УДК 34
ББК 67 © С.И. Агафонов, И.А. Адмиралова, 2018
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
К ВОПРОСУ О БОРЬБЕ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ В РОССИИ
Сергей Иванович Агафонов, помощник начальника по правовой работе, начальник правового отдела Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Ирина Александровна Адмиралова, профессор кафедры подготовки сотрудников полиции
по охране общественного порядка и подразделений по вопросам миграции, кандидат юридических наук, доцент ВИПК МВД России (142007, Московская область, Домодедово, мкрн. Авиационный, ул. Пихтовая, д. 3) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается проблема борьбы с незаконной миграцией, а также основные факторы, определяющие высокую миграционную привлекательность Российской Федерации, масштабы незаконной миграции в России, основные меры противодействия незаконной миграции — возвращение иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство, в страну их гражданской принадлежности (постоянного проживания). Российским законодательством предусмотрены такие формы принудительного возвращения, как административное выдворение, депортация и реадмиссия. Ключевые слова: незаконная миграция, реадмиссия, иностранные граждане, миграционные процессы.
ON THE ISSUE OF COMBATING ILLEGAL MIGRATION IN RUSSIA
Sergei I. Agafonov, assistant to the head of legal work, head of legal department
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Irina A. Admiralova, professor of the department of police training in public Order Protection and Migration Units, candidate of legal sciences, associate professor
VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia (142007, Moscow region, Domodedovo, Aviation municipality, ul. Pikhtovaya, d. 3) E-mail: [email protected]
Annotation. The article deals with the problem of combating illegal migration, as well as the main factors determining the high migration attractiveness of the Russian Federation, the scale of illegal migration in Russia, the main measures to combat illegal migration — the return of foreign citizens and stateless persons who violated the migration legislation in the country of their citizenship (permanent residence). Russian legislation provides for such forms of forced return, as administrative expulsion, deportation and readmission. Keywords: illegal migration, readmission, foreign citizens, migration processes.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Агафонов С.И., Адмиралова И.А. К вопросу о борьбе незаконной миграцией в России. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(5):236-239.
Миграция людей — необходимая часть человеческой жизни. Миграции играют прогрессивную роль, поддерживают единство страны, обеспечивают закрепление малонаселенных окраин, снабжают районы освоения рабочей силой, обеспечивают получение образования и работы отсталыми народностями, регулируют процессы развития в социуме, позволяют людям найти свое место в жизни. Современная миграция влияет на все стороны развития общества: экономику и политику, демографию и национальные отношения, идеологию и религию, преступность и правопорядок.
Вместе с тем мигранты — пришельцы всегда вызывают неоднозначные отношения к себе коренного, постоянно проживающего населения. Прибывая в избранные ими места временного или постоянного жи-
тельства, они объединяются на национальной или этнической основе, противопоставляют себя коренному местному населению, чем создают социальную напряженность, формируя негативные стереотипы. При этом зачастую совершают дерзкие преступления, создают преступные сообщества, расширяя противоправную деятельность, становясь потенциальными правонарушителями для местного населения.
Рассматривая административно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации как совокупность норм, регулирующих правоотношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления, касающегося въезда, проживания, регистрации иностранцев, их выезда либо депортации
за пределы Российской Федерации, следует отметить, что в качестве административных правонарушений в области защиты прав и свобод граждан, способствующих незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства и нарушению ими режима пребывания на территории Российской Федерации, в частности, являются: нарушение иностранным лицом правил привлечения и использования иностранной рабочей силы; незаконный провоз лиц через государственную границу Российской Федерации; нарушение режима пересечения государственной границы РФ, совершенные иностранными гражданами и лицами без гражданства; нарушение иностранным гражданином режима пребывания в России, выразившееся в несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания «влечет наложение административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации» [1, с. 235].
Основными факторами, определяющими высокую миграционную привлекательность Российской Федерации, являются:
♦ выгодное географическое положение Российской Федерации, граничащей как с государствами Европы, так и Азией, имеющей общую государственную границу протяженностью около 60 тыс. км;
♦ умеренный пропускной пограничный режим, благоприятствующий развитию взаимовыгодных экономических, культурных и иных связей с сопредельными странами;
♦ исторически сложившиеся этнокультурные традиции населения в регионах Российской Федерации, граничащих с рядом зарубежных стран;
♦ действующий безвизовый упрощенный порядок въезда на территорию Российской Федерации для граждан и лиц без гражданства из большинства государств — участников СНГ и некоторых других зарубежных стран;
♦ высокий уровень безработицы, низкий уровень оплаты труда, экономическая и политическая нестабильность в ряде стран СНГ;
♦ большая потребность в рабочей силе в ряде отраслей экономики.
По данным пограничных органов, ежегодно Российскую Федерацию посещает более 20 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, большинство из которых составляют граждане государств СНГ.
Сложившаяся в настоящее время миграционная ситуация требует выработки четкой национальной миграционной стратегии, определение направления и формы ее реализации. В политической сфере она выступает непосредственной угрозой безопасности страны; в экономической — способствует расширению масштабов теневой экономики, развивающейся вненалого-вого законодательства, обострению ситуации на рынках труда и вытеснению с него российских фирм и работников ; в социальной — приводит к усилению социальной напряженности и ксенофобии. В этнической — отрицательно влияет на демографический баланс коренного населения и провоцирует межэтническую напряженность, ухудшая криминальную обстановку.
В криминальной сфере незаконная (нелегальная) миграция повышает криминогенность на территории проживания мигрантов. Среди трех составляющих незаконной миграции — незаконный (нелегальный) въезд, незаконное пребывание и нелегальная трудовая деятельность —последняя наиболее характерна для РФ, так как осуществляется с нарушением действующего административного и трудового законодательства.
Нелегальные трудовые мигранты не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и, что важно, социальной защиты государства, а значит, часто находят средства к жизни в теневом секторе экономики или путем совершения правонарушений. Они деформируют национальный рынок труда, расширяют «ниши» теневой занятости, представляя тем самым реальную угрозу экономической безопасности страны. Прямые убытки, наносимые нелегальными мигрантами по экспертным оценкам составляют порядка 200 млрд руб. в год.
Фактически государству в борьбе с нелегальной миграцией противостоят не сами мигранты, а криминальные, организованные транснациональные группировки, которые действуют на территории России. Они хорошо оснащены технически, что позволяет им качественно изготавливать поддельные паспорта, печати, документы, приглашения, визы; отличаются гибкостью, которая позволяет им реагировать на изменение обстановки в пунктах пропуска через границу и вносить коррективы в работу всех взаимодействующих звеньев. Причем, каналы нелегальной переправки мигрантов часто совпадают с каналами наркотрафика и нелегальной торговли оружием.
Определение масштабов незаконной миграции в силу ее скрытости является достаточно сложной зада-
чей. Экспертными исследованиями под эгидой Международной организации по миграции (MOM), масштаб незаконной миграции на территории России колеблется в пределах 10—15 млн человек [2, с. 34].
Мощным конфликтогенным фактором выступает высокий криминальный потенциал многих мигрант-ских сообществ. Возросло число иностранцев, представителей титульного населения из бывших республик СНГ, въезжающих в Россию с нарушением установленных правил. Для незаконного перемещения через границу товаров и грузов, преступные группировки используют различные ухищрения, такие как ложный экспорт, сокрытие истинных объемов перемещаемых грузов, двойная бухгалтерия на сопроводительные документы, провоз контрабанды вне пунктов пропуска. Для защиты своих интересов привлекаются коррумпированные представители органов государственной власти.
Инициирование миграционных процессов соседними с Россией государствами приводит к увеличению в ее приграничных районах этнических диаспор. Во многих случаях мигранты, прибывшие в качестве туристов по приглашениям и по другим основаниям, в последующем переходят на нелегальное положение, оседая на территории России.
Можно констатировать, что к настоящему времени сформировалась определенная практика проникновения и расселения мигрантов и их интеграция в экономику России. Это привело, с одной стороны, к формированию новых элементов этнокультурной структуры, а с другой — стало причиной возникновения совершенно новых для России в целом проблем, в том числе проблем этнокультурной безопасности. Нарушение этнокультурного воспроизводства чревато проявлением таких негативных явлений, как психологическая дезориентация, распространение девиантных форм поведения, что в свою очередь угрожает культурной идентичности. Поэтому неслучайно этнокультурная идентичность взята под защиту не только национального, но и международного права. В частности, этнокультурное разнообразие положено в основу развития человечества.
В соответствии с существующей правовой базой РФ государству вменяется в обязанность охранительная деятельность по отношению к культурам всех населяющих ее народов и меньшинств в рамках национально-культурных автономий. И главный вопрос заключается в том, как организовано такое сосуществование этнических групп на одной территории, чтобы культурный
обмен не угрожал национальной безопасности и не порождал такого болезненного социально-правового явления, как нелегальная миграция.
В этой связи главной целью, стоящей перед государством в современных условиях, является получение максимального позитивного эффекта от миграции, в первую очередь, экономического и социального.
В качестве основных путей достижения этой цели рассматриваются, с одной стороны, создание условий максимального благоприятствования иммиграции и натурализации тех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, чье пребывание в России отвечает ее интересам, с другой — формирование действенной системы противодействия незаконной миграции.
Вместе с тем, говоря об определенном упрощении администрирования миграционных процедур, нельзя забывать и о необходимости выстраивания четкой модели противодействия нелегальной миграции. В последние годы этому направлению деятельности уделяется особое внимание. Ежегодно за нарушения российского миграционного законодательства к административной ответственности привлекается более 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Однако один из инструментов противодействия нелегальной миграции, а именно институт депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, сегодня применяется недостаточно эффективно.
Изучение практики выявления и раскрытия преступлений в сфере миграции показало, что большинство из них выявляется сотрудниками полиции общественной безопасности, управлений и отделов по вопросам миграции органов внутренних дел.
Анализ деятельности правоприменительных органов показал, что условиями, способствующими совершению преступлений, предусмотренных ст. 322-1 УК РФ являются:
♦ практическое отсутствие учета иностранцев, проживающих на территории работодателей и, как следствие, эта категория иностранцев полностью выпадает из поля зрения правоохранительных органов;
♦ недостаточно объективная и полная информированность оперативных подразделений о структуре и деятельности организованных преступных групп, связанных с подготовкой и совершением преступлений иностранцами;
♦ недостаточно изучен механизм деятельности ОПГ, занимающихся организацией незаконной миграции;
♦ неудовлетворительная организация пропускного режима в местах компактного проживания иностранных граждан (гостиницы, общежития и др.);
♦ просчеты в организации информационно-пропагандистской работы с иностранными гражданами, прибывающими в РФ.
Наиболее слабым звеном в поиске фактов, свидетельствующих об организации незаконной миграции, является процесс сбора и фиксации информации, касающейся нелегального проживания иностранцев. В процессе работы, в частности, необходимо устанавливать:
♦ способ пересечения границы, маршрут проезда, финансирование, оказание помощи в приобретении проездных документов, предоставление места жительства и работы, заключение трудовых договоров (контрактов), выплата зарплаты, подъемных средств и др.;
♦ в чем конкретно выражается незаконность въезда в РФ (место и время пересечения границы, период нахождения на территории РФ, причины отсутствия необходимых документов и др.);
♦ обстоятельства незаконного транзитного проезда иностранного гражданина (откуда, в какое государство направляется, время въезда на территорию РФ, причины отсутствия документов, необходимых для транзитного проезда, и др.).
Основными источниками информации об организации незаконной миграции являются:
♦ рекламные объявления (журналы, газеты, Интернет и т.п.);
♦ объявления об оказании услуг по трудоустройству, временной регистрации, прописке;
♦ базы данных фирм, занимающихся туризмом и трудоустройством за границей, сведения об их представителях;
♦ служащие рекламных агентств, агентств по сдаче жилья внаем, сотрудники паспортно-визовых подразделений;
♦ материалы плановых проверок строительных и других объектов, предприятий и организаций.
При этом очерченный круг источников информации не является исчерпывающим.
Одна из мер противодействия незаконной миграции — возвращение иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших миграционное законодательство, в страну их гражданской принадлежности. Российское законодательство предусматривает такие формы принудительного возвращения, как административное выдворение, депортация и реадмиссия [3, с. 43].
Процедура реадмиссии начала применяться с 1 июня 2007 г., когда вступило в силу Соглашение между РФ и Европейским сообществом о реадмиссии.
В соответствии с указанным Соглашением, реадмиссия означает передачу запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц, чей въезд, пребывание или проживание в запрашиваемом государстве признаны незаконными в соответствии с положениями настоящего Соглашения.
Российской Федерацией заключено 18 соглашений о реадмиссии: (с Европейским сообществом, Данией, Норвегией, Исландией, Швейцарией, Лихтенштейном, Арменией, Вьетнамом, Узбекистаном, Турцией, Казахстаном, Киргизией, Украиной, Белоруссией, Монголией, Сербией, Боснией и Герцеговиной, Корейской Народно-Демократической Республикой) и 41 исполнительный протокол о порядке их реализации, Меморандум о взаимопонимании по вопросам борьбы с незаконной миграцией с Индией и Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией с Китаем, содержащее положения, касающиеся порядка осуществления реадмиссии. Из числа заключенных соглашений о реадмиссии вступило в силу 17 соглашений о реадмиссии и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией.
В целом можно сказать, что в Российской Федерации создана комплексная нормативная правовая база для противодействия незаконной миграции.
Литература
1. Лукашов Ю.А. Все об административных правонарушениях. М., 2003.
2. Бюллетень «ООН в России» № 1 (115) январь — март 2018 г.
3. Адмиралова И.А., Краюшкин А.В. Обеспечение прав и свобод граждан в деятельности сотрудников полиции при реализации миграционного законодательства российской федерации: Учеб. пособие. Домодедово, 2018.
References
1. Lukashov Yu.A. Vse ob administrativnykh pravo-narusheniyakh. M., 2003.
2. Byulleten' «OON v Rossii» № 1 (115) yanvar' — mart 2018 g.
3. Admiralova I.A., Krayushkin A.V. Obespecheniye prav i svobod grazhdan v deyatel'nosti sotrudnikov politsii pri realizatsii migratsionnogo zakonodatel'stva rossiyskoy federatsii: Ucheb. posobiye. Domodedovo, 2018.