ШКОЛА И ЗДОРОВЬЕ
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 11 ЛЕТ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ
Л.В. Макарова1 Г.Н., Лукьянец, К.В. Орлов, М.С. Шибалова, О.А. Курмышова, Г.В. Власова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», ГБОУ «Школа №760 им. А.П. Маресьева», Москва
Изучались показатели здоровья и режима дня школьников 5-х классов Московских школ 11-летнего возраста. Использовались следующие методы: антропометрия, анкетирование, программный опрос, выкопировка данных медицинских карт, вариационно-статистические. Исследование здоровья выявило ряд особенностей. В структуре заболеваний первое место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата - 57,7 %; на втором месте - патология сердечнососудистой системы (до 26%); на третьем месте - патология зрения: 15,4 %. Выявленная структура нарушений здоровья в определенной степени согласуется с литературными данными по г. Москве и др. городам Российской Федерации.
Изучение режима дня показало, что по продолжительности выполнения домашних заданий треть 11-летних детей (33 %) превышали установленный норматив (23,6 % мальчиков и 45,1 % девочек). Досуговая деятельность пятиклассников была достаточно насыщена. В каждом из занятий (просмотр ТВ, музыка, иностранный язык, другие занятия по интересам, спорт) участвует примерно треть детей, в занятиях спортом - половина. Электронными устройствами были увлечены 96 % детей и в большинстве случаев - ежедневно. Установлены нарушения режима дня в ущерб ночного сна и дневного отдыха (сокращение времени двигательного компонента и пребывания на открытом воздухе), что нуждается в своевременной корректировке.
Ключевые слова: школьники, здоровье, патология, физическое развитие, режим дня.
Health status and student daily regime in 11-year-old pupils of moscow schools.
The paper presents the study of health and daily regime of 11-year-old schoolchildren studying in the 5th grade of Moscow schools. The following methods were used: anthropometry, questionnaire, program interrogation, medical records, variational-statistical methods. The health study revealed a number of features: the musculoskeletal system disorders comprise 57,7 %; the pathology of the cardiovascular system - up to 26%; and finally, vision pathology makes 15,4 %. The revealed structure of health disorders to a certain extent agrees with the data received in Moscow and other cities of the Russian Federation.
The study of daily regime showed that a third of 11-year-old children (33 %) exceeded the established norm of time (23.6 % of boys and 45.1 % of girls) that is to be spent on homework. The leisure activity of the fifth graders was various. About one
Контакты: 1 Макарова Л.В. - E-mail: <[email protected]>
third of children participate in each of these classes: TV, music, a foreign language, other interests); half of children are involved in sports. 96% of children use electronic devices, in most cases, on a daily basis. There were found out daily regime violations in night sleep and day rest (less activity component and staying in the open air), which needs timely correction.
Key words: schoolchildren, health, pathology, physical development, daily regime.
Вопросы профилактической школьной медицины связаны с изучением условий, влияющих на рост и развитие подрастающего ребенка, с выявлением факторов риска, угрожающих формированию его полноценного здоровья. Определяя отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфо-функционального созревания, мы можем не только констатировать определенные изменения в состоянии здоровья, но, также, определять степень риска возникновения того или иного заболевания. Вместе с тем, важно учесть и все другие возможные факторы, обеспечивающие благоприятное протекание процессов роста и развития детского организма.
Важнейшим показателем развития ребенка является здоровье, которое позволяет обеспечить равновесие человека с окружающим миром и выполнение социальных функций, а, следовательно, неразрывно связано с успешностью социальной адаптации. Как известно, наиболее выраженный рост распространённости функциональных нарушений и хронических заболеваний происходит в период получения детьми систематического образования. Это связано как с более ранним началом обучения, с возрастающей учебной нагрузкой, углубленным изучением отдельных предметов при интенсификации учебного процесса в целом, так и с тем, что на возрастном отрезке от 3 до 18 лет организм ребёнка интенсивно растёт и развивается. Вместе с тем, и это отмечается многими исследователями как установившийся факт, современные дети постоянно испытывают психоэмоциональное напряжение. Ему часто сопутствуют нарушения режима дня. Все это снижает резистентность растущего организма, способствует формированию различных функциональных отклонений и их переходу в хронические заболевания, приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья.
Целью исследования было изучить состояние физического здоровья и режим дня учащихся пятых классов московской школы.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 188 учащихся 5-х классов, трех московских школ, из них 106 мальчиков и 82 девочки (11лет). Использовались следующие методики: антропометрия, выкопировка данных медицинских карт, анкетирование. Для оценки режима дня школьников использовалась методика программного опроса с помощью специальных недельных хронометражных листов, которые заполнялись учениками. Полученные данные подвергались вариационно-статистической обработке с использованием программы SPSS Statistics.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Основная доля обследованных детей 11 лет относилась ко второй группе здоровья - 76,0 %, лишь 6,7 % детей были абсолютно здоровы, а 16,3 % учащихся уже имели в своем анамнезе хронические заболевания и относились к третьей группе здоровья. При анализе ранговой структуры заболеваний выявилось, что первое место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА) - около 57,7 % (до 56,2 % у девочек и 58,9 % у мальчиков). В основном это плоскостопие и нарушение осанки. Высокие показатели нарушений ОДА были выявлены благодаря привлечению специалистов для обследования детей в данной школе, проводивших тщательное измерение отклонений в развитии стопы и осанки. Различия по полу незначительны. На втором месте оказалась патология сердечнососудистой системы (до 26 %). Это разнообразные нарушения, в том числе малые аномалии развития и аритмии. На третьем месте патология зрения (преимущественно миопия) - 15,4 %. Лидирующие патологии: нарушения опорно-двигательного аппарата, заболевания сердечно-сосудистой системы, органа зрения, органов дыхания и ЛОР-органов сопутствовали друг другу чаще, чем более редкие виды патологии.
Оценка физического развития, важнейшей характеристики здоровья, свидетельствовала о том, что средние показатели длины тела имели соответственно 59,6 % мальчиков и 53,1 % девочек 11 лет, ниже среднего - 10,5 % и 16,3 %, выше среднего - 19,3 % и 18,4 %. Низкий рост отмечен у 3,5 % мальчиков, высокий -соответственно у 7,0 % мальчиков и 12,2 % девочек. Девочки были в среднем на 3 см выше мальчиков.
Выявлена значимая, хотя несильная связь между длиной тела и наличием патологии опорно-двигательного аппарата (корреляция Спирмена 0,09, р<О,05): у детей с ростом ниже нормы реже имела место патология опорно-двигательного аппарата, чем у детей с ростом средним и выше среднего.
Средняя масса тела у 11-летних детей увеличилась на 3,8 кг по сравнению с предыдущим возрастом. Масса тела девочек на 2,0 кг превышала массу тела мальчиков. Комплексная оценка физического развития, проведенная на основании региональных возрастно-половых нормативов, показала, что 75,5 % детей имело гармоничное (нормальное) физическое развитие. Анализ литературы по данному вопросу показал, что показатели физического развития обследованных нами детей близки к показателям современных детей г. Москвы и по длине тела, и по массе тела, и по степени выраженности половых признаков [1; 3]. Наши дети существенно опережают своих сверстников предыдущих поколений и жителей некоторых других районов страны (Сибири, Севера, Ивановской области и др.). Общей тенденцией динамики соматического статуса обследованных нами детей было уменьшение поперечного развития тела на фоне увеличения продольных скелетных размеров. И эти процессы в большей мере выражены у девочек по сравнению с мальчиками.
Исследование режима дня 11-летних детей предусматривало изучение равновесия между учебной нагрузкой и компонентами вне учебной деятельности в суточном распределении времени. Было установлено, что аудиторная учебная нагрузка (29 уроков) соответствует требованиям СанПиН [6]. Количество занятий
колебалось в зависимости от дня недели и класса (5 или 6 уроков). В режиме уроков предусмотрены перемены по 15 минут.
У большинства детей были дополнительные индивидуальные занятия, которые проводились во второй половине дня: около трети детей имело по два дополнительных занятия, у 12,2 % детей - одно занятие, у 17,6 % - три и у 16,5 % детей имело место четыре дополнительных занятия. У 21,1 % школьников дополнительные занятия отсутствовали. Существенные половые различия не обнаружились.
Продолжительность выполнения домашних заданий у детей в 5-х классах составляла от одного до четырех часов. По среднестатистическим данным, дети тратили на домашние задания в выходные дни 1,01±0,08 час и в будние дни 2,11±0,09 часа. В целом, 67% детей выдерживали норматив в учебные дни и 91% детей - в выходные дни. Девочки отличались от мальчиков по этому показателю тем, что чаще превышали норматив выполнения домашних заданий как на 0,5-1час, так и более чем на час. Выдерживающих норматив среди них было 54,9 % в учебные дни и 87,8 % - в выходные дни. Среди мальчиков их было больше: 76,4 % и 93,4 % соответственно. Таким образом, по продолжительности выполнения домашних заданий в учебные дни треть (33 %) детей превышали рекомендуемый норматив (23,6 % мальчиков и 45,1 % девочек).
Суммарная учебная нагрузка, включая выполнение домашних заданий, составляла около 7,56±0,10 часов в учебные дни. В выходной день не все дети занимались выполнением домашнего задания.
Средняя продолжительность ночного сна в будние дни составляла 8,40±0,08 часов и 9,41±0,11 часов - в выходные. Распределение учащихся по длительности ночного сна относительно нормы (10,5 час), показало, что выдерживают норматив по продолжительности ночного сна очень небольшой процент детей: 6,4 % -в будни и 10,1 % - в выходные дни (рис.). Большинство детей не досыпает более чем на час: 82,4% в будни, 57,4 % - в выходные дни.
Таблица 1
Распределение учащихся по длительности прогулок относительно норматива
(число случаев в %)
Дни неде- Длительность относительно
ли норматива Мальчики Девочки В целом
Учебные Выдерживают норматив 19,8 8,5 14,9
Меньше нормы на 1 -1,9 ч 20,8 26,8 23,4
Меньше нормы на 2 ч и более 40,5 57,4 47,9
Не гуляют 18,8 7,4 13,8
Выходные Выдерживают норматив 45,3 25,6 36,7
Меньше нормы на 1 -1,9 ч 21,7 43,9 31,4
Меньше нормы на 2 ч и более 19,8 25,6 22,3
Не гуляют 13,2 4,9 9,6
Норматив продолжительности прогулок на свежем воздухе (3 часа) выдерживали в учебные дни только 19,8 % мальчиков и 8,5 % девочек (табл. 1,
рис.). В выходные дни картина изменялась в лучшую сторону: достаточную по длительности прогулку имело 45,3 % мальчиков и 25,6 % девочек. Между тем, следует подчеркнуть, что даже в выходные дни большинство детей проводило на свежем воздухе недостаточное время. Продолжительность прогулки у мальчиков немного больше, чем у девочек.
к
К
«
к
ю и
ЕТ >
2 л к
£
£ л
54,9
девочки йз 8,5
мальчики
ЛЧЧЧЧЧЧЧЧЧта
19,8
5,7
76,4
87,8
девочки 25,6
9,8
И выполнение домашних заданий
0 прогулки
д мальчики
уЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ 93,4 н ночной сон 45,3
Ш 10,4
20 40
60
80 100
%
Рис. Количество детей, соблюдающих режим дня (число случаев в %)
Деятельность по интересам (просмотр телепередач, чтение, занятия иностранным языком, занятия музыкой, спортом, рисованием и прочее) так же занимала важное место в режиме дня школьника. В каждом из перечисленных занятий участвовала примерно треть детей, в занятиях спортом - половина. Электронными устройствами увлечены 96 % детей и в большинстве случаев - ежедневно.
Длительность занятий по интересам весьма различна (табл. 2). Большинство детей на то или иное увлечение отводили в течение дня около часа времени. Занятия продолжительностью 1 ч по иностранному языку имели место в 80 % случаев, по другим видам досуговых занятий (музыка, спорт, кружки и т.п.) - в половине случаев. Другая половина случаев приходилась на двухчасовую (около 32 %) или более чем двухчасовую (14,0-18,3 %) длительность.
По показателю частоты занятий в течение недели первое место занимали занятия спортом и физкультурой. Общая сумма их составляла 520, в то время как занятий по иностранному языку в целом по группе насчитывалось 220, музыкой -292, по интересам - 308 (табл. 2). Кратность различных занятий в неделю была различна. Распределение детей в зависимости от частоты занятий в течение недели показало, что ежедневно спортом и физкультурой занималась пятая часть пятиклассников, каким-либо другим занятием по интересам - десятая часть (табл. 3).
0
Таблица 2
Распределение занятий досуговой деятельности учащихся в зависимости от их длительности (число случаев в %)
Вид занятий Пол уча- Длительность, ч Общее
досуговой щегося До 0,5 От 0,5 От 1,0 От 2,0 Более число
деятельности до 1,0 до 2,0 до 4,0 4,0 случаев
Мальчики 13,3 59,6 14,5 10,8 1,8 166
Музыка Девочки 14,3 39,7 30,1 15,9 0 126
Всего 13,7 51,0 21,3 13,0 1,0 292
Мальчики 5,2 81,9 11,2 1,7 0 116
Ин. языки Девочки 13,5 76,9 7,7 1,9 0 104
Всего 9,2 79,5 9,5 1,8 0 220
Мальчики 8,4 35,8 31,9 23,3 0,6 335
Спорт Девочки 23,8 38,4 29,7 7,6 0,5 185
Всего 13,8 36,7 31,2 17,7 0,6 520
Мальчики 10,0 44,3 34,3 7,1 4,3 140
Другие виды Девочки 1,2 45,2 29,8 23,8 0 168
Всего 5,2 44,8 31,8 16,3 1,9 308
Таблица 3
Распределение учащихся в зависимости от частоты занятий в течение недели
(число случаев в %)
Вид занятий досуговой деятельности Пол учащегося Число раз в неделю Общее число случаев
0 1-2 3-4 5-6 7
Музыка Мальчики 63,2 13,2 4,7 5,7 13,2 106
Девочки 54,7 20,8 9,8 9,8 4,9 82
Всего 59,6 16,5 6,9 7,4 9,6 188
Ин. языки Мальчики 62,3 24,5 4,7 3,8 4,7 106
Девочки 50,0 28,0 19,6 0 2,4 82
Всего 56,9 26,1 11,2 2,1 3,7 188
Спорт Мальчики 29,2 10,4 27,4 12,3 20,7 106
Девочки 43,9 17,1 19,5 7,3 12,2 82
Всего 35,6 13,3 23,9 10,1 17,1 188
Другие виды Мальчики 67,0 14,1 4,7 5,7 8,5 106
Девочки 62,2 2,4 13,4 2,4 19,6 82
Всего 64,9 9,1 8,6 4,2 13,2 188
Чаще всего дети занимались 1-4 раза в неделю. Совсем не имели занятий по спорту 35 % школьников и 57-65 % по другим интересам. Половые различия не выражены за исключением частоты занятий спортом: им занималось 70,8 % мальчиков и только 56,1 % девочек. Более частые занятия превалировали также у мальчиков (60,4 %) по сравнению с девочками (39,0 %) и в большем количестве занимались спортом ежедневно: 17,1% против 8,5 %.
Таким образом, деятельность или отдых по интересам (просмотр телепередач, чтение, занятия иностранным языком, занятия музыкой, спортом, рисованием и прочее) занимала значительное место в распорядке дня пятиклассников.
Подводя итог, следует сказать, что были выявлены нарушения режима дня в ущерб ночного сна и дневного отдыха. Отмечено превышение суммарной учебной нагрузки при сокращении продолжительности сна, двигательной активности и времени пребывания на свежем воздухе. Большую долю в распорядке дня составляли занятия на компьютере и просмотр телепередач, что увеличивало общую зрительную нагрузку и уменьшало время прогулок и двигательный компонент. В последние годы такие тенденции, выражающиеся в учебных перегрузках, значительных нарушениях режима отдыха детей и подростков, усиливающейся гипокинезии, приходилось наблюдать и другим исследователям [3; 5].
Выявленные показатели здоровья в определенной степени согласуется с литературными данными по г. Москве и др. городам Российской Федерации [1; 2; 4]. Безусловно, что причиной ухудшения состояния здоровья учащихся за период обучения в школе является ряд факторов: экологические, социально-экономические и внутришкольные. Грубые нарушения режима труда и отдыха школьников могут говорить о том, что есть необходимость усилить работу по формированию здорового образа жизни. Оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезных отклонениях от нормы, которые могут привести к неблагоприятным последствиям в будущем.
ВЫВОДЫ
1. Выявленные показатели здоровья в определенной степени согласуется с литературными данными по г. Москве. В структуре заболеваний первое место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата - 57,7 %; на втором месте -патология сердечно-сосудистой системы (до 26 %); на третьем месте - патология зрения: 15,4 %.
2. Суммарная учебная нагрузка, включая выполнение домашних заданий и индивидуальные учебные занятия, составляла около 7,56±0,10 часов. По продолжительности выполнения домашних заданий треть (33 %) детей превышали установленный норматив (23,6 % мальчиков и 45,1 % девочек).
3. Досуговая деятельность пятиклассников достаточно насыщена. В каждом из занятий (просмотр ТВ, музыка, иностранный язык, другие занятия по интересам, спорт) участвует примерно треть детей, в занятиях спортом - половина. Электронными устройствами увлечены 96 % детей и в большинстве случаев -ежедневно.
4. Установлены нарушения режима дня в ущерб ночного сна и дневного отдыха (сокращение времени двигательный компонент и пребывание на открытом воздухе), что нуждается в своевременной корректировке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богомолова Е.С., Ю.Г. Кузмичев, Т.В. Бадеева, А.Н. Писарева и др. Динамика распространенности школьно-обусловленных заболеваний у детей и под-
ростков г. Н.Новгорода // Здравоохранение и медицинские науки - от области образования к профессиональной деятельности в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи. Материалы Конгресса. - М.,2016. - С. 33-36.
2. Зазнобова Т.В., Т.В.Зазнобова, М.В.Дудкина, Т.В.Ремезова Показатели школьной тревожности у подростков, обучающихся в школах разного типа / // Сибирский медицинский журнал. - 2010. - № 4. - С. 29-31.
3. Кучма В.Р. Вызовы XXI века: гигиеническая безопасность детей в изменяющейся среде (часть I) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья.- - 2016. - № 3. - С. 4-22.
4. Кучма В.Р., О.Ю.Милушкина, Н.А.Скоблина Морфофункциональное развитие современных школьников. - М.: «ГЭОТФР-Медиа», 2018. - 348 с.
5. Полька Н.С., Н. Я. Яцковська, А.Г. Платонова, С. М. Джуринська, В. В. Шкуро, К. С. Шкарбан, Г.М. Саенко, О. М. Хутченко Особливосп Режиму дня учшв старшого шильного вшу // Довкшля та здоров'я. - 2013. - №2 (65). - С. 3035.
6. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
REFERENCES
1. Bogomolova Ye.S., YU.G.Kuzmichev, T.V.Badeyeva, A.N.Pisareva i dr. Dina-mika rasprostranennosti shkol'no-obuslovlennykh zaboleaniy u detey i podrostkov g. N.Novgoroda (Dynamics of prevalence of school-caused diseases in children and adolescents in N.Novgorod) // Zdravookhraneniye i meditsinskiye nauki - ot oblasti obra-zovaniya k professional'noy deyatel'nosti v sfere okhrany i ukrepleniya zdorov'ya detey, podrostkov i molodezhi. Materialy Kongressa. - M., 2016. - S. 33-36.
2. Zaznobova T.V., M.V.Dudkina, T.V.Remezova Pokazateli shkol'noy trevozhnos-ti u podrostkov, obuchayushchikhsya v shkolakh raznogo tipa (Indicators of school anxiety in adolescents studying in schools of different types) //Sibirskiy meditsinskiy zhur-nal.- 2010.- №4.-S.29-31.
3. Kuchma V.R. Vyzovy XXI veka: gigiyenicheskaya bezopasnost' detey v iz-menyayushcheysya srede (chast' I) (Challenges of the XXI century: hygienic safety of children in a changing environment (Part I)) // Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya.-2016.-№3.-S.4-22.
4. Kuchma V.R., O.YU.Milushkina, N.A.Skoblina. M Morfofunktsional'noye razvitiye sovremennykh shkol'nikov (Morphofunctional development of modern schoolchildren): «GEOTFR-Media», 2018.- 348 s.
5. Pol'ka N.S., Yatskovs'ka, A.G. Platonova, S. M. Dzhurins'ka, V. V. Shkuro, K. S. Shkarban, G.M. Saenko, O. M. Khutchenko Osoblivosti Rezhimu dnya uchniv star-shogo shkil'nogo viku (Particularities of the day of the senior pupils of St. Petersburg // Dovkillya ta zdorov'ya. -2013.- №2 (65).- S.30-35.
6. SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitarno-epidemiologicheskiye trebovaniya k usloviyam i organizatsii obucheniya v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh" ("Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of education in general education institutions").