ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
УЧЕБНАЯ, ВНЕУЧЕБНАЯ И ОБЩАЯ НАГРУЗКА, РЕЖИМ ДНЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ ПОВЫШЕННОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ
Т.М. Параничева1, Л.В. Макарова, Г.Н. Лукьянец, Г.Н. Лезжова, Е.В. Тюрина, К.В. Орлов ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва
В ходе исследования были изучены учебная, внеучебная, общая нагрузки и режим дня учащихся 10 и 11 классов при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности. Установлено, что режим дня характеризуется преобладанием статических видов деятельности. У значительного процента школьников старшего школьного возраста выявлено сокращение продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, значительная продолжительность использования ИКТ.
Ключевые слова: учебная нагрузка, школьники, умственная нагрузка, режим
дня
The educational, extracurricular, shared load and the mode of the day the high school students with intellectual activity of high intensity. In the course of the study examined the educational, extracurricular, shared load and the mode of the day the students of classes 10 and 11 with intellectual activity of high intensity. It is established that the day mode is characterized by the predominance of static activities. A significant percentage of pupils of high school age revealed a reduction in duration of night sleep, insufficient exposure to fresh air, low physical activity, lengthy duration of ICT use.
Key word: The educational load, high school student, mode of the day
Состояние здоровья современных детей России внушает обоснованную тревогу и требует тщательного анализа основных влияющих факторов с целью разработки первостепенных мероприятий по его охране и укреплению. На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия развития. Специалисты связывают ухудшение здоровья воспитанников образовательных учреждений с так называемыми школьными факторами риска (условия обучения, интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, низкая двигательная активность, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.д.), которые оказывают негативное влияние на организм ребенка.
В системе образования России особое место занимают учебные заведения с интеллектуальными нагрузками повышенной интенсивности (лицеи, гимназии, специализированные учебно-научные центры и т.д.). Обучение в таких школах
Контакты:1 Параничева Т.М. - E-mail: <[email protected]>
связано, как правило, с переработкой и анализом большого объема разноплановой информации, глубоким изучение предметов, мобилизацией памяти и внимания, высоким нервно-психическим напряжением. Учебная деятельность проходит на фоне значительного снижения двигательной активности (гипокинезии). У школьников с интеллектуальными нагрузками повышенной интенсивности часто отмечаются высокие показатели школьной тревожности. Длительное пребывание в таком состоянии может привести к нарушениям нервно-психического здоровья.
Наряду с вышесказанным, учащихся такого рода образовательных организаций характеризует и еще одна особенность. Им свойственен, как правило, высокий уровень мотивации к обучению, что может производить двоякий эффект: как позитивный (высокий интерес может повышать работоспособность учащихся), так и негативный (подростки игнорируют, или не замечают наступившего утомления, что приводит в итоге к развитию переутомления).
Система школьного образования за последние годы претерпевает серьезные изменения, связанные, как правило, с возрастающей учебной нагрузкой, особенно в новых типах учебных заведениях. Именно с этими особенностями современной школы специалисты связывают рост числа хронических заболеваний [14; 15; 30; 33]. Повсеместно в России и странах содружества наблюдаются высокая учебная нагрузка, низкая двигательная активность, нарушения важнейших компонентов здорового образа жизни у учащихся. Наиболее выражены данные проявления у воспитанников новых типов учебных заведений (гимназий, лицеев, профильных классов) по сравнению с обычными школами, что приводит к нарушению соматического и психического здоровья детей [10; 12; 13; 22; 24;28; 29; 32; 34]. Среди детей и подростков, особенно учащихся гимназий и лицеев повышается частота встречаемости хронических заболеваний.
Негативное влияние высокой учебной нагрузки на функциональное состояние организма и здоровье детей выявлено в исследованиях, проводимых ИВФ РАО в 2006-2013 гг. [6; 23; 25]. Так, подтверждено, что, общая учебная нагрузка, включая время на приготовление домашних заданий, составляет у заканчивающих начальную школу 10-12 часов, у старших учащихся увеличивается до 15-16 часов. В тесной связи с увеличением учебной школьной и домашней учебной нагрузки сокращается продолжительность двигательной активности, пребывание на воздухе, ночного сна. Продолжительность утомительного статического компонента учебной деятельности возрастает в течение дня, недели и от 1 к 11 классам [9; 26]. Вследствие большой учебной нагрузки учащиеся систематически недосыпают, мало или совсем не бывают на воздухе, их суточная двигательная активность снижена. В большей мере, как это уже указано выше, это наблюдается в гимназиях, где учебная нагрузка больше, чем в обычных школах [9; 21].
Нарушения режима дня детей является причиной повышения риска развития заболеваний среди учащихся. Так, по данным В.Р. Кучмы [21] риск заболеваний среди учащихся 9-11 лет составляет среди гимназистов 57,4 % и среди сверстников обычной школы 68,0% (группы настороженности и повышенного риска).
Среди внутришкольных факторов риска неблагоприятное влияние на функциональное состояние учащихся и их здоровье, прежде всего, как указано выше, оказывают: непомерная дневная, недельная и годовая учебная нагрузка, утомительный ее статический компонент, нерационально составленное дневное и
недельное расписание уроков, резкие нарушения дневного отдыха и ночного сна, низкая двигательная активность в режиме учебного и внешкольного времени. В ходе исследований установлено неблагоприятное влияние на здоровье сокращенной до пяти дней учебной недели, вследствие резкого усугубления факторов риска. Среди учащихся; увеличилась частота выраженного утомления, неблагоприятных сдвигов гемодинамики и психо-вегетативных реакций, отражающих повышенную и высокую степень невротизации; возросла почти в 5 раз острая заболеваемость по сравнению со сверстниками, обучение которых шло в режиме шестидневной недели [18].
Как показали многочисленные исследования в новых типах образовательных учреждений соматическое, и психическое здоровье учащихся ухудшается интенсивнее, чем у их одноклассников в муниципальных школах [8; 14; 17; 19; 20; 26; 30; 31; 33; 36]. С ростом объема, интенсивности преподавания сложных заданий среди гимназистов в конце учебного года в два раза возрастает частота гипертонических реакций и общее число неблагоприятных изменений артериального давления достигает 90,0%, а повышенной невротизации 55,0-83,0% [8].
В образовательных организациях нового типа учебная нагрузка выше, чем в обычных школах. На первое место выдвигается готовность школьников к выполнению заданий, связанных с новыми требованиями; адаптация к изменившимся условиям жизни в зависимости от воздействия многочисленных факторов: состояния здоровья, уровня морфофункционального и психологического развития, гигиенических условий обучения, организации жизни в семье [3; 6]. У учащихся 10-11 классов вводятся дополнительные предметы, требующие увеличения времени на их приготовление.
Мощным оптимизирующим фактором является рациональный режим учебного дня. Известно, что соблюдение в режиме суток продолжительности правильно организованных различных видов деятельности, активного отдыха на открытом воздухе, сна имеет наиважнейшее значение для нормального роста и развития детей, их работоспособности, состояния здоровья [1].
Режим должен быть построен с учетом морфофункциональных возможностей учащихся: необходимо рациональное чередование всех видов деятельности в течение учебного дня, недели, года; достаточное время пребывания на воздухе; регулярное полноценное питание; повышение двигательной активности. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Важное место в структуре внеучебного времени школьников для восстановления умственной и физической трудоспособности занимает продолжительность сна. Сон - разновидность пассивного отдыха, обеспечивающего полноценное восстановление клеток коры головного мозга. У большинства современных школьников отмечается недосыпание ввиду раннего начала занятий в школе (I смена - 8 утра) и, значит, раннего пробуждения и более позднего засыпания ввиду увлечения телепередачами, компьютерными играми или другими видами деятельности. Старшеклассники независимо от программы, по которой они обучаются, имеют недостаточную продолжительность ночного сна, много времени уделяют просмотру телепередач, работе и играм за компьютером. В большей степени дефицит сна и более длительный период времени приготовления домашнего задания ха-
рактерны для школьников, обучающихся по программам профильной подготовки [35].
На продолжительность сна в течение суток меньше 6 часов указали 4,8 % лицеистов, 7,8 % учащихся школы; 6-7 часов - 38,4 % лицеистов и 39,3 % учащихся школы; 8-9 часов - 54,3 и 39,3 % соответственно, более 10 часов - 7,5 и 13,6 %. Следовательно, у 38,2 % лицеистов и 47,1 % учащихся школы продолжительность сна недостаточна [11].
Хроническое недосыпание может приводить к резкому снижению адаптационного потенциала подростков, а в некоторых случаях и к срыву адаптации. Оно ухудшает функциональное состояние коры головного мозга, является основой для формирования неврозов, вегетососудистых дистоний, снижает умственную и физическую работоспособность. Особенно этот негативный эффект проявляется у ослабленных детей. Нарушение режима дня школьников старших классов с повышенной учебной нагрузкой нередко имеет вынужденный характер вследствие значительных временных затрат на учебные занятия в школе и дома.
Пребывание вне помещения, прогулки, занятия по интересам, игры тоже можно отнести к отдыху, но с элементами активности. Важной составляющей здорового образа жизни человека является пребывание его на свежем воздухе. Особенно это важно для молодого растущего организма подростка. По И.М. Сеченову, подобный отдых ускоряет снятие утомления, так как увеличивает поступление кислорода в органы и ткани, стимулирует окислительно-восстановительные процессы. Кроме того, это способствует закаливанию, профилактике гипокинезии и ультрафиолетовой недостаточности, формирует положительные эмоции, помогает выявлению и развитию личностных особенностей ребенка, что способствует его дальнейшей социальной адаптации. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, как правило, сокращают именно эту часть режима, тем самым, уменьшая двигательный его компонент. По данным исследований, лицеисты достоверно меньше времени бывают на свежем воздухе, чем учащиеся обычных общеобразовательных школ [11].
Необходимо учитывать (и, возможно, ограничивать) деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи). Даже при работе с компьютером, имеющим специальную защиту экрана, должны существовать временные ограничения (от 15 до 30 минут для школьников разного возраста), т. к. неблагоприятный эффект излучения сочетается с мельканием кадров и другими факторами негативного воздействия. По данным различных авторов старшеклассники много времени уделяют просмотру телепередач, работе за компьютером [6]. Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 3-4 часов - в старшей школе.
Нарушение физиолого-гигиенических требований к организации воспитания школьников без учета их возрастных особенностей и суточной периодики биологических ритмов организма влечет переутомление детей, обострение хронических заболеваний и частые ОРВИ.
Все вышесказанное подтверждает, насколько важно провести физиолого-гигиеническую оценку интеллектуальных нагрузок старшеклассников в учебных заведениях, где присутствуют нагрузки, в целях своевременной коррекции процесса и режима организации обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании 2015/2016 учебного года приняло участие 309 учащихся 1011 классов (15 классов) учебно-научного центра, школы-интерната, из них 163 мальчика и 146 девочек (16-18 лет). Исследование общей и учебной нагрузки учащихся, степени отклонений в организации режима дня от физиолого-гигиенических возрастных нормативов осуществлялось методикой программного опроса с помощью специальных недельных хронометражных листов, которые заполнялись учениками. Всего было собрано и проанализировано 309 анкет более 50000 показателей по режиму дня. Полученные данные подвергнуты вариационно-статистической обработке с использованием различных методов математического анализа.
Обучение проводится в условиях школы-интерната. Иногородние абитуриенты обеспечиваются общежитием. В комнатах общежития проживают от двух до пяти человек. На каждом этаже расположены бытовые комнаты, душевая, туалет. Организовано шестиразовое питание. Работает медицинская служба. Обеспечено постоянное наблюдение за состоянием здоровья школьников. Работают различные клубы и секции по интересам, в том числе Клуб водного туризма, киноклуб, студия спортивных танцев и т.д. В интернате шестиразовая система питания: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Организация учебных занятий
Учебные занятия в школе регламентируются учебным планом. Учебная неделя предусматривает 6-дневную продолжительность. Все классы обучаются в первую смену. Аудиторная учебная нагрузка (37 уроков) соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Учебные занятия для учащихся начинаются с 9 ч утра и заканчиваются в 15ч 35мин. Количество занятий колеблется в зависимости от дня недели и класса от 4 до 7 уроков в день. В режиме уроков предусмотрены перемены, две из которых имеют продолжительность 5 минут, что является недостаточным (не менее 10 минут).
Анализ расписания показал, что в 10 классах только в 2-х случаях из 14 распределение учебной нагрузки соответствует недельной динамике работоспособности. Более рационально расписание составлено в 11 классах: в 10 случаях из 16 расписание в определенной степени соответствует гигиеническим рекомендациям. Очень часто занятия высокой трудности проводятся в понедельник и в последние дни учебной недели (пятница, суббота) (рис. 1,2).
Распределение учебной нагрузки в течение дня также в большинстве случаев составлено нерационально. Предметы высокой трудности (по балльной оценке) часто проводятся 1-м или последними (5-7) уроками. В некоторых случаях проводятся подряд по 3 и 4 одинаковых предмета. Похожие недостатки в организации учебного процесса отмечались исследователями у учащихся Центра обучения и развития одаренных детей в Нижнем Новгороде [16]. Часто встречающиеся нарушения в составлении расписания уроков отмечалось в школах РСО Алания. Установлено, что лишь13,7 % учебных расписаний можно отнести к I группе (с опти-
мальным расписанием уроков), 34,2 % - ко II группе (с незначительными нарушениями) и 52,1% - к III группе (со значительными нарушениями) [16].
Рис. 1. Суммарный объем учебной Рис. 2. Суммарный объем учебной
нагрузки (в баллах) по дням недели в 10-х нагрузки (в баллах) по дням недели в классах. 11-х классах
Кроме того, практически все занятия связаны со статической нагрузкой. В расписании предусмотрено недостаточное количество уроков физкультуры - 2, а в некоторых случаев 1 урок в неделю. Увеличение числа уроков физкультуры могло бы снизить утомление за счет увеличения динамического компонента. Не всегда рациональным является и место уроков физкультуры в расписании. Рекомендуется их проведение в числе последних уроков. После уроков физкультуры не желательно проводить уроки с письменными заданиями
Спецкурсы, спецсеминары (факультативы) проводятся во второй половине дня в диапазоне с 15.35 до 21.00. Расписание данных видов учебной деятельности составляется индивидуально. Длительность занятий колеблется от 1 до 3 часов. Количество детей, имеющих дополнительные занятия помимо обязательных учебных, больше в 10-м классе (75,8% против 55.4% в 11-м). Число детей, имеющих дополнительно 4 и более занятий, в неделю примерно одинаково и колеблется в пределах 10%. Явных выраженных различий между мальчиками и девочками не выявлено.
Домашние учебные занятия - важное звено самостоятельной работы в процессе обучения. Гигиенически допустима следующая продолжительность домашних заданий в 8 - 11-х классах - до 4 ч. Превышение указанного времени приводит к снижению внимания, скорости чтения, качества письменных работ, функциональным изменениям основных органов и систем, а также отражается на сокращении времени прогулок, занятий спортом, сна. Увеличение продолжительности домашних учебных занятий может быть связано не только с объемом заданий, но и отсутствием у школьников устойчивого навыка рациональной организации своей работы.
На выполнение домашних заданий учащиеся тратили в среднем от 2,5 (2ч 30 мин) до 3,2 (3ч 12 мин) час. Результаты свидетельствуют о том, что учащиеся 10
класса уделяли выполнению домашних заданий достоверно больше времени, чем 11-классники, а девочки больше, чем мальчики. В выходной на приготовление домашних заданий тратится достоверно больше времени, чем в учебные дни. Учащиеся 10 класса чаще, чем 11 -класники не укладываются в норматив времени (4 часа), особенно в выходные дни (20,5 против 9%) (табл.1). Более часа (1час 15 мин.) в учебные дни старшеклассники для приготовления домашних заданий используют компьютер, в воскресенье это время увеличивается до 1 час. 40 мин.
Подавляющее большинство детей 92,2 % в учебные дни и 76,7% в выходные выполняют домашние задания меньше 4 часов.
Таблица 1
Распределение учащихся по длительности выполнения домашних заданий (в%)
Дни недели Длительность относительно норматива 10 11 Маль- Девоч- В це-
класс класс чики ки лом
Учебные Выдерживают норматив 88,6 94,9 93,8 90,4 92,3
Превышение на 0.5-1 ч 6,1 3,4 3,7 5,5 4,5
Превышение более1 ч 5,3 1,7 2,5 4,1 3,2
Выходные Выдерживают норматив 65,9 84,8 79,8 73,3 76,7
Превышение на 0.5-1 ч 13,6 6,2 6,7 12,3 9,4
Превышение более1 ч 20,5 9,0 13,5 14,4 13,9
Суммарная учебная нагрузка, включая выполнение домашних заданий, составляла около 8 часов в учебные дни. В выходной день дети затрачивали в среднем от 3 до 4 часов на приготовление домашних заданий.
Внеучебный режим жизни учащихся 10 и 11 классов
Средняя продолжительность ночного сна в будние дни составляет 8 ч 7 мин ± 3 мин, в воскресные дни - 8 ч 47 мин ± 4 мин, что соответствует возрастной норме. В выходные дни примерно у 2/3 старшеклассников наблюдается соответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам.
Между тем, 44,0% старшеклассников систематически не высыпаются: в 24,0% случаев ночной сон укорочен на 0,5-1,0 ч и у более 20,0% школьников более 1,0 часа. Систематический недостаток ночного сна в будние дни школьники стараются компенсировать в выходные дни.
Продолжительность сна в учебные дни меньше у учащихся 10 классов по сравнению с 11-классниками и у девочек по сравнению с мальчиками (табл. 2).
Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять в старшем школьном возрасте - 2 - 2,5 ч. В современных условиях перегрузки школьников чаще всего нарушается именно этот компонент режима дня: сокращается время пребывания на открытом воздухе. Средняя длительность прогулки в будние дни на свежем воздухе составляет 1 час 9 мин, а в воскресенье незначительно увеличивается до 1 час 55 мин. Время прогулки мало различается среди разных классов, больше половины старшеклассников проводят на свежем воздухе недостаточное количество времени. Продолжительность прогулки у девочек немного больше, чем у мальчиков. В целом среди старшеклассников около 7% вообще не
бывают на свежем воздухе, причем процент девочек выше. Ежедневно гуляют до 70% школьников (но в пределах 1 часа, что явно недостаточно). Частота прогулок у одиннадцатиклассников выше, чем среди десятиклассников.
Таблица 2
Распределение учащихся по длительности ночного сна относительно нормы (8,5 часов для возраста 17-18) в %
Дни недели Длительность относительно норматива 10 класс 11 класс Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 46,2 63,3 60,1 51,4 56,0
Недосыпают 0.5-1 ч 27,3 20,9 21,5 26,0 23,6
Недосыпают более! ч 26,5 15,8 18,4 22,6 20,4
Выходные Выдерживают норматив 73,5 74,0 73,7 74,0 73,8
Недосыпают 0.5-1 ч 18,9 18,1 20,2 16,4 18,4
Недосыпают бо-лее1 ч 7,6 7,9 6,1 9,6 7,8
Если сравнивать частоту прогулок среди мальчиков и девочек, то среди учащихся и 10 и 11 классов девочки реже бывают на воздухе (табл. 3).
Таблица 3
Распределение учащихся по длительности ночного сна относительно норматива, _число случаев в %_
Дни недели Длительность относительно норматива 10 класс 11 класс Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 12,9 23,7 20,2 17,8 19,1
Меньше нормы на 1-1.9 ч 56,1 52,0 52,1 55,5 53,7
Меньше нормы на 2 ч и более 23,5 16,9 22,7 16,4 19,7
Не гуляют 7,6 7,3 4,9 10,3 7,4
Выходные Выдерживают норматив 40,2 51,4 45,4 47,9 46,6
Меньше нормы на 1-1.9 ч 33,3 28,8 35,0 26,0 30,7
Меньше нормы на 2 ч и более 9,8 8,5 8,0 10,3 9,1
Не гуляют 16,7 11,3 11,7 15,8 13,6
Конечно, зимой отмечается тенденция к снижению двигательного компонента режима, поэтому в период снижения физиологической активности можно планировать игровую деятельность или отдых по интересам (просмотр телепередач,
чтение, занятий иностранным языком, занятий музыкой, рисование и прочее). Для этих видов деятельности должно отводиться для старших школьников до 2,5-3 часов. Подобный отдых проводится на фоне положительных эмоций, доставляет удовольствие, создает психологическую разгрузку для организма. Необходимо лишь регламентировать деятельность, создающую условия перегрузки для зрительного анализатора (компьютер, телепередачи).
Если в предыдущих исследованиях начала 2000 годов мы часто отмечали чрезмерное времяпрепровождение перед экраном телевизора большей части школьников, то в данном исследовании отмечено, что средняя длительность просмотра телепередач очень мала, и лишь незначительно варьирует среди учащихся разных классов и среди мальчиков и девочек. Гораздо чаще и значительно более продолжительное время школьники проводят в интернете — это и поиск информации, и подготовка по заданиям, и общение с друзьями, и игры. Средняя длительность суммарного нахождения в интернете от 2,5 часов до 3 часов и более ежедневно. Следует учитывать, что интернет сегодня доступен на многих технических средствах, в том числе и на смартфонах. Средняя длительность суммарного общения с компьютером в рабочие дни составляет 1 час 37 мин, а в воскресенье 2 час 22 мин: поиск информации в интернете — около 1 часа, чтение литературы, прослушивание музыки, общение с друзьями в интернете — от получаса до 1 часа, игры в интернете — в пределах получаса. В воскресенье время и частота всех вышеперечисленных видов деятельности увеличивается в 1,5- 2 раза.
От 2,5 часов до 3 часов подростки отдают всем занятиям по интересам. Свободное время школьников может быть отведено занятиям в кружках, спортивных секциях, клубах, при этом длительность таких занятий возможна в пределах 3 -4 часов - в старшей школе. Следует подчеркнуть, что учебные перегрузки, обычно сокращают и эту часть режима, тем самым также уменьшая двигательный компонент режима
Средняя длительность занятий спортом составляет 40 минут, что явно недостаточно. Длительность занятий спортом мало отличается как среди учащихся 10 и 11 классов, так и среди мальчиков и девочек. Судя по длительности от 15 до 20 минут, большая часть старшеклассников относит утреннюю зарядку к занятиям спортом. Ежедневно делают утреннюю зарядку около 40% детей. Таким образом, в свободном от учебных и внеклассных занятий времяпрепровождении у шестиклассников также преобладает статический компонент. В состоянии относительной неподвижности учащихся 10 и 11 классов проводят значительную часть своего времени бодрствования от 78,0 до 97,0%. Преобладание статического компонента в режиме дня отмечалось многими исследователями и раньше [4; 5; 7; 34].
Таким образом, у значительного процента школьников старшего школьного возраста выявлено сокращение продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, значительная продолжительность использования ИКТ.
Изменение структуры свободного времени школьников, перераспределение баланса досуга с активных форм отдыха на пассивные, что фактически проявляется в сокращении удельного веса занятий физической культурой и спортом, пребывания на открытом воздухе, что, в свою очередь, приводит к
гиподинамии и должно расцениваться как фактор риска развития хронических неинфекционных заболеваний [27].
Следует отметить, что в нашем случае нарушения режима дня выражены в меньшей степени по сравнению с данными, встречающимися в других исследованиях. Это может быть связано с возможностью контролировать и обеспечивать основные компоненты режима в условиях школы-интерната.
Показатели заболеваемости учащихся
Заболеваемость является очень значимым индикатором состояния организма ребенка. В связи с этим, чрезвычайно важным является ее анализ. Следует обратить внимание, что показатели заболеваемости выше у учащихся 10-х классов по сравнению с 11 -классниками, что, возможно, связано и с большим процентом нарушений режима дня и большей длительностью суммарной учебной нагрузки (рис. 3).
Рис. 3. Нарушения режима дня и заболеваемость учащихся 10-11 классов
1. Режим дня характеризуется преобладанием статических видов деятельности. В состоянии относительной неподвижности учащихся 10 и 11 классов проводят значительную часть своего времени бодрствования.
2. Расписание уроков, особенно в 10-х классах составлено без учета недельной и дневной динамики работоспособности.
3. Учащиеся 10 класса тратят на выполнение домашних заданий достоверно больше времени, чем 11-классники, а девочки больше, чем мальчики. В выходные дни на приготовление домашних заданий тратится достоверно больше времени,
—10 класс — 11 класс
ВЫВОДЫ
чем в учебные дни. Учащиеся 10 класса чаще, чем 11-класники не укладываются в норматив времени (4 часа), особенно в выходные дни (20,5 против 9%).
4. Количество детей, имеющих дополнительные занятия, больше в 10-м классе (75,8% против 55.4% в 11-м). Выраженных различий между мальчиками и девочками не выявлено.
5. Суммарная учебная нагрузка в учебные дни, включая выполнение домашних заданий, составляла около 8 часов.
6. У значительного процента учащихся старшего школьного возраста выявлено сокращение продолжительности ночного сна, недостаточное пребывание на свежем воздухе, низкая двигательная активность, значительная продолжительность использования ИКТ.
7. Больший процент нарушений практически всех режимных моментов, а также более высокие показатели заболеваемости, отмечающиеся у учащихся 10-х классов, по сравнению с 11 -классниками, могут быть связаны с адаптацией детей к новой организации учебного процесса и к режиму дня в условиях школы-интерната.
8. Организация учебной деятельности требует корректировки, особенно в плане более рационального составления расписания учебных занятий, построения режима учебных и дополнительных занятий, а также повышения двигательной активности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропова М.В. Вопросы школьной гигиены. - М. Просвещение, 1967. -С. 58-76.)
2. Антропова М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников / М.В. Антропова. - М.: Педагогика, 1974. -135 с.
3. Антропова М.В. ПСАд и КОФ как интегральные показатели адаптивности школьников к учебным нагрузкам / М.В. Антропова, М.М. Безруких //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1982. - С. 247-248.
4. Антропова М.В. Реакции основных физиологических систем детей 6-12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М.В. Антропова // Физиология человека. -1983. - № 1. - С. 18-24.
5. Антропова М.В. Учебная нагрузка остается доминирующим фактором риска для здоровья учащихся начальных классов / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире. - Коломна, 1998. - С. 4.
6. Антропова М.В. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 11-13 лет / М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева //Физиология человека. - 2006. - Т. 32, № 1. - С 37-44.
7. Артеменко О.И. Состояние здоровья и адаптации детей и подростков к процессу современного обучения в условиях Севера / О.И. Артеменко, Т.М. Параничева, Т.А. Цехмистренко // Разработка и реализация федерально-региональной политики в области развития науки, новых технологий и образования на инновационных принципах / Под ред. Е.Е. Чепурных. - Владимир-Москва, Минобразования России, 2002. - Т.1. - С. 591-601.
8. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения/ А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 5-8.
9. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. / М.М.Безруких - М.: Московский социально-психологический центр, 2004. - 240 с.
10. Брязгунов И.П. Влияние уровня учебной нагрузки на распространенность психогенной гипервентиляции у школьников / И.П. Брязгунов, И.А. Ларькова, М.В. Абаланина, Т.Б. Магомедова // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке. Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. I. -С. 179-181.
11. Гущенко А.В. Гигиеническая характеристика учебной нагрузки и соматическое здоровье учащихся старшего школьного возраста / А.В. Гущенко, Я.А. Лещенко, М.В. Прусакова // Экология человека. - 2010. - № 3. - С.40-43.
12. Зорина И.Г. Комплексный анализ факторов риска нарушений нервно-психического здоровья учащихся / И.Г. Зорина // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. I. - С. 407-409.
13. Зотова Ф.Р. Особенности показателей психосоматического здоровья гимназистов / Ф.Р. Зотова // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке. - Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. I. - С.411-412.
14. Калиберный В.В. Влияние различных форм обучения на функциональное состояние организма и здоровье учащихся / В.В. Калиберный, Н.Н. Сайкова и др. // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1996. - Т. II. - С. 171-172.
15. Карпенко Л.З. Сравнительная оценка учебной нагрузки в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях / Л.З. Карпенко, Н.Л. Егорова, О.Н. Косола-пова // Гигиеническая наука и практика на рубеже XXI века: Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 2001. - Т. 2. - С. 338340.
16. Котова Н.В. Влияние учебно-воспитательного процесса на умственную работоспособность у одарённых детей / Н.В. Котова, Е.А. Олюшина, М.В. Шапошникова // Здоровье и образование в XXI веке. - 2008. - №1. - С. 2-5.
17. Кузина М.С. Умственная работоспособность и самочувствие учащихся при различных вариантах начального школьного образования / М.С. Кузина // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. - М., 1996. - Т. II. - С. 172-173.
18. Куинджи H.H. Гигиеническая оценка экспериментального обучения школьников по 5-дневной учебной неделе / Н.Н. Куинджи // Гигиена и санитария. - 1992. - № 1. - С. 35-38.
19. Кусельман А.И., Соловьева И.А. Саранчина А.Ю. Влияние повышенной интеллектуальной нагрузки на здоровье детей / А.И. Кусельман, И.А. Соловьева,
A.Ю. Саранчина // Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 64.
20. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В.Р. Кучма. - М., 2001. - 376 с.
21. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы /
B.Р. Кучма. - М., 2002. - 280 с.
22. Лукацкий М.А., Роненсон О.Д. Психосоматическая адаптация к образовательному процессу как фактор влияния на здоровье школьников / М.А. Лукацкий, О.Д. Роненсон // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке.
- Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. II. - С. 209-212.
23. Мониторинг физического развития и психического здоровья учащихся (методические рекомендации) / под ред. Т.М. Параничевой, Е.А. Бабенковой // Электронный журнал "РОНО", выпуск 20 (июнь 2013).
URL: http://www.erono.ru/about/
24. Нагирная Л.Н. Гигиеническая оценка условия обучения детей в православной гимназии / Л.Н. Нагирная, О.А. Артюкова, О.Б. Сахарова // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. II. - С. 317-319.
25. Никифорова О.М. Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации / О.М. Никифорова, Т.М. Параничева, Е.А. Бабен-кова // ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет, 2011. - С. 96.
26. Онищенко Г.Г., Баранов А.А., Кучма В.Р. Безопасное будущее детей России (научно-методические основы подготовки плана действий в области окружающей среды и здоровья наших детей / Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов,
B.Р. Кучма. - М., 2004. - 154 с.
27. Полька Н.С. Особливосп Режиму дня учшв старшого шильного вшу / Н.
C. Полька, Н. Я. Яцковська, А.Г. Платонова, С. М. Джуринська, В. В. Шкуро, К. С. Шкарбан, Г.М. Саенко, О. М. Хутченко // Довилля та здоров'я. 2013. №2 (65).
28. Поташнюк И.В. Особенности состояния здоровья учащихся современных гимназий и пути его улучшения / И.В. Поташнюк // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. II. - С. 406-409.
29. Румянцев А.Г. Распространенность некоторых пограничных состояния и вегето-висцеральных дисфункций у школьников / А.Г. Румянцев, В.М. Делягин, С.М. Чечелницкая, В.М. Чернов, Л.Е. Карпин // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке.
30. Степанова М.И., Сазанюк З.И. Влияние обучения в школе нового типа (гимназии, лицеи) на здоровье учащихся I-III классов / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк // Материалы VIII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей.
- М., 1996. - Т. II. - С. 189-191.
31. Степанова М.И. Авторитарная педагогика как фактор риска для здоровья школьников / М.И. Степанова // Гигиенические проблемы охраны здоровья населения Сибири (выпуск IV). - Кемерово, 2002. - С. 490-492.
32. Фомичева Г.Б. Сравнительная оценка учебной нагрузки в общеобразовательной школе и гимназии / Г.Б. Фомичева, Л.Т. Гараева, Л.И. Морозова, Г.А. Шарифуллина // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. III. - С. 248-250.
33. Хамаганова Т.Г. Состояние психического здоровья учащихся новых видов образовательных учреждений / Т.Г. Хамаганова, С.Б. Семке // Материалы IV конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 54.
34. Черенков Ю.В. Состояние здоровья учащихся в современных условиях при разных формах обучения / Ю.В. Черенков, З.В. Сердюкова, В.А. Арленикова
и др. // Здоровье, образование, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. - М., 2004. - Ч. III. - С. 299-300.
35. Чижевский Г.Б., Н.Н. Сайкинова, А.И. Анамбаева Гигиеническая оценка режима дня учащихся старших классов / Г.Б. Чижевский, Н.Н. Сайкинова, А.И. Анамбаева // Вестник КазНМУ. - 2014. - №2-2. - С. 348-349.
36. Янушанец С.И. Современная школа и проблемы здоровья подрастающего поколения / С.И. Янушанец // Материалы III конгресса педиатров России. - М., 1998. - С. 54-55.