38
ЗНиСО ФШШ №2 (227)
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ И ШКОЛЬНИКОВ Г. ВЛАДИВОСТОК
Ю.В. Титова, Л.Н. Нагирная, А.А. Шепарев
COMPARATIVE HYGIENIC EVALUATION OF THE DAILY SCHEDULE OF SCHOOL PUPILS OF THE ORTHODOX GYMNASIUM AND EDUCATINAL SCHOOL IN VLADIVOSTOK
J.V. Titova, L.N. Nagirnaya, A.A. Sheparev
ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России
С целью проведения гигиенической оценки бюджета времени был изучен режим дня учащихся Православной гимназии и школьников общеобразовательной школы. В результате исследования разработаны рекомендации по оптимизации режима дня детей и подростков данных образовательных учреждений.
Ключевые слова: гимназисты, школьники, бюджет времени, режим дня.
For the purpose of hygienic evaluation of the budget time, we studied the mode of day of the pupils of these institutions. As a result of our study there are developed recommendations for optimizing daily schedule of children and adolescents of these educational institutions.
Keywords: gymnasium pupils, students, budget time, the regime of the day.
Известно, что большое влияние на здоровье человека оказывают факторы, обусловленные его образом жизни. Одним из компонентов здорового образа жизни является режим дня, способствующий сохранению работоспособности учащихся [1]. Современная государственная система образования предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения, его личностную ориентацию и воспитание [2; 3; 4]. Данные многочисленных научных исследований и официальной статистики свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей школьного возраста. Поэтому оценка организации режимов труда и отдыха, общей загруженности учебными и внеучебны-ми занятиями детей и подростков приобретает
огромное значение и является частью проводимого исследования по гигиенической оценке условий пребывания детей в учреждениях различного типа.
Одно из таких учреждений — автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Православная гимназия равноапостольных Кирилла и Мефодия г. Владивостока» (далее — Православная гимназия). Организация обучения и воспитания в ней отличается от светских образовательных учреждений. Основная цель деятельности гимназии — получение учащимися общего и дополнительного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также религиозно-нравственное воспитание в духе традиций Русской Православной Церкви. В Православной гимназии, наряду с общеобразовательными предметами,
февраль №2 (227) ЗНСО
39
дети изучают вариативные учебные предметы: основы православной культуры, закон Божий, церковнославянский язык, религиоведение (сек-товедение). Дополнительное образование представлено музыкальной школой с классами игры на фортепиано, баяне, аккордеоне и гитаре. Все учащиеся обучаются хоровому пению. Кроме этого, в гимназии работают различные кружки по интересам и спортивные секции.
В качестве группы сравнения были выбраны дети, посещающие расположенное рядом муниципальное общеобразовательное учреждение (далее — общеобразовательная школа), где учебно-воспитательный процесс осуществляется по утвержденным программам, а старшеклассники проходят профильное обучение по направлению «Экономика». Досуговая деятельность представлена двумя спортивными секциями (баскетбол и волейбол), работают кружки по интересам (драматический, декоративно-прикладное творчество, «Золотой стежок», «Дизайн сценического костюма»), клубы (эколого-лингвистический, туристический, патриотический). Кроме того, ребята занимаются в хореографическом ансамбле «Алиса».
С целью проведения гигиенической оценки бюджета времени был изучен режим дня учащихся данных учреждений в течение 5 лет. Для этого была разработана анкета, которая позволила определить продолжительность его отдельных компонентов. В исследовании участвовали ученики Православной гимназии с 1-го по 11-й класс включительно (110 человек) и школьники, выбранные по парно-сопряженному методу.
В работе использованы социологические (интервьюирование, анкетирование родителей и детей) и статистические методы исследования. Статистическая обработка результатов исследования проводилась по общепринятым методикам.
При анализе анкет было установлено, что у большинства гимназистов младших классов продолжительность ночного сна была достаточна, однако одна треть учащихся спала на 1,5—2,0 ч меньше рекомендованного физиологами времени. В группе сравнения количество недосыпающих младших школьников варьировалось от 20 до 42 % детей (р < 0,01). Длительность ночного сна у подростков 5—8-х классов обоих образовательных учреждений с возрастом снижалась. Средняя продолжительность сна у 88 % гимназистов составила 9,5 ± 0,12 ч, что соответствует рекомендуемой возрастной норме, но у 12 % гимназистов ночной сон сокращен на 1 час. У 55 % школьников данного возраста ночной сон составлял 8,7 ± 0,1 ч, а у 25 % — был сокращен на 2 ч в сутки (р < 0,05). Известно, что рекомендуемая гигиенистами норма продолжительности ночного сна для старшеклассников, обеспечивающая работоспособность на достаточно высоком уровне, составляет 8,5—9,0 ч. Однако, было установлено, что от 9-го к 11-му классу значительно увеличивается число учащихся, продолжительность сна которых на 2 ч достоверно меньше ре-
комендуемой (с 8,6 до 25,4 % — у гимназистов и с 9,7 до 34,7 % — у школьников). Таким образом, продолжительность ночного сна гимназистов более физиологична, чем у школьников.
Выполнение домашних заданий для учеников различных классов нормируется Сан-ПиН 2.4.2.1178—02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Половина гимназистов начальных классов справлялась с заданными уроками в регламентируемое время, среди их сверстников-школьников таких детей было 66 % (р < 0,05). От 25 до 43 % как гимназистов, так и учеников школы выполняют домашние задания дольше, чем следует. Вместе с тем, уже среди третьеклассников обоих учреждений появляются дети, которые совсем не готовят уроки, причем среди гимназистов таких 5—8 %, а среди школьников — в 2 раза больше. В средних классах Православной гимназии две трети учеников выполняют домашние задания в регламентированное время, а в общеобразовательной школе таких детей меньше половины (р < 0,05). На приготовление уроков старшеклассники как гимназии, так и школы, в среднем затрачивают меньше 3 ч ежедневно. Большинство из них, особенно в 11-м классе, готовят уроки и в воскресенье (для сокращения нагрузки в остальные дни недели). 14—16 % учащихся 10-11-х классов обоих образовательных учреждений тратят на выполнение домашних заданий 5 и более часов.
Кроме занятий в образовательных учреждениях, практически все учащиеся старших классов занимаются дополнительно на курсах, факультативах, в подготовительных группах при вузах и др. В 11-м классе, по сравнению с 9-м, в 3 раза увеличивается количество подростков, занимающихся дополнительно вне школы. При этом общая загруженность учебными занятиями старшеклассников весьма велика и составляет от 9 до 12 ч в день в зависимости от возраста.
Таким образом, учащиеся Православной гимназии затрачивают на внеаудиторную работу больше времени, чем их сверстники из общеобразовательной школы. Это, по-видимому, связано с наличием дополнительного обязательного образовательного компонента, который обусловлен спецификой данного учреждения.
Начиная с 5-го класса и до окончания Православной гимназии, учащиеся занимаются хоровым пением в местном храме и кружке при гимназии, почти 70 % детей посещают музыкальную школу. Занятия музыкой и в кружках, при всем разнообразии выбора предлагаемого в общеобразовательной школе, занимают незначительное место в досуге школьников: среди пятиклассников только 15 % обучаются музыке и 12 % посещают различные кружки. В 6-м классе 34 % школьников занимаются музыкой, а 15 % — в кружках; среди семиклассников таких детей — 18 и 15 % соответственно. От 8-го к 11-му классу в общеобразовательной школе резко уменьшается число учащихся, которые обучаются музыке (19 % - в 8 классе и 6 % - в 11-м).
40
ЗНиСО февраль №2 (227)
Посещают различные спортивные секции 87—92 % гимназистов всех возрастов. По мере взросления снижается количество школьников средних и старших классов, посещающих спортивные секции. Так, если в 5-м классе занимались спортом 24 % школьников, то к 11-му классу их остается лишь 7 %.
В учебные дни треть гимназистов и половина их ровесников-школьников гуляют меньше, чем это рекомендуется. Среди четвероклассников обоих образовательных учреждений пребывание на воздухе ограничивается фактически только дорогой в школу и обратно (50 % детей, р < 0,01). Только треть учащихся средних классов обоих образовательных учреждений указали, что проводят на открытом воздухе около 2,5 ч, что соответствует рекомендуемым требованиям. Половина опрошенных среди гимназистов среднего звена проводят на открытом воздухе до 1 ч, остальные — 2 ч. У 40 % школьников прогулка сокращена, а примерно треть из них — совсем не гуляют. Гигиенические рекомендации предусматривают для 15—16-летних подростков продолжительность отдыха на воздухе 2 ч 30 мин., для 17—18-летних — 1 ч 30 мин. Исследование показало, что половина учащихся 9-х и 10-х классов обоих общеобразовательных учреждений вообще не бывает на воздухе, помимо дороги в образовательное учреждение и обратно. В 11-м классе число таких учащихся достигло среди гимназистов 42 %, а среди школьников — 66 % (р < 0,01).
Таким образом, сокращение времени пребывания на открытом воздухе у детей школьного возраста может быть связано с выполнением учебной нагрузки как в школе, так и дома. Особенно это выражено у детей, посещающих Православную гимназию.
Качество проведения свободного времени у гимназистов и их сверстников-школьников отличается. Менее 30 % гимназистов младших классов тратят на просмотр ТВ-передач до 1 ч в день, а у 45 % школьников данного возраста на этот же вид деятельности расходуется до 2 ч. Увлеченность компьютерными играми среди гимназистов младшего звена в 2 раза меньше, чем среди их сверстников-школьников. 55 % гимназистов средних классов регулярно до 1,5 ч в рабочие дни просматривают телепередачи, 75 % подростков тратят на занятия с ПЭВМ до 40 мин в день, выполняя задания, полученные в гимназии. Три четверти школьников среднего звена смотрят ТВ-передачи до 2,5 ч в день, а в субботние и воскресные дни — до 3—5 ч. Кро-
ме того, 45 % школьников данного возраста более 40 мин в день проводят за компьютером. Просмотр ТВ-передач у 75 % гимназистов старших классов занимает не более 1 ч, у 65 % их сверстников-школьников затрачивается на это в 2,5 раза больше времени. Гимназисты старших классов достоверно меньше тратят времени на занятия с использованием ПЭВМ, чем их ровесники-школьники.
Таким образом, с точки зрения гигиенистов учащиеся Православной гимназии проводят свой досуг рациональнее.
Важно заметить, что, начиная с 2006 г., в рамках выполнения программы по оздоровлению детей, в Православной гимназии был организован круглогодичный лекторий «Здоровый образ жизни». Занятия проводились по следующим темам: «Гигиена полости рта», «Рациональное питание», «Занимательная математика нашего организма», «Компьютер и мы», «Гигиена одежды и обуви», «Гигиена кожи» и др.; занятия были адаптированы для различных возрастов обучающихся. Реализованная программа позволила изменить отношение ребят к режиму дня, сделав его более оптимальным, и повысить мотивацию детей и подростков на ведение здорового образа жизни. Несмотря на имеющие место отдельные нарушения гигиенических рекомендаций по организации режима дня, распределение суточного бюджета времени у учащихся Православной гимназии можно считать более рациональным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антропова М.В. Нормализация учебной нагрузки школьника / М.В. Антропова, В.И. Козлов. М., 1988. 160 с.
2. Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения воспитания детей / В.Р. Кучма. М.: МИОО, 2005. 224 с.
3. Степанова М.И. Гигиенические аспекты инноваций школьного образования / М.И. Степанова //Здоровье населения и среда обитания. 2008. № 12. С. 10—13.
4. Терзиева Е. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни подростков / Е. Терзиева, И. Рубцова, Э. Тарелова //Врач. 2008. № 1. С. 73.
Контактная информация:
Титова Юлия Валерьевна, тел.: 8 (4232) 451-340, е-mail: [email protected]
Contact information:
Titova Julia Valer'evna, phone: 8 (4232) 451-340, е-mail: [email protected]