет развития современных технологий (химических, биологических, информационно-телекоммуникационных, робототехнических, генной инженерии и т. д.). Именно поэтому в настоящее время в сфере международного сотрудничества принимаются беспрецедентные меры по ограничению незаконного трафика наркотиков.
2 См.: Ролик А. И., Романова Л. И. Наркомания и наркотизм -острейшие проблемы мирового социума / А. И. Ролик, Л. И. Романова // Наркоконтроль. 2009. № 2. С. 2.
Потребление наркотиков оказывает массово разрушительное влияние на здоровье людей1, вызывая помимо самого заболевания наркоманией распространение попутных заболеваний (например, гепатита и ВИЧ-инфекций), способствующих повышению смертности среди наркоманов, что требует от государства принятия комплекса здоровьеохранительных мер правового, организационного, кадрового, материально-финансового характера.
Необходимо отметить, что незаконный оборот наркотиков продуцирует и укрепляет сопряженные виды преступности (организованную, коррупционную, незаконную миграцию, оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т. д.), а наркомания является фоновым явлением не только для девиантного поведения (бродяжничество, проституция, попрошайничество), но и основой для совершения преступлений насильственной и корыстной направленности (убийства, причинение вреда здоровью, хулиганство, кражи, грабежи, разбойные нападения и др.) в связи с необходимостью постоянного поиска источника средств на приобретение наркотиков для их регулярного потребления.
В России сохраняется высокий уровень незаконного распространения наркотиков среди населения, особенно в детской и молодежной среде. Увеличивается доля высококонцентрированных и синтетических наркотических средств и психотропных веществ в их незаконном обороте. В сбыт наркотиков активно вовлекаются несовершеннолетние, женщины, безработные2. Так, в 2016 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 201 165 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что составляет 9,31 % от всех (2 160 063) зарегистрированных преступлений3. Все это представляет серьезную угрозу для здоровья населения, демографии, экономики страны, правопорядка, а также безопасности государства.
Противодействие незаконному обороту наркотиков продолжает оставаться одной из важных составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и включает комплекс взаимосвязанных мер, в том числе и правовых, которые государство и общество предпринимают для минимизации негативных последствий от названной угрозы. Важнейшим фактором, способствующим выстраиванию эффективной системы противодействия любому общественно опасному явлению, выступает законодательство, которое должно быть согласованным, целевым,
1 Всемирный доклад о наркотиках 2016 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/doc/wdr2016/ WDR_2016_ExSum_russian.pdf (дата обращения: 10.04.2017).
2 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. № 14 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo. gov.ru (дата обращения: 10.04.2017).
3 Общие сведения о состоянии преступности 2016 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. Режим доступа: http://www.mvd.ru (дата обращения: 10.04.2017).
понятным и мобильным. В связи с этим содержанием данной статьи является рассмотрение системы антинаркотического законодательства, действующего на территории России в настоящее время, и формулирование предложений по его совершенствованию.
В Российской Федерации практически с нуля формировалась новая политика государственного регулирования и нормативно-правовая база в сфере легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Однако действующее в стране законодательство не лишено пробелов и противоречий. Зачастую отсутствует единообразная практика толкования и применения правовых норм, регламентирующих контролируемый оборот, что, с одной стороны, снижает эффективность действия таких норм, а с другой - способствует появлению условий для утечки фармацевтических препаратов из легального обращения в нелегальный оборот4.
В настоящее время система нормативных актов, определяющая регулирование оборота наркотических средств и психотропных веществ, включает в себя:
- Конституцию Российской Федерации;
- документы стратегического планирования Российской Федерации;
- федеральные законы Российской Федерации;
- указы Президента Российской Федерации5;
- постановления Правительства Российской Федерации6;
- иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти Российской Федерации7.
4 См.: Абрамов А. Ю., Косолапова Н. В., Михайлова Ю. В. Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 2. С. 9.
5 См.: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в сфере миграции»; указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с Положением о Государственном антинаркотическом комитете, Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации ).
6 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 1 октября 2012 г. № 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей ст. 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
7 См.: Приказ Минздрава России от 27 марта 2017 г. № 131 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения».
Конституция Российской Федерации является базовым источником правового регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ. В ст. 41 Основного Закона страны предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Так, согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ производство наркотических средств и порядок их использования находятся в ведении Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следующей стоит рассмотреть Стратегию национальной безопасности Российской Федерации1, которая является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты государства, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности России и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Указанная Стратегия закрепляет тезис о том, что одной из основных угроз государственной и общественной безопасности является деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Главным направлением обеспечения государственной и общественной безопасности является совершенствование правового регулирования предупреждения преступности, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями. А обеспечение государственной и общественной безопасности осуществляется путем повышения эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, органов государственного контроля (надзора), совершенствования единой государственной системы профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, и иных правонарушений (включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики), разработки и использования специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений. Можно сделать вывод, что документ не только выделяет незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ как основную угрозу национальной безопасности, но и предлагает пути решения указанной проблемы.
Основополагающим целевым документом стратегического планирования в области противодействия обороту наркотиков можно назвать Стратегию государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года2. Ее генеральной целью
1 О Стратегии национальной безопасности РФ [Электронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2017).
2 Об утверждении Стратегии государственной антинаркоти-
ческой политики Российской Федерации до 2020 года [Элек-
является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства. Также в рассматриваемом документе прописаны конкретные направления для достижения сформулированной цели, понятия, субъекты и объекты антинаркотической деятельности, стратегические цели политики. Немаловажно то, что Россия реализует меры, направленные на совершенствование законодательства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров и в области противодействия их незаконному обороту, в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. Основным содержанием системы мер по сокращению предложения наркотиков в незаконном обороте являются согласованные действия организационного, правоохранительного, нормативно-правового и международного характера, принимаемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими противодействие незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров.
Кроме того, в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года указаны и ожидаемые результаты ее реализации, такие как:
а) существенное сокращение предложения наркотиков и спроса на них;
б) существенное сокращение масштабов последствий незаконного оборота наркотиков;
в) создание и функционирование государственной системы мониторинга наркоситуации в РФ;
г) создание и функционирование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков;
д) современная система лечения и реабилитации больных наркоманией;
е) стратегические планы по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ;
ж) действенная система мер противодействия наркотрафику на территории РФ;
з) надежный государственный контроль за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
и) организационное, нормативно-правовое и ресурсное обеспечение антинаркотической деятельности.
Наибольшего внимания заслуживает анализ базисного по отношению к рассматриваемой тематике Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»3. Указанный Федеральный закон № 3-ФЗ устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотиков, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоро-
тронный ресурс]: указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2017). 3 Далее - Федеральный закон №3-Ф3.
вья граждан, государственной и общественной безопасности. Федеральный закон №3-ФЗ включает в себя понятийный аппарат, организационно-правовые основы деятельности в рассматриваемой сфере.
Важный аспект, который нам хотелось отметить относительно указанного нормативного акта, то, что с учетом дуалистичности оборота наркотиков, который может быть как легальным и обладать социально полезным свойством (медицинские, научные цели), так и незаконным, обладающим общественной опасностью (противоправные деяния, немедицинское потребление), в Федеральном законе № 3-ФЗ не раскрывается содержание понятия противодействия незаконному обороту наркотиков, хотя сам термин активно применяется в тексте закона. Чтобы исключить проблемы в понимании указанного термина, по нашему мнению, по примеру федеральных законов, направленных на противодействие социально негативным явлениям1, необходимо включить в ст. 1 Федерального закона № 3-ФЗ понятие «противодействие незаконному обороту наркотиков», понимаемое как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц:
а) по предупреждению незаконного оборота наркотиков, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих его совершению (профилактика);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков (борьба);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий незаконного оборота наркотиков.
Данное разъяснение будет способствовать более качественному определению целей и формулированию задач по выстраиванию и реализации политики противодействия незаконному обороту наркотиков в нашей стране.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков (ст. 6.8-6.9.1, 6.13, 6.15, 6.16, 6.16.1, 10.4, 10.5, 10.5.1, 20.20, 20.22).
Наиболее строгий вид юридической ответственности за незаконный оборот наркотиков предусматривается Уголовным кодексом Российской Федерации2. В гл. 25 УК РФ «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» содержатся составы преступлений, которые описывают причинение существенного вреда или создание угрозы причинения такого вреда для безопасности здоровья населения путем нарушения общественных отношений по закон-
1 См.: Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
2 Далее - УК РФ.
ному обороту наркотиков. В указанной главе данному обстоятельству посвящены ст. 228-234.1 УК РФ.
Анализируя вышеназванные антинаркотические уголовно-правовые нормы, хотелось бы обозначить, по нашему мнению, упущение законодательной формулировки ч. 2 ст. 228.1 УК РФ. Буквальное толкование текста ч. 2 данной статьи не включает в преступное деяние сбыт «растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества», несмотря на то, что в диспозиции ч.1 ст. 228.1 УК РФ указанные растения или их части отнесены к альтернативным предметам преступления. Общественная опасность сбыта растений и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, предполагает необходимость расширения предмета сбыта в ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, что будет способствовать формированию эффективной уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что в России в рамках общегосударственной системы противодействия незаконному обороту наркотиков созданы правовые основы этой деятельности, которые нуждаются в дальнейшей своевременной оценке, анализе и совершенствовании с учетом изменяющихся современных общественных реалий.
Библиографический список
1. Абрамов А. Ю. Современное российское законодательство в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ / А. Ю. Абрамов, Н. В. Косола-пова, Ю. В. Михайлова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. -№ 2. - С. 9-14.
2. Ролик А. И. Наркомания и наркотизм - острейшие проблемы мирового социума / А. И. Ролик, Л. И. Романова // Наркоконтроль. - 2009. - № 2. - С. 2-7.
Bibliograficheskij spisok
1. Abramov A. YU. Sovremennoe rossijskoe zakonodatel'stvo v sfere oborota narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv / A. YU. Abramov, N. V. Kosolapova, YU. V. Mihajlova // Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny. - 2014. -№ 2. - S. 9-14.
2. Rolik A. I. Narkomaniya i narkotizm - ostrejshie problemy mirovogo sociuma / A. I. Rolik, L. I. Romanova // Narkokontrol'. - 2009. - № 2. - S. 2-7.