УДК 343 ББК 67.5
© A.B. Богданов, E.H. Хазов, 2019
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ
Анатолий Васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются миграционные процессы, происходящие в современной России, состояние и перспектива их развития. Анализируются причины и условий появления и распространения нелегальной миграции. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению и противодействию нелегальной миграции на территории России.
Ключевые слова: миграционные процессы, нелегальная миграция, преступность, организованная преступность, противодействие, профилактика, органы внутренних дел.
MIGRATION PROCESSES IN RUSSIA: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF THEIR DEVELOPMENT
Anatoliy V. Bogdanov,
Associate Professor of the Department of Operational-Investigative Activities and Special Equipmen,
Candidate of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Evgeniy N. Khazov,
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law,
Doctor of Law, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article deals with migration processes taking place in modern Russia, the state and prospects of their development. The reasons and conditions for the emergence and spread of illegal migration are analyzed. The main directions of preventive measures to prevent and combat illegal migration in Russia are proposed.
Keywords: migration processes, illegal migration, crime, organized crime, counteraction, prevention, Internal Affairs Bodies.
Citation-инаекс в электронной библиотеке ни ИОН
Для цнтнровання: Богданов А.В., Хазов Е.Н. Миграционные процессы в России: современное состояние и перспективы их развитая. Криминологический журнал. 2019;(3):41-6.
Миграционные процессы одновременно несут в себе как новые возможности, так вызовы и угрозы. Россия входит в четверку мировых лидеров по числу принимаемых иностранных граждан. Мигранты являются особой группой населения со своими религиозными, этническими культурными и иными особенностями. На сегодняшний день угроз в миграционной сфере предостаточно [1]. Это не только экстремистские и террористические угрозы, организованная преступность, наркотрафик [2, с. 152— 156], но и незаконная миграция.
Особенно привлекают мигрантов крупные города России, в том числе приоритетом является столица. Мигранты нам остро необходимы, потому что демографическая ситуация в России продолжит ухудшаться. Без мигрантов мы не можем рассчитывать на поддержание численность населения, решение социальных и экономических проблем [3, с. 18—23]. Исторические особенности миграционной политики 19 — начало 20 века связанные с переселением в Сибирь и Дальний Восток сыграла, как положительную, так и от-
рицательную роль. Переселение, т.е. миграцию можно квалифицировать на следующие виды: военную; крестьянскую; казачью; промышленную; криминальную. Но данная тема требует отдельного исследования [4].
Предполагается обеспечить увеличение населения за счет замещающей миграции. Прогнозируется, что к 2030 году трудоспособное население может уменьшиться на 10 миллионов [5, с. 38]. Демографический фактор в ближайшие 10—15 лет будет оказывать негативное влияние на состояние Российской экономики и общества и это заставляет оценить ситуацию, как кризисную. Так что в ближайшие годы в России будет меньше трудовых рабочих рук. Важно отметить, что отдельными болезненными вопросами для России были и есть утечка квалифицированных специалистов и одновременно наплыв мигрантов 105 тысяч «визовых» мигрантов получат в 2020 году право трудиться в России. Безвизовые мигранты едут трудиться в нашу страну практически без ограничений. В условиях высоких налогов и банковских кредитных ставок бизнес вынужден привлекать дешевую рабочую силу. В 60% случаев работодателем не заключается договор-соглашение с приезжими мигрантами, что ведет к правовым проблемам [6, с. 6].
Миграционные процессы имеют сложный и неоднозначный характер, они оказывают как позитивное, так и негативное воздействие на социально-политическую, экономическую, демографическую и криминогенную обстановку в России и отдельно взятом субъекте Российской Федерации, так и во всем мире [7].
Проблема, которая больше всего беспокоит население России-предотвращение незаконного потока мигрантов.
Россия признает, что мигранты являются благом для страны, т.е дополнительным ресурсом для социально-экономического подъема и решения демографических проблем.
Опыт некоторых стран демонстрирует, к каким нежелательным последствиям может привести отсутствие четкой миграционной программы по адаптации мигрантов так называемые «черные кварталы» и гетто стали рассадниками этнических криминальных группировок, терроризма и экстремизма [8].
Организация незаконной миграции, т.е. незаконного въезда, пребывания сама выступает направлением противоправной деятельности, а с другой стороны, создает основу для осложнения криминогенной обстановки, за счет совершения преступлений мигрантами. Преступления, которые совершают мигранты, обусловлена, иногда необходимой нуждой.
Незаконная миграция (неконтролируемая, внутренняя и внешняя миграция, трудовая миграция) меняет этнический дисбаланс в некоторых субъектах Российской Федерации, где существуют и формируются диаспоры и землячества, а это приводит к межэтническим проблемам, ухудшению криминогенной обстановки [9].
Незаконная миграция несет в себе риски для национальной безопасности. Миграция в целом и нелегальная миграция в частности, является одним из факторов, влияющих на состояние преступности в отдельно взятом регионе, в зависимости от количества мигрантов.
Незаконная миграция, как и миграция в целом одна из причин создания и деятельности организованных преступных групп на территории Российской Федерации. Незаконная и трудовая миграция формирует комплекс факторов, влияющих на существование организованной преступности [10, с. 67—72].
С усилением миграционных процессов в Россию нередко пребывают организованные этнические преступные группы, сформированные на родине и преступники, которые в силу различных причин ужесточения законодательства, утрачивают возможность заниматься преступным помыслом у себя на Родине, т.е. криминальная миграция [11].
На территории России в городах имеются диаспоры и землячества, что позволяет незаконным мигрантам обрести кров, помощь и работу на новом месте, использовать установленные связи иногда в противоправных целях. Преступность среди иностранцев и в отношении иностранных граждан находятся в тесной связи с незаконной миграцией [12, с. 107—114].
Сегодня основными государствами-донорами иностранной рабочей силы для Российской Федерации выступают страны СНГ, на долю которых приходится более 90 процентов от общего числа
всех трудовых мигрантов. Субъекты Российской Федерации получили возможность регулировать количество прибывающих мигрантов. Количество мигрантов в субъектах Российской федерации различно. Самой многочисленной категорией трудовых мигрантов работающих на основании патентов, являются граждане Узбекистана, доля которых составляет около 61%, Таджикистана — примерно 29%, Украины — около 6%, Азербайджана и Молдовы — по 2% [13, с. 40—42].
В настоящее время мигранты, приезжающие к нам из ближайшего зарубежья, заметно отличаются от тех, которые приезжали на заработки в 90-е годы. Мигранты нужны, в этом нет никаких вопросов и сомнений. Да, желательно чтобы к нам приезжали украинцы и белорусы, это было бы идеально. То есть наиболее близкие нам по культуре люди. Но украинцы сейчас ориентированы в основном на Европу, где работают и живут. В Центральной Азии до сих пор высокая рождаемость, много молодежи, но очень мало рабочих мест. Жители центральной Азии — носители совершенно иной культуры.
К тому же некоторые из их приверженцы экстремистских и террористических, т.е. радикальных взглядов, что мы наблюдаем сейчас в Европе и России. Современные экстремисты и террористы — это радикально настроенные мигранты последнего поколения [14, с. 188—194].
Полностью остановить миграционные процессы невозможно, но для того, чтобы они не превратились в долго-текущую проблему, необходимо их постоянно контролировать.
Основными факторами, способствующими формированию террористических и экстремистских угроз со стороны мигрантов это безвизовый и упрощенный порядок трудоустройства, который заключен Российской Федерацией с большинством государств [15, с. 136—141].
Ранее в Москву ехали люди самых разных национальностей и культур, их называли «лимитчиками» и не было никаких проблем. Но тогда в СССР была совершенно другая социально-экономическая политика. Да мир сейчас открыт, люди активно перемещаются, народы перемешиваются. Поэтому мы вряд ли сможем обойтись без мигрантов. В России есть много грязных и тяжелых работ,
а желающих их выполнить, среди коренного населения, очень мало [16].
Еще одним важным событием в сфере миграции международного уровня стало утверждение на Генассамблее ООН Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции в декабре 2018 года [17]. Очень правильное решение об упрощении получения Российского гражданства для жителей Украины. Гражданство России, в частности, нужно давать носителям русского языка [18].
Необходимо давать российское гражданство, как мы считаем, в первую очередь тем, кто собирается не только работать в России, но и остаться здесь на постоянное место жительства, как для себя, так и для своих детей [19, с. 335—340].
Порядок предоставления российского гражданства нужно обязательно упростить, но нельзя давать всем подряд. Так как несколько миллионов мигрантов получают право без проблем пересекать границу, иметь права и льготы гражданина Российской Федерации, но жить постоянно они в России не собираются, а станут приезжать на заработки, особенно из стран центральной Азии. Но к упрощению выдачи российского гражданства нужно подходить, все взвесив, обдумав и оценив. Да таким путем пошла Канада и многие другие успешные страны [20].
Еще одна из проблем, связанная с мигрантами — это работа в такси иностранных водителей. 73% аварий в которых виновны водители такси, приходятся именно среди нелегалов. Вопрос с мигрантами в такси злободневный. Но необходимо помнить об уставе ЕАЭС, в котором говорится о свободном перемещении на Евразийском пространстве товаров, услуг и рабочей силы. Здесь необходимо создание цифрового профиля водителя такси и правильным решением было бы усиление ответственности агрегаторов за предоставление точной информации о водителе [21, с. 66—69].
Необходимо подчеркнуть, что пребывание в Москве значительного количества мигрантов, определенный процент которых является носителями экстремистских и террористических взглядов, активистами и последователями радикальных организаций, а также лицами, причастными к ОПТ и ОПС, в том числе сформированных по этническому принципу [22, с. 6—11].
Условия большого города создают благоприятные условия для анонимной жизни. Что притягивает нелегальных мигрантов. Большую роль в этом играет аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», который является важным элементом обеспечения общественного порядка и антитеррористической защищенности мест массового пребывания жителей, способствует профилактике и раскрытию « уличных» преступлений [23].
Миграционный учет и миграционный контроль за иностранными гражданами на территории Российской Федерации это основной метод оперативно-розыскного и административно-правового регулирования миграционных процессов [24, с. 110— 114].
Основные обязанности по осуществлению контроля, за мигрантами возложены на подразделения по вопросам миграции и участковых уполномоченных полиции МВД России. Преступность меняется и постоянно совершенствуя свою преступную деятельность, в том числе в сфере миграции. Министерству внутренних дел Российской Федерации принадлежит координирующая роль в сфере миграции в целом, а предупреждение, пресечение и раскрытие незаконной миграции в частности. Ни одна страна не может решить проблемы безопасности в одиночку, а особенно в миграционных процессах [25, с. 44—51].
В борьбе с незаконной миграцией, а особенно с ее организованными формами, не обойтись без сотрудничества. Границы изменились, а незаконная миграция, легко преодолевающая такие формальности, осталась [26].
Миграция способна деформировать структуру занятости населения, снижение социальных стандартов труда, что провоцирует работодателей принимать на работу мигрантов и сдерживать для них рост заработной платы, что это иногда ведет к незаконным последствиям, нарушению их конституционных прав и свобод. Мигранты вынуждены выполнять работу, за которую не хотят браться местные жители [27].
Взаимодействие и плодотворное сотрудничество в сфере миграции позволяет оперативно обмениваться информацией и опытом, осуществлять мониторинг и анализ миграционных процессов в регионе, согласовать миграционную политику, со-
действовать реализации совместных проектов по созданию единого миграционного пространства [28, с. 57—62].
Информационное обеспечение деятельности ОВД РФ по-прежнему является одним из основных направлений стратегии борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка, а также основой формирования единого информационного пространства всех правоохранительных органов Российской Федерации [29].
При этом важно создавать благоприятные условия для демографического и социально-экономического развития за счет использования миграционного потенциала [30, с. 20—25]. Профилактика и пресечение правонарушений и преступлений в сфере миграции является одной из приоритетных задач органов внутренних дел в современной России.
Литература
1. Хазов E.H., Горшенева И.А., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Ко-махин Б.Н., Харламов С.О., Дурнев B.C., Саудаха-нов М.В. Основы теории национальной безопасности. М., 2017.
2. Богданов A.B., Кочукаев Н.Т., Хазов E.H. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9.
3. Андрейцо С.Ю., Хазов E.H. Современные тенденции реализации миграционной политики в России. Вестник экономической безопасности. 2016. № 2.
4. Хазов E.H., Горшенева И.А., Егоров С.А., Ларина Л.А., Зинченко Е.Ю., Комахин Б.Н., Харламов С.О., Дурнев B.C., Хазова В.Е. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. М., 2017.
5. Никаноров Г., Радионов И. «Молодецкая убыль» Журнал «Защита и безопасность» 2019, № 2.
6. Гусенко М. Минус 40 тысяч. Квоту на мигрантов снизят. Российская газета 16 октября 2019 г. № 232.
7. Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов A.B., Воронцов A.B., Завьялов И.А., Иван-цов C.B., Ильинский ИИ., Михайлов Б.П., Семен-чук В.В., Хазов E.H. Криминальная среда (оперативно-розыскной аспект) Хабаровск, 2017.
8. Лобзов K.M., Богданов A.B., Ильинский И.И., Хазов E.H., Абакумов О.Б., Балац-кий Д.Ю. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
9. Абакумов О.Б., Богданов A.B., Воронцов A.B., Завьялов И.А., Ильинский ИИ., Михайлов Б.П., Хазов E.H. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты) М., 2014.
10. Богданов A.B., Ильинский И.И., Хазов E.H. Миграционные процессы и их влияние на организованную этническую преступность. Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 3.
11. Климов И.А., Тузов JI.JI., Дубоносов Е.С., Кузьмин H.A., Эриашвили Н.Д., Хазов E.H., Данил-кин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов С.В., Богданов A.B., Щеглов A.B., Комахин Б.Н., Ильинский ИИ, Янишевский А.Б., Абакумов О.Б., Галузо В.Н. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / М., 2019. (4-е изд-е, пере-раб. и доп.).
12. Хазов E.H., Богданов A.B., Ильинский И.И. Незаконная миграция как одна из причин появления и распространения терроризма и экстремизма на территории России. В сборнике: Актуальные проблемы развития конституционализма Материалы научно-методического семинара. 2018.
13. Демиденко Д. Дорожная карта миграции. Журнал МВД РФ «Полиция России» 2019. № 9.
14. Богданов A.B., Ильинский И.И, Хазов E.H. Экстремистская среда — ресурсная база терроризма. Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2.
15. Богданов A.B., Ильинский И.И, Хазов E.H. Терроризм и экстремизм как одна из форм организованной преступности. Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.
16. Хазов E.H., Егоров С.А., Ларина Л.А., Зин-ченко Е.Ю., Харламов С.О., Богданов A.B., Дурнев B.C., Хазова В.Е., Жестянников С.Г. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов. Учебно-методическое пособие / М., 2017.
17. Маилян С.С., Зиборов О.В., Эриашвили Н.Д., Кадников Н.Г., Хазов E.H., Ординар-
цев ИИ, Давитадзе М.Д., Клименко А.И., Иванов A.A., Варсеев В.В., Никитин М.И., Джа-фаровН.К. Правоведение. М., 2019. (4-е изд-е, перераб. и доп.).
18. Зинченко Е.Ю., Хазов E.H. Правовой статус иностранных граждан признанных носителями русского языка. М., 2019.
19. Зинченко Е.Ю., Хазов E.H., Евсеева И.Г. Правовое положение детей-мигрантов в Российской Федерации. В сборнике: Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы сборник материалов III Международной конференции. 2019.
20. Эбзеев Б.С., Лучин В.О., Белоновский В.Н., Хазов E.H., Зиборов О.В., Осавелюк A.M., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Ва-силевич Г.А., Миронов А.Л., Кальгина A.A., Харламов С.О., Егоров С.А., Саудаханов М.В., Радченко В.И., Косолапов М.Ф., Алпатов Ю.М. Актуальные проблемы конституционного права России. М., 2019. (2-е изд-е, перераб. и доп.).
21. Никишин А. За рулем такси не будет водителей — мигрантов. Общественно политический журнал Федерального собрания — Парламента РФ «Российская Федерация-сегодня» 2019. № 9.
22. Богданов A.B., Хазов E.H. Основные направления противодействия незаконной миграции оперативными службами полиции на территории России. Международный журнал конституционного и государственного права. 2019. № 2.
23. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов C.B., Бакланов Л.А., Богданов A.B., Бражников Д .А., Бычков В.В., Галушко В .А., Дубинин A.C., Иванцов C.B., Ильинский И.И, Кундетов А.И., Нап-ханенко И.П., Панюшин Д.Б., Саранчин Д.В., Сыпа-чев А.Ю., Тагиров З.И., Щукин A.M., Щукин В.М., Хазов E.H. и др. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие /М., 2017.
24. Богданов A.B., Ильинский И.И, Иванцов C.B., Хазов E.H. Роль оперативных подразделений криминальной полиции по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере незаконной миграции на территории современной России. Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 2.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
25. Богданов A.B., Ильинский И.И., Хазов E.H. Административно-правовая и оперативно-розыскная деятельность участкового уполномоченного полиции. В сборнике: Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов исполнительной власти материалы межведомственной научно-практической конференции. 2018.
26. Хазов E.H., Горшенева И.А., Иванцов C.B., Егоров С.А., Ларина JI.A., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Харламов С.О., Дурнев B.C., Саудаханов М.В. Организация деятельности полиции зарубежных стран, учебно-методическое пособие / М., 2017.
27. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов E.H., Бе-лоновский В.Н., Эриашвили Н.Д., Чихладзе Л.Т., Пряхина Т.М., Зинченко Е.Ю., Опалева A.A., Оса-велюк A.M., Чепурнова Н.М., Зиборов О.В., Прудников A.C., Харламов С.О., Егоров С.А., Кикоть-Глуходедова Т.В., Миронов А.Л., Саудаханов М.В., Чертова H.A., Булавин С.П. и др. Конституционное право России. М., 2019. (10-е изд-е, перераб. и доп.).
28. Лимонов A.M., Хазов E.H. Реализация миграционной политики в муниципальных образованиях России. Международный журнал конституционного и государственного права. 2016. № 1.
29. Богданов A.B., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов E.H., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец E.H. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска, для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / М., 2016.
30. Лобзов K.M., Богданов A.B., Хазов E.H. Правовой статус личности как субъект и объект правоотношений в современном законодательстве Российской Федерации (теоретическо-методологи-ческий анализ). Вестник экономической безопасности. 2015. № 7.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании.
Спецкурс. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Майлис Н.П. 2019 г. 255 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Н.П. Майлис
Теория и практика судебной экспертизы в доказывании
Спецкурс
Второе издание
Изложены истоки формирования и развития теории судебной экспертизы, основные теоретические понятия. Рассмотрены теория идентификации и диагностики, современная классификация судебных экспертиз, субъекты судебно-экспертной деятельности и система государственных экспертных учреждений. Раскрыто правовое обеспечение судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным уголовным, гражданским, арбитражным и административным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.
Подробно изложены технологическое обеспечение производства судебных экспертиз, их доказательственное значение в раскрытии и расследовании преступлений. Должное внимание уделено информационному обеспечению судебно-экспертной деятельности, комплексным исследованиям, экспертной этике и экспертным ошибкам.
Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, назначающих судебные экспертизы, и специалистов, которые их проводят.