сольного охлаждения. Молоко при выходе из охладителя приобретает необходимую температуру 14°.
Ежедневная мойка аппарата заключается в циркуляции моечных растворов, чистой воды и периодической ручной мойке пластин, для чего последние раздвигают. Некоторым недостатком пластинчатых аппаратов является наличие уплотнительной резины. В последнее время разрабатываются конструкции пластин без резиновых прокладок.
Пластинчатые пастеризационно-охладительные агрегаты являются весьма экономичными аппаратами, компактны по размеру и обладают большой производительностью — 2 ООО—5 ООО л молока в час и более-
Пластинчатые пастеризационные аппараты в сочетании с другим современным технологическим оборудованием являются неотъемлемой частью гигиеничного закрытого поточного процесса обработки, хранения и разлива молока, осуществляемого на наших передовых молочных заводах.
На маслодельных, сыродельных и небольших городских молочных заводах в последнее время широко применяется паровой пастеризатор с вытеснительным барабаном, показанный на рисунке
Этот пастеризатор состоит в основном из резервуара — 1, парового цилиндра — 2 и вращающегося барабана — 3, обеспечивающего интенсивное перемешивание молока и ограничивающего толщину слоя его у греющей поверхности в 5—6 мм, вследствие чего достигается интенсивный нагрев молока до потребной температуры 85°.
До последних лет в молочной промышленности применялись паровые пастеризаторы с мешалкой. Простота конструкции и удобство обслуживания сделали этот тип аппарата настолько популярным, что он получил наибольшее распространение в молочной промышленности всех стран. Однако пастеризатор с мешалкой оказался аппаратом с очень ненадежным тепловым эффектом в силу целого ряда причин — прохождение молока относительно толстым и неравномерным слоем, неодинаковая длительность пребывания и прогрева частиц жидкости, вспенивание и т. д.
Из-за этих недостатков в послевоенные годы пастеризаторы с мешалкой сняты у нас с производства и заменяются более совершенными пастеризаторами с вытеснительным барабаном рассмотренной выше конструкции.
Г. П. Сальникова
Влияние учебной нагрузки на изменение работоспособности в течение учебного года
Из Института физического ¡воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР
Исследования великого русского физиолога И. П. Павлова показывают, что напряженная работа корковых клеток утомляет, ослабляет и истощает их. «Клетки больших полушарий в высшей степени чувствительны к малейшим колебаниям внешней среды и должны быть тщательно оберегаемы от перенапряжения...» 2.
Значительная учебная нагрузка нарушает рациональное чередование различного вида деятельности школьника в течение дня, сокращает продолжительность активного отдыха, в результате чего затрудняются восстановительные процессы в коре головного мозга, что отрицательно
1 Рисунок заимствован из книги М. Г. Демурова «Молоко и молочные продукты».
2 И. П. Павлов, Полное собрание сочинений, М,—Л. 1951 г изд АН СССР, т. III, кн. 2-я, стр. 392.
3 Гигиена и санитария, № 6
за
отражается на работоспособности учащихся. В результате исследований, проведенных в 1950/51 учебном году, установлено, что для учащихся пятых классов наиболее эффективная продолжительность приготовления уроков должна быть равна двум часам. Однако для того, чтобы приготовить уроки, школьники должны заниматься больше. Продолжительность приготовления уроков ежедневно составляет 3—4 часа. На основании наших наблюдений и исследований мы установили, что продолжительность приготовления уроков в три часа вызывает значительное падение внимания, работоспособности, снижение времени ясного видения и остроты зрения и появление других объективных признаков утомления: зевоты, потягивания, перемены положения тела и т. п.
Повышенная учебная нагрузка отрицательно влияет на динамику работоспособности учащихся в течение учебного года. Несмотря на то, что объем задаваемого учебного материала во второй, третьей и четвертой четвертях распределяется более или менее равномерно, продуктивность занятий у учащихся значительно снизилась в конце второй, в третьей и четвертой четверти. Одинаковые по объему задания выучивались учащимися за более продолжительное время. Значительно понизилась внимательность, сосредоточенность при выполнении заданий, к концу занятий появлялись жалобы на усталость и головную боль. В начале и середине второй и третьей учебных четвертей видимые признаки утомления (зевота, потягивание, изменение положения тела и др.), появлялись в конце третьего часа приготовления уроков. В конце второй, в третьей и в середине четвертой четверти объективные признаки утомления появлялись после 2'/г часов приготовления уроков. Наблюдаемое нами утомление вызвано чрезмерной продолжительностью учебных занятий и может быть объяснено как переход корковых клеток в тормозное состояние. Видимые признаки утомления, установленные нами, наглядно подтверждаются данными табл. 1.
Таблица 1. Регистрация поведения учащихся во время приготовления уроков
ш «3
я
Ч Ю
■=3 9Я
О к ^ я
Четверть 1951/52 учеб-
ного года а
После одного часа
к ч а я О) я та а* х
х « а. я с л
11
£ ° я н
=1
После 2 часов
я 5
я я
№ «
2 5
я Ч
К <и
со О,
со и
Н О. Е
2 с =
« а
О Я ]
с ч
После 2Ч3 часов
я О- я
я а
03
з: со
о я «
си к
2 с я
о ; г
Я Я О
О Я И
Я Ч >-.
После 3 часов
та
йога
Я Ч з
в а) я га с. К со о со
я
я СО со X
я я «о,; £ с Я 2 с я
Я щ О)
ч 2 ч
И 5 я
я 3 О О Я н
с ч >>
163
139
99
Вторая
Последние 10 дней второй четверти .
Третья
Последние 10 дней третьей четверти
Четвертая .....
Последние 10 дней четвертой четверти
100
63 89
50
49
50
100
50 85
40
37
36
13 4
10 12
14
85
14
76
11
29
15
49 13
39 20
42
92
60 85
46
45
47
Нарастание утомления учащихся заметно отражается на динамике работоспособности. Состояние работоспособности школьников оценивалось нами сравнением результатов устного счета, выполняемого до и
после приготовления уроков. Оценивалось время, пошедшее на решение примеров, и количество сделанных ошибок.
В течение года мы систематически проводили наблюдения над 12 школьницами.
Рис. 1. Изменение процентного соотношения неправильно решенных примеров в зависимости от продолжительности приготовления уроков
Снижение работоспособности в третьей, а в особенности в четвертой четверти учебного года мы наблюдали после 2'/г—3-часового приготовления уроков. После 2'/г—3 часов приготовления уроков увеличивается количество ошибок и время, затрачиваемое на устный счет, в третьей четверти по сравнению со второй и в четвертой четверти, по сравнению с третьей.
3*
35
Динамика нарастания количества ошибок в зависимости от продолжительности приготовления уроков и четвертей года представлена на рис. 1.
На нем даны результаты устного счета у 12 учениц, находившихся под наблюдением в течение 1951/52 учебного года.
рис. 2. Изменение процентного соотношения времени ясного видения в зависимости от продолжительности приготовления уроков
На оси ординат цифры выше нулевой линии показывают нарастание количества ошибок (в процентах) в зависимости от продолжительности приготовления уроков. Из представленных кривых видно, что наибольшее количество ошибок, допускаемых учащимися в устном счете, наблюдается в четвертой четверти учебного года.
Для более полной характеристики функционального состояния нервной системы нами было изучено изменение работы зрительного анализатора в результате различной продолжительности приготовления уроков, в частности, изменение времени ясного видения.
На рис. 2 представлено изменение времени ясного видения у 12 учениц, находившихся под наблюдением в течение 1951/52 учебного года.
На оси ординат, вверх от нулевой линии, отложены процентные величины, указывающие на повышение времени ясного видения по сравнению с первоначальной величиной в зависимости от продолжительности приготовления уроков; вниз от нулевой линии отложены отрицательные процентные величины, указывающие на снижение времени ясного видения.
Изменение процентного соотношения времени ясного видения, в зависимости от продолжительности приготовления уроков, показывает, что после 1 '/г часов приготовления уроков в течение всего года время ясного видения увеличивается; после 2 часов приготовления уроков оно изменяется незначительно; после 27г часов приготовления уроков время ясного видения в среднем снижается примерно на 7% во второй, на 11% в третьей и на 16% в четвертой четверти, т. е. практически заметно снижается только в четвертой четверти. Значительное снижение времени ясного видения наблюдается после 3-часового приготовления уроков. Так, во второй четверти время ясного видения в среднем снижается на 25%, в третьей— на 33% и в четвертой — почти на 40%,
У всех наблюдаемых девочек к концу года значительно снизился первоначальный уровень времени ясного видения, как это показывает табл. 2.
Таблица 2. Изменение времени ясного видения в течение года (время ясного видения до начала приготовления уроков в первой и второй четверти берется за 100)
Наблюдаемая Время ясного видения в минутах до начала приготовления уроков в четвертях Процент снижения времени ясного видения до приготовления уроков в четвертях
первой и второй третьей четвертой третьей четвертой
Женя П. . . . 84 69 41 -17 -51
Лида П..... 90 77 64 -14 -29
Алла В..... 98 85 70 -13 —28
Валя П..... 79 76 60 — 4 —24
Роза Т..... 90 80 70 —11 -22
Нина С. ... 112 90 67 -19 —41
Галя Т..... 99 99 85 — 0 -14
Ира Ф. ... 81 72 70 -11 -13
Валя В..... 99 99 93 0 — 6
Приведем теперь отдельные наблюдения, подтверждающие вышеприведенный материал.
Женя П. Практически здоровая девочка. Усидчива и добросовестна. Очень заинтересована в получении хороших отметок.
Приготовление ею уроков чаще всего занимает 3—4 часа. Двухчасовая продолжительность приготовления уроков не вызывает у нее видимых признаков утомления, снижения работоспособности и времени ясного видения. Продолжительность приготовления уроков в 2'/г часа в начале и середине учебного года не вызывала снижения работоспособности, время ясного видения в третьей и четвертой четверти снижалось. Продолжительность приготовления уроков в 3 часа и более вызвала падение работоспособности и снижение времени ясного видения на 25% во второй, четверти, на 40% в третьей и на 60% в четвертой четверти.
Валя В. Практически здоровая девочка. Успеваемость по одним предметам посредственная, а по другим хорошая. На приготовление уроков ежедневно затрачивает 3—З'А часа. В третьей и четвертой четверти учебного года снижение времени ясного видения наблюдалось у нее после 2'/г часов приготовления уроков. Трехчасовое приготовление уроков вызывало падение работоспособности и снижение времени ясного видения во второй четверти в среднем на 18%, в третьей — на 25% и в четвертой — на 35%. В конце года девочка стала жаловаться на головную боль и плохой сон. Девочка прявляла повышенную раздражительность.
Алла В. Практически здоровая девочка. Способная. Учится хорошо. Продолжительность приготовления уроков ежедневно составляет около 3 часов. В конце трехчасовых занятий у девочки наблюдалось падение работоспособности (во второй четверти количество неправильно решенных примеров увеличилось в среднем на 8—10%, а в четвертой — в. среднем на 15—17%) и времени ясного видения (во второй четверти на 15—18%, в третьей на 20—25% и в четвертой на 28—30%).
И р а Ф. Практически здоровая девочка. Учится посредственно. На приготовление уроков в первом полугодии затрачивала 24г—3 часа, во втором — 3—З'/г часа. В конце третьей и четвертой четверти трехчасовое приготовление уроков снизило у нее работоспособность (на 10—15% увеличилось время, затраченное на решение примеров; увеличилось количество ошибок на 15—20%) и время ясного видения (во второй четверти на 20%, в третьей на 30% и в четвертой на 35—40%).
На основании всего изложенного мы приходим к выводу о необходимости упорядочения режима дня учащихся.
•Ь Ъ -к
А. А. Лебедев, М. И. Шрейбер
Организация работы санитарно-эпидемиологической
станции
Из Орехово-Зуевской городской санитарно-эпидемиологической станции
Санитарно-эпидемиологические станции (областные, городские, районные) в настоящее время повсеместно стали основными санитарно-противоэпидемическими учреждениями.
Основное направление, содержание и характер их работы определены «Положением об органах санитарно-противоэпидемической службы».
Однако много вопросов о формах и методах работы самой санитарно-эпидемиологической станции и отдельных ее структурных звеньев остается недостаточно разработанными.
Отбор наиболее рациональных, совершенных, практически применимых форм и методов работы санитарно-эпидемиологических станций является весьма актуальной задачей.