УДК 342
Научная специальность 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
РЕАЛИЗАЦИЯ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Д. В. Покрищук*
Аннотация. Рассмотрены основные тенденции миграционного законодательства Российской Федерации на современном этапе. Анализируются как запретительные меры воздействия для пресечения потоков нелегальной миграции, так и действия законодателя, открывающие и либерализирующие рынок труда для легальных трудовых мигрантов. В статье также проанализированы положения законодательства, изменяющие трудовой статус граждан стран-членов Евразийского экономического союза. Указан ряд положений в миграционном законодательстве, требующий совершенствования.
Ключевые слова: миграция, миграционное законодательство, трудовая миграция, миграционная политика, Евразийский экономический союз.
REALIZATION OF THE MIGRATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
D.V. Pokrishchuk*
Abstract. The article describes the Russian Federation main trends of immigration law at the current stage. Restrictive measures to stem the flow of the irregular migration and legislator actions opening and liberalizing labour market for legal migrants are been analysed. The article analyses the legislation, witch changes Eurasian economic Union state members citizens employment status. Also a number of provisions of the immigration law which need to be improved are specified.
Keywords: migration, immigration law, labour migration, migration policy, Eurasian economic union.
Российская Федерация является второй страной в мире по количеству принимаемых иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, по данным Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел России, в 2016 г. на территорию Российской Федерации в общей сложности въехало свыше 16 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Наибольшее количество иностранных граждан прибыло в Россию из Узбекистана (3,3 млн), Украины (2,5 млн), Таджикистана (1,9 млн). По данным на апрель 2017 г., с начала текущего года на миграционный учет было поставлено 3,9 млн человек.
В качестве основных центров притяжения мигрантов в 2016 г. можно выделить две крупнейшие агломерации (г. Москва с Московской областью — поставлено на миграционный учет 4,4 млн иностранных граждан и г. Санкт-Петербург с Ленинградской областью -2,2 млн), а также Краснодарский край (535 тыс.) [10].
Такое количество иностранных граждан, являющихся носителями собственной культуры и особенно-
* Покрищук Дмитрий Владимирович,
ведущий специалист-эксперт отдела социальной политики, кандидат политических наук
Аналитическое управление аппарата Совета Федерации Российской Федерации
Контакты: ул. Большая Дмитровка, д. 26, Москва, Россия, 103426 E-mail: [email protected]
стей социального поведения, с одной стороны, способствует формированию напряжения в обществе. С другой стороны — трудовая миграция «оказывает определенные экономические выгоды принимающей стране, которые способствуют повышению экономического роста» [8]. Указанная специфика определяет как необходимость четкой регуляции миграционных потоков, так и тенденцию на формирование наиболее благоприятного правового режима для трудящихся-мигрантов.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Серьезное напряжение в обществе создает нелегальная миграция. Несмотря на большую работу, проведенную органами государственной власти, в том числе миграционными подразделениями МВД России, в Российской Федерации находится, по некоторым оценкам, от 8 до 10 млн нелегальных мигрантов [9, с. 56].
Нелегальная миграция продолжает влиять на криминогенную обстановку в стране. Так, по данным Глав-
* Dmitriy V. Pokrishchuk,
leading specialist expert of the social policy department, candidate of political science
Analytical Department of the Council of Federation Staff Russian Federation
Contacts: ul. Bol'shaya Dmitrovka, 26, Moscow, Russia, 103426 E-mail: [email protected]
в открытом доступе на сайте sovnauka.com
ного информационно-аналитического центра МВД России, на конец 2016 г. иностранными гражданами на территории Российской Федерации было совершенно 37,8 тыс. преступлений, из них 87,7% (33,2 тыс.) гражданами СНГ. Удельный вес совершенных иностранными гражданами преступлений в общем количестве раскрытых по Российской Федерации составляет 3,7%.
В 2016 г. выявлено 206 тыс. мигрантов, допустивших нарушения режима пребывания или осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Ранее в России на федеральном уровне был принят ряд мер законодательного характера, нацеленных на упорядочение миграционных процессов, повышение их прозрачности, противодействие нелегальной миграции.
В частности, установлен законодательный запрет на въезд в Россию в течение трех лет для иностранных граждан, не выехавших из России по истечении 30 суток со дня окончания срока их временного пребывания.
Также приняты изменения, согласно которым предусматривается возможность ограничения права на въезд в Россию иностранному гражданину, если он два или более раз в течение трех лет привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории России. При этом в случае повторного вынесения в отношении иностранного гражданина решения о реадмиссии, депортации либо об административном выдворении за пределы России срок ограничения его права на въезд на территорию России составит десять лет. За 2016 г. было выдворено и депортировано 60 тыс. иностранных граждан.
С 1 января 2014 г. закон ограничил продолжительность непрерывного временного пребывания в России иностранных граждан, имеющих право въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, периодом в 90 суток из каждых 180 дней.
С 2014 г. также действует автоматизированная система обязательной дактилоскопической регистрации трудовых мигрантов, включая возможность их проверки по отпечаткам пальцев в режиме реального времени. Эту процедуру уже прошли порядка 7 млн человек. Использование подобного механизма является дополнительным фильтром для выявления лиц, въехавших в Россию с измененными паспортными данными.
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ
Наряду с ужесточением ответственности за нарушения в сфере миграции, был создан благоприятный режим получения разрешительных документов для трудовых мигрантов, приезжающих в Россию в безвизовом порядке.
С 1 января 2015 г. введена патентная система для трудоустройства иностранных граждан, прибывших на территорию России в безвизовом режиме. Данная категория мигрантов может работать по патентам как у физических, так и юридических лиц. Режим квотирования иностранной рабочей силы был отменен. За патент уплачивается фиксированный авансовый платеж, который умножается на региональный коэффициент. Таким образом, субъект Федерации, устанавливая региональный коэффициент, участвует в ценообразовании патента и регулировании количества иностранных работников на своей территории. За 2016 г. было выдано порядка 1,5 млн патентов. По данным МВД России, сумма поступившего в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов на конец октября 2016 г. превысила 38 млрд руб. (рост по сравнению с показателем 2015 г. — почти в 1,5 раза).
Также было упрощено регулирование трудовой деятельности иностранных граждан. Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен гл. 50.1 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства».
Приняты меры для обеспечения трудящихся-мигрантов в части социального страхования. С января 2015 г. вступил в силу закон, который установил обязанность работодателей отчислять за иностранных работников, временно пребывающих на территории России, взносы в Фонд социального страхования в размере 1,8%. Данной категории иностранных граждан предоставляется право на пособие по временной нетрудоспособности по причине болезни.
Проблемы трудовой миграции, в частности, оптимизации процедуры получения патентов, были частично решены, в том числе в связи с появлением центров миграции, которые позволяют в одном месте пройти все предусмотренные законом этапы для получения разрешительных документов на осуществление трудовой деятельности.
Можно отметить положительный опыт работы с мигрантами на примере государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Многофункциональный миграционный центр». В данном центре иностранные граждане могут пройти тестирование по русскому языку, истории Российской Федерации, основам ее законодательства, сдать необходимые медицинские анализы, приобрести полис добровольного медицинского страхования, получить нотариальные и банковские услуги. Подобная организация работы может стать оптимальной организационной моделью регулирования миграции в субъектах Российской Федерации. Аналогичные центры
5
уже созданы в Краснодарском крае, Калужской, Самарской, Иркутской областях и ряде других регионов.
Были приняты меры законодательного характера, ограничивающие возможность административного выдворения иностранных граждан за незначительные правонарушения.
В 2016 г. по инициативе Правительства Российской Федерации был принят закон, который дал судам возможность не подвергать обязательному административному выдворению лиц за однократное нарушение правил въезда, либо режима пребывания в Российской Федерации, совершенное в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях. Стоит отметить, что в 2016 г. количество иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшихся выдворению и депортации, по сравнению с 2015 г. сократилось на 48% (60 тыс. и 117 тыс. соответственно) [10].
Также законодатели отказались от привлечения мигрантов к административной ответственности за пересечение Государственной границы Российской Федерации при наличии оснований для временного проживания в Российской Федерации. Так, в мае 2017 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно закону, гражданам государств, имеющих визовый режим с Россией, а также лицам без гражданства одновременно с разрешением на временное проживание (далее — РВП) в Российской Федерации будут выдаваться визы временно проживающего лица на срок действия указанного разрешения. Это позволит избежать правовой коллизии, когда на лиц, имеющих действующее РВП, накладывались штрафные санкции за пребывание в Российской Федерации с визой с истекшим сроком. Стоит отметить, что в целом за 2016 г. было оформлено свыше 323 тыс. РВП иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Направление на либерализацию законодательства было продолжено в части, касающейся приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Так, ранее был принят закон, предоставляющий право на получение вида на жительство в упрощенном порядке, лицам, признанным носителями русского языка, а также беженцам и лицам, получившим временное убежище, которые стали участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Продолжается тенденция, связанная с упрощением визового режима и повышением туристической привлекательности Российской Федерации. Так, был принят закон, сокративший количество документов, которые иностранные граждане обязаны предоставить для оформления российских туристических виз; а также закон, позволяющий устанавливать упрощенный порядок оформления виз непосредственно в пунктах пропуска через государственную границу на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В марте 2017 г. был принят закон, позволяющий иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию через пункты пропуска, расположенные на территории свободного порта Владивосток, оформлять визы в форме электронного документа. Таким образом, указанные лица смогут находиться на всей территории Приморского края до восьми суток. Упрощение визового режима будет способствовать повышению туристической привлекательности края.
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРАЖДАН СТРАН-ЧЛЕНОВ В РАМКАХ ЕАЭС
В мае 2014 г. президенты Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о создании ЕАЭС) [2]. Договор о создании ЕАЭС заложил основы формирования единого миграционного пространства. В настоящее время государствами-членами Евразийского экономического союза являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Республика Армения.
В апреле 2017 г. обращение о предоставлении статуса государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе направила Республика Молдова [5].
Согласно данным Института социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук, в январе-апреле 2017 г. в России число поставленных на миграционный учет иностранных граждан из стран Евразийского экономического союза составило более 2 млн человек. Примерно треть из них (свыше 800 тыс. человек) составили граждане Кыргызстана, доля граждан Армении — 27%, Казахстана — 23% и Беларуси — 15%.
Обеспечение свободного движения рабочей силы в ЕАЭС рассматривается как приоритетная задача евразийской интеграции. Для стран, входящих в ЕАЭС, в России действует режим наибольшего благоприятство-
вания в миграционной сфере. Например, с 12 августа 2015 г. в связи с вступлением в силу Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о создании ЕАЭС, было принято решение об исключении из «черных списков» граждан республики, которым был закрыт въезд на территорию России на три года, при условии истечения не менее половины данного срока. Также для граждан стран-членов ЕАЭС в России отсутствует необходимость сдавать экзамен на знание русского языка, оформлять разрешительные документы для трудоустройства.
В целом, ЕАЭС способствует созданию благоприятных условий для осуществления трудовой деятельности мигрантов; выработке согласованных направлений, правил и процедур сотрудничества в вопросах трудовой миграции; предупреждению и предотвращению причин незаконной миграции.
В частности, уже в самом Договоре о создании ЕАЭС содержится норма, которая дает работодателям право привлекать к трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. Предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности не только по трудовому, но и по гражданско-правовому договору. При этом мигрантам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности (ст. 97 Договора о создании ЕАЭС).
Срок временного пребывания или проживания трудящегося определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора. Кроме того, они освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в страну пребывания.
Помимо этого, согласно ст. 98 Договора о создании ЕАЭС граждане государств-членов имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию (кроме пенсионного) с первого дня работы на территории Российской Федерации, а работодатели должны будут уплачивать за них страховые взносы в тех же размерах, что и за граждан Российской Федерации.
Важна реализация достигнутых договоренностей по налогообложению доходов физических лиц. В Договор о создании ЕАЭС заложена правовая норма, в соответствии с которой предусмотрены единые условия налогообложения доходов граждан государств-членов ЕАЭС с первых дней работы по найму.
Кроме того, документом закреплены вопросы прямого, без каких-либо дополнительных процедур, признания документов об образовании для осуществления трудовой деятельности.
Таким образом, в соответствии с Договором о создании ЕАЭС, граждане государств-участников договора — Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана могут свободно и без ограничений осуществлять трудовую деятельность на территории России.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Одной из важнейших проблем, связанных с необходимостью совершенствования законодательства в сфере миграции, является ситуация в центрах временного содержания иностранных граждан МВД России (далее — ЦВСИГ). В связи с отсутствием у Федеральной службы судебных приставов денежных средств на осуществление мероприятий по принудительному выдворению иностранных граждан за пределы Российской Федерации в 2016 г. возникла ситуация, когда около 1700 иностранцев не были вовремя отправлены в страны гражданства. Это привело к дополнительным расходам федерального бюджета, поскольку затраты на содержание в ЦВСИГ только одного иностранного гражданина составляют около 23 тыс. руб. в месяц.
В настоящее время специальные учреждения для содержания лиц, подлежащих выдворению или депортации, функционируют в 76 субъектах РФ, однако обеспечение их деятельности остается проблемным вопросом. С 2010 г. руководители регионов по поручению Президента Российской Федерации должны были принять законодательные и организационно-распорядительные меры по созданию указанных учреждений. Однако, по данным МВД, за 2016 г. более 38% переданных субъектами Российской Федерации зданий не соответствуют предъявляемым требованиям, а в 29 субъектах Российской Федерации до настоящего момента соответствующие помещения не переданы в федеральную собственность.
В некоторых регионах, например, в г. Санкт-Петербурге, нарушены санитарные нормы. По состоянию на 1 октября 2016 г. в специальном учреждении для мигрантов находилось 240 человек при норме 170.
В сентябре 2016 г. региональной Общественной наблюдательной комиссией Приморского края была проведена проверка центра временного содержания иностранных граждан в г. Артеме. Установлено, что в помещении, рассчитанном на 64 места, находились 116 нелегальных мигрантов, то есть практически вдвое больше нормы.
В целях разрешения вопроса финансирования мероприятий по депортации или выдворению иностранных граждан Советом Федерации выдвинуто предложение об обеспечении постоянного источника финансирования путем выделения регионами процента от доходов, получаемых от продажи патентов приезжих. В декабре
2016 г. было принято Постановление Совета Федерации, где МВД России, Министерству финансов России и ФССП совместно с Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности предлагалось «подготовить предложения об определении дополнительного источника целевого финансирования мероприятий по административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии иностранных граждан и лиц без гражданства и порядку целевого финансирования указанных мероприятий» [5].
2. Существенной проблемой, связанной с миграционными процессами, является реализация законодательства о социальной адаптации мигрантов. Урегулирование данной проблемы позволит повысить эффективность использования труда мигрантов, снизить социальную напряженность.
К текущему моменту принят ряд нормативных правовых актов, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языка и традиций народов РФ, социальную адаптацию мигрантов. Среди них Указ Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия», поправки в закон «О некоммерческих организациях», предоставляющие статус социально ориентированных некоммерческих организациям, которые осуществляют деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов РФ.
Вместе с тем, стоит отметить, что в ряде регионов успешно реализуются программы адаптации и интеграции иностранных граждан. В частности, в Государственную программу Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 2014-2020 гг.» включена подпрограмма «Социальная адаптация и интеграция мигрантов, прибывающих в Самарскую область» [7]. Цель подпрограммы — формирование эффективной модели адаптации и интеграции мигрантов с учетом приоритетов социально-экономического развития Самарской области.
При поддержке администрации губернатора и правительства Пермского края с сентября 2012 г. начала функционировать автономная некоммерческая организация «Пермский миграционный центр». Центр сотрудничает с Агентством по занятости населения Пермского края и работодателями региона, привлекающими на работу иностранную рабочую силу. Автономная некоммерческая организация «Центр по трудоустройству и адаптации мигрантов Республики Татарстан», начала свою деятельность в 2013 г. и также специализируется на комплексной адаптации и профессиональной подготовке мигрантов [13].
3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусматривает подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации в различных формах, включая представление сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации. Соответствующий сертификат выдается по результатам проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации.
В каждом регионе России на базе профильных вузов и специализированных коммерческих организаций были открыты центры тестирования по русскому языку, при этом «методическими и организационными вопросами лингводидактического тестирования иностранных граждан в России занимаются четыре ведущих вуза — МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина и Санкт-Петербургский государственный университет» [12]. Головные образовательные организации высшего образования осуществляют тестирование и на базе других организаций. Создано более 414 центров, они расположены в каждом субъекте Федерации.
В настоящее время в России экзамен осуществляется по двум процедурам: федеральной, проводимой в рамках процедуры получения иностранными гражданами вида на жительство в Российской Федерации, разрешения на временное проживание либо патента; и региональной, диапазон действия которой ограничен тестированием соискателей патента.
Вместе с тем, несмотря на общую направленность данных процедур, методология, содержание и практика проведения двух видов одного экзамена существенным образом отличаются. Необходимо внедрение единой практики организации и проведения данного экзамена в регионах России.
4. В ряду проблем, связанных с реализацией миграционного законодательства, можно также выделить блок, касающийся приобретения гражданства Российской Федерации различными категориями лиц.
В 2014 г. было уточнено законодательство в сфере получения гражданства РФ. В частности, упрощен порядок получения российского гражданства для лиц, ранее проживавших на территории СССР либо Российской империи в пределах Государственной границы РФ, а также для их потомков, владеющих русским языком. Однако лица, претендующие на статус «носителя русского языка» и, соответственно, на вид на жительство и гражданство России, обязаны не просто представить
свой отказ от прежнего гражданства, но и подтверждающий этот факт документ иностранного государства.
В результате, по данным первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками К.Ф. Затулина, гражданство РФ по норме «носитель русского языка» за прошедшие три года смогли получить всего 3000 человек, большинство из которых граждане Таджикистана (в силу действующего соглашения о двойном гражданстве им не нужно предоставлять справку о выходе из гражданства своей страны [1]). В то же самое время свыше млн граждан Украины, бежавших в Россию в результате военных действий на юго-востоке Украины, не могут получить вид на жительство и гражданство, так как власти Украины отказываются предоставлять документальное подтверждение о выходе из ее гражданства.
Имеются трудности при разрешении вопросов приобретения гражданства Российской Федерации некоторыми категориями жителей Крыма. Например, были выявлены проблемы приобретения российского гражданства гражданами Украины, которые по состоянию на 18 марта 2014 г. фактически проживали в Крыму, но не имели на его территории регистрации. В 2016 г. в территориальные органы по миграции МВД России по Республике Крым и по г. Севастополю обратилось порядка 40 тыс. не зарегистрированных в Крыму украинцев, чтобы доказать свое право на российское гражданство.
Ясность в решение данного вопроса внес Конституционный Суд Российской Федерации [3], указавший, что в соответствии с российским законодательством правом на получение российского гражданства обладают находящиеся на полуострове Крым лица, имеющие реальную связь с этой территорией или стремящиеся к установлению такой связи. При этом было особо отмечено, что решение суда об установлении факта постоянного проживания гражданина Украины на территории Республики Крым или города Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 г., вступившее в законную силу, является достаточным и безусловным основанием для признания лица гражданином Российской Федерации.
5. Необходимо учитывать, что открытие границ между странами ЕАЭС создает риски нелегальной миграции, террористических угроз и притока экстремистских элементов. В этой связи особую значимость приобретают вопросы пограничного и иммиграционного контроля, проведение совместных действий по охране границ интеграционного образования.
Так, вместе с трудовыми мигрантами из государств Средней Азии осуществляется проникновение исламских фундаменталистов в Россию. Стоит отметить, что одним из правовых барьеров для нелегальной миграции стали
соглашения между Российской Федерацией и государствами-участниками ЕАЭС о реадмиссии (в настоящее время в двустороннем формате действуют реадмиссион-ные соглашения с Арменией, Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном). Также, в 2015 г. был ратифицирован договор с Республикой Беларусь о взаимном признании и порядке исполнения решений об отказе во въезде на территорию Союзного государства. Договор устранил один из каналов возможной незаконной миграции (ранее иностранный гражданин, которому запрещен въезд на территорию России, мог пересечь государственную границу Беларуси и въехать на территорию РФ).
Вместе с тем, в январе 2017 г. в Республике Беларусь были отменены въездные визы для краткосрочных поездок граждан ряда зарубежных стран. С учетом фактического отсутствия контрольно-пропускных пунктов на российско-белорусской государственной границе существует риск, что въезд в РФ смогут осуществить иностранные граждане, не получавшие на это разрешение.
6. Одним из направлений деятельности в рамках регулирования трудовой миграции может стать возможность организованного набора мигрантов для работы в России.
В настоящее время понимание необходимости подобной деятельности подтолкнуло правительства стран-экспортеров мигрантов к заключению прямых соглашений с предприятиями и организациями России, заинтересованными в привлечении иностранной рабочей силы.
В частности, действует межправительственное соглашение о поддержке трудовых мигрантов из Кыргызстана, которое ориентировано на организованный набор, механизмы оптимизации трудоустройства, адаптации иностранных граждан [4].
Так, в г. Бишкек и г. Ош Республики Кыргызстан созданы Центры трудоустройства. Согласно данным Государственной службы миграции при Правительстве Кыргызской Республики, только за 2015 г. консультацию по вопросам трудоустройства в Российской Федерации в указанных Центрах получили 2990 человек [8].
Также стоит отметить, что в марте 2016 г. при посольстве Кыргызской Республики в РФ было учреждено представительство Государственной службы миграции. Планируется, что в г. Москве в службе миграции будут работать четверо сотрудников, остальные пятеро будут находиться в регионах России — наиболее крупных местах локации трудящихся из республики.
Целесообразно унифицировать данный процесс и принять конкретные меры по формированию и развитию миграционной инфраструктуры — бирж, агентств, сетей социальных центров поддержки трудящихся мигрантов на международном уровне.
Литература/References
1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ) // СПС Кон-сультантПлюс. [The agreement between the Russian Federation and the Republic of Tajikistan on the settlement of issues of dual citizenship (ratified by Federal Law of 15 December 1996 No. 152-FZ). Russian].
2. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС Кон-сультантПлюс. [Treaty on Eurasian Economic Union ((Signed in Astana on May 29, 2014). Russian].
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 4 октября 2016 г. № 18-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 4 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» в связи с жалобой А.Г. Оленева» // СПС КонсультантПлюс. [On business about check of constitutionality of part 1 of article 4 of the Federal constitutional law «About acceptance to the Russian Federation the Republic of Crimea and the formation within the Russian Federation new subjects — Republic of Crimea and city of Federal importance Sevastopol» in connection with the complaint, A.G., Oleneva, The decision of the constitutional Court of the Russian Federation of October 4, 2016 No. 18-P. Russian].
4. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2014 г. № 2260-р «О подписании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики об организованном наборе граждан Киргизской Республики для осуществления временной трудовой деятельности на территории РФ» // СПС КонсультантПлюс. [On signing the Agreement between the government of the Russian Federation and the Government of the Kyrgyz Republic on an organized set of citizens of the Kyrgyz Republic for temporary employment in the territory of the Russian Federation, Order of the Government of the Russian Federation of November 13, 2014 No. 2260-R. Russian].
5. Постановление Совета Федерации от 23 декабря 2016 г. № 631-СФ «О мерах Правительства Российской Федерации по противодействию нелегальной миграции» // СПС КонсультантПлюс. [About the measures of the Government of the Russian Federation on counteraction of illegal migration, the resolution of the Council of the Federation of December 23, 2016 No. 631-SF. Russian].
6. Решение Высшего евразийского экономического совета № 6 «Об обращении Республики Молдова о предоставлении статуса государства — наблюдателя при Евразийском экономическом союзе» // Сайт Евразийской экономической комиссии. [On the inversion of the Republic of Moldova on granting the status of observer in the Eurasian economic Union, The decision of the Supreme Eurasian economic Council No. 6. Russian].
7. Постановление Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. № 672 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Содействие занятости населения Самарской области на 20142020 годы» // СПС КонсультантПлюс. [On approval of the state program of Samara region «Promotion of employment of the population of the Samara region for 2014-2020», The resolution of the Government of the Samara region of November 27, 2013 No. 672. Russian].
8. Аналитическая информация по миграции за 2016 г. // URL://http://ssm.gov.kg/info/view/20 [Analytical information on migration for the year 2016 // URL://http://ssm.gov.kg/info/view/20
9. Горелькова А.С. Трудовая миграция в России. В сб.: Инновационные доминанты социально-трудовой сферы: экономика и управление: Мат. ежегодной междунар. науч.-практ. конф. по проблемам социально-трудовых отношений (16 заседание). Воронежский государственный университет; Академия труда и занятости (воронежское отделение). 2016. с. 54-56. [Gorelikova AS. Labor migration in Russia. In: Innovative dominant socio-labor sphere: Economics and management of the proceedings of the annual international scientific-practical conference on problems of socio-labor relations; 2016 May 20, 2016; Voronezh. Voronezh: Voronezh state University; Academy of labor and employment; 2016. p. 54-6. Russian].
10. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 г. // URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2016 [Report on the activities of the Commissioner for human rights in the Russian Federation for the year 2016 // URL: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2016].
11. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — декабрь 2016 г. с распределением по регионам // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_news/009/359/228/stat_-2016.pdf. [Selected indicators of the migration situation in the Russian Federation in January — December 2016 with the distribution of the regions // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/upload/site1/document_news/009/359/228/stat_2016.pdf|.
12. Олейникова О.Н. Работа центра тестирования по русскому языку как иностранному языку Воронежского государственного университета на базе института международного образования по тестированию иностранцев и лиц без гражданства для приема в гражданство РФ. В сб.: Поиск. Опыт. Мастерство. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов. Воронежский государственный университет; Институт международного образования. Воронеж, 2016. С. 108-113. [Oleynikova ON. The work of the testing center of Russian as a foreign language, Voronezh state University, the Institute of international education testing of foreigners and persons without citizenship for reception in citizenship of the Russian Federation. In: Search. Experience. Skills. Topical issues of teaching foreign students a Collection of articles. Voronezh state University; Institute of international education ; 2016; Voronezh. Voronezh: Voronezh state University; Institute of international education; 2016. p. 108-13. Russian].
13. Хуснутдинова Л.Г. К проблеме адаптации и интеграции мигрантов в полиэтничное сообщество (на примере регионов Урало-Поволжья) // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 145-149. [Khusnut dinova LG. To the problem of adaptation and integration of migrants in the multiethnic community (on the example of regions of the ural-volga region). Samarskiy nauchnyy vestnik. 2016(4):145-9. Russian].
© Покрищук Д.В./Pokrishchuk D.V., 2016. Это произведение распространяется по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная. [This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License].