Научная статья на тему 'Адаптация к новым условиям обучения и образ жизни пятиклассников'

Адаптация к новым условиям обучения и образ жизни пятиклассников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
961
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЯ / THE ORGANIZATION OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмерова С. Г., Николаева В. В.

При переходе на предметное обучение подростки подвергаются активному воздействию новых факторов внешней среды. Изучение образа жизни пятиклассников показало, что большинством из них не соблюдается режим дня, крайне недостаточно и не рационально время пребывания на свежем воздухе, не соблюдаются основы рационального питания, досуг не направлен на формирование и развитие познавательной и культурной сфер жизни. Для контроля за состоянием здоровья и образом жизни пятиклассников предлагается использовать Дневники здоровья, которые могут быть преобразованы в перспективную систему оздоровления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF TRAINING AND WAY OF LIFE OF PUPILS OF THE fFIFTH CLASSES1«The Bashkir State Medical University of Roszdrav»

At transition to subject training teenagers are exposed to active influence of new factors of an environment. Studying of a way of life of Pupils of the fifth classes has shown, that the majority of them does not observe a mode of day, there is not extremely enough and not rationally time of stay for fresh air, balanced diet bases are not observed, leisure is not directed to formation and development of informative and cultural spheres of the life. For the control over a state of health and a way of the life of pupils of the 5th class it is offered to use Diaries of health which can be transformed to perspective system of health improvement.

Текст научной работы на тему «Адаптация к новым условиям обучения и образ жизни пятиклассников»

УДК 614.2-053.5:613.955:371.71

АДАПТАЦИЯ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКОВ

С.Г. АХМЕРОВА, В.В. НИКОЛАЕВА*

При переходе на предметное обучение подростки подвергаются активному воздействию новых факторов внешней среды. Изучение образа жизни пятиклассников показало, что большинством из них не соблюдается режим дня, крайне недостаточно и не рационально время пребывания на свежем воздухе, не соблюдаются основы рационального питания, досуг не направлен на формирование и развитие познавательной и культурной сфер жизни. Для контроля за состоянием здоровья и образом жизни пятиклассников предлагается использовать Дневники здоровья, которые могут быть преобразованы в перспективную систему оздоровления.

Ключевые слова: организация здоровья

Учитывая сохраняющиеся неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, необходимо комплексное изучение всех неблагоприятных внешних факторов [2,5]. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в периоды в 7, в 10 лет в период от 12 до17 лет. С началом обучения в основной школе, при переходе на предметное обучение младшие подростки подвергаются активному воздействию новых факторов внешней среды. В основной школе коренным образом меняются условия обучения, и перед детьми встают достаточно сложные задачи: приспособиться к новой для них «кабинетной» системе, различным стилям педагогической деятельности и личностным особенностям нескольких незнакомых для них учителей-предметников, к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Именно в препубертатном периоде повышение нагрузки в учебных заведениях совпадает с экосенситивным периодом в процессе роста и развития детей, что становится причиной развития школьной дизадаптации [3,8].

Школьная дизадаптация - результат нарушения приспособления (адаптации) ребенка к тем или иным условиям школьной среды, в частности, к новым условиям обучения в пятом классе. В условиях ограниченности адаптационных резервов, свойственной растущему организму, любое увеличение нагрузки, умственной или физической, можно рассматривать как стрессорное воздействие, носящее длительный и устойчивый характер. Это приводит к снижению адаптационных резервов, возникновению ситуации рассогласования механизмов регуляции вегетативных функций; жизнедеятельность осуществляется в режиме неустойчивой адаптации, который проявляется у детей в виде ухудшения работоспособности, повышенной утомляемости и снижения устойчивости к неблагоприятным воздействиям.

Отмечено, что в адаптационный период дети могут стать более замкнутыми, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. Может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. Возможное снижение успеваемости в первые недели обучения в пятом классе, также обусловлено особенностями адаптационного периода. Как правило, адаптация к основной школе длится первые 2-4 недели учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше [4,6,9].

В этих условиях также претерпевает определенные изменения и образ жизни школьников, что имеет значительное влияние на здоровье и способность к максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, доброжелательную обстановку, четкий режим дня, полноценное питание, выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего [7,10]. Нами проводилось изучение образа жизни учащихся пятых классов одного из лицеев г.Уфы. В исследовании приняло участие 128 школьников, из них 56 мальчиков (43,8%) и 72 девочки (56,2%). Также в анкетировании приняли участие родители школьников. Социологическое исследование субъективной оценки уровня адаптации при переходе из начальной школы в основную проводилось ретроспективно, в начале шестого года обучения. Школьникам и их родителям предлагалось заполнить специальную анкету и отметить особенности

* ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г.Уфа. 450000, г.Уфа, ул. Ленина, д. 3.

образа жизни в пятом классе. Для социологического опроса нами была разработана специальная анкета. При разработке анкеты мы воспользовались двумя образцами:

- анкетой СИНДИ для детей по изучению причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи,

- анкетами для мониторинга состояния здоровья и образа жизни учащихся пятых классов, которые используются в рамках широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования [12].

При анализе субъективной оценки уровня адаптации при переходе на предметное обучение было выявлено, что большинство школьников считают, что при обучении в пятом классе у них были незначительные трудности (табл. 1). При этом девочек, которые считают, что адаптация прошла благоприятно численно больше в сравнении с мальчиками. Субъективная оценка школьников и их родителей не совпадает: родители чаще считают, что адаптация у их детей прошла благоприятно. Совпадение в оценке чаще встречается в группе девочек и их родителей.

Таблица 1

Показатели субъективной оценки уровня адаптации пятиклассников и их родителей при переходе на предметное обучение (%)

Показа- тели Мнение школьников Мнение родителей

маль- чики де- воч- ки всего маль- чиков де- во- чек всего

Адапта- ция прошла благо- приятно 31,8 35,8 33,8 48,6 37,1 42,8

Имелись незначи- тельные трудно- сти 55,6 51,8 53,7 41,1 48,3 44,7

Адапта- ция прошла сложно 12,6 12,4 12,5 10,3 14,6 12,5

При уточнении, какие именно сложности возникли в пятом классе, большинство школьников отметили, что им трудно было приспособиться к кабинетной системе (75,8% мальчиков и 66,4% девочек), привыкнуть и приспособиться к требованиям сразу нескольких новых преподавателей (72,4% мальчиков и 58,6% девочек). Некоторые школьники сравнивали стиль общения и преподавания учителя начальной школы и нового классного руководителя. Оказалось, что 42,6% мальчиков и 48,3% девочек считают, что стиль взаимоотношений с учителем начальной школы был более доверительный, лояльный, доброжелательный в сравнении со сложившимися взаимоотношениями с классным руководителем в пятом классе. 34,6% мальчиков и 35,8% девочек, напротив, считают, что отношение классного руководителя соответствует новому статусу «повзрослевших» школьников. Многие пятиклассники были не готовы к возросшему объему самостоятельной работы, домашних заданий (60,2% мальчиков и 48,3% девочек). Часть школьников отметили, что было сложно осваивать новые предметы (64,2% мальчиков и 44,6% девочек).

Таблица 2

Показатели режима дня учащихся пятых классов (%)

Показатель Норма (час) Выполнение нормативных показателей

выдерживают норматив не выдерживают норматив

мал. дев. все- го мал. дев. все- го

Сон в будние дни 10,5 7,6 0 4,5 92,4 100 95,5

Сон в выходные дни 10,5 69,2 44,5 59,1 30,8 55,5 40,9

Занятия в школе 5-6 100 100 100

Выполнение домашних заданий до 2,5 83,4 87,5 85,1 16,6 12,5 15,2

Прогулки в учебные дни 3 7,6 11,1 9,1 92,4 88,9 90,9

Просмотр телепередач 1,5 54,5 33,4 45,0 45,5 66,6 55,1

Занятия на компьютере 0.6 41,7 22,2 33,3 58,3 77,8 66,7

Посредством социологического опроса мы выяснили, как с точки зрения школьников, на состоянии их здоровья отразился переход на предметное обучение. Было выявлено, что 24,6%

мальчиков и 18,5% девочек предъявляли соматические жалобы, 42,6% мальчиков и 34,6% девочек предъявляли жалобы со стороны нервно-психической сферы, 65,6% мальчиков и 62,6% девочек отметили снижение работоспособности (особенно в первой четверти и к концу первого полугодия). Однако большинство школьников и их родителей посчитали, что адаптация к обучению в школе завершилась в течение 1-й четверти обучения (62,5% мальчиков и 72,6% девочек) или первого полугодия. Только 8,5% мальчиков и 5,3% девочек посчитали, что процесс адаптации затянулся практически до конца учебного года. Значительных изменений в основной школе претерпевает образ жизни пятиклассников. Изучение образа жизни позволило выявить, что режим дня в будние и выходные дни соблюдает только 22,7% школьников. 50% опрошенных соблюдает режим дня только в будни, 27,3% - не придерживаются распорядка дня. Основные показатели режима дня школьников представлены в табл. 2.

Одним из наиболее негативных моментов в режиме дня современных школьников является сокращение времени ночного сна. Так, средняя продолжительность ночного сна в будние дни составляет 7,5 часов, что недостаточно с физиологогигиенической точки зрения. Физиолого-гигиенические нормативы выдерживаются лишь в 4,5% случаев. У 50% школьников ночной сон укорочен на 1-2 часа (у 46,2% мальчиков и 55,6% девочек), у 45,5% - на 2-4 часа (46,2% и 44,4% соответственно). Даже в воскресные дни у 40,9% школьников отмечено несоответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам. В то же время хорошо известно, что достаточный по продолжительности ночной сон необходим школьникам для восстановления их умственной работоспособности, для нормального их роста и развития. А глубокий дефицит сна (более 2 часов) ведет к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества заболеваний. По данным анкетирования родителей 76,2% из них (72,3% родителей мальчиков и 78,1% родителей девочек) отметили появление уменьшения продолжительности ночного сна у своих детей к концу первой четверти 5 класса.

Суммарная учебная нагрузка в школе у пятиклассников не превышает норматив (31 час в неделю при 6-дневной рабочей неделе). При этом зачастую происходит интенсификация учебного процесса за счет дополнительных занятий, увеличения объема домашних заданий. Согласно СанПиН 2.4.2. 1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» пятиклассники должны выполнять домашние задания не более 2,5 часов. Анализ объема домашней учебной нагрузки (время приготовления домашних заданий) свидетельствует о том, что 85,1% учащихся укладывается в гигиенический норматив. В то же время 10% школьников выполняют домашние задания на 1-2 часа больше и 5% - более 5 часов в день. Чрезмерно продолжительная подготовка уроков неблагоприятно отражается на состоянии здоровья учащихся, так как неизбежно приводит к нарушению других компонентов режима, прежде всего к сокращению продолжительности ночного сна, в том числе и в выходные дни (у 40,9% пятиклассников).

Увеличение времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий, отметили 78,6% школьников (81,3% мальчиков и 76.5% девочек). Отметили, что школьные оценки стали хуже, чем в младшей школе 32,4% школьников (38,4% мальчиков и 30,1% девочек). Практически каждый второй родитель считает, что учебные достижения ребенка по основным предметам хуже ожидаемых. Однако к концу учебного года недовольных своими оценками осталось только 22,4% школьников (25,8% мальчиков и 19,6% девочек) и 26,8% родителей.

При подготовке к занятиям потребовалась помощь со стороны родителей 36,4% школьников (39,4% мальчиков и 34,2% девочек). С целью облегчения освоения новых предметов 21,4% родителей школьников обратились к учителям с просьбой об индивидуальных занятиях. 18,6% школьников по основным

предметам занимались с репетиторами. Настораживает несвоевременность обращения за помощью в овладении новыми предметами: большинство родителей стали контролировать выполнение домашних заданий детьми к концу первой четверти, основная масса обращений по поводу индивидуальных занятий к учителям и репетиторам приходилась на третью четверть. При оказании своевременной помощи в первой четверти пятого класса, возможно, что отметки по ведущим учебным предметам были бы значительно лучше, а адаптация к новым условиям обучения прошла бы значительно благоприятнее.

Свободное от учебных и внешкольных занятий время должно обеспечивать школьникам возможность восполнить недостаток двигательных нагрузок, необходимых для нормального физического развития подростков, а также способствовать гармоничному развитию интеллектуальной и психоэмоциональной сферы учащихся, формированию навыков полезной трудовой деятельности и навыков общения. Как оказалось, свободное время учащиеся в большинстве случае распределяют между просмотром телепередач, играми на компьютере, чтением книг и прогулкой (67,8%). Большая часть школьников превышают допустимое для данной возрастной группы время просмотра телевизора, занятий на компьютере. Подавляющее большинство школьников (81,8% мальчиков и 88,9% девочек) практически не участвует или участвует эпизодически в помощи по дому или домашнему хозяйству, что впоследствии может оказать неблагоприятное воздействие на характер социальной адаптации подростков. При этом сами родители зачастую либо не заинтересованы, либо не имеют времени и возможностей проводить досуг совместно с детьми. Только 33,3% родителей организовывают познавательные формы досуга своих детей - ходят в кино, театр, музеи, 25,9% - гуляют в парках, лесу, 14,8% - ходят в тренажерный зал или бассейн.

Прогулка - важнейший фактор оздоровления организма учащихся, повышения сопротивляемости заболеваниям. В течение учебного года учащиеся большую часть светового дня проводят в помещениях, сидя за партой или столом. Дыхание при этом, как правило, поверхностное - количество кислорода, поступающего в кровь, относительно невелико. Поэтому после окончания уроков двигательная активность на открытом воздухе особенно важна. Бывают на свежем воздухе в будние дни не менее 1 часа в день - 22,7% школьников, до 2 часов - 41,1 %, до 3 часов -27,3%, более 3 часов - 9,1% школьников. Средняя продолжительность прогулки на открытом воздухе составляет 1,8 часа, в то время как гигиенический норматив для данной возрастной категории составляет не менее 3 часов в день. Основное время пребывания на свежем воздухе у 43,3% школьников - это время, затрачиваемое на дорогу до школы пешком и обратно (от 10 до 30 минут - у 80%). Только у 26,7% - во время дополнительных спортивных занятий. 20% учащихся гуляют после приготовления уроков, 3,3% - после обеда до приготовления уроков.

Анализ двигательной активности пятиклассников показал, что дополнительно (помимо уроков физической культуры), под руководством педагогов школы в спортивных секциях занимается 65,2% школьников (60% - 2-3 раза в неделю). 47,8% учащихся занимаются в спортивных секциях и кружках в ДЮСШ, посещают бассейн (2-3 раза в неделю - 45,5% и 63,6% соответственно). 65,2% школьников занимаются танцами или аэробикой (73,3% из них - 2-3 раза в неделю). Группы ЛФК в физкультурных диспансерах посещают 30,4% школьников, из них 42,9% - 1-2 раза в месяц, 57,1% - реже 1 раза в месяц. Гигиеническую зарядку ежедневно выполняют только 9,1% школьников, 59,1% - не регулярно, 31,8% - вообще не делают зарядки.

Регулярность физических тренировок обеспечивалась в основном только за счет посещения учащимися уроков физической культуры. В основную группу для занятий физической культурой зачислено 75,3% школьников, в подготовительную - 18,4%, в специальную группу - 6,3%. При этом школьники из специальной медицинской группы не занимались с тренером по адаптивной или лечебной физкультуре, а выполняли общий комплекс упражнений (без нормативов), либо освобождались от занятий.

Оценка двигательного режима дополнялась определением наличия кумулятивного тренировочного эффекта (КТЭ). При этом оценивалась периодичность и систематичность посещения уроков физической культуры и лечебно-оздоровительных занятий, посещение спортивных секций, кружков, тренажерных залов, бассейнов, а также самостоятельных занятий физической культурой, использование различных комплексов и прочее. Было выявлено, что КТЭ эффект вообще не обеспечен у 18,5% школьников (15,2% мальчиков и 21,2% девочек), а развивающий уровень КТЭ обеспечен менее, чем у половины обследованных -41,3% школьников (46,7% мальчиков и 39,4% девочек). Таким образом, девочки занимаются физкультурой и спортом менее регулярно, чем мальчики.

Нами был проанализирован уровень сформированности навыка самоконтроля за оптимальностью двигательных нагрузок. Данным навыком владеет 34,3% школьников. Между уровнем

сформированности навыка самоконтроля за оптимальностью двигательных нагрузок и занятиями детей в спортивных секциях, кружках, оздоровительных центрах существует прямая сильная корреляционная связь (r=+0,84).

Анализ закаливания позволяет сделать вывод, что его уровень явно недостаточный: регулярно закаливается менее четверти подростков. Было выявлено, что выполняют закаливающие процедуры с разной периодичностью 54,5% школьников (табл. 3). Среди мальчиков закаливается больше школьников, чем среди девочек. Также мальчики чаще используют общее закаливание водой.

Таблица 3

Показатели структуры использования пятиклассниками закаливающих процедур (%)

Вид закаливания Мальчики Девочки Всего

Закаливание воздухом 3,1 5,2 4,8

Местное закаливание водой 37,8 37,4 37,6

Общее закаливание водой 12,8 7,2 9,7

Другие виды закаливания 4,1 1,8 2,4

Не закаливаются 42,2 48,4 45,5

Анализ организации питания пятиклассников выявил следующие особенности. Важным аспектом качества и структуры питания является его регулярность. Оптимальный режим питания составляет 3-5-кратный прием пищи в течение дня. Как показывают наши исследования (табл. 4), большинство школьников соблюдают оптимальный режим питания, что может свидетельствовать о правильной организации питания в условиях школы. Однако 33,3% девочек имеют недостаточную частоту приемов пищи, значительно снижено число тех, кто регулярно питается чаще 4 раз (9,1%). Следует отметить, что значительная часть школьников (45,5%) утром не завтракают, причем это нарушение режима питания чаще наблюдается у девочек (66,7%). Среди пятиклассников 59,1% питается организованно в школьной столовой (46,2% мальчиков и 77,8% девочек), 13,6% питаются в школьном буфете (15,4% мальчиков и 11,1% девочек), 9,1% приносят еду из дома (7,7% мальчиков и 11,1% девочек). В школе не едят совсем 18,2% учащихся (30,7% мальчиков).

Таблица 4

Регулярность питания пятиклассников (%)

Количество приемов пищи в день Мальчики Девочки Всего

1-2 раза 33,3 13,7

3 раза 61,5 44,5 54,5

4 раза 23,1 22,2 22,7

более 4 раз 15,4 9,1

Анализ рациона питания пятиклассников позволил выявить, что 47,8% школьников едят мясные и рыбные продукты ежедневно, 87% - несколько раз в неделю. Молоко и молочные продукты - ежедневно имеют у себя на столе 73,9% школьников, молочнокислые продукты - 26,1% ежедневно, 56,5% - несколько раз в неделю. Свежие овощи, фрукты, ягоды - наиболее богатые витаминами пищевые продукты - ежедневно употребляют 47,8% детей, несколько раз в неделю - 43,5%. Дополнительно принимают поливитаминные препараты 68,2% школьников (76,9% мальчиков и 55,6% девочек). Положителен тот факт, что консервы и продукты длительного хранения, конфеты и шоколад, чипсы, орешки, сахаросодержащие газированные напитки не являются приоритетными у школьников, что свидетельствует о согласованной просветительской работе с детьми и их родителями медико-педагогического коллектива школы.

Однако, потребление рыбы, морепродуктов и особенно морской капусты является недостаточным, что требует включения данных продуктов в рацион питания, как дома, так и в школе.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что ситуация с питанием вызывает тревогу по целому ряду причин. Треть обследованных девочек имеет недостаточную частоту приема пищи, ее витаминизации, почти треть обследованных мальчиков отказываются от приема пищи в школе, что может свидетельствовать о том, что ряд школьников и их родителей не относятся сознательно к режиму и организации питания. Все перечисленные факторы формируют группу риска развития желудочно-кишечных и других заболеваний, негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Подростковый возраст сопряжен с возможностью приобщения учащихся к вредным привычкам. Половина опрошенных школьников пробовало алкогольные напитки (45,5% мальчиков и

55,6% девочек). В 50% случаев употреблялось пиво, в 27,8% -вино, в 16,7% - ликер, в 5,5% - алкогольный коктейль. Все участвующие в опросе школьники указали, что не пробовали курить. Также все школьники не замечали, чтобы их знакомые употребляли наркотики и вообще, они не встречались с людьми, употребляющими наркотики. Это можно объяснить пропагандой вредных привычек в средствах массовой информации и традиционными представлениями, сложившимися в общественном сознании - некоторые формы употребления алкоголя подростками (по праздникам, за общим столом со взрослыми) считаются допустимыми. Отношение же взрослых к курению, а тем более к использованию наркотиков, преимущественно негативное.

За время обучения учащиеся должны выработать навыки по профилактике нарушений осанки, утомления органов зрения и некоторых инфекционных заболеваний. Упражнения для сохранения правильной осанки, массаж, самомассаж, занятия на турнике используют только 16,4% пятиклассников (12,6% мальчиков и 18,6% девочек). 22,1% пятиклассников проводят профилактику утомления органов зрения (18,4% мальчиков и 24,6% девочек). При повторном исследовании данный показатель снизился до 11,3±1,2%, Р<0,01. Основным средством по профилактике простудных заболеваний и гриппа был прием витамина С, уровень потребления которого составил 64,7% (62,4% мальчиков и 66,2% девочек). Проводят вакцинацию 75,6% пятиклассников. Используют ремантадин, арбидол или оксолиновую мазь 5,8% школьников. Вообще не проводят профилактику гриппа и простудных заболеваний 14,5% школьников. Исходя из этого, следует предположить, школьники и их родители уделяют недостаточно внимания оздоровительным профилактическим мероприятиям, не пытаясь устранить факторы риска, связанные с особенностями учебного процесса и выполнением домашних заданий.

Оптимальное проведение школьных каникул способствует более активному восстановлению умственной и физической работоспособности учащихся. Несомненно, что на организацию каникулярного отдыха большое влияние оказывает материальноэкономическое положение семьи, род занятий родителей. Видимо, поэтому почти половина учащихся (48,1%) перед началом обучения в пятом классе провели каникулы дома, в пришкольных лагерях. На даче или в деревне провели каникулы 30,6% учащихся, выезжали в оздоровительные лагеря 16,6%, отдыхали на юге 19,5% школьников, ездили на экскурсии в города России 4,7%, 2,3% были в детских санаториях. Более трети школьников, выезжающих на отдых за пределы республики, вернулись в город непосредственно перед началом учебного года, в связи с чем адаптация к условиям обучения в пятом классе проходила одновременно с реадаптацией после поездки в другую климатическую зону. Двое пятиклассников в связи с поездкой на юг пропустили начало учебного года и приступили к занятиям в начале второй недели обучения. Именно них отмечены затруднения в обучении, продолжающиеся на протяжении первого полугодия.

Ло многим показателям образ жизни пятиклассников не соответствует гигиеническим нормативам. Но при анализе субъективной оценки образа жизни и состояния здоровья было определено, что 68,2% пятиклассников считают, что уделяют своему здоровью достаточно внимания, а 90,0% - находят свой образ жизни как соответствующий или приближающийся к здоровому.

Для контроля за состоянием здоровья и образом жизни школьников мы предлагаем использовать паспортизацию состояния здоровья и образа жизни школьников посредством специальных Дневников здоровья. Паспортизация здоровья представляет собой многоплановое активное документальное отображение индивидуальных особенностей организма и личности субъекта, его социального статуса; факторов, оказывающих влияние на его здоровье; результатов мониторинга и анализа показателей функционального состояния и здоровья; краткосрочных и долговременных прогнозов динамики здоровья; программ здорового образа жизни и развития; генерирования и коррекции программ формирования и укрепления здоровья. Заполнение Дневников здоровья позволяет провести индивидуализацию процесса обучения, разработать индивидуальные системы оздоровления.

Нами использована единая форма Дневника здоровья учащегося, которая разработана и апробирована в ряде учебных заведений республики специалистами Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского института развития образования [1]. Дневник здоровья учащегося представляет собой индивидуальный, самостоятельно и регулярно запол-

няемый документ, отображающий основные физиологические, социальные и психологические характеристики здоровья учащихся. Персональный Дневник здоровья заполняется лично учащимся, который вносит в него основные данные о состоянии своего организма и самочувствии, вносит результаты достижений по физическим нагрузкам и работе над собой, способствующей ведению здорового образа жизни в учебное и внеурочное время. Дневник здоровья является элементом организации самопознания учащегося. Дневник здоровья состоит из нескольких разделов: паспортная часть, распорядок дня, организация учебного процесса (расписания и внеклассных мероприятий), организация домашнего режима, выполнение домашних заданий, организация досуга в учреждениях дополнительного образования, данные медицинских осмотров, оценка физического развития; лист прививок; заболеваемость по данным обращаемости; рекомендуемые лечебно-оздоровительные мероприятия, организация режима и рациона питания; физическая подготовка и самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом, закаливание и самоконтроль при закаливании, наличие вредных привычек, результаты по прикладной физической подготовке; успеваемость. Практические навыки по оздоровлению отрабатываются и закрепляются школьниками во время уроков здоровья, занятий в кружках, посещения уроков физкультуры и групп ЛФК, во время посещения специальных тренинговых групп.

Заполнение Дневника здоровья позволяет родителям и учителям вовремя выявлять возникшие отклонения в поведении и образе жизни школьника и своевременно их корригировать. Школьникам паспортизация здоровья и образа жизни позволяет сознательно управлять своими физиологическими функциями для целей гармоничного развития личности, что преобразует Дневник здоровья в перспективную оздоровительную систему.

Следовательно, большинством пятиклассников не соблюдается режим дня, крайне недостаточно и не рационально время пребывания на свежем воздухе, не соблюдаются основы рационального питания, досуг не направлен на формирование и развитие познавательной и культурной сфер жизни, имеет место употребление алкоголя. Все это требует разработки и реализации программ по оздоровлению образа жизни пятиклассников, рассчитанных прежде всего на самого школьника, его семью и окружение. Нами предлагается использовать Дневники здоровья, объективизирующие состояние здоровья и образ жизни.

Литература

1. Ахмерова С.Г., Мустаев Р.З., Малютин И.П. Дневник здоровья учащегося образовательного учреждения. Уфа, Изд-во БИРО, 2003. 32с.

2. БарановА.А. // Российский педиатрический ж, 2005. № 2. С. 4-8.

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М.: Фирма Вариант,

2005. 584с.

4. Журавлёв Д. // Народное образование, 2002. №8. С. 99-102.

5. Кучма В. Р., Рапопорт И. К. //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2008. № 1. С. 32-36.

6. Мандриков В.Б., Пономарев А.А. // Вестник Волгоградского ГМУ,

2006. № 3. С. 47-50.

7. Муталов А.Г., и др. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста. Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2005. 252 с.

8. Никитина Е.Б. // Воспитание школьников, 2002. № 6. С. 31-33.

9. Письмо Министерства образования РФ от 21.05.2004г. № 14-51140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования - на основную».

10. Седокова М.Л., Матковская Т.В. // Сб.: Формирование нравственного, духовного и физического здоровья детей и подростков. Томск, 2005. С. 321-323.

ADAPTATION TO NEW CONDITIONS OF TRAINING AND WAY OF LIFE OF PUPILS OF THE fFIFTH CLASSES

S.G AHMEROVA., V.V. NIKOLAEVA

«The Bashkir State Medical University ofRoszdrav», Ufa. 450000, Ufa, Lenin's street, 3.

At transition to subject training teenagers are exposed to active influence of new factors of an environment. Studying of a way of life of Pupils of the fifth classes has shown, that the majority of them does not observe a mode of day, there is not extremely enough and not rationally time of stay for fresh air, balanced diet bases are not observed, leisure is not directed to formation and development of informative and cultural spheres of the life. For the control over a state of health and a way of the life of pupils of the 5th class it is offered to use Diaries of health which can be transformed to perspective system of health improvement.

Key words: the organization of health

.УДК 613.7:316.346.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА

В.А. ПОГОДИНА, Н.А. ГАЛУЗО, В.М. ШАРОПУТО, В.Н. СЕМЁНОВА, Н.С. ФЕДЯНИНА, Г.И. КРАШЕНИНИНА, С.В. МИШИНА*

Методом анкетного опроса изучены показатели социального развития здорового образа жизни студентов 4 курса ГОУ ВПО НГМУ Росздрава, врачей и пациентов МУЗ г. Новосибирска ГКБ № 19 в возрасте 19-35 лет. Анкета включала вопросы по «социальному представлению и пониманию» здорового образа жизни. Полученные в ходе опроса данные позволили сформулировать вывод о том, что решение проблемы социальной структуры здорового образа жизни связывается с «социальными представлениями и пониманием» здорового образа жизни респондентов.

Ключевые слова: «социальные представления и понимание», здоровый образ жизни, студенты, врачи, пациенты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) связан с личностномотивационным воплощением людьми своих возможностей. Насколько успешно закреплены в сознании навыки ЗОЖ в молодом возрасте, зависит здоровье человека в дальнейшем. По литературным данным в современное представление ЗОЖ входят следующие основные составляющие: - оптимальный двигательный режим, - рациональное питание, - закаливание. В 60-70 гг. XX века во Франции социологи С. Московиси, Р. Харе и др. разработали концепцию «социальных представлений», то есть теорию составных частей убеждений и практик [1,2]. В структуре «социальных представлений» выделяют 3 измерения: информация, поле представлений, установка. Информация - сумма знаний об объекте. Поле представлений - содержание. Установка первична - отношение субъекта к объекту представления. С. Моско-виси утверждает, что «социальные представления» побуждают людей формировать привычки или не воспринимать внешний мир. Человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а «сквозь призму собственных интересов». Правильные «социальные представления» людей о ЗОЖ не являются пониманием и убеждением для мотивации на здоровье [2]. Понимание - способность видеть причинно-следственные связи. «Социальные представления» - структура изменчивая, а понимание - определённо и постоянно [3].

Цель - исследование показателей социального развития ЗОЖ у студентов, врачей и пациентов в возрасте от 19 до 35 лет.

Таблица

Сравнительный анализ значимых элементов показателей социального развития ЗОЖ у студентов, врачей и пациентов в возрасте от 19 до 35 лет

Соци аль- ные пред- став- ле- ния Вопрос Ответ на вопрос Социальные группы

Студенты медицинского вуза Врачи Пациенты

Аб. % Аб. % Аб. %

Какие основные составляющие ЗОЖ? Рациональное питание, утренняя зарядка, закаливание 126 63,0 33 75,0 78 81,2

Ведёте ли Вы ЗОЖ? Да 141 70,5 18 40,9 45 46,9

Соци аль- ное пони ма- ние Занимаетесь ли Вы утренней зарядкой? Да 64 32,0 10 22,7 15 15,6

Закаливаетесь ли Вы? Да 34 17,0 12 27,3 25 15,6

80% пищи от суточного рациона - продукты, какого происхождения? 80% пищи от суточного рациона -продукты животного происхождения 163 81,5 34 77,3 90 93,7

Материал и метод. В социологическом исследовании участвовали студенты 4 курса ГОУ ВПО НГМУ Росздрава 200 чел, врачи и пациенты МУЗ г. Новосибирска ГКБ № 19 соответственно 44 и 96 человек. Из 340 человек было отмечено 218 (64,1%) женщин и 122 (35,9%) мужчин в возрасте от 19 до 35 лет. Сбор информации осуществлялся в 2009 г выборочным методом с помощью анкетирования. В анкете рассматривались значимые вопросы, касающиеся представления и понимания здорового образа жизни различными социальными группами: студентами, врачами и пациентами. Необходимо было из предложенных ответов выбрать один. При проведении данного опроса учитыва-

* ГОУ ВПО НГМУ, 630091, г. Новосибирск, Красный проспект, 52, тел./факс 383-2223204, http://ngmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.