ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ГОРОДА СУРГУТА
Э.Н. Саитова1
БУ ВО «Сургутский государственный университет», Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургут
Изучались особенности образа жизни первоклассников города Сургута в возрасте 7 лет. Проведен анкетный опрос родителей, включающий сведения о занятости детей в свободное от учебы время, дополнительном образовании и занятиях спортом, соблюдении режима отдыха и сна. В ходе исследования выявлены особенности организации стиля жизни у детей 7 лет северного региона, связанные с низкой двигательной активностью.
Полученные результаты опроса можно использовать для формирования навыков здорового образа жизни, как перспективной меры, способствующей успешной адаптации, сохранению и укреплению здоровья первоклассников города Сургута.
Ключевые слова: образ жизни, первоклассники, начальный период обучения в школе, северный регион.
Lifestyle of the first-grade children living in the city of Surgut. The paper presents the study of the lifestyle of the 7-year-old children from Surgut studying in the first grade. There was conducted a survey: parents were asked questions about children leisure time, additional education and sports, their regime of rest and sleep. The study reveals the features of lifestyle in 7-year-old children of the Northern region associated with low physical activity.
The results of the survey can be used to develop healthy life style skills, as a future measure that contributes to successful adaptation, preservation, and strengthening of health of the first-graders studying in Surgut.
Key words: lifestyle, first-graders, primary school studies, northern region.
Всемирной организацией здравоохранения образ жизни обозначен, как один из факторов, определяющих здоровье людей.
Начало обучения в школе приводят к перемене уклада жизни ребенка, распорядка его дня, режима занятий и отдыха и является стрессовым фактором.
Климатогеографические особенности Среднего Приобья являются дополнительной функциональной нагрузкой для растущего организма. Изучено, что дети Севера находятся в неравных стартовых условиях жизни по сравнению с детьми других регионов страны [2; 3].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведен опрос родителей учащихся первых классов начальной школы города Сургута в возрасте 7 лет. Дети, образ жизни которых анализировался, относились к 1-2 группам здоровья. Методом исследования выбрано анкетирование родителей. Были разработаны анкеты с вопросами, позволяющие определить факто-
Контакты1 Саитова Э.Н. - E-mail: <[email protected]>
ры, влияющие на образ жизни первоклассников города Сургута. В анкетировании приняли участие 113 родителей (63 - мальчиков, 50 - девочек).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Цель исследования - изучить образ жизни первоклассников города Сургута, для выявления негативных факторов, влияющих на адаптацию к школьным нагрузкам, разработки эффективных программ профилактики и своевременное их устранение.
По мнению родителей в 100 % случаев детьми соблюдается режим дня. Однако по результатам анкетирования выяснилось, что у первоклассников города Сургута в 9,8 % продолжительность ночного сна составляет менее 8-9 часов, то есть ниже физиологической нормы и в 100 % случаев отсутствует дневной сон.
Отсутствие полноценного сна и отдыха, а также высокие психоэмоциональные нагрузки, напряженный умственный труд могут способствовать ухудшению функционального состояния детей, проживающих в суровых климатических условиях Севера.
Одним из факторов здорового образа жизни является двигательный режим. Достаточная двигательная активность определяет гармоничное развитие личности школьника [1].
Среди опрошенных родителей первоклассников города Сургута всего 32,74 % детей занимаются в различных спортивных секциях, причем среди мальчиков таких детей - 41,27 %, а среди девочек - 22,0 %. По данным опроса все дети начали заниматься различными видами спорта в дошкольном периоде, причем 2,65 % детей (девочки) занимаются художественной гимнастикой более 3 лет.
При анализе результатов опроса использована «Олимпийская классификация видов спорта», основанная на учете основных закономерностей соревновательной и тренировочной деятельности в различных видах спорта, а также схожей спецификой нескольких видов спорта. Обследованные первоклассники города Сургута занимались следующими видами спорта: единоборства (дзюдо, тхэквондо, самбо, каратэ, бокс), сложнокоординационные виды спорта (спортивная и художественная гимнастика, аэробика, акробатика), циклические виды спорта (плавание), спортивные игры (футбол, хоккей, мини-футбол, большой теннис).
В целом структура занятий по видам спорта представлена на рисунке.
Превалирующими видами спорта, которыми занимаются мальчики являются единоборства, что составило 19,04 % (у девочек - 4 %). Сложнокоординационные виды спорта чаще зафиксированы у девочек - 14 % (у мальчиков - 4,7 %). Плаванием среди опрошенных сургутских первоклассников занимаются 7,9 % мальчиков и 6 % девочек. Спортивными играми увлекаются 6,3 % мальчиков и 2 % девочек.
Трое из опрошенных (2,6 %) одновременно посещают занятия по двум видам спорта (художественная гимнастика и плавание; каратэ и футбол; плавание и борьба).
По данным О.Г. Литовченко и М.С. Ишбулатовой [5] к 8-11 годам количество детей начальной школы города Сургута, занимающихся в различных спортивных секциях достигает 55,4 %.
■ Единоборства
37,8
■ Сложнокоординационные виды спорта
■ Циклические виды спорта
■ Спортивные игры
Рис. Структура занятий по видам спорта у первоклассников города Сургута, %
К факторам, вызывающими нарушение адаптивных процессов могут быть отнесены повышенные умственные нагрузки, посещение дополнительных занятий, а также длительные просмотры телепередач [4].
Согласно опросу родителей 41,6 % детей 7-ми лет города Сургута посещают дополнительные занятия, не связанные с двигательной активностью, это 50,0 % девочек и 34,92 % мальчиков.
На растущий организм первоклассников оказывают сильное воздействие условия повседневной жизни. У 92,9 % опрошенных родителей дети пользуются регулярно компьютерами, телевизорами и различными гаджетами, причем ежедневно до одного часа в день - 16,81 %; до трех - четырех часов в день - 60,18 % и 5-6 часов в день - 12,39 %. Наибольшую настороженность вызывает 3,54 % детей, которые со слов родителей, ежедневно проводят за современными электронными устройствами более 7-8 часов.
К дополнительным отрицательным факторам у школьников Севера можно отнести то, что учащиеся не выезжают за пределы региона. Так у 33,63 % опрошенных дети проводят летние каникулы в городе.
ВЫВОДЫ
Первоклассники города Сургута находятся в условиях повышенных учебных нагрузок, недостаточной двигательной активности, нарушения режима сна и отдыха, постоянного контакта с современными электронными устройствами. Изучение особенностей образа жизни у детей в начальном периоде обучения позволят выявить факторы риска развития функциональных отклонений и нарушения здоровья младших школьников, а также внедрение эффективных программ по формированию здорового образа жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акчулпанова Р.К., Семенова А.И. К вопросу о формировании здорового образа жизни у школьников // Современные научные исследования и разработки. 2015. - С. 79-83.
2. Александров А.А., Звездина И.В., Котова М.Б., Березина Н.О., Иванова Е.И., Ваганов А.Д. Оценка состояния здоровья школьников г. Мурманска // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2015. Т. 94. № 6. - С. 170-175.
3. Гудков А. Б., Попова О. Н., Лукманова Н. Б. Эколого-физиологическая характеристика климатических факторов Севера. Обзор литературы // Экология человека. 2012. № 1. - С. 12-17.
4. Ланина Е.А., Шишова А.В., Богомолова Е.Г., Харичева В.А. Образ жизни современных первоклассников // В сборнике: От факультета усовершенствования врачей - к институту последипломного образования: история и достижения Материалы Юбилейной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Института последипломного образования ИвГМА. 2015. - С. 48-50.
5. Литовченко О.Г., Ишбулатова М.С. Особенности организации стиля жизни младших школьников г. Сургута // Теория и практика физической культуры. 2014. №5. - С.86-87.
REFERENCE
1. Akchulpanova R.K., Semenova A.I. K voprosu o formirovanii zdorovogo obraza zhizni u shkol'nikov // Sovremennye nauchnye issledovanija i razrabotki. 2015. -S.79-83.
2. Aleksandrov A.A., Zvezdina I.V., Kotova M.B., Berezina N.O., Ivanova E.I., Vaganov A.D. Ocenka sostojanija zdorov'ja shkol'nikov g. Murmanska // Pediatrija. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo. 2015. T. 94. № 6. - S. 170-175.
3. Gudkov A. B., Popova O. N., Lukmanova N. B. Jekologo-fiziologicheskaja harakteristika klimaticheskih faktorov Severa. Obzor literatury // Jekologija cheloveka. 2012. № 1. - S. 12-17.
4. Lanina E.A., Shishova A.V., Bogomolova E.G., Haricheva V.A. Obraz zhizni sovremennyh pervoklassnikov // V sbornike: Ot fakul'teta usovershenstvovanija vrachej - k institutu poslediplomnogo obrazovanija: istorija i dostizhenija Materialy Jubilejnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 30-letiju Instituta poslediplomnogo obrazovanija IvGMA. 2015. - S. 48-50.
5. Litovchenko O.G., Ishbulatova M.S. Osobennosti organizacii stilja zhizni mladshih shkol'nikov g. Surguta // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. 2014. №5. -S.86-87