УДК 34 DOI 10.24411/2687-0185-2020-10039
ББК 67
© А.В. Богданов, И.А. Завьялов, Е.Н. Хазов, 2020
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ
Анатолий Васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности
и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Иван Александрович Завьялов, заместитель начальника кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Евгений Николаевич Хазов, главный научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, доктор юридических наук, профессор E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия организованной преступности в сфере экономики в современной России. Анализируются причины и условий появления и распространения организованной преступности в сфере экономики. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению и противодействию организованной преступности в сфере экономики на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, организованная преступная группа, организованное преступное сообщество, профилактика, предупреждение, противодействие, оперативно-розыскная деятельность.
COUNTERING ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF ECONOMY
Anatoliy Vasil'evich Bogdanov,
associate Professor of the Department of operational-investigative activities and special equipment Kikot Moscow University of the MIA of Russia, candidate of law, associate professor
Ivan Alexandrovich Zavyalov, Deputy head of the Department of operational and Investigative activities and special equipment Kikot Moscow University of the MIA of Russia, candidate of law, associate Professor, Evgeniy Nikolaevich Khazov, chief researcher, FGI research Institute of the Federal penitentiary service of Russia, doctor of law, professor
E-mail: [email protected]
Abstract. the article deals with the issues of countering organized crime in the economic sphere in modern Russia. The reasons and conditions for the emergence and spread of organized crime in the economy are analyzed. The main directions of preventive measures to prevent and counteract organized crime in the sphere of economy on the territory of the Russian Federation are proposed.
Keywords: organized crime, corruption, organized criminal group, organized criminal community, prevention, prevention, counteraction, operational search activity.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Богданов А.В., Завьялов И.А., Хазов Е.Н. Противодействие организованной преступности в сфере экономики. Криминологический журнал. 2020;(2):91-100.
На всем протяжении существования современной России, государство уделяет большое внимание укреплению законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране и борьбе с преступностью[1]. Борьба с преступностью и в настоящее время продолжает оставаться серьезной задачей, причем наряду с применением наказания, предусмотренных законом, а также предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений. Предупреждение преступлений и их раскрытие — это две стороны процессуального и не процессуального процесса борьбы с преступностью [2].
Великий сыщик Российской империи А.Ф. Кош-ко предсказывал: «Трудно себе представить такую эпоху, когда не будет надобности в органах, охраняющих имущественную безопасность обывателей, разыскивающих и обнаруживающих преступников и объекты преступлений» [3].
Важная и актуальная задача государства — это совершенствование законодательства по защите и безопасности граждан. Укрепление законности, охрана общественного порядка и борьба с преступностью занимают центральное место в повседневной деятельности правоохранительных органов, особенно борьбе с организованной преступностью в сфере экономики и коррупции[4].
В связи с этим в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» внесена четвертая антикоррупционная задача — установление имущества подлежащего конфискации. С учетом усиления борьбы с коррупцией и организованной преступностью правоохранительным органам необходимо устанавливать имущество, подлежащего конфискации, а без использования сил, средств и методов ОРД сделать это крайне затруднительно^].
Оперативно-розыскная деятельность (далее ОРД) органов внутренних дел (далее ОВД) складывается из повседневно осуществляемых гласных и негласных методов и оперативно-розыскных меро-приятий[6].
Осуществляя оперативно-розыскные мероприятия (далее ОРМ) сотрудники ОВД неизбежно вторгаются в сферу охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан, государственных и общественных организаций. Именно поэтому очень важно,
чтобы ОРМ и вся ОРД осуществлялась в строгом соблюдении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. В статье 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» законодатель специально детализирует и конкретизирует отдельные положения главы 2 Конституции РФ в отношении важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРМ, оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности » [7].
При этом проводимые оперативными подразделениями ОРМ не должны влечь за собой нарушение прав и законных интересов тех лиц, в отношении которых они проводятся[8].
При ущемлении конституционных прав граждан при проведении ОРМ необходимо судебное решение. При осуществлении любого ОРМ, как и ОРД в целом не должны допускаться элементы провокации и фальсификации [9].
Организационные и тактические приемы и способы ОРД должны быть не только максимально эффективными, но и правомерными, то есть соответствовать принципам ОРД.
Важным элементом информационно-аналитической деятельности является прогнозирование организованной преступности, которое осуществляется на основе тщательного изучения, сбора, анализа тенденций и качественных характеристик состояния организованной преступности, а также правовые изменения в законодательстве[10].
Первого апреля 2019 года Президент Российской Федерации подписал поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие уголовную ответственность за занятие высшего положения в преступной иерархии. Таким образом, наносится серьезный удар по организованной преступности и преступности в целом, и ощутимый ущерб такому институту, как «воры в законе» [9].
Это очень сильно подорвет саму основу организованной преступности, которая держится на «ворах в законе», авторитетах, блатных, смотрящих, на которых основывается криминальный мир, культивируется воровская субкультура со своими законами и понятиями, растлевающая несовершеннолетних и молодежь на воле.
В целях последовательного сдерживания организованной преступности необходимо усилить контроль и наблюдение за авторитетами преступного мира. Согласно ст.10 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», органы, осуществляющие ОРД для решения своих задач, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета[11]..
После освобождения из мест лишения свободы «Короли преступного мира» подпадают под административный и оперативный контроль и быстро вернуться за решетку, если возьмутся за старое. Воровские правила, по которым живет тюрьма и зона, насаждаются ворами в законе — элитой российского преступного мира. Связующим звеном связи криминальных структур с частью государственных и муниципальных органов власти и управления стала системная коррупция[12].
Экономические отношения в период COVID-19 и после должны существенно измениться, претерпев финансовую, экономическую, социальную, духовную, нравственную и демографическую коррупцию, последствия которой трудно прогнозировать, но они будут очень значимыми. Следовательно, кризис и пандемия повлияют на ход событий во всем мире. Выход из мирового экономического кризиса потребует более 8 трлн. долларов[1]..
Экономика является фундаментальной основой нашей жизни, куда и устремляются коррупция и организованная преступность. Нарастающий кризис и пандемия неминуемо привлекут организованную преступность в экономику. Развитие рыночных отношений в связи с легализацией частной собственности в 90-х годах ХХ века ввели новые отношения между экономикой и государством. Легальные рыночные отношения столкнулись с коррумпированными чиновниками, принимающими решения в сфере экономики с одной стороны. С другой стороны, собственники стремятся как можно больше получить прибыли в результате недобросовестной конкуренции, которую они получили от коррумпированных чиновников и их покровительства, куда и устремилась организованная преступность[13].
Без рыночной экономики и конкуренции развитие любого государства невозможно. В каждом процессе есть своя причина, в том числе в развитии
организованной преступности и коррупции. На современное состояние преступности сказывается и развитие коррупции, значительное имущественное расслоение общества, экономическое развитие различных субъектов страны, наркотизм, и как следствие состояние социальной сферы и рынка тру-да[14].
Современная организованная преступность — это реальная угроза национальной безопасности в период экономического и финансового кризиса, основываясь на кризисе 2008 года ХХ века. В период экономического и финансового кризиса бизнес может уйти в темную криминальную схему своего развития и существования. Среди граждан занимающихся коммерческой деятельностью, наблюдается тенденция жить «одним днем», когда самое главное на текущий момент — это больше заработать всеми законными и незаконными способами, а дальше будь что будет[15].
Последнее подтверждается кризисом в экономике и коронавирусом, когда малый и средний бизнес жил по «черным схемам» и сейчас получить финансовую помощь от государства невозможно, сами виноваты в сокрытии налогов и незаконным ведением бизнеса. Изучение специальной и юридической литературы, показывает, что наиболее криминальной средой является малый и средний бизнес. Организованная преступная группа (далее ОПГ) и Организованное преступное сообщество (далее ОПС) в период кризиса будут скупать средний и мелкий бизнес легализовывая свои незаконные средства[16].
Большое количество граждан в период кризиса и занимающиеся предпринимательской деятельностью потеряют работу. В среднем и малом бизнесе трудятся свыше 15 млн. человек. Более 10% от ВВП в России — это теневой сектор экономики, которые подпадают под контроль ОПГ и ОПС и многим невыгодно легализовывать свою деятельность, так как подпадают под налогообложение и под контроль ОПГ и ОПС, в этом случае легальные условия предпринимательства проигрывают в этой конкретной борьбе с государством и подконтрольны ОПГ И ОПС [17].
Организованная экономическая преступность — явление трудноискоренимое даже в Ев-
ропейских странах с сформировавшейся правовой базой и работающими механизмами управления.
В современной России по различным оценкам от 40 до 60% производства находятся в секторе теневой экономики, деятельность которого регулируется по особым правилам, не облагается налогами, не контролируется в установленном законом порядке государством, а контролируется ОПГ И ОПС[2].
Наиболее распространенные криминальные сферы, где ОПГ и ОПС распространили свое влияние это: незаконный оборот оружия, ВВ и ВУ; распространение и контрабанда наркотических средств и психотропных веществ[18]; организация незаконной миграции[19]; незаконный оборот драгоценных камней, золота и жемчуга; незаконный оборот черных и цветных металлов; торговля людьми; проституция; незаконная передача детей на усыновление иностранными гражданами; похищение людей и трансплантация органов.
Преступную деятельность в ЖКХ, ТЭК, кредитно-финансовой системе, лесоперерабатывающем комплексе и т.д [20].
Для современных ОПГ и ОПС характерна сложная иерархическая структура, гибкая универсальная специализация и преимущественно региональная или транснациональная сфера криминальной деятельности, все более распространяя свое влияние за пределы России. Существенное влияние в настоящее время на криминализацию общественных отношений продолжает оказывать «этническая» организованная преступность[21].
Главное, чтобы не прошла приватизация по новой, что может обрушить страну, усилить организованную преступность и коррупцию с которой сложно бороться, что произошло в 90-е годы ХХ века, была «свобода» организованной преступности[22].
Самая большая проблема — это политическая нестабильность, которая может привести к массовым стихийным акциям, выступлениям, которые могут перерасти в массовые беспорядки участием финансирования и идеологов из-за рубежа. С усилением социальной разобщенности, недовольством граждан в связи с экономическими и финансовыми проблемами, что может привести к политическому кризису и развалу страны, что это практически невозможно в современный период. Нарушение эко-
номических связей приведет в эту сферу коррупцию и организованную преступность[23].
Массовое обнищание российских граждан в период кризиса и после него, а также возможность выхода из-под контроля мигрантов, находящихся в России, могут послужить всплеску коррупции, преступности, в том числе в организованных формах.
Возможный откат к преступности в «лихие» 90-е ХХ века или еще сложнее, организованнее и агрессивнее.
Произойдет всплеск «финансовых пирамид», суицида, мошенничества в различных способах совершения. На фоне кризиса и коронавируса мошеннические действия активизировались, особенно всплеск киберпреступности. Одной из главных проблем для общества — это возможность сращивания киберпреступности с террористическими и экстремистскими организациями[24].
Наиболее быстро растущим видом кибер-преступности является организованная Интернет — преступность, как главная угроза всему человечеству. В связи с коронавирусом увеличится количество безработных, что приведет к увеличению миграционных процессов и может привести к изменению в динамике и структуре преступности.
Состояние преступности оценивается по цифрам отдельных ее видов: коррупционной, организованной, рецидивной, профессиональной, преступности несовершеннолетних, в состоянии наркотического и алкогольного опьянения и т.д. [25].
Главной целью организованной преступности, ее функционирования и существования является постоянный и целенаправленный поиск ею высокодоходных и малорискованных преступных деяний. Бизнес сейчас и в последующем будет серьезно испытывать большие трудности, что позволит организованной преступности легализовать свои финансовые средства в различные сферы экономики, малый и средний бизнес. Преступная легализация доходов ОПГ И ОПС является одним из экономических факторов воспроизводства организованной преступности. В результате легализации доходов, извлекаемые посредством организованной преступной деятельности, становится элементом нестабильности экономики. Связь ОПГ и ОПС в сфере экономики — это контроль над деятельностью малого и
среднего бизнеса, основанной на угрозе нанесения материального, морального или физического ущерба, непосредственное участие представителей ОПГ и ОПС в предпринимательской деятельности, а также легализация финансовых средств, полученных преступным путем.
Сегодня ни для кого не секрет, что достаточно открыть любую газету, журнал, Интернет и без труда можно обнаружить множество объявлений, сайтов и схем «отмывки денежных средств, полученных преступным путем».
Для отмывания денежных средств могут использоваться как граждане России, так и иностранные юридические и физические лица. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет организованной преступности и коррупционным связям использовать практически любой способ легализации денежных средств[26].
Вывод финансовых средств в оффшорные зоны является основной угрозой национальной безопасности экономики России, так как порождает негативные процессы, которые мешают эффективно развиваться нашей экономике. Коррупционные преступления в сфере экономики и финансов, их последствия служат финансовой опорой организованной преступности. ОПГ и ОПС, действующие в сфере экономики, сращиваясь с сотрудниками правоохранительных органов и с коррупционными чиновниками, легализуют значительную часть теневых капиталов, путем создания «фирм-однодневок», выводом денежных средств в оффшорные зоны, направленные финансовые средства идут на политическую деятельность и борьбу за власть
Коррупция является существенным фактором, способствующим осуществлению наиболее опасных преступлений, включая незаконную миграцию, экстремизм, терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, она является реальной угрозой национальной безопасности[27].
В 2010 году было приняты Совместные указания Генеральной Прокуратуры РФ и МВД РФ от 30 апреля 2010 года № 187/86/2 и от 28 декабря 2010 года № 450/85/3 где указывалась перечень статей УК РФ, относящихся к преступлениям коррупционной направленности в последующем были внесены
изменения в УК РФ [28].
«Коррупция в общественном сознании представляет собой актуальную социальную проблему и является одним из наиболее значимых факторов социальной нестабильности, если она связана с организованной экономической преступностью» [29].
Коррупционные процессы происходят на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в отношениях между людьми в обществе. Особенно опасна коррупция в судах, прокуратуре, правоохранительных органах, поскольку она подрывает веру населения в справедливость и способность государства защитить права и свободы своих граждан, согласно Конституции Российской Федерации[30].
Основным на наш взгляд условием, способствующим распространению коррупции в России, является юридическая безответственность значительной части должностных лиц, включая все ветви власти. Правовое обособление легализации преступных доходов в качестве самостоятельного преступления по Уголовному кодексу РФ связывают исключительно с необходимостью усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией[31].
Стратегическим направлением в борьбе с организованной преступностью является подрыв ее экономической и финансовой основы и коррупционных связей. Необходимо исключить п.1, ст. 575 ГК РФ[32], предусматривающей «дарение обычных подарков» государственными и муниципальными служащими, стоимость которых не превышает 3000 рублей, без ограничения их количества. Данное положение деформирует их правовое сознание и способствует росту коррупции в более крупных разме-рах[33].
Зарубежный опыт, в частности, исполнительный приказ президента США от 18 октября 1990 года № 12731, категорически запрещает: «Принимать подарки от любых лиц или группы лиц, добивающихся от них совершения каких-либо официальных действий, имеющих вместе с ними какие-либо общие дела или осуществляющих деятельность, регулирующую органом, в котором работают эти служащие... Интересы которых в значительной степени зависят от выполнения или невыполнения этими служащими своих должностных обязанностей» [34].
Необходимо восстановить реальную конфискацию на основании судебных приговоров, что соответствовало бы нормам международного права. Несоответствие объема собственности и расходов лица законным доходам, должно стать основанием для расследования.
Организованная преступность в период кризиса будет переживать свой очередной этап развития и приспосабливаться к новым условиям. Процесс выявления предупреждения и раскрытия преступлений, подготавливающих и совершаемых ОПГ и ОПС неразрывно связаны с получением оперативно-значимой информации и документированию их преступной деятельности.
В каждом конкретном случае необходима самая глубокая оценка всей собранной информации для получения объективных выводов о характере противоправной направленности тех или иных ОПГ и ОПС [35].
Борьба с организованной преступной группой и организованным преступным сообществом имеет наибольшую эффективность, когда процесс доказывания основан на использовании результатов оперативно-розыскной деятельности и предоставление их органу дознания, следователю или суду, отвечающих установленным законным требованиям
Успешная борьба с организованной преступностью в сфере экономики связана с развитием, вложениям и ее становлениям в экономике легального частного капитала и стабильных конкурентных рыночных отношениях.
Но при этом необходим оптимальный поиск в борьбе с организованной преступностью и коррупцией, так как они занимают одно из важнейших мест в вопросах политики, безопасности общества, государства и граждан всех ведущих стран мира.
Можно сделать вывод, что необходимо создание в структуре МВД России специализированных отделов и управлений по борьбе с организованной преступностью, а особенно в больших мегаполисах.
Литература
1. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А., и др. Основы теории национальной безопасности. Москва, 2017
2. Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В., и др. Криминальная среда (оперативно — розыскной аспект) Хабаровск, 2017.
3. Кошко А.Ф. «Король сыска: рассказы» М., 2002 г. с.3
4. Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л., и др. Оперативно-розыскная деятельность. Главный редактор: Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук Под редакцией И.А. Климова, доктора юридических наук, профессора. Москва, 2016.
5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349, http://www.pravo.gov.ru.
6. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., и др. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / Москва, 2019. (4-е издание, переработанное и дополненное)
7. Лучин В.О., Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н., и др. Конституционное право России. Москва, 2019. (10-е издание, переработанное и дополненное)
8. Пауков В.К., Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Исаков В.М., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности. учебно-методическое пособие / Москва, 2020.
9. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954, http://www.pravo.gov.ru.
10. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов С.В., и др. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017.
11. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков. Вестник Мо-
сковского университета МВД России. 2018. № 3. С. 173-179.
12. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Хазов Е.Н. Причины и условия появления и распространения профессиональной, рецидивной и организованной преступности в России. Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 216-223.
13. Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н. Теоретико-правовые аспекты обеспечения государственной и общественной безопасности России. В сборнике: Войска национальной гвардии в системе обеспечения государственной и общественной безопасности 2019. С. 75-80.
14. Маилян С.С., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Противодействие коррупционным проявлениям в правоохранительных органах. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 6. С. 101-104
15. Богданов А.В., Ильинский И.И., Завьялов И.А. Организованная преступность и ее общественная опасность. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 116-120.
16. Абакумов О.Б., Богданов А.В., Воронцов А.В. и др. Криминальная среда как объект оперативно-розыскной деятельности (теоретический и прикладной аспекты) Москва,
2014.
17. Богданов А.В., Волченков В.В., Хазов Е.Н., и др. Криминальная среда. понятие, генезис, оперативно-разыскное воздействие. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Москва,
2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I
18. Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152-156.
19. Хазов Е.Н., Егоров С.А., Ларина Л.А., Зинченко Е.Ю., и др. Государственно-правовые
основы миграции и миграционных процессов. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017.
20. Богданов А.В., Хазов Е.Н., Хазова В.Е. Основные направления противодействия коррупционным проявлениям совершаемым в сфере жилищно-коммунального хозяйства органами внутренних дел в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 22-26.
21. Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н., Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности. Хабаровск, 2018.
22. Богданов А.В., Ильинский И.И., Завьялов И.А. Организованная преступность и ее общественная опасность. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 7. С. 116-120.
23. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Терроризм и экстремизм как одна из мировых проблем борьбы с преступностью. Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 231-236.
24. Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., и др. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / Москва, 2016.
25. Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-разыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2. С. 140-144.
26. Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Нормативно-правовое регулирование по противодействию коррупционной деятельности среди государственных муниципальных служащих в
современной России. Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 108-113.
27. Ильинский И.И., Хазов Е.Н.. Экстремистская среда — ресурсная база терроризма. Богданов А.В., Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 188194.
28. Указание Генпрокуратуры РФ N 187/86, МВД РФ N 2 от 30.04.2010. «О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности» Документ утратил силу в связи с изданием Указания Генпрокуратуры России N 52-11, МВД России N 2 от 15.02.2012. http://www.pravo.gov.ru.
29. Дамаскин О.В, «Криминологические аспекты противодействия преступности»: науч.-практ. пособие. — М: Юрлитформ, 2017 год с.228
30. Хазов Е.Н., Хазова В.Е Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина и механизм их реализации. Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 120-123.
31. Лобзов К.М., Абакумов О.Б., Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н., Прокопов А.Г., Рябцев А.В., Посков Я.А. Предательство в форме государственной измены: духовно-нравственный, криминально-психологический и уголовно-правовой аспекты (опыт критического анализа). Москва, 2020
32. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410, http://www.pravo.gov.ru.
33. Эриашвили Н.Д., Алексий П.В., Аникеева Т.М., и др. Гражданское право. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению Юриспруденция / Москва, 2019. (6-е издание, переработанное и дополненное)
34. Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Иванцов С.В., Егоров С.А., Ларина Л.А., Воробьев В.Ф., Зинченко Е.Ю., Харламов С.О., Дурнев В.С., Саудаханов М.В. Организация деятельности
полиции зарубежных стран. учебно-методическое пособие / Москва, 2017
35. Алексеев В.В., Бражников Д.А., Бычков В.В., Богданов А.В., Комахин Б.Н., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскная деятельность и государственная тайна. Тестовые задания / Москва, 2018.
References
1. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Egorov S.A., et al. Fundamentals of the theory of national security. Moscow, 2017
2. Abakumov O.B., Balatsky D.Yu., Bogdanov A.V., et al. Criminal environment (operational - search aspect) Khabarovsk, 2017.
3. A.F. Koshko "The king of detectives: stories" M., 2002, p.3
4. Klimov I.A., Dubonosov E.S., Tuzov L.L., etc. Operational-search activity. Editor-in-chief: N. D. Eriashvili, Candidate of Law, Doctor of Economics Edited by I.A. Klimov, Doctor of Law, Professor. Moscow, 2016.
5. Federal Law of 12.08.1995 N 144-FZ (revised from 02.08.2019) "On operational-search activity" "Collection of legislation of the Russian Federation", 14.08.1995, N 33, art. 3349, http://www.pravo.gov.ru.
6. Klimov I.A., Tuzov L.L., Dubonosov E.S., Kuzmin N.A., Eriashvili N.D., Khazov E.N., and others. Operational-search activity. Textbook / Moscow, 2019. (4th edition, revised and enlarged)
7. Luchin V.O., Ebzeev B.S., Khazov E.N., et al. Constitutional law of Russia. Moscow, 2019. (10th edition, revised and enlarged)
8. Paukov V.K., Bogdanov A.V., Zinchenko E.Yu., Isakov V.M., Ilinsky I.I., Khazov E.N. Observance of constitutional human and civil rights and freedoms in operational-search activities. teaching aid / Moscow, 2020.
9. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N 63-FZ (as amended on 07.04.2020) (as amended and supplemented, entered into force on 12.04.2020) "Collected Legislation of the Russian Federation",
17.06.1996, N 25, art. 2954, http://www.pravo. gov.ru.
10. Abakumov OB, Alekseev VV, Bazhenov SV, et al. Legal bases of operational-search activity. Study guide / Moscow, 2017.
11. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Information and telecommunication network Internet as one of the most demanded resources in countering drug trafficking. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2018.No. 3.P. 173-179.
12. Abakumov O.B., Bogdanov A.V., Khazov E.N. The reasons and conditions for the emergence and spread of professional, recidivism and organized crime in Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019.No. 7.P. 216-223.
13. Zinchenko E.Yu., Khazov E.N. Theoretical and legal aspects of ensuring the state and public security of Russia. In the collection: National Guard Troops in the system of ensuring state and public security 2019, pp. 75-80.
14. Mailyan S.S., Khazov E.N., Bogdanov A.V. Countering corruption in law enforcement agencies. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 6. P. 101-104
15. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Zavyalov I.A. Organized crime and its social danger. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 7. S. 116120.
16. Abakumov O.B., Bogdanov A.V., Vorontsov A.V. and others. Criminal environment as an object of operational-search activity (theoretical and applied aspects) Moscow, 2014.
17. Bogdanov A.V., Volchenkov V.V., Khazov E.N., et al. Criminal environment. concept, genesis, operational investigative influence. Scientific specialty 12.00.08 "Criminal law and criminology, criminal executive law", 12.00.12 "Criminalistics, operational investigative activity, forensic expert activity" / Moscow, 2015. Ser. Scientific publications for lawyers Volume Part I
18. Bogdanov A.V., Kochukaev N.T., Khazov
E.N. Drug smuggling is one of the real threats to Russia's national security. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 9. S. 152-156.
19. Khazov E.N., Egorov S.A., Larina L.A., Zinchenko E.Yu., et al. State and legal foundations of migration and migration processes. Study guide / Moscow, 2017.
20. Bogdanov A.V., Khazov E.N., Khazova V.E. The main directions of countering corruption manifestations committed in the field of housing and communal services by internal affairs bodies in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. No. 7. S. 22-26.
21. Lobzov K.M., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N., Abakumov O.B., Balatsky D.Yu. Islamic extremism: essence, ideology, organization and tactics of their activities. Khabarovsk, 2018.
22. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Zavyalov I.A. Organized crime and its social danger. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2013. No. 7. S. 116120.
23. Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N. Terrorism and extremism as one of the world's problems in the fight against crime. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. S. 231236.
24. Bogdanov A.V., Zavyalov I.A., Ilyinsky I.I., et al. Features of countering cybercrime by criminal investigation units. for cadets, listeners, adjuncts, teachers of educational institutions of internal affairs bodies and practitioners of law enforcement agencies specializing in the fight against crime in the field of computer information / Moscow, 2016.
25. Bogdanov A.V., Turbina O.V., Khazov E.N. Operational-search activities to counter organized crime in the field of illegal migration on the territory of Russia. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. No. 2. S. 140-144.
26. Komakhin B.N., Khazov E.N. Legal regulation on combating corruption among state municipal employees in modern Russia. Economic security bulletin. 2016. No. 1. S. 108-113.
27. Ilyinsky I.I., Khazov E.N .. Extremist environment - the resource base of terrorism. Bogdanov A.V., Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019.No. 2.P. 188-194.
28. Instruction of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation N 187/86, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation N 2 dated 04/30/2010. "On Amendments to the Lists of Articles of the Criminal Code of the Russian Federation Used in the Formation of Statistical Reporting" The document became invalid due to the publication of the Ordinance of the Prosecutor General's Office of Russia N 52-11, Ministry of Internal Affairs of Russia N 2 dated 15.02.2012. http://www.pravo.gov.ru.
29. Damaskin OV, "Criminological aspects of combating crime": scientific and practical. allowance. - M: Jurlitform, 2017 p.228
30. Khazov E.N., Khazova V.E. Legal guarantees of human and civil rights and freedoms and the mechanism of their implementation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. S. 120-123.
31. Lobzov K.M., Abakumov O.B., Bogdanov A.V., Ilyinsky I.I., Khazov E.N., Prokopov A.G., Ryabtsev A.V., Poskov Ya.A. Betrayal in the form of high treason: spiritual and moral, criminal psychological and criminal legal aspects (experience of critical analysis). Moscow, 2020
32. "Civil Code of the Russian Federation (part two)" dated 26.01.1996 N 14-FZ (as amended on 18.03.2019, as amended on 03.07.2019) "Collected Legislation of the Russian Federation", 29.01.1996, N 5, art. 410, http:// www.pravo.gov.ru.
33. Eriashvili ND, Alexy PV, Anikeeva TM, and others. Civil law. textbook for university students enrolled in the direction of Jurisprudence / Moscow, 2019. (6th edition, revised and enlarged)
34. Khazov E.N., Gorsheneva I.A., Ivantsov S.V., Egorov S.A., Larina L.A., Vorobiev V.F., Zinchenko E.Yu., Kharlamov S.O., Durnev V S. S., Saudakhanov M. V. Organization of police activities in foreign countries. teaching aid / Moscow, 2017
35. Alekseev V.V., Brazhnikov D.A., Bychkov V.V., Bogdanov A.V., Komakhin B.N., Khazov E.N. Operational search activities and state secrets. Test tasks / Moscow, 2018.